Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Глава VIII. Голосование и определение результатов выборов
Статья 56. Помещение для голосования
1. Помещение для голосования безвозмездно предоставляется в распоряжение участковой избирательной комиссии главой муниципального образования.
2. В помещении для голосования должен быть зал, в котором размещаются кабины или иные специально оборудованные места для тайного голосования, оснащенные средствами освещения и снабженные письменными принадлежностями (применение карандашей не допускается).
3. Внутри помещения для голосования или непосредственно перед ним участковая избирательная комиссия оборудует стенд, на котором размещаются образцы заполненных избирательных бюллетеней и информация обо всех зарегистрированных кандидатах. Образцы заполненных избирательных бюллетеней не должны содержать фамилии кандидатов, баллотирующихся при проведении данных выборов. Информационные материалы о кандидатах не должны содержать агитационных призывов.
4. Участковая избирательная комиссия помещает на информационном стенде список всех кандидатов, которые сняли свои кандидатуры после того, как были напечатаны избирательные бюллетени.
5. В помещении для голосования должна быть увеличенная форма протокола об итогах голосования, предназначенная для занесения в нее данных об итогах голосования по мере их установления.
6. Помещение для голосования должно быть оборудовано таким образом, чтобы места выдачи избирательных бюллетеней, кабины и ящики для голосования одновременно находились в поле зрения членов участковой избирательной комиссии и наблюдателей.
Статья 57. Избирательный бюллетень
1. Для проведения выборов каждый избиратель получает избирательный бюллетень для голосования.
2. Форма и текст избирательного бюллетеня, а также порядок изготовления бюллетеней, их число, требования, предъявляемые к изготовлению бюллетеней, утверждаются избирательной комиссией, зарегистрировавшей кандидатов, не позднее чем за 25 дней до дня голосования в соответствии с требованиями настоящей статьи.
3. Текст избирательного бюллетеня должен быть размещен только на одной стороне избирательного бюллетеня и должен содержать разъяснение о порядке его заполнения.
4. В случае проведения голосования за кандидатов избирательный бюллетень должен содержать в алфавитном порядке фамилии, имена и отчества всех зарегистрированных кандидатов, а также их год рождения, адрес места жительства, основное место работы или службы, род занятий. Если кандидат выдвинут избирательным объединением или избирательным блоком, в бюллетене указывается наименование такого избирательного объединения или избирательного блока.
5. Принадлежность кандидата к общественному объединению указывается в избирательном бюллетене по желанию самого кандидата.
6. Справа от данных о каждом кандидате помещается пустой квадрат. В конце перечня кандидатов помещается строка "Против всех кандидатов" с расположенным справа от нее пустым квадратом.
7. Избирательные бюллетени изготовляются не позднее чем за 20 дней до дня голосования по распоряжению избирательной комиссии муниципального образования и являются документами строгой отчетности. Количество избирательных бюллетеней, изготовленных для проведения голосования, не должно превышать числа зарегистрированных избирателей более чем на 3 процента.
8. Избирательные бюллетени изготавливаются под наблюдением не менее двух членов избирательной комиссии с правом решающего голоса, которые осуществляют непосредственный контроль в процессе всего технологического цикла изготовления бюллетеней. При этом вправе присутствовать лица, перечисленные в пункте 3 статьи 24.
До окончания изготовления всего тиража избирательные бюллетени по мере изготовления складируются в отдельном помещении, опечатываемом печатями избирательной комиссии муниципального образования и администрации типографии.
9. Типография после выбраковки передает по акту избирательные бюллетени не менее чем двум уполномоченным на это членам избирательной комиссии муниципального образования с правом решающего голоса. После передачи бюллетеней в количестве, соответствующем заказу, работники типографии в присутствии членов избирательной комиссии уничтожают отбракованные и лишние избирательные бюллетени, о чем составляется акт, который подписывается всеми присутствующими лицами. При этом вправе присутствовать лица, перечисленные в пункте 3 статьи 24.
10. Избирательная комиссия муниципального образования передает по акту бюллетени нижестоящим избирательным комиссиям не позднее чем за 4 дня до дня голосования.
11. Ответственность за правильность передачи избирательных бюллетеней несут председатели избирательных комиссий, осуществляющих передачу и получение бюллетеней.
12. Количество избирательных бюллетеней, передаваемых по акту участковой избирательной комиссии, определяется решением избирательной комиссии муниципального образования. При этом количество избирательных бюллетеней, передаваемых участковой избирательной комиссии, не должно превышать числа избирателей, включенных в список избирателей по избирательному участку на день передачи бюллетеней, более чем на 0,5 процента.
13. До дня голосования бюллетени должны храниться в опечатываемом и охраняемом помещении.
14. На лицевой стороне избирательного бюллетеня в правом верхнем углу ставятся подписи двух членов участковой избирательной комиссии, которые заверяются печатью участковой избирательной комиссии. Избирательные бюллетени, не заверенные участковой избирательной комиссией (за исключением бюллетеней, заверенных избирательной комиссией муниципального образования или окружной избирательной комиссией в случае досрочного голосования в соответствии с настоящим Законом), признаются избирательными бюллетенями неустановленной формы и при подсчете голосов не учитываются.
15. В случае выбытия некоторых кандидатов после изготовления избирательных бюллетеней участковые избирательные комиссии по указанию вышестоящей избирательной комиссии вычеркивают в бюллетенях данные об этих кандидатах.
Статья 58. Досрочное голосование
1. Избиратель, который в день голосования будет отсутствовать по месту жительства и не сможет прийти в участковую избирательную комиссию, может проголосовать досрочно, заполнив избирательный бюллетень в помещении окружной (территориальной) избирательной комиссии или избирательной комиссии муниципального образования, в случае если окружная избирательная комиссия не создана (за 15 - 4 дня до дня голосования) либо в помещении участковой избирательной комиссии (не ранее чем за 3 дня до дня голосования). Для этого в помещении соответствующей избирательной комиссии должны присутствовать не менее двух членов этой комиссии с правом решающего голоса. Досрочное голосование проводится только в установленное решением соответствующей избирательной комиссией время, которое должно быть доведено до сведения избирателей через средства массовой информации или иным способом. Избирательная комиссия обязана при этом обеспечить тайну голосования, исключить возможность искажения волеизъявления избирателя, обеспечить сохранность избирательных бюллетеней и учет голоса избирателя при установлении итогов голосования и определения результатов выборов.
2. Если избиратель голосует в помещении избирательной комиссии муниципального образования или окружной (территориальной) избирательной комиссии, то на лицевой стороне выдаваемого ему избирательного бюллетеня в правом верхнем углу ставятся подписи двух членов соответствующей избирательной комиссии, которые заверяются печатью комиссии. Соответствующая избирательная комиссия составляет список избирателей, проголосовавших досрочно. Участковая избирательная комиссия продолжает составление списка избирателей, проголосовавших досрочно.
3. Получение избирателем бюллетеня должно быть удостоверено подписью избирателя в списке избирателей, проголосовавших досрочно. Избиратель помещает заполненный избирательный бюллетень в конверт, который затем заклеивается и передается дежурному члену избирательной комиссии. Два члена комиссии ставят свои подписи на месте склейки на конверте, которые заверяются печатью комиссии, а также подписью избирателя, проголосовавшего досрочно.
4. Запечатанные конверты с избирательными бюллетенями хранятся у секретаря избирательной комиссии в помещении избирательной комиссии до момента передачи всех бюллетеней в участковую избирательную комиссию, а в помещении участковой избирательной комиссии - до дня голосования.
5. Избирательная комиссия муниципального образования или окружные избирательные комиссии передают список избирателей, проголосовавших досрочно, и конверты с заполненными избирательными бюллетенями соответствующей участковой избирательной комиссии не позднее чем за 3 дня до дня голосования.
Статья 59. Порядок голосования
1. Окружные и участковые избирательные комиссии оповещают избирателей о месте и времени голосования не позднее чем за 20 дней до дня проведения голосования через средства массовой информации или иным способом, а о проведении досрочного - не позднее чем за 5 дней до дня начала досрочного голосования.
2. Голосование проводится с 8 до 22 часов в календарный выходной день.
3. В 8 часов в день голосования председатель участковой избирательной комиссии объявляет помещение для голосования открытым. Председатель предъявляет членам избирательной комиссии, присутствующим избирателям и наблюдателям пустые стационарные и переносные ящики для голосования, которые вслед за этим опечатываются.
4. Председатель участковой избирательной комиссии должен затем предъявить запечатанные конверты с избирательными бюллетенями, заполненными избирателями, проголосовавшими досрочно. При этом проверяется сохранность каждого конверта и наличие заверительных подписей и печатей. Проверяется также соответствие количества конвертов количеству записей в списке избирателей, проголосовавших досрочно. Затем конверты поочередно вскрываются, и извлеченные оттуда избирательные бюллетени помещаются в стационарный ящик для голосования, при этом должна быть соблюдена тайна голосования. Число избирателей, проголосовавших досрочно (отдельно - в окружной, и(или) территориальной, и(или) муниципальной избирательных комиссиях), перед началом голосования вносится в строки 3 и 4 протокола об итогах голосования и в увеличенную форму протокола об итогах голосования, а в списке избирателей секретарем участковой избирательной комиссии делается отметка Проголосовал досрочно в строке напротив соответствующих фамилий избирателей и заверяется его подписью. Если из конверта извлечено более одного бюллетеня, все избирательные бюллетени, извлеченные из такого конверта, признаются недействительными и погашаются, о чем делается запись в протоколе участковой избирательной комиссии.
5. Председатель участковой избирательной комиссии затем приглашает избирателей приступить к голосованию.
6. Для получения избирательного бюллетеня избиратель предъявляет свой паспорт или заменяющий его документ члену избирательной комиссии с правом решающего голоса, ответственному за выдачу бюллетеней. Затем избиратель проставляет в списке избирателей серию и номер своего паспорта или заменяющего его документа. С согласия избирателя либо по его просьбе серия и номер предъявляемого им паспорта или заменяющего паспорт документа могут быть внесены в список избирателей членом избирательной комиссии с правом решающего голоса. Избиратель проверяет правильность произведенной записи и расписывается, после чего член избирательной комиссии с правом решающего голоса выдает избирателю избирательный бюллетень.
7. Если избиратель не может самостоятельно расписаться в списке избирателей в получении избирательного бюллетеня, он вправе воспользоваться помощью другого избирателя, за исключением членов участковой избирательной комиссии, уполномоченных представителей инициаторов выдвижения независимого кандидата, уполномоченных представителей избирательного объединения, избирательного блока, кандидатов и их доверенных лиц или наблюдателей. Лицо, оказавшее помощь избирателю, расписывается в списке избирателей в строке "Подпись избирателя в получении избирательного бюллетеня" с указанием своей фамилии, имени и отчества.
8. Каждый избиратель голосует лично. Голосование за других лиц запрещено. Избирательные бюллетени заполняются в кабинах, иных специально оборудованных местах для тайного голосования.
9. Присутствие кого-либо другого, кроме самого избирателя, в кабине, специально оборудованном месте или комнате для тайного голосования не допускается. Избиратель, не имеющий возможности самостоятельно заполнить избирательный бюллетень, вправе пригласить в кабину, специально оборудованное место или комнату для тайного голосования с целью оказания ему помощи любое лицо, за исключением членов участковой избирательной комиссии, уполномоченных представителей инициаторов выдвижения независимого кандидата, уполномоченных представителей избирательного объединения, избирательного блока, кандидатов, их доверенных лиц и наблюдателей. Фамилия, имя и отчество лица, оказавшего помощь избирателю, отмечается в списке избирателей против подписи избирателя в получении избирательного бюллетеня.
10. Для того чтобы заполнить избирательный бюллетень, избиратель проставляет любой знак в пустом квадрате справа от данных о кандидате, наименования избирательного объединения, избирательного блока за которого он голосует, или от строки "Против всех кандидатов".
11. В случае, если избиратель считает, что допустил ошибку при заполнении избирательного бюллетеня, он вправе обратиться к члену участковой избирательной комиссии, который выдал ему избирательный бюллетень, с просьбой выдать ему другой экземпляр избирательного бюллетеня вместо испорченного. Член избирательной комиссии выдает избирателю избирательный бюллетень и делает при этом соответствующую отметку в списке избирателей против фамилии данного избирателя. Испорченный избирательный бюллетень погашается, о чем двумя членами участковой избирательной комиссии составляется акт.
12. Избиратели опускают заполненные избирательные бюллетени в опечатанные (опломбированные) стационарные ящики для голосования.
13. Председатель участковой избирательной комиссии следит за порядком в помещении для голосования. Его распоряжения обязательны для всех присутствующих в помещении для голосования. В случае отсутствия председателя участковой избирательной комиссии его заменяет заместитель председателя участковой избирательной комиссии, а в случае отсутствия заместителя председателя секретарь или любой другой член участковой избирательной комиссии, уполномоченный на то решением комиссии.
14. В помещении для голосования вправе присутствовать и наблюдать за ходом голосования, подсчета голосов и оформления протоколов об итогах голосования следующие лица:
- члены участковой избирательной комиссии с правом совещательного голоса;
- члены вышестоящих избирательных комиссий;
- доверенные лица кандидатов;
- уполномоченные представители инициаторов выдвижения независимого кандидата;
- уполномоченные представители избирательных объединений, избирательных блоков;
- наблюдатели;
- иностранные (международные) наблюдатели;
- представители средств массовой информации.
15. Член участковой избирательной комиссии немедленно отстраняется от участия в ее работе, а наблюдатель и иные лица удаляются из помещения для голосования, если они пытаются препятствовать работе избирательной комиссии, осуществлению избирателем своих избирательных прав, а также пытаются нарушить тайну голосования. Решение об этом принимается участковой избирательной комиссией. При этом комиссия вправе обратиться в соответствующие органы с представлением о привлечении к ответственности, предусмотренной федеральными законами, отстраненного члена участковой избирательной комиссии, а также удаленного наблюдателя и иных лиц.
Статья 60. Порядок голосования избирателей вне помещения для голосования
1. Участковая избирательная комиссия обязана обеспечить возможность участия в голосовании всем избирателям, которые имеют право быть внесенными или внесены в список избирателей на данном избирательном участке, и которые по состоянию здоровья или любой другой уважительной причине не могут прибыть в помещение для голосования. В этих целях в участковой избирательной комиссии должно быть необходимое количество переносных избирательных ящиков. Количество переносных избирательных ящиков определяется избирательной комиссией муниципального образования и не должно быть более трех.
2. Голосование вне помещения для голосования проводится только в день голосования и только на основании письменного заявления или устного обращения (в том числе и переданного при содействии других лиц) избирателя о предоставлении ему возможности проголосовать вне помещения для голосования. Заявление (обращение) может быть сделано избирателем в любое время после формирования участковой избирательной комиссии, но не позднее 6 часов до истечения времени голосования.
3. Участковая избирательная комиссия регистрирует все поданные заявления (обращения) в специальном реестре. Одновременно в списке избирателей против фамилии избирателя, указанного в заявлении (обращении), карандашом проставляется соответствующая отметка. При регистрации устного обращения в реестре указывается время его поступления и проставляется подпись члена комиссии, принявшего телефонограмму, либо сообщение лица, передавшего обращение. При прибытии членов участковой избирательной комиссии к избирателю устное обращение подтверждается письменным заявлением.
4. В заявлении о предоставлении возможности проголосовать вне помещения для голосования должны содержаться те же данные об избирателе, что и в списке избирателей, и должна быть указана причина, по которой избиратель не может прибыть в помещение для голосования.
5. Голосование вне помещения для голосования проводят два члена участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса, которые должны иметь при себе:
- опечатанный (опломбированный) в участковой избирательной комиссии переносной ящик для голосования;
- необходимое количество избирательных бюллетеней;
- заверенную выписку из реестра заявлений (обращений) избирателей, содержащую необходимые данные об избирателе;
- поступившие письменные заявления избирателей о предоставлении возможности проголосовать вне помещения для голосования;
- письменные принадлежности.
6. Фамилии членов комиссии, проводящих голосование избирателей вне помещения для голосования, заносятся в протокол комиссии. Члены комиссии, сопровождающие переносные избирательные ящики, получают избирательные бюллетени по акту и расписываются в их получении.
7. Непосредственно перед отправкой переносных ящиков для голосования председатель участковой избирательной комиссии объявляет об этом всем присутствующим в помещении для голосования, сообщает о количестве поступивших от избирателей обращений и заявлений о голосовании вне помещения для голосования, а также о количестве бюллетеней, выданных членам избирательной комиссии, сопровождающим переносной ящик для голосования, и приглашает наблюдателей сопровождать членов комиссии, проводящих голосование вне помещения для голосования. При этом участковая избирательная комиссия должна обеспечить членам избирательной комиссии с правом совещательного голоса, наблюдателям, назначенным разными кандидатами, избирательными объединениями, избирательными блоками в количестве не менее двух человек равные с выезжающими для проведения голосования членами участковой избирательной комиссии возможности прибытия к месту проведения голосования. Организация голосования вне помещения для голосования должна исключать возможность нарушения избирательных прав, а равно искажения волеизъявления избирателя.
8. После получения избирательного бюллетеня избиратель проставляет на письменном заявлении о предоставлении возможности проголосовать вне помещения для голосования серию и номер своего паспорта или заменяющего его документа, своей подписью удостоверяет получение избирательного бюллетеня, после чего заполняет избирательный бюллетень с соблюдением тайны голосования. Члены избирательной комиссии своими подписями на заявлении удостоверяют факт выдачи избирательного бюллетеня. В заявлении также делаются отметки о получении нового бюллетеня взамен испорченного, а в случае получения избирателем двух и более бюллетеней (с учетом видов и уровней выборов) и об общем количестве полученных бюллетеней.
9. Члены участковой избирательной комиссии, выехавшие по заявлениям (обращениям) избирателей, вправе выдать избирательные бюллетени только тем избирателям, заявления (обращения) которых зарегистрированы в соответствующем реестре.
10. В случае если избиратель, от которого поступило заявление (обращение) о предоставлении возможности проголосовать вне помещения для голосования, прибыл в помещение участковой избирательной комиссии для голосования после направления к нему членов комиссии для проведения голосования вне помещения для голосования, член участковой избирательной комиссии не вправе выдать ему в помещении избирательной комиссии бюллетень до возвращения членов комиссии, выезжавших по заявлению (обращению) данного избирателя, и установления факта, что голосование указанным избирателем не производилось.
11. По возвращении членов комиссии, сопровождавших переносные ящики для голосования, в помещение для голосования ими в списке избирателей проставляются серии и номера паспортов или заменяющих их документов избирателей, проголосовавших вне помещения для голосования, и одновременно в соответствующей графе (графах) делается особая отметка "Голосовал вне помещения для голосования". Количество письменных заявлений избирателей, а также использованных и возвращенных избирательных бюллетеней отмечается в отдельном акте, который прилагается к протоколу участковой избирательной комиссии. В данном акте также указываются сведения о лицах, присутствовавших при проведении голосования вне помещения для голосования.
12. Переносные ящики для голосования должны находиться на виду у членов комиссии, наблюдателей, иностранных (международных) наблюдателей, а также представителей средств массовой информации и не могут вскрываться до начала подсчета голосов избирателей.
Статья 61. Протокол участковой избирательной комиссии
1. Участковая избирательная комиссия составляет протокол об итогах голосования на соответствующем избирательном участке.
2. Протокол участковой избирательной комиссии должен содержать:
а) номер экземпляра;
б) наименование муниципальных выборов;
в) наименование и номер избирательного округа (при проведении выборов по одномандатным и многомандатным избирательным округам);
г) слово "Протокол";
д) наименование избирательной комиссии с указанием номера избирательного участка;
е) строки протокола:
строка 1. Число избирателей, внесенных в список избирателей на момент окончания голосования;
строка 2. Число избирательных бюллетеней, полученных участковой избирательной комиссией;
строка 3. Число избирательных бюллетеней, выданных избирателям, проголосовавшим досрочно, в том числе отдельной строкой 4, - в помещении избирательной комиссии муниципального образования или окружной избирательной комиссии;
строка 5. Число погашенных избирательных бюллетеней;
строка 6. Число избирательных бюллетеней, выданных избирателям в помещении для голосования в день голосования;
строка 7. Число избирательных бюллетеней, выданных избирателям, проголосовавшим вне помещения для голосования;
строка 8. Число избирательных бюллетеней, содержащихся в переносных ящиках для голосования;
строка 9. Число избирательных бюллетеней, содержащихся в стационарных ящиках для голосования;
строка 10. Число действительных избирательных бюллетеней;
строка 11. Число недействительных избирательных бюллетеней, в том числе отдельными строками 12 и 13, - число бюллетеней, признанных недействительными вследствие обнаружения в переносных избирательных ящиках большего количества избирательных бюллетеней, чем число заявлений избирателей, и число бюллетеней, не содержащих отметок ни по одной из позиций;
строка 14. Число голосов, поданных за каждого из кандидатов, фамилии которых включены в избирательный бюллетень;
строка 15. Число голосов, поданных против всех кандидатов;
ж) перечень жалоб (заявлений), актов и иных документов, прилагаемых к протоколу;
з) фамилии и инициалы председателя, заместителя председателя, секретаря и других членов участковой избирательной комиссии и их подписи;
и) дата и время подписания протокола;
к) печать избирательной комиссии.
3. Числа, указанные в пункте 2 настоящей статьи, заносятся в протокол об итогах голосования цифрами и прописью.
Статья 62. Подсчет голосов избирателей на избирательном участке
1. Подсчет голосов избирателей осуществляется открыто и гласно.
2. По истечении времени голосования председатель участковой избирательной комиссии объявляет о том, что только избиратели, находящиеся в помещении для голосования, могут получить избирательные бюллетени и проголосовать. Сразу после окончания голосования начинается подсчет голосов, который проводится непосредственно членами участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса без перерыва до определения итогов голосования.
3. Перед вскрытием ящиков для голосования члены участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса подсчитывают и погашают, отрезая левый нижний угол, неиспользованные избирательные бюллетени. Затем оглашается количество неиспользованных бюллетеней, а также бюллетеней, испорченных избирателями при проведении голосования, и заносится в строку 5 протокола об итогах голосования и в увеличенную форму протокола об итогах голосования, находящуюся в помещении для голосования.
4. Перед непосредственным подсчетом голосов избирателей по избирательным бюллетеням председатель, заместитель председателя или секретарь участковой избирательной комиссии уточняет, оглашает и заносит в строки 1 и 2 протокола об итогах голосования и в его увеличенную форму: - число избирателей, внесенных в список избирателей на момент окончания голосования;
- число избирательных бюллетеней, полученных участковой избирательной комиссией (данные о бюллетенях, извлеченных из конвертов досрочно проголосовавших избирателей в помещении избирательной комиссии муниципального образования или окружной избирательной комиссии, в указанное число не входят).
5. Затем в строки 6 и 7 протокола об итогах голосования и в его увеличенную форму заносятся следующие данные:
- число избирательных бюллетеней, выданных избирателям в помещении для голосовании в день голосования (устанавливается по количеству подписей избирателей в списке избирателей);
- число избирательных бюллетеней, выданных избирателям, проголосовавшим вне помещения для голосования (устанавливается по количеству соответствующих отметок в списке избирателей).
6. После этого председателем или секретарем избирательной комиссии обеспечивается хранение списка избирателей, исключающее доступ к нему лиц, участвующих в подсчете голосов. Дальнейшая работа со списком избирателей не может проводиться до проверки контрольных соотношений данных, внесенных в протокол об итогах голосования в соответствии с пунктом 18 настоящей статьи.
7. Затем председатель комиссии проверяет печати на всех ящиках (стационарных и переносных) для голосования и предлагает членам комиссии и иным присутствующим лицам удостовериться в том, что ящики должным образом опечатаны.
8. Непосредственный подсчет голосов избирателей производится в специально отведенных местах, оборудованных таким образом, чтобы к ним был обеспечен доступ членов комиссии с правом решающего и совещательного голоса. При этом должен быть обеспечен полный обзор действий членов участковой избирательной комиссии для всех присутствующих при подсчете. Членам избирательной комиссии, за исключением председателя (заместителя председателя) и секретаря избирательной комиссии, запрещается при подсчете голосов пользоваться письменными принадлежностями.
9. При непосредственном подсчете голосов участковая избирательная комиссия отделяет избирательные бюллетени неустановленной формы. Бюллетени неустановленной формы при подсчете голосов не учитываются.
10. Члены комиссии с правом решающего голоса сначала вскрывают переносные ящики для голосования и отдельно подсчитывают количество избирательных бюллетеней, содержащихся внутри каждого ящика. Количество избирательных бюллетеней установленной формы, содержащихся в переносных ящиках, определяется отдельно по каждому ящику, а общее количество извлеченных бюллетеней установленной формы заносится в строку 8 протокола об итогах голосования и в его увеличенную форму. Если количество соответствующих избирательных бюллетеней внутри переносного ящика превышает количество письменных заявлений избирателей о предоставлении возможности проголосовать вне помещения для голосования, содержащих отметку о количестве полученных бюллетеней, все избирательные бюллетени, содержащиеся в этом переносном ящике для бюллетеней, решением участковой избирательной комиссии признаются недействительными. В таком случае к протоколу комиссии прилагается акт, отражающий этот факт, с указанием фамилий и инициалов членов участковой избирательной комиссии, сопровождавших указанный переносной ящик для бюллетеней. Число признанных в этом случае недействительными бюллетеней вносится в строку 12 протокола об итогах голосования и в его увеличенную форму.
11. Затем члены участковой избирательной комиссии вскрывают стационарные ящики для голосования и сортируют избирательные бюллетени, извлеченные из переносных и стационарных ящиков для голосования, по голосам, поданным за каждого из кандидатов, а также по голосам, поданным против всех кандидатов одновременно отделяют бюллетени неустановленной формы и недействительные бюллетени. При этом члены участковой избирательной комиссии оглашают содержащиеся в избирательном бюллетене отметки избирателя и представляют бюллетени для визуального контроля всем присутствующим при непосредственном подсчете бюллетеней. Одновременное оглашение содержания двух и более избирательных бюллетеней не допускается.
12. Порядок сортировки избирательных бюллетеней при выборах по многомандатным избирательным округам устанавливается избирательной комиссией муниципального образования на основе методических рекомендаций Центральной избирательной комиссии Российской Федерации и избирательной комиссии Калужской области.
13. Затем производится подсчет голосов избирателей по бюллетеням установленной формы. Не менее чем два члена избирательной комиссии подсчитывают избирательные бюллетени отдельно по каждому кандидату (по позиции "Против всех кандидатов". Полученные данные заносятся в строки 14 и 15 протокола об итогах голосования, а также в его увеличенную форму.
14. Недействительные бюллетени подсчитываются и суммируются отдельно. Недействительными признаются избирательные бюллетени, по которым невозможно определить волеизъявление избирателей, включая избирательные бюллетени, в которых отметка не проставлена ни в одном из квадратов. В случае сомнения избирательная комиссия решает вопрос голосованием. При принятии решения о признании избирательного бюллетеня недействительным, участковая избирательная комиссия указывает причины недействительности на оборотной стороне избирательного бюллетеня. Эта запись подтверждается подписями не менее 3 членов участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса и заверяется печатью комиссии. Число недействительных бюллетеней заносится в строки 11 и 13 протокола об итогах голосования и в его увеличенную форму.
15. Члены участковой избирательной комиссии подсчитывают и заносят в строку 10 протокола об итогах голосования и в его увеличенную форму число действительных избирательных бюллетеней.
16. Члены участковой избирательной комиссии подсчитывают, оглашают и заносят в строку 9 протокола об итогах голосования, а также в его увеличенную форму число бюллетеней установленной формы, находящихся в стационарных ящиках для голосования. Подсчет производится путем сложения чисел строк 10 (число действительных бюллетеней) и 11 (число недействительных бюллетеней) и последующего вычитания из полученной суммы числа строки 8 (число бюллетеней, содержащихся в переносных ящиках).
17. После этого с рассортированными бюллетенями для голосования вправе визуально ознакомиться члены избирательной комиссии и иные присутствующие лица под контролем членов участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса.
18. Затем производится проверка контрольных соотношений данных, внесенных в протокол об итогах голосования (цифрами, кроме 0, обозначены строки протокола, пронумерованные в соответствии со статьей 61 настоящего закона):
1 больше 0
1 больше или равно 3 + 6 + 7
2 равно (3 - 4) + 5 + 6 + 7
2 больше или равно 5 + 8 + 9 - 4
3 + 6 больше или равно 9
3 больше или равно 4
7 больше или равно 8 - 12
8 + 9 меньше или равно 3 + 6 + 7 + 12
8 + 9 равно 10 + 11
12 меньше или равно 11
13 меньше или равно 11
10 равно сумме значений в строке 14 и последующих строках
протокола, включая строку "Против всех кандидатов" при голосовании по
одномандатному округу, муниципальному округу.
Если голосование проводилось по многомандатному округу, то значение строки 14 и каждой из последующих строк должно быть меньше или равно значению строки 10. При этом число строк с фамилиями кандидатов, набравших число голосов, равное числу в строке 10 протокола, не может превышать число депутатских мандатов по данному многомандатному округу.
В случае если контрольные соотношения не совпали, участковая избирательная комиссия принимает решение о дополнительном подсчете по всем или по отдельным строкам протокола об итогах голосования.
19. Протокол об итогах голосования заполняется в трех экземплярах, которые подписывают все присутствующие члены участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса, проставляя дату и время (час, минуты) его подписания.
20. Если во время заполнения протокола об итогах голосования некоторые члены участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса отсутствуют, в протоколе делается об этом запись с указанием причины их отсутствия. Протокол является действительным, если он подписан большинством членов соответствующей избирательной комиссии с правом решающего голоса.
21. Не допускается заполнение протокола об итогах голосования карандашом и внесение в него каких-либо изменений. При подписании протокола члены участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса, не согласные с содержанием протокола, вправе приложить к протоколу особое мнение, а члены комиссии с правом совещательного голоса и иные присутствующие лица письменно сообщают о нарушениях настоящего Закона, выявленных ими в процессе голосования избирателей и подсчете голосов, о чем в протоколе делается соответствующая запись.
22. По требованию члена участковой избирательной комиссии, наблюдателя, кандидата или его доверенного лица, участковая избирательная комиссия немедленно после подписания протокола об итогах голосования обязана выдать указанным лицам или предоставить возможность изготовить копию протокола об итогах голосования, а также заверить ее.
23. Первый экземпляр протокола участковой избирательной комиссии об итогах голосования после подписания его всеми присутствующими членами участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса незамедлительно направляется в соответствующую вышестоящую избирательную комиссию и возврату в участковую избирательную комиссию не подлежит. К первому экземпляру протокола об итогах голосования приобщаются особые мнения членов участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса, поступившие в избирательную комиссию жалобы (заявления) на нарушения настоящего Закона, а также принятые по данным жалобам (заявлениям) решения избирательной комиссии и составленные участковой избирательной комиссией акты. Заверенные копии указанных документов и решений избирательной комиссии приобщаются ко второму экземпляру протокола.
24. Второй экземпляр протокола вместе избирательными документами, предусмотренными настоящим Законом, включая избирательные бюллетени, а также печать участковой избирательной комиссии хранятся секретарем участковой избирательной комиссии в опечатанном виде в охраняемом помещении до окончания работы комиссии, а затем передаются на хранение в избирательную комиссию муниципального образования.
25. Третий экземпляр протокола (его копия) вывешивается для всеобщего ознакомления в месте, установленном участковой избирательной комиссией.
26. При наличии технической возможности участковые избирательные комиссии могут по решению избирательной комиссии муниципального образования использовать для организации голосования и подсчета голосов на выборах технические средства подсчета голосов, в том числе сканеры избирательных бюллетеней. При использовании технических средств подсчета голосов запрещается разглашение данных подсчета голосов до окончания голосования на избирательном участке, за исключением данных об общем числе проголосовавших избирателей. В этом случае порядок использования технических средств подсчета голосов определяется избирательной комиссией Калужской области с учетом требований настоящего Закона и методических рекомендаций Центральной избирательной комиссии Российской Федерации.
Статья 63. Порядок определения результатов выборов
1. На основании данных первых экземпляров протоколов об итогах голосования, полученных из участковых избирательных комиссий, путем суммирования содержащихся в них данных, соответствующая вышестоящая избирательная комиссия определяет результаты выборов на соответствующей территории не позднее чем через 3 дня со дня голосования. Члены избирательной комиссии с правом решающего голоса устанавливают результаты выборов лично.
По итогам голосования окружная избирательная комиссия (в случае ее отсутствия - избирательная комиссия муниципального образования) составляет протокол, в который заносятся:
а) число участковых избирательных комиссий в округе;
б) число поступивших протоколов участковых избирательных комиссий, на основании которых составляется протокол об итогах голосования;
в) суммарные данные по строкам протоколов участковых избирательных комиссий, установленных подпунктом е) пункта 2 статьи 61 настоящего Закона;
г) одно из следующих решений:
- признание выборов недействительными;
- признание выборов несостоявшимися;
- признание избранными выборным должностным лицом местного самоуправления, депутатом, депутатами с указанием фамилии, имени, отчества каждого;
д) перечень жалоб и заявлений, актов и иных документов, прилагаемых к протоколу.
2. Протокол избирательной комиссии о результатах выборов подписывается всеми присутствующими членами избирательной комиссии с правом решающего голоса. Член избирательной комиссии, не согласный с протоколом в целом или отдельными его частями, вправе приложить к протоколу особое мнение, о чем в протоколе делается соответствующая запись. К протоколу приобщается составляемая в трех экземплярах сводная таблица об итогах голосования в округе, включающая в себя полные данные всех поступивших в окружную избирательную комиссию протоколов об итогах голосования. Таблица подписывается всеми присутствующими членами окружной избирательной комиссии с правом решающего голоса.
3. К первому экземпляру протокола приобщаются особые мнения членов избирательной комиссии, а также поступившие в данную комиссию жалобы (заявления) на нарушения настоящего Закона и принятые по указанным жалобам (заявлениям) решения. Заверенные копии особых мнений, жалоб (заявлений) и решений избирательной комиссии приобщаются ко второму экземпляру протокола.
4. Первый экземпляр протокола окружной избирательной комиссии после его подписания незамедлительно направляется в муниципальную избирательную комиссию вместе с первым экземпляром сводной таблицы об итогах голосования.
5. Второй экземпляр протокола вместе со вторым экземпляром сводной таблицы об итогах голосования и списками лиц, присутствовавших при установлении итогов голосования и составлении протоколов, а также с другой документацией, предусмотренной настоящим Законом, хранится секретарем окружной избирательной комиссии в охраняемом помещении до окончания работы комиссии.
6. Третий экземпляр протокола и третий экземпляр сводной таблицы об итогах голосования предоставляются для ознакомления и снятия копий членам окружной избирательной комиссии с правом совещательного голоса, наблюдателям, кандидатам и их доверенным лицам, уполномоченным представителем инициаторов выдвижения независимого кандидата, уполномоченным избирательных объединений, избирательных блоков.
7. В случае если после подписания протокола о результатах выборов и (или) сводной таблицы и направления в избирательную комиссию муниципального образования их первых экземпляров окружная избирательная комиссия выявила в них неточность (описку, опечатку или ошибку в сложении данных протоколов участковых избирательных комиссий), она вправе на своем заседании рассмотреть вопрос о внесении уточнений в протокол и (или) сводную таблицу. О принятом решении комиссия в обязательном порядке информирует своих членов с правом совещательного голоса, наблюдателей и других лиц, присутствовавших при составлении ранее утвержденного протокола, а также представителей средств массовой информации. В этом случае окружная избирательная комиссия составляет протокол о результатах выборов, на котором делается отметка "Повторный". Указанный протокол незамедлительно направляется в избирательную комиссию муниципального образования.
8. При выявлении ошибок, несоответствий в протоколах участковых избирательных комиссий об итогах голосования или возникновении сомнений в правильности составления протоколов, поступивших из участковой избирательной комиссии, соответствующая вышестоящая избирательная комиссия вправе принять решение о проведении повторного подсчета голосов избирателей участковой избирательной комиссией либо о самостоятельном проведении повторного подсчета голосов избирателей на соответствующем участке. Повторный подсчет голосов избирателей проводится участковой избирательной комиссией, составившей и утвердившей протокол, который подлежит проверке в присутствии члена (членов) соответствующей вышестоящей избирательной комиссии с правом решающего голоса, либо вышестоящей избирательной комиссией самостоятельно в присутствии членов данной участковой избирательной комиссии. Избирательная комиссия, осуществляющая проведение повторного подсчета голосов избирателей, извещает об этом лиц, указанных в пункте 14 статьи 59, присутствовавших при первоначальном подведении итогов голосования. По итогам повторного подсчета голосов избирателей избирательная комиссия, осуществившая такой подсчет, составляет протокол об итогах голосования, на котором делается отметка "Повторный подсчет голосов". Протокол незамедлительно направляется в вышестоящую избирательную комиссию.
9. Окружная избирательная комиссия (избирательная комиссия муниципального образования в случае, если окружная избирательная комиссия не формировалась) признает выборы не состоявшимися:
- в случае если число голосов, поданных за кандидата, набравшего наибольшее число голосов по отношению к другому кандидату (другим кандидатам), меньше, чем количество голосов избирателей, поданных "Против всех кандидатов";
- в случае проведения безальтернативного голосования в соответствии с пунктом 20 статьи 31 настоящего Закона, если число голосов, поданных за данного кандидата (в многомандатном округе всех кандидатов), меньше 50 процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании.
10. Окружная избирательная комиссия (избирательная комиссия муниципального образования в случае, если окружная избирательная комиссия не формировалась) признает результаты выборов недействительными:
- в случае если допущенные при проведении голосования или установлении итогов голосования нарушения не позволяют с достоверностью установить результаты волеизъявления избирателей;
- в случае если они признаны недействительными не менее, чем на одной четвертой части избирательных участков;
- по решению суда.
11. В случаях, указанных в пунктах 9-10 настоящей статьи, по соответствующему избирательному округу назначаются повторные выборы.
12. Избранным выборным должностным лицом местного самоуправления признается кандидат, получивший наибольшее по отношению к другим кандидатам количество голосов избирателей. При равном количестве голосов, полученных кандидатами, избранным считается кандидат, зарегистрированный ранее.
13. В одномандатном избирательном округе избранным депутатом признается кандидат, получивший наибольшее по отношению к другим кандидатам количество голосов избирателей.
При равном количестве голосов, полученных кандидатами, избранным считается кандидат, зарегистрированный ранее.
В случае проведения безальтернативного голосования в соответствии с пунктом 20 статьи 31 настоящего Закона кандидат признается избранным, если он получил не менее 50 процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании.
14. В многомандатном избирательном округе избранными депутатами признаются по количеству мандатов в округе кандидаты, получившие количество голосов избирателей больше количества голосов, поданных "Против всех кандидатов" и наибольшее количество голосов избирателей по отношению к другим кандидатам в порядке убывания количества голосов.
При равном количестве голосов, полученных кандидатами, избранным считается кандидат, зарегистрированный ранее.
В случае проведения безальтернативного голосования в соответствии с пунктом 20 статьи 31 настоящего Закона избранными признаются те кандидаты, которые получили не менее 50 процентов голосов избирателей. принявших участие в голосовании.
15. В соответствующие строки протокола окружной избирательной комиссии (избирательной комиссии муниципального образования в случае если окружная избирательная комиссия не формировалась) заносится одно из следующих решений, принимаемых избирательной комиссией:
- о признании избранным кандидата (кандидатов) с указанием его фамилии, имени, отчества;
- о признании выборов недействительными;
- о признании выборов несостоявшимися.
Статья 64. Повторные выборы
1. Если выборы были признаны решением соответствующей избирательной комиссии несостоявшимися или недействительными, либо в многомандатном избирательном округе количество избранных депутатов меньше количества мандатов, то по соответствующему избирательному округу проводятся повторные выборы выборного должностного лица местного самоуправления, депутата (депутатов) представительного органа местного самоуправления.
При признании выборов несостоявшимися, а также в случае если в многомандатном избирательном округе количество избранных депутатов меньше количества мандатов, повторные выборы по незамещенным мандатам проводятся не позднее, чем через четыре месяца со дня первоначальных выборов.
При признании выборов недействительными - не позднее чем через три месяца со дня признания выборов недействительными. При этом сроки избирательных действий могут быть по решению избирательной комиссии муниципального образования сокращены на одну треть.
2. Избирательная комиссия муниципального образования назначает повторные выборы и оповещает избирателей через средства массовой информации или любым иным доступным способом о дате их проведения не позднее чем через 5 дней со дня принятия решения о назначении повторных выборов.
3. Подготовка и проведение повторных выборов производится избирательными комиссиями, проводившими первоначальные выборы за исключением случаев, оговоренных в статье 23 настоящего Закона. Избирательная комиссия муниципального образования вправе принять решение о формировании отдельных окружных и участковых избирательных комиссий в новом составе.
Статья 65. Замещение вакантных депутатских мандатов
1. В случае досрочного прекращения полномочий депутата представительного органа местного самоуправления представительный орган местного самоуправления назначает в соответствующем избирательном округе дополнительные выборы на первое или второе воскресенье месяца, следующего за тремя месяцами со дня досрочного прекращения полномочий депутата.
2. Если до окончания срока полномочий представительного органа местного самоуправления остается менее одного года, досрочные выборы депутатов не проводятся при условии, что число вакансий не препятствует осуществлению полномочий представительным органом местного самоуправления в соответствии с уставом муниципального образования либо с регламентом представительного органа местного самоуправления.
Статья 66. Использование государственной автоматизированной системы Российской Федерации "Выборы" (ГАС "Выборы")
При проведении муниципальных выборов может использоваться ГАС "Выборы" в порядке, утверждаемом избирательной комиссией Калужской области на основании документов Центральной избирательной комиссии Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", другими федеральными законами.
Статья 67. Хранение и передача в архив избирательных документов
1. Первые экземпляры протоколов об итогах голосования и сводных таблиц, составленных избирательными комиссиями, протоколы заседаний избирательных комиссий муниципальных образований и окружных избирательных комиссий, а также жалобы (заявления) о нарушениях настоящего Закона, поступившие в избирательные комиссии и принятые по ним решения избирательной комиссии хранятся не менее года со дня объявления даты следующих муниципальных выборов в избирательной комиссии муниципального образования. Иные документы избирательных комиссий, включая избирательные бюллетени, хранятся не менее года со дня опубликования итогов голосования и результатов выборов в избирательной комиссии муниципального образования.
2. Вторые экземпляры протоколов об итогах голосования и сводных таблиц избирательных комиссий муниципального образования и окружных избирательных комиссий хранятся не менее года со дня объявления даты следующих муниципальных выборов в избирательной комиссии Калужской области.
3. По истечении сроков хранения документов избирательных комиссий, определенных пунктами 1 и 2 настоящей статьи, протоколы об итогах голосования и сводные таблицы, протоколы заседаний избирательных комиссий муниципальных образований и окружных избирательных комиссий передаются в архив, иные документы избирательных комиссий уничтожаются в порядке, определенном избирательной комиссией Калужской области.
Статья 68. Обнародование итогов голосования и результатов выборов
1. Итоги голосования по каждому избирательному участку, по каждому избирательному округу, по муниципальному образованию в целом в объеме данных, содержащихся в протоколе соответствующей избирательной комиссии и непосредственно нижестоящих избирательных комиссий, представляются для ознакомления избирателям, кандидатам и их доверенным лицам, наблюдателям, иностранным (международным) наблюдателям, представителям средств массовой информации по их требованию. Указанные данные представляет соответствующая избирательная комиссия.
2. Избирательная комиссия муниципального образования, окружная избирательная комиссия направляет данные о результатах выборов выборных должностных лиц местного самоуправления, депутата представительного органа местного самоуправления в средства массовой информации в течение одних суток после определения результатов выборов.
3. Официальное опубликование общих итогов выборов выборных должностных лиц местного самоуправления, депутатов представительного органа местного самоуправления, включая данные о количестве голосов, полученных каждым из кандидатов, поданных против всех кандидатов, осуществляется избирательной комиссией муниципального образования не позднее 1 месяца со дня голосования.
4. Избирательная комиссия муниципального образования, (окружная) публикует данные, которые содержатся в протоколах избирательной комиссии об общих итогах выборов и результатах выборов и данные, которые содержатся в протоколах нижестоящих избирательных комиссий о результатах выборов и об итогах голосования. Официальное опубликование полных данных об общих итогах выборов и результатах выборов по избирательным округам осуществляется избирательной комиссией муниципального образования в течение 3 месяцев со дня голосования.
Статья 69. Регистрация избранного выборного должностного лица местного самоуправления, депутата
1. Кандидат, избранный депутатом представительного органа местного самоуправления, кандидат, избранный выборным должностным лицом местного самоуправления, в письменной форме уведомляет избирательную комиссию муниципального образования о прекращении деятельности, не совместимой со статусом депутата или с замещением иной выборной должности.
2. После официального опубликования общих итогов выборов соответствующая избирательная комиссия регистрирует избранных лиц и выдает им удостоверения об избрании при условии выполнения ими требований, установленных в пункте 1 настоящей статьи.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.