Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 1. Содержание проблемы и необходимость ее решения
программными методами
Система начального профессионального образования Калужской области представлена 40 учебными заведениями, в том числе 15 профессиональными лицеями, 21 профессиональным училищем, 4 профессиональными училищами при исправительных учреждениях Министерства юстиции Российской Федерации.
Все образовательные учреждения начального профессионального образования имеют государственную лицензию, прошли аттестацию и государственную аккредитацию.
Контингент обучающихся составляет свыше 11 тысяч человек.
Структура подготовки рабочих и специалистов в разрезе профессий слетающими данными:
Профессии | 1999 г. (чел.) |
% | 2000 г. (чел.) |
% | 2001 г. (чел.) |
% | Прием 2002-2003 учебный год |
|
чел. | % | |||||||
Промышленности | 701 | 19 | 689 | 17 | 813 | 21 | 1335 | 30 |
Сельского хозяйства | 623 | 17 | 695 | 17 | 656 | 17 | 646 | 15 |
Транспорта | 323 | 9 | 375 | 9 | 349 | 9 | 277 | 6 |
Сферы торговли и общественного питания |
484 | 13 | 577 | 14 | 734 | 19 | 771 | 18 |
Жилищно-коммунального хозяйства и бытового обслуживания населения |
117 | 3 | 124 | 3 | 148 | 4 | 45 | 1 |
Строительства | 449 | 13 | 461 | 11 | 375 | 10 | 734 | 16 |
Общие для всех отраслей экономики |
890 | 26 | 1159 | 29 | 916 | 23 | 629 | 14 |
Выпуск, всего: | 3587 | 4080 | 3991 | 4437 |
В структуре подготовки рабочих кадров преобладают профессии для производственного сектора экономики, что подчеркивает значимость системы начального профессионального образования в решении задач социально-экономического развития области.
Ежегодный выпуск рабочих и служащих составляет свыше 4 тысяч человек по 63 профессиям начального профессионального образования.
Профессиональные лицеи реализуют принцип преемственности программ начального и среднего профессионального образования. Увеличивается перечень услуг по программам дополнительного образования.
Профессиональные училища и лицеи активно занимаются профессиональной подготовкой и переподготовкой незанятого населения. За 2002 год по хоздоговорам и заявкам центров занятости населения в учреждениях начального профессионального образования обучено новым профессиям и переподготовлено около 3000 человек. Ежегодный прирост по данному показателю составляет 13 %.
Образовательные учреждения начального профессионального образования успешно осуществляют переход на новые государственные образовательные стандарты, продолжается работа по внедрению в учебный процесс новых педагогических технологий. Система начального профессионального образования Калужской области работает в рамках эксперимента по отработке системы непрерывного, многоуровневого профессионального образования, по освоению блочно-модульных методов обучения учащихся и незанятой категории граждан второй профессии.
По состоянию на 1 января 2003 года в образовательных учреждениях начального профессионального образования области занят 1041 инженерно-педагогический работник, из них 645 имеют высшее образование. По итогам аттестации высшую квалификационную категорию имеют 259 специалистов.
Вместе с тем дальнейшее развитие начального профессионального образования сдерживается дефицитом бюджетного финансирования из федеральных источников, обеспеченность которым не превышает 60 %. С 1992 по 2000 годы этот показатель составлял около 40 %.
Дефицит финансирования, являясь главным дестабилизирующим фактором, спровоцировал кризисное состояние учебно-производственной и материально-технической базы профессиональных училищ и лицеев:
- износ станочного оборудования и машинно-тракторного парка составляет 80 %;
- износ учебно-производственных зданий и строений составляет 50 %;
- обеспеченность учебного процесса современными учебными пособиями составляет 40 %.
В этих условиях требуется принятие исчерпывающих мер по привлечению дополнительных финансовых средств и организационно-структурному реформированию начального профессионального образования.
Необходимость поддержки системы начального профессионального образования обусловлена ее значимой социальной функцией: обеспечением государственных гарантий детям, пожелавшим одновременно с получением среднего (полного) общего образования, получить профессию. 34 % обучающегося контингента - это дети из малообеспеченных и социально незащищенных семей, 23 % -из неблагополучных семей, 3 % - дети-сироты. Эти показатели имеют стабильные тенденции роста.
Низкая заработная плата инженерно-педагогических работников, особенно мастеров производственного обучения, создает большую текучесть кадров в образовательных учреждениях начального профессионального образования. Неукомплектованность кадров мастеров производственного обучения в профессиональных училищах и лицеях составляет около 50 %.
В условиях недостаточности федерального финансирования образовательные учреждения начального профессионального образования активно развивают предпринимательскую и иную приносящую доход деятельность в виде оказания платных образовательных услуг, собственной производственной деятельности. Среднегодовой прирост объемов внебюджетных доходов профессиональных училищ и лицеев составляет около 11 %. Однако среднегодовое покрытие дефицита бюджетного финансирования за счет внебюджетных средств профессиональных училищ и лицеев не превышает 10 %.
Вышеизложенные проблемы требуют комплексного решения в рамках областной целевой программы, предусматривающей усиление роли органов исполнительной власти, работодателей, прочих заинтересованных структур в реализации задач развития начального профессионального образования области и привлечения дополнительных источников финансирования.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.