Постановление Администрации г. Сарапула УР от 4 июня 2010 г. N 1847
"Об утверждении положения об антикоррупционной экспертизе
муниципальных правовых актов, принимаемых Администрацией
города Сарапула, первым заместителем Главы Администрации
города Сарапула, заместителями Главы Администрации города Сарапула,
руководителем аппарата Администрации г. Сарапула и их проектов"
В соответствии со ст. 6 Федерального закона от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции", Федеральным законом от 17.07.2009 N 172-ФЗ "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов", в целях совершенствования правового регулирования, повышения качества правотворческой деятельности органов местного самоуправления, выявления и устранения несовершенства правовых норм, которые повышают вероятность коррупционных проявлений, Администрация города Сарапула, постановляет:
1. Утвердить положение об антикоррупционной экспертизе муниципальных правовых актов, принимаемых Администрацией города Сарапула, первым заместителем Главы Администрации города Сарапула, заместителями Главы Администрации города Сарапула, руководителем аппарата Администрации г. Сарапула и их проектов (прилагается).
2. Настоящее постановление подлежит официальному опубликованию и размещению на официальном сайте администрации города Сарапула.
3. Контроль за исполнением настоящего Постановления возложить на руководителя аппарата Администрации города Сарапула А.Л. Мымрина.
Глава Администрации города Сарапула |
А. Сизов |
Положение
об антикоррупционной экспертизе муниципальных правовых актов, принимаемых
Администрацией города Сарапула, первым заместителем Главы Администрации
города Сарапула, заместителями Главы Администрации города Сарапула,
руководителем аппарата Администрации города Сарапула, и их проектов
(утв. постановлением Администрации г. Сарапула УР от 4 июня 2010 г. N 1847)
1. Общие положения
1.1. Настоящим Положением устанавливается порядок проведения антикоррупционной экспертизы муниципальных правовых актов и их проектов, носящих нормативный характер, принимаемых Администрацией города Сарапула, первым заместителем Главы Администрации города Сарапула, заместителями Главы Администрации города Сарапула, руководителем аппарата Администрации города Сарапула (далее - правовые акты).
1.2. Обязательной экспертизе подлежат правовые акты, устанавливающие контрольно-надзорные, распорядительные, разрешительные полномочия по порядку оказания муниципальных услуг гражданам и организациям, включая порядок и сроки реализации полномочий.
Оценка правового акта производится во взаимосвязи с другими правовыми актами.
1.3. Антикоррупционная экспертиза проводится с целью предупреждения принятия правовых актов, содержащих коррупционные факторы.
1.4. Задачей антикоррупционной экспертизы является выявление и описание коррупционных факторов, содержащихся в правовых актах и их проектах, подготовка предложений, направленных на устранение или ограничение действия таких факторов.
1.5. Экспертизу проводят муниципальные служащие (далее - эксперты), уполномоченные Главой Администрации города Сарапула.
Для проведения экспертизы может быть создана рабочая группа. Рабочая группа состоит из членов рабочей группы постоянного и временного (привлекаемого для проведения экспертизы в отношении определенного муниципального правового акта Администрации города Сарапула, носящего нормативный характер) состава.
1.6. Решение о создании рабочей группы принимает Глава Администрации города Сарапула.
1.7. Не проводится экспертиза недействующих, отмененных или признанных утратившими силу правовых актов, а также правовых актов, в отношении которых ранее проводилась экспертиза, если в дальнейшем в эти акты не вносились изменения.
1.8. Мониторинг принятых правовых актов проводится при внесении изменений в действующие нормативные правовые акты, носящие нормативный характер с заполнением заключения (Приложение N 1 к Положению).
2. Процедура проведения антикоррупционной экспертизы
2.1 Экспертиза проводится в соответствии с пунктами 11-24 и приложениями N 1, 2 Порядка проведения антикоррупционной экспертизы правовых актов Удмуртской Республики и их проектов, утвержденном Указом Президента Удмуртской Республики от 16 марта 2009 года N 48, Методикой проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 г. N 96.
2.2. В случае выявления в проектах правовых актов, поступивших на правовую экспертизу в правовое управление Администрации города Сарапула, содержания, носящего нормативный характер, документ направляется на антикоррупционную экспертизу эксперту.
Срок проведения антикоррупционной экспертизы составляет не более трех рабочих дней. При проведении антикоррупционной экспертизы, эксперт в рабочем порядке может привлекать разработчика правового акта для дачи соответствующих пояснений.
Разработчик проекта правового акта ответственен за недопущение в нем коррупционных факторов.
По результатам проверки правового акта, экспертом составляется заключение (Приложение N 1 к Положению) в соответствии с требованиями пунктов 3.1.-3.10. настоящего Положения, которое подписывается экспертом. Заключение носит рекомендательный характер и подлежит обязательному рассмотрению разработчиком правового акта. Проект и заключение в течение трех дней направляются разработчику проекта на доработку. Разработчик проекта в течение 30 дней со дня получения проекта и заключения обязан представить в правовое управление проект акта, рассмотрев возможность устранения выявленных коррупциогенных факторов. В случае внесения изменений в проект проводится повторная правовая и антикоррупционная экспертиза.
2.3. В процессе экспертизы подлежат выявлению и устранению следующие коррупционные факторы и проявления коррупциогенности:
2.3.1 Факторы, устанавливающие для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения или возможность необоснованного применения исключений из общих правил:
а) широта дискреционных полномочий - отсутствие или неопределенность сроков, условий или оснований принятия решения, наличие дублирующих полномочий органов местного самоуправления (их должностных лиц);
б) определение компетенции по формуле "вправе" - диспозитивное установление возможности совершения органами местного самоуправления (их должностными лицами) действий в отношении граждан и организаций;
в) выборочное изменение объема прав - возможность необоснованного установления исключений из общего порядка для граждан и организаций по усмотрению органов местного самоуправления (их должностных лиц);
г) чрезмерная свобода подзаконного нормотворчества - наличие бланкетных и отсылочных норм, приводящее к принятию подзаконных актов, вторгающихся в компетенцию органа местного самоуправления, принявшего первоначальный нормативный правовой акт;
д) принятие нормативного правового акта за пределами компетенции - нарушение компетенции органов местного самоуправления (их должностных лиц) при принятии нормативных правовых актов;
е) заполнение законодательных пробелов при помощи подзаконных актов в отсутствие законодательной делегации соответствующих полномочий - установление общеобязательных правил поведения в подзаконном акте в условиях отсутствия закона;
ж) отсутствие или неполнота административных процедур - отсутствие порядка совершения органами местного самоуправления (их должностными лицами) определенных действий либо одного из элементов такого порядка;
з) отказ от конкурсных (аукционных) процедур - закрепление административного порядка предоставления права (блага).
2.3.2. Коррупциогенные факторы, содержащие неопределенные, трудновыполнимые и (или) обременительные требования к гражданам и организациям:
а) наличие завышенных требований к лицу, предъявляемых для реализации принадлежащего ему права, - установление неопределенных, трудновыполнимых и обременительных требований к гражданам и организациям;
б) злоупотребление правом заявителя органами муниципальной власти или органами местного самоуправления (их должностными лицами) - отсутствие четкой регламентации прав граждан и организаций;
в) юридико-лингвистическая неопределенность - употребление неустоявшихся, двусмысленных терминов и категорий оценочного характера.
3. Заключение по итогам проведения антикоррупционной экспертизы
3.1. Результаты антикоррупционной экспертизы правовых актов приобщаются к заключению по итогам правовой экспертизы.
В экспертном заключении отражаются следующие сведения:
1) дата и место подготовки заключения, данные о проводящем экспертизу эксперте (фамилия, инициалы и должность);
2) основание для проведения экспертизы;
3) реквизиты правового акта, представленного на экспертизу;
4) перечень выявленных коррупционных факторов и проявлений коррупциогенности с указанием их признаков (описания) и соответствующих статей (частей, пунктов, подпунктов, абзацев) правового акта, в которых эти факторы выявлены;
5) предложения о способах ликвидации или нейтрализации коррупционных факторов и проявлений коррупционности (доработке правового акта).
3.2. В случае выявления в правовом акте коррупционных факторов и проявлений коррупциогенности, устранение которых из текста правового акта невозможно, эксперт должен это обосновать в отношении каждого фактора (проявления) в отдельности и предложить возможные способы нейтрализации коррупционных рисков.
3.3. В случае отсутствия в проекте коррупционных факторов в заключении указывается: "По результатам проведения антикоррупционной экспертизы в проекте правового акта коррупционные факторы не выявлены".
3.4. Заключение подписывается экспертом. Заключение рабочей группы, подписывается руководителем рабочей группы.
3.5. Результаты антикоррупционной экспертизы:
- не могут содержать утверждения о намеренном включении в проект коррупционных факторов;
- не предполагают выявление существующих или возможных коррупционных схем, в которых могут быть использованы коррупционные факторы;
- не предполагают оценку объема коррупционных последствий.
3.6. Проекты муниципальных правовых актов, носящих нормативный характер, направляются Главе Администрации города Сарапула, первому заместителю Главы Администрации города Сарапула, заместителями Главы Администрации города Сарапула, руководителю аппарата Администрации города Сарапула с результатами антикоррупционной экспертизы.
3.7. В случае выявления в правовом акте, принятом первым заместителем Главы Администрации города Сарапула, заместителями Главы Администрации города Сарапула, руководителем аппарата Администрации города Сарапула коррупционных факторов и проявлений коррупциогенности, устранение которых из текста правового акта невозможно, правовой акт с заключением эксперта направляется Главе Администрации города Сарапула.
3.8. Институты гражданского общества и граждане могут в порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет собственных средств проводить независимую антикоррупционную экспертизу правовых актов
3.9. В заключении по результатам независимой антикоррупционной экспертизы должны быть указаны выявленные в правовом акте (проекте правового акта) коррупциогенные факторы и предложены способы их устранения.
3.10. Заключение по результатам независимой антикоррупционной экспертизы носит рекомендательный характер и подлежит обязательному рассмотрению органом, организацией или должностным лицом, которым оно направлено, в тридцатидневный срок со дня его получения. По результатам рассмотрения гражданину или организации, проводившим независимую экспертизу, направляется мотивированный ответ, за исключением случаев, когда в заключении отсутствует предложение о способе устранения выявленных коррупциогенных факторов.
Приложение N 1
к Положению
Администрация города Сарапула
дата ________________________
Заключение
по результатам проведения антикоррупционной
экспертизы проектов правовых актов Администрации
города Сарапула, носящих нормативный характер
Проведена экспертиза ____________________________________________________
(реквизиты правового акта, представленного на экспертизу)
_________________________________________________________________________
Основание для проведения экспертизы: муниципальный правовой акт имеет
нормативный характер в результате экспертизы выявлено:
Факторы, устанавливающие для правоприменителя необоснованно широкие
пределы усмотрения или возможность необоснованного применения исключений
из общих правил:
- широта дискреционных полномочий________________________________________
- определение компетенции по формуле "вправе" ___________________________
- выборочное изменение объема прав_______________________________________
- чрезмерная свобода подзаконного нормотворчества________________________
- принятие нормативного правового акта за пределами компетенции _________
_________________________________________________________________________
- заполнение законодательных пробелов при помощи подзаконных актов в
отсутствие законодательной делегации соответствующих полномочий ________
_________________________________________________________________________
- отсутствие или неполнота административных процедур_____________________
- отказ от конкурсных (аукционных) процедур______________________________
Коррупциогенные факторы, содержащие неопределенные, трудновыполнимые и
(или) обременительные требования к гражданам и организациям:
- наличие завышенных требований к лицу, предъявляемых для реализации
принадлежащего ему права _______________________________________________
- злоупотребление правом заявителя органами муниципальной власти или
органами местного самоуправления (их должностными лицами) ______________
_________________________________________________________________________
- юридико-лингвистическая неопределенность ______________________________
Выявленные факторы проявляются в_________________________________________
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
Предложения о способах ликвидации или нейтрализации коррупциогенных
факторов и проявлений коррупциогенности (доработке правового акта)______
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Положение устанавливает порядок проведения антикоррупционной экспертизы муниципальных правовых актов и их проектов, носящих нормативный характер, принимаемых Администрацией г. Сарапула, первым заместителем Главы Администрации, заместителями Главы Администрации, руководителем аппарата Администрации г. Сарапула.
Антикоррупционная экспертиза проводится с целью предупреждения принятия правовых актов, содержащих коррупционные факторы.
Проводят экспертизу муниципальные служащие, уполномоченные Главой Администрации г. Сарапула. Для проведения экспертизы может быть создана рабочая группа.
Институты гражданского общества и граждане могут за счет собственных средств проводить независимую антикоррупционную экспертизу правовых актов.
По результатам независимой антикоррупционной экспертизы принимается заключение, в котором должны быть указаны выявленные в правовом акте (проекте правового акта) коррупциогенные факторы и предложены способы их устранения.
Постановление Администрации г. Сарапула УР от 4 июня 2010 г. N 1847 "Об утверждении положения об антикоррупционной экспертизе муниципальных правовых актов, принимаемых Администрацией города Сарапула, первым заместителем Главы Администрации города Сарапула, заместителями Главы Администрации города Сарапула, руководителем аппарата Администрации г. Сарапула и их проектов"
Текст постановления опубликован в газете "Красное Прикамье" от 22 июня 2010 г. N 146
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Администрации г. Сарапула Удмуртской Республики от 4 апреля 2019 г. N 611
Изменения вступают в силу с 4 апреля 2019 г.