Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к приказу Минобразования РФ и
Российской академии образования
от 2 июля 2002 г. N 2525/17
Основные направления и этапы проведения эксперимента по совершенствованию структуры и содержания общего образования
Изменение содержания образования и образовательных технологий
1. Базисные учебные планы
2002 | 2004 | 2004 | 2005 | 2006 | 2007 |
Методичес- кие рекоменда- ции по реализации трех вариантов БУП-11 |
Разработка требований к элективным курсам примените- льно к трем вариантам БУП-11 |
Корректиро- вка трех вариантов БУП в соответст- вии с ФЗ о стандарте общего образования с дальнейшим созданием единого БУПа |
Рекомендации по использова- нию опыта работы по трем вариантам БУП-11 при создании БУП-12 |
Разработка и утверждение Базисного учебного плана для общеобразо- вательных учреждений Российской Федерации (БУП-12) |
Введение БУП-12 в практику работы общеобразо- вательного учреждения |
2. Начальное общее образование
2002 | 2003 | 2004 | 2005 | 2006 | 2007 |
Разработка обновленно- го содержания начального общего образования (с учетом новых образовате- льных областей "Информаци- онные технологии" и "Иностран- ный язык") |
Подготовка программ начального общего образования с учетом обновления содержания образования, введение курсов "Информатика " и "Иностранный язык". Разработка модели безотметоч- ного обучения |
Подготовка методических рекомендации для учителей начальных классов общеобразо- вательных учреждений (на основе результатов эксперимен- та). Сопоставите- льный анализ традиционной и безотметоч- ной системы обучения |
Подготовка методических рекомендаций для учителей второго и третьего классов начального общего образования (на основе результатов эксперимента). Разработка методических рекомендаций по использованию безотметочной системы обучения |
Анализ результатов эксперимента по использованию безотметочной системы обучения |
3. Профильное обучение в средней общеобразовательной школе
2002 | 2003 | 2004 | 2005 | 2006 | 2007 |
Создание концепции профильно- го обучения в общеобра- зователь- ных учреждени- ях |
Выработка основных требований к содержанию и организации предпрофи- льного обучения обучающихся в общеобразо- вательных учреждениях |
Корректиро- вка БУП, программ и учебников в связи с предстоящим переходом на двенадцати- летний срок обучения в общеобразо- вательных учреждениях |
Подготовка учебных планов и программ для 10 (дополните- льного) класса |
Введение предпрофи- льного обучения в 10-х (дополните- льных) классах |
Введение профильного обучения |
Разработка моделей профильно- го обучения в общеобра- зователь- ных учреждени- ях |
Разработка концепции учебников нового поколения по предметам гуманитар- ного и естествен- нонаучного циклов для предпрофи- льного и профильного обучения в общеобразо- вательных учреждениях |
Подготовка учебников и учебных пособий для профильного и предпрофи- льного обучения в общеобразо- вательных учреждениях |
Эксперимен- тальная проверка учебников и учебных пособий для профильного и предпрофиль- ного обучения в общеобразо- вательных учреждениях |
Введение учебников для предпрофи- льного обучения в 10-х классах |
4. Образовательные стандарты
2002 | 2003 | 2004 | 2005 | 2006 | 2007 |
Принятие Федераль- ного закона "О стандарте общего образова- ния" (первого поколения) и подзакон- ных норматив- но-право- вых актов |
|||||
Определение исходных требований к стандарту 2-го поколения |
Разработка первого варианта стандарта 2-го поколения. Обсуждение разработан- ного варианта стандарта |
Разработка системы методичес- кого обеспечения стандартов второго поколения |
Накопление и обобщение опыта работы по стандарту второго поколения. Подготовка предложений по включению ключевых компетенций в состав стандарта общего образования |
5. Двенадцатилетнее образование
2002 | 2003 | 2004 | 2005 | 2006 | 2007 |
Подготовка и утверждение переходного БУП 10-11 |
Подготовка и экспериментальная проверка программ и учебно-методического обеспечения для двенадцатилетнего срока обучения в общеобразовательных учреждениях |
Введение 10 предпрофи- льного класса |
Переход общеобра- зователь- ного учрежде- ния на двенадца- тилетний срок обучения в общеобра- зователь- ных учрежде- ниях |
6. Основное общее образование
2002 | 2003 | 2004 | 2005 | 2006 | 2007 |
Анализ содержания основного общего образова- ния и определе- ние приоритет- ных направле- ний его корректи- ровки и совершенс- твования (перенос части учебного материала на ступень среднего (полного) общего образова- ния) |
Разработка содержания и методичес- кого обеспечения интегриро- ванных курсов "Естество- знание 5-6" и "Общество- знание 5-6" Определение основных требований к организации предпрофи- льного обучения в общеобразо- вательных учреждениях |
Опытно-экс- перимента- льная проверка разработан- ных рекоменда- ций по изучению интегриро- ванных курсов "Естествоз- нание" и "Обществоз- нание" Рекоменда- ции по корректиро- вке содержания обучения в 9 классе с учетом необходимо- сти усиления внимания к профессио- нальной ориентации и самоопреде- лению обучающихся (сокращение федерально- го компонента БУП на 20-25%), разработка системы элективных курсов для профессио- нального самоопреде- ления обучающихся |
Завершение создания УМК по курсам "Естество- знание" и "Общество- знание" с учетом итогов опытно-экс- перименталь- ной работы Отработка структуры и содержания предпрофиль- ного обучения |
Введение предпрофи- льного обучения в 10 классе |
Введение 10 летнего основного общего образования |
7. Оценка качества образования
2002 | 2003 | 2004 | 2005 | 2006 | 2007 |
Проведение пилотных срезов качества подготовки обучающих- ся по предметам федераль- ного компонента базисного учебного плана |
Разработка системы итогового оценивания результатов профильного обучения |
Анализ целесообра- зности введения различных способов оценивания общеобразо- вательной и профильной подготовки обучающихся Разработка условий и процедур по организации конкурсного отбора обучающихся в профильные классы |
Методические рекомендации по организации конкурсного отбора обучающихся в профильные классы |
8. Социально-экономическое образование
2002 | 2003 | 2004 | 2005 | 2006 | 2007 |
Разработка предложений по структуре нового содержания социально- экономичес- кого образования в основной общеобразо- вательной школе (общеобра- зователь- ные, профильные и элективные курсы социологии, экономики и права) |
Разработка предложений по структуре содержания образования социально- экономичес- кого профиля в средней общеобразо- вательной школе |
Разработка курсов социологии, экономики и права для общеобразо- вательного, профильного и предпрофиль- ного обучения |
Апробация различных вариантов включения права, социологии и экономики в среднюю общеобразо- вательную школу при организации профильного обучения |
Введение курсов социологии, экономики и права в 10-х (предпрофи- льных) классах |
Введение профильных курсов социологии, экономики и права |
9. Иностранные языки
2002 | 2003 | 2004 | 2005 | 2006 | 2007 |
Разработка обновленно- го содержания образовате- льной области "Иностран- ный язык" с учетом начала обучения во 2 классе и увеличением объема курсов |
Экспертиза и отбор учебников, обеспечиваю- щих необходимую подготовку к экзамену за курс основной общеобразова- тельной школы по иностранному языку |
Экспериментальная отработка экзамена по иностранному языку за курс основной общеобразовательной школы (малый ЕГЭ) |
Подготовка к введению обязатель- ного экзамена по иностранно- му языку за курс средней общеобразо- вательной школы (ЕГЭ) |
Введение обязатель- ного экзамена по иностранно- му языку за курс средней общеобразо- вательной школы (ЕГЭ) |
10. Информатика
2002 | 2003 | 2004 | 2005 | 2006 | 2007 |
Разработка обновленно- го содержания образовате- льной области "Информати- ка" с учетом начала обучения во 2 классе и увеличением объема курса |
Экспертиза и отбор учебников, обеспечиваю- щих необходимую подготовку к экзамену за курс основной общеобразова- тельной школы по информатике |
Экспериментальная отработка экзамена по информатике за курс основной общеобразовательной школы (малый ЕГЭ) |
Ведение обязатель- ного экзамена по информатике за курс основной общеобразо- вательной школы (малый ЕГЭ) |
11. Нормализация нагрузки и сохранение здоровья обучающихся
2002 | 2003 | 2004 | 2005 | 2006 | 2007 | ||
Разработка методичес- ких рекоменда- ций по оптималь- ному распреде- лению учебной нагрузки (в частности, по составле- нию расписания занятий) |
Разработка учебно-мето- дических материалов по здоровому образу жизни, организация в общеобразо- вательном учреждении мероприятий по борьбе с наркотиками, курением, употреблени- ем алкоголя |
Техническая модернизация спортивных залов общеобразовательных учреждений, стадионов, увеличение факультативных занятий, связанных с физическим воспитанием обучающихся |
|||||
Сопостави- тельный анализ нагрузки обучающих- ся при 5 и 6-дневной учебной неделе. Увеличение количества часов на физкульту- ру в БУП-11 |
Обоснование СанПиН нового поколения для обучающихся с различным состоянием здоровья и уровнем развития |
Экспериментальная проверка СанПиН нового поколения в различных условиях (варианты БУП, 5-6-ти дневная учебная неделя и др.) |
Введение СанПиН нового поколения в практику общеобразо- вательного учреждения |
||||
Предложения по разгрузке содержания среднего (полного) общего образования в связи с введением предпрофиль- ного и профильного обучения |
Рекомендации по разгрузке содержания образования за счет введения интегрирован- ных курсов "Естествозна- ния" и "Обществове- дение" в 5-6 классах |
Рекоменда- ции по корректи- ровки содержания образова- ния и требований к подготовке обучающих- ся на основе результа- тов ЕГЭ и централи- зованного тестирова- ния |
|||||
Сопоставите- льный анализ нагрузки обучающихся при 5 и 6-дневной учебной неделе |
Рекомендации по организации учебного процесса в условиях 5 и 6-дневной учебной недели |
Методичес- кие рекоменда- ции по организа- ции учебного процесса при 5 или 6-дневной учебной неделе |
Отработка порядка организации учебного процесса при 5 или 6-дневной учебной неделе |
Обеспечивающие меры
1. Система высшего педагогического образования
2002 | 2003 | 2004 | 2005 | 2006 | 2007 | |
Определение основных направлений совершенст- вования высшего педагогичес- кого образования. Разработка модели структуры и содержания базовой профессиона- льной подготовки учителей. Разработка подходов к подготовке учителя по оказанию психолого- педагогичес- кой помощи обучающимся при выборе профиля обучения в старших классах и путей дальнейшего продолжения образования |
Уточнение перечня специаль- ностей высшего педагоги- ческого образова- ния, в частности, с учетом возможнос- ти совмещения специаль- ностей. Разработка обновлен- ных учебных планов и программ по всем специаль- ностям |
Разработка программ спецкурсов и спецсемина- ров по методике преподавания вновь вводимых в общеобразо- вательном учреждении курсов и учебников. Составление перечня учебно-мето- дической литературы и дидактичес- кого материала. Подготовка учителей для работы в профильных классах. Разработка методики измерения уровня компетентно- сти учителя и качества его подготовлен- ности |
Разработка стандартов высшего педагогиче- ского образования третьего поколения |
Разработка и корректировка программ по методике с учетом введения стандарта образования, ЕГЭ и профильного обучения |
||
Принятие стандартов высшего педагогичес- кого образования третьего поколения |
2. Система повышения квалификации и переподготовки педагогических
кадров
2002 | 2003 | 2004 | 2005 | 2006 | 2007 | |
Разработка концепции профессиона- льной переподгото- вки учителей в соответствие с задачами эксперимента по совершенст- вованию структуры и содержания общего образования |
Разработка учебных планов и программ переподго- товки и повышения квалифика- ции учителей (региональ- ных тьютеров, организато- ров эксперимен- та) |
Переподготовка учителей в связи с учетом изменения структуры и содержания образования, совершенствованием образовательных технологий |
||||
Корректиро- вка учебных планов и программ переподго- товки учителей с учетом разработки стандарта общего образования и введения профильного обучения |
Отработка методики подготовки учителя в области применения средств ИКТ в своей профессиональной деятельности |
3. Разработка и подготовка к печати учебно-методических комплексов (учебников, методических пособий, программного обеспечения и пр.)
2002 | 2003 | 2004 | 2005 | 2006 | 2007 |
Анализ существу- ющих УМК, выработка рекомен- даций по их совершен- ствованию |
Создание УМК для предпрофи- льного обучения |
Создание УМК для профильного обучения |
Экспериментальная проверка созданных УМК |
||
Определе- ние требова- ний к учебникам для профиль- ного обучения обучающи- хся третьей ступени среднего (полного) общего образова- ния |
Экспертиза и отбор учебников, обеспечива- ющих профильное и предпрофи- льное обучение. Разработка ТПЗ на создание учебников для профильного и предпрофи- льного обучения. Разработка положения о конкурсе на учебники для профильного и предпрофи- льного обучения |
Подготовка учебников и учебных пособий для профильного и предпрофи- льного обучения обучающихся общеобразо- вательных учреждений |
Эксперимен- тальная проверка учебников и учебных пособий для профильного и предпрофиль- ного обучения |
Введение учебников для предпрофиль- ного обучения в 10-х классах |
Введение учебников для профильного обучения |
4. Информатизация образования
Система норм по применению информационных технологии (ИТ) в процессе изучения общеобразовательных дисциплин
2002 | 2003 | 2004 | 2005 | 2006 | 2007 |
Разработка методичес- ких рекоменда- ций стандарти- зации в области применения ИТ при изучении общеобра- зователь- ных дисциплин |
Разработка нормативов в области применения ИТ при изучении информатики и дисциплин естествен- но-матема- тического цикла |
Разработка нормативов в области применения ИТ при изучении дисциплин гуманитар- ного цикла |
Отработка элементов нормативов в области применения ИТ при изучении информатики и дисциплин естественно- математичес- кого цикла |
Отработка элементов нормативов в области применения ИТ при изучении дисциплин социально- гуманитар- ного цикла |
Технология использования электронных изданий образовательного назначения (ЭИОН)
2002 | 2003 | 2004 | 2005 | 2006 | 2007 |
Методика использо- вания ЭИОН в условиях модерниза- ции образова- тельного процесса |
Разработка адаптацион- ных методик применения ЭИОН в преподава- нии информатики и общеобразо- вательных дисциплин естествен- но-матема- тического цикла |
Разработка адаптацион- ных методик применения ЭИОН в преподава- нии общеобразо- вательных дисциплин гуманитар- ного цикла |
Отработка методик, интегрирую- щих различные подходы к применению ЭИОН в условиях классно- урочной системы и в процессе осуществле- ния самостояте- льной учебной деятельнос- ти |
Технология использования учебного демонстрационного оборудования, сопрягаемого с компьютером в условиях профильного обучения
2002 | 2003 | 2004 | 2005 | 2006 | 2007 |
Разработка методик осуществле- ния эксперимен- тально-исс- ледовательс- кой деятельности при изучении дисциплин естественно- математичес- кого научного цикла с использова- нием учебного оборудова- ния, сопрягаемого с компьютером |
Разработка исходных требований к структуре, составу, функциона- льному назначению учебного оборудова- ния, сопрягаемо- го с компьюте- ром, для осуществле- ния эксперимен- тально-исс- ледователь- ской деятельнос- ти обучающихся |
Разработка адаптацион- ных методик использова- ния учебного оборудова- ния, сопрягаемо- го с компьюте- ром, в классно- урочной системе |
Отработка методик, интегрирующих различные подходы к применению учебного оборудования, сопрягаемого с компьютером, в условиях классно-уроч- ной системы и в процессе осуществления самостоятель- ной учебной деятельности |
5. Педагогический мониторинг
2002 | 2003 | 2004 | 2005 | 2006 | 2007 |
Сбор информации о состоянии образовате- льных учреждений, участвующих в эксперименте и выбранных для сравнения |
Проведение систематических обследований с целью выявления динамики изменений значений основных показателей |
||||
Составление ежегодных отчетов по результатам обследований, а также анализ данных, полученных в ходе проведения ЕГЭ и аттестационного тестирования |
|||||
Подготовка рекомендаций по совершенствованию учебного процесса в целом и по отдельным его компонентам (методикам преподавания различных предметов и др.) |
|||||
Выявление образовательных технологий, способствующих решению актуальных задач модернизации образования |
|||||
Отбор образовательных учреждений с положительной динамикой основных показателей, анализ, обобщение и распространение опыта их работы |
6. Социологический мониторинг
2002 | 2003 | 2004 | 2005 | 2006 | 2007 |
Определение способов выявления социальных последствий модернизации образования |
Отбор системы показателей для социологи- ческих опросов различных групп участников образовате- льного процесса |
Разработка анкет для социологических опросов участников образовательного процесса и различных групп населения |
|||
Проведение анкетирования администрации общеобразовательных учреждений, учителей, обучающихся и родителей (составление ежегодных отчетов) |
|||||
Обработка результатов анкетирования и социологических опросов, выявление отношения к модернизации образования различных слоев населения (составление ежегодных отчетов) |
|||||
Подготовка рекомендаций по корректировке планов модернизации образования и деятельности по просвещению различных слоев населения в этой области |
7. Мониторинг здоровья обучающихся
2002 | 2003 | 2004 | 2005 | 2006 | 2007 |
Оценка состояния здоровья обучающихся, выявление наиболее распростра- ненных заболеваний |
Разработка системы слежения за состоянием здоровья обучающихся Выборочная проверка отдельных элементов предлагае- мой системы |
Проведение систематических обследований состояния здоровья обучающихся (и учителей) |
|||
Обработка результатов обследований, выявление динамики изменения здоровья и работоспособности обучающихся на протяжении учебного дня, недели и учебного года при использовании различных образовательных технологий и различных вариантов БУП |
|||||
Подготовка и корректировка рекомендаций по созданию оптимальных условий обучения в образовательных учреждениях, режиму дня обучающихся различных возрастных групп, составлению расписания занятий и по использованию здоровьесберегающих технологий обучения |
8. Проведение организационных мероприятий (конференций, семинаров и пр.)
2002 | 2003 | 2004 | 2005 | 2006 | 2007 |
Обоснование актуальности создания Федерального центра оценки качества и эффективнос- ти учебно-мето- дической литературы |
Создание Федерального центра оценки качества и эффективности учебно-мето- дической литературы |
Проведение экспедиций по регионам, участвующих в эксперименте |
|||
Проведение всероссийс- кого совещания по обсуждению проекта концепции профильного обучения |
Организация постоянно действующих курсов повышения квалификации для учителей, принимающих участие в эксперименте |
Создание сайта в Интернете: "Российс- кая школа: модерниза- ция структуры и содержания образова- ния" |
Проведение семинаров и конференций по актуальным проблемам модернизации образования |
||
Проведение августовских педагогических совещаний на тему "Модернизация российского образования" |
|||||
Проведение всероссийско- го совещания по теме: "Профильное и предпрофиль- ное обучение в общеобразова- тельных учреждениях в контексте непрерывного образования" |
Проведение всероссий- ского совещания по теме "Начальное общее образова- ние и основное общее образова- ние: пути модерниза- ции" |
Проведение всероссий- ского совещания по теме "Двенадца- тилетнее среднее (полное) общее образова- ние: становле- ние, пути реализа- ции" |
9. Нормативная база
2002 | 2003 | 2004 | 2005 | 2006 | 2007 |
Приказ Минобразо- вания России о корректи- ровке Положения "О порядке проведения экспериме- нта по совершенс- твованию структуры и содержания общего образова- ния" |
Постановле- ние Правительс- тва Российской Федерации о профильном обучении в старших классах средней общеобразо- вательной школы. Постановле- ние Правительс- тва Российской Федерации о финансиро- вании профильного обучения. Приказ Минобразо- вания России о введении предпрофи- льного обучения в общеобразо- вательных учреждениях |
Подготовка законопрое- кта о стандарте общего образования 2-го поколения Анализ предложений о различных видах документов о среднем (полном) общем образовании Корректиро- вка и утверждение стандартов УМБ общеобразо- вательного учреждения |
Принятие Федерального закона Российской Федерации о стандарте общего образования 2-го поколения. Постановле- ние Правительст- ва Российской Федерации о стандарте общего образования 2-го поколения. Подготовка инструктив- но-методиче- ских писем по итогам первого этапа эксперимента |
<< Назад |
||
Содержание Приказ Минобразования РФ и Российской академии образования от 2 июля 2002 г. N 2525/17 "О ходе эксперимента по совершенствованию... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.