В настоящее время в Российской Федерации сохраняется комплекс проблем в сфере жизнедеятельности и правовой защищенности детей, вызывающих серьезную обеспокоенность государственных органов и общества в целом. По-прежнему чрезвычайно актуальны такие проблемы, как рост числа семей и детей, находящихся в социально опасном положении, безнадзорность, преступность, наркомания среди детей и подростков. Остается острой проблема детей, оказавшихся вне образования. Не снижается число правонарушений, совершаемых несовершеннолетними, не обучающимися в образовательных учреждениях и нигде не работающими.
Ситуация с детской беспризорностью и безнадзорностью была рассмотрена 18 января 2002 г. на заседании Межведомственной комиссии по делам несовершеннолетних при Правительстве Российской Федерации. В соответствии с решением комиссии федеральным органам исполнительной власти, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации поручено принять дополнительные меры по повышению эффективности профилактической работы.
В соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 4 статьи 43 Конституции Российской Федерации, пункт 3 статьи 19 Закона Российской Федерации "Об образовании") основное общее образование является обязательным. Требование обязательности основного общего образования применительно к конкретному обучающемуся сохраняет силу до достижения им возраста пятнадцати лет. В связи с этим важнейшим направлением профилактики детской безнадзорности и беспризорности является обеспечение прав несовершеннолетних на получение обязательного основного общего образования, организация в этих целях выявления и учета детей школьного возраста, не посещающих или систематически пропускающих по неуважительным причинам занятия в образовательных учреждениях.
Учитывая актуальность данной проблемы, Министерство образования Российской Федерации разрабатывает проект нормативного правового акта по вопросам обеспечения прав несовершеннолетних на получение обязательного основного общего образования с разграничением ответственности соответствующих органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в данной области.
До принятия указанного документа министерство считает необходимым активизировать в субъектах Российской Федерации на региональном и муниципальном уровнях деятельность по выявлению детей, не обучающихся в образовательных учреждениях, обеспечению получения ими обязательного основного общего образования в рамках действующего законодательства, устанавливающего, в частности:
общедоступность и бесплатность начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования и начального профессионального образования (статья 5 Закона Российской Федерации "Об образовании");
установление учредителем образовательного учреждения порядка приема в государственные и муниципальные образовательные учреждения на ступени начального общего, основного общего, среднего (полного) общего и начального профессионального образования, обеспечивающего прием всех граждан, проживающих на данной территории и имеющих право на получение образования соответствующего уровня (пункт 1 статьи 16 Закона Российской Федерации "Об образовании");
ответственность органов местного самоуправления за реализацию права граждан на получение обязательного основного общего образования (пункт 1 статьи 31 Закона Российской Федерации "Об образовании").
Как свидетельствует опыт субъектов Российской Федерации по проведению учета детей школьного возраста, подлежащих обучению, указанная работа может быть организована следующим образом.
Решением органа местного самоуправления (муниципального органа управления образованием) за образовательными (прежде всего общеобразовательными) учреждениями муниципального образования закрепляются микрорайоны (так называемые микрорайоны школы).
Ежегодно к началу учебного года образовательными учреждениями осуществляется сбор данных о детях в возрасте от 6 до 15 лет, проживающих на территории соответствующего микрорайона школы:
- обучающихся в данном образовательном учреждении;
- обучающихся в других образовательных учреждениях всех типов и видов;
- достигших к началу учебного года возраста 6-7 лет и подлежащих приему в 1-й класс в наступающем и следующем за ним учебных годах;
- не имеющих основного общего образования и не обучающихся в нарушение закона;
- не получающих образование по состоянию здоровья.
Источниками сведений о численности детей, подлежащих обучению, могут служить:
- данные о регистрации по месту жительства или месту пребывания (карточки регистрации, поквартирные карточки, домовые (поквартирные) книги и т.д.), представляемые по запросу руководителей органов управления образованием, образовательных учреждений органами регистрационного учета (органами внутренних дел и органами местного самоуправления);
- данные переписи детского населения, составленные участковыми педиатрами, представляемые по запросу руководителей органов управления образованием, образовательных учреждений органами и учреждениями здравоохранения;
- списки детей, находящихся в специализированных учреждениях для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, в центрах временного размещения вынужденных переселенцев, центрах временной изоляции несовершеннолетних правонарушителей органов внутренних дел, лечебно-профилактических и других детских учреждениях, представляемые по запросу руководителей органов управления образованием, образовательных учреждений органами и учреждениями социальной защиты населения, миграционной службы, другими соответствующими органами и учреждениями;
- списки детей, составленные в ходе проведения обходов микрорайонов школы (дворов, домов, квартир) работниками образовательных учреждений совместно с работниками органов внутренних дел, представителями общественных и других организаций.
Общеобразовательные и другие образовательные учреждения:
- представляют информацию о детях в возрасте 6-15 лет, подлежащих обучению, в муниципальный орган управления образованием;
- ведут документацию по учету и движению обучающихся (включая вопросы приема, перевода, выбытия, исключения);
- осуществляют систематический контроль за посещением занятий обучающимися, ведут индивидуальную профилактическую работу с обучающимися, имеющими проблемы в поведении, обучении, развитии и социальной адаптации;
- в установленном порядке информируют органы местного самоуправления об исключении обучающегося, достигшего возраста 14 лет, из образовательного учреждения.
Муниципальные органы управления образованием:
- осуществляют контроль за деятельностью образовательных учреждений по сбору данных о детях в возрасте от 6 до 15 лет, подлежащих обучению, о детях, не получающих образование в нарушение закона; за организацией обучения детей в образовательных учреждениях; за ведением в образовательных учреждениях документации по учету и движению обучающихся;
- формируют на муниципальном уровне банк данных о детях, подлежащих приему в образовательные учреждения, детях, не обучающихся в образовательных учреждениях, используют указанные данные для уточнения планов приема в образовательные учреждения и развития сети образовательных учреждений;
- дают согласие на оставление несовершеннолетним, достигшим возраста 15 лет, общеобразовательного учреждения до получения им основного общего образования (по согласованию с его родителями (законными представителями); при выполнении функций органа опеки и попечительства дают согласие на исключение из образовательного учреждения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достигших возраста 14 лет;
- совместно с комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав и иными уполномоченными структурами, образованными органами местного самоуправления, а также родителями (законными представителями) несовершеннолетних принимают меры, обеспечивающие трудоустройство или продолжение обучения в другом образовательном учреждении обучающихся, исключенных или отчисленных из образовательных учреждений.
К компетенции органов управления образованием субъектов Российской Федерации относятся:
- координация деятельности муниципальных органов управления образованием, образовательных учреждений по сбору данных о детях, подлежащих приему в образовательные учреждения, о детях, не получающих образование в нарушение закона;
- осуществление контроля за соблюдением муниципальными органами управления образованием, образовательными учреждениями законодательства об образовании;
- формирование регионального банка данных о численности детей, подлежащих приему в образовательные учреждения, о детях, не обучающихся в образовательных учреждениях;
- подготовка предложений по устранению причин и условий, способствующих безнадзорности и правонарушениям несовершеннолетних, по обеспечению гарантий прав детей на получение обязательного основного общего образования в субъекте Российской Федерации.
Следует учитывать, что система образования, безусловно, не в состоянии самостоятельно решить все проблемы, связанные с выявлением и учетом детей, не получающих образование. Данная проблема носит межведомственный характер и может быть решена только при условии эффективного взаимодействия государственных и общественных структур с обеспечением координации и контроля со стороны администраций субъектов Российской Федерации.
В связи с этим вопросы организации выявления и учета детей школьного возраста, не посещающих или систематически пропускающих по неуважительным причинам занятия в образовательных учреждениях, в целях обеспечения получения ими обязательного основного общего образования, как правило, регламентируются соответствующим нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, закрепляющим сферы ответственности различных органов, учреждений, организаций (органов местного самоуправления, органов управления образованием, образовательных учреждений, органов внутренних дел, органов и учреждений здравоохранения, социальной защиты населения, предприятий и организаций жилищного (жилищно-коммунального) хозяйства, общественных организаций) в решении данной проблемы.
Вышеуказанные органы, учреждения, организации, в частности, оказывают содействие образовательным учреждениям в сборе данных о детях в возрасте от 6 до 15 лет, выявлении детей, не получающих образование в нарушение закона (в том числе принимают участие в обходе микрорайонов школ); выявляют обучающихся образовательных учреждений, находящихся в социально опасном положении, совершающих антиобщественные и противоправные действия, информируют о них органы управления образованием и образовательные учреждения; выявляют родителей, не исполняющих обязанности по воспитанию и обучению своих детей, и информируют о них комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав, а также принимают иные меры в пределах своей компетенции.
Ответственность за координацию деятельности органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних по обеспечению права детей на получение образования на региональном и муниципальном уровнях возлагается на комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, образованные соответственно органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления. При необходимости в структуре упомянутых органов могут создаваться иные подразделения (советы, комиссии и др.), обеспечивающие координацию вышеуказанной деятельности на постоянной либо временной основе.
Реализация вышеуказанной системы мероприятий на региональном и муниципальном уровнях позволит установить численность несовершеннолетних, оказавшихся вне образования, принять меры по возвращению их в образовательные учреждения, устранению причин и условий, способствовавших возникновению сложившейся ситуации.
Одновременно информируем, что Минобразование России совместно с Госкомстатом России планирует провести в 2002 году единовременный учет детей, не обучающихся в образовательных учреждениях по состоянию на 1 сентября текущего года.
Соответствующая статистическая форма для проведения единовременного учета будет доведена до сведения органов управления образованием субъектов Российской Федерации в установленном порядке.
С учетом вышеизложенного прошу обеспечить реализацию комплекса соответствующих мер по обеспечению прав несовершеннолетних на получение основного общего образования и представить в срок до 1 июня 2002 г. информацию о принятых мерах заместителю министра образования Российской Федерации Е.Е.Чепурных.
Министр |
В.М. Филиппов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Минобразования РФ от 21 марта 2002 г. N 419/28-5 "О мерах по выявлению и учету детей в возрасте 6-15 лет, не обучающихся в образовательных учреждениях"
Текст письма опубликован в журнале "ОвД. Межведомственный информационный бюллетень", 2002 г., N 11