Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 1
к приказу Минобразования РФ
от 23 марта 1998 г. N 769
Положение
об инструкторе детско-юношеского туризма
I. Общие положения
Звание "Инструктор детско-юношеского туризма" присваивается лицам, достигшим 18 летнего возраста, прослушавшим теоретический курс, выполнившим практические работы по программе "Инструктор детско-юношеского туризма", совершившим зачетный поход первой категории сложности и успешно сдавшим зачеты.
Лица, имеющие педагогическое образование и опыт руководства походами с учащимися, в том числе опыт руководства походом III степени сложности, могут, предоставив письменные практические работы, сдать зачеты на звание "Инструктор детско-юношеского туризма" экстерном.
Инструктор детско-юношеского туризма относится к туристским кадрам системы образования и является организатором туристско-краеведческой и экскурсионной работы в образовательных учреждениях любого типа. Имеет право руководить степенными походами, путешествиями, экскурсиями, походами I категории сложности. Проводить подготовку для выполнения нормативов на значки "Юный турист России" и "Турист России", спортивные разряды по туризму, готовить младших инструкторов туризма, участвовать в организации и руководстве туристскими лагерями, слетами, соревнованиями, краеведческими конференциями и другими видами туристско-краеведческой работы, вести занятия в туристских объединениях учащихся.
Звание "Инструктор детско-юношеского туризма" может учитываться при прохождении педагогическими работниками очередной аттестации.
II. Порядок присвоения звания
1. Звание "Инструктор детско-юношеского туризма" присваивают образовательные учреждения туристско-краеведческой направленности, или учреждения, имеющие туристско-краеведческие отделы.
2. Лицам, получившим инструкторские звания выдают удостоверения единого образца, установленного Центром детско-юношеского туризма Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации.
О присвоении инструкторских званий и прохождении курса (сбора, семинара) делается запись в удостоверение инструктора и учетной карточке (приложения 1, 2 к Положению об инструкторе детско-юношеского туризма), которая хранится в учреждении выдавшем удостоверение.
III. Общие права и обязанности
1. Инструктор детско-юношеского туризма пользуется преимущественным правом:
участвовать в учебных сборах, экспедициях, экскурсиях, путешествиях, походах с целью повышения туристского мастерства и квалификации;
получать туристское снаряжение для проведения туристских мероприятий с учащимися. Инструктор обеспечивается на время учебной работы необходимым снаряжением за счет организации проводящей (направляющей на) мероприятие;
2. Инструктор детско-юношеского туризма обязан:
готовить и воспитывать туристско-краеведческие кадры в лучших традициях российского туризма, организовывать и возглавлять туристские походы, путешествия, экспедиции и экскурсии, быть честным, принципиальным, требовательным, быть примером для юных туристов;
проводить туристские мероприятия так, чтобы они способствовали духовному, нравственному и физическому развитию, укреплению здоровья юных туристов. Воспитывать готовность к защите Отечества, смелость, мужество и выносливость, чувство коллективизма, сознательную дисциплину, способствовать расширению кругозора обучающихся, приобретению новых знаний и умений. Обучать различным формам и методам выживания в природной среде, истории родного края, влиять на повышение уровня туристского мастерства;
всю свою деятельность направлять на воспитание патриотизма, чувства долга и любви к Родине, ответственности подрастающего поколения перед обществом;
активно участвовать в развитии детско-юношеского туризма, туристско-краеведческой деятельности, охране природы, памятников истории и культуры;
целенаправленно развивать экологическое воспитание обучаемых;
быть организатором общественно-полезной деятельности юных туристов, бороться за высокую культуру российского туризма;
проводить все туристские мероприятия в строгом соответствии с нормативными документами Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации, Государственного комитета Российской Федерации по физической культуре и туризму и других государственных учреждений;
постоянно повышать свою общую культуру, методическую подготовленность и туристское мастерство.
3. Инструктор детско-юношеского туризма обязан проходить один раз в пять лет туристскую переподготовку.
4. Инструктор детско-юношеского туризма обязан обеспечить дисциплину среди обучаемых или руководимых им туристов, пресекать всякие нарушения установленных для туристов правил и норм, предостерегать туристов от переоценки своих сил и возможностей.
IV. Взыскания
Инструктор детско-юношеского туризма, проявивший безответственное отношение к своим обязанностям, грубо нарушивший нормативные документы по туристско-краеведческой работе с учащимися, либо совершивший поступки, недостойные педагога, может быть подвергнут взысканию вплоть до лишения звания.
V. Учет работы инструктора детско-юношеского
туризма и норма его нагрузки
Учет работы инструктора детско-юношеского туризма производит образовательное учреждение, в котором он состоит на учете или работает по трудовому договору.
Количество обучаемых одним инструктором и нормы педагогической нагрузки определяются нормативными документами по туристско-краеведческой работе, утвержденными Министерством общего и профессионального образования Российской Федерации.
Примерный учебный план
по подготовке инструкторов детско-юношеского туризма
N | Наименование темы | Количество часов | ||
Всего | Лекций | Практ. занятия |
||
1. 2. 3. 3.1. 3.2. 3.2.1. 3.2.2. 3.2.3. 3.2.4. 3.2.5. 3.3. 4. 4.1. 4.2. 4.3. 4.4. 4.5. 4.6. 4.7. 4.8. 4.9. 4.10. 5. 6. 7. 8. 9. |
История туризма в России. Туризм и краеве- дение в системе образования. Нормативные документы по вопросам туристс- кой и краеведческой работы с учащимися. Организация, содержание и формы туристско- краеведческой работы в образовательном уч- реждении. Организация и планирование туристской и краеведческой работы в образовательном уч- реждении. Формы туристско-краеведческой работы Работа туристско-краеведческих объединений Туристский лагерь Организация и проведение массовых туристс- ких мероприятий с учащимися Туристско-краеведческое движение "Отечест- во" Школьный музей Туристские маршруты и экскурсионные объекты родного края Организация, подготовка и проведение турис- тских походов с учащимися. Подготовка похода Финансовое, продовольственное и материаль- но-хозяйственное обеспечение похода Первая доврачебная помощь в походе. Гигиена юного туриста. Основы топографии и ориентирования Физическая и техническая подготовка юных туристов Меры по обеспечению безопасности в походах и на экскурсиях Содержание и методика выполнения краевед- ческих наблюдений и экспедиционных заданий. Общественно полезная работа юных туристов Организация и методика проведения экскурсий День в походе Подведение итогов похода Степенной учебный поход Особенности горных, лыжных, водных и вело- сипедных походов Учебная и воспитательная работа инструктора детско-юношеского туризма Стажировка с группами учащихся Зачетные занятия |
1 2 21 2 19 2 2 10 2 3 2 74 4 5 10 12 10 10 6 5 10 2 24 15 2 (вне 3 |
1 2 2 2 2 2 2 1 2 4 3 2 4 2 2 2 1 2 2 - 4 2 сетки - |
- - - - - 8 - 2 - - 2 8 8 8 8 4 4 8 - 24 11 - часов) 3 |
Всего: | 144 | 46 | 98 | |
Зачетный категорийный поход не менее | 56 ч. | - | 56 |
Программа
курса по подготовке инструкторов детско-юношеского туризма
1. История туризма в России.
Туризм и краеведение в системе образования.
Роль туризма в патриотическом воспитании учащихся
История туризма в России. Роль туристских походов, путешествий, экспедиций, экскурсий, краеведческих поисков в формировании характера учащегося, его нравственных принципов, патриотизма, повышения знаний.
Туризм - многофункциональное средство познания своего края, физического и духовного развития, оздоровления учащихся, активного участия в общественно полезной деятельности, привитие самостоятельности, трудовых и прикладных навыков.
Организация туризма в России. Роль государства и органов образования в развитии детско-юношеского туризма. Туристские организации страны.
Виды туризма: пешеходный, лыжный, горный, водный, велосипедный, характеристика каждого вида.
Понятие о спортивном туризме. Экскурсионный и зарубежный туризм.
Туристские нормативы на значки "Юный турист России" и "Турист России". Разрядные требования по спортивному туризму.
Формы туристско-краеведческой работы с учащимися.
Туристско-краеведческое движение учащихся "Отечество". Основные направления движения.
Примеры хорошей постановки туристско-краеведческой работы в школах. Условия успешного развития туризма в этих школах.
2. Нормативные документы по вопросам
туристско-краеведческой работы с учащимися
Инструкция по организации и проведению туристских походов, экспедиций и экскурсий с учащимися, воспитанниками и студентами Российской Федерации. (приложение N 1 к Приказу Министерства образования Российской Федерации от 13 июля 1992 г. N 293 "Об утверждении нормативных документов по туристско-краеведческой деятельности").
Положение о значке "Юный турист России" (приложение N 2 к приказу Министерства образования Российской Федерации от 13 июля 1992 г. N 293).
Примерный перечень продуктов питания, рекомендуемых при составлении суточного рациона юного туриста в походах и путешествиях. (приложение к письму Министерства образования Российской Федерации от 11 января 1993 г. N 9/32-Ф "О нормах расходов на питание в туристских мероприятиях").
Письмо Министерства образования Российской Федерации от 9 июня 1994 г. N 59-М "Об организации туристско-краеведческой и экскурсионной работы с учащимися".
Положение о маршрутно-квалификационных комиссиях образовательных учреждений (МКК ОУ) Минобразования России. (Приложение N 2 к приказу Министерства образования Российской Федерации от 28 апреля 1995 года N 223 "Об активизации туристско-краеведческой деятельности с обучающимися и подготовке летнего отдыха".)
Письмо Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации от 10 июня 1997 г. N 21-54-33 ип/03 "О порядке учета средств и составления отчетности по туристским многодневным походам, экскурсиям и туристским лагерям учащихся".
Правила организации и проведения туристских соревнований с учащимися (утверждены Министерством образования Российской Федерации и Государственным комитетом Российской Федерации по физической культуре и туризму 25 августа 1995 года).
Разрядные требования по спортивному туризму и туристскому многоборью утвержденные постановлением совета Туристско-спортивного союза России от 12 июня 1995 г. N 7.
3. Организация, содержание и формы туристской
и краеведческой работы в образовательном учреждении
3.1. Организация и планирование туристско-краеведческой
работы в образовательном учреждении
План туристско-краеведческой работы - составная часть плана учебно-воспитательной работы образовательного учреждения. Массовая и кружковая форма работы. Туризм в планах работы классных руководителей. Планирование походов с учетом сезонности. Участие в районных, городских и областных туристских мероприятиях. Увязка планируемых маршрутов походов и экскурсий с учебной программой и нормативами на значки "Юный турист России" и "Турист России".
Зависимость планов туристско-краеведческой работы в образовательном учреждении от уровня развития, туристских традиций и степени подготовленности учителей.
Утверждение годового плана.
Особенности планирования работы в сельских и интернатных образовательных учреждениях.
Структура управления туристско-краеведческой работы образовательного учреждения.
Работа туристского актива. Работа с классными руководителями.
Клуб юных туристов: состав, структура, обязанности членов клуба, содержание работы.
Работа с педагогическим коллективом, проведение семинаров, учебно-тренировочных походов, соревнований, пропаганда туризма среди учителей, анализ работы.
Роль администрации образовательного учреждения, родителей, общественных организаций. Контакты с организациями и учреждениями, содействующими проведению туристско-краеведческой работе: Центры и станции детско-юношеского туризма, Дворцы и дома творчества, маршрутно-квалификационные комиссии, клубы и объединения по месту жительства, клубы туристов, общества охраны природы, охраны памятников истории и культуры, музеи и другие.
Пропаганда туризма среди родителей. Туристская стенгазета и радиопередачи.
Финансирование и материальная база туристско-краеведческой работы в образовательном учреждении. Составление смет, источники финансирования, финансовая отчетность. Пополнение фондов туристского инвентаря и снаряжения, методических материалов, литературы, учебных пособий.
Учет туристско-краеведческой работы в школе. Формы отчетной документации.
Практическая работа N 1: составление перспективного плана туристско-краеведческой работы на учебный год.
3.2. Формы туристско-краеведческой работы
Формы туристско-краеведческой работы: поход, путешествие, экскурсия, прогулка, слет, соревнования, кружки и клубы, туристский лагерь, работа поисковых групп, школьный музей, туристский вечер и другие.
3.2.1. Работа туристско-краеведческих объединений
Цели и задачи создания туристско-краеведческих объединений в образовательных учреждениях. Профиль объединения. Подготовка туристского актива - одна из главных задач работы объединения.
Типовые программы туристско-краеведческих объединений. Учебные планы и режим работы, наполняемость, состав. Учет работы. Оплата педагогов дополнительного образования.
Соблюдение принципа последовательности в накоплении знаний и опыта походов, в усложнении требований и задач.
Учет возрастных особенностей и интересов детей при организации и планировании работы объединений. Соблюдение принципа увлекательности в работе объединения.
Особенности объединений второго и третьего года работы. Примерный план работы кружка пешеходного туризма на учебный год. Организация занятий. Методические рекомендации к проведению занятий по основным разделам учебного плана.
Школьный туристский клуб: задачи, положение о клубе, устав, структура, клубная символика, клубное самоуправление.
Формы работы актива в своем образовательном учреждении.
3.2.2. Туристский лагерь
Педагогический смысл создания школьного туристского лагеря образовательного учреждения. Профиль, задачи работы лагеря. Реализация принципов самоуправления и самообслуживания.
Инициативная группа, штаб, совет лагеря. Участие администрации учреждения, родительского комитета. Устав лагеря. План подготовки и строительства лагеря.
Подбор состава лагеря. Педколлектив лагеря. Вопросы финансирования, снабжения продуктами, топливом.
Содержание работы лагеря: режим дня, система самообслуживания (виды трудовой деятельности и организация трудового процесса), учебная работа в лагере, графики походов, досуг в лагере, общественно полезная работа членов туристского лагеря, система самоуправления (работа совета командиров).
Требования к месту расположения и планировки территории лагеря. Получение разрешения на открытие лагеря в местных органах власти и СЭС, согласование вопросов с лесхозом и другими организациями.
Подбор и подготовка инструкторов и воспитателей.
Документация лагеря.
Оборудование и стройматериалы.
3.2.3. Организация и проведение массовых
туристских мероприятий с учащимися
Виды массовых мероприятий, их характеристика по целям и форме проведения.
Документация (положение, условия проведения, смета, план подготовки и проведения, отчет), ее составление, обсуждение и утверждение.
Вопросы финансирования массовых мероприятий. Согласование вопросов проведения массовых мероприятий с местными органами власти, СЭС.
Роль туристского актива учащихся и учителей в подготовке и проведении массовых мероприятий. Участие родительского актива, бывших воспитанников, работников учреждений дополнительного образования в проведении мероприятий. Привлечение спонсоров.
Тематический звездный поход-слет, проведение зачетных маршрутов: посвящение, положение, состав участников, выбор места, прокладка маршрутов, подготовка карт и заданий, обеспечение безопасности, проведение линейки, митинга, игр и развлечений на поляне слета, помощь лесничеству, подведение итогов.
Туристские соревнования школьников: цели и задачи, положение, программа и виды соревнований, судейская коллегия, состав участников, подготовка полигонов и маршрутов, согласование мест проведения соревнований с местными органами власти, лесхозами, управлениями государственного пожарного надзора, УВД и СЭС. Обеспечение безопасности проведения соревнований. Материальное обеспечение соревнований, водоснабжения, обеспечение дровами, подведение итогов и награждение.
"Правила организации и проведения туристских соревнований учащихся Российской Федерации" - основной документ при проведении туристских соревнований.
Содержание, вопросы организации и проведения соревнований по отдельным видам.
Практическая работа N 2: личное участие в проведении одного из массовых мероприятий, организованного школой или внешкольным учреждением - представить письменный отчет о проведенном мероприятии, заверенный образовательным учреждением.
Практическая работа N 3: участие в подготовке учебных трасс для соревнований в составе слушателей семинара.
3.2.4. Туристско-краеведческое движение "Отечество"
Положение о движении "Отечество". Направления деятельности. Формы деятельности.
Краеведческий туристский слет-конференция: тема и задачи слета-конференции, план подготовки и проведения, состав участников, подготовка выступлений, выставок, конкурсов, использование технических средств и необходимого оборудования, подведение итогов, награждение.
3.2.5. Школьный музей
Положение о школьном музее (приказ Министерства просвещения СССР от 15.10.1985 г. N 190).
Определение основного содержания музея. Создание тематико-экспозиционного плана школьного музея.
Методика сбора и обработки материалов. Учет и хранение экспонатов. Музейные фонды.
Использование материалов музея в учебной и воспитательной работе. Планирование работы. Формы массовой работы музея.
Работа совета музея. Связь с государственными музеями.
Туристские, краеведческие выставки: тема и задачи выставки, положение, экспозиционный план, отбор экспонатов, подбор жюри, план работы выставки, подготовка экскурсоводов, подведение итогов, награждение.
3.3. Туристские маршруты и экскурсионные объекты родного края
Разделы программ образовательных учебных заведений с изучением материалов о своем крае. Перечень экскурсий по учебным программам.
Физико-географический обзор края. Природные особенности. Растительный и животный мир, полезные ископаемые. Рельеф. Главные реки и озера. Административное деление края. Транспортные магистрали. Промышленность.
Сведения о прошлом края. Памятники истории и культуры.
Экономика и культура края, перспективы его развития.
Рекомендуемые объекты экскурсий, однодневные и степенные маршруты. Наиболее интересные многодневные маршруты, в том числе маршруты I и II категорий сложности по родному краю.
Создание картотеки маршрутов и экскурсионных объектов края.
4. Организация, подготовка и проведение
туристских походов с учащимися
4.1. Подготовка похода
Исходные условия: определение целей похода, допустимая продолжительность, протяженность, сложность и стоимость похода для данной группы.
Комплектование туристской группы, предварительный медицинский осмотр участников. Требования руководителя к участникам. Контакт руководителя с родителями.
Принципы самоуправления и самообслуживания: распределение обязанностей в группе (должностей), подготовка ответственных за участки работ. Составление плана подготовки похода.
Выбор и изучение района похода, разработка маршрута. Главные требования к построению "нитки" маршрута и плана-графика похода. Линейная, кольцевая, радиальная схемы построения маршрута, их сочетание в плане движения.
Понятие о тактике и технике в туризме.
Разработка календарного плана-графика похода.
Оформление походной документации, утверждение похода.
Обязанности администрации образовательного учреждения, участие учреждений дополнительного образования, родителей в подготовке похода.
Работа маршрутно-квалификационных комиссий образовательных учреждений.
Оформление категорийных путешествий в маршрутно-квалификационной комиссии.
4.2. Финансовое, продовольственное и материально-хозяйственное
обеспечение похода
Общие положения финансирования туристских походов с учащимися. Виды расходов. Источники финансирования. Система оплаты через путевки. Родительские средства, дотации, привлеченные средства. Денежные операции в походе, ведение учетной документации.
Составление и утверждение сметы расходов на поход.
Работа казначея в группе.
Составление финансового отчета о походе.
Обязанности завхоза по питанию в туристской группе. Разработка типовых меню и режима питания с учетом сезона и вида туризма. Закупка, расфасовка и упаковка продуктов. Хранение и учет расхода продуктов в походе. Пополнение продовольствия в пути. Работа дежурных поваров. График дежурств.
Снаряжение для пешеходного похода: личное, групповое, специальное. Требование к снаряжению. Хранение и укладка снаряжения. Обязанности завхоза по снаряжению. Работа ремонтного мастера в группе. Подготовка и ремонт снаряжения. Проверка личного снаряжения участников похода. Распределение общественного снаряжения. Нормы весовых нагрузок юных туристов.
Практическая работа N 4: составление сметы расходов на поход.
Рацион и организация питания в походе. Примерный перечень продуктов питания. Нормы расхода продуктов.
Составление типового меню питания в походе.
Составление списков личного, группового снаряжения и ремонтного набора.
4.3. Первая доврачебная помощь в походе.
Гигиена юного туриста
Соблюдение гигиенических требований в походе. Походный травматизм. Заболевания в походе. Профилактика травматизма и заболеваний. Работа руководителя с группой по воспитанию самоконтроля и привитию гигиенических навыков.
Помощь при различных травмах. Тепловой и солнечный удар, ожоги, помощь утопающему, обмороженному, пораженному электрическим током. Искусственное дыхание. Непрямой массаж сердца. Респираторные и простудные заболевания. Укусы насекомых и пресмыкающихся. Пищевые отравления и желудочные заболевания.
Транспортировка пострадавшего.
Санитар походной группы, его обязанности при подготовке и во время похода. Санитарный контроль за посудой, чистотой тела, состоянием участников.
Состав, хранение, учет и использование походной медицинской аптечки в пути.
4.4. Основы топографии и ориентирования
Определение топографии и топографических карт.
Значение топографических карт в народном хозяйстве и обороне государства, значение топокарт для туристов.
Масштаб. Виды масштабов. Масштабы топографических карт. Понятие о генерализации.
Понятие о местных предметах и топографических знаках. Изучение топознаков по группам. Масштабные и немасштабные знаки, площадные (заполняющие) и контурные знаки. Сочетание знаков. Пояснительные цифровые и буквенные характеристики.
Что такое рельеф. Способы изображения рельефа на картах. Сущность способа горизонталей. Сечение. Заложение. Горизонтали основные, утолщенные и полугоризонтали. Бергштрих. Подписи горизонталей. Отметки высот, урезы вод.
Типичные формы рельефа и их изображение на топографической карте. Характеристика местности по рельефу.
Измерение расстояний на карте. Курвиметр.
Три отличительных свойства карт: возраст, масштаб, нагрузка (специализация). Старение карт. Какие карты пригодны для разработки маршрутов и для ориентирования в пути.
Рамка топографической карты. Номенклатура. Географические и прямоугольные координаты (километровая сетка карты). Определение координат точек на карте.
Что такое азимут. Азимут истинный и магнитный. Магнитное склонение. Азимутальное кольцо. Дирекционный угол. Измерение и построение углов (направлений) на карте.
Компас. Типы компасов. Устройство компаса. Поверки компаса. Правила обращения с компасом.
Четыре действия с компасом. Что такое визирование. Порядок действий при прямой и обратной засечках.
Способы и правила копирования карт.
Некоторые приемы обучения юных туристов основам топографии: наглядные пособия, упражнения, задачи, конкурсы, игры и соревнования по топографии.
Определение сторон горизонта по небесным светилам. Угловая скорость Солнца. Нахождение Полярной звезды. Приближенное определение сторон горизонта по признакам местных предметов.
Способы измерения расстояния на местности. Значение и способы тренировки глазомера. Средний шаг, его измерения. Измерение расстояний шагами и по времени движения.
Практическая работа N 5: копирование на кальку участка топографической карты.
4.5. Физическая и техническая подготовка юных туристов
Физиологические особенности детского организма.
Значение физической и морально-волевой подготовки туриста. Противопоказания к участию в туристском походе.
Программа физических тренировок. Комплекс упражнений. Спортивные игры, беговые тренировки. Система тренировок, постепенное возрастание нагрузок.
Маршевая подготовка в тренировочных походах.
Закаливание организма. Гигиена при тренировках.
Понятие о технике пешеходного туризма.
Обучение правилам и техническим приемам движения в нормальных и усложненных метеоусловиях, на подъемах и спусках, на бродах, по болоту, в густом лесу и кустарнике, через завалы, по осыпям.
Обеспечение страховки при преодолении естественных препятствий. Альпеншток, веревки, репшнур, карабин. Вязка узлов, применяемых в туризме, их прочность, назначение, использование.
Обычный режим движения в походе. Отклонения от обычного режима. Движение на маршруте строем, обязанности проводника и замыкающего. Темп движения в разных условиях.
Определение ориентирования. Значение умения ориентирования на марше.
Обучение ориентированию на маршруте. Движение по карте, по азимуту. Учет магнитного склонения, магнитных аномалий. Определение направления ночью, в условиях ограниченной видимости.
Организация движения группы по маршруту на принципах самообслуживания. Обязанности проводника и топографа группы. График дежурств проводников. Разведка маршрута. Расчет движения на участке. Контрольные ориентиры. Хронометраж движения.
4.6. Меры по обеспечению безопасности
в походах и на экскурсиях
Определение контрольных пунктов и сроков сообщения с маршрута. Установление связи с поисково-спасательной службой МЧС России.
Правила пользования транспортом.
Правила движения по дорогам и улицам
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.