Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 2
к приказу Минобразования РФ
от 3 августа 2000 г. N 2400
Государственные требования
к минимуму содержания и уровню профессиональной подготовки выпускника для получения дополнительной квалификации "Преподаватель"
1. Общая характеристика образовательно-профессиональной
программы подготовки преподавателя на базе специальности
_____________________________________________________________
(наименование специальности)
1.1. Нормативная трудоемкость образовательно-профессиональной программы подготовки преподавателя при очной форме 1400 часов. Дополнительная квалификация - "Преподаватель".
1.2. Характеристика сферы и объектов профессиональной деятельности преподавателя.
Деятельность преподавателя направлена на:
- реализацию образовательных программ и учебных планов на уровне, отвечающем принятым государственным стандартам образования;
- проектирование, разработку и проведение типовых мероприятий, связанных с преподаванием (уроков, лекций, семинарских и практических занятий, консультаций, аттестационных мероприятий);
- проведение исследований проблем, связанных с преподаванием, разработку рекомендаций по их разрешению;
- анализ частных и общих проблем преподавания, управления образовательными учреждениями;
- использование современных технологий образования для выбора оптимальной стратегии преподавания в зависимости от уровня подготовки обучаемых и целей обучения;
- воспитание и интеллектуальное развитие личности.
Сферами профессиональной деятельности преподавателя являются:
- учреждения системы образования различных форм собственности (школы, лицеи, гимназии, колледжи);
- учреждения, организации, предприятия, деятельность которых связана с различными аспектами преподавания.
2. Требования к уровню подготовки лиц, успешно завершивших
обучение по программе подготовки специалиста с дополнительной
квалификацией "Преподаватель"
2.1. Требования к профессиональной компетентности преподавателя
Преподаватель должен:
- понимать роль учебных заведений в обществе, основные проблемы дисциплин, определяющих конкретную область его деятельности;
- знать основные законодательные документы, касающиеся системы народного образования, права и обязанности субъектов учебного процесса (преподавателей, руководителей, учащихся и их родителей);
- понимать концептуальные основы (предмета), его место в общей системе знаний и ценностей и в школьным учебном плане;
- учитывать в педагогической деятельности индивидуальные различия учащихся, включая возрастные, социальные, психологические и культурные;
- обладать знаниями (предмета), достаточными для аналитической оценки, выбора и реализации образовательной программы, соответствующей уровню подготовленности учащихся, их потребностям, а также - требованиям общества.
Преподаватель должен знать:
- сущность процессов обучения и воспитания, их психологические основы;
- воспитательные и образовательные системы прошлого и настоящего; общие вопросы организации педагогических исследований, методы исследований и их возможности, способы обобщения и оформления результатов исследовательского поиска;
- пути совершенствования мастерства учителя и способы самосовершенствования;
- дидактику (предмета);
- содержание и структуру школьных учебных планов, программ и учебников;
- требования к минимуму содержания и уровню подготовки учащихся по (предмету), устанавливаемые государственным образовательным стандартом;
- вопросы частных методик школьных курсов по (предмету);
- различные подходы к изучению основных тем школьного курса, новые технологии обучения;
- методы формирования навыков самостоятельной работы и развития творческих способностей и логического мышления учащихся;
- научные основы отдельного курса (предмета), историю и методологию соответствующей науки;
- структуру и архитектуру ПЭВМ, основные операционные системы, компьютерные инструментальные средства, методы компьютерной обработки информации.
Преподаватель должен уметь:
- проектировать, конструировать, организовывать и анализировать свою педагогическую деятельность;
- планировать учебные занятия в соответствии с учебным планом и на основе его стратегии;
- обеспечивать последовательность изложения материала и междисциплинарные связи (предмета) с другими дисциплинами;
- разрабатывать и проводить различные по форме обучения занятия, наиболее эффективные при изучении соответствующих тем и разделов программы, адаптируя их к разным уровням подготовки учащихся;
- ясно, логично излагать содержание нового материала, опираясь на знания и опыт учащихся;
- отбирать и использовать соответствующие учебные средства для построения технологии обучения;
- анализировать учебную и учебно-методическую литературу и использовать ее для построения собственного изложения программного материала;
- организовывать учебную деятельность учащихся, управлять ею и оценивать ее результаты;
- применять основные методы объективной диагностики знаний учащихся по предмету, вносить коррективы в процесс обучения с учетом данных диагностики;
- использовать сервисные программы, пакеты прикладных программ и инструментальные средства ПЭВМ для подготовки учебно-методических материалов, владеть методикой проведения занятий с применением компьютера;
- создавать и поддерживать благоприятную учебную среду, способствующую достижению целей обучения;
- развивать интерес учащихся и мотивацию обучения, формировать и поддерживать обратную связь.
Преподаватель должен иметь представление о:
- связях школьных разделов (предмета) с соответствующими вузовскими дисциплинами;
- методических аспектах (предмета) в целом, отдельных тем и понятий;
- методах и приемах составления задач, упражнений, тестов по различным темам;
- возможностях применения компьютерной техники в учебном процессе;
- принципах построения обучающих и контролирующих программ разного уровня сложности.
2.2. Требования к знаниям и умениям по общим гуманитарным и социальноэкономическим дисциплинам, по общим математическим и естественнонаучным, а также специальным дисциплинам устанавливаются государственными образовательными стандартами высшего профессионального образования по соответствующей специальности из числа перечисленных в приложении N 1 к настоящему приказу.
Конкретные требования с учетом выполнения перечисленных выше устанавливаются высшим учебным заведением.
3. Обязательный минимум содержания программы
профессиональной подготовки преподавателя
Индекс | Наименование дисциплин и их основные разделы | Всего часов |
ОД.00. | Общие дисциплины | 360 |
ОД.01. | Психология и педагогика (см. Обязательный минимум содержания цикла "Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины", определяемый государственным стандартом высшего профессионального образования). |
100 |
ОД.02. | Дополнительный цикл психолого-педагогических дисциплин (конкретный перечень определяется вузом): возникновение и развитие педагогической профессии; своеобразие педагогической деятельности; роль учителя в обществе; педагогическое призвание, творчество и новаторство; мотивы выбора педагогической профессии; требования к личности учителя; профессиограммы учителя; системы профессиональной педагогической подготовки; самосовершенствование учителя; основные принципы возрастной периодизации психического развития; типы ведущей деятельности и психологические особенности возрастных периодов; кризисы возрастного развития; условия, механизмы и закономерности развития и формирования психики в процессе онтогенеза; психология обучения и воспитания; обучение и развитие; психологическая сущность развивающего обучения; психология инновационного обучения; структура учебной деятельности и проблема ее формирования; этапы формирования умственных действий; характеристика теоретического и эмпирического мышления: психология оценки и самооценки; история отечественных и зарубежных педагогических учений; методологические и психологические основы процесса воспитания; проблема взаимоотношений личности и коллектива; планирование и осуществление воспитательного процесса; проблема педагогического мастерства; педагогическая культура; современное педагогическое мышление; пути формирования педагогического мастерства; техника речи, экспрессивные средства учителя; педагогика сотрудничества как технология обучения и воспитания; современные концепции образования и их отражение в нормативных документах; научная организация педагогического труда; текущее и перспективное планирование; методы психодиагностики, диагностика мотивационной познавательной, эмоционально-волевой сфер личности учащихся; диагностика знаний, умений, навыков и способностей школьников; диагностика межличностных отношений и психологического климата;методика воспитательной работы; методы педагогических исследований; системный подход к исследованию педагогических явлений и процессов; технологические проблемы современной дидактики. |
180 |
ОД.03. | Новые информационные технологии в учебном процессе; структура аудио- и видеосредств и методика их применения; структура и архитектура ПЭВМ, практические навыки работы с компьютером; принципы построения автоматизированных обучающих и контролирующих систем; применение пакетов прикладных программ в учебном процессе по (предмету); текстовые и графические редакторы, электронные таблицы; базы данных; информационные и телекоммуникационные сети. |
80 |
СД.00. | Специальные дисциплины | 340 |
СД.01 | История и методология (соответствующей отрасли науки): история возникновения и развития (науки); основные понятия и категории. Методологические аспекты науки и ее приложений; место (науки) в системе научного знания; междисциплинарные связи; роль наиболее выдающихся ученых в развитии (науки); возникновение новых научных направлений (особенно в двадцатом столетии); современные проблемы и перспективы развития (науки). |
60 |
СД.02. | Методика преподавания (предметa): основы дидактики (предмета); содержание и структура школьных программ и учебников; вопросы частных методик, относящихся к основным темам школьного курса; различные подходы к изучению основных тем школьного курса (предметов); межпредметные связи; методы организации самостоятельной работы и развития творческих способностей учащихся; таксономия учебных задач; новые технологии обучения; методы диагностики знаний учащихся; анализ учебников и методической литературы по предмету; организация учебной деятельности учащихся, разработка планов и конспектов занятий. |
120 |
СД.03. | Научные основы школьных курсов (предмета): анализ школьного курса (предметов) с точки зрения современной науки; логическая структура (предмета): приложение общих концепций и выводов науки к конкретным задачам преподавания |
80 |
СД.04. | Практикум. Развитие и закрепление практических навыков по предметам. |
80 |
СД.05. | Дисциплины по выбору студентов | 100 |
Итого часов теоретической подготовки: | 800 | |
ПП.00 | Педагогическая практика. | 10 нед. (540 ч.) |
И.00. | Итоговая государственная аттестация | 60 |
И.01. | Государственные квалификационные экзамены по методике преподавания и защита выпускной квалификационной работы |
60 ч. |
Всего часов трудоемкости программы | 1400 |
4. Условия реализации программы
При реализации программы высшее учебное заведение имеет право:
1. Изменять объем часов, отводимых на освоение учебного материала при сохранении минимального содержания, определяемого данным документом.
2. Вводить в дополнительный цикл психолого-педагогических дисциплин (ОД.02) элективные курсы.
3. Осуществлять преподавание цикла профессионально-педагогических дисциплин в форме авторских лекционных курсов и разнообразных видов коллективных и индивидуальных практических занятии, задании и семинаров по программам, обеспечивающим реализацию минимума содержания дисциплин, определяемого данным документом.
Государственные требования к минимуму содержания и уровню профессиональной подготовки для получения дополнительной квалификации "Преподаватель" согласованы с Учебно-методическим объединением университетов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.