Организационно-методические указания
по подготовке органов управления, сил гражданской обороны и единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций на 2002 год
См. также Организационно-методические указания по подготовке органов управления, сил гражданской обороны и единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций на 2003 год
В целях совершенствования подготовки органов управления, сил гражданской обороны и единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее - РСЧС) к действиям по предназначению предлагаю:
I. Главной задачей на 2002 год считать:
В области гражданской обороны - повышение готовности органов управления и сил гражданской обороны к выполнению возложенных на них задач при угрозе и возникновении войн (вооруженных конфликтов) в условиях применения всех видов современных средств поражения.
в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций - реализацию мероприятий, направленных на снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, повышение готовности сил ликвидации чрезвычайных ситуаций, совершенствование системы мониторинга и прогнозирования, инженерной, радиационной, химической и медико-биологической защиты, подготовку населения к действиям при чрезвычайных ситуациях.
Руководителям федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, организаций, учреждений и предприятий, независимо от организационно-правовых форм и форм собственности (начальникам гражданской обороны, председателям комиссий по чрезвычайным ситуациям)
Обеспечить реализацию положений федеральных законов "О гражданской обороне", "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", "Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей", а также других нормативных правовых актов в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Обеспечить в части, их касающейся, реализацию федеральных целевых программ "Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Российской Федерации до 2005 года", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 29 сентября 1999 г. N 1098, и "Ядерная и радиационная безопасность России", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 22 февраля 2000 г. N 149.
Продолжить разработку и реализацию целевых программ снижения рисков и смягчения последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в субъектах Российской Федерации.
Продолжить совершенствование деятельности функциональных подсистем РСЧС и повысить эффективность их взаимодействия с территориальными подсистемами РСЧС.
Совершенствовать механизм оказания федеральной поддержки территориям при ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Организовать работу по взаимодействию аварийно-спасательных формирований министерств и иных федеральных органов исполнительной власти и совершенствовать порядок их привлечения к ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Совершенствовать систему страховой защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Обеспечить готовность пунктов управления к действиям по предназначению, в первую очередь - их подвижной (мобильной) составляющей. Продолжить работу по совершенствованию оснащенности пунктов управления.
Обеспечить готовность к использованию технических средств оповещения гражданской обороны.
В целях выполнения постановления Правительства Российской Федерации от 1 марта 1993 г. N 178 "О создании локальных систем оповещения" активизировать работу по обеспечению условий для завершения создания таких систем, а там, где это целесообразно, - объединенных систем оповещения компактно расположенных объектов.
Обеспечить готовность узлов связи запасных (городских, загородных) пунктов управления к выполнению задач по предназначению.
Наращивать усилия по поддержанию в постоянной готовности сил и средств гражданской обороны и РСЧС, созданию и оснащению территориальных аварийно-спасательных формирований, гражданских организаций ГО и служб гражданской обороны.
Продолжить целенаправленную деятельность по подготовке органов управления и сил гражданской обороны и РСЧС в вопросах организации планирования и практического выполнения комплекса мероприятий по инженерной, радиационной, химической и медико-биологической защите населения, его первоочередному жизнеобеспечению в мирное и военное время, а также по повышению готовности подчиненных органов управления и аварийно-спасательных формирований к выполнению задач по ликвидации последствий террористических актов.
На основании Примерных программ обучения населения, утвержденных министром Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий 9 июля 2001 г., разработать и утвердить рабочие программы для всех категорий населения и организовать обучение по ним с 2002 года.
Принять меры по оборудованию и восстановлению учебных городков гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций.
Не допускать сокращения существующего фонда убежищ и противорадиационных укрытий, принять меры к освежению средств индивидуальной защиты и приборов радиационной и химической разведки.
Продолжить совершенствование приемов и способов эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы. Вести активную работу по поиску путей возможного сокращения сроков проведения эвакомероприятий, особенно в районах с потенциально опасными объектами экономики.
Продолжить работу по вопросам социально-экономической, правовой и медицинской защиты граждан, пострадавших от радиационных аварий и катастроф или принимавших участие в ликвидации их последствий, а также реабилитации территорий, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и осуществлять постоянный контроль за выполнением мероприятий в этой области.
Обеспечить дальнейшее совершенствование процедуры декларирования безопасности промышленных объектов.
Продолжить работу по созданию и содержанию в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств.
Активизировать работу по вопросам создания, реального накопления, использования по назначению и восполнения резервов материальных ресурсов и финансовых резервов для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на территориальном и местном уровнях.
Предусмотреть в бюджетах субъектов Российской Федерации и в бюджетах муниципальных образований отдельной строкой расходы на мероприятия гражданской обороны, а также финансирование расходов на эти мероприятия ГО за счет средств организаций.
Обеспечить выполнение мероприятий по созданию, сохранению и использованию страхового фонда документации на объекты повышенного риска и объекты систем жизнеобеспечения населения.
Совершенствовать работу региональных и ведомственных систем мониторинга, лабораторного контроля и прогнозирования чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на основе повышения уровня их нормативно-методического и технического обеспечения. При этом особое внимание обратить на опережающее представление систематизированной информации о степени опасности возникновения и возможной динамике развития чрезвычайных ситуаций в целях принятия адекватных и своевременных мер по их предупреждению.
Обеспечить широкое внедрение автоматизации процессов предупреждения ЧС.
Организовать тесное взаимодействие со средствами массовой информации, оперативно, достоверно и своевременно информировать граждан о состоянии защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и принятых мерах по обеспечению их безопасности, о прогнозируемых и возникших авариях, катастрофах и стихийных бедствиях, о приемах и способах защиты от них.
Руководителям федеральных органов исполнительной власти разработать соответствующие распорядительные документы по вопросам гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций на 2002 год.
Руководителям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации:
на основе настоящих Организационно-методических указаний по подготовке органов управления, сил гражданской обороны и единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций на 2002 год разработать и ввести в действие в установленном порядке соответствующие организационно-методические указания и планы основных мероприятий по вопросам гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций на 2002 год;
провести не менее двух комплексных проверок городов, районов (иных административно-территориальных образований в составе городов) по вопросам гражданской обороны, защиты населения и территорий от ЧС.
При подготовке населения Российской Федерации в области защиты от чрезвычайных ситуаций руководствоваться Организационными указаниями по обучению населения Российской Федерации в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций на 2001-2005 годы.
Начальникам региональных центров по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, начальникам главных управлений по делам ГОЧС г.Москвы и Калининградской области
Начальникам региональных центров по делам гражданской обороны
к чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее - региональные центры], начальникам главных управлений по делам ГОЧС г.Москвы и Калининградской области (далее - ГУ ГОЧС) обеспечить боевую и мобилизационную готовность регионального центра, ГУ ГОЧС г.Москвы и Калининградской области, подчиненных соединений и воинских частей войск ГО, органов, специально уполномоченных решать задачи гражданской обороны, задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций при органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации (далее - органы управления по делам ГОЧС).
Основные усилия сосредоточить на подготовке органов управления, сил и средств гражданской обороны и РСЧС к выполнению задач по предназначению.
Продолжить совершенствование систем связи и оповещения, обеспечить их постоянную готовность к функционированию в мирное и военное время.
Повысить готовность узлов и подразделений связи региональных центров и органов управления по делам ГОЧС к выполнению задач по предназначению.
Продолжить подготовку специалистов засекреченной телефонной и телеграфной связи узлов связи пунктов управления региональных центров, органов управления по делам ГОЧС и подразделений связи соединений и воинских частей войск гражданской обороны.
В каждом периоде обучения спланировать и провести комплексную тренировку системы связи регионального центра с привлечением стационарных (ГЗПУ, ЗЗПУ) и подвижных узлов связи региональных центров, подразделений связи соединений и воинских частей войск гражданской обороны с выходом их в районы сосредоточения.
Обеспечить постоянную готовность шифровальных органов организаций МЧС России и войск гражданской обороны к выполнению задач по предназначению в различных условиях повседневной деятельности, при возникновении чрезвычайных ситуаций, а также при переводе органов управления в различные степени готовности.
Активизировать работу по совершенствованию деятельности поисково-спасательных формирований поисково-спасательной службы МЧС России, дислоцированных на соответствующей территории.
Обеспечить отработку вопросов взаимодействия поисково-спасательных служб и формирований с органами управления и силами службы медицины катастроф по обеспечению эпидемического благополучия в районах катастроф и бедствий.
Продолжить работу по сокращению сроков реагирования на чрезвычайные ситуации.
Добиваться плановой, согласованной с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, работы органов управления по делам ГОЧС по совершенствованию и развитию нормативной правовой базы в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Продолжить работу по поддержанию в готовности существующих защитных сооружений ГО. Не допускать случаев необоснованного и преждевременного их списания.
Продолжить работу по поддержанию на требуемом уровне запасов средств радиационной и химической защиты и контроля, мобилизационного резерва, не допускать случаев утраты (порчи) имущества гражданской обороны.
Усилить контроль в территориальных подсистемах РСЧС и их звеньях за выполнением мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций, обратив особое внимание на реализацию превентивных мер при угрозе паводков, лесных пожаров, селей, землетрясений, возможных террористических актов и дефицита энергоносителей в осенне-зимний период.
Продолжить работу по развитию системы мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Создать в каждом региональном центре центр мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Повысить эффективность системы сбора, обработки и обмена информацией о чрезвычайных ситуациях на основе внедрения современных информационных технологий.
Принять меры по развитию системы страховой защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Мероприятия по региональному международному сотрудничеству с субъектами иностранных государств, административно-территориальными образованиями и органами государственной власти иностранных государств, а также с международными организациями в рамках реализации международных договоров Российской Федерации и международных договоров субъектов Российской Федерации в области гражданской обороны и предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций осуществлять по согласованию и при координации МЧС России.
Активизировать работу по вопросам создания, накопления, использования и восполнения резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также по накоплению и хранению в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств. Усилить контроль за их целевым использованием.
Принять меры по накоплению, освежению и подготовке к использованию по назначению резерва министра.
Внедрить в региональных центрах программные средства по оперативному учету наличия и использования резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечить представление достоверной информации в МЧС России.
Обеспечить эффективное выполнение проводимых в системе МЧС России мероприятий по защите государственных секретов.
В условиях компьютеризации и автоматизации процессов управления повысить результативность мероприятий по выявлению и закрытию возможных каналов утечки секретных сведений, предотвращению утраты секретных документов и обеспечению безопасности информации, обрабатываемой с использованием средств вычислительной техники. Во всех соединениях и воинских частях войск гражданской обороны, организациях МЧС России, имеющих право работы со сведениями, составляющими государственную тайну, принять меры по оборудованию в соответствии с требованиями СТР-97 и аттестации объектов информации.
В работе со средствами массовой информации руководствоваться требованиями законов Российской Федерации "О государственной тайне" и "О средствах массовой информации", а также Перечнем сведений, подлежащих засекречиванию в МЧС России, введенным в действие приказом МЧС России от 05.08.96 г. N 21с.
При проведении совместных мероприятий с иностранными представителями в рамках международного сотрудничества строго руководствоваться Инструкцией по организации режимных мероприятий МЧС России при осуществлении международных связей, введенной в действие приказом МЧС России от 05.09.97 г. N 24с.
Продолжить целенаправленную работу по организации госнадзорной деятельности в регионе, проведению целевых проверок выполнения требований нормативных правовых документов, регламентирующих подготовку и ведение гражданской обороны, а также деятельность по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
В соответствии с совместным приказом МЧС России и Госгортехнадзора России от 01.08.01 г. N 345/94 усилить контроль за ходом декларирования безопасности промышленных объектов и гидротехнических сооружений, а также соблюдением установленного порядка выдачи заключений о готовности объектов к предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Обеспечить строгое и точное соблюдение штатной дисциплины, законодательства Российской Федерации и других нормативных правовых актов по охране труда.
Совершенствовать учебно-материальную базу для проведения занятий в войсках гражданской обороны, с поисково-спасательными формированиями, гражданскими организациями ГО и для обучения населения в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций. В конце каждого периода обучения проводить смотры-конкурсы на лучшую учебно-материальную базу, итоги которых обобщать и отражать в приказах по итогам учебного года.
Организовать проведение в установленные сроки проверок хозяйственной деятельности и документальных ревизий, а также инвентаризаций материальных средств в подчиненных соединениях и воинских частях войск - гражданской обороны, спасательных формированиях.
Начальникам региональных центров, начальникам ГУ ГОЧС г.Москвы и Калининградской области:
на основе настоящих организационно-методических указаний разработать и ввести в действие в установленном порядке соответствующие организационно-методические указания;
разработать проекты планов основных мероприятий на 2002 год и представить в МЧС России для утверждения в установленном порядке;
не допускать отмены (переносов сроков проведения) мероприятий, предусмотренных планами основных мероприятий регионального центра, ГУ ГОЧС г.Москвы и Калининградской области. Изменения в планы вносить при обоснованной необходимости с разрешения министра (первого заместителя министра) и по согласованию с Департаментом гражданской защиты.
Начальникам военно-учебных заведений (факультетов) по подготовке слушателей (курсантов)
Основной задачей учебного процесса считать формирование у слушателей, курсантов и студентов глубоких и твердых знаний в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций, а также опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, приобретение (совершенствование) ими практических навыков в вопросах управления воинскими подразделениями войск гражданской обороны и органами управления по делам ГОЧС.
Особое внимание уделить:
качественному выполнению учебных планов и программ с учетом требований Государственных образовательных стандартов по установленным специальностям;
использованию в учебном процессе современной аварийно-спасательной техники и средств спасения;
формированию у слушателей и курсантов высоких морально-психологических качеств, профессионализма и творческого мышления при решении задач по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, гражданской обороны, умения управлять воинским коллективом, организовывать мероприятия ГО, по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Основными направлениями совершенствования и повышения качества учебного процесса считать:
дальнейшее повышение профессионального мастерства профессорско-преподавательского состава;
внедрение в учебный процесс современных обучающих программ;
развитие у обучаемых творческого мышления и самостоятельности;
выявление наиболее одаренных и талантливых слушателей, курсантов и студентов, использование их интеллектуального и творческого потенциала для решения научных задач в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
повышение роли самостоятельной работы слушателей, курсантов и студентов и их обучения по индивидуальным планам.
Начальнику Академии гражданской защиты:
совершенствовать повышение квалификации руководителей и специалистов федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области гражданской обороны и защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
совершенствовать учебный процесс с учетом современных достижений науки;
организовать формирование гибких профессиональных образовательных программ дополнительного профессионального образования, обеспечивающих потребность в уровне подготовки руководящего состава МЧС России;
продолжить проведение полевых выходов и войсковых стажировок курсантов в войсках гражданской обороны и органах управления по делам ГОЧС субъектов Российской Федерации;
улучшить организаторскую и практическую работу по созданию в академии условий, благоприятных для укрепления здоровья и физического развития профессорско-преподавательского состава, слушателей, курсантов и студентов;
Начальнику факультета гражданской обороны Военно-инженерного университета:
продолжить совершенствование подготовки слушателей, отвечающей современным требованиям, обратив особое внимание на готовность к организации работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также выполнению задач военного времени;
совершенствовать учебный процесс с использованием современных средств информационного обеспечения;
продолжить научно-исследовательскую работу по приоритетным направлениям в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Руководителям кадровых органов
В работе с кадрами руководствоваться положениями Концепции кадровой политики МЧС России, утвержденной приказом МЧС России от 20.02.01 г. N 77.
Обеспечить качественное проведение аттестации офицеров и прапорщиков с учетом требований приказа МЧС России от 03.04.01 г. N 155.
По итогам аттестации в каждой воинской части (органе управления по делам ГОЧС, организации МЧС России, укомплектованной военнослужащими) иметь кадровый резерв для выдвижения на вышестоящие должности и направления на учебу. Обеспечить качественный подбор и расстановку кадров в соответствии с уровнем их образования, опытом работы и результатами служебной деятельности.
Работу с кадровым резервом проводить на основе индивидуального отбора и комплексной оценки специалистов, прошедших специальную подготовку обладающих необходимыми профессиональными и деловыми качествами.
Принять меры для своевременного повышения квалификации и переподготовки кандидатов для выдвижения на вышестоящие должности.
Выдвижение на высшие должности проводить на основе выводов аттестаций с учетом требований приказа МЧС России от 28.03.96 г. N 200.
Принять меры по сохранению кадров офицеров и прапорщиков при проведении организационно-штатных мероприятий. Постоянно оказывать им конкретную помощь на местах в служебном становлении и материально-бытовом обеспечении.
В работе с кадрами учитывать мнение общественности и постоянно действующих аттестационных комиссий.
Исключить случаи необоснованного досрочного увольнения офицеров и прапорщиков с военной службы, особенно молодых офицеров.
Активизировать работу по подбору и определению на военную службу по контракту офицеров запаса на первичные офицерские должности.
Повысить качество по отбору кандидатов для поступления в военные образовательные учреждения профессионального образования.
Привести учет кадров в строгое соответствие с положениями Концепции кадровой политики МЧС России и рекомендациями Департамента кадров и профессиональной подготовки.
II. По оперативной подготовке
1. Особенности проведения мероприятий оперативной подготовки
В оперативной подготовке основные усилия сосредоточить на подготовке органов управления к действиям по предназначению. Основной формой обучения считать командно-штабные учения и командно-штабные (штабные) тренировки.
Основными мероприятиями оперативной подготовки в 2002 году считать: штабную тренировку Межведомственной комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по теме: "Координация деятельности федеральных органов исполнительной власти и организация защиты населения при аварии на радиационно опасном объекте" и командно-штабное учение в Северо-Западном регионе по теме: "Приведение Северо-Западного регионального центра по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий в высшие степени боевой готовности и выполнение мероприятий при переводе гражданской обороны Новгородской области с мирного на военное время".
При организации и проведении мероприятий оперативной подготовки в 2002 году руководствоваться Наставлением по оперативной подготовке в Вооруженных Силах (изд. 1989 г.) и Методическими рекомендациями по подготовке и проведению командно-штабных учений по отработке вопросов реагирования на чрезвычайные ситуации в республике (крае, области) (изд. 1995 г.).
Кроме того, при планировании мероприятий по подготовке органов управления учитывать требования "Порядка подготовки населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций", утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 24 июля 1995 г. N 738.
Главными целями проводимых мероприятий должны быть: проверка способности руководителей (начальников) органов управления организовать и обеспечить устойчивое управление подчиненными силами и средствами в сложной обстановке, принять обоснованные решения в условиях ограниченного времени; проверка (уточнение) основных показателей соответствующих планов и состояния привлекаемых сил и средств.
На всех мероприятиях оперативной подготовки представлять обучаемым разумную самостоятельность и инициативу в решении поставленных задач. Оценку обстановки и выработку решений осуществлять на основе оперативных расчетов с обязательным использованием автоматизированных систем управления, ПЭВМ, моделей и методик решения оперативных задач.
Периодичность и продолжительность основных мероприятий оперативной подготовки в органах управления планировать исходя из следующих рекомендаций:
в федеральных органах исполнительной власти:
не менее одной командно-штабной (штабной) тренировки в год продолжительностью до одних суток с ведомственными комиссиями по чрезвычайным ситуациям;
в региональных центрах по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий:
не менее одного командно-штабного и одного штабного учения в год с органами управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям при органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации и территориальными подсистемами РСЧС продолжительностью до трех суток;
не менее одной командно-штабной (штабной) тренировки в год продолжительностью до двух суток с привлечением органов управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям при органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации и при органах местного самоуправления;
не менее двух тренировок (проверок) в год сил и средств, привлекаемых для ликвидации последствий террористических актов;
ежегодный сбор продолжительностью до трех суток по подведению итогов деятельности в текущем году и постановке задач на следующий год;
в субъектах Российской Федерации:
не менее одной командно-штабной (штабной) тренировки в год продолжительностью до двух суток с комиссиями по чрезвычайным ситуациям органов исполнительной власти, органов местного самоуправления и органами управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям;
одно командно-штабное учение в год продолжительностью до двух суток с городом или районом (иными административно-территориальными единицами в составе городов);
одно командно-штабное учение или одну командно-штабную (штабную) тренировку в год на предприятии, в учреждении или в организации продолжительностью до одних суток;
одно тактико-специальное учение в три года продолжительностью до восьми часов с формированиями предприятий, учреждений и организаций, а с формированиями повышенной готовности - один раз в год;
не менее двух специальных учений со службами гражданской обороны продолжительностью до двух суток;
не менее двух тренировок (проверок) в год сил и средств, привлекаемых для ликвидации последствий террористических актов;
ежегодный учебно-методический сбор продолжительностью до двух суток.
При планировании учений и тренировок предусматривать отработку вопросов приведения органов управления в различные степени готовности, перевода гражданской обороны на работу в условиях военного времени, защиты населения и территорий в мирное время, защиты населения, материальных и культурных ценностей от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также вопросов по ликвидации последствий террористических актов во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.
Темы учений и тренировок определять исходя из особенностей регионов, территориальных и функциональных подсистем РСЧС.
Командно-штабные учения и командно-штабные (штабные) тренировки проводить, как правило, под руководством старших начальников.
При планировании командно-штабных учений практиковать постановку исследовательских целей.
При подготовке и проведении учений (тренировок) принимать меры по сохранению в тайне от обучаемых замысла учения, строгому соблюдению режима секретности.
Опыт работы лучших руководителей (начальников) по вопросам приведения в готовность к действиям в различных режимах функционирования обобщать и доводить до подчиненных органов управления на ежегодных сборах.
Сроки и порядок проведения оперативных (командирских) сборов начальникам региональных центров определить самостоятельно.
Начальникам Академии гражданской защиты, факультета гражданской обороны Военно-инженерного университета периодичность и продолжительность проведения командно-штабных учений (военных игр, тренировок) с руководящим и профессорско-преподавательским составом определить своими решениями.
Отчетные документы представлять в МЧС России установленным порядком.
Начальникам региональных центров установить порядок отчетности для подчиненных органов управления.
2. Организация профессиональной подготовки
Профессиональную подготовку офицеров и гражданского персонала органов управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям направить на повышение уровня профессионального мастерства, совершенствование знаний и навыков обучаемых в выполнении своих функциональных обязанностей в мирное и военное время.
Профессиональную подготовку организовать в соответствии с Программой профессиональной подготовки офицеров и гражданского персонала органов, специально уполномоченных решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, утвержденной первым заместителем министра Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий 4 декабря 1997 г.
Профессиональную подготовку офицеров и гражданского персонала центрального аппарата МЧС России организовывать и проводить под руководством начальников(руководителей) соответствующих структурных подразделений.
Профессиональную подготовку офицеров и гражданского персонала управлений региональных центров организовывать и проводить по планам начальников региональных центров. Темы занятий начальникам региональных центров определять в зависимости от особенностей региона.
При планировании общественно-государственной подготовки руководствоваться указаниями вышестоящих органов управления по делам ГОЧС.
Начало учебного года определить:
для федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и органов управления по делам ГОЧС - с 3 января 2002 года;
для региональных центров по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий - с 1 декабря 2001 г.
V. По подготовке поисково-спасательных формирований МЧС России
Основной задачей поисково-спасательных формирований (далее - ПСФ) МЧС России считать дальнейшее повышение их готовности к ведению поисково-спасательных работ в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.
Подготовка руководящего состава ПСФ
Подготовку руководящего состава поисково-спасательных служб и отрядов направить на выработку организаторских и методических навыков проведения комплекса мероприятий по организации деятельности подчиненных формирований к выполнению задач по предназначению.
Основными формами подготовки руководящего состава считать участие в различного вида учениях, тренировках, комплексных и целевых проверках, а также в ходе реагирования на реальные чрезвычайные ситуации.
Повышение квалификации начальников ПСФ и их заместителей осуществлять на курсах повышения квалификации в Институте развития МЧС России и при проведении сборов по планам МЧС России, региональных центров. В результате обучения они должны уметь оперативно и эффективно осуществлять руководство силами и средствами, прогнозировать и оценивать обстановку, масштабы бедствия в зонах ЧС, организовывать принятие экстренных мер по обеспечению защиты населения, координировать деятельность и организовывать взаимодействие ПСФ с привлекаемыми силами РСЧС.
Профессиональная подготовка спасателей
Профессиональную подготовку спасателей организовывать и проводить в соответствии с Программой профессиональной подготовки спасателей МЧС России (изд. 1999 г.) по общей и специальной тематике в местах постоянной дислокации поисково-спасательных формирований по дежурным сменам в период дежурства. К проведению занятий привлекать спасателей не ниже 2-го класса, а также преподавателей (специалистов) образовательных учреждений и других организаций, соответствующего профиля на договорной основе.
Учебная нагрузка должна составлять 3-4 учебных часа в течение одного дежурства и не менее 24 учебных часов - в месяц. Продолжительность учебного часа - 45 минут.
При проведении занятий основное внимание обратить на получение твердых практических навыков и умений по предметам обучения с обязательным соблюдением правил безопасности, особенно в сложных и особо опасных условиях.
Обучение спасателей на повышение квалификации проводить в учебно-методических центрах по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям субъектов Российской Федерации (далее - учебно-методические центры ГОЧС) или иных учебных заведениях на договорной основе, а также на базе Российского центра подготовки спасателей 179-го спасательного центра МЧС России (далее - Российский центр подготовки спасателей).
Спасателей и специалистов поисково-спасательных формирований, подготовка которых требует специального обучения с выдачей соответствующих документов (водолазов, газоспасателей, водителей маломерных судов и др.), направлять для обучения в соответствующие образовательные учреждения, имеющие лицензии, на договорной основе.
Первоначальное обучение спасателей, вновь принятых на работу, проводить в соответствии с Программой первоначальной подготовки спасателей МЧС России (изд. 1999 г.) на базе образовательных учреждений и в составе поисково-спасательных формирований.
Практические занятия по водной, горной, десантной и воздушно-десантной подготовке планировать и проводить 1 раз в полгода в период учебных сборов.
На учениях и в ходе ликвидации чрезвычайных ситуаций отрабатывать вопросы взаимодействия с войсками гражданской обороны и аварийно-спасательными формированиями федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.
Противопожарная подготовка. Проводить учебные пожарные тренировки не реже 1 раза в полгода, с привлечением сил и средств согласно плану противопожарной защиты.
Медицинская подготовка. Планировать систематическую, не реже 1 раза в месяц, отработку практических навыков в оказании первой медицинской помощи в ситуациях, характерных для проводимых поисково-спасательных работ, на тренировках, учениях, в учреждениях службы медицины катастроф, на станциях "Скорой медицинской помощи".
Психологическая подготовка. Психологическую подготовку спасателей направить на формирование качеств, позволяющих успешно переносить высокие моральные, психологические и физические нагрузки при проведении поисково-спасательных работ в зонах чрезвычайных ситуаций.
Десантная подготовка. Подготовку спасателей к десантированию в труднодоступные районы осуществлять на учебных сборах регионального уровня. Основным методом обучения считать практические занятия с отработкой нормативов по выполнению беспарашютного десантирования, (для формирований спасателей, имеющих соответствующее снаряжение и допуск для проведения десантирования).
При проведении занятий по беспарашютной десантной подготовке основное внимание сосредоточить на изучении тактико-технических характеристик спусковых устройств роликовых (СУ-Р) и системы беспарашютного десантирования (СБД-10), правил спуска, погрузки (разгрузки) техники, оборудования и имущества на вертолетах Ми-8, Ми-26 и самолете Ил-76, порядка эвакуации пострадавших с помощью штатного оборудования вертолетов, изучении международных сигналов авиационного спасения и требований безопасности, выработке у спасателей навыков практического десантирования. Практические занятия с применением устройств СУ-Р и системы СБД-10 планировать не менее трех раз в период обучения.
Воздушно-десантная подготовка. Проводить в формированиях, имеющих в штате должностных лиц, ответственных за соблюдение требований безопасности при выполнении парашютных прыжков, соответствующее снаряжение и допуск для организации прыжков с парашютом.
Основное внимание уделять выработке у спасателей твердых практических навыков в десантировании с парашютом в любое время года, на различную местность, днем и ночью, в простых и сложных метеоусловиях, приеме на земле десантируемых грузов.
Горная подготовка. Основные усилия в подготовке спасателей направить на отработку навыков передвижения по всем видам горного рельефа с применением альпинистской техники и снаряжения, спускам в пещеры (спелеоподготовка) в любое время года.
Практические занятия по горной подготовке планировать и проводить в период учебных сборов регионального уровня. Отдельные разделы программы отрабатывать на местах в соответствии со спецификой и особенностями рельефа местности.
Водная подготовка. Практические занятия по водной подготовке планировать и проводить в период учебных сборов регионального уровня. Отдельные разделы программы отрабатывать на местах с учетом имеющихся возможностей, технической оснащенности и особенностей местных акваторий.
В ходе занятий дать спасателям необходимый уровень знаний по правилам поведения на воде, эксплуатации водных судов, организации безопасности плавания, особенностям спасения и оказания медицинской помощи людям, пострадавшим на воде.
Особое внимание уделить обучению правилам безопасности поведения на воде, особенно при сплавах по рекам с различными элементами трудности.
Водолазная подготовка. Первоначальное обучение и повышение квалификации проводить в условиях специализированных центров (организаций) на договорной основе и в Российском центре подготовки спасателей в соответствии с руководящими документами по водолазной подготовке и Едиными правилами безопасности труда на водолазных работах.
Региональные учебно-методические сборы водолазных специалистов, водолазных врачей и спасателей-водолазов проводить не реже 1 раза в год со сдачей зачетов по техминимуму для подтверждения квалификации водолаза.
Учебно-тренировочные сборы водолазов-спасателей ПСФ с организацией тренировочных погружений и отработкой учебных задач проводить не реже 1 раза в полгода.
Техническая подготовка. Основные усилия направить на отработку навыков правильной эксплуатации автотранспорта, аварийно-спасательного оборудования, средств связи, умение оперативно устранять возможные неисправности, освоение новых видов аварийно-спасательного оборудования.
Особое внимание обратить на соблюдение установленных мер безопасности при работе с конкретными видами оборудования, не допускать эксплуатации не освидетельствованных органами гостехнадзора тех видов инструмента и оборудования, для которых оно установлено нормативными актами по охране труда.
Подготовку к работе с аварийными химически опасными веществами осуществлять на базе учебно-методических центров ГОЧС, а также в ходе плановых теоретических и практических занятий.
Практическую работу с аварийными химически опасными веществами осуществлять при наличии соответствующей технической оснащенности спасателей после аттестации и получения допуска на данный вид работ.
Кинологическую подготовку осуществлять по двум направлениям: поисковой и минно-розыскной службы. Основное внимание обратить на отработку действий расчета кинологической службы (в составе кинолога и специально обученной собаки) по поиску и обнаружению пострадавших. Подготовку кинологов осуществлять в 46 кинологическом центре 179-го Спасательного центра, а также на местах с учетом наличия кадров специалистов-кинологов и собак поисковой и минно-розыскной службы.
Для отработки методики подготовки служебных собак и сертификации расчетов поисковой кинологической службы организовывать проведение учебно-методических сборов регионального уровня (не реже 1 раза в год). Для проведения сертификации расчетов минно-розыскной службы 1 раз в год проводить сборы на базе 179-го спасательного центра.
Физическая подготовка. Занятия проводить два раза в неделю по два учебных часа. Особое внимание уделить развитию силовой выносливости, умению переносить высокие физические нагрузки и психические напряжения. Контрольные проверки планировать и проводить один раз в месяц.
По окончании учебного периода у спасателей принимать зачеты, а также нормативы по физической подготовке с обязательным выставлением оценок. Полученные оценки учитывать при последующей аттестации.
Время, отводимое на зачеты и экзамены, в расчет часов учебных программ не включать. В период экзаменов рекомендуется проводить заседания аттестационных комиссий.
Перерывы в процессе обучения использовать для подготовки, развития и совершенствования учебно-материальной базы, проведения необходимых работ по обустройству спортивных городков и спортивно-массовых мероприятий.
(Конкретные указания по подготовке Центрального аэромобильного спасательного отряда здесь опускаются. - Ред.)
Руководство подготовкой ПСФ
Начальникам региональных центров, главных управлений по делам ГОЧС г.Москвы и Калининградской области при подготовке ПСФ:
основные усилия направить на постоянное совершенствование учебного процесса, повышение его качества, развитие учебно-материальной базы и эффективности ее использования;
организовать изучение и внедрение передового опыта лучших ПСФ по организации подготовки спасателей;
обеспечить постоянный контроль за состоянием подготовки спасателей в ПСФ и оказание действенной помощи начальникам ПСФ в ее организации;
проверку качества выполнения учебных планов и программ, уровня подготовки спасателей осуществлять комплексными группами в ходе плановых (не реже одного раза в год) и внезапных проверок, а также сборов, учений и соревнований.
Начало учебного года для поисково-спасательных формирований МЧС России определить с 3 января 2002 г.
Начальникам ПСФ планирование учебного процесса на 2002 год завершить к 10 декабря 2001 г. Утвержденные в региональных центрах, главных управлениях по делам ГОЧС г Москвы и Калининградской области планы подготовки поисково-спасательных формирований представить в Департамент войск гражданской обороны и спасательных формирований к 25 декабря 2001 г.
Текст документа приводится в соответствии с источником
VI. По подготовке аварийно-спасательных формирований, гражданских организаций гражданской обороны и служб гражданской обороны
Продолжить работу по созданию и оснащению служб гражданской обороны и гражданских организаций ГО в соответствии с постановлениями Правительства Российской Федерации от 10 июня 1999 г. N 620 и от 18 ноября 1999 г. N 1266, а также Методическими указаниями МЧС России по созданию гражданских организаций гражданской обороны от 3 апреля 2000 г. N 33-860-14.
Подготовку аварийно-спасательных формирований, гражданских организаций гражданской обороны и служб гражданской обороны проводить в соответствии с федеральными законами "О гражданской обороне", "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", постановлениями Правительства Российской Федерации "О порядке подготовки населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций " от 24 июля 1995 г. N 738, "Об утверждении Положения об организации обучения населения в области гражданской обороны" от 2 ноября 2000 г. N 841, требованиями Организационных указаний по обучению населения Российской Федерации в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций на 2001-2005 годы и программами обучения.
Основой подготовки аварийно-спасательных формирований считать практические занятия. При подготовке аварийно-спасательных формирований и профессиональных спасателей, независимо от ведомственной принадлежности, руководствоваться специальными программами и программами подготовки, утвержденными Межведомственной комиссией по аттестации аварийно-спасательных формирований и спасателей. При этом особое внимание обратить на специальную и морально-психологическую подготовку личного состава к действиям в чрезвычайных ситуациях, приобретение и совершенствование навыков в действиях по ликвидации последствий стихийных бедствий, катастроф и аварий, а также на соблюдение правил безопасности и умение оказывать само- и взаимопомощь. Смотр их готовности к выполнению возложенных задач проводить в ходе учений, тренировок и всех видов соревнований.
Подготовку руководителей гражданских организаций ГО осуществлять в учебно-методических центрах ГОЧС и на курсах гражданской обороны, обратив особое внимание на выработку умений и навыков по поддержанию в готовности подчиненных гражданских организаций ГО к действиям по предназначению, организации выполнения задач и управлению ими в ходе проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ. Личный состав гражданских организаций ГО готовить непосредственно по месту работы в соответствии с требованиями Примерной программы обучения личного состава гражданских организаций гражданской обороны, утвержденной министром Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий 9 июля 2001 г., а также в ходе учений и тренировок по гражданской обороне. При подготовке основные усилия сосредоточить на практическом овладении личным составом приемов и способов действий по защите населения, материальных и культурных ценностей от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий.
Совершенствовать систему взаимодействия аварийно-спасательных формирований, гражданских организаций ГО, служб гражданской обороны с войсками гражданской обороны и поисково-спасательными формированиями МЧС России.
Федеральным органам исполнительной власти, региональным центрам уточнить данные о силах и средствах постоянной готовности РСЧС по состоянию на 1 января 2002 г., а также в соответствии с Табелем срочных донесений МЧС России и Методическими указаниями по созданию гражданских организаций гражданской обороны, введенных в действие директивой МЧС России от 3 апреля 2000 г. N 33-860-14, уточнить наличие, состав, укомплектованность и оснащенность гражданских организаций ГО по состоянию на 1 января 2002 г. Уточненные данные представить в МЧС России до 1 февраля 2002 г.
VII. По подготовке государственного унитарного авиационного предприятия МЧС России
Основной целью подготовки Государственного унитарного авиационного предприятия МЧС России считать поддержание высокого уровня готовности предприятия к применению авиации для обеспечения экстренного реагирования сил МЧС России на возникающие чрезвычайные ситуации на территории Российской Федерации и за рубежом. (Конкретные вопросы подготовки ГУАП здесь опускаются. - Ред.)
VIII. Настоящие организационно-методические указания довести до органов управления, сил гражданской обороны и РСЧС, а также организаций МЧС России в части, их касающейся.
Министр |
С.К. Шойгу |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Организационно-методические указания по подготовке органов управления, сил гражданской обороны и единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций на 2002 г.
Текст методических указаний опубликован в журнале "Гражданская защита", N 1, январь 2002 г.,