Всероссийский конкурс инновационных и традиционных воспитательных систем образовательных учреждений (далее - Конкурс) проводится в целях повышения статуса воспитания в образовательных учреждениях, обновления содержания и структуры воспитания на основе отечественных традиций и современного опыта и в плане реализации Программы развития воспитания в системе образования России на 1999 - 2001 годы.
Организаторы Конкурса
Конкурс проводится Минобразованием России, Центром современных проблем воспитания РАО, НИИ семьи и воспитания РАО, Центром "Педагогический поиск", Педагогическим обществом России при поддержке Комитета по образованию Государственной Думы Российской Федерации.
Цели и задачи
Привлечь внимание педагогической общественности к важности создания и функционирования воспитательной системы в образовательном учреждении.
Определить оптимальные варианты воспитательной системы в образовательных учреждениях.
Создать информационный банк существующих воспитательных систем в образовательных учреждениях.
Поддержать и стимулировать инновационную деятельность педагогической общественности в области воспитания и разработки воспитательных систем.
Реализация целей и задач Конкурса призвана способствовать:
- дальнейшему повышению статуса и эффективности воспитания в образовательных учреждениях;
- обновлению содержания воспитания;
- выявлению и распространению актуальных и перспективных педагогических методик и технологий воспитания;
- созданию современного научно-методического, организационного, кадрового, информационного обеспечения развития воспитания в образовательных учреждениях;
- развитию творческого потенциала, повышению активности педагогических работников;
- пропаганде реальных практических достижений в области воспитания образовательных учреждений России;
- дальнейшему развитию связей с наукой, использованию научных исследований в практике воспитания в образовательных учреждениях.
Участники Конкурса
В Конкурсе могут принять участие образовательные учреждения по 6 номинациям:
- дошкольное учреждение;
- сельская школа;
- общеобразовательные учреждения (в т.ч. школа-интернат, учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; учреждения специального образования;
- учреждения начального, среднего профессионального образования;
- учреждения дополнительного образования.
Порядок и сроки проведения
Конкурс проводится с сентября 2000 по май 2001 г. в 3 этапа.
I этап - сентябрь - декабрь 2000 г. - региональные (республиканские, краевые, областные) конкурсы.
Примечание. В случае, если в субъекте Российской Федерации не проводился I этап Конкурса, авторы направляют свои работы для участия во II этапе Конкурса по указанному адресу самостоятельно.
II этап - январь - апрель 2001 г. - заочный федеральный Конкурс.
Отобранные на региональном Конкурсе работы направляются на участие во II этапе до 20 декабря 2000 года по адресу: 103051, г.Москва, Цветной бульвар, д.25, стр.5, комн.37, Центр "Педагогический поиск", "Конкурс систем".
Минобразованием России по согласованию с Научно-методическим советом по развитию воспитания (далее - Совет) и организаторами Конкурса создаются Оргкомитет и экспертный совет.
Экспертный совет проводит заочный этап Конкурса (осуществляет отбор материалов для участия в финале: по 5 от каждой номинации).
III этап - май - июнь 2001 г. - финал Конкурса.
Участники финала защищают свои проекты на местах. Оргкомитет Конкурса и жюри совместно с региональными органами управления образованием проводят экспертизу воспитательных систем непосредственно в образовательных учреждениях - кандидатах в победители.
Расходы по командированию членов Оргкомитета и жюри осуществляются на долевых началах соответствующими органами управления образованием субъектов Российской Федерации, учредителями, организациями-спонсорами.
Требования к содержанию и оформлению материалов
На Конкурс представляются:
- концепция воспитательной системы образовательного учреждения;
- программа ее реализации;
- организационное, методическое, педагогическое сопровождение программы (рекомендации, формы анкет, опросников, анализы результатов внедрения в практику по данной программе, схемы, таблицы и др.);
- видеофильм об учреждении (не более 30 минут на кассете VHS формата PAL).
Объем не должен превышать 24 страниц печатного текста и представлен на бумаге и дискете (Word for Windows). По каждому материалу обязательно должны быть указаны источники, авторы и составители.
Если материалы ранее публиковались или участвовали в конкурсах, необходимо указать где и когда. Объем приложений не ограничивается.
Материалы, представленные на Конкурс, не возвращаются. Рецензии авторам не высылаются.
На титульном листе указываются: фамилия, имя, отчество (полностью), место работы, должность, адрес автора (авторского коллектива), его наименование, телефоны. Объяснительная записка должна содержать необходимые сведения об образовательном учреждении, перечень представленных материалов. Примерная схема подачи материалов прилагается.
Критерии оценки воспитательной системы
1. Как формулирует педагогический коллектив цели и задачи воспитательной системы? (Актуальность, педагогическая целесообразность, реальность, возможность измерить результат.)
2. Как в воспитывающей деятельности используются конкретные педагогические, социальные и культурные условия данного образовательного учреждения? (Его история и традиции, контингент воспитанников и их семей, педагогические кадры, предметная, природная и культурная среда ближайшего социума).
3. Какова структура воспитательной системы, ее построение? (Наличие центров, вокруг которых интегрируется воспитательный процесс, разумное соотношение компонентов и частей, системные связи, воспитательное пространство, взаимосвязь обучения и воспитания).
4. Характер отношений в системе (самочувствие человека в ней, межличностные и внутриколлективные отношения, межвозрастные и межпоколенческие связи, отношение к образовательному учреждению выпускников, населения).
5. Творческий вклад данного образовательного учреждения в развитие воспитательных систем, особые отличия, неповторимые черты системы.
Подведение итогов Конкурса
Все участники финала Конкурса получают свидетельство участника. Победителям присваивается звание Лауреата с вручением памятных призов.
Материалы, представляющие профессиональную ценность, будут опубликованы в сборниках и педагогических изданиях.
Отдельными дипломами будут награждаться органы управления образованием субъектов Российской Федерации, представившие наиболее качественные материалы.
Учредителями и спонсорами будут определены специальные дипломы и призы.
Участники финала Конкурса будут приглашены в Москву, за счет направляющей стороны, на Всероссийский семинар "Воспитательные системы в современной школе", о чем будет сообщено дополнительно.
Результаты Конкурса будут опубликованы в Учительской газете, журналах: "Народное образование", "Педагогика", "Классный руководитель", "Воспитание школьников", "Внешкольник", "Родительское собрание".
Лучшие материалы будут опубликованы в серии "Воспитание и дополнительное образование" в издательстве "Владос" с выплатой соответствующего авторского гранта.
Дипломанты Конкурса, по 20 в каждой номинации, будут награждены ценными подарками, годовыми комплектами журналов "Классный руководитель", "Воспитание школьников".
Конкурс проводится при поддержке министерств, ведомств, российских и зарубежных фондов.
Информационную поддержку Конкурса осуществляют следующие издания и средства массовой информации:
- ОРТ
- Радио России
- Народное радио
- "Учительская газета"
- "Первое сентября"
- "Воспитание школьников".
Справки по тел.: 923-8450 - Лидия Ивановна Виноградова; тел.: 200-1756 - Владимир Михайлович Лизинский.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Положение о Всероссийском конкурсе воспитательных систем образовательных учреждений (утв. Минобразования РФ 25 апреля 2000 г.)
Текст положения опубликован в "Вестнике образования", N 13, июль 2000 г., в Собрании законодательства Российской Федерации от 18 августа 2003 г., N 33, ст. 3295