Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению
Законодательного Собрания Калужской области
от 10 апреля 1998 г. N 333
Программа
реформы жилищно-коммунального хозяйства на территории
Калужской области
Паспорт
программы "Реформа жилищно-коммунального хозяйства на территории
Калужской области"
1. Наименование программы "Реформа жилищно-коммунального хозяйства
на территории Калужской области"
2. Заказчик программы Правительство Калужской области
3. Разработчик программы Комиссия по разработке региональной
программы
4. Дата принятия решения Распоряжение Губернатора Калужской области
о разработке программы. от 10 июля 1997 года N 241-р
Дата утверждения
5. Цели и задачи программы.
Цель программы Реформирование системы жилищно-
коммунального хозяйства на территории
Калужской области
Задачи программы - создание условий проживания, отвечающих
стандартам качества;
- снижение расходов на эксплуатацию
и ремонт жилищного фонда;
- постепенный переход от бюджетного
дотирования жилищно-коммунального хозяйства
к плате ремонтно-эксплуатационных расходов
и коммунальных услуг населением -
потребителем в полном объеме при условии
обеспечения социальной защиты
малообеспеченных семей и экономического
стимулирования повышения качества
обслуживания;
- обеспечение доступности для населения
условий найма и платы за жилищно-
коммунальные услуги в пределах социальной
нормы площади жилья
6. Важнейшие показатели Максимально допустимая доля собственных
расходов семей - 25 процентов
от совокупного семейного дохода
7. Сроки реализации 1997-2008 годы
программы
8. Перечень подпрограмм - Программа энергосберегающих технологий
и основных мероприятий и стимулирования снижения
ресурсопотребления;
- Программа "О мерах по улучшению
водоснабжения населения качественной
питьевой водой и состояния водоемов
на территории области"
9. Исполнители подпрограмм Структуры органов законодательной
и основных мероприятий и исполнительной властей области и органы
местного самоуправления
10. Объемы и источники Бюджеты всех уровней, внебюджетные
финансирования источники финансирования
11. Ожидаемые конечные Полная самоокупаемость жилищно-коммунальных
результаты программы услуг
12. Система организации Статистическая отчетность
контроля за исполнением
программы
Пояснительная записка
к программе "Реформа жилищно-коммунального хозяйства на территории
Калужской области"
В соответствии с Указами Президента Российской Федерации от 28.04.97 г. N 425 "О реформе жилищно-коммунального хозяйства в Российской Федерации" и от 27.05.97 г. N 528 "О дополнительных мерах по реформированию жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации", а также Распоряжением Губернатора Калужской области от 10.07.97 г. N 241-р, разработан и представляется проект программы "Реформа жилищно-коммунального хозяйства на территории Калужской области", в основу которой заложена Концепция реформы жилищно-коммунального хозяйства в Российской Федерации, одобренная Указами Президента РФ и учтено многообразие форм собственности жилья - муниципальный и государственный, общественный, коллективный и частный жилищный фонд.
Целью программы является:
- Снижение издержек производителей услуг и соответственно тарифов при поддержании стандартов качества предоставляемых услуг;
- Переход от бюджетного дотирования предприятий жилищно-коммунального хозяйства к оплате ремонтно-эксплуатационных расходов и коммунальных услуг населением - потребителем в полном объеме от себестоимости при условии одновременного обеспечения социальной защиты малообеспеченных семей и экономического стимулирования повышения качества обслуживания;
- Обеспечение доступности для населения условий найма и платы за жилищно-коммунальные услуги в пределах социальной нормы площади жилья.
Стандарты качества условий проживания программой "Реформа жилищно-коммунального хозяйства на территории Калужской области" предусмотрены в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.09.1994 года N 1099 "Об утверждении правил предоставления коммунальных услуг и правил предоставления услуг по вывозу твердых бытовых отходов", Ведомственными Строительными Нормами ВСН 58-88р "Положение об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания жилых зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения", "Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда", утвержденными приказом Минжилкомхоза РСФСР от 05.01.1989 г. N 8 и "Методикой определения федеральных стандартов перехода на новую систему оплаты жилья и коммунальных услуг, а также величины трансфертов с учетом соблюдения в субъектах Российской Федерации федеральных стандартов и тарифов, утверждаемых Федеральной энергетической комиссией Российской Федерации", утвержденных 04.08.1997 года и принимаются органами местного самоуправления в зависимости от финансового обеспечения и технического состояния объектов инженерной инфраструктуры.
Социальные нормы площади жилья (размер площади жилья, приходящийся на одного человека, в пределах которой осуществляется предоставление компенсаций (субсидий) по оплате жилья и коммунальных услуг) установлены на основе Закона Российской Федерации от 24.12.1992 года N 4218-1 "Об основах Федеральной жилищной политики" с учетом статистических данных по Калужской области, в соответствии с уровнем благоустройства занимаемых квартир, и Постановлением Законодательного Собрания Калужской области от 30.06.94 г. N 63 "Об утверждении размеров социальной нормы площади жилья по Калужской области ...".
Основные способы достижения указанных целей:
- совершенствование системы управления, эксплуатации и контроля в жилищно-коммунальном хозяйстве;
- переход на договорные отношения, развитие конкурентной среды, предоставление потребителям возможности влияния на объем и качество потребляемых услуг, преимущественно конкурсный отбор Организаций, осуществляющих управление жилищным фондом и его обслуживание;
- совершенствование системы оплаты жилья и коммунальных услуг, в том числе установление повышенных тарифов на сверхнормативную площадь жилья и сверхнормативное потребление коммунальных услуг, а также дифференциация оплаты в зависимости от качества и месторасположения жилья;
- совершенствование системы социальной защиты населения: упорядочение существующей системы льгот, усиление адресной направленности выделяемых на эти цели средств.
Снижение стоимости и повышение качества жилищно-коммунальных услуг включает в себя:
- формирование многообразия собственников в жилищной сфере путем создания товариществ собственников жилья (ТСЖ);
- демонополизация обслуживания муниципального жилищного фонда и формирование рынка услуг;
- организация ресурсосбережения в жилищно-коммунальном хозяйстве;
- регулирование деятельности естественных монополий по поставке коммунальных услуг;
Наиболее эффективным способом защиты прав жителей, влияния на стоимость и качество предоставляемых жилищно-коммунальных услуг является объединение собственников жилья в границах единого комплекса недвижимого имущества (кондоминиума).
К организационным мероприятиям, предусмотренным в Программе, относится содействие на уровне муниципальных образований становлению ТСЖ в существующем жилищном фонде (упрощение и удешевление процедуры регистрации товариществ, возможность получения товариществами установленных дотаций из местных бюджетов на текущее содержание кондоминиума и капитальный ремонт в пределах дотирования муниципального жилищного фонда с дифференциацией дотаций в зависимости от степени износа жилищного фонда, предоставление налоговых льгот в пределах компетенции представительных органов местной власти, выделение земельных участков в общую долевую собственность членов товариществ, что позволит им получить дополнительные источники финансирования работ по обслуживанию и ремонту жилья за счет коммерческого использования земельных участков) и постоянная практика организации ТСЖ в процессе нового строительства жилья.
Одной из главных целей преобразования в сфере жилищно-коммунального хозяйства является демонополизация обслуживания жилищного фонда и формирование рынка услуг. Решение этих задач практически целиком находится в компетенции местных органов самоуправления.
Создание эффективных механизмов управления муниципальным жилищным фондом и его инфраструктурным обеспечением достигается путем четкого выделения функций собственника жилищного фонда (муниципалитета) и делегирования им на конкурсной основе функций управления и обслуживания муниципальной недвижимости специализированными предприятиями.
При таком подходе система управления жилищно-коммунальным хозяйством муниципального образования будет состоять из трех уровней:
- собственник жилищного фонда и объектов инфраструктуры;
- заказчики жилищно-коммунальных услуг;
- подрядные организации, обеспечивающие предоставление жилищно-коммунальных услуг.
Учитывая, что в области только начинает внедряться конкурсный отбор на обслуживание жилья и предоставление коммунальных услуг, предлагается за основу принять вариант доведения жилищного фонда, обслуживаемого предприятиями, отобранными на конкурсной основе, заложенный в Программе (п. 4.1.3)
Организация ресурсосбережения дает наибольший эффект для снижения стоимости услуг. Поэтому в Программе разработаны рекомендации по установке приборов учета и регулирования коммунальных услуг.
В этой связи органам местного самоуправления наиболее важно определить приоритеты по учету ресурсов в масштабах микрорайона, жилого дома, квартиры и уточнить нормативы потребления коммунальных услуг.
При разработке программы энергосберегающих технологий и стимулирования снижения ресурсопотребления намечается оснастить 70% муниципального и государственного жилищного фонда домовыми приборами учета воды, газа и тепловой энергией.
Установка приборов учета будет производиться за счет средств энергоснабжающих организаций, беспроцентных ссуд, средств товариществ собственников жилья, внебюджетных фондов муниципальных образований и иных средств и источников.
Работу по внедрению приборов учета совместно с муниципальными образованиями будет осуществлять на хозрасчетной основе создаваемое при департаменте энергетики и жилищно-коммунального хозяйства государственное предприятие "Энергосбережение".
Регулирование деятельности естественных монополий осуществляется путем контроля затрат и рентабельности предприятий, проведения, конкурсных отборов подрядных организаций, внедрения альтернативных технологий, что отражено в Программе, а также предусматривается разрабатываемой программой энергосберегающих технологий и стимулирования снижения ресурсопотребления.
Изменение механизма финансирования системы жилищно-коммунального хозяйства создает финансовые предпосылки для становления этой сферы как отрасли реальной рыночной экономики.
В этой связи темпы повышения уровня оплаты жилищно-коммунальных услуг населением, которые с одной стороны соответствуют "Концепции реформирования жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации", а с другой стороны рассчитаны из реальной социально-экономической ситуации в Калужской области и уровнем доходов населения, предложенным совместно департаментами экономики и промышленности и социальной политики области, а также предложениями органов местного самоуправления.
Допустимая доля собственных расходов семей (в процентах) от совокупного семейного дохода разработана на основе имеющихся в департаменте социальной политики области данных о составе семей имеющих доход ниже прожиточного минимума, а также прогноза роста доходов населения до 2008 года.
Реформирование социальной политики в сфере жилищно-коммунального хозяйства предусмотрено в виде следующих направлений:
- обеспечение адресной социальной защиты семей с низкими доходами в виде жилищных субсидий (создание служб жилищных субсидий при службах заказчика, совершенствование и упрощение методики предоставления субсидий при найме жилья, бюджетное обеспечение субсидий вне зависимости от формы собственности жилищного фонда);
- введение платы за излишки жилой площади и сверхнормативное потребление коммунальных услуг;
- создание обменного фонда жилья и жилищного фонда социального назначения без права приватизации.
Государственный контроль за исполнением Программы будет осуществляться через статистическую отчетность (форма 22 ЖКХ) департаментом энергетики и жилищно-коммунального хозяйства и Государственной жилищной инспекцией Калужской области.
Для более успешного продвижения реформы намечается подготовить выпуск методических разработок, указанных в разделе 8 данного проекта.
В настоящее время уже разработаны и направлены в муниципальные образования следующие нормативно-методические документы по вопросам содержания и эксплуатации объектов жилищно-коммунального хозяйства:
1. "Типовое положение о службе заказчика по жилищно-коммунальным услугам при муниципальном образовании";
2. "Типовой устав муниципального учреждения "Служба заказчика по жилищно-коммунальному хозяйству";
3. "Примерная форма контракта с директором муниципального учреждения "Служба заказчика по жилищно-коммунальному хозяйству";
4. "Примерное положение о порядке конкурсного отбора жилищных ремонтно-эксплуатационных предприятий для содержания и ремонта муниципального жилищного фонда";
5. "Примерная форма генерального договора на жилищно-коммунальное обслуживание муниципального жилищного фонда";
6. "Примерная форма договора на оказание услуг населению, предприятиям и организациям по водоснабжению и водоотведению";
7. "Примерная форма договора на оказание услуг населению, предприятиям и организациям по теплоснабжению и горячему водоснабжению";
8. "Примерная форма договора на оказание услуг населению, предприятиям и организациям по электроснабжению";
9. "Примерная форма договора на поставку газа населению, предприятиям и организациям и оказанию услуг по ремонту газового оборудования";
10. "Примерная форма договора на ремонт и техническое обслуживание жилых домов товариществ собственников жилых помещений (кондоминиумов)";
11. "Примерная форма единой квитанции для предъявления населению к оплате за предоставленные жилищно-коммунальные услуги";
12. Методика расчета ставок и тарифов на содержание жилья и предоставление жилищно-коммунальных услуг;
13. Проект договоров найма и аренды жилых помещений и предоставления жилищно-коммунальных услуг.
В 1998 году намечено разработать следующие документы:
1. Программа энергосберегающих технологий и стимулирования снижения ресурсопотребления;
2. Программа "О мерах по улучшению водоснабжения населения качественной питьевой водой и состояния водоемов на территории Калужской области";
3. Методические рекомендации по Правилам и нормам эксплуатации жилищного фонда и предоставления коммунальных услуг в Калужской области;
4. Положение о втором жилье и порядке взимания с граждан плата за его обслуживание и коммунальные услуги в Калужской области;
5. Положение о порядке заключения договоров социального и коммерческого найма жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде в Калужской области;
6. "Примерная форма договора социального найма жилого помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде в Калужской области";
7. Методические рекомендации муниципальным образованиям по переходу на новую систему оплаты жилья и коммунальных услуг в соответствии с федеральными стандартами;
8. Примерное положение о порядке расчета коэффициентов качества жилья.
9. Положение о порядке предоставления и учета средств, направляемых на компенсации (субсидии);
10. Положение о муниципальных Центрах по предоставлению гражданам субсидий (компенсаций) на оплату жилья и коммунальных услуг.
Поэтапное введение программы с указанными в ней сроками позволит несколько ослабить напряженность в переходный период.
Председатель комиссии |
В.Н.Минаков |
1. Введение
Реформа жилищно-коммунального хозяйства, начатая в Российской Федерации в начале 1990 годов, является одним из приоритетных направлений социальной и экономической политики государства.
За прошедшее время на федеральном уровне сформирована значительная законодательная, правовая и нормативно-методическая база, определившая основные направления реформы жилищно-коммунального хозяйства на основе перехода этой сферы экономики на рыночные принципы хозяйствования, усиления мер социальной поддержки низкодоходных категорий граждан при гарантированном обеспечении стандартов качества проживания.
Основными документами в этом направлении явились Законы Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" от 4 июля 1991 года, "Об основах федеральной жилищной политики" от 24 декабря 1992 года N 4218-1, Указ Президента Российской Федерации от 28 апреля 1997 года "О реформе жилищно-коммунального хозяйства в Российской Федерации" и постановление Правительства Российской Федерации от 18 июня 1996 года N 707 "Об упорядочении системы оплаты жилья и коммунальных услуг", которыми предусмотрен поэтапный переход на новую систему оплаты жилья в соответствии с договором найма жилого помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде социального использования, а коммунальных услуг - независимо от форм собственности жилья, с достижением 100% покрытия затрат на жилищно-коммунальные услуги за счет платежей граждан с одновременным переходом на бюджетную форму социальной поддержки низкодоходных семей через предоставление компенсаций (субсидий) на оплату жилищно-коммунальных услуг вместо дотирования предприятий жилищно-коммунального хозяйства.
В настоящее время существуют следующие виды собственности жилищного фонда:
- государственный жилищный фонд:
- ведомственный фонд, состоящий в государственной собственности Российской Федерации и находящийся в полном хозяйственном ведении государственных предприятий или оперативном управлении государственных учреждений, относящихся к федеральной государственной собственности;
- фонд, находящийся в собственности республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга, а также неведомственный фонд, находящийся в полном хозяйственном ведении государственных предприятий или оперативном управлении государственных учреждений, относящихся к соответствующему виду собственности;
- муниципальный жилищный фонд;
- фонд, находящийся в собственности района, города, входящих в них административно - территориальных образований, в том числе в городах Москве и Санкт-Петербурге, а также ведомственный фонд, находящийся в полном хозяйственном ведении муниципальных предприятий или оперативном управлении муниципальных учреждений;
- общественный жилищный фонд;
- фонд, состоящий в собственности общественных объединений;
- жилищный фонд в коллективной собственности;
- фонд, находящийся в общей совместной или общей долевой собственности различных субъектов государственной, муниципальной и частной собственности, собственности общественных объединений;
- частный жилищный фонд;
- фонд, находящийся в собственности граждан: индивидуальные жилые дома, приватизированные, построенные и приобретенные квартиры и дома, квартиры в домах жилищных и жилищно-строительных кооперативов с полностью выплаченным паевым взносом, в домах товариществ индивидуальных владельцев квартир, квартиры и дома, приобретенные в собственность гражданами на иных основаниях, предусмотренных законодательством;
- фонд, находящийся в собственности юридических лиц (созданных в качестве частных собственников), построенный или приобретенный за счет их средств, в том числе за счет средств жилищных, жилищно-строительных кооперативов с не полностью выплаченным паевым взносом.
Изменяется структура управления жилищно-коммунальным хозяйством области и структура предприятий отрасли.
В соответствии с новым законодательством изменились и их задачи.
Основная тяжесть регулирования жилищно-коммунальных отношений перенесена на уровень местного самоуправления (муниципального образования), что потребовало разработки целевой программы реформирования системы жилищно-коммунального хозяйства в Калужской области, которая предусматривала бы продолжение реформы жилищно-коммунального хозяйства с последовательным совершенствованием системы оплаты жилья, сокращением бюджетных дотаций; снижение издержек и тарифов при поддержании стандартов качества услуг через энергосбережение, развитие конкуренции и демонополизации при предоставлении услуг, связанных с управлением и содержанием жилищного фонда; смягчение процесса перехода к бездотационному функционированию жилищно-коммунального хозяйства для населения и совершенствование адресной защиты малообеспеченных граждан.
2. Основные цели реформы
Программа реформы жилищно-коммунального хозяйства относится к гражданам, заключившим договоры найма жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде социального использования.
Главным условием этого является экономическая сбалансированность намеченных мероприятий с реальными возможностями областного и муниципальных бюджетов с одной стороны и доходами населения с другой стороны.
Реформа жилищно-коммунального хозяйства проводится с целью решения следующих задач:
- создание условий проживания, отвечающих стандартам качества;
- снижение расходов на эксплуатацию и ремонт жилищного фонда;
- переход от бюджетного дотирования жилищно-коммунального хозяйства к оплате ремонтно-эксплуатационных расходов и коммунальных услуг населением - потребителем в полном объеме от себестоимости при условии обеспечения социальной защиты малообеспеченных семей и экономического стимулирования повышения качества обслуживание;
- обеспечение доступности для населения условий найма и платы за жилищно-коммунальные услуги в пределах социальной нормы площади жилья.
3. Определение стандарта (норматива) условий проживания
3. Утратил силу.
См. текст раздела 3
4. Демонополизация жилищно-коммунального хозяйства
4.1. Предложить органам местного самоуправления:
4.1.1. Обеспечить, начиная с 1997 года формирование муниципальных заказов на обслуживание и ремонт объектов жилищно-коммунального назначения преимущественно на конкурсной основе;
4.1.2. Начиная с 1998 года приступить к реформированию предприятий, выполняющих работы по эксплуатации и ремонту жилищного фонда и оказанию коммунальных услуг, имея в виду освобождение жилищно-коммунальных предприятий от несвойственных им функций (регистрационно-учетных функций, паспортно-учетной работы, сбора платежей с населения, оформления льгот и субсидий и других форм социального обслуживания населения);
4.1.3. Внедрить повсеместно практику отбора подрядчиков для выполнения работ по оказанию жилищно-коммунальных услуг на конкурсной основе независимо от хозяйственно-правового статуса подрядной организации и при наличии у них лицензии на соответствующий вид работ.
Довести к 2008 году долю жилищного фонда, обслуживаемого предприятиями, отобранными на конкурсной основе в среднем по области до 70%;
4.1.4. Продолжить работу по поэтапному переходу на управление жилищным фондом службами (дирекциями) единого заказчика (ДЕЗ) с доведением до 60 процентов (в среднем по области) обслуживания в 2008 году;
4.1.5. Проводить организационные мероприятия, стимулирующие создание товариществ собственников жилья посредством предоставления налоговых льгот и организовать постоянное обучение управляющих товариществ собственников жилья.
Осуществлять финансирование работ по содержанию и ремонту жилищного фонда Товариществ собственников жилья на равных условиях с жилищным фондом, находящимся в собственности муниципальных образований;
4.1.6. Завершить в 1998 году разделение функций заказчика и подрядчика на работах по эксплуатации жилищного фонда и предоставлению жилищно-коммунальных услуг. Передать службам заказчика (ДЕЗ) расчеты и взимание оплаты за все виды жилищно-коммунальных услуг с населения и расположенных в жилищном фонде организаций;
4.1.7. Обеспечить обязательное заключение договоров между службами заказчика (ДЕЗ) и эксплуатационными подрядными организациями с указанием конкретного перечня и объемов работ, подлежащих выполнению и ответственности сторон как за снижение стандарта предоставления услуг, так и за несвоевременную оплату выполненных работ,
4.1.8. В 1998 году заключить договоры на оказание жилищных (эксплуатационных) и коммунальных услуг между собственниками жилья и каждым нанимателем жилых помещений или управляющими жилищным фондом организациями и в дальнейшем проводить эту работу постоянно;
4.1.9. Создать до 2000 года при службах заказчика (ДЕЗ) расчетно-кассовые и компьютерные центры, сформировав к 2000 году единую базу данных по населению каждого муниципального образования;
4.1.10. Постоянно проводить работу по приему в муниципальную собственность ведомственных объектов жилищно-коммунального хозяйства;
4.1.11. В 1997 году администрациям муниципальных образований уточнить нормативы потребления жилищно-коммунальных услуг на основе фактических экономически обоснованных объемов поставок.
5. Реформирование системы финансирования
жилищно-коммунального хозяйства
5.1. Предложить органам местного самоуправления:
5.1.1. Начиная с 1998 года осуществлять поэтапный переход от бюджетного дотирования организаций жилищно-коммунального хозяйства на самофинансирование;
5.1.2. При формировании бюджетов выделять отдельной строкой средства, необходимые для обеспечения социальных стандартов предоставления жилищно-коммунальных услуг;
5.1.3. Утверждать применительно к местным условиям тарифы на жилищно-коммунальные услуги на уровне экономически обоснованных социальных стандартов предоставления услуг;
5.1.4. Продолжить внедрение тарифов на содержание и ремонт (включая капитальный) мест общего пользования, платы за найм жилищного фонда;
5.1.5. Начиная с 1998 года при утверждении тарифов вводить коэффициенты дифференциации оплаты жилья в зависимости от месторасположения домов, уровня благоустройства квартир и технического состояния жилищного фонда;
5.1.6. Внедрить в 1998 году плату за излишки жилой площади и второе жилье.
5.1.7. Оснастить муниципальный и государственный жилищный фонд домовыми приборами учета расхода воды, газа и тепловой энергии:
Общее количество жилых домов |
1999 | 2000 | 2001 | 2002 | 2003 | 2004 | 2005 | 2006 | 2007 | 2008 | |
1. Количество домов, в которых должны быть установлены приборы учета расхода тепла, газа и воды |
7525 | 130 | 200 | 320 | 400 | 620 | 830 | 1025 | 1225 | 1300 | 1350 |
процент к общему количеству домов муниципальной собственности |
70 | 1,2 | 1,9 | 3,0 | 3,7 | 5,0 | 7,7 | 9,5 | 11,6 | 12,1 | 12,6 |
2. Потребность в средствах на установку приборов учета (млрд. руб.) |
225,75 | 3,9 | 6,0 | 9,6 | 12,0 | 18,6 | 24,9 | 30,7 | 37,5 | 39,0 | 40,5 |
Установку приборов учета в муниципальном и государственном жилищном фонде и в тепловых пунктах производить за счет средств ресурсоснабжающих организаций путем лизинга или с привлечением иных средств и источников.
Установка приборов учета в жилых Домах частного сектора производится по желанию и за счет владельцев жилья.
5.2. Региональной энергетической комиссии:
- при установлении цен и тарифов на энергоресурсы обеспечить обоснованность включения в них производственных затрат организаций - поставщиков;
- в 1997 году ввести ступенчатые тарифы на электроэнергию для населения в зависимости от объемов ее потребления;
- в 1998 году подготовить предложения по изменению структуры тарифов на тепловую энергию, предусмотрев выделение из тарифа затрат по содержанию и ремонту внутридомовых сетей;
5.3. Создать при Департаменте энергетики и жилищно-коммунального хозяйства области государственное предприятие "Энергосбережение" для сбора и анализа энергопотребления в предприятиях муниципальной и государственной собственности на территории области и внедрения средств учета и контроля за расходованием топливно-энергетических ресурсов и систем автоматического регулирования их потребления.
5.4. Департаменту экономики и промышленности области и Региональной энергетической комиссии организовать мониторинг ставок, расценок и тарифов в жилищно-коммунальной сфере и энергетике, устанавливать предельные ставки, расценки и тарифы для естественных монополистов в жилищно-коммунальной сфере и для организаций, выполняющих работы с использованием бюджетного финансирования.
6. Совершенствование расчетов
за жилищно-коммунальные услуги
6.1. Продолжить работу по поэтапному приближению оплаты услуг населением к экономически обоснованному уровню, обеспечивающему полное возмещение издержек и самоокупаемость жилищно-коммунального хозяйства.
Установить следующий уровень платежей в процентах к затратам на содержание и ремонт жилищного фонда и поставку коммунальных услуг:
1997 год - 40%
1998 год - 42%
1999 год - 45%
2000 год - 48%
2001 год - 50%
2002 год - 55%
2003 год - 60%
2004 год - 65%
2005 год - 70%
2006 год - 80%
2007 год - 90%
2008 год - 100%
6.2. Рекомендовать органам местного самоуправления:
6.2.1. Ввести в 1998 году взимание повышенной платы (до размеров, обеспечивающих полную компенсацию затрат) за содержание и эксплуатацию жилья с граждан, занимающих площадь жилых помещений, превышающую социальные нормы, с учетом установленных законодательными актами прав граждан на дополнительную площадь и защиты интересов семей, состоящих из инвалидов, пенсионеров и малообеспеченных граждан.
Схема
повышения ставок за "излишки" жилищно-коммунальных услуг
Виды жилых домов | Процент повышения ставок к основному тарифу при превышении общей площади свыше 10 кв. м. на семью |
|
при совокупном доходе до 5 МРОТ |
при совокупном доходе свыше 5 МРОТ |
|
1. Деревянные жилые дома | 15 | 20 |
2. Кирпичные и панельные жилые дома первых массовых серий (1-335, 1-447,1-439) |
25 | 40 |
3. Кирпичные и панельные жилые дома с кухней от 7 до 9 кв. м. |
30 | 45 |
4. Дома индивидуальной или улучшенной планировки с кухней более 9 кв. м |
35 | 50 |
5. Коммунальные квартиры | 15 | 20 |
6. Ветхие дома | - | - |
Органы местного самоуправления с учетом местных условий и наличия средств могут, в пределах указанных ставок, устанавливать иные системы оплаты сверхнормативной площади.
По мере приближения платежей за жилищные и коммунальные услуги к фактической стоимости, уровень повышения ставок за излишки площади корректируются в сторону уменьшения в пределах стоимости услуг.
При этом экономически обоснованные ставки на содержание и ремонт жилья применяются только для государственного и муниципального жилищного фонда, предоставленного гражданам по договорам социального найма, а тарифы на коммунальные услуги - для всех видов жилищного фонда независимо от форм собственности.
В переходный период для собственников приватизированных квартир сохраняются те же условия, что и для нанимателей в домах муниципального и государственного жилищного фонда.
6.2.2. Ввести в 2005 году оплату за страхование жилищного фонда.
6.3. Утвердить в 1998 году общие принципы расчетов с гражданами, являющимися собственниками жилья и пользователями жилых помещений в общежитиях, четко определив порядок финансирования расходов по содержанию и ремонту жилищного фонда в зависимости от видов жилья.
7. Организация социальной защиты населения
7.1. Действующий порядок предоставления гражданам субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг в пределах социальной нормы площади жилья и нормативов потребления коммунальных услуг предусматривает начисление с учетом совокупного дохода семьи, действующих льгот и утвержденного бюджета.
Изменить в 1998 году порядок предоставления гражданам (семьям) субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг в пределах социальной нормы площади жилья и нормативов потребления коммунальных услуг с учетом прожиточного минимума, совокупного дохода семьи и действующих льгот.
7.2. Установить, что семья (гражданин), имеющая совокупный доход в расчете на каждого человека, не превышающий прожиточный минимум, не должна расходовать на оплату жилья и коммунальных услуг (в пределах социальной нормы площади жилья и нормативов потребления коммунальных услуг) свыше половины (0,5) установленного Федеральным законом минимального размера оплаты труда в расчете на семью.
7.3. Департаментам Социальной политики и экономики и промышленности области начиная с 1997 года:
- проводить социологические исследования доходов и расходов населения области, оценку платежеспособности граждан, предприятий и организаций;
- анализировать влияние тарифов на коммунальные услуги на финансовое состояние предприятий области.
7.4. Установить максимально допустимую долю собственных расходов семей (в процентах) от совокупного семейного дохода в следующих размерах:
1997 год - 15,0%
1998 год - 15,5%
1999 год - 16,0%
2000 год - 17,0%
2001 год - 18,0%
2002 год - 19,0%
2003 год - 20,0%
2004 год - 21,0%
2005 год - 22,0%
2006 год - 23,0%
2007 год - 24,0%
2008 год - 25,0%
7.5. Рекомендовать главам муниципальных образований:
- производить замену жилых помещений семей, имеющих "излишки" площади на жилье меньшей площади (в пределах социальных норм) с предоставлением субсидий с момента подачи заявления об обмене;
- предоставлять одиноким малообеспеченным нетрудоспособным гражданам денежные компенсации в обмен на передачу в муниципальную собственность приватизированного жилья с правом пожизненного проживания;
- создавать обменный фонд для замены жилья гражданам, имеющим "излишки" занимаемой площади;
- создать жилищный фонд социального назначения и без права приватизации, предназначенный для заселения малообеспеченными одинокими гражданами исключительно по договорам социального найма.
7.6. Органы местного самоуправления в течении переходного периода могут самостоятельно, в зависимости от складывающейся финансовой ситуации и возможностей предоставления гражданам компенсаций (субсидий), устанавливать предельный уровень платежей по отношению к уровню затрат на содержание и ремонт жилья и коммунальные услуги, а также максимально допустимую долю собственных их расходов на оплату жилищно-коммунальных услуг в совокупном семейном доходе.
При этом субсидии предоставляются гражданам - нанимателям жилых помещений в домах муниципального и государственного жилищного фонда, а также могут предоставляться членам жилищных и жилищно-строительных кооперативов и гражданам, имеющим жилье в своей собственности.
7.7. Государственный контроль за исполнением Программы осуществляется через статистическую отчетность (форма 22 ЖКХ) департаментом энергетики и жилищно-коммунального хозяйства и Государственной жилищной инспекцией Калужской области.
8. Совершенствование законодательно-нормативной
базы в жилищно-коммунальном хозяйстве
8.1. Обеспечить постоянную разработку новых и совершенствование действующих нормативных документов.
8.2. Департаменту энергетики и жилищно-коммунального хозяйства области разработать и ввести в практику применения в 1998 году:
- Положение о порядке предоставления и учета средств, направляемых на компенсации (субсидии);
- Положение о муниципальных Центрах по предоставлению гражданам субсидий (компенсаций) на оплату жилья и коммунальных услуг;
- Программу энергосберегающих технологий и стимулирования снижения ресурсопотребления;
- Методические рекомендации по Правилам и нормам эксплуатации жилищного фонда и предоставления коммунальных услуг в Калужской области;
- Положение о втором жилье и порядке взимания с граждан платы за его обслуживание и коммунальные услуги в Калужской области;
- Положение о порядке заключения договоров социального найма жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде в Калужской области;
- "Примерная форма договора социального найма жилого помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде в Калужской области";
- Методические рекомендации муниципальным образованиям по переходу на новую систему оплаты жилья и коммунальных услуг в соответствии с федеральными стандартами;
- Программу "О мерах по улучшению водоснабжения населения качественной питьевой водой и состояния водоемов на территории Калужской области".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.