Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 2. Факторы развития экономики Удмуртской Республики
2.1 Долгосрочные тенденции развития экономики Удмуртской Республики
Экономика Российской Федерации находится в тренде долгосрочного роста. Несмотря на экономический кризис, в длительной перспективе экономика продолжит рост, и Российская Федерация сохранит позицию одной из ведущих стран мира по размеру экономики.
Рост валового внутреннего продукта России (далее - ВВП) в период с 2003 по 2007 годы составлял в среднем 107,3 % в год, что выше темпов роста за предыдущий период и выше среднего уровня роста мирового ВВП. Рост ВВП по прогнозу Министерства экономического развития России на 2008 год составлял 7,6-7,8 %. Однако по итогам 2008 года рост составил всего 5,6 %.
Несмотря на фактическое замедление роста и увеличение рисков рецессии российской экономики, в долгосрочной перспективе прогнозируется восстановление высоких темпов экономического развития.
Министерство экономического развития России прогнозирует, что развитие до 2020 года будет происходить в два этапа: "консолидация конкурентных преимуществ" и "инновационный прорыв". Рост экономики при этом будет обеспечен переходом от развития "традиционных" секторов к развитию инновационных видов деятельности. На первом этапе рост будет поддержан высокими ценами на нефть (от 50 долларов и выше), что обусловлено сокращением доли "легкой" нефти в общих мировых запасах и росте потребления по странам мира в долгосрочной перспективе.
ВВП Российской Федерации на душу населения должен достичь к 2020 году 30 тыс. долларов, общие затраты на исследования и разработки увеличатся до 2,5-3 % ВВП, объем экспорта превысит 900 млрд. долларов, при этом экспорт машиностроительной продукции составит 110-130 млрд. долларов в год.
Но современная (кризисная) экономическая ситуация открывает перед Удмуртской Республикой как ряд возможностей, так и рисков, которые могут оказать существенное влияние на изменение структуры и объема экономики Удмуртской Республики.
Положительными последствиями кризиса являются:
переход предприятий на производство уникальной (в технологическом или функциональном отношении) продукции в целях подстраивания под сужающийся спрос;
расширение региональной географии сбыта российских компаний и повышение возможностей выхода на мировые рынки;
увеличение возможностей импорта технологий и обмена опыта с иностранными компаниями в аналогичных сферах деятельности;
рост спроса на льготные инвестиционные условия (ввиду дефицита инвестиционной деятельности в России и мире вследствие действия кризиса);
возможности реализации новых инвестиционных проектов ввиду снижения цен на ряд материалов и услуг;
возможности по повышению эффективности экономики, в том числе за счет активного внедрения энергосберегающих технологий.
Рисками экономического кризиса являются:
усиление дифференциации регионов страны по уровню социально-экономического развития;
рост инфляции вследствие роста денежной массы в стране;
рост инфляции вследствие сильной девальвации рубля при высокой доле импорта среди потребительских и промышленных товаров;
импорт инфляции по причине выравнивания внутренних и мировых цен на товары и услуги;
сокращение инвестиционной активности иностранных и российских компаний;
повышение уязвимости российской экономики от негативных тенденций мировой экономики.
2.2 Направления развития секторов экономики Удмуртской Республики
В докризисный период сформировалось понимание дефицитного перечня факторов, которые необходимо было преодолеть отдельным секторам и отраслям для реализации стратегий, основанных на технологической модернизации. Основными барьерами для перехода к новому типу стратегий являются: квалификационный барьер, корпоративный барьер, инновационно-технологический барьер, капитальный барьер.
К секторам, в которых наиболее перспективна реализация стратегий роста, основанных на технологической модернизации, относятся: добыча нефти, производство машин и оборудования, производство электрооборудования, пищевая промышленность, химическая промышленность, производство нефтегазового оборудования и предоставление нефтесервисных услуг.
Сектора экономики Удмуртии можно разделить на три группы, отличающиеся по возможностям (наличию ресурсов, инновационного потенциала и т.д.) перехода к новому типу стратегий.
К первой группе секторов относятся: предприятия атомной промышленности, ракетостроения, химической промышленности. Для данной группы секторов необходим возврат в стадию активизации исследований и разработок, а также расширение производственных возможностей с целью дальнейшего вывода на рынок новой продукции.
Ко второй группе секторов относятся: производство средств связи, конденсаторов, электродвигателей, черная металлургия, добыча нефти. Для данной группы секторов переход к новому типу стратегии будет происходить через запуск масштабной модернизации производственных мощностей (либо внедрения новых технологий производства) и внедрение новых технологий маркетинга с целью повышения маржинальности бизнеса.
К третьей группе секторов относятся: сельское хозяйство, приборостроение, автомобилестроение, деревообработка, производство стрелкового оружия. Для данной группы секторов существует потребность расширения рынков сбыта за счет создания брендированной продукции, выпуска новых видов продукции и дальнейшего развития собственной научно-технологической базы.
В кратко- и среднесрочной перспективе для улучшения позиций секторов экономики Удмуртской Республики на внешних рынках необходимо оказывать им поддержку в преодолении существующих барьеров, поскольку существуют риски "сжатия" старых рынков.
2.3 Последствия кризиса в мировой экономике
Мировой экономический кризис обострил ряд ранее нерешенных проблем и спровоцировал кризис перепроизводства в Российской Федерации и Удмуртии. Ранее существовавшие барьеры для перехода на новый этап развития и выхода на новые рынки значительно выросли. При этом для предприятий многих секторов экономики, таких как: производство электрооборудования, радиоэлектроника, автомобилестроение, производство нефтегазового оборудования и некоторых других - обозначилась угроза банкротств.
Главным двигателем роста российских рынков, а также рынков, на которых работают предприятия Удмуртской Республики, был ценовой фактор, однако падение цен на всех основных товарных рынках во второй половине 2008 года и последовавший за ним глобальный экономический кризис привели практически к утрате данного фактора роста. Большинство предприятий региона оказалось не способно решить вставшие перед ними проблемы, что привело к сокращению персонала, снижению оплаты труда и приостановлению инвестиционных проектов.
"Сжатие" рынков, сокращение доступных ресурсов и падение объемов производства обострит проблемы преодоления существующих барьеров для развития предприятий и переходу к новому типу стратегий, основанному на технологической модернизации. Оценка перспективной динамики некоторых значимых для экономики Удмуртской Республики секторов в условиях кризиса на краткосрочную перспективу приведена в таблице 1.
Таблица 1. Оценка перспективной динамики некоторых
значимых для экономики Удмуртской Республики секторов
в условиях кризиса (на краткосрочную перспективу)
Сектор экономики |
Темп роста в предшествующий период |
Объем реального или возможного снижения производства |
Объем реального или возможного сокращения кадров |
Объем реального или возможного сокращения инвестиций |
Нефтедобыча |
Максимум добычи в 2007 году, максимум цен - июнь 2008 года (рост за 1,5 года в 3 раза) |
10-20 % (15-30 % прибыли, в августе - сентябре 2008 года она упала на 15 млрд. долларов) |
10 % |
Замораживание части проектов в Восточной Сибири, на северных шельфах; добычи "тяжелой нефти" |
Нефтегазовое машиностроение и нефтесервис |
Максимумы продаж - 2005-2007 годы |
50 % (сокращение в ценовом выражении - до 50 %) |
до 30-50 % |
Приостановление большей части программ капитальных вложений. Замораживание геологоразведки |
Черная металлургия |
3-5 % в год |
15-25 % (ситуационный спад до 40 %) |
10-30 % |
Сокращение инвестиционных программ в 1,5-2,5 раза |
Автомобилестроение |
Рост продаж новых иномарок до сентября 2008 года - 40 % в месяц |
До 5 % (при незначительном снижении цен) |
5 %, у дилеров и в сервисах -до 20 % |
Отказ от новых инвестиционных проектов |
Ритейл, реклама и услуги |
10-20% в год |
До 20 % (реклама - до 30 %) |
10-30 % |
Сокращение инвестиционных программ в 2-3 раза |
Строительство, стройматериалы |
Рост цен за 1997-2007 годы в 4-5 раз |
20-30 % (сокращение цен на 20-50 %) |
10-30 % |
Отказ от новых инвестиционных проектов и замораживание реализуемых |
Среди секторов экономики Удмуртской Республики самые значительные снижения объемов производства (отгрузки) прогнозируются в машиностроении, строительстве, черной металлургии и торговле. Также риски сокращения производства существуют для таких секторов, как химическая промышленность, деревообработка, легкая промышленность.
Кризис скажется на формировании бюджета Удмуртской Республики. Следствием падения среднегодовой цены на нефть до 50 долларов за баррель станет существенное снижение доходов республики. Возрастает потребность секвестирования бюджетных расходов в связи с прогнозами возможного сокращения собственных доходов бюджета. Сокращения финансирования коснутся прежде всего инвестиционных программ, части мероприятий республиканских целевых программ, расходов на содержание государственных органов Удмуртской Республики.
Наиболее негативными последствиями и рисками для экономики Удмуртской Республики, которые должны быть предотвращены, являются:
приостановление государственных инвестиционных проектов и программ частных компаний;
отказ компаний от финансирования социально значимых проектов, а также мероприятий в научной сфере;
снижение конкурентоспособности компаний вследствие дефицита финансового ресурса, сокращения внутреннего странового спроса, роста дешевого импорта на мировом рынке;
массовая безработица (до 10-20 %) и социальная нестабильность (рост криминогенности, алкоголизма и прочих);
дефицит всех уровней бюджетной системы и возможный рост государственного долга;
замедление темпов роста обрабатывающей промышленности, снижение доходов в добывающей промышленности;
замедление темпов роста регионального банковского сектора и снижение финансовой устойчивости региональных кредитных организаций вследствие сужения ресурсной базы, ухудшения качества активов, недостаточной капитализации.
Положительными последствиями кризиса могут стать:
повышение эффективности экономики и рост спроса на новые технологии производства;
сокращение доли неэффективных производств в экономике (за счет повышения инновационности производственных циклов, отказа от неэффективных видов деятельности, импорта технологий и развития собственной научно-производственной базы) и повышение сбалансированности в экономике;
инфраструктурная модернизация, удержание достигнутого уровня жизни в различных населенных пунктах, стабилизация системы расселения;
развитие энергосбережения и альтернативной энергетики;
повышение кадровой мобильности и развитие малого бизнеса;
активизация работы по оптимизации бюджетных расходов;
усиление процесса консолидации банковского капитала в масштабах, позволяющих в значительной степени удовлетворять высокую потребность экономики в кредитных ресурсах.
2.4 Необходимость выбора приоритетов в условиях текущих экономических проблем
Несмотря на текущий спад государственной инвестиционной активности, в краткосрочной перспективе как на федеральном уровне, так и на уровне Удмуртской Республики сформирован ряд механизмов, который позволит региону сохранить устойчивость социально-экономической сферы в среднесрочной перспективе, а также обеспечит в долгосрочной перспективе возможность экономического роста.
На федеральном уровне сформированы инструменты стимулирования инвестиционного развития. К ним следует отнести Инвестиционный фонд Российской Федерации, государственную корпорацию "Банк развития и внешнеэкономической деятельности", особые экономические зоны и другие (см. табл. 2). В 2008 году объем привлекаемых инвестиций по проектам Инвестиционного фонда Российской Федерации был снижен до 500 млн. рублей, что дало возможность включения в заявки проектов регионального значения.
Таблица 2. Характеристика основных инструментов
государственной инвестиционной политики в Российской Федерации
Основные инструменты государственной инвестиционной политики |
Характеристика |
Особые экономические зоны |
Обрабатывающие и высокотехнологичные отрасли экономики Производство новых видов продукции, развитие импортозамещающих производств Развитие транспортной инфраструктуры Развитие туризма и санаторно-курортной сферы Федеральный закон от 22 июля 2005 года N 116-ФЗ "Об особых экономических зонах в Российской Федерации" |
Инвестиционный фон |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.