Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 2
к приказу Минобразования РФ
от 3 августа 2000 г. N 2400
Государственные требования
к минимуму содержания и уровню профессиональной подготовки выпускника для получения дополнительной квалификации "Преподаватель"
1. Общая характеристика образовательно-профессиональной
программы подготовки преподавателя на базе специальности
_____________________________________________________________
(наименование специальности)
1.1. Нормативная трудоемкость образовательно-профессиональной программы подготовки преподавателя при очной форме 1400 часов. Дополнительная квалификация - "Преподаватель".
1.2. Характеристика сферы и объектов профессиональной деятельности преподавателя.
Деятельность преподавателя направлена на:
- реализацию образовательных программ и учебных планов на уровне, отвечающем принятым государственным стандартам образования;
- проектирование, разработку и проведение типовых мероприятий, связанных с преподаванием (уроков, лекций, семинарских и практических занятий, консультаций, аттестационных мероприятий);
- проведение исследований проблем, связанных с преподаванием, разработку рекомендаций по их разрешению;
- анализ частных и общих проблем преподавания, управления образовательными учреждениями;
- использование современных технологий образования для выбора оптимальной стратегии преподавания в зависимости от уровня подготовки обучаемых и целей обучения;
- воспитание и интеллектуальное развитие личности.
Сферами профессиональной деятельности преподавателя являются:
- учреждения системы образования различных форм собственности (школы, лицеи, гимназии, колледжи);
- учреждения, организации, предприятия, деятельность которых связана с различными аспектами преподавания.
2. Требования к уровню подготовки лиц, успешно завершивших
обучение по программе подготовки специалиста с дополнительной
квалификацией "Преподаватель"
2.1. Требования к профессиональной компетентности преподавателя
Преподаватель должен:
- понимать роль учебных заведений в обществе, основные проблемы дисциплин, определяющих конкретную область его деятельности;
- знать основные законодательные документы, касающиеся системы народного образования, права и обязанности субъектов учебного процесса (преподавателей, руководителей, учащихся и их родителей);
- понимать концептуальные основы (предмета), его место в общей системе знаний и ценностей и в школьным учебном плане;
- учитывать в педагогической деятельности индивидуальные различия учащихся, включая возрастные, социальные, психологические и культурные;
- обладать знаниями (предмета), достаточными для аналитической оценки, выбора и реализации образовательной программы, соответствующей уровню подготовленности учащихся, их потребностям, а также - требованиям общества.
Преподаватель должен знать:
- сущность процессов обучения и воспитания, их психологические основы;
- воспитательные и образовательные системы прошлого и настоящего; общие вопросы организации педагогических исследований, методы исследований и их возможности, способы обобщения и оформления результатов исследовательского поиска;
- пути совершенствования мастерства учителя и способы самосовершенствования;
- дидактику (предмета);
- содержание и структуру школьных учебных планов, программ и учебников;
- требования к минимуму содержания и уровню подготовки учащихся по (предмету), устанавливаемые государственным образовательным стандартом;
- вопросы частных методик школьных курсов по (предмету);
- различные подходы к изучению основных тем школьного курса, новые технологии обучения;
- методы формирования навыков самостоятельной работы и развития творческих способностей и логического мышления учащихся;
- научные основы отдельного курса (предмета), историю и методологию соответствующей науки;
- структуру и архитектуру ПЭВМ, основные операционные системы, компьютерные инструментальные средства, методы компьютерной обработки информации.
Преподаватель должен уметь:
- проектировать, конструировать, организовывать и анализировать свою педагогическую деятельность;
- планировать учебные занятия в соответствии с учебным планом и на основе его стратегии;
- обеспечивать последовательность изложения материала и междисциплинарные связи (предмета) с другими дисциплинами;
- разрабатывать и проводить различные по форме обучения занятия, наиболее эффективные при изучении соответствующих тем и разделов программы, адаптируя их к разным уровням подготовки учащихся;
- ясно, логично излагать содержание нового материала, опираясь на знания и опыт учащихся;
- отбирать и использовать соответствующие учебные средства для построения технологии обучения;
- анализировать учебную и учебно-методическую литературу и использовать ее для построения собственного изложения программного материала;
- организовывать учебную деятельность учащихся, управлять ею и оценивать ее результаты;
- применять основные методы объективной диагностики знаний учащихся по предмету, вносить коррективы в процесс обучения с учетом данных диагностики;
- использовать сервисные программы, пакеты прикладных программ и инструментальные средства ПЭВМ для подготовки учебно-методических материалов, владеть методикой проведения занятий с применением компьютера;
- создавать и поддерживать благоприятную учебную среду, способствующую достижению целей обучения;
- развивать интерес учащихся и мотивацию обучения, формировать и поддерживать обратную связь.
Преподаватель должен иметь представление о:
- связях школьных разделов (предмета) с соответствующими вузовскими дисциплинами;
- методических аспектах (предмета) в целом, отдельных тем и понятий;
- методах и приемах составления задач, упражнений, тестов по различным темам;
- возможностях применения компьютерной техники в учебном процессе;
- принципах построения обучающих и контролирующих программ разного уровня сложности.
2.2. Требования к знаниям и умениям по общим гуманитарным и социальноэкономическим дисциплинам, по общим математическим и естественнонаучным, а также специальным дисциплинам устанавливаются государственными образовательными стандартами высшего профессионального образования по соответствующей специальности из числа перечисленных в приложении N 1 к настоящему приказу.
Конкретные требования с учетом выполнения перечисленных выше устанавливаются высшим учебным заведением.
3. Обязательный минимум содержания программы
профессиональной подготовки преподавателя
Индекс | Наименование дисциплин и их основные разделы | Всего часов |
ОД.00. | Общие дисциплины | 360 |
ОД.01. | Психология и педагогика (см. Обязательный минимум содержания цикла "Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины", определяемый государственным стандартом высшего профессионального образования). |
100 |
ОД.02. | Дополнительный цикл психолого-педагогических дисциплин (конкретный перечень определяется вузом): возникновение и развитие педагогической профессии; своеобразие педагогической деятельности; роль учителя в обществе; педагогическое призвание, творчество и новаторство; мотивы выбора педагогической профессии; требования к личности учителя; профессиограммы учителя; системы профессиональной педагогической подготовки; самосовершенствование учителя; основные принципы возрастной периодизации психического развития; типы ведущей деятельности и психологические особенности возрастных периодов; кризисы возрастного развития; условия, механизмы и закономерности развития и формирования психики в процессе онтогенеза; психология обучения и воспитания; обучение и развитие; психологическая сущность развивающего обучения; психология инновационного обучения; структура учебной деятельности и проблема ее формирования; этапы формирования умственных действий; характеристика теоретического и эмпирического мышления: психология оценки и самооценки; история отечественных и зарубежных педагогических учений; методологические и психологические основы процесса воспитания; проблема взаимоотношений личности и коллектива; планирование и осуществление воспитательного процесса; проблема педагогического мастерства; педагогическая культура; современное педагогическое мышление; пути формирования педагогического мастерства; техника речи, экспрессивные средства учителя; педагогика сотрудничества как технология обучения и воспитания; современ |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.