В целях усиления координации деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по формированию новых подходов к реализации социальной политики, совершенствованию социальной поддержки населения, обеспечению максимально эффективной защиты социально уязвимых категорий граждан Министерство труда и социального развития Российской Федерации постановляет:
1. Утвердить Методические рекомендации по организации работы региональных органов, осуществляющих деятельность по обеспечению социальной защиты населения, согласно приложению.
2. Рекомендовать органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации при организации деятельности по обеспечению социальной защиты населения в регионе учитывать Методические рекомендации, утвержденные настоящим постановлением.
Министр труда и социального |
А.Починок |
Методические рекомендации
по организации работы региональных органов, осуществляющих деятельность по обеспечению социальной защиты населения
Приложение
к постановлению
Минтруда РФ от 26 ноября 2001 г. N 82
I. Общие положения
1.1. Настоящие Методические рекомендации разработаны в соответствии с Федеральным законом "О государственной социальной помощи" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999 г., N 29, ст.3699), Федеральным законом "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995 г., N 50, ст.4872), Федеральным законом "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995 г., N 32, ст.3198), Федеральным законом "О ветеранах" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995 г., N 3,ст.168), Семейным кодексом Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 1, ст.16), Федеральным законом "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998 г., N 31, ст.3802), Федеральным законом "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999 г., N 26, ст.3177), Федеральным законом "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995 г., N 21, ст.1929), Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995 г., N 48, ст.4563) для оказания помощи органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации при организации в регионе работы органа, осуществляющего деятельность по обеспечению социальной защиты населения (далее - орган социальной защиты населения).
1.2. В соответствии со статьей 72 Конституции Российской Федерации вопросы социальной защиты населения, включая социальное обеспечение, защиту семьи, материнства, отцовства и детства, находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Для решения этих вопросов субъекты Российской Федерации создают соответствующие органы исполнительной власти.
1.3. В соответствии со статьями 32, 85, 86 Бюджетного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998 г., N 31, ст.3823) бюджеты всех уровней являются самостоятельными, что обеспечивается наличием собственных источников доходов и правом определять направление их расходования. Из бюджетов субъектов Российской Федерации финансируются расходы, связанные с осуществлением полномочий в области обеспечения социальной защиты населения, обеспечением функционирования органов исполнительной власти.
С учетом этого порядок образования органа социальной защиты населения, структура, штаты, а также статус (министерство, комитет, департамент, управление) и название определяются субъектами Российской Федерации самостоятельно.
Целью настоящих Методических рекомендаций является обеспечение единых принципов формирования в субъектах Российской Федерации органов социальной защиты населения, усиление координации в организации и проведении работы по совершенствованию социальной поддержки населения, обеспечению максимально эффективной защиты социально уязвимых категорий граждан.
II. Задачи органа социальной защиты населения субъекта Российской Федерации
2.1. В соответствии с приоритетами социально-экономического развития Российской Федерации целями государственной политики в области социальной поддержки населения являются:
- смягчение негативных последствий бедности, снижение социального неравенства и предотвращение социального иждивенчества;
- повышение эффективности социальных пособий и предоставление других форм помощи малоимущим семьям на основе принципа адресности; расширение рынка и повышение качества предоставляемых социальных услуг в целях обеспечения свободы выбора граждан, пользующихся бесплатными и субсидируемыми социальными услугами.
2.2. В связи с реализацией этих целей в качестве основных задач, стоящих перед органом социальной защиты населения субъекта Российской Федерации, выступают:
- усиление адресной социальной поддержки, переход к оказанию эффективной государственной социальной помощи;
- адаптация системы социальных выплат и льгот к развивающимся рыночным отношениям;
- повышение эффективности социального обслуживания населения, в том числе за счет привлечения негосударственных организаций;
- формирование оптимальной сети учреждений социального обслуживания населения и укрепление их материально-технической базы;
- расширение спектра и повышение качества предоставляемых социальных услуг;
- формирование государственной социальной политики в отношении граждан старшего поколения;
- улучшение положения семьи, женщин и детей, развитие сферы детского отдыха и оздоровления;
- укрепление системы профилактики безнадзорности несовершеннолетних детей, развитие учреждений для их социальной реабилитации;
- развитие учреждений государственной службы медико-социальной экспертизы, государственной службы реабилитации инвалидов и предприятий реабилитационной индустрии; повышение эффективности финансового механизма социальной сферы, привлечение альтернативных источников финансирования различных видов социальной помощи.
III. Основные направления деятельности органа социальной защиты населения субъекта Российской Федерации
3.1. Исходя из законодательства Российской Федерации, которым определяются полномочия субъектов Российской Федерации по социальному обслуживанию населения, предоставлению гарантий социальной защиты ветеранов, реализации социальных гарантий для граждан пожилого возраста и инвалидов, оказанию социальной помощи и организации социальных выплат, улучшению положения семьи, женщин и детей, развитию системы социальных служб, деятельность органа социальной защиты населения субъекта Российской Федерации осуществляется по следующим основным направлениям:
- разработка и реализация региональной политики социальной защиты населения, включающие подготовку аналитических и прогнозных оценок, совершенствование системы социальной защиты, определение перспективных направлений и основных приоритетов ее развития в регионе в зависимости от особенностей и специфики социально-экономической ситуации в регионе, организацию внедрения новых социальных технологий, научное и организационно-методическое обеспечение развития системы социальной защиты в регионе;
- осуществление адресной социальной поддержки населения, состоящей из оказания социальной помощи населению и организации социальных выплат, социальной поддержки и защиты отдельных категорий граждан, в частности, уволенных с военной службы и членов их семей, пострадавших при чрезвычайных ситуациях, а также организация работы с гражданами без определенного места жительства и гражданами, освободившимися из мест лишения свободы;
- организация работы по социальной поддержке семьи, женщин и детей, предусматривающей разработку и реализацию государственной социальной политики в регионе по улучшению положения семьи, женщин и детей, социального обслуживания детей, организации выплаты пособия семьям с детьми;
- организация работы по социальной защите ветеранов и граждан пожилого возраста, состоящей из разработки и реализации мер социальной защиты граждан старшего поколения, ветеранов, разработки механизма реализации их прав и льгот на региональном уровне, развития и совершенствования форм и видов социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов;
- организация работы по социальной защите инвалидов, включающей разработку механизма реабилитации и социальной интеграции инвалидов, обеспечение их техническими средствами реабилитации, развитие реабилитационной индустрии и доступной для инвалидов среды жизнедеятельности, совершенствование и развитие реабилитационных учреждений, организацию государственной службы медико-социальной экспертизы субъекта Российской Федерации;
- организация работы по оказанию гуманитарной помощи населению и учреждениям социального обслуживания, состоящей из определения потребности субъекта Российской Федерации в гуманитарной помощи, а также организационного обеспечения и взаимодействия с общественными и благотворительными организациями в решении вопросов гуманитарной помощи;
- развитие информационно-консультативных услуг и связи со средствами массовой информации, предусматривающих консультативно-информационное обеспечение социальной защиты населения, включая организацию работы с обращениями граждан и приема населения, а также информационное сопровождение региональной социальной политики в части развития социальной защиты населения;
- правовое обеспечение социальной защиты населения, заключающееся в обеспечении соблюдения законности в деятельности органа социальной защиты населения субъекта Российской Федерации, организации и проведении юридических консультаций и оказании правовой помощи гражданам, организациям и органам местного самоуправления, осуществляющим социальную защиту населения;
- организация финансово-экономической и контрольно-ревизионной деятельности, включающей организацию финансирования мероприятий по социальной защите населения субъекта Российской Федерации и деятельности учреждений социального обслуживания, проведение бухгалтерского учета и отчетности, организацию и проведение контроля за целевым использованием финансовых средств;
- организация капитального строительства, ремонта и материально-технического обеспечения учреждений социального обслуживания, а также организация и проведение конкурсов на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг, связанных с капитальным строительством, ремонтом и материально-техническим обеспечением;
- проведение организационно-кадровой работы.
3.2. Направления деятельности органа социальной защиты населения субъекта Российской Федерации и их конкретное содержание могут корректироваться в зависимости от социально-демографических, экономических особенностей региона, характеристики контингента обслуживаемых граждан, нуждаемости населения в конкретных видах социальной поддержки и социальной помощи и других факторов.
IV. Примерный перечень функций органа социальной защиты населения субъекта Российской Федерации
4.1. В области региональной политики социальной защиты населения:
- формирование региональной политики в области социальной защиты населения с учетом экономических, демографических и других особенностей субъекта Российской Федерации;
- анализ эффективности функционирования системы социальной защиты населения и прогнозирование ее развития; разработка предложений по развитию современных форм социального обслуживания граждан и оказанию социальной помощи населению; организация внедрения новых социальных технологий;
- разработка и контроль за реализацией региональных программ социальной защиты населения; проведение экспертиз проектов, программ, концепций в области социальной политики;
- оценка нуждаемости населения в различных видах социальной защиты;
- формирование основных направлений проведения научно-исследовательских работ по проблемам социальной защиты населения;
- организационно-методическое обеспечение деятельности муниципальных органов социальной защиты населения.
4.2. В области осуществления адресной социальной поддержки отдельных категорий населения.
4.2.1. Оказание социальной помощи и организация социальных выплат населению:
- совершенствование нормативной правовой базы функционирования адресной социальной поддержки населения; разработка и реализация региональных программ социальной помощи и поддержки населения;
- организация социальной помощи малоимущим гражданам;
- формирование банка данных о лицах, имеющих право на получение социальных льгот;
- определение состава льготополучателей;
- взаимодействие с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями по вопросам предоставления социальных льгот; организация работы по выплате жилищно-коммунальных субсидий;
- организация назначения, перерасчета, выплаты и доставки пособий, компенсаций и других денежных выплат социального характера, а также контроль за их проведением;
- организация выплаты доплат к пенсиям государственным и муниципальным служащим, финансируемым из средств бюджета субъекта Российской Федерации и местного бюджета.
4.2.2. Социальная поддержка граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей:
- организационное, нормативно-правовое и методическое обеспечение функционирования комплексной системы социальной защиты граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей;
- формирование банка данных на прибывающие в регион контингента граждан, уволенных (увольняемых) с военной службы, в т.ч. нуждающихся в обеспечении жилой площадью, в трудоустройстве и получении гражданской специальности, в медико-социальной реабилитации; организация и проведение ежегодного мониторинга социально-экономического и правового положения граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей;
- подготовка и совместное рассмотрение с областными (краевыми, республиканскими) межведомственными комиссиями по вопросам социальной защиты граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей предложений о нормативно-правовом обеспечении адресной социальной поддержки бывших военнослужащих и членов их семей (прежде всего инвалидов вследствие военной травмы и заболевания, полученного в период прохождения военной службы, участников войн и военных конфликтов, семей погибших военнослужащих, престарелых, одиноких граждан, уволенных с военной службы);
- разработка предложений по совершенствованию и осуществление контроля за реализацией системы социальных гарантий и льгот, установленных федеральным и региональным законодательством для граждан, уволенных (увольняемых) с военной службы, и членов их семей.
4.2.3. Социальная защита граждан, пострадавших при чрезвычайных ситуациях:
- организационно-методическое руководство и координация деятельности органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации по реализации мероприятий по социальной защите граждан, пострадавших в результате радиационных и других техногенных аварий и катастроф;
- участие в социальной реабилитации граждан, пострадавших вследствие террористических актов и межэтнических конфликтов; оказание социальной помощи лицам, пострадавшим вследствие стихийного бедствия;
- назначение и выплата ежемесячных компенсаций (сумм) в возмещение вреда, причиненного здоровью граждан вследствие радиационных аварий;
- организация предоставления льгот ветеранам подразделений особого риска;
- организация учета граждан, пострадавших при чрезвычайных ситуациях, в том числе пострадавших вследствие радиационных аварий, и выдача им специальных удостоверений.
4.2.4. Организация работы с гражданами без определенного места жительства и гражданами, освободившимися из мест лишения свободы:
- организация социальной адаптации граждан, освободившихся из мест лишения свободы, и граждан без определенного места жительства;
- взаимодействие с территориальными органами здравоохранения, внутренних дел, занятости населения в оказании содействия в предоставлении гарантированного минимума медицинских услуг, лекарственной и психологической помощи, получении в установленном порядке документов, удостоверяющих личность, в обеспечении возможности профессиональной переподготовки и трудоустройства;
- взаимодействие с общественными объединениями и благотворительными организациями в целях повышения социальной адаптации данной категории граждан;
- координация деятельности профессионально-реабилитационных центров и центров социальной адаптации для данной категории граждан.
4.3. В области социальной поддержки семьи, женщин и детей.
4.3.1. Разработка и реализация государственной социальной политики в регионе по улучшению положения семьи, женщин и детей:
- участие в разработке и осуществлении государственной политики в области социальной защиты и укрепления института семьи, создания условий для реализации семьей ее функций и улучшения качества жизни семьи, повышения социального статуса и роли женщин в обществе, обеспечения прав и законных интересов детей;
- организация отдыха и оздоровления детей;
- предоставление государственной социальной помощи и льгот семьям и детям, находящимся в трудной жизненной ситуации;
- обеспечение скоординированной деятельности органов социальной защиты населения субъекта Российской Федерации и местного самоуправления по формированию и реализации территориальных программ, направленных на улучшение положения семьи, женщин и детей;
- осуществление межведомственной координации и взаимодействия с общественными объединениями и организациями, занимающимися решением проблем семьи, женщин и детей.
4.3.2. Социальное обслуживание семьи и детей:
- разработка, финансирование и реализация региональных программ социального обслуживания семьи и детей;
- организация социального обслуживания семьи и детей; развитие оптимальной сети учреждений, предоставляющих семьям, женщинам и детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, социально-экономические, социально-правовые, социально-педагогические, социально-бытовые, социально-психологические и социально-медицинские услуги; увеличение объема предоставляемых услуг;
- осуществление контроля за деятельностью учреждений социального обслуживания семьи и детей, находящихся в ведении органа социальной защиты населения субъекта Российской Федерации;
- повышение эффективности социального обслуживания семьи и детей, расширение рынка и улучшение качества предоставляемых социальных услуг, в том числе за счет активного привлечения негосударственного сектора социального обслуживания населения;
- поддержка и поощрение развития социальных служб независимо от форм собственности по оказанию помощи семье, женщинам и детям;
- координация и методическое обеспечение деятельности учреждений социального обслуживания семьи и детей, находящихся в ведении органа социальной защиты населения субъекта Российской Федерации, а также органа местного самоуправления;
- организация и координация научных исследований в области социального обслуживания семьи и детей; издание научно-методических пособий для работников учреждений социального обслуживания семьи и детей, внедрение новейших технологий и механизмов социальной работы в их деятельность;
- организация подготовки и повышения квалификации кадров учреждений социального обслуживания семьи и детей с учетом специфики их работы;
- осуществление мер по профилактике безнадзорности несовершеннолетних; организация индивидуальной профилактической работы в отношении безнадзорных и беспризорных несовершеннолетних, их родителей или законных представителей, не исполняющих своих обязанностей по воспитанию, содержанию несовершеннолетних и (или) отрицательно влияющих на их поведение либо жестоко обращающихся с ними;
- формирование и реализация региональной политики в области реабилитации и социальной интеграции детей с ограниченными возможностями; участие в разработке и выполнении федеральных и региональных целевых программ, направленных на улучшение положения детей-инвалидов; совершенствование деятельности реабилитационных центров для детей и подростков с ограниченными возможностями и детских домов-интернатов для умственно отсталых детей и детей с физическими недостатками; разработка предложений по развитию нормативной правовой базы по решению проблем детской инвалидности.
4.3.3. Организация выплаты пособий семьям с детьми:
- осуществление организационно-методического обеспечения органов социальной защиты населения муниципальных образований по вопросам назначения и выплаты государственных пособий и других социальных выплат гражданам, имеющим детей;
- проведение анализа положения дел в сфере обеспечения пособиями семей с детьми;
- организация контроля за правильностью назначения и выплаты пособий гражданам, имеющим детей, в органах социальной защиты населения муниципальных образований;
- организация работы по обеспечению соблюдения действующего законодательства о государственных пособиях гражданам, имеющим детей;
- организация работы по сбору и обобщению государственной статистической отчетности по выплате ежемесячного пособия на ребенка.
4.4. В области социальной защиты ветеранов и граждан пожилого возраста.
4.4.1. Разработка и реализация мер социальной защиты граждан пожилого возраста:
- подготовка предложений по формированию государственной политики в области социальной защиты граждан пожилого возраста;
- формирование региональной комплексной системы социальной защиты граждан пожилого возраста и разработка механизма ее функционирования;
- анализ социально-экономического положения граждан пожилого возраста в регионе и разработка мер по улучшению их социальной защиты;
- участие в разработке и реализации социальных программ, в том числе федеральных целевых программ по социальной защите пожилых людей.
4.4.2. Социальная защита ветеранов:
- ведение базы данных о численности отдельных категорий ветеранов;
- рассмотрение вопросов, связанных с присвоением статуса ветеранов и выдачей соответствующих удостоверений;
- разработка и реализация региональных программ по социальной защите ветеранов;
- исполнение целевых государственных программ по социальной защите ветеранов;
- разработка механизма реализации прав и льгот, установленных Федеральным законом "О ветеранах" и иными нормативными правовыми актами для ветеранов и членов их семей, на региональном уровне;
- взаимосвязь с советами ветеранов и другими общественными организациями;
- взаимодействие с органами культуры субъекта Российской Федерации, спортивными организациями, досуговыми учреждениями по вопросам организации и проведения досуга граждан пожилого возраста и инвалидов;
- организация и координация благотворительных мероприятий и торгового обслуживания ветеранов и граждан пожилого возраста.
4.4.3. Развитие социального обслуживания ветеранов, граждан пожилого возраста и инвалидов:
- совершенствование форм и видов социального обслуживания ветеранов, граждан пожилого возраста и инвалидов;
- организация и координация работы учреждений социального обслуживания и методическое обеспечение их деятельности;
- координация деятельности по внедрению стандартов социального обслуживания в стационарных, полустационарных и нестационарных учреждениях социального обслуживания;
- совершенствование службы социальной помощи на дому, организация работы учреждений социального обслуживания и отделений социальной помощи;
- координация деятельности по реализации реабилитационных мероприятий медицинского, социального и лечебно-трудового характера;
- организация контроля за деятельностью подведомственных органу социальной защиты населения субъекта Российской Федерации учреждений по предоставлению социальных услуг ветеранам, гражданам пожилого возраста и инвалидам;
- контроль за соблюдением прав ветеранов, граждан пожилого возраста и инвалидов, проживающих в стационарных учреждениях социального обслуживания и обслуживаемых в нестационарных и полустационарных учреждениях социального обслуживания.
4.5. В области социальной защиты инвалидов.
4.5.1. Реабилитация и социальная интеграция инвалидов:
- реализация государственной политики в отношении инвалидов на территории субъекта Российской Федерации;
- формирование региональной политики в области реабилитации инвалидов с учетом экономических, демографических, климатических, этнических и иных региональных особенностей;
- разработка проектов региональных законов и иных нормативных правовых актов о реабилитации и социальной интеграции инвалидов;
- контроль за исполнением федеральных и региональных законов и иных нормативных правовых актов по реабилитации и социальной интеграции инвалидов;
- участие в разработке и реализации федеральных и региональных целевых программ по реабилитации инвалидов, контроль за их выполнением;
- проведение анализа социально-экономического положения инвалидов и их потребностей в реабилитационных мероприятиях, разработка предложений по профилактике инвалидности;
- контроль за реализацией индивидуальных программ реабилитации инвалидов;
- разработка регионального гарантированного перечня реабилитационных мероприятий, технических средств и услуг, предоставляемых инвалидам за счет регионального бюджета;
- участие в организации профессиональной ориентации, профессионального обучения и рационального трудоустройства инвалидов;
- содействие созданию и развитию рабочих мест для инвалидов, специальных рабочих мест, специализированных предприятий и других форм занятости инвалидов;
- организация подготовки и переподготовки кадров, работающих в сфере реабилитации инвалидов;
- организация и координация научных исследований, методических разработок и опытно-конструкторских работ в области реабилитации инвалидов;
- взаимодействие с общественными организациями инвалидов и оказание им помощи в деятельности по реабилитации и социальной интеграции инвалидов.
4.5.2. Обеспечение техническими средствами реабилитации, развитие реабилитационной индустрии и доступной для инвалидов среды жизнедеятельности:
- осуществление мероприятий по развитию государственной системы реабилитационной индустрии, улучшению обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и формированию доступной для инвалидов среды жизнедеятельности;
- осуществление анализа состояния обеспеченности инвалидов техническими средствами реабилитации, обеспечивающими доступность для инвалидов среды жизнедеятельности;
- участие в разработке федеральных и региональных целевых программ, предусматривающих решение вопросов создания новых видов реабилитационной техники, обеспечения ею инвалидов и формирования доступной для инвалидов среды жизнедеятельности;
- разработка методических и нормативных документов по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации и формированию доступной для инвалидов среды жизнедеятельности;
- подготовка информационно-аналитических, заявочно-расчетных и статистических материалов по вопросам обеспеченности инвалидов техническими средствами реабилитации и формирования доступной для инвалидов среды жизнедеятельности;
- участие в работе по реализации индивидуальных программ реабилитации инвалидов;
- координация деятельности органов социальной защиты населения муниципальных образований, общественных объединений инвалидов, организаций по вопросам обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и формирования доступной для инвалидов среды жизнедеятельности;
- лицензирование деятельности и аккредитация региональных организаций, разрабатывающих и выпускающих изделия реабилитационной техники для инвалидов, а также осуществляющих их ремонт, техническое обслуживание, предпродажную подготовку и реализацию.
4.5.3. Совершенствование и развитие реабилитационных учреждений для инвалидов:
- реализация государственной политики в области реабилитации инвалидов, направленной на удовлетворение их потребностей посредством создания реабилитационных учреждений для инвалидов различного уровня, типа и профиля;
- формирование сети реабилитационных учреждений для инвалидов и координация их деятельности;
- анализ практики применения законодательных и иных нормативных правовых актов, касающихся деятельности реабилитационных учреждений для инвалидов;
- разработка прогнозов развития реабилитационных учреждений для инвалидов, находящихся в ведении органа социальной защиты субъекта Российской Федерации;
- организация и координация научных исследований, внедрение новейших технологий реабилитации инвалидов;
- организация подготовки и повышения квалификации кадров реабилитационных учреждений для инвалидов;
- совершенствование нормативной правовой базы, форм и методов управления деятельностью реабилитационных учреждений для инвалидов;
- разработка предложений в федеральные, региональные программы развития учреждений реабилитации инвалидов;
- участие в подготовке заседаний Межведомственной комиссии субъекта Российской Федерации по координации деятельности в сфере реабилитации инвалидов;
- организационное и методическое обеспечение деятельности подведомственных органу социальной защиты населения субъекта Российской Федерации и муниципальных учреждений профессионального образования инвалидов, формирование плана приема в них инвалидов; руководство организацией санаторно-курортной помощи инвалидам;
- подготовка предложений по финансированию подведомственных органу социальной защиты населения субъекта Российской Федерации реабилитационных учреждений для инвалидов, участие в работе по привлечению внебюджетных средств, оказанию гуманитарной помощи для их финансирования;
- осуществление в установленном порядке работы по аттестации подведомственных органу социальной защиты субъекта Российской Федерации реабилитационных учреждений для инвалидов и профессиональной аттестации их персонала.
4.5.4. Организация государственной службы медико-социальной экспертизы субъекта Российской Федерации:
- организация деятельности учреждений государственной службы медико-социальной экспертизы субъекта Российской Федерации и контроль за их деятельностью;
- определение потребности инвалидов в мерах социальной защиты, включая реабилитацию;
- организация взаимодействия государственной службы медико-социальной экспертизы субъекта Российской Федерации с органами здравоохранения субъекта Российской Федерации в вопросах профилактики инвалидности, реализации программ медицинской реабилитации инвалидов, а также взаимодействие с учреждениями реабилитации инвалидов;
- рассмотрение писем и заявлений граждан по вопросам обжалования решений учреждений государственной службы медико-социальной экспертизы субъекта Российской Федерации;
- организация повышения квалификации и подготовки кадров специалистов учреждений государственной службы медико-социальной экспертизы субъекта Российской Федерации;
- организационно-методическое руководство деятельностью учреждений государственной службы медико-социальной экспертизы субъекта Российской Федерации;
- разработка предложений по совершенствованию нормативной правовой базы в области медико-социальной экспертизы.
4.6. В области организации гуманитарной помощи населению и учреждениям социальной сферы:
- разработка региональных проектов и программ гуманитарной помощи;
- участие в реализации федеральных программ гуманитарной помощи;
- организационное обеспечение гуманитарной помощи;
- проведение анализа и определение потребности учреждений, подведомственных органу социальной защиты населения субъекта Российской Федерации, в гуманитарной помощи;
- взаимодействие с общественными, благотворительными и иными организациями в решении вопросов гуманитарной помощи населению.
4.7. В области развития информационно-консультативных услуг и связи со средствами массовой информации.
4.7.1. Консультативно-информационное обеспечение социальной защиты населения:
- формирование и предоставление гражданам информации о возможностях, видах, порядке и условиях социального обслуживания населения в регионе;
- проведение консультаций по вопросам социально-медицинского и социально-бытового обеспечения жизнедеятельности, психолого-педагогической деятельности;
- организация работы с обращениями граждан и приема населения по вопросам социальной защиты;
- внедрение прогрессивных форм и методов обработки информации, участие в формировании единой информационной системы;
- организация разработки, внедрение и сопровождение программно-технических комплексов локальных и региональных сетей телекоммуникаций, связанных с ведением информационных баз данных.
4.7.2. Проведение региональной информационной политики:
- организация взаимодействия со средствами массовой информации, общественными организациями, органами законодательной и исполнительной власти субъекта Российской Федерации;
- информационное сопровождение региональной социальной политики в части развития социальной защиты.
4.8. В области правового обеспечения социальной защиты населения:
- обеспечение соблюдения законности в деятельности органа социальной защиты населения субъекта Российской Федерации;
- участие в судебных процессах;
- участие в разработке нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации в области социальной защиты населения и подготовка заключений по документам, содержащим вопросы правового характера;
- проведение правовой экспертизы и подготовка заключений по применению норм действующего законодательства;
- юридическая консультация и правовая помощь гражданам, учреждениям социального обслуживания населения, а также органам местного самоуправления, осуществляющим социальную защиту населения.
4.9. В области финансово-экономической и контрольно-ревизионной деятельности:
- разработка предложений по формированию регионального бюджета в части расходов по разделу "Социальная политика";
- подготовка расчетов и обоснований для выделения ассигнований из федерального бюджета на финансирование мероприятий по социальной защите населения;
- организация финансирования деятельности учреждений социального обслуживания населения, программных мероприятий по социальной защите населения;
- ведение бухгалтерского учета и отчетности;
- контроль за целевым использованием финансовых средств, выделяемых из федерального бюджета и бюджета субъекта Российской Федерации, на проведение мероприятий по социальной защите населения.
4.10. В области капитального строительства, ремонта и материально-технического обеспечения учреждений социального обслуживания населения:
- осуществление деятельности по организации и проведению строительства и ремонта учреждений социального обслуживания населения;
- организация материально-технического обеспечения учреждений социального обслуживания населения;
- организация и проведение конкурсов на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг учреждениям социального обслуживания населения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Минтруда РФ от 26 ноября 2001 г. N 82 "Об утверждении Методических рекомендаций по организации работы региональных органов, осуществляющих деятельность по обеспечению социальной защиты населения"
Текст постановления опубликован в Бюллетене Министерства труда и социального развития Российской Федерации N 12, 2001 г.