Закон Калужской области от 30 ноября 1998 г. N 27-ОЗ
"О муниципальных выборах в Калужской области"
Принят постановлением Законодательного Собрания Калужской области
от 19 ноября 1998 г. N 518
Законом Калужской области от 17 декабря 1999 г. N 43-ОЗ настоящий Закон признан утратившим силу
Глава III. Избирательные комиссии
Статья 15. Система избирательных комиссий
1. Подготовку и проведение выборов депутатов, выборных должностных лиц местного самоуправления, а также защиту избирательных прав граждан осуществляют:
- избирательная комиссия соответствующего муниципального образования;
- территориальные избирательные комиссии. Территориальные избирательные комиссии создаются на территории муниципального образования с большим числом избирателей, уставом которого предусмотрено административно-территориальное устройство (деление) территории муниципального образования;
- окружные избирательные комиссии. Окружная избирательная комиссия образуется в каждом избирательном округе по выборам депутатов представительного органа местного самоуправления. Если число избирателей в округе не превышает 10 тысяч, по решению представительного органа местного самоуправления, а в случае его отсутствия - главы муниципального образования окружная избирательная комиссия может не создаваться. В этом случае полномочия окружной избирательной комиссии осуществляет избирательная комиссия муниципального образования;
- участковые избирательные комиссии.
2. Решения вышестоящей избирательной комиссии, принятые в пределах ее компетенции, обязательны для нижестоящих избирательных комиссий.
3. Решение избирательной комиссии, противоречащее федеральным законам или законам Калужской области либо принятое с превышением установленных полномочий, подлежит отмене вышестоящей избирательной комиссией или судом. При этом вышестоящая избирательная комиссия может принять решение по существу вопроса.
4. Решения избирательных комиссий, принятые в пределах их компетенции, установленной федеральными законами, настоящим Законом и иными законами Калужской области, обязательны для государственных учреждений и органов местного самоуправления Калужской области, кандидатов, избирательных объединений, избирательных блоков, общественных объединений, организаций, должностных лиц и избирателей.
5. Избирательные комиссии в пределах своей компетенции независимы от органов государственной власти и органов местного самоуправления.
6. В подготовке и проведении выборов депутатов, выборных должностных лиц местного самоуправления участвует избирательная комиссия Калужской области в пределах полномочий, предусмотренных статей 21 настоящего Закона.
7. Избирательные комиссии муниципальных образований являются юридическими лицами.
Статья 16. Сроки формирования и численный состав избирательной комиссии муниципального образования, территориальных, окружных и участковых избирательных комиссий
1. Избирательная комиссия муниципального образования действует на постоянной основе. Срок полномочий избирательной комиссии муниципального образования соответствует сроку полномочий депутатов представительного органа местного самоуправления, подготовку и проведение выборов в который осуществляет данная комиссия. Со дня первого заседания избирательной комиссии нового состава полномочия избирательной комиссии прежнего состава прекращаются.
2. Сообщение о формировании избирательной комиссии муниципального образования нового состава публикуется представительным органом местного самоуправления в соответствующих местных периодических печатных изданиях за 30 дней до окончания срока полномочий избирательной комиссии муниципального образования прежнего состава. Избирательная комиссия муниципального образования формируется в составе 7-15 членов комиссии с правом решающего голоса.
3. Уставом муниципального образования может предусматриваться исполнение полномочий председателя, секретаря и(или) иного члена избирательной комиссии муниципального образования с правом решающего голоса на штатной оплачиваемой основе в течение всего срока полномочий комиссии, в этом случае указанные должностные лица могут входить в состав избирательных комиссий при проведении иных выборов и референдумов по решению соответствующих органов местного самоуправления, осуществляющих формирование избирательных комиссий и комиссий референдума. Денежное содержание членов комиссии с право решающего голосоа, исполняющих полномочия на штатной оплачиваемой основе, осуществляется в порядке, определяемом пунктом 7 статьи 22 настоящего Закона.
4. Территориальные избирательные комиссии формируются не позднее чем за 55 дней до дня голосования в составе 4-9 членов комиссии с правом решающего голоса. Срок полномочий территориальной избирательной комиссии истекает через 15 дней после официального опубликования результатов выборов, если иное не предусмотрено уставом муниципального образования. В случае обжалования или опротестования результатов выборов либо итогов голосования по одному из избирательных участков на соответствующей территории, полномочия территориальной избирательной комиссии прекращаются после вынесения вышестоящей комиссией или судом окончательного решения по существу жалобы, протеста.
5. Окружные избирательные комиссии формируются не позднее чем за 50 дней до дня голосования в составе 5-10 членов комиссии с правом решающего голоса. Срок полномочий окружных избирательных комиссий истекает через 15 дней после официального опубликования результатов выборов. В случае обжалования или опротестования результатов выборов либо итогов голосования по одному и более избирательных участков округа, полномочия окружной избирательной комиссии прекращаются после вынесения вышестоящей комиссией или судом окончательного решения по существу жалобы, протеста.
6. Формирование участковых избирательных комиссий осуществляется не позднее трех дней после образования избирательных участков. Количество членов участковой избирательной комиссии устанавливается в зависимости от числа избирателей, зарегистрированных на территории избирательного участка, и может составлять:
5-7 членов комиссии с правом решающего голоса для избирательных участков с числом зарегистрированных избирателей до 500;
7-11 членов комиссии с правом решающего голоса для избирательных участков с числом зарегистрированных избирателей от 500 до 2000;
7-15 членов комиссии с правом решающего голоса для избирательных участков с числом зарегистрированных избирателей более 2000.
7. Полномочия участковой избирательной комиссии прекращаются через 10 дней со дня официального опубликования результатов выборов в случае если в вышестоящую избирательную комиссию не поступило жалоб и протестов на действия (бездействие) данной избирательной комиссии, в результате которых был нарушен порядок голосования и подсчета голосов или если по этим фактам не ведется судебное разбирательство. В случае обжалования или опротестования итогов голосования, полномочия участковой избирательной комиссии прекращаются после вынесения окончательного решения по существу жалобы, протеста вышестоящей комиссией или судом.
Статья 17. Порядок формирования избирательных комиссий
1. Формирование избирательной комиссии муниципального образования, территориальных, окружных и участковых избирательных комиссий осуществляется представительным органом местного самоуправления.
Избирательные комиссии муниципального образования, территориальные и окружные комиссии формируются на основе предложений избирательных объединений, избирательных блоков, общественных объединений, собраний избирателей по месту жительства, работы, службы, учебы, избирательных комиссий предыдущего состава.
Участковые избирательные комиссий формируются на основе предложений избирательных объединений, избирательных блоков, общественных объединений, собраний избирателей по месту жительства, работы, службы, учебы.
2. Представительный орган местного самоуправления обязан назначить не менее одной трети состава избирательных комиссий, названных в пункте 1 настоящей статьи, на основе поступивших предложений каждого из избирательных объединений, избирательных блоков, имеющих фракции в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации, в Законодательном Собрании Калужской области и в представительном органе местного самоуправления. При этом не может быть назначено более одного представителя от каждого из избирательных объединений, избирательных блоков.
3. В случае досрочного прекращения полномочий Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, Законодательного Собрания Калужской области, представительного органа местного самоуправления, право внесения предложений о составе избирательных комиссий сохраняется за избирательными объединениями, избирательными блоками, указанными в пункте 2 настоящей статьи.
4. Государственные служащие и лица, замещающие должности муниципальной службы в органах местного самоуправления не могут составлять более одной трети от общего числа членов избирательных комиссий.
5. В случае если представительный орган местного самоуправления не назначит состав избирательной комиссии муниципального образования, территориальной, окружной или участковой избирательной комиссии в сроки, установленные в статье 16 настоящего Закона, либо если на данной территории нет представительного органа местного самоуправления, формирование указанных избирательных комиссий производится главой муниципального образования с учетом условий, установленных настоящим Законом.
Статья 18. Полномочия избирательной комиссии муниципального образования
Избирательная комиссия муниципального образования:
- назначает выборы депутатов, выборных должностных лиц местного самоуправления, если уполномоченный орган не назначит выборы в установленные сроки либо не назначит выборы в соответствии с установленным порядком при досрочном прекращении полномочий;
- осуществляет контроль за соблюдением избирательных прав граждан и требований настоящего Закона при проведении выборов;
- руководит работой территориальных, окружных и участковых избирательных комиссий, рассматривает заявления и жалобы на решения и действия (бездействие) этих избирательных комиссий, принимает по ним решения;
- обеспечивает всем кандидатам, избирательным объединениям, избирательным блокам равные правовые условия для участия в предвыборной деятельности;
- принимает меры с целью обеспечения единообразного применения настоящего Закона;
- составляет отдельные по каждому избирательному участку списки избирателей, в случае если не формируются территориальные избирательные комиссии;
- регистрирует избирательные блоки;
- распределяет денежные средства между территориальными, окружными и участковыми избирательными комиссиями, выделенные на организацию и проведение выборов, и обеспечивает контроль за целевым расходованием этих средств;
- заслушивает сообщения органов местного самоуправления по вопросам, связанным с организационно-техническим обеспечением выборов, противопожарной безопасностью и охраной общественного порядка в период подготовки и проведения выборов;
- регистрирует кандидатов на должности главы муниципального образования и других должностных лиц местного самоуправления и их доверенных лиц, выдает им удостоверения установленного образца;
- утверждает текст избирательного бюллетеня по выборам выборных должностных лиц местного самоуправления, а также порядок изготовления бюллетеней, их число, требования, предъявляемые к изготовлению бюллетеней;
- устанавливает общее число избирательных бюллетеней, обеспечивает их изготовление и снабжает ими избирательные комиссии;
- устанавливает результаты выборов выборных должностных лиц местного самоуправления, подводит общие итоги выборов депутатов представительного органа и публикует их в печати;
- организует повторные выборы;
- обеспечивает передачу в архив документов, связанных с подготовкой и проведением выборов;
- осуществляет другие полномочия в соответствии с настоящим Законом и уставом муниципального образования.
Статья 19. Полномочия территориальной и окружной избирательных комиссий
1. Территориальная избирательная комиссия:
- осуществляет контроль за соблюдением избирательных прав граждан и настоящего Закона при проведении выборов на соответствующей территории;
- координирует работу окружных и участковых избирательных комиссий;
- рассматривает заявления и жалобы на решения и действия (бездействие) нижестоящих избирательных комиссий, принимает по ним решения;
- обеспечивает всем кандидатам, избирательным объединениям, избирательным блокам равные условия для участия в предвыборной деятельности в пределах своих полномочий;
- составляет отдельные по каждому избирательному участку списки избирателей;
- обеспечивает доставку избирательных бюллетеней и других избирательных документов участковым избирательным комиссиям;
- организует досрочное голосование в помещении территориальной избирательной комиссии;
- устанавливает на основе протоколов участковых избирательных комиссий итоги голосования на своей территории и передает протоколы об итогах голосования в избирательную комиссию муниципального образования;
- обеспечивает передачу в избирательную комиссию муниципального образования документов, связанных с подготовкой и проведением выборов;
- осуществляет иные полномочия в соответствии с настоящим Законом и уставом муниципального образования.
2. Окружная избирательная комиссия:
- контролирует исполнение настоящего Закона на территории соответствующего избирательного округа;
- рассматривает жалобы (заявления) на решения и действия (бездействие) участковых избирательных комиссий и принимает по ним решения;
- регистрирует кандидатов по избирательному округу и их доверенных лиц;
- выдает кандидатам и их доверенным лицам удостоверения установленного образца;
- обеспечивает всем кандидатам, избирательным объединениям, избирательным блокам равные условия для участия в предвыборной деятельности в пределах своих полномочий;
- осуществляет контроль за поступлением и расходованием средств избирательных фондов;
- утверждает текст бюллетеней для голосования по избирательному округу;
- контролирует обеспечение участковых избирательных комиссий помещениями, транспортом, связью и рассматривает иные вопросы материально-технического обеспечения выборов;
- организует досрочное голосование избирателей в помещении окружной избирательной комиссии;
- устанавливает результаты выборов по избирательному округу и передает их в вышестоящую избирательную комиссию;
- обеспечивает передачу в архив документации, связанной с подготовкой и проведением выборов;
- осуществляет иные полномочия в соответствии с настоящим Законом и уставом муниципального образования.
Статья 20. Полномочия участковой избирательной комиссии
1. Участковая избирательная комиссия:
- уточняет списки избирателей по избирательному участку;
- за 3-1 дня до дня голосования проводит досрочное голосование избирателей, которые по тем или иным причинам будут отсутствовать в день выборов по месту жительства и не смогут прийти на избирательный участок;
- проводит ознакомление избирателей со списком избирателей, принимает и рассматривает заявления об ошибках и неточностях в списках избирателей и решает вопросы о внесении в него соответствующих изменений;
- оповещает избирателей о дне и месте голосования не позднее чем за 20 дней до дня голосования;
- обеспечивает подготовку помещения для голосования, избирательных ящиков и другого технологического оборудования, необходимого для работы комиссии;
- организует на своем избирательном участке голосование в день голосования;
- проводит подсчет голосов, определяет результаты голосования на избирательном участке, передает их в окружную избирательную комиссию;
- обеспечивает передачу документации, связанной с проведением и организацией выборов на избирательном участке, в окружную избирательную комиссию;
- рассматривает заявления и жалобы по вопросам подготовки выборов и организации голосования и принимает по ним решения;
- контролирует размещение предвыборных агитационных материалов на территории участка;
- осуществляет иные полномочия в соответствии с настоящим законом.
2. В случае проведения в одни те же сроки выборов в органы местного самоуправления и в органы государственной власти полномочия участковой избирательной комиссии по проведению муниципальных выборов, перечисленные в пункте 1 настоящей статьи, могут передаваться участковым избирательным комиссиям по проведению выборов в органы государственной власти.
Статья 21. Участие избирательной комиссии Калужской области в организации и проведении муниципальных выборов
Избирательная комиссия Калужской области:
- контролирует соблюдение избирательных прав граждан, в том числе заслушивает на заседаниях комиссии информацию избирательных комиссий муниципальных образований о соблюдении избирательных прав граждан при подготовке и проведении муниципальных выборов;
- оказывает организационно-техническую, методическую и правовую помощь избирательным комиссиям;
- контролирует соблюдение единых нормативов технологического оборудования, необходимого для работы избирательных комиссий;
- принимает меры по обеспечению единообразного использования на территории Калужской области государственной автоматизированной системы Российской Федерации "Выборы", законодательства и нормативных документов Центральной избирательной комиссии Российской Федерации;
- в случае выделения из бюджета Калужской области средств на проведение муниципальных выборов, распределяет их между избирательными комиссиями муниципальных образований и контролирует их целевое использование;
- устанавливает единую нумерацию избирательных участков в пределах области;
- определяет форму избирательного бюллетеня, списка избирателей и других избирательных документов, образцы печатей избирательных комиссий;
- издает инструкции и разъяснения о порядке применения настоящего Закона;
- обобщает итоги выборов депутатов и выборных должностных лиц муниципальных образований по Калужской области;
- отменяет решения избирательных комиссий муниципальных образований в случаях и в порядке, установленным пунктом 7 статьи 70 настоящего Закона;
- осуществляет иные полномочия, предусмотренные федеральными законами, настоящим Законом и иными законами Калужской области.
Статья 22. Статус членов избирательных комиссий
1. Членами избирательных комиссий с правом решающего голоса не могут быть депутаты Законодательного Собрания Калужской области, представительных органов местного самоуправления, выборные должностные лица органов государственной власти и органов местного самоуправления, судьи, кандидаты, зарегистрированные кандидаты, их доверенные лица, уполномоченные представители и доверенные лица избирательных объединений, избирательных блоков, выдвинувших кандидатов, члены избирательных комиссий с правом совещательного голоса, супруги и близкие родственники кандидатов или лица, которые находятся в непосредственном подчинении у кандидатов, зарегистрированных.
2. В настоящем Законе под "непосредственным подчинением" в соответствии с Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" понимаются служебные отношения между руководителем и подчиненным, при которых первый обладает в отношении последнего властно-распорядительными полномочиями, то есть имеет право принимать его на работу, увольнять или в пределах должностных полномочий отдавать ему приказы, распоряжения и указания, обязательные для исполнения, применять меры поощрения и дисциплинарного взыскания.
3. Член избирательной комиссии не может быть одновременно членом вышестоящей или нижестоящей избирательной комиссии.
4. Срок полномочий членов избирательных комиссий с правом решающего голоса истекает одновременно с прекращением полномочий этих избирательных комиссий.
5. Член избирательной комиссии с правом решающего голоса освобождается от своих обязанностей до истечения срока полномочий по решению органа, его назначившего, в случаях:
- подачи членом избирательной комиссии заявления в письменной форме о сложении своих полномочий;
- утраты членом избирательной комиссии гражданства Российской Федерации;
- вступления в законную силу обвинительного приговора суда в отношении члена избирательной комиссии;
- признания члена избирательной комиссии недееспособным, ограниченно дееспособным, безвестно отсутствующим или умершим решением суда, вступившим в законную силу;
- смерти члена избирательной комиссии;
- признания члена избирательной комиссии систематически не выполняющим обязанности на основании заявления соответствующей избирательной комиссии решением суда, вступившим в законную силу;
- появления оснований, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи.
Полномочия члена избирательной комиссии с правом решающего голоса также прекращаются в случае расформирования комиссии.
6. Орган, назначивший члена избирательной комиссии, обязан назначить нового члена избирательной комиссии вместо выбывшего по вышеуказанным обстоятельствам не позднее чем в месячный срок, а в период избирательной кампании - не позднее чем в недельный срок со дня его выбытия в соответствии с требованиями, установленными настоящим Законом.
7. Члены избирательной комиссии муниципального образования с правом решающего голоса могут работать в этой комиссии на постоянной (штатной) основе по решению избирательной комиссии муниципального образования. Размер и виды денежного содержания работающих на постоянной (штатной) основе членов комиссии устанавливаются:
- в муниципальных образованиях с количеством избирателей до 30000 - не ниже уровня оплаты труда руководителя самостоятельного структурного подразделения органа местного самоуправления (отдела, комитета, управления);
- в муниципальных образованиях с количеством избирателей свыше 30000 - не ниже уровня оплаты труда управляющих делами органа местного самоуправления.
Указанные расходы производтся в пределах средств, ежегодно выделяемых из бюджета муниципального образования на проведение выборов и обеспечение деятельности избирательной комиссии.
8. Председатель, заместитель председателя и секретарь территориальной, окружной, участковой избирательной комиссии, а также иные члены указанных комиссий могут работать в комиссиях в период подготовки и проведения выборов с отрывом от основной работы.
9. Председатель, заместитель председателя, секретарь, иной член избирательной комиссии муниципального образования, работающий на постоянной (штатной) основе, не может замещать государственные или иные муниципальные должности, находиться на государственной или муниципальной службе, заниматься предпринимательской и другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности.
10. Председатель, заместитель председателя и секретарь избирательной комиссии, а также иные члены избирательной комиссии муниципального образования, работающие на постоянной основе, несут ответственность за свои действия в соответствии с законодательством.
11. Члену избирательной комиссии с правом решающего голоса, освобожденному от основной работы на период подготовки и проведения выборов, сохраняется и выплачивается средний заработок по месту основной работы. Дополнительная оплата труда члена избирательной комиссии с правом решающего голоса, освобожденного от основной работы на период подготовки и проведения выборов, может производиться за счет средств, выделенных на проведение выборов, в размерах и порядке, установленных избирательной комиссией муниципального образования, а в случае финансирования муниципальных выборов из бюджета Калужской области - избирательной комиссией Калужской области.
12. Председатель, заместитель председателя, секретарь, иной член избирательной комиссии с правом решающего голоса в период проведения выборов не может быть привлечен без согласия прокурора Калужской области к уголовной ответственности, подвергнут мерам административного взыскания, налагаемым в судебном порядке.
13. Член избирательной комиссии с правом решающего голоса в период проведения выборов не может быть по инициативе администрации (работодателя) уволен или без его согласия переведен на другую работу.
14. После регистрации избирательной комиссией кандидата, данный кандидат вправе назначить в соответствующую избирательную комиссию и в нижестоящие комиссии по одному члену комиссии с правом совещательного голоса.
15. Член избирательной комиссии с правом совещательного голоса обладает всей полнотой прав члена комиссии с правом решающего голоса при решении вопросов подготовки и проведения выборов, за исключением права:
- выдавать избирательные бюллетени;
- участвовать в сортировке и подсчете избирательных бюллетеней;
- составлять протокол об итогах голосования, результатах выборов;
- участвовать в голосовании по вопросу, отнесенному к компетенции соответствующей избирательной комиссии;
- подписывать решения избирательной комиссии.
16. Член избирательной комиссии с правом как решающего, так и совещательного голоса:
- заблаговременно извещается о заседаниях соответствующей избирательной комиссии;
- вправе выступать на заседании избирательной комиссии, вносить предложения по вопросам, входящим в компетенцию соответствующей избирательной комиссии и требовать проведения по данным вопросам голосования;
- вправе задавать другим участникам заседания избирательной комиссии вопросы в соответствии с повесткой дня и получать на них ответы по существу;
- вправе знакомиться с любыми документами и материалами (в том числе со списками избирателей, избирательными бюллетенями), включая документы и материалы, находящиеся на машиночитаемых носителях соответствующей и нижестоящей избирательных комиссий, и получать копии этих документов и материалов (за исключением списков избирателей, избирательных бюллетеней), требовать заверения этих копий;
- вправе обжаловать действия (бездействие) избирательной комиссии в соответствующую вышестоящую комиссию или в суд.
17. Полномочия членов избирательных комиссий с правом совещательного голоса в случаях если кандидаты, их назначившие, были избраны, продолжаются до окончания регистрации кандидатов на следующих выборах депутатов, выборных должностных лиц местного самоуправления, а полномочия остальных членов избирательных комиссий с правом совещательного голоса прекращаются через 30 дней после официального опубликования результатов выборов.
Полномочия члена избирательной комиссии с правом совещательного голоса могут быть прекращены по решению лица, назначившего его, и переданы другому лицу.
Статья 23. Расформирование избирательной комиссии
1. В случае нарушения избирательной комиссией муниципального образования, территориальной, окружной, участковой избирательной комиссией избирательных прав граждан, повлекшего признание недействительными итогов голосования на соответствующей территории либо результатов выборов в порядке, установленном настоящим Законом, избирательная комиссия может быть расформирована районным судом.
2. С заявлением в суд о расформировании избирательной комиссии вправе обратиться группа депутатов численностью не менее одной трети от общего числа депутатов Законодательного Собрания Калужской области, либо группа депутатов представительного органа местного самоуправления численностью не менее одной трети от общего числа депутатов этого органа, а также Центральная избирательная комиссия Российской Федерации, избирательная комиссия Калужской области.
3. Заявление о расформировании избирательной комиссии принимается к рассмотрению немедленно и решение по нему выносится не позднее чем через 14 дней. Дело о расформировании избирательной комиссии рассматривается судом коллегиально.
4. Представительный орган местного самоуправления обязан сформировать соответствующую избирательную комиссию не позднее чем через 14 дней после вступления в силу решения суда о расформировании избирательной комиссии.
5. Расформирование избирательной комиссии не влечет прекращения полномочий членов соответствующей избирательной комиссии с правом совещательного голоса.
Статья 24. Гласность в деятельности избирательных комиссий
1. Подготовка и проведение муниципальных выборов осуществляется открыто и гласно.
2. Решения избирательных комиссий, органов местного самоуправления, связанные с подготовкой и проведением муниципальных выборов, публикуются в средствах массовой информации, указанных в пункте 1 статьи 38 настоящего Закона за счет средств текущего бюджетного финансирования этих средств массовой информации.
3. На всех заседаниях соответствующей избирательной комиссии вправе присутствовать члены вышестоящих избирательных комиссий, зарегистрированный кандидат или его доверенное лицо, уполномоченные представители избирательных объединений, избирательных блоков, выдвинувших зарегистрированных кандидатов. Для присутствия на заседаниях указанным лицам не требуется дополнительное разрешение. Соответствующая избирательная комиссия обязана обеспечить оповещение указанных лиц и их свободный доступ на заседания. На заседаниях также вправе присутствовать представители средств массовой информации.
4. В день голосования с момента начала работы участковой избирательной комиссии и до получения сообщения о принятии соответствующей избирательной комиссией протокола об итогах голосования, а также при повторном подсчете голосов избирателей на избирательных участках вправе присутствовать лица, перечисленные в пункте 3 настоящей статьи, а также наблюдатели, представители средств массовой информации, иностранные (международные) наблюдатели.
5. Всем членам избирательной комиссии, наблюдателям, иным лицам, указанным в пункте 3 настоящей статьи, должен быть обеспечен доступ в помещение участковой избирательной комиссии, сформированной на избирательном участке, образованном в воинской части, больнице, санатории, доме отдыха, следственном изоляторе и изоляторе временного содержания, а также в помещение для голосования на этом избирательном участке.
6. Наблюдатели, представители средств массовой информации, иностранные (международные) наблюдатели вправе присутствовать в иных избирательных комиссиях при установлении ими итогов голосования, определении результатов выборов, составлении соответствующих протоколов об итогах голосования, а также при повторном подсчете голосов избирателей.
7. Полномочия наблюдателя, назначенного зарегистрированным кандидатом, избирательным объединением, избирательным блоком, общественным объединением, должны быть удостоверены в письменной форме лицами или объединениями, чьи интересы представляет данный наблюдатель, с указанием фамилии, имени и отчества наблюдателя, адреса его места жительства, а также номера избирательного участка, наименования избирательной комиссии, куда он направляется. Данный документ действителен при предъявлении паспорта или заменяющего его документа. Предварительное уведомление о направлении наблюдателя не требуется.
8. Наблюдатели и иные лица, указанные в пункте 3 настоящей статьи, вправе:
- знакомиться со списками избирателей;
- находиться в помещении для голосования соответствующего избирательного участка в день голосования в любое время в период, указанный в пункте 4 настоящей статьи;
- присутствовать при голосовании избирателей вне помещения для голосования;
- наблюдать за подсчетом числа граждан, внесенных в списки избирателей, избирательных бюллетеней, выданных избирателям, погашенных избирательных бюллетеней;
- наблюдать за подсчетом голосов избирателей на избирательном участке на расстоянии и в условиях, обеспечивающих им обозримость содержания бюллетеней для голосования;
- знакомиться с любым заполненным или незаполненным избирательным бюллетенем при подсчете голосов избирателей;
- наблюдать за составлением избирательной комиссией протокола об итогах голосования и иных документов в период, указанный в пункте 4 настоящей статьи;
- обращаться к председателю участковой избирательной комиссии, а в случае его отсутствия - к замещающему его лицу с предложениями и замечаниями по вопросам организации голосования;
- знакомиться с протоколом участковой избирательной комиссии об итогах голосования, а также с протоколом окружной избирательной комиссии о результатах выборов, изготавливать или получать от соответствующей избирательной комиссии копии указанных протоколов и приложенных к ним документов, а также иных документов, поступивших в соответствующие избирательные комиссии либо составленных этими комиссиями в период, указанный в пункте 4 настоящей статьи, в том числе список лиц, присутствовавших при голосовании. По требованию наблюдателя избирательная комиссия обязана выдать или заверить указанные копии;
- обжаловать действия (бездействие) избирательной комиссии в вышестоящую избирательную комиссию или в суд в порядке, установленном федеральным законодательством и настоящим Законом;
- присутствовать при повторном подсчете голосов избирателей в соответствующих комиссиях.
9. Наблюдатели и иные лица, указанные в пункте 3 настоящей статьи, не вправе:
- выдавать избирателям избирательные бюллетени;
- расписываться за избирателя в получении избирательных бюллетеней;
- заполнять за избирателя избирательные бюллетени;
- предпринимать действия, нарушающие тайну голосования;
- принимать непосредственное участие в подсчете избирательных бюллетеней, проводимом членами избирательной комиссии с правом решающего голоса;
- совершать действия, препятствующие работе избирательной комиссии;
- участвовать в принятии решений избирательной комиссией.
10. Представители средств массовой информации вправе знакомиться с протоколами избирательных комиссий об итогах голосования и результатах выборов, изготавливать либо получать от соответствующей избирательной комиссии копии указанных протоколов и приложенных к ним документов. По требованию представителя средства массовой информации избирательная комиссия обязана заверить копию протокола об итогах голосования или результатах выборов.
11. Копии протоколов и иные документы избирательных комиссий заверяются председателем или секретарем избирательной комиссии. При этом указанные лица делают в заверяемом документе запись "Копия верна", расписываются и ставят печать соответствующей избирательной комиссии.
12. Деятельность иностранных (международных) наблюдателей регулируется федеральными конституционными законами и федеральными законами.
Статья 25. Организация деятельности избирательных комиссий
1. Деятельность избирательных комиссий осуществляется коллегиально.
2. Избирательная комиссия правомочна приступить к работе, если ее состав сформирован не менее чем на две трети от установленного состава.
3. Председатель, заместитель председателя и секретарь избирательной комиссии избираются из числа членов избирательной комиссии тайным голосованием на первом ее заседании.
4. Заседания избирательной комиссии созываются председателем или по его поручению заместителем председателя избирательной комиссии, а также по требованию не менее одной трети членов избирательной комиссии с правом решающего голоса.
5. Член избирательной комиссии с правом решающего голоса обязан присутствовать на всех заседаниях избирательной комиссии.
6. Заседание избирательной комиссии является правомочным, если на нем присутствует большинство от установленного числа членов избирательной комиссии с правом решающего голоса.
7. Решения избирательной комиссии об избрании председателя, заместителя председателя и секретаря избирательной комиссии, по вопросам финансового обеспечения подготовки и проведения выборов, о регистрации кандидатов, об отмене регистрации кандидатов, об итогах голосования или о результатах выборов, о признании выборов несостоявшимися или недействительными, о проведении повторного голосования или повторных выборов, об отмене решения избирательной комиссии в порядке, предусмотренном пунктом 3 статьи 15 и пунктом 6 статьи 70 настоящего Закона, принимаются на заседании соответствующей избирательной комиссии большинством голосов от установленного числа членов избирательной комиссии с правом решающего голоса.
8. Решения избирательной комиссии по иным вопросам принимаются большинством голосов от числа присутствующих членов избирательной комиссии с правом решающего голоса.
9. При принятии решений избирательной комиссией в случае равного числа голосов "за" и "против" голос председателя избирательной комиссии является решающим.
10. Решения избирательной комиссии подписываются председателем и секретарем избирательной комиссии.
11. Члены избирательной комиссии, не согласные с решением, принятым комиссией, вправе в письменной форме высказать особое мнение, которое должно быть рассмотрено этой комиссией, отражено в ее протоколе, приложено к нему и доведено председателем комиссии до сведения вышестоящей избирательной комиссии не позднее чем в трехдневный срок, а в день голосования и в день, следующий за днем голосования - незамедлительно.
12. Избирательные комиссии могут привлекать к выполнению работ, связанных с подготовкой и проведением выборов, нештатных работников по трудовым соглашениям.
Статья 26. Содействие в реализации полномочий избирательных комиссий
1. Государственные органы, органы местного самоуправления, учреждения, организации, предприятия с государственным участием, а также их должностные лица обязаны оказывать содействие избирательным комиссиям в реализации их полномочий, в частности предоставлять необходимые помещения, транспорт, средства связи, техническое оборудование, сведения и материалы, давать ответы на обращения избирательных комиссий в пятидневный срок, а за 5 дней до выборов и в день выборов - незамедлительно.
2. Средства массовой информации, указанные в пункте 1 статьи 38 настоящего Закона, должны предоставлять избирательным комиссиям возможность для размещения своей печатной информации в порядке, установленном федеральными законами, настоящим Законом, иными законами Калужской области.
3. Общественные объединения, предприятия, учреждения, организации, средства массовой информации, не указанные в пункте 1 статьи 38 настоящего Закона, а также их должностные лица обязаны предоставлять избирательным комиссиям необходимые сведения и материалы, давать ответы на обращения избирательных комиссий в пятидневный срок, а за 5 дней до выборов и в день выборов незамедлительно.
Губернатор
Калужской области |
В.В.Сударенков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Закон Калужской области от 30 ноября 1998 г. N 27-ОЗ "О муниципальных выборах в Калужской области"
Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования
Текст Закона опубликован в газете "Весть" от 17 декабря 1998 г. N 292-294
Законом Калужской области от 17 декабря 1999 г. N 42-ОЗ настоящий Закон признан утратившим силу