Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 2
Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения
программными методами.
Высокая динамика проведения социально-экономических реформ в России вызвала значительные изменения в социальной структуре и духовной жизни общества. Они привели к тому, что часть населения не смогла приспособиться к новым реалиям жизни. Духовная пустота, отсутствие смысла жизни, потеря веры в разумность и справедливость окружающего мира - все это характерно для взрослых, не сумевших успешно адаптироваться к жизни в условиях рыночной экономики, что в свою очередь отражается на их детях. Особую роль в этой цепи проблем играют социально-педагогическая безнадзорность и рост правонарушений среди несовершеннолетних, развивающиеся на фоне равнодушного и невнимательного отношения к ним родителей, друзей, родственников. В итоге у ребят появляется ощущение одиночества, заброшенности, незащищенности; возникает чувство протеста, отчуждения, неприязни по отношению к взрослым; стремление к объединению и самореализации на основе единомыслия, общности судьбы, интересов и склонностей, которые порождают группы безнадзорных правонарушителей, тем самым увеличивая число неблагополучных семей и семей, находящихся в социально - опасном положении.
На заседании, посвященном борьбе с преступлениями против детей Президент РФ потребовал от органов опеки и попечительства, комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав усилить контроль за неблагополучными семьями, где воспитываются несовершеннолетние дети.
26.11.2008 г. решением Воткинской городской Думы была утверждена целевая комплексная Программа по предупреждению и профилактике правонарушений и безнадзорности несовершеннолетних в городе Воткинске на 2009-2010 годы. По каждому пункту Программы были проведены мероприятия, в результате которых в 2009 году были выявлены, вызвавшие большой общественный резонанс, факты семейного неблагополучия, вследствие которых пострадали несовершеннолетние дети.
В целях обеспечения прав детей, проживающих в неблагополучных семьях, Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав города Воткинска в соответствии с действующим законодательством разработала механизм работы по профилактике семейного и детского неблагополучия.
24.06.2009 г. Постановлением Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав было утверждено Положение о Межведомственном консилиуме по организации индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетними и семьями, находящимися в социально - опасном положении, который начал свою деятельность с 01.07.2009 г. В состав Межведомственного консилиума вошли представители субъектов системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних города Воткинска, работающие по принципу межведомственного взаимодействия, распределения сфер деятельности, индивидуального подхода и законности.
В процессе работы консилиума с учетом требований профилактической работы была разработана индивидуальная программа комплексной реабилитации семьи, находящейся в социально - опасном положении, которая содержит в себе информацию о ребенке, социальном статусе семьи, включает в себя задачи коррекционно-реабилитационной работы и комплекс необходимых мер, реализуемых специалистами субъектов системы профилактики. Четкое взаимодействие между субъектами профилактики позволило более точно скоординировать работу с каждой семьей.
За период с 01.07.2009 г. по 01.04.2010 г. на заседаниях Межведомственного консилиума было рассмотрено 97 семей, находящихся в социально - опасном положении. На сегодняшний день из 97 семей с учета сняты 9, из них 2 - по причине выбытия из города, 4 семьи сняты в связи с положительными изменениями в жизни членов семей, где произошла переоценка ценностей, и родителями были обеспечены надлежащие условия для жизнедеятельности детей, в 3 семьях родители были лишены родительских прав и дети переданы под опеку, в приемные семьи и определены в государственные учреждения. В отношении остальных семей ведется профилактическая работа.
Каждая программа реабилитации утверждается Постановлением Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, а вся информация по семье заносится в Банк данных семей, находящихся в социально - опасном положении.
Реализация межведомственной городской Программы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних на 2010-2014 определяет приоритеты деятельности по профилактике детской безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, привлечение финансовых и организационных ресурсов, координация деятельности структур, осуществляющих профилактику безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних и достижение позитивных результатов.
Деятельность по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних основывается на принципах:
a) законности, демократизма, гуманного обращения с несовершеннолетними;
b) поддержки семьи и взаимодействия с ней;
c) индивидуального подхода к несовершеннолетним с соблюдением конфиденциальности полученной информации;
d) государственной поддержки деятельности органов местного самоуправления и муниципальных, общественных организаций по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
e) обеспечения ответственности должностных лиц и граждан за нарушение прав и законных интересов несовершеннолетних.
Статья 4 Федерального Закона от 24.06.1999 г. N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" предусматривает вхождение в систему профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних восьми государственных, муниципальных исполнительных органов и ведомств, осуществляющих отдельные функции по данному направлению. Главным органом, координирующим работу по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в городе является Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав.
Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав г. Воткинска, которая не ограничивается рассмотрением дел об административных правонарушениях, а занимается профилактикой детской преступности, беспризорности и безнадзорности, работает с семьями неблагополучного быта, принимает меры по выявлению, оказанию помощи несовершеннолетним в пределах своей компетенции. Введены в практику дни профилактики: совместно с Комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав инспектора ОДН УВД г. Воткинска осуществляют выезды в образовательные учреждения города по проверке организации работы с несовершеннолетними. Необходимо отметить, что установлено тесное взаимодействие между КДН и ЗП, отделом по делам молодежи, МЛПУ ДГБ, ГУ "ЦЗН г. Воткинска" и другими отделами и службами, входящими в государственную систему профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Ежегодно отделом культуры, комитетом по делам молодежи проводятся различные мероприятия, направленные на ориентирование подростков на здоровый образ жизни, сохранение семейных традиций, ценностей.
Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав работает в тесном сотрудничестве с общественными формированиями, среди них:
- молодежный отряд содействия милиции;
- волонтерский отряд "Молодость";
- студенческий совет;
- детская общественная приемная.
Наряду с ведомствами социальной сферы решению проблем асоциальных явлений в детской и подростковой среде способствуют органы внутренних дел, прокуратуры, судопроизводства, средства массовой информации.
Надо отметить, что на фоне роста общей преступности наблюдается тенденция снижения детской преступности; снижается количество несовершеннолетних участников и число преступлений, совершенных в группе (особенно в группе с взрослыми).
Анализ состояния подростковой преступности за 2008-2009 г. по г. Воткинску
Учебные заведения |
Преступления |
Общественно - опасные деяния |
||||||
|
2008 г. |
2009 г. |
2008 г. |
2009 г. |
||||
|
Количество участников |
Кол-во преступлений |
Количество участников |
Кол-во преступлений |
Кол-во участников |
Кол-во ООД |
Количество участников |
Количество ООД |
ПЛ N 15 |
42 |
37 |
23 |
34 |
1 |
1 |
1 |
2 |
МОУ "СОШ N 12" |
1 |
1 |
3 |
2 |
4 |
4 |
4 |
4 |
ВМТ |
32 |
4 |
3 |
3 |
0 |
0 |
0 |
0 |
МОУ "СОШ N 15" |
4 |
5 |
0 |
0 |
7 |
10 |
9 |
10 |
МОУ "СОШ N 18" |
4 |
4 |
0 |
0 |
1 |
1 |
0 |
0 |
МОУ "СОШ N 1" |
1 |
1 |
2 |
2 |
14 |
10 |
1 |
1 |
В(с)ОШ |
4 |
3 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
ИжГТУ |
2 |
2 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
Воткинский лицей |
2 |
2 |
1 |
1 |
2 |
1 |
0 |
0 |
МОУ "СОШ N 5" |
3 |
3 |
4 |
7 |
9 |
10 |
3 |
3 |
МОУ "СОШ N 22" |
1 |
1 |
0 |
0 |
5 |
6 |
3 |
4 |
МОШИ КШИ |
0 |
0 |
1 |
1 |
3 |
5 |
0 |
0 |
МОУ "СОШ N 3" |
0 |
0 |
1 |
1 |
4 |
4 |
9 |
4 |
МОУ "СОШ N 2" |
1 |
1 |
1 |
1 |
0 |
0 |
1 |
1 |
МОУ "СОШ N 9" |
0 |
0 |
0 |
0 |
1 |
1 |
0 |
0 |
МОУ "КШ N 7" |
0 |
0 |
1 |
1 |
7 |
7 |
1 |
1 |
ГСКОУ 8 вида |
0 |
0 |
0 |
0 |
3 |
5 |
4 |
4 |
МОУ "СОШ N 10" |
0 |
0 |
2 |
3 |
6 |
6 |
1 |
1 |
МОУ "СОШ N 6" |
0 |
0 |
0 |
0 |
5 |
5 |
4 |
2 |
МОУ "СОШ N 17" |
0 |
0 |
0 |
0 |
2 |
2 |
1 |
1 |
За 2009 г. в отношении несовершеннолетних было расследовано 111 преступлений, что на 43,1 % меньше с аналогичным периодом прошлого года (далее - АППГ). Удельный вес подростковой преступности составил 6,4 % против 9,5 % за АППГ. Из 111 преступлений - 88 совершены на территории МО "Город Воткинск" (АППГ - 161), что указывает на снижение подростковой преступности в городе на 45,3 %, однако, число преступлений остается значительным. Кроме того, по 39 преступлениям в возбуждении уголовного дела отказано, так как правонарушители не достигли возраста, с которого наступает уголовная ответственность (АППГ - 64).
Из 88 преступлений 27 совершены в группе, что на 25 % меньше АППГ - 36. В группе из несовершеннолетних совершено 12 преступлений (АППГ - 19), что на 36,8 % меньше. В смешанных группах количество преступлений снизилось на 11,7 %: совершено 15 против 17 за АППГ.
Всего несовершеннолетними совершено 14 грабежей (- 41,7 %), 2 разбойных нападения (- 33,3 %), 46 краж (-17,9 %) - в том числе из квартир 3 (+200 %), карманные 2 (+100 %),5 краж АМТ (- 16,7 %, 3 неправомерное завладение АМТ (-25, %), 1 сбыт наркотических средств (0 %), 16 нанесение побоев, 1 повреждение чужого имущества из хулиганских побуждений, 1 изнасилование (0 %), 2 умышленных причинения тяжкого вреда здоровью (+ 100 %). Таким образом, видно, что увеличилось количество квартирных и карманных краж, а также умышленное причинение вреда здоровью.
Таким образом, в 2009 г. количество несовершеннолетних, совершивших преступление в возрасте 14-15 лет снизилось на 40,7 %, на 18 % снизилось количество несовершеннолетних в возрасте 16-17 лет, также идет снижение преступности среди студентов на 88,8 % и школьников на 14,2 %, работающих подростков на 88,8 %, неработающих на 36,3 %, но увеличилось число правонарушений среди учащихся ПТУ на 4 %.
Несмотря на проводимую профилактическую работу количество родителей, лишенных родительских прав за неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетних детей не уменьшается; в связи с этим - переполнены детские дома и приюты.
Главными причинами являются: неблагополучие семьи, безработица, алкоголизм, наркомания, социальное сиротство, невыполнение родителями обязанностей по воспитанию детей, жестокое обращение с детьми, что приводит к бродяжничеству и попрошайничеству, отсутствие морально-нравственных и семейных ценностей.
Также нужно отметить низкий уровень информирования и взаимодействия специалистов субъектов системы профилактики, существующие ведомственные барьеры взаимодействия в работе, что создает проблемы прерывности, бессистемности процессов профилактики и реабилитации. Отсутствие развитой сети информационных услуг: семьи слабо владеют информацией о существующих институтах помощи семьям с несовершеннолетними детьми.
Для решения этих проблем с 25-30 сентября 2009 г. специалистами отдела по работе с несовершеннолетними, отделом опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних в рамках контрольно-инспекционной деятельности в соответствии со ст. 11 п. 2 ч. 1 ФЗ от 24.06.1999 г. N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" была проведена проверка 17 муниципальных общеобразовательных учреждений, 1 учреждения МОУ "Воткинский детский дом", 5 муниципальных учреждений дополнительного образования детей, 1 учреждения начального - профессионального образования "Профессиональный лицей N 15".
В результате было выявлено, что городская образовательная система имеет в своем арсенале всю сеть учреждений общего, специального (коррекционного) и дополнительного образования. В городе 16 общеобразовательных школ, в которых обучается 9667 человек, 1 специализированное коррекционное образовательное учреждение VIII вида.
В школах созданы и функционируют административные комиссии, деятельность которых нормирована и направлена на организацию, координацию и контроль по ИПР с учащимися и их семьями. Ведется социально-педагогический патронаж, используется ресурс общественных организаций, родительской общественности. Используется потенциал кружковой и секционной работы, организованной на базе школ, а также в учреждениях дополнительного образования.
Но наряду с положительными моментами были выявлены и недостатки, негативно влияющие на работу с семьями и несовершеннолетними: выявлены нарушения по исполнению требований Закона УР "О патронатном воспитании" со стороны администрации МОУ "Воткинский Детский дом" и Закона "О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей" в Профессиональном лицее N 15.
09.10.2009 г. была проведена проверка исполнения законодательства по вопросам содержания, воспитания, обеспечения прав и законных интересов несовершеннолетних в МДОУ г. Воткинска.
В ходе проверки было установлено, что работа по выявлению неблагополучных семей, неорганизованных детей и детей, находящихся в социально - опасном положении в МДОУ г. Воткинска ведется, но не всегда своевременно в органы опеки и попечительства поступают сообщения о выявленных фактах, тем самым идет нарушение требования ст. 122 Семейного Кодекса РФ.
Также было установлено, что представители МДОУ часто не придают значения и не реагируют на факты, когда родители приводят или забирают детей в нетрезвом виде или с характерным запахом алкоголя, а также на то, что детей в детский сад приводят не законные представители - мама или папа, а родственники - бабушка, дедушка, тетя и др.
В результате несвоевременного информирования, невмешательства в ситуацию, порой достигшую критической точки, требующей незамедлительного изъятия ребенка из семьи, могут возникнуть более тяжкие последствия.
Подводя итог вышесказанному, считаем, что работа по профилактике преступлений, правонарушений, беспризорности и безнадзорности среди несовершеннолетних не утратила своей актуальности.
Таким образом, работа по совершенствованию системы профилактики детской беспризорности, профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних должна носить системный и межведомственный характер и требует необходимости ее утверждения с последующим включением в Муниципальную целевую Программу "Забота" на 2010-2014 г.г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.