Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 1
к приказу Минобразования РФ
от 19 апреля 2001 г. N 1766
Структура
управления разработкой государственных образовательных стандартов высшего
профессионального образования
Управление разработкой государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования (ГОС ВПО) осуществляется на трех функциональных уровнях.
На первом уровне управление осуществляет Федеральный совет по разработке государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования Минобразования России (далее - Федеральный совет).
Федеральный совет формирует единые для всех областей знаний высшего профессионального образования подходы к составлению проектов государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования, примерных учебных планов и программ, обновлению Перечня направлений подготовки (специальностей) высшего профессионального образования; разрабатывает проекты макетов ГОС ВПО, требования по наполнению макетов и требования к формированию обязательного минимума содержания циклов дисциплин ГОС ВПО, приоритетные направления по научно-методическому обеспечению ГОС ВПО. При этом Федеральный совет учитывает рекомендации координационных советов по областям знаний и координационных советов по циклам дисциплин. Федеральный совет представляет проекты разработанных документов для утверждения в Минобразование России.
Федеральный совет обеспечивает согласование действий и методов работы координационных советов по областям знаний и координационных советов по циклам дисциплин в процессе разработки проектов ГОС ВПО. Председатели координационных советов по областям знаний и председатели координационных советов по циклам дисциплин входят в состав Федерального совета.
На втором уровне управление осуществляют координационные советы по областям знаний и координационные советы по циклам дисциплин.
Координационный совет по области знания разрабатывает и направляет в Федеральный совет рекомендации по структуре ГОС ВПО и содержанию их разделов, структуре примерных учебных планов и программ; предложения, касающиеся обновления Перечня направлений подготовки (специальностей) высшего профессионального образования.
Координационный совет по области знания обеспечивает согласование действий и методов работы учебно-методических объединений высших учебных заведений Российской Федерации (УМО), научно-методических советов (НМС) по дисциплинам в соответствующей области знания; вносит предложения в Минобразование России о перечне УМО и НМС по дисциплинам. Председатели советов УМО в соответствующей области входят в состав координационного совета по области знания.
Координационный совет по циклу дисциплин разрабатывает и направляет в Федеральный совет рекомендации по: трудоемкости федерального, национально-регионального компонентов цикла и дисциплин по выбору студентов; перечню, трудоемкости и обязательному минимуму содержания дисциплин цикла; структуре примерных программ дисциплин. При этом учитываются рекомендации НМС по дисциплинам цикла.
Координационный совет по циклу дисциплин: обеспечивает согласованность содержания дисциплин цикла, координирует действия и методы работы НМС по дисциплинам цикла при разработке обязательного минимума содержания дисциплин ГОС ВПО и примерных программ дисциплин, разрабатывает приоритетные направления научно-методических исследований по циклу дисциплин. Председатели НМС по дисциплинам цикла входят в состав координационного совета по циклу дисциплин.
На третьем уровне управление осуществляют УМО и НМС по дисциплинам.
Учебно-методическое объединение высших учебных заведений Российской Федерации участвует в разработке проектов государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования и примерных учебных планов по закрепленным за ними направлениям подготовки и специальностям, проектов примерных программ по специальным дисциплинам и общепрофессиональным дисциплинам, включенным в ГОС ВПО по предложениям УМО; формирует перечни учебно-методического и материально-технического обеспечения учебного процесса.
УМО направляет в координационный совет по области знания предложения, касающиеся обновления Перечня направлений подготовки (специальностей) высшего профессионального образования и ГОС ВПО.
В тех случаях, когда за учебно-методическим объединением высших учебных заведений Российской Федерации закреплены несколько направлений подготовки и специальностей, в структуре УМО могут создаваться учебно-методические советы по направлениям подготовки (УМС) и учебно-методические комиссии по специальностям (УМК).
УМО обеспечивает согласованные действия и методы работы УМС, УМК при разработке проектов ГОС ВПО.
Если к одному УМО относятся одноименные (родственные) направления подготовки бакалавров (магистров) и направления подготовки дипломированных специалистов, то по таким направлениям подготовки возможно создание одного УМС по этим направлениям подготовки.
По направлению подготовки бакалавров (магистров) или дипломированных специалистов, закрепленному за несколькими УМО, этими УМО может создаваться один УМС.
При разработке проектов ГОС ВПО УМС разрабатывает квалификационные характеристики выпускника, требования к подготовке выпускника, требования к кадровому, учебно-методическому и материально-техническому обеспечению учебного процесса; предусматривает возможности продолжения образования для выпускника; формирует обязательный минимум содержания дисциплин федерального компонента ГОС ВПО.
УМС разрабатывает проекты примерных учебных планов по соответствующим направлениям подготовки бакалавров и магистров и направлениям подготовки дипломированных специалистов.
УМС разрабатывает проекты примерных программ, по дисциплинам, внесенным в цикл математических и общих естественнонаучных дисциплин и в цикл общепрофессиональных дисциплин ГОС ВПО по предложению УМО.
При разработке проектов ГОС ВПО УМС использует макеты ГОС ВПО, примерных программ дисциплин, примерных учебных планов и руководствуется требованиями по их заполнению, разработанные Федеральным советом и утвержденные Минобразованием России, а также рекомендациями координационных советов по циклам дисциплин, утвержденными Минобразованием России.
УМК по специальности, входящей в направление подготовки дипломированных специалистов, формируется с целью разработки проектов требований к специальной подготовке выпускников.
При разработке проектов ГОС ВПО УМК по специальности, входящей в направление подготовки дипломированных специалистов:
определяет перечень, трудоемкость и обязательный минимум содержания цикла специальных дисциплин; устанавливает трудоемкость и перечень специализаций;
вносит в соответствующий УМС предложения о формировании перечня дисциплин федерального компонента общепрофессионального цикла и обязательного минимума содержания этих дисциплин, квалификационных характеристик выпускника, требований к уровню подготовки выпускника и возможности продолжения образования, требований к кадровому, учебно-методическому и материально-техническому обеспечению учебного процесса;
разрабатывает проекты примерных учебных программ по специальным дисциплинам федерального компонента ГОС ВПО.
УМК по специальности, не входящей в направления подготовки дипломированных специалистов, выполняет те же функции, что и УМС по направлениям подготовки, а также разрабатывает проекты примерных учебных планов по соответствующей специальности, проекты примерных программ по специальным дисциплинам федерального компонента ГОС ВПО и дисциплинам, внесенным в цикл математических и общих естественнонаучных дисциплин и цикл общепрофессиональных дисциплин ГОС ВПО по предложению УМО.
Научно-методические советы по дисциплинам:
разрабатывают для координационных советов по циклам дисциплин предложения о составе и объеме общих гуманитарных и социально-экономических, математических и общих естественнонаучных дисциплин и общепрофессиональных дисциплин ГОС ВПО для каждой области знания, обязательном минимуме содержания и примерные программы указанных дисциплин;
направляют в УМО предложения об учебно-методическом и материально-техническом обеспечении учебного процесса.
НМС по дисциплинам разрабатывают приоритетные направления научно-методических исследований в области содержания образования дисциплины и направляют их в координационные советы по циклу дисциплин.
Структура управления разработкой ГОС ВПО показана на схеме.
Схема
управления разработкой государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования
/------------------------------------------\
I Уровень | Федеральный совет по разработке ГОС ВПО |
| Минобразования России председатель - |
| Министр образования Российской Федерации |
\------------------------------------------/
v v
/------------------\ /---------------------\
II Уровень | Координационные | | Координационные |
| советы по циклам | | советы по областям |
| дисциплин | | знаний |
\------------------/ \---------------------/
v v
/------------------\ /---------------------------------\
III Уровень |Научно-методичес- | | Учебно-методические объединения |
| кие советы по | | высших учебных заведений |
|дисциплинам (НМС) | | Российской Федерации (УМО) |
\------------------/ \---------------------------------/
/-------------------------\ /-----------------\
| Учебно-методические | |Учебно-методичес-|
| советы по направлениям | | кие советы по |
| подготовки | | направлениям |
| дипломированных | | подготовки |
| специалистов (УМС) | | бакалавров, |
| | | магистров (УМС) |
\-------------------------/ \-----------------/
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.