Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
3. Требования к знаниям и умениям по циклу "Общие математические и естественнонаучные дисциплины"
(являются частью примерных учебных программ дисциплин)
3.1. Требования к образованности бакалавра естественнонаучных и сельскохозяйственных направлений высшего профессионального образования
После освоения математических и естественнонаучных дисциплин бакалавр должен иметь представления:
об основных математических структурах и методах;
математическом моделировании;
информации, способах ее хранения, обработки и представления, о правовом регулировании отношений в сфере защиты информации и государственной тайны в Российской Федерации;
возможностях применения фундаментальных законов физики и химии для объяснения свойств и поведения сложных многоатомных систем, включая биологические объекты;
происхождении и эволюции Вселенной;
свойствах ядер атомов и элементарных частиц;
физических, химических и биологических методах исследований;
современных достижениях естественных наук, физических принципах работы
современных технических устройств;
экологических принципах рационального природопользования;
роли биологических законов в решении социальных проблем.
Бакалавр должен знать и уметь использовать:
в области математики:
основы математического анализа;
основы алгебры, геометрии и дискретной математики;
основы теории дифференциальных уравнений и численных методов;
основы теории вероятности и математической статистики;
в области информатики:
понятие информации, способы ее хранения и обработки;
структуру, принципы работы и основные возможности ЭВМ;
основные типы алгоритмов, языки программирования и стандартное программное обеспечение своей профессиональной деятельности;
в области физики:
физические основы механики: кинематику и законы динамики материальной точки, твердого тела, жидкостей и газов, законы сохранения, основы релятивистской механики;
физику колебаний и волн: кинематику гармонических колебаний, интерференцию и дифракцию волн, спектральное разложение;
статистическую физику и термодинамику: молекулярно-кинетическую теорию, свойства статистических ансамблей, функции распределения частиц по скоростям и координатам, законы термодинамики, элементы термодинамики открытых систем, свойства газов, жидкостей и кристаллов;
электричество и магнетизм: постоянные и переменные электрические поля в вакууме и веществе, теорию Максвелла, свойства и распространение электромагнитных волн, в том числе оптического диапазона;
основы оптики, атомной и ядерной физики;
квантовую физику: состояние частиц в квантовой механике, дуализм волн и частиц, соотношение неопределенностей, электронное строение атомов, молекул и твердых тел, теорию химической связи;
в области химии:
химические системы: дисперсные, растворы, электрохимические, каталитические;
реакционную способность веществ;
методы химической идентификации веществ;
энергетику и кинетику химических процессов, колебательные реакции;
основы органической химии, свойства полимеров и биополимеров;
в области биологии с основами экологии:
живые системы: особенности биологического уровня организации материи, принципы воспроизводства и развития живых систем, законы генетики, их роль в эволюции; клетки, их цикл; разнообразие живых организмов, принципы их классификации, основные функциональные системы, связь с окружающей средой, надорганизменные системы;
физиологию, экологию и здоровье, биосоциальные особенности человека; экологию и охрану природы: экосистемы, их структуру, динамику, пределы устойчивости, роль антропогенных воздействий, принципы рационального природопользования;
по дисциплине "Концепции современного естествознания" иметь понятие:
об основных этапах развития естествознания, особенностях современного естествознания, ньютоновской и эволюционной парадигмах;
концепции пространства и времени;
принципах симметрии и законах сохранения;
состоянии в естествознании;
концептуальной и континуальной традициях в описании природы;
динамических и статистических закономерностях в естествознании;
соотношении порядка и беспорядка в природе, упорядоченности строения физических объектов, переходах из упорядоченных в неупорядоченные состояния и наоборот;
самоорганизации в живой и неживой природе;
иерархии структурных элементов материи от микро- до макро- и мегамира; взаимосвязях между физическими, химическими и биологическими процессами;
специфике живого, принципах эволюции, воспроизводства и развитии живых систем и их целостности в гомеостазе;
иерархичности, уровнях организации и функциональной ассимметрии живых систем;
биологическом многообразии, его роли в сохранении устойчивости биосферы и принципах систематики;
физиологических основах психологии, социального поведения, экологии и здоровья человека;
взаимодействии организма и среды, сообществах организмов, экосистемах, принципах охраны природы и рационального природопользования;
месте человека в эволюции Земли, о ноосфере и парадигме единой культуры; возможностях и перспективах математического моделирования в различных областях современного естествознания.
3.2. Требования к образованности бакалавра гуманитарных и социально-экономических направлений высшего профессионального образования
После освоения математических и естественнонаучных дисциплин бакалавр должен иметь представления:
о месте и роли математики в современном мире, мировой культуре и истории;
математическом мышлении, индукции и дедукции в математике, принципах математических рассуждений и математических доказательств;
логических, топологических и алгебраических структурах на множестве;
неевклидовых геометрических системах;
математическом моделировании;
информации, методах ее хранения, обработки и передачи; о правовом регулировании отношений в сфере защиты информации и государственной тайны в Российской Федерации;
проблеме искусственного интеллекта, способах представления и манипулировании ими (об инженерии знаний);
роли математики и информатики в гуманитарных исследованиях.
основных этапах развития естествознания, особенностях современного естествознания, ньютоновской и эволюционной парадигмах;
концепции пространства и времени;
принципах симметрии и законах сохранения;
понятии состояния в естествознании;
концептуальной и континуальной традициях в описании природы;
динамических и статистических закономерностях в естествознании;
соотношении порядка и беспорядка в природе, упорядоченности строения физических объектов, переходах из упорядоченных в неупорядоченные состояния и наоборот;
самоорганизации в живой и неживой природе;
иерархии структурных элементов материи от микро- до макро- и мегамира;
взаимосвязях между физическими, химическими и биологическими процессами;
специфике живого, принципах эволюции, воспроизводства и развитии живых систем и их целостности в гомеостазе;
иерархичности, уровнях организации и функциональной ассимметрии живых систем;
биологическом многообразии, его роли в сохранении устойчивости биосферы и принципах систематики;
физиологических основах психологии, социального поведения, экологии и здоровья человека;
взаимодействии организма и среды, сообществах организмов, экосистемах, принципах охраны природы и рационального природопользования;
месте человека в эволюции Земли, о ноосфере и парадигме единой культуры.
По направлениям, для которых основная образовательная программа предполагает изучение дисциплин "Математика" и "Информатика", бакалавр должен иметь представление:
об основных математических структурах и методах;
математическом моделировании;
информации, способах ее хранения, обработки и представления;
знать и уметь использовать:
основы математического анализа;
основы алгебры, геометрии и дискретной математики;
основы теории дифференциальных уравнений и численных методов;
основы теории вероятности и математической статистики;
понятие информации, способы ее хранения и обработки;
структуру, принципы работы и основные возможности ЭВМ;
основные типы алгоритмов, языки программирования и стандартное программное обеспечение своей профессиональной деятельности;
3.3. Требования к образованности бакалавра технических направлений высшего профессионального образования
После освоения математических и естественнонаучных дисциплин бакалавр должен иметь представления:
о математике как особом способе познания мира, общности ее понятий и представлений;
математическом моделировании;
информации, методах ее хранения, обработки и передачи;
правовом регулировании отношений в сфере защиты информации и государственной тайны в Российской Федерации;
основных организационных, инженерно-технических и иных мерах защиты информации, в том числе сведений, составляющих государственную тайну;
фундаментальном единстве естественных наук, незавершенности естествознания и возможности его дальнейшего развития;
дискретности и непрерывности в природе;
соотношении порядка и беспорядка в природе, упорядоченности строения объектов, переходах в неупорядоченное состояние и наоборот;
динамических и статистических закономерностях в природе;
вероятности как объективной характеристике природных систем;
изменениях и их специфичности в различных разделах естествознания;
принципах симметрии и законах сохранения;
соотношениях эмпирического и теоретического в познании;
состояниях в природе и их изменениях со временем;
индивидуальном и коллективном поведении объектов в природе;
времени в естествознании;
основных химических системах и процессах;
взаимосвязи между свойствами химической системы, природой веществ и их реакционной способностью;
методах химической идентификации и определения веществ;
особенностях биологической формы организации материи, принципах воспроизводства и развития живых систем;
Вселенной в целом как физическом объекте и ее эволюции;
биосфере и направлении ее эволюции;
целостности и гомеостазе живых систем;
взаимодействии организма и среды, сообществах организмов, экосистемах;
экологических принципах охраны природы и рациональном природопользовании, перспективах создания неразрушающих природу технологий;
новейших открытиях естествознания, перспективах их использования для построения технических устройств;
физическом, химическом и биологическом моделировании;
последствиях своей профессиональной деятельности с точки зрения единства биосферы и биосоциальной природы человека;
Бакалавр должен знать и уметь использовать:
в области математики и информатики:
основные понятия и методы математического анализа, линейной алгебры, аналитической геометрии, теории функций комплексного переменного, дискретной математики, дифференциальных уравнений, теории вероятности и математической статистики;
математические модели простейших систем и процессов в естествознании и технике;
вероятностные модели для конкретных процессов и проводить необходимые расчеты в рамках построенной модели;
иметь опыт:
употребления математической символики для выражения количественных и качественных отношений объектов;
исследования моделей с учетом их иерархической структуры и оценкой пределов применимости полученных результатов;
использования основных приемов обработки экспериментальных данных;
аналитического и численного решения алгебраических уравнений;
исследования, аналитического и численного решения обыкновенных дифференциальных уравнений;
аналитического и численного решения основных уравнений математической физики;
программирования и использования возможностей вычислительной техники и программного обеспечения;
в области физики, химии и экологии:
знать и уметь использовать:
основные понятия, законы и модели механики, электричества и магнетизма, колебаний и волн, квантовой физики, статистической физики и термодинамики, химических систем, химической термодинамики и кинетики, реакционной способности веществ, химической идентификации, экологии;
методы теоретического и экспериментального исследования в физике, химии, экологии;
уметь оценивать численные порядки величин, характерных для различных разделов естествознания.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.