Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Вход
Приложение N 1
к приказу Минобразования РФ
от 14 сентября 1999 г. N 286
Макет
Министерство образования Российской Федерации
Утверждаю
Заместитель Министра
образования Российской Федерации
__________________ В.Д. Шадриков
____________1999 г.
Номер государственной регистрации
_________________________________
Государственный образовательный стандарт
высшего профессионального образования
Направление ______________________________________________
(указывается код и наименование направления)
Степень (квалификация) - бакалавр
___________________________________________________
(указывается наименование степени (квалификации) бакалавра)
Вводится с момента утверждения
1. Общая характеристика направления ________________________________
(указывается код и наименование направления)
1.1. Направление утверждено приказом Министерства образования
Российской Федерации ____________________________________________________
(указывается номер и дата приказа, утвердившего данное направление).
1.2. Степень (квалификация) выпускника _____________________________
(указывается наименование степени (квалификации) бакалавра)
Нормативный срок освоения основной образовательной программы
подготовки бакалавра по направлению _________________________________ при
(указывается код и наименование направления)
очной форме обучения 4 года.
1.3. Квалификационная характеристика выпускника
(Дается квалификационная характеристика выпускника, согласованная с
квалификационными требованиями Квалификационного справочника должностей
руководителей, специалистов и других служащих, утвержденного
постановлением Минтруда России от 21.08.98 N 37. Могут быть указаны
область, объекты, виды и задачи профессиональной деятельности
выпускника).
1.4. Возможности продолжения образования
Бакалавр подготовлен к продолжению образования:
- в магистратуре по направлению(ям) ________________________________
(указываются код и наименования направления).
- освоению в сокращенные сроки основных образовательных программ по
специальностям:__________________________________________________________
(указываются код и наименования специальностей).
2. Требования к уровню подготовки абитуриента
2.1. Предшествующий уровень образования абитуриента - среднее
(полное) общее образование.
2.2. Абитуриент должен иметь документ государственного образца о
среднем (полном) общем образовании или среднем профессиональном
образовании, или начальном профессиональном образовании, если в нем есть
запись о получении предъявителем среднего (полного) общего образования,
или высшем профессиональном образовании.
2.3. При приеме на подготовку бакалавров в области искусства и
физической культуры высшее учебное заведение имеет право проводить
дополнительные вступительные испытания профессиональной направленности.
3. Общие требования к основной образовательной программе
подготовки бакалавра по направлению
________________________________________________________
(указывается код и наименование направления)
3.1. Основная образовательная программа подготовки бакалавра
разрабатывается на основании настоящего государственного образовательного
стандарта и включает в себя учебный план, программы учебных дисциплин,
программы учебных и производственных практик.
3.2. Требования к обязательному минимуму содержания основной
образовательной программы подготовки бакалавра, к условиям ее реализации
и срокам ее освоения определяются настоящим государственным
образовательным стандартом.
3.3. Основная образовательная программа подготовки бакалавра
формируется из дисциплин федерального компонента, дисциплин
национально-регионального (вузовского) компонента, дисциплин по выбору
студента, а также факультативных дисциплин. Дисциплины и курсы по выбору
студента в каждом цикле должны содержательно дополнять дисциплины,
указанные в федеральном компоненте цикла.
3.4. Основная образовательная программа подготовки бакалавра должна
предусматривать изучение студентом следующих циклов дисциплин и итоговую
государственную аттестацию:
цикл ГСЭ - общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины;
цикл ЕН - общие математические и естественнонаучные дисциплины;
цикл ОПД - общепрофессиональные дисциплины направления;
цикл СД - специальные дисциплины;
ФТД - факультативы.
3.5. Содержание национально-регионального компонента основной
образовательной программы подготовки бакалавра должно обеспечивать
подготовку выпускника в соответствии с квалификационной характеристикой,
установленной настоящим государственным образовательным стандартом.
4. Требования к обязательному минимуму содержания основной
образовательной программы подготовки бакалавра
по направлению ________________________________________
(указывается код и наименование направления)
Индекс | Наименование дисциплин и их основные разделы |
Всего часов |
1 | 2 | 3 |
ГСЭ ГСЭ.Ф.00 ГСЭ.Ф.01 ГСЭ.Ф.02 ГСЭ.Ф.03 ГСЭ.Ф.04 ГСЭ.Ф.05 ГСЭ.Ф.06 ГСЭ.Ф.07 ГСЭ.Ф.08 ГСЭ.Ф.09 ГСЭ.Ф.10 ГСЭ.Ф.11 ГСЭ.Р.00 ГСЭ.В.00 |
Общие гуманитарные и социально-экономичес- кие дисциплины Федеральный компонент Иностранный язык Физическая культура История человечества Культурология Политология Правоведение Психология и педагогика Русский язык и культура речи Социология Философия Экономика ____________________________________________ (указать основные разделы дисциплин с учетом рекомендаций ВНИК по гуманитарным и социаль- но-экономическим дисциплинам) Национально-региональный (вузовский) компо- нент Дисциплины и курсы по выбору студента, уста- навливаемые вузом |
1800 1260 340 408 (см. п.6.1.2) до 15 проц. общего объема цикла до 15 проц. общего объема цикла |
ЕН ЕН.Ф.00 |
Общие математические и естественно-научные дисциплины Федеральный компонент |
(указать общий объем по циклу и компонентам) не менее 80 проц. от общего объема цикла |
ЕН.Ф.01 и т.д. ЕН.Р.00 ЕН.В.00 |
___________________________________________ (указать наименования дисциплин и их основ- ные разделы с учетом соответствующих реко- мендаций Экспертного совета по циклу общих естественнонаучных дисциплин) Национально-региональный (вузовский) компо- нент Дисциплины и курсы по выбору студента, ус- танавливаемые вузом |
не менее___часов (указать объем каждой дисцип- лины) до 10 проц. общего объема цикла до 10 проц. общего объема цикла |
ОПД ОПД.Ф.00 ОПД.Ф.01 и т.д. ОПД.Р.00 ОПД.В.00 |
Общепрофессиональные дисциплины направления Федеральный компонент __________________________________________ (указать наименования дисциплин и их основ- ные разделы (для технических направлений с учетом рекомендаций Координационного совета по циклу общеинженерных дисциплин) Национально-региональный (вузовский) компо- нент Дисциплины и курсы по выбору студента, устанавливаемые вузом |
(указать общий объем по циклу, компонентам и отдельным дис- циплинам) не менее 80 проц. от общего объема цикла до 10 проц. общего объема цикла до 10 проц. общего объема цикла |
СД.00 | Специальные дисциплины. Устанавливаются ву- зом, включая дисциплины по выбору студента |
(указать общий объем по циклу) |
ФТД.00 ФТД.01 |
Факультативы Военная подготовка |
450 450 |
Всего часов теоретического обучения _____________________
Практики ____________________часов
Итого _____________________часов
5. Сроки освоения основной образовательной программы
подготовки бакалавра по направлению _______________________________
(указывается код и наименование направления)
5.1. Срок освоения основной образовательной программы подготовки
бакалавра при очной форме обучения составляет 208 недель, в том числе:
теоретическое обучение, включая
научно-исследовательскую работу студентов,
практикумы, в том числе лабораторные, а также - ____ недель
экзаменационные сессии,
практики - не менее ____ недель
(указываются конкретные виды практик с указанием недель,
отводимых на их проведение)
итоговая государственная аттестация, включая
подготовку и защиту выпускной
квалификационной работы, - не менее ____ недель
каникулы (включая 8 недель последипломного
отпуска) - не менее ____ недель
5.2. Для лиц, имеющих среднее (полное) общее образование, сроки
освоения основной образовательной программы подготовки бакалавра по
очно-заочной (вечерней) и заочной формам обучения, а также в случае
сочетания различных форм обучения увеличиваются вузом до одного года
относительно нормативного срока, установленного п.1.2 настоящего
государственного образовательного стандарта.
5.3. Максимальный объем учебной нагрузки студента устанавливается 54
часа в неделю, включая все виды его аудиторной и внеаудиторной
(самостоятельной) учебной работы.
5.4. Объем аудиторных занятий студента при очной форме обучения не
должен превышать в среднем за период теоретического обучения 27 часов в
неделю. При этом в указанный объем не входят обязательные практические
занятия по физической культуре и занятия по факультативным дисциплинам.
5.5. При очно-заочной (вечерней) форме обучения объем аудиторных
занятий должен быть не менее 10 часов в неделю.
5.6. При заочной форме обучения студенту должна быть обеспечена
возможность занятий с преподавателем в объеме не менее 160 часов в год.
5.7. Общий объем каникулярного времени в учебном году должен
составлять 7-10 недель, в том числе не менее двух недель в зимний период.
6. Требования к разработке и условиям реализации основной
образовательной программы подготовки бакалавра
по направлению ________________________________________________
(указывается код и наименование направления)
В п.6 должны быть сформулированы требования, достаточные для
реализации вузом основной образовательной программы подготовки бакалавра
по данному направлению и прохождения вузом процедур лицензирования,
аттестации и аккредитации.
6.1. Требования к разработке основной образовательной
программы подготовки бакалавра
6.1.1. Высшее учебное заведение самостоятельно разрабатывает и
утверждает основную образовательную программу вуза подготовки бакалавра
на основе настоящего государственного образовательного стандарта
бакалавра.
Дисциплины по выбору студента являются обязательными, а
факультативные дисциплины, предусматриваемые учебным планом высшего
учебного заведения, не являются обязательными для изучения студентом.
Курсовые работы (проекты) рассматриваются как вид учебной работы по
дисциплине и выполняются в пределах часов, отводимых на ее изучение.
По всем дисциплинам и практикам, включенным в учебный план высшего
учебного заведения, должна выставляться итоговая оценка (отлично, хорошо,
удовлетворительно, неудовлетворительно или зачтено, незачтено).
В основных образовательных программах, имеющих в своем наименовании
слова "по отраслям" или "по видам", специфика подготовки для конкретной
отрасли или вида учитывается прежде всего за счет дисциплин
специализации.
6.1.2. При разработке основной образовательной программы высшее
учебное заведение имеет право:
изменять объем часов, отводимых на освоение учебного материала для
циклов дисциплин,- в пределах 5 проц.;
формировать цикл гуманитарных и социально-экономических дисциплин,
который должен включать не менее пяти обязательных дисциплин из
одиннадцати, приведенных в настоящем государственном образовательном
стандарте. При этом в перечень выбранных вузом дисциплин должны входить
дисциплины "Иностранный язык" в объеме не менее 340 часов и "Физическая
культура" в объеме не менее 408 часов. Объем часов по каждой их трех
других выбранных дисциплин предусматривается не менее 136. Если вуз
выбирает более пяти дисциплин, объем часов по отдельным из них может быть
сокращен. Если дисциплина является частью общепрофессиональной или
специальной подготовки, выделенные на ее изучение часы могут
перераспределяться на изучение других дисциплин в рамка цикла ГСЭ.
Занятия по дисциплине "Физическая культура" при очно-заочной
(вечерней), заочной формах обучения и экстернате могут предусматриваться
с учетом пожелания студентов;
осуществлять преподавание гуманитарных и социально-экономических
дисциплин в форме авторских лекционных курсов и разнообразных видов
коллективных и индивидуальных практических занятий, заданий и семинаров
по программам, разработанным в самом вузе и учитывающим региональную,
национально-этническую, профессиональную специфику, а также
научно-исследовательские предпочтения преподавателей, обеспечивающих
квалифицированное освещение тематики дисциплин цикла;
устанавливать необходимую глубину преподавания отдельных разделов
дисциплин, входящих в циклы общих гуманитарных и социально-экономических,
математических и естественнонаучных дисциплин, в соответствии с профилем
цикла специальных дисциплин; содержание дисциплин указанных циклов должно
быть профессионально ориентировано с учетом профиля подготовки
выпускников и содействовать реализации задач в их профессиональной
деятельности;
реализовывать основную образовательную программу подготовки
бакалавра в сокращенные сроки для студентов высшего учебного заведения,
имеющих среднее профессиональное образование соответствующего профиля или
высшее профессиональное образование. Сокращение сроков проводится на
основе имеющихся знаний, умений и навыков студентов, полученных на
предыдущем этапе профессионального образования. При этом
продолжительность обучения должна составлять не менее трех лет. Обучение
в сокращенные сроки допускается также для лиц, уровень образования или
способности которых являются для этого достаточным основанием.
6.2. Требования к кадровому обеспечению учебного процесса
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
(Указывается, что реализация основной образовательной программы
подготовки бакалавра должна обеспечиваться педагогическими кадрами,
имеющими, как правило, базовое образование, соответствующее профилю
преподаваемой дисциплины, и систематически занимающимися научной и/или
научно-методической деятельностью; преподаватели специальных дисциплин,
как правило, должны иметь ученую степень и/или опыт деятельности в
соответствующей профессиональной сфере; УМО на основании реальных данных
может указать необходимую долю преподавателей, имеющих ученую степень и
звание).
6.3. Требования к учебно-методическому обеспечению учебного
процесса
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
П.6.3 должен содержать перечень лабораторно-практических работ и
необходимую информационную базу, обеспечивающие подготовку
высококвалифицированного специалиста, в том числе, перечень
профессионально важных журналов, реферативных журналов, научной
литературы; указание о наличии информационных баз и доступа к различным
сетевым источникам информации.
Реализация основной образовательной программы подготовки бакалавра
должна обеспечиваться доступом каждого студента к библиотечным фондам и
базам данных, по содержанию соответствующим полному перечню дисциплин
основной образовательной программы, наличием методических пособий и
рекомендаций по всем дисциплинам и по всем видам занятий - практикумам,
курсовому и дипломному проектированию, практикам, а также наглядными
пособиями, мультимедийными, аудио-, видеоматериалами).
6.4. Требования к материально-техническому обеспечению
учебного процесса
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
(Указывается, что высшее учебное заведение, реализующее основную
образовательную программу подготовки бакалавра, должно располагать
соответствующей действующим санитарно-техническим нормам
материально-технической базой, обеспечивающей проведение всех видов
лабораторной, практической, дисциплинарной и междисциплинарной подготовки
и научно-исследовательской работы студентов, предусмотренных примерным
учебным планом).
6.5. Требования к организации практик
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
(Устанавливаются в соответствии с предложениями УМО)
7. Требования к уровню подготовки бакалавра по направлению
_________________________________________________________________________
(указывается код и наименование направления)
7.1. Требования к профессиональной подготовленности бакалавра
Бакалавр должен уметь решать задачи, соответствующие его степени
(квалификации).
_________________________________________________________________________
(Указываются требования в операциональной форме, которые позволяют
проверить с учетом результатов итоговой аттестации выпускников
соответствие выполнения профессиональных задач квалификационным
требованиям, изложенным в п.1.3).
7.2. Требования к итоговой государственной аттестации бакалавра
7.2.1. Итоговая государственная аттестация бакалавра включает
выпускную квалификационную работу и государственный экзамен, позволяющий
выявить теоретическую подготовку к решению профессиональных задач.
7.2.2. Требования к выпускной квалификационной работе бакалавра
(п.7.2.2. заполняется в соответствии с предложениями УМО)
Выпускная квалификационная работа бакалавра представляет собой
законченную разработку, в которой _______________________________________
(указываются требования к работе:
_________________________________________________________________________
состав, решаемые задачи и т.д.)
7.2.3. Требования к государственному экзамену
_________________________________________________________________________
(заполняется в соответствии с предложениями УМО)
Составители:
Учебно-методическое объединение по
образованию в области (указывается наименование УМО)
Государственный образовательный стандарт высшего профессионального
образования одобрен на заседании Учебно-методического совета по
направлению ________________________________ (указывается дата проведения
заседания УМС и N протокола).
Председатель Совета УМО _______________ Ф.И.О.
(подпись)
Заместитель председателя Совета УМО _______________ Ф.И.О.
(подпись)
Согласовано:
Управление образовательных программ и
стандартов высшего и среднего
профессионального образования Г.К.Шестаков
Начальник отдела ________________________________ __________ Ф.И.О.
(название отдела)
Сотрудник,
курирующий данное направление __________ Ф.И.О.
(подпись)
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.