Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 5
к постановлению Правительства
Удмуртской Республики
от 10 мая 2011 года N 139
I. Паспорт подпрограммы "Комплексные меры профилактики
социального сиротства детей в Удмуртской Республике"
Наименование подпрограммы |
"Комплексные меры профилактики социального сиротства детей в Удмуртской Республике" |
Основание для разработки подпрограммы |
Указ Президента Российской Федерации от 09 октября 2007 года N 1351 "Об утверждении Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года"; распоряжение Правительства Удмуртской Республики от 19 июля 2010 года N 660-р "О разработке Республиканской целевой программы демографического развития Удмуртской Республики на 2011-2015 годы"; распоряжение Правительства Удмуртской Республики от 19 июля 2010 года N 658-р "О создании межведомственной рабочей группы по разработке проекта Республиканской целевой программы демографического развития Удмуртской Республики на 2011-2015 годы" |
Государственный заказчик подпрограммы |
Комитет по делам семьи и демографической политике при Правительстве Удмуртской Республики |
Разработчики подпрограммы |
Комитет по делам семьи и демографической политике при Правительстве Удмуртской Республики; Министерство образования и науки Удмуртской Республики; Министерство социальной защиты населения Удмуртской Республики; Министерство здравоохранения Удмуртской Республики; Министерство внутренних дел по Удмуртской Республике (по согласованию) |
Исполнители подпрограммы |
Комитет по делам семьи и демографической политике при Правительстве Удмуртской Республики; Министерство образования и науки Удмуртской Республики; Министерство социальной защиты населения Удмуртской Республики; Министерство здравоохранения Удмуртской Республики; Министерство внутренних дел по Удмуртской Республике (по согласованию); органы местного самоуправления в Удмуртской Республике (по согласованию); Удмуртское республиканское отделение Российского Детского Фонда (по согласованию); государственные и муниципальные учреждения социального обслуживания населения Удмуртской Республики (по согласованию); государственные и муниципальные образовательные учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (по согласованию); государственные и муниципальные учреждения здравоохранения (по согласованию) |
Цель подпрограммы |
Системные изменения в организации на территории Удмуртской Республики работы по профилактике социального сиротства детей, реабилитации семей группы риска, развитию семейных форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей |
Задачи подпрограммы |
Внедрение во всех муниципальных образованиях Удмуртской Республики технологии межведомственного взаимодействия, направленного на реализацию прав детей жить и воспитываться в семье, на раннее выявление детского и семейного неблагополучия и предупреждение социального сиротства; создание, апробация и внедрение модели индивидуального сопровождения семей и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации или социально опасном положении; повышение доступности и качества профилактических и реабилитационных услуг для семей и детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации или социально опасном положении; создание условий для развития семейных форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (в том числе детей-инвалидов), реформирование системы учреждений интернатного типа; повышение уровня профессиональной компетентности специалистов органов и учреждений системы профилактики, осуществляющих профилактическую и реабилитационную работу с семьями и детьми, оказавшимися в трудной жизненной ситуации или социально опасном положении |
Целевые индикаторы подпрограммы |
Доля социально неблагополучных семей в общей численности семей с детьми (процент); количество родителей, не выполняющих обязанности по воспитанию детей (чел.); количество детей, родители которых лишены родительских прав (чел.); количество новорожденных детей, от которых отказались родители (чел.); количество детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (чел.); доля детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в общей численности детского населения (процент); количество детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, воспитывающихся в государственных и муниципальных учреждениях (чел.); количество детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, переданных в отчетном году на воспитание в семьи (чел.); доля детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, переданных на воспитание в семьи, в общей численности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (процент); количество кандидатов в опекуны, попечители, приемные родители, патронатные воспитатели, прошедших курс подготовки к приему детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в семьи (чел.); количество специалистов органов и учреждений системы профилактики, прошедших обучение новым технологиям работы с семьями и детьми "группы риска" (чел.) |
Сроки реализации подпрограммы |
с 1 января 2011 года до 31 декабря 2014 года |
Объемы и источники финансирования подпрограммы |
На реализацию мероприятий подпрограммы предусмотрено финансирование в размере 66 042,5 тыс. рублей, в том числе: - из бюджета Удмуртской Республики - 50 906,3 тыс. рублей; - средства Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, - 15 136,2 тыс. рублей. Сумма финансирования по годам: 2011 год - 11 619,5 тыс. рублей; 2012 год - 12 446,4 тыс. рублей; 2013 год - 11 228,9 тыс. рублей; 2014 год - 30 747,7 тыс. рублей, в том числе: из бюджета Удмуртской Республики: 2011 год - 8 971,0 тыс. рублей; 2012 год - 9 581,0 тыс. рублей; 2013 год - 8 718,2 тыс. рублей; 2014 год - 23 636,1 тыс. рублей. Средства Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации: 2011 год - 2 648,5 тыс. рублей; 2012 год - 2 865,4 тыс. рублей; 2013 год - 2 510,7 тыс. рублей; 2014 год - 7 111,6 тыс. рублей. Объемы финансирования, предусмотренные подпрограммой, носят ориентировочный характер и подлежат корректировке при формировании и утверждении бюджета Удмуртской Республики на очередной финансовый год (очередной финансовый год и плановый период). В случае несоответствия результатов выполнения подпрограммы целевым индикаторам и критериям эффективности бюджетные ассигнования на реализацию подпрограммы могут быть сокращены в соответствии с порядком, предусмотренным Правительством Удмуртской Республики. Средства федерального бюджета и иные источники финансирования привлекаются в соответствии с законодательством Российской Федерации |
Ожидаемые результаты реализации подпрограммы |
В результате реализации подпрограммы к 2014 году ожидается: снижение доли социально неблагополучных семей в общей численности семей с детьми до 4,5 процентов; уменьшение количества родителей, не выполняющих обязанности по воспитанию детей, до 3010 человек; сокращение числа детей, родители которых лишены родительских прав, до 760 человек; уменьшение количества новорожденных детей, от которых отказались родители, до 89 человек; уменьшение количества детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, до 6623 человек; снижение доли детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в общей численности детского населения, до 1,8 процентов; уменьшение количества детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, воспитывающихся в государственных и муниципальных учреждениях, до 1497 человек; увеличение числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, переданных в течение года на воспитание в семьи, до 1419 человек; увеличение доли детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, переданных на воспитание в семьи, в общей численности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, до 83,2 процентов; увеличение количества кандидатов в опекуны, попечители, приемные родители, патронатные воспитатели, прошедших курс подготовки к приему детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в семьи, до 150 человек; увеличение количества специалистов органов и учреждений системы профилактики, прошедших обучение новым технологиям работы с семьями и детьми "группы риска", до 350 человек |
II. Характеристика проблемы, анализ причин ее возникновения и
обоснование необходимости решения программно-целевым методом
Профилактика социального сиротства и семейного неблагополучия, развитие семейных форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являются одним из ключевых направлений социальной и демографической политики Удмуртской Республики, ориентированной на укрепление института семьи как ресурса стабильного и устойчивого развития региона.
Реализация Республиканской целевой программы демографического развития Удмуртской Республики на 2008-2010 годы и республиканской целевой программы "Дети Удмуртии" (2009-2012 годы)" позволила осуществить систему эффективных мер, направленных на стабилизацию института семьи, повышение в общественном сознании престижа семьи и брака, профилактику социального сиротства, поддержку семей и детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.
Вместе с тем, несмотря на достигнутые в предыдущие годы результаты, остаются проблемы, решения которых предполагается достигнуть в рамках подпрограммы "Комплексные меры профилактики социального сиротства детей в Удмуртской Республике" Республиканской целевой программы демографического развития Удмуртской Республики на 2011-2015 годы.
Несмотря на то, что в Удмуртской Республике создана и развивается инфраструктура социальных учреждений, по-прежнему актуальными остаются вопросы раннего выявления детского и семейного неблагополучия, оказания своевременной и эффективной помощи, направленной на "вывод" семьи из трудной жизненной ситуации или социально опасного положения.
На 1 января 2010 года в Удмуртской Республике проживает 210 836 семей с детьми до 18-летнего возраста. Численность детей в этих семьях составляет 319 792 человека.
Ежегодно органами и учреждениями системы профилактики выявляется более 3-х тысяч семей, где родители не обеспечивают надлежащих условий для воспитания детей. В течение 2010 года выявлено 3716 таких семей (в 2009 году - 3624, в 2008 году - 3561 семья, в 2007 году - 3354 семьи). К административной ответственности за невыполнение или ненадлежащее выполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетних детей привлечено 2990 родителей (2009 год - 2864, 2008 год - 2751, 2007 год - 2250). Количество семей, состоящих на учете в территориальных подразделениях органов внутренних дел Удмуртской Республики, в 2010 году составило 1444 (2009 год - 1848, 2008 год - 1575, 2007 год - 1595).
На 1 января 2011 года количество семей с детьми, находящихся в трудной жизненной ситуации или социально опасном положении, составило 13621, или 6,5 % от общего количества семей с детьми, проживающих в Удмуртской Республике (2009 год - 6,5 %, 2008 год - 5,9 %, 2007 год - 6,4 %).
Основной причиной социального сиротства детей является семейное неблагополучие.
В Удмуртской Республике в течение 2010 года выявлено 23 случая жестокого обращения с детьми (2009 год - 30, - 23,3 %), в связи с угрозой жизни и здоровью из неблагополучных семей отобрано 58 детей (2009 год - 86, - 32,5 %). Количество детей, родители которых лишены родительских прав, составило 796 человек, что на 8,8 % меньше, чем в 2009 году. Количество детей, родители которых ограничены в родительских правах, - 120 человек, что на 20,0 % меньше, чем в 2009 году.
|
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
||||
абс. |
% |
абс. |
% |
абс. |
% |
абс. |
% |
|
Количество детей, родители которых лишены родительских прав |
1098 |
95,6 |
858 |
92,5 |
873 |
85,3 |
796 |
86,7 |
Количество детей, родители которых ограничены в родительских правах |
50 |
4,4 |
70 |
7,5 |
150 |
14,7 |
120 |
13,3 |
Всего: |
1148 |
100 |
928 |
100 |
1023 |
100 |
916 |
100 |
Анализ практики работы органов и учреждений системы профилактики показывает, что нередко деятельность данных служб ориентирована на вмешательство в семью, когда ситуация достигла критического положения, и единственной мерой защиты ребенка является отобрание его из кровной семьи. Такой подход является крайне неэффективным и способствует развитию социального сиротства. В этой связи приоритетным направлением в деятельности государственных и муниципальных органов и учреждений системы профилактики Удмуртской Республики должно стать выявление семей и детей, нуждающихся в государственной защите, на ранних этапах возникновения проблем.
Профилактика отказов родителей от новорожденных детей является еще одним направлением, реализуемым в рамках данной подпрограммы. Численность детей, оставленных матерями (родителями) при рождении, в 2010 году составила 119 человек (2009 год - 125, 2008 год - 180, 2007 год - 70). Для решения данной проблемы подпрограммой предусмотрено проведение комплекса системных мероприятий, направленных на формирование ответственного родительства и оказание адресной помощи беременным женщинам, относящимся по социальным характеристикам к "группе риска" отказа от ребенка.
На фоне актуальности проблемы социального сиротства детей государственная семейная политика Удмуртской Республики в последние годы все больше ориентирована на сокращение числа детей, воспитывающихся в учреждениях интернатного типа.
По состоянию на 1 января 2011 года в республике проживают 6823 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, что составляет 2,1% от общей численности детского населения. Семейными формами устройства охвачены 5540 детей, или 81,2 % от общего числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
|
2007 год |
2008 год |
2009 год |
2010 год |
Количество детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей |
7289 |
7193 |
7015 |
6823 |
Доля детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в общей численности детского населения (%) |
2,2 |
2,2 |
2,3 |
2,1 |
Количество детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, воспитывающихся в замещающих семьях |
5410 |
5468 |
5570 |
5540 |
Доля детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, устроенных в замещающие семьи, от общей численности детей данной категории (%) |
74,2 |
76,0 |
79,4 |
81,2 |
Наиболее значимыми формами семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являются опека, попечительство и усыновление. Активно развивается в республике такая форма устройства детей, как приемная семья. Процент устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в приемные семьи в 2010 году составил 5,5 % (2009 год - 3,5 %).
|
2007 год |
2008 год |
2009 год |
2010 год |
Количество детей-сирот и детей, оставшихся без печения родителей: | ||||
переданных под опеку и попечительство |
4676 |
4801 |
4921 |
4809 |
усыновленных |
687 |
559 |
384 |
400 |
устроенных в приемные семьи |
35 |
90 |
196 |
282 |
переданных на патронатное воспитание |
12 |
18 |
69 |
49 |
В республике ведется работа по созданию и развитию служб сопровождения замещающих семей. На 01.01.2011 года в Удмуртии функционировали шесть служб сопровождения замещающих семей. В перспективе - создание подобных служб на базе всех государственных и муниципальных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Актуальность создания и развития служб сопровождения замещающих семей обусловлена тем, что их деятельность ориентирована на подбор и подготовку кандидатов в замещающие родители и сопровождение замещающих семей после принятия ребенка в семью, что, в свою очередь, способствует решению вопросов профилактики вторичного социального сиротства детей.
Таким образом, создание эффективных механизмов межведомственного взаимодействия по раннему выявлению семейного неблагополучия и профилактике социального сиротства детей, развитие и укрепление института замещающих семей являются приоритетными задачами в рамках подпрограммы "Комплексные меры профилактики социального сиротства детей в Удмуртской Республике" Республиканской целевой программы демографического развития Удмуртской Республики на 2011-2015 годы.
III. Социальная значимость проблемы для населения Удмуртской Республики
В последние годы число детей, нуждающихся в помощи государства, неуклонно растет. Семейное неблагополучие приводит к развитию социального сиротства детей.
Подпрограмма призвана обеспечить комплексный подход к организации на территории Удмуртской Республики работы по профилактике социального сиротства детей и развитию семейных форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Особенность данной подпрограммы состоит в следующем:
а) мероприятия направлены на совершенствование системы работы по раннему выявлению детского и семейного неблагополучия;
б) внедрение во всех муниципальных образованиях Удмуртской Республики инновационных форм работы;
в) использование федеральных, муниципальных и общественных ресурсов, направленных на улучшение положения детей.
Реализация мероприятий подпрограммы позволит добиться к 2014 году улучшения следующих основных показателей:
- снижение доли социально неблагополучных семей в общей численности семей с детьми с 6,5 % до 4,5 %;
- снижение количества новорожденных детей, от которых отказались родители, со 109 человек до 89 человек;
- снижение доли детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в общей численности детей в возрасте до 18 лет с 2,1 % до 1,8 %.
IV. Цели и задачи подпрограммы
Цель подпрограммы: достижение системных изменений в организации на территории Удмуртской Республики работы по профилактике социального сиротства детей, реабилитации семей группы риска, развитию семейных форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Задачи подпрограммы:
внедрение во всех муниципальных образованиях Удмуртской Республики технологии межведомственного взаимодействия, направленного на реализацию прав детей жить и воспитываться в семье, на раннее выявление детского и семейного неблагополучия и предупреждение социального сиротства;
создание, апробация и внедрение модели индивидуального сопровождения семей и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации или социально опасном положении;
повышение доступности и качества профилактических и реабилитационных услуг для семей и детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации или социально опасном положении;
создание условий для развития семейных форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (в том числе детей-инвалидов), реформирование системы учреждений интернатного типа;
повышение уровня профессиональной компетентности специалистов органов и учреждений системы профилактики, осуществляющих профилактическую и реабилитационную работу с семьями и детьми, оказавшимися в трудной жизненной ситуации или социально опасном положении.
Сроки реализации подпрограммы: с 1 января 2011 года до 31 декабря 2014 года.
V. Целевые индикаторы и показатели эффективности,
характеризующие результаты реализации подпрограммы
N п/п |
Наименование целевого индикатора и показателя эффективности |
Единицы измерения |
Базовый показатель по программе (2010 год) |
Прогноз |
|||
Очередной финансовый год (2011 год) |
Плановый период |
||||||
2012 |
2013 |
2014 |
|||||
1. |
Доля социально неблагополучных семей в общей численности семей с детьми |
процент |
6,5 |
6,0 |
5,5 |
5,0 |
4,5 |
2. |
Количество родителей, не выполняющих обязанности по воспитанию детей |
человек |
3716 |
3666 |
3616 |
3516 |
3010 |
3. |
Количество детей, родители которых лишены родительских прав |
человек |
796 |
790 |
780 |
770 |
760 |
4. |
Количество новорожденных детей, от которых отказались родители |
человек |
119 |
109 |
99 |
94 |
89 |
5. |
Количество детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей |
человек |
6823 |
6773 |
6723 |
6673 |
6623 |
6. |
Доля детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в общей численности детского населения |
процент |
2,1 |
2,0 |
2,0 |
1,9 |
1,8 |
7. |
Количество детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, воспитывающихся в государственных и муниципальных учреждениях |
человек |
1577 |
1557 |
1537 |
1517 |
1497 |
8. |
Количество детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, переданных в отчетном году на воспитание в семьи |
человек |
1219 |
1269 |
1319 |
1369 |
1419 |
9. |
Доля детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, переданных на воспитание в семьи, в общей численности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей |
процент |
81,2 |
82,0 |
82,7 |
83,0 |
83,2 |
10. |
Количество кандидатов в опекуны, попечители, приемные родители, патронатные воспитатели, прошедших курс подготовки к приему детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в семьи |
человек |
30 |
45 |
75 |
100 |
150 |
11. |
Количество специалистов органов и учреждений системы профилактики, прошедших обучение новым технологиям работы с семьями и детьми "группы риска" |
человек |
0 |
350 |
150 |
150 |
350 |
VI. План мероприятий подпрограммы
План мероприятий подпрограммы, как перечень детально проработанных и взаимосвязанных мероприятий с указанием исполнителей, сроков исполнения, объемов материально-технических и финансовых ресурсов, а также источников финансирования, приведен в приложении к Программе.
VII. Обоснование ресурсного обеспечения подпрограммы
Финансирование подпрограммы осуществляется за счет средств республиканского бюджета и средств Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, выделенных в виде гранта на реализацию программных мероприятий.
Прогноз затрат на реализацию подпрограммы за счет республиканских средств и средств Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, составляет 66042,5 тыс. рублей, из них:
средства бюджета Удмуртской Республики - 50906,3 тыс. рублей;
средства Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, - 15136,2 тыс. рублей.
Сумма финансирования по годам:
2011 год - 11 619,5 тыс. рублей;
2012 год - 12 446,4 тыс. рублей;
2013 год - 11 228,9 тыс. рублей;
2014 год - 30 747,7 тыс. рублей,
в том числе:
из бюджета Удмуртской Республики:
2011 год - 8 971,0 тыс. рублей;
2012 год - 9 581,0 тыс. рублей;
2013 год - 8 718,2 тыс. рублей;
2014 год - 23 636,1 тыс. рублей.
Средства Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации:
2011 год - 2 648,5 тыс. рублей;
2012 год - 2 865,4 тыс. рублей;
2013 год - 2 510,7 тыс. рублей;
2014 год - 7 111,6 тыс. рублей.
Объемы финансирования, предусмотренные подпрограммой, носят ориентировочный характер и подлежат корректировке при формировании и утверждении бюджета Удмуртской Республики на очередной финансовый год (очередной финансовый год и плановый период). В случае несоответствия результатов выполнения подпрограммы целевым индикаторам и критериям эффективности бюджетные ассигнования на реализацию подпрограммы могут быть сокращены в соответствии с порядком, предусмотренным Правительством Удмуртской Республики.
Средства федерального бюджета и иные источники финансирования привлекаются в соответствии с законодательством Российской Федерации.
VIII. Механизм реализации подпрограммы
Порядок реализации подпрограммы производится в соответствии с разделом VIII Программы "Механизм реализации Программы".
IX. Организация управления подпрограммой
Организация управления подпрограммой осуществляется в соответствии с разделом IX Программы "Организация управления Программой".
X. Контроль за реализацией подпрограммы
Контроль за ходом реализации подпрограммы осуществляется в соответствии с разделом X Программы "Контроль за реализацией Программы".
XI. Методика оценки эффективности реализации подпрограммы
Методика оценки эффективности реализации подпрограммы осуществляется в соответствии с разделом XI Программы "Методика оценки эффективности реализации Программы".
XII. Оценка социальной эффективности реализации подпрограммы
Оценка социальной эффективности реализации подпрограммы осуществляется в совокупности оценки эффективности всей Программы.
XIII. Оценка рисков реализации подпрограммы
Недофинансирование программных мероприятий со стороны Удмуртской Республики приводит к снижению доли финансирования со стороны Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.
Оценка рисков реализации подпрограммы осуществляется в совокупности оценки рисков реализации всей Программы.
<< Приложение 4 Приложение 4 |
Приложение 6 >> Приложение 6 |
|
Содержание Постановление Правительства УР от 10 мая 2011 г. N 139 "О внесении изменений в постановление Правительства Удмуртской... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.