Постановлением Правительства Удмуртской Республики от 17 декабря 2012 г. N 559 в настоящее постановление внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2013 года
Постановление Правительства УР от 22 ноября 2010 г. N 357
"Об утверждении республиканской
программы "Доступная среда на 2011-2015 годы"
3 октября 2011 г., 2 мая, 17 сентября, 17 декабря 2012 г., 29 июля, 2 декабря 2013 г., 27 января 2014 г.
В целях формирования доступной среды жизнедеятельности инвалидов Правительство Удмуртской Республики постановляет:
1. Утвердить прилагаемую республиканскую программу "Доступная среда на 2011-2015 годы".
См. текст пункта 2
3. Признать утратившим силу постановление Правительства Удмуртской Республики от 23 ноября 2009 года N 336 "Об утверждении республиканской целевой программы "Социальная поддержка инвалидов на 2010-2012 годы" с 1 января 2011 года.
Председатель Правительства Удмуртской Республики |
Ю.С. Питкевич |
Постановлением Правительства Удмуртской Республики от 27 января 2014 г. N 11 настоящая Республиканская программа изложена в новой редакции, вступающей в силу со дня подписания названного постановления и распространяющейся на правоотношения, возникшие с 1 января 2014 года
Республиканская программа
"Доступная среда на 2011 - 2015 годы"
(утв. постановлением Правительства УР от 22 ноября 2010 г. N 357)
3 октября 2011 г., 2 мая, 17 сентября, 17 декабря 2012 г., 29 июля 2013 г., 27 января 2014 г.
Паспорт республиканской программы
"Доступная среда на 2011 - 2015 годы"
Наименование Программы |
республиканская программа "Доступная среда на 2011 - 2015 годы" (далее - Программа) |
Основание для разработки Программы |
Постановление Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2012 года N 1225 "О предоставлении субсидий из федерального бюджета на реализацию мероприятий государственной программы Российской Федерации "Доступная среда" на 2011 - 2015 годы и признании утратившими силу некоторых постановлений Правительства Российской Федерации"; Распоряжение Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2012 года N 2181-р "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Доступная среда" на 2011 - 2015 годы"; Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 года N 1662-р); Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 06 декабря 2012 года N 575 "Об утверждении примерной программы субъекта Российской Федерации по обеспечению доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения"; Закон Удмуртской Республики от 18 декабря 2009 года N 68-РЗ "О Программе социально-экономического развития Удмуртской Республики на 2010 - 2014 годы"; Закон Удмуртской Республики от 17 июля 2008 года N 33-РЗ "О государственном планировании социально-экономического развития Удмуртской Республики" |
Ответственный исполнитель Программы |
Министерство социальной защиты населения Удмуртской Республики |
Соисполнители Программы |
Министерство культуры, печати и информации Удмуртской Республики, Министерство здравоохранения Удмуртской Республики, Министерство по физической культуре, спорту и туризму Удмуртской Республики, Министерство транспорта и дорожного хозяйства Удмуртской Республики, Министерство строительства, архитектуры и жилищной политики Удмуртской Республики, Министерство по делам молодежи Удмуртской Республики, Министерство образования и науки Удмуртской Республики, органы местного самоуправления в Удмуртской Республике (по согласованию) |
Цель Программы |
обеспечение беспрепятственного доступа (далее - доступность) к приоритетным объектам и услугам в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения (людей, испытывающих затруднения при самостоятельном передвижении, получении услуг, необходимой информации) (далее - МГН) |
Задачи Программы |
1) повышение уровня доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других МГН; 2) повышение доступности и качества реабилитационных услуг (развитие системы реабилитации и социальной интеграции инвалидов); 3) информационно-методическое и кадровое обеспечение системы реабилитации и социальной интеграции инвалидов; 4) преодоление социальной разобщенности в обществе и формирование позитивного отношения к проблемам инвалидов и к проблеме обеспечения доступной среды жизнедеятельности для инвалидов и других МГН |
Целевые показатели (индикаторы) Программы |
1) доля инвалидов, положительно оценивающих уровень доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности, в общей численности инвалидов; 2) доля доступных для инвалидов и других МГН приоритетных объектов социальной, транспортной, инженерной инфраструктуры в общем количестве приоритетных объектов; 3) доля парка подвижного состава автомобильного и городского наземного электрического транспорта общего пользования, оборудованного для перевозки МГН, в парке этого подвижного состава; 4) доля учреждений профессионального образования, в которых сформирована универсальная безбарьерная среда, позволяющая обеспечить совместное обучение инвалидов и лиц, не имеющих нарушений развития, в общем количестве учреждений профессионального образования; 5) доля инвалидов, положительно оценивающих отношение населения к проблемам инвалидов, в общей численности опрошенных инвалидов; 6) доля специалистов, прошедших обучение и повышение квалификации по вопросам реабилитации и социальной интеграции инвалидов среди всех специалистов, занятых в этой сфере; 7) доля учреждений социального обслуживания населения, оснащенных оборудованием для реабилитации инвалидов; 8) количество инвалидов (в том числе детей-инвалидов), получивших реабилитационные услуги; 9) количество инвалидов, воспользовавшихся транспортными услугами службы "Социальное такси" |
Сроки и этапы реализации Программы |
2011 - 2015 годы, с разбивкой на следующие этапы: первый этап - 2011 - 2012 годы; второй этап - 2013 - 2015 годы |
Объемы и источники финансирования Программы |
- общий объем финансирования Программы составляет 404 980,0 тыс. рублей, из них: в 2011 году - 8 154,5 тыс. рублей; в 2012 году - 12 000,0 тыс. рублей; в 2013 году - 133 508,9 тыс. рублей; в 2014 году - 121 816,4 тыс. рублей; в 2015 году - 129 500,2 тыс. рублей;
- в том числе объем средств федерального бюджета (прогноз) 171 616,75 тыс. рублей, из них: в 2013 году - 58 876,45 тыс. рублей; в 2014 году - 60 408,2 тыс. рублей; в 2015 году - 52 332,1 тыс. рублей; - в том числе объем средств бюджета Удмуртской Республики 189 225,74 тыс. рублей, из них: в 2011 году - 8 154,5 тыс. рублей; в 2012 году - 12 000,0 тыс. рублей; в 2013 году - 57 543,0 тыс. рублей; в 2014 году - 48 826,56 тыс. рублей; в 2015 году - 62 701,68 тыс. рублей; - в том числе объем средств из местных бюджетов (прогноз) 44 137,51 тыс. рублей, из них: в 2013 году - 17 089,45 тыс. рублей; в 2014 году - 12 581,64 тыс. рублей; в 2015 году - 14 466,42 тыс. рублей |
Ожидаемые результаты реализации Программы |
1) формирование условий устойчивого развития доступной среды для инвалидов и других МГН; 2) обеспечение межведомственного взаимодействия и координации работ с органами местного самоуправления при формировании условий доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других МГН; 3) сбор и систематизация информации о доступности объектов социальной инфраструктуры и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других МГН с целью размещения в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"; 4) формирование условий доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других МГН; 5) обеспечение доступности подвижного состава автомобильного и городского наземного транспорта общего пользования для инвалидов и других МГН; 6) повышение доступности и качества реабилитационных услуг для инвалидов; 7) преодоление социальной разобщенности и "отношенческих" барьеров в обществе. |
I. Характеристика проблемы и обоснование необходимости решения ее программными методами
Государственная социальная политика в отношении инвалидов направлена на обеспечение им равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, и строится в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права, установленными Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных Наций, а также Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".
В сентябре 2008 года Россия присоединилась к Конвенции о правах инвалидов, принятой резолюцией 61/106 Генеральной Ассамблеи ООН от 13 декабря 2006 года. Федеральным законом от 03 мая 2012 года N 46-ФЗ "О ратификации Конвенции о правах инвалидов" в России ратифицирована Конвенция о правах инвалидов, которая вступила в силу 26 октября 2012 года.
Положения Конвенции направлены на обеспечение полного участия инвалидов во всех сферах жизни общества, ликвидацию дискриминации по признаку инвалидности и создание эффективных правовых механизмов обеспечения этих прав.
Конвенция устанавливает, что государства-участники принимают надлежащие меры для обеспечения инвалидам доступа наравне с другими к физическому окружению, транспорту, информации и связи, а также другим объектам и услугам, открытым или предоставляемым для населения. Эти меры, включающие выявление и устранение препятствий и барьеров, мешающих доступности, должны распространяться, в частности:
а) на здания, дороги, транспорт, а также школы, жилые дома, медицинские учреждения и рабочие места;
б) на информационные, коммуникационные и другие службы, включая электронные и экстренные службы;
в) на социальные программы и услуги, включая реабилитацию, способствующие эффективной социальной адаптации инвалидов в обществе.
Реализация положений Конвенции является одним из приоритетных направлений Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 года N 1662-р. В рамках ратификации Конвенции принята государственная программа Российской Федерации "Доступная среда" на 2011 - 2015 годы.
В Удмуртской Республике наблюдается рост численности инвалидов (2004 год - 94,1 тыс. человек, 2005 год - 104,2 тыс. человек, 2011 год - 116,3 тыс. человек), что составляет более 7% от общего населения республики, среди которых свыше 14 тысяч имеют трудности в передвижении, инвалидов по зрению и слуху более 10 тыс. человек. Ежегодно впервые признаются инвалидами около 11 тыс. человек, из них граждане трудоспособного возраста составляют более 35%.
В течение последних трех лет показатель численности детей-инвалидов в Удмуртской Республике остается относительно стабильным и составляет около 5 тыс. человек.
Проблемы, связанные с инвалидизацией населения в Удмуртской Республике, решались посредством республиканских целевых программ:
- "Старшее поколение на 2010 - 2011 годы" (постановление Правительства Удмуртской Республики от 28 сентября 2009 года N 276),
- "Социальная поддержка инвалидов в Удмуртской Республике на 2010 - 2012 годы" (постановление Правительства Удмуртской Республики от 23 ноября 2009 года N 336).
Для комплексной реабилитации детей-инвалидов в Удмуртской Республике функционируют 2 специализированных учреждения реабилитации для детей с ограниченными возможностями: государственное казенное учреждение социального обслуживания Удмуртской Республики "Глазовский реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями" и "Республиканский реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями". Ежегодно в этих центрах проходят реабилитацию около 1500 детей-инвалидов.
Соблюдение преемственности между детскими и взрослыми реабилитационными центрами является залогом эффективности процесса реабилитации. Для решения данной проблемы в Удмуртской Республике в рамках республиканской целевой программы "Социальная поддержка инвалидов на 2010 - 2012 годы", утвержденной постановлением Правительства Удмуртской Республики от 23 ноября 2009 года N 336, открыт Республиканский социально-реабилитационный центр для граждан пожилого возраста и инвалидов на 50 мест. Основной задачей центра является реализация мероприятий индивидуальной программы реабилитации инвалида. Ежегодно услугами центра пользуются свыше 400 человек.
В соответствии с постановлением Правительства Удмуртской Республики от 08 августа 2011 года N 273 "Об утверждении Типового положения о бюджетном учреждении социального обслуживания "Комплексный центр социального обслуживания населения" для повышения доступности реабилитационных услуг в каждом комплексном центре социального обслуживания населения созданы социально-реабилитационные отделения для граждан пожилого возраста и инвалидов. Со стороны Республиканского социально-реабилитационного центра для граждан пожилого возраста и инвалидов им оказывается методическая помощь и производится оценка эффективности проводимых реабилитационных мероприятий.
Получение инвалидами образования является неотъемлемой частью профессиональной реабилитации. Система специального (коррекционного) образования Удмуртской Республики включает в себя 29 учреждений, в которых воспитывается 3139 детей с ограниченными возможностями здоровья. Кроме этого, функционируют 4 школы-интерната для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, реализующих программы специального (коррекционного) образования (для умственно отсталых детей), в них обучается 374 человека. Организовано обучение 72 детей-инвалидов, проживающих в детских домах-интернатах, более 70 детей-инвалидов обучается в классах для глубоко умственно отсталых детей и детей со сложным дефектом.
В целях создания безбарьерной среды в общеобразовательных учреждениях Министерство образования и науки Удмуртской Республики реализует республиканскую целевую программу развития образования в Удмуртской Республике, утвержденную постановлением Правительства Удмуртской Республики от 02 июля 2012 года N 275 "Об утверждении Республиканской целевой программы развития образования Удмуртской Республики на 2012 - 2015 годы", где предусмотрены мероприятия по адаптации общеобразовательных учреждений с учетом доступа для инвалидов, оснащение их оборудованием.
В Удмуртской Республике обучением инвалидов занимается бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования "Сарапульский колледж для инвалидов", где ежегодно обучается 250 инвалидов.
Образовательное учреждение имеет статус колледжа и реализует программы среднего и начального профессионального образования по специальностям: "Экономика и бухгалтерский учет" (базовый и повышенный уровень), "Финансы", "Техническое обслуживание и ремонт радиоэлектронной техники", "Моделирование и конструирование швейных изделий", "Закройщик", "Портной", "Слесарь - ремонтник" (ремонт машин и оборудования бытового назначения).
В колледж принимаются инвалиды I, II и III групп, в соответствии с рекомендациями индивидуальной программы реабилитации инвалида, по направлению территориальных органов Министерства социальной защиты населения Удмуртской Республики.
На базе данного учреждения в 2008-2009 учебном году открыто дистанционное обучение по специальности "Экономика и бухгалтерский учет" для маломобильных инвалидов, которые имеют трудности в передвижении и по состоянию здоровья не могут длительное время находиться на занятиях. Преподавателями колледжа разработано методическое и дидактическое обеспечение учебного процесса. Ежегодно по данной форме обучается 19 человек.
Анализ работы в сфере образования инвалидов позволил выявить проблемы в этой области, в том числе:
- отсутствие системы переподготовки педагогических кадров специальных (коррекционных) образовательных учреждений;
- недостаток специального оборудования для обучения инвалидов, в том числе детей-инвалидов;
- отсутствие адаптации инфраструктуры образовательных учреждений для инвалидов.
Реализация мероприятий Программы, направленных на организацию обучения детей-инвалидов в обычных образовательных учреждениях, преимущественно по месту жительства, позволит избежать помещения детей на длительный срок в интернатное учреждение, создать условия для их проживания и воспитания в семье, обеспечить их постоянное общение с нормально развивающимися детьми и, таким образом, способствовать формированию толерантного отношения к проблемам инвалидов, эффективному решению проблем их социальной адаптации и интеграции в общество.
Актуальной проблемой является трудоустройство инвалидов. По данным Главного управления государственной службы занятости населения Удмуртской Республики ежегодно трудоустраивается свыше 1400 инвалидов. В целях внедрения механизма квотирования рабочих мест принято постановление Правительства Удмуртской Республики от 19 ноября 2007 года N 176 "О квотировании рабочих мест для инвалидов и трудоустройстве граждан, испытывающих трудности в поиске работы". В республике действует механизм предоставления налоговых льгот работодателям, выполнившим квоту для трудоустройства инвалидов. За последние годы законом Удмуртской Республики о бюджете Удмуртской Республики на очередной финансовый год и плановый период ставка налога на прибыль в бюджет Удмуртской Республики, зачисляемого в бюджет юридическим лицам, трудоустраивающим граждан из категории испытывающих трудности в поиске работы, снижена с 17,5% до 13,5%. Процент выполнения квоты предприятиями составил 97,7. Практика работы по квотированию рабочих мест показала, что трудоустройство инвалидов на особо режимные предприятия осложняется высокими требованиями к состоянию здоровья работников. В связи с этим указанным предприятиям предоставляется возможность арендовать рабочие места в других организациях.
В 2011 - 2012 году в рамках модернизации здравоохранения учреждения здравоохранения оснащены современным оборудованием для оказания медицинской помощи. Вместе с тем, остается нерешенной проблема адаптации данных учреждений с учетом требований доступности для инвалидов.
Развитие спорта среди инвалидов, вовлечение их в каждодневные занятия физической культурой является одним из основных направлений социальной реабилитации инвалидов. В Удмуртской Республике более 4500 инвалидов активно занимаются физической культурой и спортом. Для этой категории граждан проводятся республиканские соревнования: по плаванию, пауэрлифтингу, шахматам, армспорту, легкой атлетике, мини-футболу, лыжным гонкам. В течение года ведется подготовка спортсменов к соревнованиям. Для реализации государственной задачи по обеспечению доступности к занятиям физической культурой и спортом и привлечению людей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов к занятиям физической культурой и спортом в республике действует республиканская целевая программа "Формирование здорового образа жизни, развитие физической культуры и спорта в Удмуртской Республике на 2010 - 2014 годы", утвержденная постановлением Правительства Удмуртской Республики от 05 июля 2010 года N 210. Ежегодно проводится более 50 спортивно-массовых мероприятий. Спортсмены, показавшие высокие результаты, входящие в состав сборной команды России, командируются на учебно-тренировочные сборы.
В 2012 году спортсменами Удмуртской Республики завоевано 73 медали разного достоинства, из них 26 на международных соревнованиях.
В настоящее время в состав сборных команд России по видам спорта входят 22 спортсмена - инвалида Удмуртской Республики, в составе сборных команд Удмуртской Республики - 114 человек.
Спортивную стипендию согласно постановлению Правительства Удмуртской Республики от 11 августа 2008 года N 208 "О государственной спортивной стипендии Удмуртской Республики" получают 15 спортсменов - паралимпийцев, добившихся наиболее высоких результатов на международных стартах.
В марте 2013 года в Удмуртской Республике состоялась I Всероссийская зимняя Спартакиада инвалидов, главной целью которой являлось привлечение граждан к регулярным занятиям физической культурой и спортом, повышение спортивного мастерства, пропаганда здорового образа жизни.
Вместе с тем, развитие спорта среди инвалидов имеет ряд проблем:
спортивные объекты не в полной мере адаптированы для инвалидов и оснащены специальным оборудованием для проведения учебно-тренировочного процесса;
в целях удовлетворения потребности в занятиях адаптивной физической культурой и спортом требуется создание детско-юношеских школ или отделений при общеобразовательных школах с закреплением штатных тренеров - преподавателей по работе с инвалидами.
Обеспечение доступности учреждений культуры и информационного пространства имеет важное значение для социокультурной реабилитации инвалидов. С 2011 года в рамках республиканской целевой программы "Доступная среда на 2011 - 2015 годы", утвержденной постановлением Правительства Удмуртской Республики от 22 ноября 2010 года N 357, организовано субтитрирование и сурдоперевод программ на региональном телевидении.
Для формирования доступности транспортной инфраструктуры приобретено 50 автобусов с аппарелью. В дальнейшем при реализации мероприятий Программы планируется адаптировать остановочные павильоны и пешеходные пути с учетом требований доступности.
В целях развития и устойчивого формирования доступной среды жизнедеятельности инвалидов Министерством социальной защиты населения Удмуртской Республики проводится согласование проектной документации вновь строящихся и реконструируемых объектов, а также территории застройки населенных пунктов. За последние годы рассмотрено 459 проектов, из них согласовано с учетом доступа 85 объектов.
В соответствии с методическими рекомендациями Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации проводится паспортизация объектов социальной инфраструктуры и нанесение их на интерактивную карту доступности, которая размещена на официальном сайте Министерства социальной защиты населения Удмуртской Республики в сети "Интернет".
С учетом имеющихся проблем возникает необходимость проведения на территории Удмуртской Республики комплекса мероприятий, взаимосвязанных по конкретным целям, ресурсам, срокам реализации и исполнителям, обеспечивающих системный подход к решению проблем инвалидов программно-целевым методом как наиболее целесообразным в решении задач комплексной реабилитации инвалидов, а также необходимость привлечения для выполнения поставленных задач нескольких источников финансирования, в том числе средств федерального бюджета.
II. Цели, задачи и целевые показатели (индикаторы) Программы
Целью Программы является обеспечение доступности к приоритетным объектам и услугам в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и МГН.
В рамках Программы предусматривается решение следующих задач:
повышение уровня доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других МГН;
повышение доступности и качества реабилитационных услуг (развитие системы реабилитации и социальной интеграции инвалидов);
информационно-методическое и кадровое обеспечение системы реабилитации и социальной интеграции инвалидов;
преодоление социальной разобщенности в обществе и формирование позитивного отношения к проблемам инвалидов и к проблеме обеспечения доступной среды жизнедеятельности для инвалидов и других МГН.
Для оценки эффективности реализации Программы в соответствии с приоритетными направлениями ее реализации применяются следующие целевые показатели (индикаторы):
доля инвалидов, положительно оценивающих уровень доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности, в общей численности инвалидов;
доля доступных для инвалидов и других МГН приоритетных объектов социальной, транспортной, инженерной инфраструктуры в общем количестве приоритетных объектов;
доля парка подвижного состава автомобильного и городского наземного электрического транспорта общего пользования, оборудованного для перевозки МГН, в парке этого подвижного состава;
доля учреждений профессионального образования, в которых сформирована универсальная безбарьерная среда, позволяющая обеспечить совместное обучение инвалидов и лиц, не имеющих нарушений развития, в общем количестве учреждений профессионального образования;
доля инвалидов, положительно оценивающих отношение населения к проблемам инвалидов, в общей численности опрошенных инвалидов;
доля специалистов, прошедших обучение и повышение квалификации по вопросам реабилитации и социальной интеграции инвалидов среди всех специалистов, занятых в этой сфере;
доля учреждений социального обслуживания населения, оснащенных оборудованием для реабилитации инвалидов;
количество инвалидов (в том числе детей-инвалидов), получивших реабилитационные услуги);
количество инвалидов, воспользовавшихся транспортными услугами службы "Социальное такси".
Система целевых показателей (индикаторов) Программы, применяемая для оценки результатов достижения поставленной цели и задач Программы, предусмотрена приложением 1 к настоящей Программе.
Описание целевых показателей Программы, не включенных в состав данных официальной статистической информации, предусмотрено приложением 1а к настоящей Программе.
III. Сроки и этапы реализации Программы
Решение поставленных задач будет осуществляться в ходе реализации Программы с 2011 по 2015 годы в 2 этапа:
первый этап - 2011 - 2012 годы;
второй этап - 2013 - 2015 годы.
Первый этап предполагает организационную работу по реализации Программы, включает выполнение первоочередных мероприятий по созданию условий для формирования доступной среды жизнедеятельности инвалидов и системы комплексной реабилитации.
Второй этап является основным и предполагает полномасштабное проведение работ по обеспечению доступности существующих объектов и сооружений.
IV. Перечень программных мероприятий
В рамках Программы реализуется комплекс мероприятий, направленных на обеспечение доступности к приоритетным объектам и услугам в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других МГН.
Для решения задачи, связанной с повышением уровня доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других МГН, планируется реализовать следующие мероприятия:
создать в дошкольных образовательных учреждениях и учреждениях среднего профессионального образования универсальную безбарьерную среду, позволяющую обеспечить полноценную интеграцию инвалидов (установка пандусов, поручней, подъемных устройств, средств ориентации для инвалидов по зрению и слуху, оснащение индукционными петлями, расширение дверных проемов и др.);
адаптировать учреждения здравоохранения, культуры, социальной защиты населения, спорта с целью доступности для инвалидов (установка пандусов, поручней, подъемных устройств, средств ориентации для инвалидов по зрению и слуху, оснащение индукционными петлями, расширение дверных проемов и др.);
оборудовать пешеходные и транспортные коммуникации, остановки общественного пассажирского транспорта (установка пандусов, средств ориентации, тактильной плитки занижение бордюрного камня, приобретение специализированного электротранспорта общего пользования и др.);
предоставить субсидии из бюджета Удмуртской Республики на возмещение части затрат организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих регулярные перевозки пассажиров автомобильным транспортом общего пользования, на приобретение подвижного состава (автобусов), в том числе на приобретение подвижного состава (автобусов) с аппарелью для перевозки маломобильных категорий граждан (инвалидов);
адаптировать официальные сайты учреждений, организаций для инвалидов по зрению, в том числе электронными сервисами (электронная запись, покупка билетов).
Повысить доступность и качество реабилитационных услуг (развитие системы реабилитации и социальной интеграции инвалидов) планируется за счет следующих мероприятий:
обеспечения учреждений культуры (музеи, театры, выставочные залы, библиотеки) оборудованием, адаптированным для инвалидов (описание объектов искусства шрифтом Брайля, голосовое дублирование, индивидуальные беспроводные устройства, компьютеры с экранным доступом для инвалидов по зрению);
оснащения образовательных учреждений среднего профессионального образования специальным, в том числе учебным, реабилитационным, компьютерным оборудованием, автотранспортом (в целях обеспечения физической доступности образовательных учреждений) для организации коррекционной работы и обучения инвалидов по зрению, слуху и с нарушением опорно-двигательного аппарата;
оснащения специализированным оборудованием, в том числе реабилитационным, техническими средствами реабилитации, учреждений социального обслуживания населения;
создания службы "Социального такси" в городах Удмуртской Республики;
создания видеотелефонной диспетчерской службы.
Мероприятия, направленные на информационно-методическое и кадровое обеспечение системы реабилитации и социальной интеграции инвалидов, включают:
организацию обучения (подготовки, переподготовки, повышения квалификации) специалистов, оказывающих государственные услуги населению, русскому жестовому языку (сурдопереводчиков и тифлосурдопереводчиков);
организацию и проведение республиканских научно-практических конференций, обучающих семинаров по проблемам реабилитации и социальной поддержки инвалидов и детей - инвалидов, обучающих семинаров специалистов и добровольцев, ведущих работу с детьми-инвалидами и молодыми людьми с ограниченными возможностями;
организацию и проведение общественно-просветительских кампаний по распространению идей, принципов и средств формирования доступной среды, подготовку и публикацию учебных, информационных, справочных, методических пособий, руководств по формированию доступной среды.
Для решения задач, связанных с преодолением социальной разобщенности в обществе и формированием позитивного отношения к проблемам инвалидов и к проблеме обеспечения доступной среды жизнедеятельности для инвалидов и других МГН, планируется реализовать следующие мероприятия:
выявить инвалидов, нуждающихся в обустройстве жилых помещений для проживания, подготовить проектную документацию, выполнить работы по адаптации жилых помещений (установка пандусов, поручней, средств ориентации, расширение дверных проемов комнат и входных групп, реконструкция ванных комнат и другие адаптационные мероприятия);
организовать субтитрирование и сурдоперевод региональных телевизионных передач;
провести республиканские мероприятия для инвалидов (спартакиады, фестивали, конкурсы);
создать видеоролики по проблемам инвалидности, доступной среды жизнедеятельности инвалидов;
организовать летнюю оздоровительную кампанию для детей и подростков с ограниченными возможностями в сопровождении их законных представителей (интеграционные смены).
V. Ресурсное обеспечение Программы
Ресурсное обеспечение Программы планируется с учетом высокой экономической и социально-демографической значимости проблемы, а также возможности ее решения. Общий объем финансирования мероприятий Программы составляет 404 980,0 тыс. рублей, в том числе:
в 2011 году - 8 154,5 тыс. рублей;
в 2012 году - 12 000,0 тыс. рублей;
в 2013 году - 133 508,9 тыс. рублей;
в 2014 году - 121 816,4 тыс. рублей;
в 2015 году - 129 500,2 тыс. рублей;
- в том числе объем средств федерального бюджета (прогноз) 171 616,75 тыс. рублей, из них:
в 2013 году - 58 876,45 тыс. рублей;
в 2014 году - 60 408,2 тыс. рублей;
в 2015 году - 52 332,1 тыс. рублей;
- в том числе объем средств бюджета Удмуртской Республики 189 225,74 тыс. рублей, из них:
в 2011 году - 8 154,5 тыс. рублей;
в 2012 году - 12 000,0 тыс. рублей;
в 2013 году - 57 543,0 тыс. рублей, в том числе за счет средств:
республиканской программы "Доступная среда на 2011 - 2015 годы" - 24 370,5 тыс. рублей;
республиканской целевой программы "Культура Удмуртии (2010-2014 г.)" - 1 337,5 тыс. рублей;
республиканской целевой программы "Комплексное развитие пригородного и городского транспорта в Удмуртской Республике на 2010 - 2014 годы" - 9 500,0 тыс. рублей;
в 2014 году - 48 826,56 тыс. рублей;
в 2015 году - 62 701,68 тыс. рублей;
- в том числе объем средств из местных бюджетов (прогноз) 44 137,51 тыс. рублей, из них:
в 2013 году - 17 089,45 тыс. рублей;
в 2014 году - 12 581,64 тыс. рублей;
в 2015 году - 14 466,42 тыс. рублей.
Бюджетные ассигнования на приоритетные сферы жизнедеятельности составят:
в сфере социальной защиты населения 101 637,73 тыс. рублей, в том числе средства федерального бюджета 38 252,01 тыс. рублей, в том числе:
в 2013 году - 52 574,45 тыс. рублей, в том числе средства федерального бюджета 16 703,95 тыс. рублей;
в 2014 году - 23 163,28 тыс. рублей, в том числе средства федерального бюджета 11 081,64 тыс. рублей, что составляет 20% от общего объема финансирования на этот год;
в 2015 году - 25 900,04 тыс. рублей, в том числе средства федерального бюджета 10 466,42 тыс. рублей, что составляет 20% от общего объема финансирования на этот год;
в сфере культуры 49 378,3 тыс. рублей, в том числе средства федерального бюджета 24 198,99 тыс. рублей, в том числе:
в 2013 году - 9 675,0 тыс. рублей, в том числе средства федерального бюджета 4 837,5 тыс. рублей;
в 2014 году - 24 163,28 тыс. рублей, в том числе средства федерального бюджета 12 081,64 тыс. рублей, что составляет 20% от общего объема финансирования на этот год;
в 2015 году - 15 540,02 тыс. рублей, в том числе средства федерального бюджета 7 279,85 тыс. рублей, что составляет 12% от общего объема финансирования на этот год;
в сфере спорта 71 668,31 тыс. рублей, в том числе средства федерального бюджета 35 719,81 тыс. рублей, в том числе:
в 2013 году - 30 670,0 тыс. рублей, в том числе средства федерального бюджета 15 335,0 тыс. рублей;
в 2014 году - 24 163,28 тыс. рублей, в том числе средства федерального бюджета 12 081,64 тыс. рублей, что составляет 20% от общего объема финансирования на этот год;
в 2015 году - 16 835,03 тыс. рублей, в том числе средства федерального бюджета 8 303,17 тыс. рублей, что составляет 13% от общего объема финансирования на этот год;
в сфере образования 20 425,03 тыс. рублей, в том числе средства федерального бюджета 10 083,03 тыс. рублей, в том числе:
в 2014 году - 1 000,0 тыс. рублей, в том числе средства федерального бюджета 500,0 тыс. рублей, что составляет 1% от общего объема финансирования на этот год;
в 2015 году - 19 425,03 тыс. рублей, в том числе средства федерального бюджета 9 583,03 тыс. рублей, что составляет 15% от общего объема финансирования на этот год;
в сфере здравоохранения 51 113,3 тыс. рублей, в том числе средства федерального бюджета 24 314,85 тыс. рублей, в том числе:
в 2013 году - 14 000,0 тыс. рублей, в том числе средства федерального бюджета 7 000,0 тыс. рублей;
в 2014 году - 24 163,28 тыс. рублей, в том числе средства федерального бюджета 12 081,64 тыс. рублей, что составляет 20% от общего объема финансирования на этот год;
в 2015 году - 12 950,02 тыс. рублей, в том числе средства федерального бюджета 5 233,21 тыс. рублей, что составляет 10% от общего объема финансирования на этот год;
в сфере транспортной и пешеходной инфраструктуры 76 652,77 тыс. рублей, в том числе средства федерального бюджета 37 548,06 тыс. рублей, в том числе:
в 2013 году - 26 589,45 тыс. рублей, в том числе средства федерального бюджета 15 000,0 тыс. рублей;
в 2014 году - 24 163,28 тыс. рублей, в том числе средства федерального бюджета 12 081,64 тыс. рублей, что составляет 20% от общего объема финансирования на этот год;
в 2015 году - 25 900,04 тыс. рублей, в том числе средства федерального бюджета 10 466,42 тыс. рублей, что составляет 20% от общего объема финансирования на этот год;
в сфере информации и связи 13 950,02 тыс. рублей, в том числе средства федерального бюджета 1 500,0 тыс. рублей, в том числе:
в 2014 году - 1 000,0 тыс. рублей, в том числе средства федерального бюджета 500,0 тыс. рублей, что составляет 1% от общего объема финансирования на этот год;
в 2015 году - 12 950,02 тыс. рублей, в том числе средства федерального бюджета 1 000,0 тыс. рублей, что составляет 10% от общего объема финансирования на этот год.
Объемы финансирования из бюджета Удмуртской Республики, предусмотренные Программой, могут ежегодно корректироваться в соответствии с законом Удмуртской Республики о бюджете Удмуртской Республики на очередной финансовый год и плановый период.
Финансирование мероприятий Программы за счет средств федерального бюджета и иных источников осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В рамках реализации Программы будут предоставляться субсидии органам местного самоуправления в Удмуртской Республике на реализацию их программ по созданию доступной среды жизнедеятельности в соответствии порядком, утвержденным постановлением Правительства Удмуртской Республики.
VI. Управление и контроль реализации Программы
Организация, исполнение мероприятий, текущее управление, координация работ соисполнителей Программы осуществляется ответственным исполнителем Программы.
Ответственный исполнитель Программы:
вносит в установленном порядке предложения по уточнению мероприятий Программы с учетом складывающейся социально-экономической ситуации;
обеспечивает контроль за целевым использованием средств федерального бюджета и бюджета Удмуртской Республики;
уточняет с учетом выделяемых на Программу финансовых средств целевые показатели (индикаторы) и затраты по программным мероприятиям;
ежегодно формирует бюджетные заявки на ассигнования из федерального бюджета и бюджета Удмуртской Республики для финансирования мероприятий Программы и в установленном порядке представляет их в Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации, Министерство экономики Удмуртской Республики;
обеспечивает выполнение мероприятий Программы посредством осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ);
организует размещение в электронном виде информации о ходе и результатах реализации Программы на своем официальном сайте в сети Интернет;
взаимодействует со средствами массовой информации по вопросам освещения хода реализации мероприятий Программы;
ежегодно представляет в Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации:
информацию об исполнении мероприятий Программы с указанием сведений о выполнении мероприятий, включающих в себя количественно-качественные показатели и описания выполнения, или о невыполнении мероприятий;
отчет об осуществлении расходов бюджета Удмуртской Республики (местных бюджетов), источником финансового обеспечения которых являются субсидии из федерального бюджета бюджету Удмуртской Республики на софинансирование расходов по реализации мероприятий, включенных в Программу по обеспечению доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других МГН;
отчет о достижении значений целевых показателей (индикаторов) Программы по обеспечению доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других МГН;
ежеквартально до 20 числа месяца, следующего за отчетным кварталом, направляет в Министерство экономики Удмуртской Республики отчет о реализации Программы по установленной форме с пояснительной запиской;
по запросу Правительства Удмуртской Республики и Министерства экономики Удмуртской Республики в установленные ими сроки направляет им оперативную информацию о реализации мероприятий Программы;
в срок до 1 марта текущего года представляет отчет о реализации Программы за весь период ее реализации в Министерство экономики Удмуртской Республики по установленной форме с пояснительной запиской.
Соисполнители Программы:
организуют реализацию мероприятий Программы;
обеспечивают выполнение мероприятий Программы посредством размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд в соответствии с Федеральный закон от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ;
выступают инициаторами корректировки мероприятий Программы, источников и объемов их финансирования;
ежеквартально в срок до 10 числа месяца, следующего за отчетным кварталом, обобщают и анализируют результаты реализации Программы и представляют ответственному исполнителю Программы соответствующие отчеты, в том числе об использовании бюджетных средств;
до 1 февраля года, следующего за отчетным, подготавливают и направляют ответственному исполнителю Программы годовой отчет о ходе реализации и об оценке эффективности мероприятий Программы;
организуют осуществление контроля за реализацией мероприятий Программы в отношении объектов, находящихся в их ведении.
Предоставление субсидий органам местного самоуправления в Удмуртской Республике осуществляется на условиях софинансирования в размере не менее 50 процентов общего объема финансирования мероприятия в соответствии с соглашением, заключаемым между ответственным исполнителем Программы, либо соисполнителями Программы и органом местного самоуправления в Удмуртской Республике.
Обеспечение контроля и независимой оценки Программы осуществляет координационный совет, формируемый из представителей государственных органов Удмуртской Республики, органов местного самоуправления в Удмуртской Республике и республиканских общественных организаций инвалидов.
Внесение изменений в перечень мероприятий, в сроки ее реализации, в объемы бюджетных ассигнований в пределах утвержденных лимитов бюджетных ассигнований на реализацию Программы в целом осуществляется по согласованию с Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации в порядке, установленном для разработки и реализации целевых программ в Удмуртской Республике.
VII. Оценка эффективности реализации Программы
Программа направлена на развитие мер социальной поддержки инвалидов и детей - инвалидов, на формирование им равных возможностей для участия в жизни общества и повышения качества жизни на основе формирования доступной среды жизнедеятельности.
Социальная эффективность Программы выражается в снижении социальной напряженности в обществе за счет:
увеличения уровня информированности инвалидов и других МГН о доступных социально значимых объектах и услугах, о формате их предоставления;
преодоления социальной изоляции и включенности инвалидов и других МГН в жизнь общества, в том числе в совместные с другими гражданами мероприятия (в том числе досуговые, культурные, спортивные);
информационных кампаний и акций средств массовой информации в освещении проблем инвалидов для граждан, не являющихся инвалидами;
повышения уровня и качества услуг, предоставляемых населению.
Экономическая эффективность Программы обеспечивается путем рационального использования средств республиканского и федерального бюджетов, в том числе в результате перераспределения расходов.
Приложение 1
к республиканской программе
"Доступная среда на 2011 - 2015 годы"
Система
целевых показателей (индикаторов) Программы
Цель и задачи Программы |
Перечень целевых показателей (индикаторов) |
Единицы измерения |
Фактическое значение на момент разработки Программы |
Изменение значений по годам реализации Программы |
Планируемое значение на момент окончания действия Программы |
||||
2011 год |
2012 год |
2013 год |
2014 год |
2015 год |
|||||
Цель Программы: обеспечение доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других МГН |
Доля инвалидов, положительно оценивающих уровень доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности, в общей численности инвалидов |
процент |
17 |
- |
- |
31 |
40 |
54 |
54 |
Задачи Программы: повышение уровня доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других МГН |
Доля доступных для инвалидов и других МГН приоритетных объектов социальной, транспортной, инженерной инфраструктуры в общем количестве приоритетных объектов |
процент |
12 |
- |
- |
15 |
28 |
45 |
45 |
Доля парка подвижного состава автомобильного и городского наземного электрического транспорта общего пользования, оборудованного для перевозки МГН, в парке этого подвижного состава |
процент |
- |
- |
- |
9 |
11 |
14 |
14 |
|
Доля учреждений профессионального образования, в которых сформирована универсальная безбарьерная среда, позволяющая обеспечить совместное обучение инвалидов и лиц, не имеющих нарушений развития, в общем количестве учреждений профессионального образования |
процент |
- |
- |
- |
4 |
8 |
18 |
18 |
|
Преодоление социальной разобщенности в обществе и формирование позитивного отношения к проблемам инвалидов и к проблеме обеспечения доступной среды жизнедеятельности для инвалидов и других МГН |
Доля инвалидов, положительно оценивающих отношение населения к проблемам инвалидов, в общей численности опрошенных инвалидов |
процент |
- |
- |
- |
37 |
42 |
50 |
50 |
Повышение доступности и качества реабилитационных услуг (развитие системы реабилитации и социальной интеграции инвалидов) |
Доля учреждений социального обслуживания населения, оснащенных оборудованием для реабилитации инвалидов |
процент |
25 |
38 |
55 |
60 |
70 |
78 |
78 |
Количество инвалидов (в том числе детей-инвалидов), получивших реабилитационные услуги |
человек |
1500 |
1600 |
1700 |
2000 |
2500 |
3000 |
3000 |
|
Количество инвалидов, воспользовавшихся транспортными услугами службы "Социальное такси" |
человек |
- |
2500 |
2500 |
2500 |
1500 |
1500 |
2500 |
|
Информационно-методическое и кадровое обеспечение системы реабилитации и социальной интеграции инвалидов |
Доля специалистов, прошедших обучение и повышение квалификации по вопросам реабилитации и социальной интеграции инвалидов среди всех специалистов, занятых в этой сфере |
процент |
- |
- |
- |
4 |
5 |
10 |
10 |
Приложение 1а
к республиканской программе
"Доступная среда на 2011 - 2015 годы"
Система
целевых показателей (индикаторов) Программы не включенных в состав данных официальной статистической информации
Перечень целевых показателей (индикаторов) |
Единицы измерения |
Описание и методика расчета целевого показателя (индикатора) |
Ответственный за сбор информации |
Доля учреждений социального обслуживания населения, оснащенных оборудованием для реабилитации инвалидов |
процент |
Количество учреждений социального обслуживания населения, оснащенных оборудованием для реабилитации инвалидов __________________________________________________ х 100% общее количество учреждений социального обслуживания населения в республике |
Министерство социальной защиты населения Удмуртской Республики |
Количество инвалидов (в том числе детей-инвалидов), получивших реабилитационные услуги |
человек |
Количество инвалидов, получивших реабилитационные услуги, в учреждениях социального обслуживания населения ежеквартально нарастающим итогом |
Министерство социальной защиты населения Удмуртской Республики |
Количество инвалидов, воспользовавшихся транспортными услугами службы "Социальное такси" |
человек |
Количество инвалидов, воспользовавшихся транспортными услугами службы "Социальное такси", ежеквартально нарастающим итогом |
Министерство социальной защиты населения Удмуртской Республики |
Приложение 2
к республиканской программе
"Доступная среда на 2011 - 2015 годы"
Объем ресурсного обеспечения республиканской программы "Доступная среда на 2011 - 2015 годы"
(тыс. рублей, в ценах текущих лет)
1 - источником финансирования мероприятия является республиканская целевая программа "Культура Удмуртии (2010-2014 гг.)";
2 - источником финансирования мероприятия является республиканская целевая программа "Комплексное развитие пригородного и городского транспорта в Удмуртской Республике на 2010 - 2014 годы", сумма 9 500,0 тыс. рублей;
3 - источником финансирования мероприятия является республиканская программа "Доступная среда на 2011 - 2015 годы".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Правительства УР от 22 ноября 2010 г. N 357 "Об утверждении республиканской целевой программы "Доступная среда на 2011-2020 годы"
Текст постановления опубликован в журнале "Собрание законодательства Удмуртской Республики" от 29 ноября 2010 г. N 33, на сайте Президента Удмуртской Республики и Правительства Удмуртской Республики в сети Интернет http://www.udmurt.ru от 25 ноября 2010 г.
Текст постановления предоставлен Администрацией Президента и Правительства Удмуртской Республики по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Постановлением Правительства Удмуртской Республики от 30 января 2017 г. N 9 настоящее постановление признано утратившим силу с 1 января 2017 года
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Правительства Удмуртской Республики от 3 октября 2016 г. N 406
Постановление Правительства Удмуртской Республики от 4 мая 2016 г. N 180
Постановление Правительства Удмуртской Республики от 15 июня 2015 г. N 290
Постановление Правительства Удмуртской Республики от 18 мая 2015 г. N 238
Изменения вступают в силу через 10 дней после его официального опубликования и распространяются на правоотношения, возникшие с 1 января 2015 года
Постановление Правительства Удмуртской Республики от 5 мая 2015 г. N 218
Изменения вступают в силу через 10 дней после официального опубликования названного постановления и распространяются на правоотношения, возникшие с 1 января 2015 года
Постановление Правительства Удмуртской Республики от 27 января 2014 г. N 11
Изменения вступают в силу со дня подписания названного постановления и распространяются на правоотношения, возникшие с 1 января 2014 года
Постановление Правительства Удмуртской Республики от 2 декабря 2013 г. N 541
Изменения вступают в силу через 10 дней после официального опубликования названного постановления и распространяются на правоотношения, возникшие с 1 июля 2013 г.
Постановление Правительства Удмуртской Республики от 29 июля 2013 г. N 332
Изменения распространяются на правоотношения, возникшие с 1 июня 2013 года
Постановление Правительства Удмуртской Республики от 17 декабря 2012 г. N 559
Изменения вступают в силу с 1 января 2013 г.
Постановление Правительства УР от 17 сентября 2012 г. N 403
Постановление Правительства УР от 2 мая 2012 г. N 179
Постановление Правительства УР от 3 октября 2011 г. N 346