Постановление Правительства РФ от 16 января 1995 г. N 43
"О федеральной целевой программе "Создание и развитие Российской системы предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях"
27 декабря 1997 г.
В целях предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Одобрить прилагаемую Федеральную целевую программу "Создание и развитие Российской системы предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях", представленную Министерством экономики Российской Федерации.
2. Утвердить государственными заказчиками Федеральной целевой программы "Создание и развитие Российской системы предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях" Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Министерство образования Российской Федерации и Государственный комитет Российской Федерации по высшему образованию.
3. Министерству финансов Российской Федерации и Министерству экономики Российской Федерации при формировании проекта федерального бюджета предусматривать выделение средств на финансирование Федеральной целевой программы "Создание и развитие Российской системы предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях".
Председатель Правительства |
В.Черномырдин |
Федеральная целевая программа
"Создание и развитие Российской системы предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях"
(Одобрена постановлением Правительства РФ от 16 января 1995 г. N 43)
27 декабря 1997 г.
Постановлением Правительства РФ от 27 декабря 1997 г. N 1640 срок реализации настоящей федеральной целевой программы продлен до конца 1999 г.
Федеральная целевая программа "Создание и развитие Российской системы предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях" (далее именуется - Программа) разработана в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 20 февраля 1992 г. N 105 "О плане основных мероприятий Российской Федерации по вопросам гражданской обороны, предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на 1992 год".
Российская система предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях (РСЧС) создана в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 апреля 1992 г. N 261.
В результате чрезмерной концентрации промышленности в отдельных регионах, усложнения технологических процессов, использования значительного числа взрыво-, пожаро-, радиационно- и химически опасных веществ и износа оборудования наблюдается рост количества аварий и катастроф, увеличивается число человеческих жертв, возрастает материальный ущерб от чрезвычайных ситуаций техногенного характера. Велики социально-экономические последствия природных чрезвычайных ситуаций.
Опыт ликвидации последствий аварий, катастроф и стихийных бедствий показывает необходимость повышения оперативности управления процессами предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. На качественно новый уровень необходимо поднять готовность населения и специалистов РСЧС к действиям в чрезвычайных ситуациях. Требуют дальнейшего развития и оснащения современными техническими средствами силы РСЧС. Постоянную опасность представляют собой аварии и катастрофы на химически опасных объектах, так как их высокая концентрация в городах и отдельных регионах делает население особо уязвимым при возникновении чрезвычайных ситуаций.
Кардинальное решение проблемы защиты населения и территорий Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера и уменьшение их социально-экономических и экологических последствий возможно только с осуществлением комплекса мероприятий по предупреждению и обеспечению готовности к действиям в чрезвычайных ситуациях.
1. Технико-экономическое обоснование
Программа направлена на повышение эффективности мероприятий по защите населения, предупреждению и обеспечению готовности к действиям при авариях, катастрофах и стихийных бедствиях.
Программой предусматривается осуществить на местном, региональном и федеральном уровнях управления РСЧС комплекс мер по предупреждению и подготовке к действиям в чрезвычайных ситуациях техногенного и природного характера.
Программа состоит из следующих подпрограмм:
создание автоматизированной информационно-управляющей системы предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях (АИУС РСЧС);
обучение населения, подготовка специалистов органов управления РСЧС и сил ликвидации чрезвычайных ситуаций;
оснащение техническими средствами сил РСЧС;
безопасность населения при чрезвычайных ситуациях, связанных с хранением, производством, применением, транспортированием и утилизацией химически опасных веществ и изделий на их основе.
Создание АИУС РСЧС направлено на расширение возможности системы управления РСЧС по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, выработку оптимальных решений на всех уровнях управления РСЧС, а также повышение готовности систем связи и оповещения, сил и средств РСЧС к действиям в чрезвычайных ситуациях.
Обучение населения, подготовка специалистов органов управления РСЧС и сил ликвидации чрезвычайных ситуаций предусматривает создание новой государственной системы подготовки специалистов и населения, основанной на применении новых учебных программ и методик обучения, компьютерных средств, интенсивных методов обучения.
Оснащение техническими средствами сил РСЧС предусматривает разработку и поставку аварийно-спасательным формированиям министерств, ведомств и организаций Российской Федерации современных образцов специальной техники и снаряжения для производства аварийно-спасательных и других неотложных работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Разработка мер безопасности населения при чрезвычайных ситуациях, связанных с хранением, производством, применением, транспортированием и утилизацией химически опасных веществ, предусматривает проведение оценки технического состояния наиболее опасных объектов и выполнение мероприятий по повышению их химической безопасности, а также создание системы анализа, оценки и управления риском химической опасности.
Реализация мероприятий Программы, по оценке экспертов, позволит почти в 2 раза сократить человеческие жертвы и до 40 процентов снизить ущерб от аварий, катастроф и стихийных бедствий. При этом планируемые затраты на реализацию Программы составят не более 5 - 7 процентов от ущерба, возможного в случае возникновения чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера.
2. Этапы выполнения Программы
В рамках Программы предусматривается осуществить в 1993 - 1997 годах комплекс мероприятий, направленных на создание и дальнейшее развитие РСЧС (Приложение N 1).
Программа выполняется в два этапа.
Первый этап - 1993 - 1995 годы.
Подпрограмма "Создание АИУС РСЧС" предусматривает создание и введение в опытную эксплуатацию основных звеньев автоматизированной информационно-управляющей системы для решения первоочередных задач по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Подпрограмма "Обучение населения, подготовка специалистов органов управления РСЧС и сил ликвидации чрезвычайных ситуаций" включает в себя следующие мероприятия:
разработку учебных программ и нормативно-методических документов для организации подготовки специалистов органов управления РСЧС и сил ликвидации чрезвычайных ситуаций;
разработку учебных программ "Основы безопасности жизнедеятельности" и "Безопасность жизнедеятельности" и организацию обучения;
обновление учебно-материальной базы учебно-методических центров.
Подпрограмма "Оснащение техническими средствами сил РСЧС" предусматривает:
проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по созданию семейства специализированных поисково-спасательных автомобилей высокой проходимости, приборов поиска пострадавших в завалах, универсального аварийно-спасательного инструмента, средств индивидуальной защиты спасателей;
подготовку и освоение серийного производства аварийно-спасательного инструмента, специальных транспортных средств, эластомерных силовых конструкций;
оснащение техническими средствами и снаряжением подразделений гражданской обороны и аварийно-спасательных формирований МЧС России.
Второй этап - 1995 - 1997 годы.
Подпрограмма "Создание АИУС РСЧС" предусматривает:
создание местных звеньев АИУС РСЧС и организацию их информационного взаимодействия с региональным и федеральным уровнями управления РСЧС;
завершение работ по сопряжению АИУС РСЧС с автоматизированными системами функциональных и ведомственных подсистем РСЧС;
внедрение видеоинформационного обеспечения и современных средств связи.
Подпрограмма "Обучение населения, подготовка специалистов органов управления РСЧС и сил ликвидации чрезвычайных ситуаций" включает в себя:
внедрение в полном объеме в процесс обучения учащихся общеобразовательных учреждений, учреждений среднего и высшего профессионального образования программ обучения по специальностям "Основы безопасности жизнедеятельности" и "Безопасность жизнедеятельности";
подготовку специалистов органов управления РСЧС и сил ликвидации чрезвычайных ситуаций;
проведение информационной и пропагандистской работы с населением по защите от чрезвычайных ситуаций (создание кинофильмов, специальных теле- и радиопрограмм, издание литературы);
завершение работ по совершенствованию учебно-материальной базы учебно-методических центров в регионах и в Академии гражданской защиты МЧС России.
Подпрограмма "Оснащение техническими средствами сил РСЧС" предусматривает:
создание многоцелевых авиационных комплексов аварийно-спасательных средств, машин разведки, мобильных робототехнических комплексов;
создание учебно-испытательного центра МЧС России;
оснащение техническими средствами и снаряжением подразделений гражданской обороны и аварийно-спасательных формирований министерств, ведомств и организаций Российской Федерации.
Подпрограмма "Безопасность населения при чрезвычайных ситуациях, связанных с хранением, производством, применением, транспортированием и утилизацией химически опасных веществ и изделий на их основе" включает в себя:
создание системы обеспечения химической безопасности населения и территорий на региональном уровне РСЧС;
разработку проектов законов, государственных стандартов и других нормативных документов, устанавливающих требования к различным сферам и направлениям обеспечения химической безопасности;
реализацию мероприятий по снижению уровня химической опасности в отдельных видах производств;
совершенствование систем контроля и управления химической опасностью;
разработку средств контроля и индикации различных видов химически опасных веществ и организацию их серийного производства;
разработку средств защиты от химически опасных веществ и организацию их серийного производства.
3. Механизм реализации и конечные результаты Программы
Реализация мероприятий Программы осуществляется министерствами, ведомствами и организациями Российской Федерации - исполнителями Программы по согласованным с МЧС России планам, а по подпрограмме "Обучение населения, подготовка специалистов органов управления РСЧС и сил ликвидации чрезвычайных ситуаций" - работа организуется на основе совместных приказов МЧС России, Минобразования России и Госкомвуза России.
МЧС России, исходя из средств, выделяемых на каждый финансовый год, утверждает по каждой подпрограмме планы реализации мероприятий с указанием количественных показателей и финансовых затрат.
Выполнение мероприятий Программы ведется на основе договоров с исполнителями.
Организация выполнения мероприятий Программы на территориальном уровне управления РСЧС обеспечивается на основе актов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, начальников гражданской обороны предприятий, учреждений и организаций. Контроль за ходом выполнения мероприятий на территориальном уровне РСЧС возлагается на региональные центры МЧС России и местные органы управления РСЧС.
Финансирование мероприятий Программы осуществляется с учетом инфляционных процессов за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов (Приложение N 2).
Конечными результатами Программы являются:
создание АИУС РСЧС на федеральном, региональном и местном уровнях управления РСЧС и ее сопряжение с функциональными и ведомственными подсистемами РСЧС;
создание системы обучения в общеобразовательных учреждениях и учреждениях среднего и высшего профессионального образования по программам "Основы безопасности жизнедеятельности" и "Безопасность жизнедеятельности";
подготовка населения, руководящего и командно-начальствующего состава сил РСЧС, специалистов аварийно-спасательных формирований министерств, ведомств и организаций Российской Федерации к действиям в чрезвычайных ситуациях;
освоение производства современных технических средств для выполнения аварийно-спасательных и других неотложных работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций;
разработка и оснащение сил РСЧС комплексами авиационных средств экстренного реагирования, специальными аварийно-спасательной техникой и транспортными средствами, приборами разведки и контроля, механизированным аварийно-спасательным инструментом, средствами защиты и оказания помощи пострадавшим;
создание системы обеспечения химической безопасности населения и территорий;
разработка нормативных документов, регламентирующих вопросы обеспечения безопасности населения при чрезвычайных ситуациях, связанных с хранением, производством, применением, транспортированием и утилизацией химически опасных веществ;
совершенствование системы контроля и управления химической опасностью;
разработка и производство средств защиты от химически опасных веществ.
Приложение N 1
к федеральной целевой программе
"Создание и развитие Российской
системы предупреждения и действий
в чрезвычайных ситуациях"
Мероприятия
федеральной целевой программы "Создание и развитие Российской системы предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях"
1. Подпрограмма "Создание автоматизированной информационно-управляющей системы предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях"
млн. рублей
(в ценах января 1994 г.)
Наименование мероприятий |
Финан- сирова- ние за счет феде- рально- го бюд- жета - всего |
В том числе | ||||
1993 год |
1994 год |
1995 год |
1996 год |
1997 год |
||
Создание АИУС на федеральном уровне управления РСЧС (центр управления, главный и запасной вычислительные цен- тры, основной и запасной пункты управления МЧС Рос- сии, абонентские пункты шта- бов управления силами РСЧС центрального подчинения) Создание АИУС на региональ- ном уровне управления РСЧС (9 региональных информацион- но-управляющих центров, або- нентские пункты управления силами РСЧС регионального подчинения, 9 мобильных ин- формационно-управляющих цен- тров) Создание АИУС на местном уровне управления РСЧС (ин- формационно-управляющие цен- тры комиссий по чрезвычайным ситуациям субъектов Россий- ской Федерации, абонентские пункты штабов по делам граж- данской обороны и чрезвычай- ным ситуациям органов мест- ного самоуправления) Создание опытной зоны АИУС РСЧС на базе Северо-Западно- го региона Сопряжение АИУС РСЧС с функ- циональными и ведомственными подсистемами РСЧС и необхо- димое развитие этих подсис- тем Разработка специального программного и информацион- ного обеспечения АИУС РСЧС 2. Подпрограмма специалистов ликвидаци Совершенствование учебно-ма- териальной базы Академии гражданской защиты МЧС Рос- сии Разработка и внедрение в процесс обучения учащихся общеобразовательных учрежде- ний и учреждений среднего и высшего профессионального образования программ обуче- ния "Основы безопасности жизнедеятельности" и "Безо- пасность жизнедеятельности" Создание и развитие на базе Тульского объединенного учебно-методического центра постоянно действующего детс- ко-юношеского городка "Ост- ров безопасности" Развитие и совершенствование учебно-методических центров по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Создание тренажера для под- готовки руководящего, коман- дно-начальствующего состава и сил РСЧС и освоение его опытного производства Оснащение учебных центров ведомственных подсистем РСЧС автоматизированными обучаю- щими системами на базе виде- окомпьютерной техники и спе- циального программного обес- печения Разработка нормативно-мето- дических документов по орга- низации подготовки специа- листов органов управления РСЧС, сил ликвидации чрезвы- чайных ситуаций и населения Организация и проведение работ по пропаганде и инфор- мированию населения о чрез- вычайных ситуациях (создание и тиражирование кино- и телефильмов, радиопрограмм, издание литературы) Обучение населения, не заня- того в сфере производства и обслуживания (16,5 млн. че- ловек) Организация и проведение подготовки руководящего и командно-начальствующего состава и сил РСЧС (950 тыс. человек) Подготовка специалистов ава- рийно-спасательных формиро- ваний министерств, ведомств и организаций Российской Федерации (58 тыс. человек) Подготовка специалистов для территориальных органов уп- равления МЧС России, других министерств и ведомств Рос- сийской Федерации Мин Организация и проведение обучения учащейся молодежи Переподготовка преподавате- лей в институтах усовершенс- твования учителей и повыше- ния квалификации работников образования Подготовка преподавателей на факультетах повышения квали- фикации при педагогических вузах и на базе Тульского объединенного учебно-методи- ческого центра Разработка и издание учебно- методических пособий и программ обучения студентов педагогических вузов и слу- шателей факультетов повыше- ния квалификации при педаго- гических вузах Организация подготовки спе- циалистов по программе "Бе- зопасность жизнедеятельнос- ти" (1000 человек в год) Переподготовка и повышение квалификации преподавателей по программе "Безопасность жизнедеятельности" (200 че- ловек в год) 3. Подпрогра ср Опытно-конструкторские рабо- ты по созданию новой аварий- но-спасательной техники в том числе: многоцелевого комплекса ави- ационных средств учебно-испытательного центра МЧС России комплексов аварийно-спаса- тельной техники специального механизирован- ного аварийно-спасательного инструмента и средств инже- нерной техники средств индивидуальной защи- ты разработка приборов поиска и контроля Подготовка производства тех- нических средств для оснаще- ния сил РСЧС в том числе: специальных автомобилей комплектов гидравлического инструмента комплектов электроинструмен- та прибора поиска и комплекта специального спасательного снаряжения дизель-электрических агрега- тов комплектов эластомерных си- ловых конструкций комплектов механизированного инструмента Закупка технических средств для оснащения сил РСЧС в том числе: специальной аварийно-спаса- тельной техники комплекса авиационных средств экстренного реагиро- вания специальных транспортных средств, оснащенных оборудо- ванием для проведения ава- рийно-спасательных работ приборов поиска, разведки и контроля специального механизирован- ного аварийно-спасательного инструмента средств индивидуальной защи- ты и оказания помощи постра- давшим медицинских средств и обору- дования вспомогательного оборудова- ния и дополнительного иму- щества, в том числе мобиль- ных быстровозводимых модулей перспективных аварийно-спа- сательных и других техничес- ких средств для оснащения учебно-испытательного центра МЧС России |
6272 12400 170 20920* 531 3078 2199 quot;Обучени рганов чрезвы МЧС Р 8296 112 923 13116 104 4037 54 1898 21600* 64000* 132400 6000 бразова 38920 368438* 316* 490 5901 оскомву 114560 1040 ма "Осн дствами 75280 38760 5270 16640 8560 3000 3050 2300 310 460 270 70 280 350 560 527110 201960 13800 69900 64630 78390 47090 7500 37930 5910 |
200 30 30 - 122 60 70 насел правле айных ссии 105 29 - - 4 - 52 49 - - - - ие Рос - - - - - Росси - - щение сил РС 410 - 60 120 90 120 20 1210 310 460 270 70 100 - - 890 - - 100 20 360 360 10 40 - |
1002 980 140 - 409 40 329 ния, п ия РСЧ итуаци 1038 13 123 3276 100 895 2 454 5400* 16000* 34600 - ии 9580 86438* 76* 100 1475 28640 260 ехниче С" 14870 2000 3010 4150 4150 1180 380 - - - - - - - - 40250 10710 7680 4700 1610 6030 1730 290 4590 2910 |
2030 1610 - 6100* - 1400 400 дготов и сил " 2313 70 400 2400 - 3142 - 465 5400* 16000* 32600 2000 9780 94000* 80* 130 1476 28640 260 кими 20000 11500 600 4590 1810 500 1000 1090 - - - - 180 350 560 161220 41250 6120 44100 15750 24000 13500 2400 11100 3000 |
2180 4610 - 7700* - 1476 700 а 2560 - 200 4075 - - - 465 5400* 16000* 32600 2000 9780 94000* 80* 130 1475 28640 260 20000 13000 600 3600 1350 500 950 - - - - - - - - 162250 75000 - 9000 25750 24000 15000 2400 11100 - |
860 5170 - 7120* - 102 700 2280 - 200 3365 - - - 465 5400* 16000* 32600 2000 9780 94000* 80* 130 1475 28640 260 20000 12260 1000 4180 1160 700 700 - - - - - - - - 162500 75000 - 12000 21500 24000 16500 2400 11100 - |
________________________________________________________________________
* Финансирование производится за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.
4. Подпрограмма "Безопасность населения при чрезвычайных ситуациях, связанных с хранением, производством, применением, транспортированием и утилизацией химически опасных веществ и изделий на их основе (Химическая безопасность)"
млн. рублей
(в ценах января 1994 г.)
Наименование мероприятий | Финансирование за счет федерального бюджета |
В том числе | ||
1995 год |
1996 год |
1997 год |
||
за счет бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов - всего |
||||
Создание системы органов обеспечения химической безо- пасности при возникновении чрезвычайных ситуаций и для их предупреждения Правовое и нормативно-техни- ческое обеспечение химичес- кой безопасности при чрезвы- чайных ситуациях Совершенствование системы надзора и контроля над хими- ческой опасностью Мероприятия по снижению уровня химической опасности при хранении, производстве, применении, транспортировке и утилизации химически опас- ных веществ и материалов Разработка информационных и технических систем и средств, обеспечивающих хи- мическую безопасность Мероприятия по предупрежде- нию, защите населения и по- вышению готовности сил к действиям в чрезвычайных ситуациях Международное сотрудничество в области обеспечения хими- ческой безопасности |
4818 ---- 3692 2953 481 --- 260 7334 ---- 3796 15087 6929 ---- 6916 540 |
1854 ---- 1664 1355 224 --- - 2649 ---- 572 6003 1126 ---- 78 286 |
2288 ---- 1664 1136 195 --- 130 2857 ---- 910 5582 4243 ---- 3718 231 |
676 --- 364 462 62 --- 130 1828 ---- 2314 3502 1560 ---- 3120 23 |
Приложение N 2
к федеральной целевой программе
"Создание и развитие Российской
системы предупреждения и действий
в чрезвычайных ситуациях"
Объемы финансирования
подпрограмм федеральной целевой программы "Создание и развитие Российской системы предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях"
млрд. рублей
(в ценах января 1994 г.)
Наименование подпрограмм |
Финансирова- ние за счет федерального бюджета |
В том числе | ||||
1993 год |
1994 год |
1995 год |
1996 год |
1997 год |
||
за счет бюд- жетов субъ- ектов Рос- сийской Фе- дерации и местных бюд- жетов - все- го |
||||||
Создание автоматизи- рованной информацион- но-управляющей систе- мы предупреждения и действий в чрезвычай- ных ситуациях Обучение населения, подготовка специалис- тов органов управле- ния РСЧС и сил ликви- дации чрезвычайных ситуаций Оснащение технически- ми средствами сил РСЧС Безопасность населе- ния при чрезвычайных ситуациях, связанных с хранением, произ- водством, применени- ем, транспортировани- ем и утилизацией хи- мически опасных ве- ществ и изделий на их основе (Химическая безопасность) Всего по программе "Создание и развитие Российской системы предупреждения и дей- ствий в чрезвычайных ситуациях на 1993 - 1997 годы" |
24,65 ----- 20,92 327,85 ------ 454,35 604,69 38,14 ----- 14,66 995,33 ------ 488,93 |
0,51 ---- - 0,24 ---- - 2,51 - 3,26 ---- - |
2,9 --- - 80,55 ------ 107,91 55,12 - 138,57 ------ 107,91 |
5,44 ---- 6,1 83,68 ------ 115,48 182,31 13,5 ----- 2,31 284,93 ------ 123,89 |
8,97 ---- 7,7 82,18 |
6,83 ---- 7,12 81,2 |
115,48 182,25 16,53 ----- 6,42 289,93 |
115,48 182,5 8,11 ---- 5,93 278,64 |
|||||
129,6 | 128,53 |
Постановление Правительства РФ от 16 января 1995 г. N 43 "О федеральной целевой программе "Создание и развитие Российской системы предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях"
Текст постановления опубликован в Собрании законодательства Российской Федерации от 23 января 1995 г. N 4 ст. 306
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Правительства РФ от 27 декабря 1997 г. N 1640
Срок реализации федеральной целевой программы "Создание и развитие Российской системы предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях" продлен до конца 1999 г.