Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Глава VI. Предвыборная агитация
Статья 36. Право на предвыборную агитацию
1. Граждане Российской Федерации, зарегистрированные кандидаты, избирательные объединения, избирательные блоки, общественные объединения, политические партии вправе в допускаемых законом формах и законными методами вести агитацию за участие в выборах, за или против любого зарегистрированного кандидата и вправе самостоятельно определять форму и характер своей агитации.
2. Зарегистрированным кандидатам, избирательным объединениям, избирательным блокам гарантируются равные условия доступа к средствам массовой информации.
3. Агитация при проведении выборов может проводиться:
- через средства массовой информации;
- путем проведения массовых мероприятий (собраний и встреч с избирателями, публичных дебатов и дискуссий, митингов, шествий, демонстраций);
- путем выпуска и распространяя агитационных печатных, аудиовизуальных и иных материалов;
- в других установленных законом формах.
4. Предвыборную агитацию запрещено проводить нижеследующим организациям и лицам:
- государственным органам, органам местного самоуправления;
- лицам, замещающим государственные и муниципальные должности, государственным и муниципальным служащим, военнослужащим при исполнении ими своих должностных или служебных обязанностей;
- благотворительным организациям и религиозным объединениям;
- членам избирательных комиссий с правом решающего голоса.
Статья 37. Сроки проведения агитации
1. Проведение предвыборной агитации начинается со дня регистрации кандидата и прекращается в ноль часов за сутки до дня голосования.
2. В день голосования и в предшествующий день любая предвыборная агитация запрещается. Агитационные печатные материалы, ранее размещенные вне зданий и помещений избирательных комиссий в порядке, установленном федеральным законодательством, сохраняются на прежних местах.
3. В течение 3 дней до дня голосования, а также в день голосования не допускается опубликование в средствах массовой информации результатов опросов общественного мнения, прогнозов результатов выборов и иных исследований, связанных с выборами.
4. Предвыборная агитация в средствах массовой информации, указанных в пункте 1 статьи 38 настоящего Закона, начинается после проведения жеребьевки между кандидатами с целью распределения эфирного времени и печатной площади.
5. Предвыборная агитация в средствах массовой информации, не указанных в пункте 1 статьи 38 настоящего Закона, может начинаться со дня регистрации кандидата в соответствии с договором, заключенным между кандидатом и средством массовой информации.
Статья 38. Общие условия доступа зарегистрированных кандидатов к средствам массовой информации
1. Средства массовой информации, учредителями (соучредителями) которых являются муниципальные органы, организации, учреждения, либо которые финансируются полностью или частично за счет средств местного бюджета или иных средств органов местного самоуправления, а также средства массовой информации, которые имеют льготы по уплате налогов и обязательных платежей в местный бюджет по сравнению с другими средствами массовой информации, обязаны обеспечить зарегистрированным кандидатам равные возможности проведения предвыборной агитации. Перечень указанных средств массовой информации публикуется избирательной комиссией муниципального образования не позднее чем на пятнадцатый день после опубликования решения о назначении выборов.
2. Средства массовой информации, не указанные в пункте 1 настоящей статьи, вправе на договорной основе предоставить эфирное время или печатную площадь зарегистрированным кандидатам. Оплата эфирного времени и печатной площади должна осуществляться исключительно на равных основаниях через соответствующие избирательные фонды.
3. Размер оплаты эфирного времени и печатной площади должен быть опубликован соответствующими средствами массовой информации не позднее чем за 45 дней до дня голосования.
Статья 39. Условия проведения предвыборной агитации по телевидению и радио
1. Зарегистрированные кандидаты имеют право на предоставление им на каналах теле-радиокомпаний, указанных в пункте 1 статьи 38 настоящего Закона и осуществляющих телевизионное вещание и радиовещание на территорию муниципального образования бесплатного эфирного времени в порядке, установленном избирательной комиссией муниципального образования в соответствии с настоящим Законом. Это эфирное время должно приходиться на период, когда теле- и радиопрограммы собирают наибольшую аудиторию. Общий объем бесплатного времени, выделяемого каждой региональной, местной телерадиокомпанией для проведения агитации на муниципальных выборах должен быть не менее 30 минут, а случае если общее время вещания телерадиокомпании составляет менее двух часов, не менее одной четвертой общего объема времени вещания в рабочие дни.
2. Распределение бесплатного эфирного времени между зарегистрированными кандидатами осуществляется на равных основаниях путем жеребьевки, проводимой избирательной комиссией муниципального образования с участием представителей соответствующей теле-радиокомпании и лиц, указанных в пункте 3 статьи 24 настоящего Закона.
3. Не менее одной трети от общего объема выделяемого бесплатного эфирного времени отводится кандидатам для совместного проведения дискуссий, "круглых столов" и иных агитационных мероприятий. К использованию этой доли бесплатного времени все зарегистрированные кандидаты, избирательные объединения, избирательные блоки должны быть допущены на равных основаниях.
4. Телерадиокомпании, относящиеся к средствам массовой информации, указанным в пункте 1 статьи 38 настоящего Закона, обязаны резервировать платное эфирное время для проведения агитации зарегистрированными кандидатами. Платное эфирное время должно предоставляться на условиях договора. Размер оплаты должен быть единым для всех кандидатов. При этом каждый вправе использовать из общего объема зарезервированного эфирного времени долю, полученную в результате деления этого объема на общее число зарегистрированных кандидатов. Общий объем резервируемого платного эфирного времени не может быть меньше общего объема бесплатного эфирного времени, выделяемого в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи.
5. Расходы теле-радиокомпаний, связанные с предоставлением бесплатного эфирного времени, покрываются за счет текущего бюджетного финансирования теле-радиокомпаний.
6. Теле- и радиопрограммы, связанные с выборами, а также выступления зарегистрированных кандидатов, представителей избирательных объединений, избирательных блоков не должны прерываться рекламой товаров или услуг или другими сообщениями подобного характера.
7. В информационных теле- и радиопрограммах сообщения о проведении предвыборной агитации должны даваться, как правило, отдельным блоком в начале указанных программ без комментариев.
8. Теле- и радиопрограммы, содержащие предвыборную агитацию, выпускаются в эфир с параллельной видео- и аудиозаписью, которая хранится в течение 6 месяцев со дня выхода указанных программ в эфир.
Статья 40. Проведение предвыборной агитации в газетах, журналах и других периодических печатных изданиях
1. Периодические печатные издания, относящиеся к средствам массовой информации, указанным в пункте 1 статьи 38 настоящего Закона, которые выходят не реже одного раза в неделю и распространяются на территории муниципального образования, за исключением изданий, учрежденных органами местного самоуправления исключительно для публикации официальных сообщений и материалов, нормативных и иных актов, должны выделять на равных условиях (размеры предоставляемой печатной площади, место на полосе, шрифт и иные условия) печатные площади для публикации материалов, предоставляемых кандидатами. При этом не менее 50 процентов этой печатной площади должно предоставляться бесплатно за счет средств текущего бюджетного финансирования соответствующего средства массовой информации
2. Порядок бесплатного предоставления печатной площади зарегистрированным кандидатам и минимальный размер таких площадей устанавливается избирательной комиссией муниципального образования и публикуется в соответствующих изданиях не позднее чем за 55 дней до дня голосования. Очередность бесплатного предоставления печатной площади зарегистрированным кандидатам определяется путем жеребьевки, проводимой избирательной комиссией муниципального образования в присутствии представителей соответствующих изданий и лиц, указанных в пункте 3 статьи 24 настоящего Закона. Результаты жеребьевки оформляются протоколом избирательной комиссии.
3. Расходы печатных изданий, связанные с бесплатным предоставлением зарегистрированным кандидатам печатных площадей, покрываются за счет текущего бюджетного финансирования данных изданий.
4. Предоставление печатных площадей соответствующим лицам за плату производится на условиях договора. Размер оплаты должен быть единым для всех зарегистрированных кандидатов. При этом каждый вправе получить печатную площадь в пределах доли, полученной в результате деления объема печатных площадей, предоставляемых за плату, на общее число зарегистрированных кандидатов. Дата опубликования агитационного печатного материала определяется жеребьевкой, проводимой редакцией периодического печатного издания с участием заинтересованных лиц.
5. При публикации результатов опросов общественного мнения, связанных с выборами, средства массовой информации обязаны указывать организацию, проводившую опрос, время его проведения, число опрошенных (выборку), метод сбора информации, точную формулировку вопроса, статистическую оценку возможной погрешности.
6. Публикация предвыборных агитационных материалов, осуществляемая в соответствии с настоящей статьей, не должна сопровождаться редакционными комментариями.
Статья 41. Условия проведения агитации посредством проведения массовых мероприятий
1. Органы местного самоуправления муниципального образования обязаны оказывать содействие зарегистрированным кандидатам, их доверенным лицам, избирательным объединениям, избирательным блокам, группам избирателей в организации собраний и встреч с гражданами, публичных дебатов и дискуссий, митингов, демонстраций, шествий, обеспечивать безопасность при проведении массовых мероприятий.
2. Заявления о выделении помещений для проведения таких собраний, встреч, дебатов и дискуссий рассматриваются органами местного самоуправления не позднее 3 дней со дня их подачи.
3. Заявки организаторов митингов, демонстраций и шествий рассматриваются органами местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.
4. По заявке муниципальной или окружных избирательных комиссий пригодные для проведения массовых мероприятий помещения, находящиеся в муниципальной собственности, безвозмездно предоставляются на установленное избирательной комиссией время в пользование зарегистрированным кандидатам, их доверенным лицам, уполномоченным представителям инициаторов выдвижения независимого кандидата, избирательных объединений и избирательных блоков, выдвинувших зарегистрированного кандидата, для встреч с избирателями. В случае если указанное помещение было предоставлено для проведения массовых мероприятий в пользу одного из зарегистрированных кандидатов, собственник помещения не вправе отказать в проведении массового мероприятия в пользу иного зарегистрированного кандидата. При этом избирательные комиссии обязаны обеспечить равные возможности проведения массовых мероприятий в интересах каждого зарегистрированного кандидата.
5. Кандидат, избирательное объединение, избирательный блок вправе заключать договоры об аренде зданий, помещений для проведения встреч с избирателями, собраний, митингов, публичных дебатов и иных массовых агитационных мероприятий. Размер арендной платы за здания, помещения, находящиеся в муниципальной собственности, должен быть единым для всех кандидатов, избирательных объединений, избирательных блоков, и оплата должна производиться исключительно из средств соответствующего избирательного фонда.
6. Здания и сооружения, включенные в Государственный свод особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации, не могут предоставляться для целей проведения массовых предвыборных мероприятий.
7. Встречи зарегистрированных кандидатов и их доверенных лиц, представителей избирательных объединений, избирательных блоков с избирателями-военнослужащими проводятся за пределами воинской части. При проведении таких встреч всем зарегистрированным кандидатам и их доверенным лицам, избирательным объединениям и избирательным блокам обеспечиваются равные условия.
Статья 42. Условия выпуска и распространения агитационных печатных, аудиовизуальных и иных агитационных материалов
1. Зарегистрированные кандидаты, избирательные объединения и избирательные блоки вправе выпускать печатные, аудиовизуальные и иные агитационные материалы. Один экземпляр каждого агитационного материала должен предоставляться в избирательную комиссию, зарегистрировавшую соответствующего кандидата не позднее чем через 2 дня после их выпуска. Распространение агитационных материалов, образцы которых не представлены в избирательную комиссию, запрещается.
2. Все агитационные материалы должны содержать следующую информацию: наименование и адреса организаций, фамилии, имена, отчества и адреса мест жительства лиц, изготовивших данные материалы, наименование организации, фамилию, имя, отчество лиц, заказавших изготовление этих материалов, размер тиража и дату выпуска. Распространение агитационных материалов, не содержащих указанную информацию, запрещается.
3. Агитационные печатные материалы могут быть вывешены в любом помещении, на любом здании, сооружении или другом объекте с согласия владельца или собственника указанных объектов. Вывешивание агитационных печатных материалов на памятниках, обелисках, зданиях, сооружениях, имеющих историческую, культурную и архитектурную ценность, в помещениях избирательных комиссий и помещениях для голосования, а также у входа в них запрещается.
4. Глава муниципального образования или иное уполномоченное должностное лицо (орган) местного самоуправления по предложению избирательной комиссии муниципального образования обязаны не позднее чем за 20 дней до дня выборов на территории каждого избирательного участка выделить специальные места для вывешивания агитационных печатных материалов. Они должны быть удобны для посещения избирателями, в пределах каждого избирательного участка должно быть хотя бы одно такое место. Зарегистрированным кандидатам, избирательным объединениям, избирательным блокам должны быть обеспечены равные условия для размещения агитационных печатных материалов, в частности, выделена равная площадь на кандидата.
5. Избирательная комиссия, поставленная в известность о распространении подложных агитационных материалов либо материалов, не содержащих информацию, указанную в пункте 2 настоящей статьи, принимает меры по пресечению такой деятельности и вправе обратиться в соответствующие правоохранительные и иные органы с представлением о пресечении противоправной агитационной деятельности и об изъятии незаконных агитационных материалов.
Статья 43. Недопустимость злоупотребления правом на проведение агитации
1. Избирательные комиссии контролируют соблюдение установленного порядка проведения предвыборной агитации.
2. При проведении предвыборной агитации не допускается злоупотребление свободой массовой информации; в частности, агитация, возбуждающая социальную, расовую, национальную ненависть и вражду, призывы к захвату власти, насильственному изменению конституционного строя и нарушению целостности государства, пропаганда войны, а также иные формы злоупотребления свободой массовой информации, запрещенные федеральными законами.
3. Зарегистрированным кандидатам и их доверенным лицам, избирательным объединениям, избирательным блокам и их уполномоченным представителям, а также иным организациям, прямо или косвенно участвующим в предвыборной агитации, запрещается осуществлять подкуп избирателей: вручать им денежные средства, подарки и иные материальные ценности, иначе как за выполнение организационной работы (дежурство на избирательных участках, сбор подписей и агитационную работу), проводить льготную распродажу товаров, бесплатно распространять любые товары, за исключением печатных, в том числе иллюстративных, материалов и значков, специально изготовленных для предвыборной агитации, а также предоставлять услуги безвозмездно или на льготных условиях. Зарегистрированные кандидаты, избирательные объединения, избирательные блоки и их уполномоченные представители и иные лица и организации при проведении агитации не вправе воздействовать на избирателей обещаниями передачи им (в том числе по итогам голосования) денежных средств, ценных бумаг и других материальных благ, а также предоставления услуг на иных условиях, чем это предусмотрено законом.
4. Зарегистрированные кандидаты и их доверенные лица, избирательные объединения, избирательные блоки с момента их регистрации и до опубликования результатов выборов не вправе заниматься благотворительной деятельностью, в том числе и за пределами избирательного округа, в котором выдвинут кандидат.
5. В период проведения предвыборной агитации средства массовой информации, указанные в пункте 1 статьи 38 настоящего Закона, не вправе распространять информацию, способную нанести ущерб чести, достоинству или деловой репутации зарегистрированных кандидатов, если эти средства массовой информации не могут предоставить зарегистрированному кандидату возможность опубликовать (передать в эфир) опровержение или иные разъяснения в защиту своей репутации до окончания срока предвыборной агитации.
6. В случае нарушения зарегистрированным кандидатом, избирательным объединением, избирательным блоком пункта 2 настоящей статьи соответствующая избирательная комиссия, а также иные органы, организации и граждане в соответствии с настоящим Законом вправе обратиться в суд с представлением об отмене регистрации кандидата. В случае нарушения зарегистрированным кандидатом, избирательным объединением, избирательным блоком иных правил проведения предвыборной агитации, установленных статьями 36 - 43 настоящего Закона, соответствующая избирательная комиссия вправе обратиться в правоохранительные или иные органы с представлением о пресечении противоправной агитационной деятельности, а также отменить решение о регистрации кандидата.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.