Настоящие Государственные требования введены в действие с 7 февраля 2002 г. приказом Минобразования РФ от 24 января 2002 г. N 180
1.1. Назначением образовательно-профессиональной программы является комплексная психолого-педагогическая, социально-экономическая и информационно-технологическая подготовка к педагогической деятельности в высшем учебном заведении на основе основной программы высшего профессионального образования.
1.2. Программа рассчитана для подготовки к педагогической деятельности в высшем учебном заведении магистрантов, аспирантов (адъюнктов), а также специалистов, имеющих высшее профессиональное образование и стаж научно-педагогической работы не менее 2 лет.
1.3. Квалификация "Преподаватель высшей школы" удостоверяется дипломом "О дополнительном (к высшему) образовании".
1.4. Нормативная трудоемкость образовательно-профессиональной программы при очной форме обучения 1080 часов.
1.5. Целью программы является подготовка будущего преподавателя высшей школы к учебной и научно-исследовательской деятельности, включающих:
- реализацию основных образовательных программ и учебных планов высшего профессионального образования (ВПО) на уровне, отвечающем государственным образовательным стандартам ВПО;
- разработку и применение современных образовательных технологий, выбор оптимальной стратегии преподавания и целей обучения, создание творческой атмосферы образовательного процесса;
- выявление взаимосвязей научно-исследовательского и учебного процессов в высшей школе, использование результатов научных исследований для совершенствования образовательного процесса;
- формирование профессионального мышления, воспитание гражданственности, развитие системы ценностей, смысловой и мотивационной сфер личности, направленных на гуманизацию общества;
- проведение исследований частных и общих проблем ВПО.
2. Требования к уровню подготовки лиц, желающих освоить дополнительную
профессиональную образовательную программу для получения дополнительной
квалификации "Преподаватель высшей школы"
К освоению программы допускаются:
2.1. Из числа студентов - магистранты, зачисленные для обучения по основной образовательной программе магистратуры.
2.2. Аспиранты и адъюнкты высших учебных заведений, а также аспиранты, осваивающие основную образовательную программу послевузовского профессионального образования в научных учреждениях.
2.3. Слушатели системы повышения квалификации и переподготовки специалистов, имеющие академическую степень магистра, ученую ступень не ниже кандидата наук, а из числа специалистов - имеющие стаж научно-педагогической деятельности не менее 2 лет.
3. Требования к уровню подготовки лиц, успешно завершивших обучение
по дополнительной профессиональной образовательной программе
для получения квалификации "Преподаватель высшей школы"
Преподаватель высшей школы должен знать:
- основы психологии личности и социальной психологии, сущность и проблемы обучения и воспитания в высшей школе, биологические и психологические пределы человеческого восприятия и усвоения, психологические особенности юношеского возраста, влияние на результаты педагогической деятельности индивидуальных различий студентов;
- основные достижения, проблемы и тенденции развития педагогики высшей школы в России и за рубежом, современные подходы к моделированию педагогической деятельности;
- правовые и нормативные основы функционирования системы образования;
- иметь представление об экономических механизмах функционирования системы высшего, послевузовского и дополнительного профессионального образования;
Преподаватель высшей школы должен уметь:
- использовать в учебном процессе знание фундаментальных основ, современных достижений, проблем и тенденций развития соответствующей научной области; ее взаимосвязей с другими науками;
- излагать предметный материал во взаимосвязи с дисциплинами, представленными в учебном плане, осваиваемом студентами;
- использовать знания культуры и искусства в качестве средств воспитания студентов;
- владеть методами научных исследований и организации коллективной научно-исследовательской работы;
- основами научно-методической и учебно-методической работы в высшей школе (структурирование и психологически грамотное преобразование научного знания в учебный материал, методы и приемы составления задач, упражнений, тестов по различным темам, систематика учебных и воспитательных задач);
- методами и приемами устного и письменного изложения предметного материала, разнообразными образовательными технологиями;
- основами применения компьютерной техники и информационных технологий в учебном и научном процессах;
- методами формирования у студентов навыков самостоятельной работы, профессионального мышления и развития их творческих способностей;
- методами эмоциональной саморегуляции;
- деловым профессионально-ориентированным иностранным языком.
4. Обязательный минимум содержания дополнительной профессиональной
образовательной программы для получения дополнительной квалификации
"Преподаватель высшей школы"
Индекс | Наименование дисциплин и их основные разделы | Кол-во часов |
ОП.02. | Общепрофессиональные дисциплины | 320 |
ОП.01. | Психология человека: общая психология: объект и предмет психологии; основные этапы развития психологии как науки; основные разделы и методы психологии; психика, поведение и деятельность; общее и индивидуальное в психике человека; психология личности и социальная психология: психология развития; межличностное общение, жизненный путь личности; личностный и профессиональный рост; мотивация познания и обучения |
60 |
ОП.02. | Педагогика: предмет педагогики; цели образования и воспитания; педагогический идеал его конкретно-историческое воплощение; средства и методы педагогического воздействия на личность; общие принципы дидактики и их реализация в конкретных предметных методиках обучения; нравственно-психологические и идейные взаимоотношения поколений; семейное воспитание и семейная педагогика; межличностные отношения в коллективе; нравственно-психологический образ педагога, формирование педагогического мастерства |
60 |
ОП.03. | История, философия и методология соответствующей области науки (по программе кандидатского минимума по соответствующей отрасли наук) |
100 |
ОП.04. | Информационные технологии в науке и образовании: аппаратные и программные средства в новых информационных технологиях; технические средства ЭВМ; операционная система; пути развития информационных систем; обработка текстов; машинная графика; особенности разработки прикладных программ; программная документация; электронные таблицы; базы данных; примеры баз данных учебно-методического назначения; экспертные системы; представление знаний, примеры экспертных систем соответствующей научной области; локальные и глобальные компьютерные сети, телекоммуникации; технологии дистанционного образования |
100 |
СП.00. | Специальные дисциплины | 520 |
СП.01. | Дополнительные психолого-педагогические дисциплины по психологии и педагогике высшей школы (конкретный перечень определяется образовательным учреждением): - основные достижения, проблемы и тенденции развития отечественной и зарубежной психологии и педагогики высшей школы; биологические и психологические основы развития и обучения; психологические особенности юношеского возраста; психологические основы проектирования и организации ситуаций совместной продуктивной деятельности преподавателя и студентов; развитие личности студентов в процессе обучения и воспитания; движущие силы, условия и механизмы развития личности; личность и коллектив; функционирование малых социальных групп; - психологические закономерности структурирования предметно-содержательного знания и системной организации учебных задач; систематика учебных и воспитательных задач (по дисциплине); методология научного творчества; взаимосвязь репродуктивной и творческой деятельности в научном познании; взаимосвязь интуитивного, неосознанного и сознательного в научном творчестве; социальные и индивидуально-психологические мотивы научного творчества; проблемы нравственной оценки результатов научного творчества; методы развития творческой личности в процессе обучения и воспитания; психологические проблемы формирования профессионализма (в научном направлении); системный подход к исследованию педагогических явлений и процессов; структура и методы психолого-педагогических исследований; пути формирования педагогического мастерства |
60 |
СП.02. | Технологии профессионально-ориентированного обучения: - виды учебной деятельности преподавателя в вузе: лекции, семинары, практикумы и практики, их общие и частные цели; содержание, методы и средства обучения каждого вида занятий и примеры их реализации; методические и технологические проблемы современной дидактики высшей школы (на примере конкретной дисциплины); - основы научно-методической работы: методы и примеры методической проработки профессионально-ориентированного материала; трансформация, структурирование и психологически грамотное преобразование научного знания в учебный материал и его моделирование на конкретных примерах; - основы учебно-методической работы: методы и приемы составления задач, упражнений, тестов по различным темам, систематика учебных и воспитательных задач; отбор и структурирование информации на материале конкретной дисциплины; использование различных заданий как инструмента диагностики и метода формирования нового знания по дисциплине; методическая обработка различных примеров предметного материала; - влияние содержания конкретных дисциплин на выбор технологии обучения, способы создания требовательно-доброжелательной обстановки образовательного процесса, обзор современных образовательных технологий; совместная исследовательская деятельность преподавателя и студентов (конкретная реализация); методы организации самостоятельной работы студентов; цели, методы и приемы оценки качества образования и качества образовательного процесса, методы анализа учебно-социального состояния студенческой группы; способы математической обработки результатов учебной работы и психолого-педагогического анализа |
60 |
СП.03. | Организационные основы системы образования (конкретные дисциплины устанавливаются образовательным учреждением) |
60 |
СП.04. | Иностранный язык (в соответствии с программой кандидатского минимума по соответствующей отрасли наук) |
140 |
СП.05. | Современные главы дисциплин научной отрасли | 140 |
СП.06. | Тренинг профессионально-ориентированных риторики, дискуссий и общения: основные проблемы постановки голоса, техника и артикуляция речи, развитие способности воздействия на людей своей речью, анализ и управление специфическими языковыми барьерами (на профессионально-ориентированном материале); основы создания понятного текста (восприятие основных параметров текста, взаимодействие текста и иллюстраций) |
60 |
Итого часов теоретической подготовки | 840 | |
ПП.00. | Педагогическая практика: лекции, семинары, практикумы и практики |
100 |
И.00. | Итоговая государственная аттестация | 140 |
И.01. | Защита выпускной квалификационной работы и, по усмотрению вуза, квалификационный экзамен |
140 |
Всего часов | 1080 |
5. Требования к разработке и условиям реализации дополнительной
профессиональной образовательной программы, предназначенной для получения
квалификации "Преподаватель высшей школы"
5.1. Требования к разработке дополнительной профессиональной
образовательной программы подготовки преподавателя высшей школы
5.1.1. Образовательное учреждение разрабатывает содержание дополнительной профессиональной образовательной программы подготовки преподавателя высшей школы на основе настоящих государственных требований.
По всем дисциплинам и практикам, включенным в учебный план, должна выставляться итоговая оценка (отлично, хорошо, удовлетворительно, неудовлетворительно или зачтено, незачтено).
5.1.2. При реализации программы образовательное учреждение имеет право:
- осуществлять преподавание дисциплин в форме авторских лекционных курсов и разнообразных видов коллективных и индивидуальных практических занятий, заданий и семинаров, обеспечивающих реализацию минимума содержания дисциплин, определяемого данной программой;
- перезачитывать лицам, осваивающим настоящую программу, дисциплины, которые изучались ими в период обучения по основным образовательным программам высшего и послевузовского профессионального образования.
5.2. Требования к условиям реализации дополнительной профессиональной
образовательной программы, предназначенной для получения квалификации
"Преподаватель высшей школы"
5.2.1. Требования к кадровому обеспечению учебного процесса.
Реализация программы должна обеспечиваться педагогическими кадрами, имеющими базовое образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины, и ученую степень не ниже кандидата наук. Профессиональная основная деятельность преподавателей должна быть, как правило, связана с непосредственной работой в области научных и научно-методических проблем высшей школы, преподаватели специальных дисциплин должны, как правило, иметь ученую степень опыт деятельности в соответствующей профессиональной сфере.
Рекомендуются следующие соотношения преподавателей, имеющих ученую степень и звание:
- преподаватели, обеспечивающие учебный процесс по блоку общепрофессиональных дисциплин, не менее 70% (из них 25% профессоров и докторов наук);
- преподаватели, обеспечивающие учебный процесс по блоку специальных дисциплин и руководство педагогической практикой слушателей, - не менее 50% (из них 25% профессоров и докторов наук).
5.2.2. Требования к учебно-методическому обеспечению учебного процесса.
Для обеспечения высокого уровня подготовки будущих преподавателей высшей школы должен быть обеспечен необходимый уровень лабораторно-практического и информационного обеспечения учебного процесса. При реализации программы образовательным учреждением должно быть предусмотрено:
- предоставление каждому слушателю возможности регулярного пользования персональным компьютером, имеющим выход в Интернет;
- наличие в библиотечном фонде монографий и периодических изданий, необходимых для выполнения в полном объеме настоящих государственных требований;
- наличие сведений о других информационных базах (отечественная и зарубежная научно-педагогическая периодика, архивы данных и т.п.) и доступ к ним по различным сетевым источникам информации.
Все дисциплины учебного плана должны быть обеспечены учебно-методической документацией по всем видам учебных занятий: лекциям, семинарам, практическим занятиям, лабораторным работам, практике.
5.2.3. Требования к материально-техническому обеспечению учебного процесса.
Образовательное учреждение, реализующее программу, должно располагать материально-технической базой, соответствующей действующим санитарно-техническим нормам и обеспечивающей проведение всех видов подготовки слушателей, предусмотренных учебным планом.
6. Требования к итоговой государственной аттестации
Итоговая государственная аттестация включает защиту выпускной квалификационной работы и, по усмотрению вуза, государственный экзамен.
Итоговые аттестационные испытания предназначены для определения практической и теоретической подготовленности преподавателя высшей школы к выполнению профессиональных задач, установленных настоящими государственными требованиями.
6.1. Требования к квалификационной работе
Требования к содержанию, объему и структуре выпускной квалификационной работы определяются образовательным учреждением на основании методических рекомендаций Научно-методического совета по проблемам подготовки преподавателей высшей школы, Положения об итоговой государственной аттестации выпускников высших учебных заведений, утвержденного Минобразованием России, и настоящих Государственных требований.
См. Положение об итоговой государственной аттестации выпускников высших учебных заведений Российской Федерации, утвержденное приказом Минобразования РФ от 25 марта 2003 г. N 1155, вступающее в силу с 1 сентября 2003 г.
Квалификационная работа, являясь завершающим этапом образования, должна обеспечивать не только закрепление академической культуры, но и необходимую совокупность методологических представлений и методических навыков работы преподавателя высшей школы. Вид выпускной квалификационной работы, ее объем и состав определяются образовательным учреждением.
Выпускная работа должна представлять собой квалификационную работу исследовательского или научно-методического характера, посвященную решению актуальной задачи, имеющей теоретическое или практическое значение для высшего профессионального образования. По структуре и содержанию работа должна свидетельствовать о личном вкладе и способности автора проводить самостоятельные исследования или разработки, используя теоретические знания и практические навыки, полученные за период обучения.
Работа должна содержать: обоснование выбора темы исследования, актуальность и научную новизну решаемой задачи, аналитический обзор состояния проблемы, обоснование выбора методов исследования, изложение и анализ полученных результатов, выводы, список использованной литературы и оглавление. По своему содержанию и уровню выпускная работа должна соответствовать требованиям, предъявляемым к научным публикациям в реферируемых научных изданиях. Автор должен показать умение кратко и аргументирование излагать материал в письменной форме. Оформление работы должно соответствовать требованиям, устанавливаемым образовательным учреждением. Рекомендуемый объем работы - не более 2 печатных листов, включая таблицы, рисунки и графики. Работа подлежит публичной защите на заседании Государственной аттестационной комиссии. В процессе публичной защиты слушатель должен показать умение четко и уверенно излагать содержание выполненных исследований, аргументировано отвечать на вопросы и вести научную дискуссию.
6.2. Требования к государственному экзамену
Порядок проведения и программа государственного экзамена для присвоения дополнительной квалификации "Преподаватель высшей школы" определяются вузом на основании методических рекомендаций Научно-методического совета по проблемам подготовки преподавателей высшей школы, Положения об итоговой государственной аттестации выпускников высших учебных заведений, утвержденного Минобразованием России, и настоящих Государственных требований.
Составители. Научно-методический совет по проблемам подготовки преподавателей высшей школы под председательством ректора Красноярского государственного университета, доктора физико-математических наук, члена-корреспондента РАО А.С.Проворова.
И.о. министра образования РФ |
В.М.Жураковский |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Государственные требования к минимуму содержания и уровню подготовки для получения дополнительной квалификации "Преподаватель высшей школы" (утв. Минобразованием РФ 8 мая 2001 г.)
Текст Государственных требований опубликован в бюллетене "Официальные документы в образовании", август 2002 г., N 17
Настоящие Государственные требования введены в действие с 7 февраля 2002 г. приказом Минобразования РФ от 24 января 2002 г. N 180