Приказ Минобразования РФ от 26 января 2001 г. N 246
Объявляю распоряжение Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2000 г. N 1847-р:
В целях дальнейшего развития системы дополнительного образования детей и во исполнение настоящего распоряжения приказываю:
1. Управлению воспитания и дополнительного образования детей и молодежи (В.А.Березиной):
1.1. Разработать и направить проект межведомственной программы развития системы дополнительного образования детей на 2001 - 2005 годы для рассмотрения и внесения замечаний и предложений в заинтересованные федеральные органы исполнительной власти и организации, органы управления образованием субъектов Российской Федерации.
1.2. Подготовить и внести в Правительство Российской Федерации предложения о проведении всероссийского конкурса учреждений дополнительного образования детей.
2. Рекомендовать органам управления образованием субъектов Российской Федерации:
2.1. Рассмотреть вопросы состояния системы дополнительного образования детей и разработать первоочередные меры, направленные на ее дальнейшее развитие.
2.2. Разработать региональные программы развития системы дополнительного образования детей на 2001 - 2005 годы.
2.3. Проинформировать Минобразование России до 1 июня 2001 г. о ходе выполнения распоряжения Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2000 г. N 1847-р и настоящего приказа.
3. Контроль за исполнением данного приказа возложить на заместителя министра Е.Е.Чепурных.
Министр |
В.М. Филиппов |
Положение
о IV Всероссийском конкурсе педагогов дополнительного образования "Сердце отдаю детям"
(утв. Минобразованием РФ 27 ноября 2000 г.)
Общие положения
Четвертый Всероссийский конкурс педагогов дополнительного образования "Сердце отдаю детям" (далее - Конкурс) направлен на повышение роли дополнительного образования детей в развитии интересов, способностей и талантов, в социальной защите личности, в формировании общей культуры обучающихся.
Конкурс призван способствовать:
- выявлению талантливых педагогов дополнительного образования и передового педагогического опыта в системе дополнительного образования детей;
- поиску педагогических идей по обновлению содержания педагогических технологий в практике воспитания и дополнительного образования обучающихся;
- повышению профессионального мастерства и престижа труда педагога дополнительного образования;
- сохранению уникальности системы дополнительного образования детей в развитии и становлении личности ребенка;
- привлечению внимания региональных администраций к образовательной деятельности системы дополнительного образования детей и молодежи.
Учредителями Конкурса являются:
Министерство образования Российской Федерации;
"Учительская газета";
ЦК профсоюза работников народного образования и науки Российской Федерации.
Конкурс организуется и проводится Минобразованием России при участии Госкомспорта России, Минкультуры России, МПС России.
Участники Конкурса
В Конкурсе могут принимать участие педагоги дополнительного образования, педагоги-организаторы, социальные педагоги, классные воспитатели, преподаватели школ искусств, тренеры-преподаватели, старшие вожатые, осуществляющие дополнительное образование детей в образовательных учреждениях всех типов и видов, имеющих стаж педагогической работы не менее 5 лет. Возраст участников не ограничивается.
Педагоги, принимавшие участие в финале I, II и III всероссийских конкурсов педагогов дополнительного образования, к участию в IV Конкурсе не допускаются.
Время и порядок проведения Конкурса
Конкурс проводится в три этапа:
1 этап - региональный, январь - март 2001 года;
2 этап - заочный федеральный, апрель 2001 года;
3 этап - финал, июнь 2001 года.
Конкурс проводится по семи номинациям, соответствующим основным видам образовательной деятельности:
- художественная;
- научно-техническая;
- эколого-биологическая;
- туристско-краеведческая;
- физкультурно-спортивная;
- социально-педагогическая;
- старших вожатых.
Для участия представителей регионов (по одному педагогу для каждой из номинаций) в заочном федеральном этапе Конкурса органам управления образованием субъектов Российской Федерации необходимо до 25 марта 2001 года направить в адрес федерального оргкомитета следующие документы:
- решение регионального оргкомитета о выдвижении представителей от своего региона за подписью председателя оргкомитета и заверенной печатью органа управления образованием субъекта Российской Федерации;
- заявку на каждого участника номинаций Конкурса с указанием ф., и., о. (полностью), года рождения, образования, места и адреса работы, домашнего адреса, педагогического стажа, а также краткого описания опыта работы и сведений о наиболее значимых педагогических успехах за последние 3 года.
К заявке прилагаются:
- образовательные программы (в 1 экз.), по которым работают каждый из представленных педагогов в настоящее время;
- фотографии (размером 4х6) каждого из участников;
- видеоматериалы "Визитная карточка" каждого участника заочного этапа Конкурса (продолжительностью не более 10 минут).
Адрес федерального оргкомитета: 101856, г.Москва, Чистопрудный бульвар, д.6, Управление воспитания и дополнительного образования детей и молодежи, Конкурс "Сердце отдаю детям".
Конкурсные материалы, поступившие в федеральный оргкомитет позднее 20 марта (по почтовому штемпелю), а также с нарушением требований к ним, не рассматриваются.
Материалы, присланные на Конкурс, не возвращаются.
Расходы по командированию участников финала Конкурса берут на себя соответствующие органы управления образованием субъектов Российской Федерации или организации-спонсоры.
Рекомендации по проведению региональных конкурсов педагогов дополнительного образования "Сердце отдаю детям" и оформлению конкурсных материалов прилагаются (см. приложение).
Руководство Конкурсом
Подготовку и проведение Конкурса осуществляет федеральный оргкомитет, утвержденный Минобразованием России. Для подготовки и проведения регионального этапа Конкурса создаются соответствующие оргкомитеты на местах.
Федеральный оргкомитет проводит заочный этап Конкурса, где осуществляет отбор участников финала по каждой номинации.
Федеральный оргкомитет до 15 мая 2001 г. информирует органы управления образованием субъектов Российской Федерации об итогах федерального заочного этапа Конкурса.
Федеральный оргкомитет утверждает состав и условия работы жюри финала Конкурса по каждой номинации.
Содержание Конкурса
При подготовке к финалу Конкурса его участникам необходимо выполнить домашние задания:
Самопрезентация "Я - сам, Я - сама".
Регламент - 10 мин, в течение которых финалист должен раскрыть разнообразие мира своих увлечений, жизненных приоритетов, отношение к работе и профессии в целом.
Защита образовательной программы "Моя образовательная программа"*.
Регламент - 15 мин, в том числе на представление программы - 10 мин и для ответов на вопросы жюри - 5 мин. За это время финалисту необходимо показать уровень своей профессиональной компетентности. (При регистрации каждый участник финала представляет свою образовательную программу в 5 экз. По завершении Конкурса, по желанию участника, программы могут быть возвращены.)
Открытое занятие.
Продолжительность занятия с обучающимися составляет 45 мин., для обучающихся дошкольного и младшего школьного возраста - 35 мин.
Тема занятия одна для всех номинаций - "Введение в образовательную программу"**.
Основная цель занятия по заданной теме - пробудить интерес детей к своей образовательной деятельности, изложенной в программе, едина для всех номинаций. На занятии от финалиста требуется продемонстрировать уровень своего профессионализма.
Во всех трех заданиях жюри оценивает педагогическое мастерство финалиста.
Подведение итогов Конкурса
Все участники финала Конкурса получают Диплом участника финала.
Победителям в каждой номинации присваивается звание Лауреата Конкурса с вручением главного приза - Хрустального ключа.
Федеральный оргкомитет учреждает также специальные призы участникам финала Конкурса***.
По всем вопросам организации проведения конкурса обращаться по тел.: 923-2703 - Егорова Алла Васильевна, начальник отдела учреждений дополнительного образования детей Управления воспитания и дополнительного образования детей и молодежи.
Заместитель министра |
Е.Е. Чепурных |
Начальник Управления воспитания |
В.А. Березина |
---------------------------------------------------------------------
* Для старших вожатых - защита программы деятельности детской общественной организации.
** Для старших вожатых - подготовить занятие по коллективно-творческой деятельности обучающихся.
*** Могут быть учреждены призы общественных организаций, отдельных ведомств и учреждений, физических лиц.
Приложение
к Положению о IV Всероссийском конкурсе
педагогов дополнительного образования
"Сердце отдаю детям"
Рекомендации
по проведению региональных конкурсов педагогов дополнительного образования "Сердце отдаю детям" и оформлению конкурсных материалов
Важным условием эффективности Всероссийского конкурса педагогов дополнительного образования "Сердце отдаю детям" (далее - Конкурс) является подготовка и проведение регионального этапа Конкурса, где определяется профессиональный уровень педагога дополнительного образования.
Практика показывает, что педагогический опыт находится в непосредственной зависимости от стажа работы педагога, поэтому в Конкурсе могут принять участие педагоги, имеющие стаж педагогической деятельности не менее 5 лет.
При отборе участников регионального этапа Конкурса необходимо обратить внимание на наличие у педагога образовательной программы, ее качества.
Образовательную программу дополнительного образования детей следует понимать как направляющую и ориентирующую модель совместной деятельности педагога и ребенка, инструмент целевого формирования у ребенка способности осваивать социокультурные ценности.
При оценке достоинств и недостатков образовательной программы оргкомитетам Конкурса рекомендуется оценивать программу по следующим критериям:
- актуальность данной программы;
- соотношение ее с другими программами данного направления, действующими в образовательных учреждениях;
- преемственность и согласованность ее с образовательными программами общеобразовательной школы;
- взаимосвязь целей и задач; реализация в них идеи гармонического развития личности ребенка, его творческих сил и способностей; воспитание потребности в самообразовании;
- ведущие теоретические, педагогические идеи, межпредметные связи в содержании образования; степень научности и практической значимости; технологичность программы (доступность для использования в педагогической практике);
- общепедагогические принципы и специфические закономерности предмета изучения: научность, систематичность, доступность, динамичность и стабильность, связь теории с практикой;
- соотношение (взаимосвязь) между содержанием, знаниями, умениями, навыками и видами деятельности;
- структура программы; наличие логики в изложении материалов.
Обращаем ваше внимание на то, что победителя регионального этапа по каждой номинации Конкурса наряду с профессионализмом должны отличать такие качества, как направленность на ребенка, эмпатийность, высокий уровень общей культуры, гражданская и социальная зрелость, интеллигентность, коммуникативность, открытость, дружелюбие, умение принимать неординарные педагогические решения, быть самим собой и обладать эмоциональной привлекательностью.
Победителям первого этапа Конкурса по всем номинациям в соответствии с Положением необходимо оформить:
- образовательную программу;
- видеоматериалы "Визитная карточка".
При оформлении образовательной программы рекомендуется воспользоваться требованиями, предъявляемыми к конкурсным материалам Всероссийского конкурса авторских программ.
Таким образом, структура представляемой программы должна содержать следующие разделы:
- пояснительную (объяснительную) записку;
- учебно-тематический план;
- содержание программы.
Пояснительная (объяснительная) записка (первый раздел программы) призвана достаточно обоснованно и кратко раскрыть цели изучаемого предмета, обосновать отбор содержания и логику в последовательности его изложения; дать общую характеристику образовательного процесса: методов, форм организации и характера деятельности; выделить то новое, что внесено в данную программу по сравнению с другими действующими в этом направлении программами.
Исходя из вышеуказанного, в пояснительной (объяснительной) записке рекомендуется отразить:
- обоснование актуальности программы (для страны, конкретного региона учреждения), ее новизны и основных отличий от других аналогичных или смежных профилю деятельности;
- основные ведущие идеи (научные - по предмету знаний, общепедагогические, социальные и другие, раскрывающие научную и методологическую позиции автора);
- цели и задачи программы на все годы (если программа долгосрочная), а также цели, определяемые для каждого года процесса деятельности;
- характеристика возрастной группы детей, для которой предназначена программа, а также содержание и объем стартовых знаний, необходимых для начального этапа освоения программы;
- краткое описание основных методов, обеспечивающих, с точки зрения автора, сознательное и прочное усвоение детьми материала, воспитывающие и развивающие навыки их творческой работы, умение фиксировать и обобщать материалы наблюдений, исследований;
- краткое описание разнообразных форм работы с детьми (экскурсии, походы, практические и лабораторные занятия, массовые мероприятия и т.п., которые дают возможность детям максимально проявлять свою активность, изобретательность, развивать их эмоциональное восприятие);
- прогнозируемые результаты и критерии их замера (что будут знать и уметь обучающиеся, где они смогут продолжить свои занятия по профилю объединения, какие качества личности могут быть развиты у детей в результате занятий и каким образом это определяется);
- средства, необходимые для реализации программы (научно-методическое, материально-техническое обеспечение и др.).
Учебно-тематический план (второй раздел программы).
1. Учебно-тематический план представляется как учебный курс, включающий в себя основные темы программы и их продолжительность.
2. Оформить его рекомендуется в виде таблицы, в которой указываются:
Тема | Общее количество часов |
В том числе | |
теоретические (ч) | практические (ч) | ||
16 | 6 | 10 | |
В нижней части таблицы часы суммируются: | |||
Итого: | 216 | 72 | 144 |
3. Следует иметь в виду, что традиционно расчет часов имеет объем 72, 144 и 216 часов в год, соответственно 2, 4 и 6 часов в неделю. Если программа предполагает другую временную нагрузку, это следует обосновать (в пояснительной записке).
Содержание программы (третий раздел программы).
1. Тема, обозначенная в учебно-тематическом плане, здесь раскрывается достаточно полно с указанием всех основных вопросов, прежде всего в теоретическом плане. Такого же полного раскрытия требует и практическая часть. Если по теме планируется экскурсия, желательно указать, где она проводится (в парке, на производстве, в музее и пр.), и по возможности ее содержание.
2. Для детей, занимающихся не один год, следует продумать темы рефератов, докладов, проектов и других форм самостоятельной (возможно исследовательской) работы, которые могут составлять отдельный раздел программы.
В приложении к программе желательно представить:
- список литературы по данному направлению деятельности;
- перечень необходимого оборудования (в расчете на количество человек).
Преимущественным положением должны пользоваться программы с 2 - 3-годичными сроками реализации.
При создании видеоматериала "Визитная карточка" участника заочного федерального этапа конкурса рекомендуется учитывать следующее:
- в соответствии с условиями Конкурса время, отведенное на демонстрацию видеоматериалов, ограничивается десятью минутами;
- содержание "Визитной карточки" должно отличаться большой степенью информативности, динамичности, эмоциональности; раскрывать педагогическое кредо участника, разнообразие мира его увлечений, жизненные приоритеты, отношение к работе, коллегам и профессии.
Опыт проведения предыдущих конкурсов показал, что у конкурсантов большие трудности вызывает форма составления видеоматериала. Она может быть разнообразной: репортаж, зарисовка, короткометражный художественный фильм и т.п. Важно чтобы видеоматериал "Визитной карточки" имел единый сценарный план.
Финал Конкурса
Участникам финала Конкурса предстоит выполнение трех домашних заданий. Для их успешного осуществления от финалиста требуется педагогическое мастерство, социальная зрелость и психологическая устойчивость.
Рекомендации по выполнению первого домашнего задания "Я - сам. Я - сама".
1. Следует обратить внимание на цель и условия проведения конкурсного задания, саму форму представления себя и своей работы.
2. Необходимо определить, что представлять (содержание презентации) и как представлять (форму подачи).
3. Содержание презентации должно определять педагогическое кредо педагога. В предисловии необходимо сказать о том, кем является конкурсант, его базовое образование, место работы и должность, как он пришел к этой работе. В заключении целесообразно очень кратко сказать о перспективах работы, планах.
4. В ходе подготовки к Конкурсу рекомендуем конкурсанту написать сценарий выступления и прорепетировать перед зеркалом (на время).
5. Выбирая форму подачи, необходимо помнить, что презентация - это своеобразное шоу, в котором конкурсант проявляет свои разнообразные таланты, способность к импровизации, шутке; умение быть привлекательным и обаятельным. Практика показывает, что наиболее выигрышно выглядит театрализованное представление. Это сложная форма, но она максимально раскрывает разносторонние таланты педагога дополнительного образования.
6. Желательно проиллюстрировать информационный блок конкурсного задания. Это могут быть: стенды с фотографиями, рисунками, таблицами; поделки, макеты, модели и др. Их наличие и умелое использование придает выступлению наглядность, дает более полное представление о работе педагога.
7. Важным фактором презентации является педагогическая культура конкурсанта: манера речи, поведение, внешний вид, самобытность и оригинальность выступления.
Рекомендации по выполнению второго домашнего задания "Моя образовательная программа".
1. При подготовке к этому заданию необходимо продумать:
- аргументированное объяснение содержания образовательной программы;
- обеспечение наглядностью выступления по защите образовательной программы;
- ответы на предполагаемые вопросы членов жюри. Свое выступление-защиту рекомендуется прорепетировать перед зеркалом (манера выступления, четкость и логика изложения, время).
2. Одной из основных ошибок участников прошлых конкурсов было представление программы в форме чтения выдержек из программы с целью передачи ее содержания.
3. Защиту образовательной программы необходимо рассматривать с позиций ее уникальности, используя аргументы для того, чтобы убедить в этом жюри. Рекомендуется следующий вариант плана представления:
- дать четкое объяснение необходимости создания программы, ее актуальности и новизны для решения социально-педагогических проблем.
Для этого надо кратко проанализировать аналогичные программы и показать преимущества и особенности своей. Если программа адаптированная или модифицированная, необходимо обосновать те изменения, которые внесены в нее конкурсантом;
- указать принципы построения образовательной программы;
- раскрыть цели и задачи (кратко и обоснованно), реализуемые в программе и отражающие достижения обучающихся за период действия программы;
- дать характеристику обучающихся, которым адресована программа (возрастная группа и особенности ее развития, наличие базовой подготовки);
- обосновать подбор содержания и последовательность изложения материала;
- дать характеристику учебно-воспитательного процесса - методы и характер деятельности;
- обосновать предусмотренные программой формы организации занятий и их эффективность в достижении поставленной цели;
- раскрыть результативность программы.
Необходимо особо выделить критерии оценки освоения обучающимися данной программы. Следует, прежде всего, иметь в виду принцип продвижения в развитии личности ребенка, т.е. возможность для самореализации обучающихся в условиях свободного выбора различных видов деятельности. Желательно показать соотношение "стартового" этапа развития воспитанника с промежуточным или итоговым этапом.
- дать краткий комментарий к списку литературы, используемой для составления программы, что позволит увидеть научно-методическую основу ее построения, понять широту профессиональных и общекультурных интересов педагога, его приверженность тому или иному направлению в педагогике, психологии, методике.
Методические рекомендации к выполнению домашнего задания "Открытое занятие".
При подготовке к выполнению этого задания следует помнить о том, что:
продолжительность занятия с обучающимися - 45 мин, а для обучающихся дошкольного и младшего школьного возраста - 35 мин;
тема открытого занятия: "Введение в образовательную программу".
Открытое занятие является иллюстрацией того, как в практической деятельности осуществляется все то, о чем говорилось при выполнении первых двух заданий.
Очень важно, чтобы занятие было профессиональным! Проблемным! Занятием взаимодействия и диалога! Важно чтобы после проведенного занятия в душе каждого ребенка остался праздник творческого единения педагога с детьми, коллегами, членами жюри.
С учетом вышесказанного конкурсанту рекомендуется:
- детально продумать, как его открытое занятие впишется в контекст представляемой образовательной программы;
- при построении содержания занятия не забывать об особенностях дополнительного образования детей, его отличии от школьного (базового).
С учетом того, что конкурсант проводит занятия с группой детей, не знакомой ему, важно не распылиться на множество проблем, понятий, вариантов.
Необходимо помнить:
- залогом успешности открытого занятия является умение поставить цель, определить задачи и подобрать нужные для их решения средства.
Финалисту при этом необходимы такие качества, как способность к импровизации, умение слушать детей, чутко реагировать на их вопросы и ответы, но при этом не дать увести себя в сторону. Быть раскованным и сдержанным одновременно, спокойным, но оперативно ориентирующимся в реальной ситуации.
После того как конкурсант составил план проведения открытого занятия и отработал его содержание, ему необходимо составить список оборудования, материалов, наглядных пособий, технических средств обучения. Целесообразно предварительно согласовать вопрос материально-технического обеспечения занятия с организаторами финала Конкурса.
При направлении документов необходимо высказать организаторам свои пожелания по формированию группы детей (возраст, уровень базовой подготовки, пол и т.д.), что максимально приблизит конкурсанта к реальным условиям и облегчит ему выполнение задания.
Важно чтобы на занятии было как можно больше действия. Не следует занимать доминирующее положение в проведении занятия. Правильнее было бы организовать деятельность детей, используя на занятии проблемную ситуацию, эвристический и другие развивающие методы ведения занятия. А чтобы занятие не получилось скомканным, рекомендуется выбрать эффективную форму его проведения. Важно чтобы ожидаемый результат соответствовал поставленной цели занятия.
Завершение занятия также должно быть максимально продумано. Занятие должно быть, с одной стороны, завершенным, а с другой - показать перспективы деятельности в этом направлении, пробудить у детей желание и дальше заниматься в этом творческом объединении.
Управление воспитания
и дополнительного образования
детей и молодежи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказ Минобразования РФ от 26 января 2001 г. N 246
Текст приказа опубликован в журнале "Вестник образования", апрель 2001 г., N 8