В целях развития нормативной базы отдыха и оздоровления детей рядом министерств и ведомств разработан проект государственного стандарта (ГОСТ Р) "Услуги, предоставляемые детям в учреждениях отдыха и оздоровления".
Просим вас рассмотреть и направить в адрес Минобразования России свои предложения и замечания к данному проекту.
Заместитель министра |
Е.Е.Чепурных |
Проект
Первая редакция ГОСТ Р
Государственный стандарт Российской Федерации
"Услуги, предоставляемые детям в учреждениях отдыха и оздоровления"
"Serveces, given to children in establishments of rest and rehabilitation of health"
1. Область применения
2. Нормативные ссылки
3. Определения
4. Общие положения
5. Основные виды услуг
6. Порядок и условия предоставления услуг
1. Область применения
Настоящий стандарт распространяется на услуги, предоставляемые в учреждениях отдыха и оздоровления детей.
Стандарт устанавливает основные виды этих услуг, их состав, порядок и условия предоставления.
2. Нормативные ссылки
В настоящем стандарте использованы ссылки на следующие стандарты:
ГОСТ Р 50644-94 Туристско-экскурсионное обслуживание. Требования по обеспечению безопасности туристов и экскурсантов;
ГОСТ Р 50645-94 Туристстко-экскурсионное обслуживание. Классификация гостиниц;
Постановлением Госстандарта РФ от 26 июня 2003 г. N 205-ст ГОСТ Р 50645-94 отменен
ГОСТ Р 50690-94 Туристско-экскурсионное обслуживание. Туристские услуги. Общие требования;
ГОСТ Р 51185-98 Туристские услуги. Средства размещения. Общие требования.
3. Определения
В настоящем стандарте применяют термины по ГОСТ 26265-84 и ГОСТ Р "Социальное обслуживание населения. Термины и определения".
4. Общие положения
4.1. Настоящий стандарт разработан с целью создания нормативно-правовой базы детского отдыха и оздоровления для обеспечения прав детей на полноценный отдых и оздоровление, предусмотренных Федеральным законом Российской Федерации от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации".
4.2. Под отдыхом и оздоровлением детей понимают комплекс условий и мероприятий, обеспечивающих развитие творческого потенциала личности детей, охрану и укрепление их здоровья, профилактику заболеваний, соблюдение санитарно-гигиенических и противоэпидемических требований, закаливание организма, занятие физической культурой, спортом и туризмом, формирование здорового образа жизни, режим питания и жизнедеятельности в экологически благоприятной среде.
4.3. Под учреждениями отдыха и оздоровления детей понимают оздоровительно-образовательные лагеря, оздоровительные лагеря (в том числе с дневным пребыванием), профильные лагеря, центры, базы, образовательные учреждения, учреждения социального обслуживания, полевые туристические лагеря, иные организации, независимо от форм собственности, основная деятельность которых направлена на предоставление услуг, установленных настоящим стандартом для обеспечения отдыха и оздоровления детей.
4.4. Для обеспечения нормального функционирования учреждения отдыха и оздоровления детей и его качественной работы должны соблюдаться необходимые условия, основными из которых являются:
- наличие и состояние документации, в соответствии с которой работает учреждение;
- условие размещения учреждения;
- укомплектованность учреждения необходимыми специалистами и их квалификация;
- техническое оснащение учреждения (оборудование, приборы, аппаратура, спортивное и туристское снаряжение и т.д.).
4.4.1. Наличие и состояние документации.
В состав документации должны входить:
- Устав учреждения;
- руководства, правила, инструкции, методики работы с детьми;
- документация на имеющиеся оборудование, приборы, аппаратуру, спортивное и туристское снаряжение.
4.4.1.1. В Уставе учреждения должны быть изложены:
- предназначение учреждения;
- основная задача деятельности учреждения, категории обслуживания детей;
- порядок создания, содержания, реорганизации учреждения;
- юридический статус, ведомственная принадлежность, источники финансирования;
- штатное расписание, правила внутреннего распорядка;
- порядок принятия (зачисления) детей на обслуживание и снятия с него;
- структурные подразделения, объем и порядок предоставления ими услуг.
4.4.1.2. Руководства, правила, инструкции, методики должны регламентировать процесс предоставления услуг и определять методы их предоставления и контроля.
4.4.1.3. Документация на имеющиеся в учреждении оборудование, приборы, аппаратуру, спортивное и туристское снаряжение необходима для их эксплуатации, обслуживания и поддержания в работоспособном состоянии.
4.4.1.4. В учреждении должен осуществляться постоянный пересмотр документации, включение в нее необходимых изменений и изъятие из обращения устаревшей.
4.4.2. Условия размещения учреждения.
4.4.2.1. Учреждение должно размещаться в специально предназначенном или временном здании или помещениях, которые должны быть обеспечены необходимыми видами коммунально-бытового обслуживания и оснащены телефонной связью.
4.4.2.2. По своим размерам и состоянию помещения должны отвечать требованиям санитарно-гигиенических норм и правил, а также требованиям противопожарной безопасности.
4.4.3. Укомплектованность учреждения специалистами и их квалификация.
4.4.3.1. Учреждение должно располагать необходимым количеством специалистов в соответствии со штатным расписанием.
4.4.3.2. Каждый специалист должен иметь соответствующее образование, квалификацию, профессиональную подготовку, обладать знаниями и опытом, необходимыми для выполнения возложенных на него обязанностей.
4.4.3.3. У каждой категории специалистов должны быть должностные инструкции, регламентирующие их обязанности и права.
4.4.3.4. Наряду с высокой квалификацией и профессионализмом все сотрудники учреждения должны обладать высокими моральными качествами, чувством ответственности за свою работу и руководствоваться в работе принципами справедливости и доброжелательности.
4.4.3.5. При оказании услуг персонал учреждения должен проявлять к детям максимальную чуткость, вежливость, внимание, выдержку, предусмотрительность, терпение и учитывать их физическое и психическое состояние.
4.4.4. Техническое оснащение учреждения.
4.4.4.1. Техническое оснащение учреждения (оборудование, приборы, аппаратура, спортивное и туристское снаряжение и т.д.) должно отвечать требованиям стандартов, технических условий, других нормативных документов и обеспечивать надлежащее качество и безопасность предоставляемых соответствующих видов услуг.
4.4.4.2. Техническое оснащение должно использоваться строго по назначению в соответствии с документацией по их функционированию и эксплуатации, содержаться в технически исправном состоянии.
5. Основные виды услуг
Все услуги, предоставляемые детям в учреждениях отдыха и оздоровления, разделяют на следующие основные виды:
- услуги, обеспечивающие нормальную жизнедеятельность детей;
- медицинские услуги, обеспечивающие охрану здоровья, своевременное оказание медицинской помощи, профилактику заболеваний и формирование навыков здорового образа жизни детей, контроль за соблюдением санитарно-гигиенических и противоэпидемических требований;
- образовательные услуги, направленные на повышение интеллектуального уровня детей, расширение их кругозора, углубление знаний, формирование умений и навыков, развитие творческого потенциала;
- психологические услуги, направленные на улучшение психического состояния детей и их адаптацию к окружающей среде жизнеобитания;
- правовые услуги, направленные на оказание детям и их родителям (законным представителям) юридической помощи, защиту своих законных прав и интересов;
- услуги по организации культурно-оздоровительной деятельности, обеспечивающие разумное и полезное проведение детьми свободного времени, их духовно-нравственное развитие, приобщение к ценностям культуры и искусства;
- услуги в сфере физической культуры, спорта, туристские, краеведческие и экскурсионные, направленные на физическое развитие, укрепление здоровья и закаливание организма детей;
- информационные услуги, направленные на предоставление достоверной информации об имеющейся сети учреждений отдыха и оздоровления детей и о каждом конкретном учреждении.
5.1. Услуги, обеспечивающие нормальную жизнедеятельность детей.
Услуги, обеспечивающие нормальную жизнедеятельность детей, должны предоставляться в следующих составе и формах:
5.1.1. Организация и осуществление приема и размещения детей.
5.1.2. Обеспечение детей жильем, отвечающим санитарно-гигиеническим нормам и требованиям противопожарной безопасности.
5.1.3. Предоставление детям полноценного питания. При этом детям, прибывающим из районов Крайнего Севера и приравненным к ним местностям, должно предоставляться усиленное питание с добавкой в него витаминных препаратов для повышения их иммунитета, а детям, прибывающим из экологически неблагополучных территорий - питание с лечебно-профилактическими свойствами (обогащенное витаминами А, В и С).
5.1.4. Обеспечение детей необходимой мебелью, постельными и другими принадлежностями в соответствии с установленными нормами.
5.1.5. Обеспечение детей книгами, журналами, настольными играми, игрушками с учетом их возраста, пола, запросов.
5.1.6. Уборка жилых помещений.
5.1.7. Сдача постельного белья в стирку, химчистку и обратная его доставка.
5.1.8. Организация мелкого ремонта одежды и обуви детей.
5.1.9. Содействие в предоставлении льгот детям, находящимся в трудной жизненной ситуации, по полной и частичной оплате путевок в учреждения отдыха и оздоровления и проезду к месту отдыха и оздоровления.
5.2. Медицинские услуги.
Медицинские услуги должны предоставляться в следующих составе и формах:
5.2.1. Выявление и учет детей, нуждающихся в медицинской помощи.
5.2.2. Систематическое наблюдение за состоянием здоровья детей, проведение консультаций и бесед по вопросам здорового образа жизни.
5.2.3. Санитарно-просветительская работа с детьми.
5.2.4. Консультативный прием врачами-специалистами.
5.2.5. Проведение медицинских процедур врачами (логопедами, стоматологами и другими специалистами).
5.2.6. Проведение мероприятий, направленных на профилактику заболеваний.
5.2.7. Индивидуальная работа с детьми и подростками, связанная с предупреждением вредных привычек (употребление алкоголя, наркотиков, курение, токсикомания), оказание помощи страдающим ранней алкоголизацией и наркоманией.
5.2.8. Проведение лечебно-профилактической и противоэпидемической работы с детьми.
5.2.9. Подготовка детей и подростков к сознательному отцовству и материнству, их гигиеническое и половое просвещение, в том числе по вопросам профилактики венерических заболеваний и СПИДа.
5.2.10. Проведение медицинских осмотров подростков при оформлении временной занятости на летний период.
5.2.11. Разработка и реализация специальных программ оздоровления детей-инвалидов и детей с хроническими заболеваниями.
5.3. Образовательные услуги.
Образовательные услуги должны предоставляться в следующих составе и формах:
5.3.1. Организация работы кружков и клубов по интересам, детских студий, хоров и ансамблей.
5.3.2. Проведение олимпиад, конкурсов знаний, выставок технического и художественного творчества, встреч с деятелями науки.
5.3.3. Организация краеведческой, юннатской и экологической работы.
5.3.4. Организация различных форм общественно полезного и педагогически целесообразного труда детей.
5.4. Психологические услуги.
Психологические услуги должны предоставляться в следующих составе и формах:
5.4.1. Проведение воспитательно-профилактической работы с детьми в целях предотвращения или устранения негативных психологических факторов, ухудшающих их психическое здоровье.
5.4.2. Психологическая коррекция поведения детей для преодоления или ослабления возникающих нарушений в их общении с окружающими, искажений в психике.
5.4.3. Психологические тренинги, направленные на снятие у детей последствий нервно-психической напряженности, выработку умений и навыков социальной адаптации к создавшимся условиям проживания.
5.4.4. Психологическое консультирование детей по налаживанию и поддержанию их межличностных взаимоотношений.
5.4.5. Оказание психологической помощи детям семей беженцев и вынужденных переселенцев, детям семей безработных граждан, а также детям, прибывающим из районов Крайнего Севера и районов радиационных аварий, в преодолении негативных последствий их проживания в указанных выше условиях, улучшении их психологического самочувствия.
5.5. Правовые услуги.
Правовые услуги должны предоставляться в следующих составе и формах:
5.5.1. Содействие в предоставлении достоверной информации об учреждениях отдыха и оздоровления детей.
5.5.2. Оказание юридической помощи в получении компенсации в случае ущерба, причиненного ребенку организацией отдыха и оздоровления детей (в соответствии с законодательством Российской Федерации).
5.5.3. Оказание практической помощи в оформлении документов для обязательного страхования детей на период их пребывания в организациях отдыха и оздоровления.
5.5.4. Предоставление юридических консультаций и помощи.
5.6. Услуги по организации культурно-досуговой деятельности.
Услуги по организации культурно-досуговой деятельности должны предоставляться в следующих составе и формах:
5.6.1. Демонстрация художественных и научно-популярных кинофильмов, мультфильмов, слайдов.
5.6.2. Организация просмотра спектаклей театров юного зрителя, театров для детей и других творческих коллективов.
5.6.3. Организация посещения музеев, выставок.
5.6.4. Предоставление в пользование детям настольных игр.
5.6.5. Организация выступлений музыкальных и музыкально-танцевальных коллективов.
5.6.6. Проведение бесед о культуре и искусстве, обсуждений прочитанных книг, просмотренных кинофильмов.
5.6.7. Организация работы дискотеки, проведение танцевальных вечеров, концертов художественной самодеятельности.
5.6.8. Организация и проведение празднования дней рождения детей.
5.6.9. Предоставление игровых комнат для детей.
5.6.10. Организация посещения детей родителями, друзьями и родственниками.
5.7. Услуги в сфере физической культуры и спорта.
Услуги в сфере физической культуры и спорта должны предоставляться в следующих составе и формах:
5.7.1. Проведение занятий по утренней гигиенической и лечебной гимнастике.
5.7.2. Создание условий по присмотру за детьми до начала занятий, во время и после проведения занятий физической культурой и спортом.
5.7.3. Проведение занятий по общей физической подготовке для детей.
5.7.4. Предоставление спортивных площадок и различных помещений для проведения спортивных игр и занятий.
5.7.5. Проведение занятий по плаванию, оздоровительному бегу и ходьбе.
6. Порядок и условия предоставления услуг
6.1. Работа учреждений отдыха и оздоровления детей организуется органами государственной власти совместно с профсоюзами, молодежными, детскими и иными учреждениями.
6.2. Услуги предоставляются учреждениями на основании обращения детей, их родителей, опекунов, попечителей или других законных представителей в соответствующие организации или учреждения, ведающие вопросами отдыха и оздоровления.
6.3. При предоставлении услуг в учреждениях отдыха и оздоровления должны обеспечиваться полная безопасность для жизни и здоровья детей, соблюдаться все установленные нормы и правила противопожарной и санитарной безопасности, приниматься меры по профилактике травматизма и предупреждению несчастных случаев.
6.4. Детям должна предоставляться полная информация об их обязанностях, правах и условиях оказания услуг, они вправе рассчитывать на уважительное и гуманное отношение со стороны работников учреждений.
6.5. Информация личного характера, ставшая известной работнику учреждения при оказании услуг детям, должна быть конфиденциальной и составлять профессиональную тайну. Работники, виновные в разглашении этой тайны, должны нести ответственность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
6.6. Услуги предоставляются учреждениями при условии добровольного согласия детей или их родителей (законных представителей).
6.7. Дети, направляемые в учреждения отдыха и оздоровления, и их родители (законные представители) должны быть предварительно ознакомлены с условиями проживания или пребывания в указанных учреждениях и видами услуг, предоставляемых им.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Минобразования РФ от 25 декабря 2000 г. N 941/28-16 "О проекте государственного стандарта (ГОСТ Р) "Услуги, предоставляемые детям в учреждениях отдыха и оздоровления"
Текст приказа опубликован в журнале "Вестник образования" февраль 2001 г.