В целях обеспечения конституционных прав и свобод граждан Российской Федерации, совершенствования системы правового обучения участников избирательного процесса, а также оказания содействия избирательным комиссиям в повышении профессионального уровня организаторов выборов и референдумов, на основании статьи 22 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 25 августа 1999 года N 937 "О содействии избирательным комиссиям в организации подготовки и проведения выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" Центральная избирательная комиссия Российской Федерации постановляет:
1. Утвердить согласованный с федеральными органами исполнительной власти Комплекс мер по повышению профессиональной подготовки организаторов выборов и референдумов и правовому обеспечению избирателей в Российской Федерации на 2000 - 2005 годы (прилагается).
2. Предложить избирательным комиссиям субъектов Российской Федерации разработать региональные мероприятия по правовому обучению избирателей и организаторов выборов и референдумов.
3. Рекомендовать органам государственной власти субъектов Российской Федерации оказывать содействие избирательным комиссиям субъектов Российской Федерации в реализации мероприятий по правовому обучению избирателей и организаторов выборов и референдумов.
4. Возложить на Российский центр обучения избирательным технологиям при Центральной избирательной комиссии Российской Федерации (Ю.А.Веденеев) функции головного исполнителя Комплекса мер по повышению профессиональной подготовки организаторов выборов и референдумов и правовому обучению избирателей в Российской Федерации на 2000 - 2005 годы.
5. Направить настоящее постановление в Правительство Российской Федерации, федеральные органы исполнительной власти и государственные органы власти субъектов Российской Федерации, участвующие в реализации мероприятий Комплекса мер по повышению профессиональной подготовки организаторов выборов и референдумов и правовому обучению избирателей в Российской Федерации на 2000 - 2005 годы.
6. Контроль за выполнением Комплекса мер возложить на члена Центральной избирательной комиссии Российской Федерации Е.П.Ищенко и заместителя руководителя Аппарата Центральной избирательной комиссии Российской Федерации - руководителя Секретариата В.А.Климова.
7. Опубликовать настоящее постановление в журнале "Вестник Центральной избирательной комиссии Российской Федерации".
Председатель Центральной |
А.А.Вешняков |
Секретарь Центральной |
О.К.Застрожная |
Комплекс мер
по повышению профессиональной подготовки организаторов выборов и референдумов и правовому обучению избирателей в Российской Федерации на 2000 - 2005 годы*
(утв. постановлением Центральной избирательной комиссии РФ
от 20 октября 2000 г. N 113/1176-3)
См. Комплекс мер по повышению правовой культуры избирателей (участников референдума) и обучению организаторов выборов и референдумов в РФ на 2006-2008 гг., утвержденный постановлением ЦИК РФ от 28 февраля 2006 г. N 172/1109-4
О выполнении Комплекса мер по повышению профессиональной подготовки организаторов выборов и референдумов и правовому обучению избирателей в РФ на 2000-2005 гг. см. выписку из протокола заседания ЦИК РФ от 28 февраля 2006 г. N 172-1-4
1. Общие положения
Указом Президента Российской Федерации от 28 февраля 1995 года N 228 (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 10, ст.862) была одобрена Федеральная целевая программа повышения правовой культуры избирателей и организаторов выборов в Российской Федерации (далее - Федеральная программа), включающая перечень мероприятий на 1995 - 1999 годы. Выполнение Федеральной программы обеспечивали Центральная избирательная комиссия Российской Федерации (далее - ЦИК России) и Российский центр обучения избирательным технологиям при ЦИК России (далее - РЦОИТ), созданный в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 1 ноября 1994 года N 558-рп.
Федеральная программа охватывала все категории субъектов избирательного процесса: избирателей, организаторов выборов, политические общественные объединения, кандидатов, их доверенных лиц, наблюдателей, средства массовой информации и так далее. В осуществлении мероприятий Федеральной программы участвовали федеральные министерства и ведомства, органы государственной власти и избирательные комиссии субъектов Российской Федерации, просветительские организации, ведущие образовательные и исследовательские центры страны.
Реализация Федеральной программы подтвердила не только своевременность и необходимость ее создания и осуществления, но и перспективность ее продолжения на новом этапе развития демократии в нашей стране.
В 1995 - 1999 годах были заложены законодательные, административные, информационные и научные основы современной, отвечающей требованиям международных стандартов избирательной системы Российской Федерации.
В связи с завершением мероприятий Федеральной программы возникает объективная потребность в принятии и реализации Комплекса мер по повышению профессиональной подготовки организаторов выборов и референдумов и правовому обучению избирателей в Российской Федерации на 2000 - 2005 годы (далее - Комплекс мер), учитывающего практический опыт прошедших избирательных кампаний.
2. Цели, основные направления, задачи
Основной целью Комплекса мер является содействие развитию современной избирательной политики, ориентированной на последовательную реализацию прав и свобод граждан, отвечающей требованиям демократических избирательных стандартов.
Комплекс мер включает следующие основные направления:
повышение уровня профессиональной подготовки кадров системы избирательных комиссий Российской Федерации;
правовое обучение различных категорий участников избирательного процесса;
правовое просвещение избирателей;
создание эффективной информационно-аналитической и образовательной избирательной инфраструктуры в Российской Федерации.
Последовательное повышение правовой культуры участников избирательного процесса предполагает решение следующих задач:
формирование адекватных представлений об избирательном праве у участников избирательного процесса;
оказание систематической научно-методической и практической помощи избирателям, организаторам выборов, иным участникам избирательного процесса;
организация целевой подготовки высококвалифицированных специалистов в области избирательного права;
нормативное и организационное обеспечение избирательных прав граждан в условиях полного общественного доверия к выборам и референдумам как формам народовластия;
образование консультативной сети по работе с политическими общественными объединениями, кандидатами на выборные должности, их доверенными лицами, наблюдателями, инициаторами проведения референдумов и средствами массовой информации.
В реализации Комплекса мер принимают участие федеральные органы исполнительной власти, государственные органы власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, избирательные комиссии всех уровней, научные и просветительские организации, специалисты в области связей с общественностью, проведения выборов и референдумов.
Комплекс мер призван стать органичной частью общей системы политических, административных, правовых мероприятий, направленных на дальнейшее углубление демократических преобразований институтов государственной власти и местного самоуправления в Российской Федерации.
3. Повышение профессиональной подготовки кадров избирательных комиссий
Подготовка специалистов по организации и проведению выборов и референдумов является важнейшим направлением государственной кадровой политики на современном этапе.
Становление системы избирательных комиссий в качестве постоянно действующих государственных и муниципальных органов выдвигает на передний план проблему их кадрового обеспечения специалистами в области правоприменительной деятельности в избирательном процессе, финансовых и контрольно-ревизионных служб, а также постоянного совершенствования законодательства в области избирательного права и практике его применения.
Принимая во внимание высокую интенсивность проведения региональных и муниципальных выборов, важно организовать постоянное обучение кадров избирательных комиссий различных уровней, в том числе юридических консультантов, специалистов в области избирательных технологий, системных администраторов Государственной автоматизированной системы Российской Федерации "Выборы", руководителей и специалистов финансовых и контрольно-ревизионных служб.
Правовая подготовка указанных категорий специалистов включает обязательное изучение основ конституционного, избирательного, гражданского, административного и финансового права.
В ходе обучения предстоит активно привлекать организаторов выборов к участию в законопроектной работе в области избирательного права.
Следует более глубоко осмыслить организационно-управленческие формы деятельности избирательных комиссий, современные методы управления избирательным процессом, особенно в критических и нестандартных ситуациях, освоить навыки принятия оперативных административных решений в условиях дефицита времени на осуществление тех или иных избирательных действий.
Существенное место в процессе обучения отводится анализу правонарушающих избирательных технологий на стадии сбора подписей граждан, предвыборной агитации, финансирования избирательных кампаний, более широкому применению Государственной автоматизированной системы Российской Федерации "Выборы" во всех сферах деятельности избирательных комиссий.
Перспективным является изучение зарубежного опыта организации и проведения избирательных кампаний. Принципиально важно усвоить модели тех избирательных стандартов и процедур, которые, исходя из реальных условий действующей избирательной системы, могут быть использованы в нашей стране.
Обучение должно охватить кадры избирательных комиссий следующих уровней:
избирательные комиссии субъектов Российской Федерации;
окружные избирательные комиссии;
территориальные и участковые избирательные комиссии.
Обучение специалистов Центральной избирательной комиссии Российской Федерации и избирательных комиссий субъектов Российской Федерации проводится в форме подготовки и переподготовки кадров в системе Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации, ее региональных центрах кадровой подготовки и соответствующих институтах.
Необходимые специализированные программы и методики обучения разрабатывает РЦОИТ в сотрудничестве с Российской академией государственной службы при Президенте Российской Федерации. Программы обучения строятся на основе сочетания теории и практики избирательного процесса и предусматривают проведение анализа проблемных ситуаций, тренингов, дискуссий, семинаров и "круглых столов".
Обучение специалистов на уровне окружных избирательных комиссий проводится в форме подготовки кадров в региональных центрах кадровой подготовки и соответствующих институтах. Основной акцент должен быть сделан на изучении законодательства в области избирательного права и правоприменительной практики, особенно судебной.
Основная форма обучения - периодические региональные и межрегиональные семинары, проводимые по программам, разработанным РЦОИТ совместно с избирательными комиссиями субъектов Российской Федерации.
Обучение членов территориальных и участковых избирательных комиссий организуют избирательные комиссии субъектов Российской Федерации на кустовых (районных, городских) семинарах и курсах повышения квалификации, проводимых на базе ведущих региональных образовательных учреждений.
Реализация данного раздела Комплекса мер позволит повысить профессиональный уровень кадров избирательных комиссий, что является необходимым условием качественной подготовки и проведения выборов и референдумов в Российской Федерации.
4. Повышение правовой культуры представителей политических общественных
объединений, кандидатов, их доверенных лиц, наблюдателей
Практика федеральных и региональных выборов 1995 - 2000 годов свидетельствует о необходимости внимательного отношения к повышению правовой культуры представителей политических общественных объединений, кандидатов, их доверенных лиц, наблюдателей.
Основная задача, связанная с формированием культуры ответственного и профессионального участия данной категории лиц в избирательном процессе, состоит в организации системы их подготовки на базе современных учебно-информационных технологий по овладению знаниями законодательства в области избирательного права, практическими навыками его применения, квалифицированного ведения избирательной кампании.
Обучение проводится РЦОИТ по разработанным программа, содержащим политико-правовые, экспертно-аналитические и технологические направления.
В этих целях организуются постоянно действующий семинар и учебные курсы, проводятся регулярные юридические консультации.
В процессе обучения формируются навыки общения с избирателями, избирательными комиссиями, представителями средств массовой информации, политическими конкурентами на выборах.
Для реализации данного раздела Комплекса мер предусматривается издание учебных и методических пособий.
Проведение выборов обеспечивается общественным контролем за соблюдением норм закона в ходе голосования, подсчета голосов избирателей, определения результатов волеизъявления избирателей, оформления соответствующих документов. В этом процессе участвует значительное число наблюдателей, назначаемых кандидатами, общественными объединениями, правовое обучение которых также предусмотрено Комплексом мер.
5. Правовое просвещение избирателей
Через правовое просвещение избирателей решается задача включения в избирательный процесс различных групп населения.
Принимая во внимание, что с каждым новым избирательным циклом в выборы включается новое поколение граждан, ведущее место в процессе правового просвещения избирателей занимает подготовка молодежи к участию в избирательном процессе.
Процесс правового просвещения избирателей осуществляется в следующих формах:
общее правовое образование в школах и высших учебных заведениях;
правовое просвещение путем создания специальных учебно-образовательных, издательских и информационно-тематических проектов.
Наиболее удачные с точки зрения содержания и технологий проекты должны широко внедряться в практику.
6. Средства массовой информации и правовое обучение
Влияние средств массовой информации на развитие правового просвещения открывает широкие возможности для проведения через СМИ активной государственной политики в области избирательного права и процесса.
Предполагается создание и размещение серии информационно-аналитических, просветительских и иных программ, рассчитанных на конкретные социально-статусные, возрастные и территориальные группы населения.
Распространение в средствах массовой информации объективных материалов о деятельности избирательных комиссий, других участников избирательного процесса образует важнейший элемент доверия граждан к государству.
Для представителей средств массовой информации предусматривается проведение семинаров, конференций и других мероприятий по различным аспектам организации и проведения выборов.
7. Организация управления
Управление осуществлением Комплекса мер по повышению профессиональной подготовки организаторов выборов и референдумов и правового обучения избирателей в Российской Федерации на 2000 - 2005 годы и координация работ возлагаются на Центральную избирательную комиссию Российской Федерации.
Центральная избирательная комиссия Российской Федерации выполняет функции заказчика мероприятий, предусмотренных Комплексом мер.
Представителем заказчика и головным исполнителем Комплекса мер является Российский центр обучения избирательным технологиям при Центральной избирательной комиссии Российской Федерации.
Работа по осуществлению Комплекса мер проводится совместно с избирательными комиссиями субъектов Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными участниками избирательного процесса.
Центральная избирательная комиссия Российской Федерации утверждает Сводный план реализации мероприятий Комплекса мер и смету расходов по его реализации на соответствующий финансовый год.
РЦОИТ готовит ежегодный доклад о реализации Комплекса мер на рассмотрение Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, публикуемый в печатном органе ЦИК России.
8. Финансирование Комплекса мер
Финансирование Комплекса мер производится за счет средств федерального бюджета, выделяемых ЦИК России на подготовку и проведение федеральных выборов и референдумов, на обеспечение реализации проектов, связанных с повышением правовой культуры избирателей, обучением организаторов выборов и референдумов, а также за счет средств иных участников избирательного процесса.
Финансирование деятельности РЦОИТ, а также работ по выполнению им Комплекса мер осуществляется за счет средств федерального бюджета, выделяемых для ЦИК России на указанные цели, а также за счет средств, получаемых РЦОИТ в результате предпринимательской деятельности, в том числе оказания платных образовательных услуг, а также других источников, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
В целях дополнительного обеспечения реализации Комплекс мер за счет средств заинтересованных предприятий, организаций и учреждений может быть создан фонд развития избирательной системы Российской Федерации.
Перечень мероприятий Комплекса мер прилагается.
______________________________
* Согласован с федеральными органами исполнительной власти.
Приложение
к Комплексу мер по повышению
профессиональной подготовки
организаторов выборов
и референдумов
и правовому обучению
избирателей в РФ
на 2000 - 2005 годы
Перечень мероприятий
Комплекса мер по повышению профессиональной подготовки организаторов
выборов и референдумов и правовому обучению избирателей в Российской
Федерации на 2000 - 2005 годы
1. Организационно-методическое обеспечение реализации Комплекса мер
1.1. Организация системы контроля за ходом выполнения мероприятий по повышению профессиональной подготовки организаторов выборов и референдумов и правовому просвещению избирателей и содействия избирательным комиссиям в их исполнении.
Проведение семинаров-совещаний и консультаций с соисполнителями Комплекса мер
первое полугодие 2001 г. ЦИК России, РЦОИТ при ЦИК России,
федеральные органы исполнительной власти,
органы государственной власти субъектов
Российской Федерации, избирательные
комиссии субъектов Российской Федерации
1.2. Проведение исследования по вопросу профессиональной подготовки организаторов выборов, кадров избирательных комиссий субъектов Российской Федерации и окружных избирательный комиссий
второе полугодие 2001 г. ЦИК России, РЦОИТ при ЦИК России
1.3. Проведение социологических исследований по проблемам эффективности существующей системы правового просвещения избирателей. Разработка рекомендаций по созданию новых форм и методов правового просвещения избирателей и по организации связей с общественностью
2001 - 2004 гг. ЦИК России, РЦОИТ при ЦИК России
1.4. Создание на базе Государственной автоматизированной системы Российской Федерации "Выборы" информационно-справочной системы Комплекса мер
2001 г. ЦИК России, РЦОИТ при ЦИК России, ФЦИ при
ЦИК России
1.5. Разработка механизма взаимодействия избирательных комиссий с органами государственной власти субъектов Российской Федерации по проблемам обучения избирателей и организаторов выборов и референдумов
первое полугодие 2001 г. ЦИК России, РЦОИТ при ЦИК России,
избирательные комиссии субъектов
Российской Федерации, органы
государственной власти субъектов
Российской Федерации
1.6. Анализ деятельности окружных избирательных комиссий по выборам депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, разработка рекомендаций по совершенствованию их работы
первое полугодие 2001 г. ЦИК России, РЦОИТ при ЦИК России
1.7. Создание информационных баз данных мероприятий, осуществляемых государственными и общественными организациями, занимающимися правовым обучением в области избирательного права и процесса, а также создание специализированных учреждений, организаций, центров и фондов политических технологий и маркетинга, печатных изданий по проблемам избирательного права
2001 - 2005 гг. РЦОИТ при ЦИК России, избирательные
комиссии субъектов Российской Федерации,
ФЦИ при ЦИК России
1.8. Разработка и издание методических пособий и рекомендаций по применению норм федерального избирательного законодательства
2001 - 2005 гг. ЦИК России, РЦОИТ при ЦИК России, ФЦИ при
ЦИК России
1.9. Разработка учебных планов и учебных программ повышения квалификации организаторов выборов: председателей, заместителей председателей, секретарей избирательных комиссий субъектов Российской Федерации, руководителей финансовых и контрольно-ревизионных служб указанных комиссий и системных администраторов
второе полугодие 2001 г. ЦИК России, РЦОИТ при ЦИК России, ФЦИ при
ЦИК России, Российская академия
государственной службы при Президенте
Российской Федерации
1.10. Подготовка, издание и распространение учебно-методической, информационно-справочной и иной литературы по проблемам избирательного права (по отдельным планам).
Выпуск серии брошюр под рубриками:
"Современное избирательное право и процесс",
"Новое избирательное законодательство",
"Сравнительное и зарубежное избирательное право"
2001 - 2005 гг. ЦИК России, РЦОИТ при ЦИК России,
избирательные комиссии субъектов
Российской Федерации
1.11. Обобщение и распространение опыта работы по повышению правовой культуры избирателей по проведению избирательные кампаний и референдумов, повышению профессиональной подготовки организаторов избирательного процесса; изучение и распространение зарубежного опыта работы по проблемам организации и проведения выборов и референдумов
2001 - 2005 гг. ЦИК России, РЦОИТ при ЦИК России,
избирательные комиссии субъектов
Российской Федерации
1.12. Разработка мер по совершенствованию технологии финансового контроля за формированием избирательных фондов кандидатов, расходованием средств этих фондов, деятельности Контрольно-ревизионной службы при ЦИК России и контрольно-ревизионных служб при избирательных комиссиях субъектов Российской Федерации
2001 - 2002 гг. ЦИК России, Минфина России, МНС России,
Центральный банк России, избирательные
комиссии субъектов Российской Федерации
1.13. Открытие на сайте ЦИК России в сети Интернет раздела, посвященного реализации Комплекса мер по соответствующим направлениям, и его регулярное информационное наполнение
второй квартал 2001 г. ЦИК России, РЦОИТ при ЦИК России, ФЦИ при
ЦИК России, избирательные комиссии
субъектов Российской Федерации
1.14. Изучение международных избирательных стандартов, разработка предложений по их применению в избирательном процессе Российской Федерации
2001 - 2005 гг. ЦИК России, РЦОИТ при ЦИК России
1.15. Подготовка справочных, методических материалов и учебно-образовательных программ для каждой категории участников избирательного процесса
2001 - 2005 гг. РЦОИТ при ЦИК России, избирательные
комиссии субъектов Российской Федерации
1.16. Подготовка предложений по созданию фонда развития избирательной системы Российской Федерации
2001 г. ЦИК России
2. Повышение профессиональной подготовки кадров избирательных комиссий
2.1. Повышение квалификации председателей, заместителей председателей, секретарей избирательных комиссий субъектов Российской Федерации, руководителей финансовых и контрольно-ревизионных служб на базе Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации и ведущих региональных образовательных учреждений
по отдельному плану ЦИК России, РЦОИТ при ЦИК России,
Российская академия государственной
службы при Президенте Российской
Федерации, избирательные комиссии
субъектов Российской Федерации
2.2. Организация учебы председателей, заместителей председателей и секретарей окружных избирательных комиссий путем проведения региональных и межрегиональных семинаров на базе региональных центров подготовки кадров и соответствующих институтов
первое полугодие 2003 г. ЦИК России, РЦОИТ при ЦИК России,
избирательные комиссии субъектов
Российской Федерации
2.3. Проведение цикла кустовых семинаров членов территориальных и участковых избирательных комиссий по проблемам организации и проведения выборов и референдумов
2001 - 2005 гг. избирательные комиссии субъектов
Российской Федерации, РЦОИТ при ЦИК
России
2.4. Обобщение практики работы избирательных комиссий субъектов Российской Федерации по организации правового обучения участников избирательного процесса
2001 - 2005 гг. РЦОИТ при ЦИК России, избирательные
комиссии субъектов Российской Федерации
2.5. Проведение цикла семинаров и консультаций для организаторов выборов депутатов Палаты Представителей Парламента Союзного государства (Российской Федерации и Республики Беларусь)
2001 г. ЦИК России, РЦОИТ при ЦИК России
2.6. Организация стажировок членов избирательных комиссий субъектов Российской Федерации в ЦИК России, членов окружных и территориальных избирательных комиссий в избирательных комиссиях субъектов Российской Федерации с целью изучения опыта работы
2001 - 2005 гг. ЦИК России, РЦОИТ при ЦИК России,
избирательные комиссии субъектов
Российской Федерации
2.7. Создание и развитие системы информационного обмена в области правовой культуры участников избирательного процесса (по отдельному плану)
2001 - 2005 гг. ЦИК России, РЦОИТ при ЦИК России,
избирательные комиссии субъектов
Российской Федерации
2.8. Организация цикла семинаров, совещаний и консультаций с представителями органов прокуратуры и судов по вопросам взаимодействия с избирательными комиссиями
2001 - 2005 гг. ЦИК России, РЦОИТ при ЦИК России,
Генеральная прокуратура Российской
Федерации, Верховный Суд Российской
Федерации, избирательные комиссии
субъектов Российской Федерации
2.9. Организация и проведение семинаров, подготовка методических и нормативных материалов по вопросам участия военнослужащих в выборах и референдумах
2001 - 2005 гг. ЦИК России, РЦОИТ при ЦИК России,
Минобороны России, МВД России, ФПС
России, избирательные комиссии субъектов
Российской Федерации
2.10. Проведение семинаров и консультаций с ответственными работниками органов внутренних дел и юстиции по вопросам содействия избирательным комиссиям в организации и проведении выборов и референдумов
2001 - 2005 гг. ЦИК России, РЦОИТ при ЦИК России, МВД
России, Минюст России, избирательные
комиссии субъектов Российской Федерации
2.11. Проведение учебы организаторов выборов по реализации избирательных прав отдельных категорий граждан Российской Федерации
2003 - 2004 гг. ЦИК России, РЦОИТ при ЦИК России, МВД
России, Минюст России, Минздрав России,
Минтранс России, Росгдиромет
2.12. Организация учебы организаторов выборов по вопросам проведения голосования граждан Российской Федерации, проживающих за рубежом, и деятельности международных наблюдателей
2002 - 2004 гг. ЦИК России, РЦОИТ при ЦИК России, МИД
России, Минобороны России, ФПС России,
Дипломатическая академия МИД России
2.13. Организация учебы, проведение семинаров и консультаций по вопросам контроля за соблюдением избирательного законодательства в области имущественных и налоговых отношений
2003 - 2004 гг. ЦИК России, МНС России, ФСНП России,
ГИБДД МВД России
2.14. Регулярное обобщение практики рассмотрения избирательных споров, обращений граждан и своевременное доведение результатов этих обобщений до сведения участников избирательного процесса
2000 - 2005 гг. ЦИК России, избирательные комиссии
субъектов Российской Федерации
3. Повышение правовой культуры представителей политических общественных объединений, кандидатов, их доверенных лиц и наблюдателей
3.1. Проведение семинаров и других мероприятий с представителями политических общественных объединений, кандидатами, их доверенными лицами, наблюдателями по вопросам организации и проведения избирательных кампаний, совершенствования законодательства о выборах и политических партиях, правоприменительной практики (по отдельным планам)
2000 - 2005 гг. ЦИК России, РЦОИТ при ЦИК России,
избирательные комиссии субъектов
Российской Федерации
3.2. Оказание образовательных услуг различным категориям участников избирательного процесса в области современных организационных, информационных и финансовых избирательных технологий
2001 - 2005 гг. РЦОИТ при ЦИК России, Московская
государственная юридическая академия,
Правовая академия Министерства юстиции
Российской Федерации, Российская академия
государственной службы при Президенте
Российской Федерации, Государственный
университет - Высшая школа экономики,
образовательные юридические учреждения в
субъектах Российской Федерации
3.3. Проведение консультаций для представителей избирательных объединений, кандидатов, их доверенных лиц, наблюдателей по разъяснению избирательного законодательства и практики его применения, внедрению и использованию нововведений в избирательном процессе
2000 - 2005 гг. РЦОИТ при ЦИК России, избирательные
комиссии субъектов Российской Федерации
3.4. Содействие в развитии системы общественных связей (PR-технологий) в области правовой культуры различных категорий участников избирательного процесса
2001 - 2005 гг. ЦИК России, РЦОИТ при ЦИК России,
Ассоциация компаний-консультантов в сфере
общественных связей (АКОС)
4. Правовое просвещение избирателей
4.1. Научно-методическое и информационное содействие избирательным комиссиям субъектов Российской Федерации в работе лекторских групп, формируемых из числа квалифицированных юристов, ученых-правоведов, опытных организаторов выборов, молодых ученых и студентов для чтения лекций по избирательному законодательству
2001 - 2005 гг. ЦИК России, РЦОИТ при ЦИК России,
избирательные комиссии субъектов
Российской Федерации
4.2. Разъяснение избирательного законодательства в средствах массовой информации: подготовка цикла теле- и радиопередач, опубликование в общероссийских, региональных и местных газетах и журналах материалов по вопросам избирательного права и процесса
2000 - 2005 гг. ЦИК России, РЦОИТ при ЦИК России,
избирательные комиссии субъектов
Российской Федерации, МПТР России
4.3. Оказание содействия федеральным органам исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, в выполнении Комплекса мер
2002 - 2004 гг. ЦИК России, РЦОИТ при ЦИК России,
избирательные комиссии субъектов
Российской Федерации
4.4. Оказание содействия организаторам проведения конкурсов, олимпиад, деловых игр молодых и будущих избирателей по тематике избирательного права и избирательного процесса
2001 - 2005 гг. ЦИК России, РЦОИТ при ЦИК России,
Минобразование России, Межрегиональная
ассоциация "За гражданское образование"
4.5. Проведение конкурсов рефератов, курсовых работ учащихся старших классов школ и средних специальных учебных заведений по проблемам избирательного права
2000 - 2005 гг. ЦИК России, РЦОИТ при ЦИК России,
Минобразование России, "Учительская
газета", Московская государственная
юридическая академия
4.6. Оказание содействия при проведении семинаров по правоведению и граждановедению в школах и в летних лагерях школьников и молодежи
2001 - 2005 гг. ЦИК России, РЦОИТ при ЦИК России,
избирательные комиссии субъектов
Российской Федерации, Минобразование
России
4.7. Участие в проведении региональных и всероссийских научно-практических конференций и семинаров студентов по проблемам реализации и защиты избирательных прав граждан, Российской Федерации
2001 - 2005 гг. Минобразование России, ЦИК России, РЦОИТ
при ЦИК России, избирательные комиссии
субъектов Российской Федерации
4.8. Участие в разработке концепции и программы учебной практики студентов в избирательных комиссиях по специальностям: государственной управление и правоведение
2001 - 2002 гг. Минобразование России, ЦИК России, РЦОИТ
при ЦИК России, избирательные комиссии
субъектов Российской Федерации,
Московская государственная юридическая
академия, Государственный университет -
Высшая школа экономики
5. Средства массовой информации и правовое обучение
5.1. Содействие в разработке механизма взаимодействия избирательных комиссий с общероссийским и региональными средствами массовой информации
2001 - 2002 гг. ЦИК России, МПТР России, РЦОИТ при ЦИК
России, избирательные комиссии субъектов
Российской Федерации
5.2. Организация обучения представителей средств массовой информации в области избирательного права и процесса
2001 - 2004 гг. МПТР России, РЦОИТ при ЦИК России,
избирательные комиссии субъектов
Российской Федерации
5.3. Проведение Всероссийского и региональных конкурсов журналистов на лучший материал об избирательной кампании
2000 - 2005 гг. ЦИК России, Союз журналистов России,
избирательные комиссии субъектов
Российской Федерации
5.4. Организация пресс-конференций, брифингов, семинаров для журналистов, специализирующихся на освещении избирательных кампаний, по разъяснению основных положений избирательного законодательства
2000 - 2005 гг. ЦИК России, МПТР России, РЦОИТ при ЦИК
России, избирательные комиссии субъектов
Российской Федерации
6. Информационно-аналитическое сопровождение Комплекса мер
6.1. Организация социологических исследований по наиболее актуальным проблемам избирательного права и процесса, в том числе:
эффективность избирательного законодательства, регулирующего деятельность избирательных объединений, средств массовой информации, и разработка рекомендаций по его совершенствованию;
динамика и структура участия в выборах и референдумах различных социально-возрастных групп избирателей;
роль средств массовой информации в информационном обеспечении избирателей и организаторов выборов и их влияние на электоральные ориентации граждан
2001 - 2004 гг. ЦИК России, РЦОИТ при ЦИК России,
избирательные комиссии субъектов
Российской Федерации
6.2. Подготовка аналитических материалов и разработка проектов мероприятий по основным направлениям деятельности в области избирательного права и процесса, в том числе:
"Молодежь и выборы",
"Средства массовой информации и выборы",
"Политические партии и выборы",
"Кадры избирательных комиссий"
2001 - 2005 гг. ЦИК России, РЦОИТ при ЦИК России,
избирательные комиссии субъектов
Российской Федерации, Российская академия
государственной службы при Президенте
Российской Федерации, Российская академия
образования, Институт государства и права
РАН, Институт законодательства и
сравнительного правоведения при
Правительстве Российской Федерации,
Московская гуманитарная академия
(Институт молодежи), Московская
государственная юридическая академия,
Государственный университет - Высшая
школа экономики
6.3. Проведение конкурсов среди молодых ученых и специалистов на лучшую научную работу по вопросам избирательного права, социологическим проблемам подготовки и проведения выборов и референдумов
2000 - 2005 гг. ЦИК России, Минобразование России, РЦОИТ
при ЦИК России, избирательные комиссии
субъектов Российской Федерации
6.4. Изучение общественного мнения о деятельности избирательных комиссий, оценка эффективности правового обучения участников избирательного процесса, разработка предложений по его дальнейшему совершенствованию
2001 - 2003 ГГ. ЦИК России, РЦОИТ при ЦИК России,
избирательные комиссии субъектов
Российской Федерации, Минобразование
России
6.5. Анализ и обобщение законодательства и практики организации и проведения выборов в государствах - участниках Содружества Независимых Государств
2000 - 2005 гг. ЦИК России, РЦОИТ при ЦИК России, МИД
России
6.6. Подготовка ежегодного доклада о выполнении Комплекса мер и расходовании средств
ежегодно в I квартале РЦОИТ при ЦИК России, избирательные
комиссии субъектов Российской Федерации
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Центральной избирательной комиссии РФ от 20 октября 2000 г. N 113/1176-3 "О Комплексе мер по повышению профессиональной подготовки организаторов выборов и референдумов и правовому обучению избирателей в Российской Федерации на 2000 - 2005 годы"
Текст постановления опубликован в Сборнике законодательных актов по вопросам выборов и референдума, 2000 г.