Указание МПС РФ от 16 июня 2000 г. N М-1844у
"О мерах по повышению эффективности средств и методов неразрушающего контроля"
Для повышения эффективности средств и методов неразрушающего контроля узлов и деталей подвижного состава Министерство путей сообщения Российской Федерации приказывает:
1. Возложить на ГУП ВНИИЖТ МПС России функции головной организации в области неразрушающего контроля узлов и деталей подвижного состава при их изготовлении, ремонте и в эксплуатации по вопросам:
- создания, испытания и метрологической экспертизы методов, средств, технологий и нормативных документов по неразрушающему контролю;
- проведения аттестации методик неразрушающего контроля;
- разработки на основе международных стандартов ИСО серии 9000 систем управления качеством неразрушающего контроля на предприятиях по изготовлению и ремонту узлов и деталей подвижного состава.
2. Возложить на проектно-конструкторские бюро департаментов вагонного и локомотивного хозяйств, пассажирских сообщений функции головных организаций в области координации и разработки технологического оборудования для проведения неразрушающего контроля деталей и узлов подвижного состава в технологических линиях ремонта.
3. Руководителям департаментов: вагонного хозяйства С.С.Барбаричу, пассажирских сообщений В.Н.Шатаеву, локомотивного хозяйства B.C.Черному, директору ГУП ВНИИЖТ МПС России А.Л.Лисицыну:
3.1. Пересмотреть в течение 2000-2001 гг. эксплуатационные документы на освидетельствование и ремонт узлов и деталей подвижного состава в части требований к неразрушающему контролю (приложение 1).
3.2. Разработать и представить на утверждение руководству МПС России в срок до 1 января 2002 г. классификатор дефектов в узлах и деталях локомотивов и моторвагонного подвижного состава, недопускаемых при их производстве, ремонте и в эксплуатации.
4. Руководителям департаментов МПС России, начальникам железных дорог:
4.1. Обеспечивать приобретение и ввод в эксплуатацию в 2002 г. вновь разработанных средств неразрушающего контроля ответственных деталей подвижного состава только при наличии сертификата соответствия показателям применения, выданного в ССФЖТ.
4.2. Осуществлять поэтапную замену устаревших и снятых с производства средств неразрушающего контроля.
5. Руководителю Департамента технической политики B.C.Наговицыну, руководителю Регистра сертификации на федеральном железнодорожном транспорте В.А.Матюшину обеспечить до 1 января 2001 г.:
- внесение в документы ССФЖТ необходимых изменений и дополнений в части неразрушающего контроля;
- разработку и утверждение Порядка сертификации средств неразрушающего контроля по показателям назначения.
6. Руководителям департаментов: вагонного хозяйства С.С.Барбаричу, пассажирских сообщений В.Н.Шатаеву, локомотивного хозяйства В.С.Черному, технической политики B.C.Наговицыну, директору ГУП ВНИИЖТ МПС России А.Л.Лисицыну обеспечить до 1 января 2002 г. разработку и утверждение сертификационных требований (показателей применения) к средствам неразрушающего контроля узлов и деталей подвижного состава, обеспечивающих достоверность обнаружения недопускаемых в эксплуатации дефектов, и методик сертификационных испытаний по установлению выполнения этих требований.
7. Руководителю Департамента экономики Б.М.Лапидусу, директору ГУП ВНИИЖТ МПС России А.Л.Лисицыну предусмотреть в 2001 г. средства на приобретение оборудования, необходимого для проведения сертификационных испытаний средств неразрушающего контроля узлов и деталей подвижного состава в испытательном центре ВНИИЖТ (приложение 2).
8. Директору ГУП ВНИИЖТ МПС России А.Л.Лисицыну расширить область аккредитации Испытательного центра ВНИИЖТ, включив средства неразрушающего контроля.
9. Руководителям департаментов: технической политики B.C.Наговицыну, вагонного хозяйства С.С.Барбаричу, пассажирских сообщений В.Н.Шатаеву, локомотивного хозяйства B.C.Черному, директору ГУП ВНИИЖТ МПС России А.Л.Лисицыну до 1 ноября 2000 г. провести заседание секции "Неразрушающий контроль" НТС МПС России, на котором рассмотреть и утвердить основные направления совершенствования существующих и разработки перспективных средств неразрушающего контроля узлов и деталей подвижного состава.
Считать перспективными направлениями научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в области входного, межоперационного и выходного неразрушающего контроля при ремонте колесных пар и их элементов, боковых рам и надрессорных балок тележек, деталей автосцепного оборудования, котлов, цистерн создание автоматизированных систем с документированием результатов контроля в автоматическом режиме.
10. Начальникам железных дорог до 1 января 2002 г. создать объединенные дорожные центры дефектоскопии для обеспечения технического обслуживания и ремонта средств неразрушающего контроля в путевом, вагонном, пассажирском и локомотивном хозяйствах с подчинением их главным инженерам железных дорог.
Руководителям департаментов: вагонного хозяйства С.С.Барбаричу, пассажирских сообщений В.Н.Шатаеву, локомотивного хозяйства B.C.Черному, технической политики B.C.Наговицыну, директору ГУП ВНИИЖТ МПС России А.Л.Лисицыну разработать до 1 января 2001 г. типовое положение об объединенных дорожных центрах дефектоскопии.
11. Руководителям департаментов: вагонного хозяйства С.С.Барбаричу, пассажирских сообщений В.Н.Шатаеву, локомотивного хозяйства B.C.Черному, информатизации и связи B.C.Воронину, технической политики B.C.Наговицыну, директору ГУП ВНИИЖТ МПС России А.Л.Лисицыну, директору ВНИИАС МПС России П.А.Козлову, директору ГУП НИИ мостов МПС России В.В.Кондратову:
11.1. Обеспечить до 1 января 2002 г. разработку многоуровневой автоматизированной системы мониторинга технического состояния подвижного состава, предусматривающую автоматизацию документооборота и ведение базы данных о результатах неразрушающего контроля узлов и деталей подвижного состава на ремонтных предприятиях МПС России.
11.2. Обеспечить до 1 января 2001 г. разработку, утверждение и выдачу железным дорогам для организации внедрения технических требований к средствам очистки дисков колес вагонов при их ремонте для повышения достоверности результатов неразрушающего контроля.
11.3. Осуществлять постоянный контроль за внедрением средств неразрушающего контроля и диагностики в вагонных и локомотивных депо в соответствии с Регламентом технической оснащенности и в зависимости от объемов годового ремонта подвижного состава.
11.4. Обеспечить автоматизированные рабочие места и линии связи.
12. Директору ГУП ВНИИЖТ МПС России А.Л.Лисицыну, директору ГУП НИИ мостов МПС России В.В.Кондратову, директору ЦНИИТЭИ В.А.Шеманаеву, начальникам железных дорог:
12.1. Завершить до 1 января 2002 г. создание региональных (дорожных) учебных центров профессиональной подготовки и повышения квалификации дефектоскопистов для хозяйств вагонного, пассажирского, локомотивного и пути.
12.2. Обеспечить до 1 января 2002 г. разработку, тиражирование и оснащение региональных (дорожных) учебных центров типовыми учебными планами и программами для профессиональной подготовки в соответствии с требованиями "Единого тарифно-квалификационного справочника работ и рабочих профессий", наглядными пособиями, учебными видеофильмами по тематике неразрушающего контроля и компьютерными программами для обучения и контроля знаний дефектоскопистов, средствами неразрушающего контроля и образцами контролируемых деталей с нормированными дефектами по соответствующим хозяйствам.
Установить порядок, при котором первые образцы новых средств неразрушающего контроля, вводимых в эксплуатацию на железных дорогах, должны направляться в региональные (дорожные) учебные центры. Финансирование обучения и повышения квалификации кадров осуществлять за счет средств железных дорог.
13. Начальнику Северной железной дороги В.Я.Петрову организовать до 1 января 2001 г. серийное производство и обеспечить поставку железным дорогам по их заявкам преобразователей для средств ультразвукового контроля колесных пар подвижного состава.
14. Руководителям департаментов: вагонного хозяйства С.С.Барбаричу, пассажирских сообщений В.Н.Шатаеву, начальнику Горьковской железной дороги Х.Ш.Зябирову провести до 1 декабря 2000 г. сетевую школу для специалистов вагонных депо по неразрушающему контролю с целью изучения передового опыта и ознакомления с новыми средствами и нормативными документами по неразрушающему контролю колесных пар и их элементов.
15. Руководителям департаментов: вагонного хозяйства С.С.Барбаричу, пассажирских сообщений В.Н.Шатаеву, локомотивного хозяйства B.C.Черному, технической политики B.C.Наговицыну, директору ГУП ВНИИЖТ МПС России А.Л.Лисицыну, директору ГУП НИИ мостов МПС России В.В.Кондратову:
15.1. Обеспечить до 1 января 2001 г. издание руководящего документа МПС России "Цельнокатаные колеса, бандажи и оси колесных пар подвижного состава. Контроль неразрушающий приемочный. Технические требования". Проанализировать действующую на предприятиях - изготовителях вагонных колес, локомотивных бандажей и осей колесных пар систему неразрушающего контроля и разработать предложения по приведению ее в соответствие с требованиями указанного руководящего документа с целью недопущения поставки на железные дороги дефектной продукции.
15.2. До 1 декабря 2000 г. завершить разработку и представить руководству МПС России на утверждение стандарт отрасли "Контроль неразрушающий. Узлы и детали подвижного состава. Общие положения".
16. Начальникам железных дорог для обеспечения метрологического обслуживания средств неразрушающего контроля при их эксплуатации в 2000 г. провести расширение области аккредитации дорожных центров стандартизации и метрологии на право проведения работ по калибровке (поверке) средств неразрушающего контроля.
17. Руководителю Департамента вагонного хозяйства С.С.Барбаричу проводить ежегодный анализ причин отказов в работе элементов колесных пар, литых деталей тележек и автосцепного устройства грузовых вагонов с разработкой мер по их предотвращению.
Заместитель министра путей сообщения |
А.С. Мишарин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Указание МПС РФ от 16 июня 2000 г. N М-1844у "О мерах по повышению эффективности средств и методов неразрушающего контроля"
Текст указания опубликован в журнале "Экономика железных дорог", N 12, 2001 г.
Приказом Минтранса России от 16 декабря 2019 г. N 402 настоящий документ признан не подлежащим применению с 16 декабря 2019 г.