Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Глава IV. Выдвижение и регистрация кандидатов
Статья 27. Право выдвижения кандидатов
1. Кандидаты могут быть выдвинуты избирателями соответствующего избирательного округа и в порядке самовыдвижения. Кандидаты могут быть выдвинуты также избирательными объединениями и избирательными блоками.
2. Выдвижение кандидатов в депутаты начинается со дня официального опубликования схемы образования избирательных округов. Выдвижение кандидатов на выборное должностное лицо местного самоуправления начинается со дня официального опубликования решения о дате выборов.
3. Период выдвижения кандидатов должен составлять не менее 20 дней.
Статья 28. Выдвижение кандидатов непосредственно избирателями
1. Выдвижение кандидатов непосредственно избирателями проводится путем самовыдвижения, а также по инициативе избирателя, группы избирателей голосованием за данного кандидата, с уведомлением об этом окружной избирательной комиссии (избирательной комиссии муниципального образования в случае, если окружная избирательная комиссия не сформирована) и последующим сбором подписей в поддержку кандидатов. В уведомлении должны быть указаны фамилия, имя, отчество, дата рождения, место работы, занимаемая должность (род занятий) и адрес места жительства кандидата и инициатора (инициаторов) выдвижения независимого кандидата и список их уполномоченных представителей.
2. Одновременно с уведомлением инициаторы сбора подписей направляют в окружную избирательную комиссию (а в случае если окружная избирательная комиссия не сформирована - в избирательную комиссию муниципального образования) заявление лица о его согласии баллотироваться кандидатом по избирательному округу с обязательством в случае избрания прекратить деятельность, несовместимую со статусом депутата или выборного должностного лиц местного самоуправления.
Статья 29. Выдвижение кандидатов избирательными объединениями, избирательными блоками
1. Избирательное объединение или избирательный блок вправе выдвигать по избирательным округам кандидатов. Избирательное объединение, избирательный блок вправе выдвигать кандидата, не являющегося членом входящих в них общественных объединений.
2. Выдвижение кандидата, кандидатов осуществляется тайным голосованием на конференции, собрании местного, регионального избирательного объединения либо регионального, местного отделения общероссийского или межрегионального избирательного объединения. Уполномоченные представители избирательного объединения представляют в окружную избирательную комиссию (избирательную комиссию муниципального образования, в случае если окружная избирательная комиссия не сформирована) протокол с решением конференции или собрания избирательного объединения. В решении о выдвижении кандидата, кандидатов должны быть указаны данные о кандидатах, перечисленные в статье 28 настоящего Закона. Одновременно с этим документом в соответствующую избирательную комиссию представляются:
- заверенная копия свидетельства о регистрации соответствующего общественного объединения;
- заверенная выписка из зарегистрированного устава общественного объединения об основных целях данного объединения;
- заявление кандидата о его согласии баллотироваться по избирательному округу с обязательством в случае избрания прекратить деятельность, несовместимую со статусом депутата;
- список уполномоченных представителей избирательного объединения с указанием фамилии, имени, отчества, даты рождения, адреса места жительства каждого из уполномоченных представителей избирательного объединения;
- доверенность на уполномоченных представителей избирательного объединения, оформленную в установленном законом порядке.
3. Входящие в избирательный блок избирательные объединения не могут на одних и тех же выборах входить в иные избирательные блоки или выступать в качестве самостоятельных избирательных объединений. Решение о вхождении в избирательный блок принимается на конференции, собрании каждого из избирательных объединений либо их региональных, местных отделений, после чего уполномоченными представителями избирательных объединений подписывается совместное решение о создании избирательного блока.
4. Избирательные блоки после их образования регистрируются в избирательной комиссии муниципального образования. Для регистрации уполномоченные представители избирательного блока представляют в избирательную комиссию муниципального образования:
- протокол конференции представителей избирательных объединений, входящих в избирательный блок с решением о его создании;
- заверенные копии свидетельств о регистрации общественных объединений, входящих в избирательный блок;
- заверенные выписки из зарегистрированных уставов этих общественных объединений;
- списки уполномоченных представителей избирательного блока с указанием фамилии, имени, отчества, даты рождения, адреса места жительства каждого из уполномоченных представителей избирательного блока;
- доверенности на уполномоченных представителей избирательного блока, оформленные в установленном законом порядке.
5. Избирательная комиссия муниципального образования обязана не позднее чем через 3 дня после получения соответствующих документов зарегистрировать избирательный блок или принять мотивированное решение об отказе в регистрации, которое может быть обжаловано в суде. Решение об отказе в регистрации избирательного блока может быть принято в случае:
- представления не всех документов, указанных в пункте 4 настоящей статьи;
- нарушения порядка образования избирательного блока.
6. Решение о выдвижении кандидата, кандидатов избирательным блоком принимается на конференции представителей избирательных объединений, входящих в этот блок. Решение подписывается уполномоченными представителями этих избирательных объединений. В решении о выдвижении кандидата, кандидатов должны быть указаны данные о кандидате (кандидатах), перечисленные в статье 28 настоящего Закона.
7. Уполномоченные представители избирательного блока представляют в окружную избирательную комиссию (избирательную комиссию муниципального образования, в случае если окружная избирательная комиссия не сформирована) указанное решение и заявление кандидата (кандидатов) о его согласии баллотироваться по избирательному округу с обязательством в случае избрания прекратить деятельность, несовместимую со статусом депутата.
Статья 30. Сбор подписей избирателей в поддержку кандидатов
1. Сбор подписей избирателей в поддержку кандидатов начинается со дня уведомления о выдвижении кандидата соответствующей избирательной комиссии кандидатом, уполномоченным представителем инициаторов выдвижения независимого кандидата, уполномоченным представителем избирательного объединения, избирательного блока, выдвинувшего кандидата, и представления документов в порядке, предусмотренном статьями 28 и 29 настоящего Закона.
2. При проведении выборов депутатов представительного органа местного самоуправления количество подписей, необходимых для регистрации:
- кандидата по одномандатному избирательному округу, должно составлять не менее 1 процента от числа избирателей, зарегистрированных на территории избирательного округа;
- кандидата по многомандатному избирательному округу должно составлять не менее 1 процента от числа избирателей, зарегистрированных на территории избирательного округа, поделенного на число мандатов;
При этом число подписей должно быть не менее 20.
3. При проведении выборов выборных должностных лиц местного самоуправления количество подписей, необходимых для регистрации кандидата должно составлять не менее 2 процентов от числа избирателей, зарегистрированных на территории муниципального образования. При этом число подписей должно быть не менее 40.
4. Подписные листы изготавливаются лицами, собирающими подписи, по форме, указанной в приложениях N 1 - 4 к настоящему Закону (прилагаются).
5. При сборе подписей в поддержку кандидата в каждом подписном листе указывается фамилия, имя, отчество, место жительства, год рождения, основное место работы или службы, занимаемая должность (род занятий) кандидата и сведения о кандидате в соответствии со статьей 28 настоящего Закона.
6. Избиратель может ставить подпись в поддержку кандидатов, но только один раз в поддержку одного и того же кандидата. При этом избиратель, ставя подпись в подписном листе, собственноручно указывает в нем свою фамилию, имя, отчество, адрес места жительства, серию и номер паспорта или заменяющего его документа, дату внесения подписи.
7. Подписной лист заверяют своими подписями лицо, собиравшее подписи избирателей, с указанием своей фамилии, имени, отчества, адреса места жительства, года рождения, серии и номера паспорта или заменяющего его документа, места работы и занимаемой должности и кандидат или уполномоченный представитель инициаторов выдвижения независимого кандидата, уполномоченный представитель избирательного объединения, избирательного блока.
8. Право сбора подписей избирателей принадлежит совершеннолетнему дееспособному гражданину Российской Федерации. Кандидат может заключать с лицом, собирающим подписи избирателей, договор о сборе подписей. Оплата этой работы осуществляется только через избирательный фонд кандидата.
9. Подписи могут собираться только среди избирателей соответствующего избирательного округа. Сбор подписей избирателей производится по месту работы, службы, учебы, жительства, на предвыборных мероприятиях, а также в других местах, где агитация и сбор подписей не запрещены законом. Не допускается участие администрации предприятий всех форм собственности, учреждений и организаций в сборе подписей среди непосредственно подчиненных избирателей (в соответствии с пунктом 2 статьи 22 настоящего Закона). Принуждение в процессе сбора подписей и вознаграждение избирателей за внесенные подписи не допускаются. Сбор подписей запрещается в процессе и в местах выдачи заработной платы. Грубое или неоднократное нарушение указанных запретов может быть основанием для признания недействительности собранных подписей и (или) отмены соответствующей избирательной комиссией либо судом регистрации кандидата.
Статья 31. Регистрация кандидатов
1. Для регистрации кандидатов не позднее чем за 30 дней до дня голосования в соответствующую избирательную комиссию представляются подписные листы с подписями избирателей в поддержку выдвижения кандидата. Количество представленных подписей избирателей в поддержку кандидата в депутаты, не должно превышать их число, установленное пунктом 3 статьи 30 настоящего Закона, более чем на 15 процентов. Количество представленных подписей избирателей в поддержку кандидата на выборное должностное лицо местного самоуправления не должно превышать число, установленное пунктом 4 статьи 30 настоящего Закона более чем на 5 процентов.
Одновременно в соответствующую избирательную комиссию кандидатом, уполномоченным представителем сообщаются:
- сведения об изменениях в данных о кандидате, представленных ранее в соответствии со статьей 28 настоящего Закона;
- сведения о кандидате биографического характера, в частности, об образовании, семейном положении и т. п.;
- первый финансовый отчет кандидата по состоянию на день предоставления в избирательную комиссию документов для регистрации кандидата.
2. Подписные листы представляются в сброшюрованном и пронумерованном виде. При приеме подписных листов соответствующая избирательная комиссия выдает уполномоченному представителю или кандидату письменное подтверждение о приеме подписных листов с указанием даты и времени их приема.
3. Избирательная комиссия вправе при содействии соответствующих государственных и муниципальных органов провести проверку соответствия порядка выдвижения кандидатов требованиям настоящего Закона, а также достоверность данных, содержащихся в подписных листах в поддержку каждого кандидата. По решению соответствующей избирательной комиссии для проведения указанной проверки могут создаваться рабочие группы из числа членов избирательной комиссии, членов нижестоящих избирательных комиссий, привлеченных специалистов органов внутренних дел. Их заключения могут служить основанием для признания комиссией данных в подписных листах недостоверными.
4. Проверке достоверности подписей избирателей, собранных в поддержку кандидата подлежат все подписи, представленные в соответствующую избирательную комиссию. Проверка осуществляется путем визуального контроля (просмотра) членами комиссии всех граф каждого подписного листа. В случае возникновения сомнения в достоверности конкретной подписи избирателя либо сведений об избирателе, внесенных в подписной лист в соответствии с пунктом 6 статьи 30 настоящего Закона, комиссия организует дополнительную проверку путем личного опроса (беседы) избирателя, указанного в подписном листе. В такой проверке должно участвовать не менее двух членов комиссии.
В случае если в ходе опроса устанавливается, что избиратель в подписном листе подпись не ставил, или указаны не его данные, этот факт фиксируется письменным заявлением избирателя либо актом лиц, участвовавших в проверке с подписью избирателя. Письменное заявление избирателя или акт являются основанием для признания избирательной комиссией подписи недостоверной.
Если в ходе проверки число оставшихся достоверных подписей в поддержку кандидата становится менее числа, установленного в пунктах 3 и 4 статьи 30 настоящего Закона, комиссия прекращает проверку подписей и отказывает в регистрации кандидата.
5. О проведении проверки должны извещаться все представившие подписные листы кандидаты, уполномоченным представителем инициаторов выдвижения независимого кандидата, представители избирательных объединений, избирательных блоков, выдвинувших кандидатов. При проведении проверки достоверности подписей, представленных каждым кандидатом, избирательным объединением, избирательным блоком, включая проведение выборки подписей для проверки, вправе присутствовать все представившие подписные листы кандидаты, уполномоченным представителем инициаторов выдвижения независимого кандидата, уполномоченные представители избирательных объединений, избирательных блоков, выдвинувших кандидатов, а также доверенные лица кандидатов.
Проверке и учету не подлежат подписи, находящиеся в подписных листах, но исключенные (вычеркнутые) инициаторами выдвижения кандидата (списка кандидатов) до представления подписей в избирательную комиссию, если это ими специально отмечено. Проверке и учету не подлежат подписи избирателей в подписных листах в случае невыполнения избирателем требований пункта 6 статьи 30 настоящего Закона.
6. Если при проверке подписных листов обнаруживается несколько подписей одного и того же лица в поддержку выдвижения кандидата, учитывается только одна подпись.
7. Недостоверными считаются:
- подписи лиц, не обладающих на день голосования активным избирательным правом в соответствующем избирательном округе;
- подписи избирателей, указавших в подписном листе сведения, не соответствующие действительности;
- подписи избирателей, не указавших все требующиеся сведения;
- подписи, собранные до уведомления соответствующей избирательной комиссии о выдвижении кандидата;
- подложные подписи, а именно подписи, в отношении которых установлено, что указанный избиратель не вносил собственноручно свои данные и не расписывался в соответствующем подписном листе.
8. Оговоренные при представлении в избирательную комиссию подписного листа исправления и помарки не могут быть основанием для признания подписи недостоверной.
9. Для определения достоверности данных, содержащихся в подписных листах с подписями избирателей, окружные избирательные комиссии вправе использовать Государственную систему регистрации (учета) избирателей.
10. По окончании проверки подписных листов составляется протокол об ее итогах, который подписывается руководителем рабочей группы (членом избирательной комиссии с правом решающего голоса) и представляется избирательной комиссии для принятия соответствующего решения.
11. Избирательная комиссия обязана в течение 5 дней проверить соответствие порядка выдвижения кандидата требованиям настоящего Закона и принять решение о регистрации кандидата либо мотивированное решение об отказе в регистрации.
12. Регистрация кандидата производится при наличии необходимого количества достоверных подписей избирателей, собранных в его поддержку и при соблюдении порядка выдвижения кандидата требованиям настоящего Закона.
13. При регистрации кандидата, выдвинутого избирательным объединением, избирательным блоком, в решении окружной избирательной комиссии отмечается факт его выдвижения соответствующим избирательным объединением, избирательным блоком. Кандидат, выдвинутый избирателями, вправе письменно заявить о своем независимом статусе либо о принадлежности к какому-либо общественному объединению, что также отмечается в решении комиссии о регистрации кандидата.
14. Зарегистрированному кандидату выдается удостоверение о регистрации с указанием даты и времени регистрации. Данные о зарегистрированных кандидатах после регистрации передаются средствам массовой информации.
15. Кандидат может быть зарегистрирован только по одному избирательному округу.
16. В случае отказа в регистрации кандидата избирательная комиссия обязана в течение суток после принятия решения выдать кандидату, либо уполномоченному представителю избирательного объединения, избирательного блока, инициаторов выдвижения независимого кандидата копию решения избирательной комиссии с изложением оснований отказа.
Основаниями отказа могут служить:
- нарушение порядка выдвижения кандидата;
- недостаточное количество представленных достоверных подписей избирателей в поддержку кандидата;
- грубое нарушение порядка сбора подписей;
- нарушение порядка создания избирательного фонда кандидата и расходования его средств;
- а также иные основания, предусмотренные Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ".
Одновременно с этим избирательная комиссия направляет в банкдержатель счета избирательного фонда кандидата выписку из решения о прекращении финансовых операций со специальным временным счетом кандидата.
17. Кандидат вправе в любое время снять свою кандидатуру, но не позднее чем за три дня до дня голосования.
18. В случае если ко дню голосования по выборам выборных должностных лиц местного самоуправления в избирательном округе не останется ни одного кандидата, либо один кандидат, голосование в данном избирательном округе по решению соответствующей избирательной комиссии откладывается на срок не более четырех месяцев для дополнительного выдвижения кандидатов и осуществления последующих избирательных действий.
19. В случае если ко дню голосования по выборам депутатов представительного органа местного самоуправления в избирательном округе не останется ни одного кандидата, либо число зарегистрированных кандидатов окажется меньше установленного числа мандатов, голосование в данном избирательном округе по решению соответствующей избирательной комиссии откладывается на срок не более двух месяцев для дополнительного выдвижения кандидатов и осуществления последующих избирательных действий.
20. В случае если ко дню голосования по выборам депутатов представительного органа местного самоуправления число зарегистрированных кандидатов в округе окажется равным числу мандатов, то проводится голосование по этим кандидатам (кандидату), при этом кандидаты (кандидат) считается избранным, если за них (него) проголосовало не менее 50 процентов избирателей, принявших участие в голосовании.
21. При наступлении указанных в пунктах 18 и 19 и настоящей статьи обстоятельств в результате того, что кандидат без вынуждающих к тому обстоятельств снял свою кандидатуру либо его регистрация была отменена в соответствии с пунктом 6 статьи 43 настоящего Закона, все расходы, понесенные соответствующей избирательной комиссией при подготовке и проведении выборов относятся на счет этого кандидата. В этом случае кандидат обязан погасить указанные расходы в течение 2-х месяцев.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.