Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к письму Минобразования РФ
от 29 марта 2001 г. N 20-52-1350/20-5
Временные требования
по оценке квалификации и уровня профессиональной компетентности при присвоении квалификационной категории руководителям, специалистам (педагогическим работникам)
Квалификация руководящих и педагогических работников (определение уровня образования стажа работы) при установлении разрядов оплаты труда на основе Единой тарифной сетки и уровень профессиональной компетентности при присвоении квалификационной категории определяются по показателям, предусмотренным настоящими Требованиями по оценке квалификации и уровня профессиональной компетентности при присвоении квалификационной категории руководителям, специалистам (педагогическим работникам) (далее по тексту - Требования).
1. Определение уровня образования
1.1. Уровень образования работников образовательных учреждений определяется на основании дипломов, аттестатов и других документов об образовании.
1.2. Уровень образования педагогических работников, предъявляемый в тарифно-квалификационных характеристиках, предусмотренных в приложении 2 к настоящему приказу (далее по тексту - ТКХ), при установлении разрядов оплаты их труда, предусматривает наличие среднего или высшего профессионального образования без предъявления требований к профилю полученной специальности по образованию (кроме случаев, предусмотренных в пункте 1.3 настоящих Требований).
Педагогическим работникам, получившим диплом государственного образца о высшем профессиональном образовании, разряды оплаты труда по ЕТС устанавливаются как лицам, имеющим высшее профессиональное образование, а педагогическим работникам, получившим диплом государственного образца о среднем профессиональном образовании, - как лицам, имеющим среднее профессиональное образование.
Наличие у работников диплома государственного образца "бакалавр", "специалист", "магистр" дает право на установление им разрядов оплаты труда по ЕТС, предусмотренных для лиц, имеющих высшее профессиональное образование.
Наличие у работников диплома государственного образца о неполном высшем профессиональном образовании права на установление разрядов оплаты труда по ЕТС, предусмотренных для лиц, имеющих высшее или среднее профессиональное образование, не дает.
Окончание трех полных курсов высшего учебного заведения, а также учительского института и приравненных к нему учебных заведений дает право на установление разрядов оплаты труда по ЕТС, предусмотренных для лиц, имеющих среднее профессиональное образование.
1.3. Специальные требования к профилю полученной специальности по образованию предъявляются по должностям концертмейстера (о наличии среднего или высшего музыкального образования), учителя-логопеда, учителя-дефектолога, логопеда (о наличии высшего дефектологического образования), педагога-психолога (о наличии среднего или высшего психологического образования или педагогического образования с дополнительной специальностью "Психология").
Среднее или высшее музыкальное образование определяют дипломы государственного образца об окончании консерваторий, музыкальных отделений и отделений клубной и культпросветработы институтов культуры, пединституты (университетов), педучилищ и музыкальных училищ.
Высшее дефектологическое образование определяет диплом государственного образца об окончании пединститутов или педуниверситетов по специальностям: тифлопедагогика, сурдопедагогика, олигофренопедагогика, логопедия, специальная психология, коррекционная педагогика и специальная психология (дошкольная), дефектология (логопедия, тифлопедагогика, сурдопедагогика, олигофренопедагогика), а также диплом государственного образца, полученный лицами с высшим профессиональным образованием после окончания спецфакультета с объемом подготовки по указанным выше специальностям не менее 1000 часов.
1.4. Работники, не имеющие специальной подготовки или стажа работы, установленных квалификационными требованиями, но обладающие достаточным практическим опытом и выполняющие качественно и в полном объеме возложенные на них должностные обязанности, по рекомендации аттестационной комиссии образовательного учреждения, в порядке исключения, могут быть назначены руководителем образовательного учреждения на соответствующие должности так же, как и работники, имеющие специальную подготовку и стаж работы, и им могут быть установлены разряды оплаты труда по ЕТС в пределах диапазона разрядов, предусмотренных для педагогических работников в зависимости от образования и стажа педагогической работы.
2. Определение стажа работы
2.1. Основным документом для определения стажа работы является трудовая книжка.
Стаж работы, не подтвержденный записями в трудовой книжке, может быть установлен на основании надлежаще оформленных справок за подписью руководителей соответствующих учреждений, скрепленных печатью, выданных на основании документов, подтверждающих стаж работы по специальности (приказы, послужные и тарификационные списки, книги учета личного состава, табельные книги, архивные описи и т.д.). Справки должны содержать данные о наименовании образовательного учреждения, о должности и времени работы в этой должности, о дате выдачи справки, а также сведения, на основании которых выдана справка о работе.
В случае утраты документов о стаже работы стаж может быть установлен на основании справок с прежних мест работы или на основании письменных заявлений двух свидетелей, подписи которых должны быть удостоверены в нотариальном порядке. Свидетели могут подтверждать стаж только за период совместной работы.
В исключительных случаях, когда не представляется возможным подтвердить стаж работы показаниями свидетелей, которые знали работника по совместной работе и за период этой работы, органы, в подчинении которых находятся образовательные учреждения, могут принимать показания свидетелей, знавших работника по совместной работе в одной системе.
2.2. Раздел ТКХ "Требования к квалификации по разрядам оплаты труда" предусматривает установление разрядов ЕТС в зависимости от стажа педагогической работы, стажа работы по специальности (по профилю) или стажа работы в определенных должностях и учреждениях.
2.3. В стаж педагогической работы засчитывается педагогическая, руководящая и методическая работа в образовательных учреждениях, в учебно-методических учреждениях, работа на должностях руководителей и специалистов органов управления образованием и другая работа в ранее установленном порядке.
2.3.1. В стаж педагогической работы отдельных категорий педагогических работников образовательных учреждений и стаж работы по специальности (по профилю) засчитывается время работы на предприятиях, в учреждениях и организациях (службы в Вооруженных силах СССР и Российской Федерации) по специальности (профессии), соответствующей профилю работы образовательного учреждения или профилю преподаваемого предмета (курса, дисциплины, кружка):
- преподавателям-организаторам (основ безопасности жизнедеятельности, допризывной подготовки);
- учителям и преподавателям физвоспитания, руководителям физического воспитания, инструкторам по физкультуре, инструкторам-методистам (старшим инструкторам-методистам), тренерам-преподавателям (старшим тренерам-преподавателям);
- учителям, преподавателям трудового (профессионального) обучения, технологии, черчения, изобразительного искусства, информатики, специальных дисциплин, в том числе специальных дисциплин общеобразовательных учреждений (классов) с углубленным изучением отдельных предметов;
- педагогам дополнительного образования;
- педагогическим работникам экспериментальных образовательных учреждений;
- педагогам-психологам;
- методистам, инструкторам-методистам (включая старших) (кроме методистов и старших методистов учебно-методических кабинетов, центров, образовательных учреждений дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов);
- педагогическим работникам учреждений среднего профессионального образования (отделений): культуры и искусства, музыкально-педагогических, художественно-графических, музыкальных;
- преподавателям учреждений дополнительного образования детей культуры и искусства (в т.ч. музыкальных и художественных), преподавателям специальных дисциплин музыкальных и художественных общеобразовательных учреждений, преподавателям музыкальных дисциплин педагогических училищ (педагогических колледжей), учителям музыки, музыкальным руководителям, концертмейстерам;
- преподавателям специальных дисциплин учреждений начального и среднего профессионального образования;
- дежурным по режиму (включая старших).
2.3.2. Исчисление стажа педагогической работы осуществляется с учетом времени работы в должности младшего воспитателя (помощника воспитателя), если в указанный период работник имел педагогическое образование или обучался в педагогическом учебном заведении и по его окончании приступил к педагогической деятельности.
2.4. Стаж работы в определенных должностях и учреждениях исчисляется методистам учебно-методических, методических кабинетов (центров), образовательных учреждений дополнительного профессионального образования (повышения квалификации), учителям-логопедам, учителям-дефектологам психолого-медико-педагогических консультаций (комиссий).
В стаж работы в должности методистов (старших методистов) методических, учебно-методических кабинетов (центров), образовательных учреждений дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов при установлении разрядов оплаты труда включается время работы в указанных должностях, а также в должностях руководителей методических учреждений, учреждений повышения квалификации и их структурных подразделений. Кроме того, при переводе в указанные учреждения на должности методистов учителей, воспитателей и других работников образовательных учреждений, имеющих 1-ю или высшую квалификационную категорию, в их стаж включается время работы в должностях, соответствующих профилю работы методиста.
3. Определение уровня профессиональной
компетентности при присвоении квалификационной категории
3.1. Уровень профессиональной компетентности при присвоении квалификационных категорий руководящим и педагогическим работникам образовательных учреждений определяется при их аттестации в порядке, установленном Положением о порядке аттестации педагогических и руководящих работников государственных, муниципальных образовательных учреждений, утвержденным приказом Министерства образования Российской Федерации от 26.06.2000 N 1908, зарегистрированным в Минюсте России 24.07.2000, регистрационный номер N 2322 (далее - Положение о порядке аттестации).
3.2. Педагогические работники имеют право претендовать на любую (вторую, первую или высшую) квалификационную категорию и получить ее при успешном прохождении аттестации. Как правило, педагогические работники должны иметь высшее профессиональное образование и стаж работы в должности, по которой они желают пройти аттестацию, не менее 1 года - для II квалификационной категории, не менее 2 лет - для I квалификационной категории и не менее 3 лет - для высшей квалификационной категории, отвечать требованиям предыдущей квалификационной категории и раздела ТКХ "Должен знать".
3.3. В ходе аттестации при присвоении квалификационной категории определяется соответствие уровня профессиональной компетентности работников требованиям (показателям) к их квалификации, профессионализму и продуктивности (устойчивым результатам деятельности).
3.3.1. Уровень профессиональной компетентности педагогических работников для присвоения II квалификационной категории подтверждается показателями:
квалификация - знаниями и умениями, превышающими требования стандартов педагогического или другого профессионального образования, в области основ теории педагогики, психологии и возрастной физиологии; содержания базового компонента преподаваемого предмета; методик обучения и воспитания;
профессионализм - умением создавать комфортный микроклимат в образовательном процессе, применять в практической деятельности широкий набор методов, приемов и средств обучения (воспитания), обеспечивающих вариативность образовательного процесса; элементарные методы и средства педагогической диагностики; основные формы дифференциации контингента обучающихся (воспитанников); основные методы формирования и развития познавательной и коммуникативной культуры обучающихся (воспитанников);
продуктивность - практикой работы, способствующей сохранению контингента обучающихся (воспитанников), с которым непосредственно взаимодействует педагог; обеспечением уровня подготовки обучающихся (воспитанников) (кроме воспитанников дошкольных образовательных учреждений), соответствующего требованиям государственных образовательных стандартов и рассматриваемого как высокий в данном образовательном учреждении.
3.3.2. Уровень профессиональной компетентности педагогических работников при присвоении I квалификационной категории подтверждается показателями:
квалификация - знаниями и умениями, превышающими требования стандартов педагогического или другого профессионального образования, в области технологий индивидуализации образовательного процесса, современных методов психолого-педагогической диагностики; владением в совершенстве базовым компонентом содержания преподаваемого предмета, знаниями по смежным дисциплинам; уровнем теоретических знаний, позволяющим педагогу вести преподавание на различных уровнях;
профессионализм - умением учитывать психологические особенности обучающихся (воспитанников) при отборе содержания, методов и форм учебно-воспитательного процесса; способностью решать педагогические задачи с различными по уровню развития, склонностей, способностей, интересов и состояния здоровья категориями обучающихся (воспитанников), в том числе путем применения профильных и разноуровневых программ; применением в практической деятельности современных педагогических технологий, элементов технологий педагогики развития личности, методик анализа учебно-методической работы по предмету;
продуктивность - обеспечением уровня подготовки обучающихся (воспитанников) (кроме дошкольных образовательных учреждений), являющегося высоким по профилю в муниципальной системе образования (районе, городе).
3.3.3. Уровень профессиональной компетентности педагогических работников при присвоении высшей квалификационной категории подтверждается показателями:
квалификация - освоением новейших достижений педагогической науки и практики, профильной области знаний; творческим решением практических задач;
профессионализм - умением осуществлять оптимальный отбор методов, средств, форм обучения и воспитания или(и) самостоятельно разрабатывать, апробировать и успешно применять педагогические технологии или их элементы, которые могут быть рекомендованы к распространению; созданием условий для реализации креативных (творческих) возможностей обучающимися (воспитанниками); применением в практической деятельности исследовательских и опытно-экспериментальных методов обучения и воспитания, методик управления и прогнозирования педагогического процесса, приемов планирования и организации самообразования обучающихся (воспитанников);
продуктивность - обеспечением уровня подготовки обучающихся (воспитанников), являющегося высоким по профилю в системе образования субъекта Российской Федерации, федерального ведомственного органа управления образованием.
3.4. Руководящие работники образовательных учреждений (директора (начальники, заведующие), их заместители, руководители структурных подразделений, в т.ч. филиалов, старшие мастера) (далее - руководящие работники) вправе претендовать на первую или высшую квалификационную категорию.
3.4.1. При аттестации руководящих работников на первую и высшую квалификационную категорию соответствие уровня профессиональной компетентности работников требованиям (показателям) к их квалификации, профессионализму и продуктивности (устойчивым результатам деятельности) подтверждается следующими показателями, исчисляемыми в баллах:
Показатели для оценки уровня профессиональ- ной компетентности |
Кол-во баллов |
Повышаю- щий коэф- фициент |
Суммарная оценка профес. компетен- тности в баллах |
1 | 2 | 3 | 4 |
Показатели квалификации Знание: - стратегии развития образования в России и принципов образовательной политики; - целей, содержания, форм, методов обучения и воспитания, современных концепций и технологий; - типов образовательных учреждений, их мес- та и роли в системе непрерывного образо- вания, требований к результатам их дея- тельности; - основ экономики образования; - нормативно-правовых основ функционирова- ния и развития системы образования; - теоретических основ управления, ведущих управленческих школ и концепций, особен- ностей управления в сфере образования; - принципов анализа и построения образова- тельных систем и методов планирования их деятельности; - систем и методов материального и мораль- ного стимулирования работников; - стилей эффективного руководства коллекти- вом ; - современных методов контроля образова- тельной, финансово-хозяйственной деятель- ности и делопроизводства в учреждении; - требований к ведению делопроизводства в образовательном учреждении. Показатели профессионализма Умение: - анализировать деятельность образователь- ного учреждения, выявлять наиболее значи- мые проблемы и находить эффективные пути их решения; - разрабатывать нормативно-организационную документацию образовательного учреждения (договоры, уставы, правила, положения, должностные инструкции); - разрабатывать программы развития образо- вательного учреждения; - строить организационную структуру управ- ления образовательным учреждением; - планировать и организовывать контроль де- ятельности учреждения; - мотивировать исполнителей на достижение высоких результатов в трудовой деятельно- сти и повышении квалификации; - предупреждать и разрешать конфликты в коллективе; - организовывать освоение новаций; - проводить деловые совещания, беседы, ор- низовывать групповую работу. Показатели продуктивности деятельности Образовательного учреждения (структурного подразделения): - сохранение контингента обучающихся; - освоение обучающимися образовательных стандартов; - результаты инновационной образовательной деятельности. Руководителя: - состояние нормативной правовой базы для функционирования и развития образователь- ного учреждения; - программы развития учреждения (структур- ного подразделения); - состояние учебно-материальной (материаль- но-технической) базы учреждения (наличие, использование, развитие); - количественные и качественные характерис- тики движения кадрового состава; - социально-психологический климат в руко- водимом коллективе; - качество и уровень санитарно-гигиеничес- ких условий; - состояние делопроизводства. |
1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 2 2 2 2 2 2 2 2 2 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 |
3.4.2. Для оценки профессиональной компетентности по каждому показателю устанавливается следующая шкала баллов:
0 баллов - знания, умения или результаты деятельности отсутствуют;
1 балл - наличие знаний, умений или результатов деятельности;
2 балла - высокий уровень знаний, умений или результатов деятельности.
3.4.3. Для каждой группы показателей профессиональной компетентности применяются следующие повышающие коэффициенты:
коэффициент 1 - для показателей квалификации (профессиональные знания);
коэффициент 2 - для показателей профессионализма (профессиональные умения);
коэффициент 3 - для показателей продуктивности деятельности (результаты деятельности).
3.4.4. Суммарная оценка профессиональной компетентности руководящих работников определяется следующим образом:
- оценивается каждый показатель уровня профессиональной компетентности руководящих работников в баллах, которые заносятся в графу 2 - "количество баллов";
- количество баллов умножается на повышающий коэффициент для данной группы показателей и заносится в графу 3 - "повышающий коэффициент";
- данные граф 2 и 3 суммируются и заносятся в графу 4 - "суммарная оценка профессиональной компетентности".
3.4.5. Показатели оценки уровня профессиональной компетентности (квалификации, профессионализма, продуктивности деятельности) руководящих работников являются основными и могут дополняться, исключаться, конкретизироваться органами управления образованием субъектов Российской Федерации, федеральными ведомственными органами управления образованием в зависимости от должности руководящего работника, специфики его работы, особенностей контингента обучающихся (воспитанников), специфики деятельности образовательного учреждения (структурного подразделения) и отрасли хозяйства.
3.4.6. При суммарной оценке профессиональной компетентности в баллах, составляющих не менее 40% от максимального количества баллов, руководящим работникам присваивается первая квалификационная категория, а свыше 80% - высшая квалификационная категория.
3.5. Квалификация лиц, претендующих на руководящую должность и аттестуемых на первую квалификационную категорию, определяется всесторонней оценкой соответствия профессиональной подготовки работника квалификационным требованиям по должности, возможностей по управлению данным образовательным учреждением или структурным подразделением, опыта работы, знаний основ управленческой деятельности.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.