Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Статья 62. Подсчет голосов избирателей на избирательном участке
1. Подсчет голосов избирателей осуществляется открыто и гласно.
2. По истечении времени голосования председатель участковой избирательной комиссии объявляет о том, что только избиратели, находящиеся в помещении для голосования, могут получить избирательные бюллетени и проголосовать. Сразу после окончания голосования начинается подсчет голосов, который проводится непосредственно членами участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса без перерыва до определения итогов голосования.
3. Перед вскрытием ящиков для голосования члены участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса подсчитывают и погашают, отрезая левый нижний угол, неиспользованные избирательные бюллетени. Затем оглашается количество неиспользованных бюллетеней, а также бюллетеней, испорченных избирателями при проведении голосования, и заносится в строку 5 протокола об итогах голосования и в увеличенную форму протокола об итогах голосования, находящуюся в помещении для голосования (при этом не допускается повреждение квадратов, размещенных на бюллетене справа от сведений о зарегистрированных кандидатах и от строки "Против всех кандидатов").
4. Перед непосредственным подсчетом голосов избирателей члены участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса вносят в каждую страницу списка избирателей следующие суммарные данные по этой странице:
- число избирателей, внесенных в список;
- число избирательных бюллетеней, выданных избирателям на избирательном участке в помещении для голосования в день голосования (устанавливается по числу подписей избирателей в списке избирателей);
- число избирательных бюллетеней, выданных избирателям, проголосовавшим вне помещения для голосования (устанавливается по числу соответствующих отметок в списке избирателей);
- число досрочно проголосовавших избирателей;
Законом Калужской области от 26 июня 2000 г. N 32-ОЗ в пункт 5 статьи 62 настоящего Закона внесены изменения
5. После внесения указанных в пункте 4 настоящей статьи данных каждая страница списка избирателей подписывается членом избирательной комиссии, который проставляет эти данные и затем их суммирует, оглашает и сообщает председателю, заместителю председателя или секретарю участковой избирательной комиссии и лицам, присутствующим при подсчете голосов. В последний лист списка избирателей председатель, заместитель председателя или секретарь участковой избирательной комиссии вносит итоговые данные, определяемые как сумма данных, установленных в соответствии с пунктом 4 настоящей статьи, заверяет их подписью и печатью участковой избирательной комиссии. После этого со списком избирателей вправе ознакомиться лица, указанные в пункте 3 статьи 24 настоящего Закона.
6. Председатель, заместитель председателя или секретарь участковой избирательной комиссии уточняет, оглашает и заносит в строки 1 и 2 протокола об итогах голосования и в его увеличенную форму:
- число избирателей, внесенных в список избирателей на момент окончания голосования;
- число избирательных бюллетеней, полученных участковой избирательной комиссией (данные о бюллетенях, извлеченных из конвертов досрочно проголосовавших избирателей в помещении избирательной комиссии муниципального образования или окружной избирательной комиссии, в указанное число не входят).
7. Затем в строки 6 и 7 протокола об итогах голосования и в его увеличенную форму заносятся следующие данные:
- число избирательных бюллетеней, выданных избирателям в помещении для голосовании в день голосования (устанавливается по количеству подписей избирателей в списке избирателей);
- число избирательных бюллетеней, выданных избирателям, проголосовавшим вне помещения для голосования (устанавливается по количеству соответствующих отметок в списке избирателей).
8. После этого председателем или секретарем избирательной комиссии обеспечивается хранение списка избирателей, исключающее доступ к нему лиц, участвующих в подсчете голосов. Дальнейшая работа со списком избирателей не может проводиться до проверки контрольных соотношений данных, внесенных в протокол об итогах голосования в соответствии с пунктом 21 настоящей статьи.
9. Затем председатель комиссии проверяет печати на всех ящиках (стационарных и переносных) для голосования и предлагает членам комиссии и иным присутствующим лицам удостовериться в том, что ящики должным образом опечатаны.
10. Непосредственный подсчет голосов избирателей производится в специально отведенных местах, оборудованных таким образом, чтобы к ним был обеспечен доступ членов комиссии с правом решающего и совещательного голоса. При этом должен быть обеспечен полный обзор действий членов участковой избирательной комиссии для всех присутствующих при подсчете. Членам избирательной комиссии, за исключением председателя (заместителя председателя) и секретаря избирательной комиссии, запрещается при подсчете голосов пользоваться письменными принадлежностями.
11. При непосредственном подсчете голосов участковая избирательная комиссия отделяет избирательные бюллетени неустановленной формы. Бюллетени неустановленной формы при подсчете голосов не учитываются.
12. Члены комиссии с правом решающего голоса сначала вскрывают переносные ящики для голосования и отдельно подсчитывают количество избирательных бюллетеней, содержащихся внутри каждого ящика. Количество избирательных бюллетеней установленной формы, содержащихся в переносных ящиках, определяется отдельно по каждому ящику, а общее количество извлеченных бюллетеней установленной формы заносится в строку 8 протокола об итогах голосования и в его увеличенную форму. Если количество соответствующих избирательных бюллетеней внутри переносного ящика превышает количество письменных заявлений избирателей о предоставлении возможности проголосовать вне помещения для голосования, содержащих отметку о количестве полученных бюллетеней, все избирательные бюллетени, содержащиеся в этом переносном ящике для бюллетеней, решением участковой избирательной комиссии признаются недействительными. В таком случае к протоколу комиссии прилагается акт, отражающий этот факт, с указанием фамилий и инициалов членов участковой избирательной комиссии, сопровождавших указанный переносной ящик для бюллетеней. Число признанных в этом случае недействительными бюллетеней вносится в строку 12 протокола об итогах голосования и в его увеличенную форму.
13. При проведении выборов по одномандатным избирательным округам члены участковой избирательной комиссии вскрывают стационарные ящики для голосования и сортируют избирательные бюллетени, извлеченные из переносных и стационарных ящиков для голосования, по голосам, поданным за каждого из кандидатов, а также по голосам, поданным против всех кандидатов одновременно отделяют бюллетени неустановленной формы и недействительные бюллетени. При сортировке члены участковой избирательной комиссии оглашают содержащиеся в избирательном бюллетене отметки избирателя и представляют бюллетени для визуального контроля всем присутствующим при непосредственном подсчете бюллетеней. Одновременное оглашение содержания двух и более избирательных бюллетеней не допускается.
14. В случае, если число досрочно проголосовавших в помещениях территориальной (окружной) и участковой избирательной комиссии, избирателей будет составлять более одного процента от числа избирателей, внесенных в список избирателей на избирательном участке (но не менее 10 избирателей), участковая избирательная комиссия по требованию любого члена комиссии, наблюдателя обязана произвести отдельный подсчет избирательных бюллетеней, извлеченных из конвертов досрочно проголосовавших избирателей. По результатам указанного подсчета участковой избирательной комиссией составляется акт, который прилагается к протоколу участковой избирательной комиссии об итогах голосования. При этом избирательные бюллетени, извлеченные из конвертов досрочно проголосовавших избирателей, упаковываются отдельно и опечатываются.
15. Затем производится подсчет голосов избирателей по бюллетеням установленной формы. Не менее чем два члена избирательной комиссии подсчитывают избирательные бюллетени отдельно по каждому кандидату и по позиции "Против всех кандидатов". Полученные данные заносятся в строки 14 и 15 протокола об итогах голосования, а также в его увеличенную форму.
16. Недействительные бюллетени подсчитываются и суммируются отдельно. Недействительными признаются избирательные бюллетени, по которым невозможно определить волеизъявление избирателей, включая избирательные бюллетени, в которых отметка не проставлена ни в одном из квадратов. В случае сомнения избирательная комиссия решает вопрос голосованием. При принятии решения о признании избирательного бюллетеня недействительным, участковая избирательная комиссия указывает причины недействительности на оборотной стороне избирательного бюллетеня. Эта запись подтверждается подписями не менее 3 членов участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса и заверяется печатью комиссии. Число недействительных бюллетеней заносится в строки 11 и 13 протокола об итогах голосования и в его увеличенную форму.
17. Члены участковой избирательной комиссии подсчитывают и заносят в строку 10 протокола об итогах голосования и в его увеличенную форму число действительных избирательных бюллетеней.
18. Члены участковой избирательной комиссии подсчитывают, оглашают и заносят в строку 9 протокола об итогах голосования, а также в его увеличенную форму число бюллетеней установленной формы, находящихся в стационарных ящиках для голосования. Подсчет производится путем сложения чисел строк 10 (число действительных бюллетеней) и 11 (число недействительных бюллетеней) и последующего вычитания из полученной суммы числа строки 8 (число бюллетеней, содержащихся в переносных ящиках).
19. После этого с рассортированными бюллетенями для голосования вправе визуально ознакомиться члены избирательной комиссии и иные присутствующие лица под контролем членов участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса.
20. При проведении выборов по многомандатным избирательным округам члены участковой избирательной комиссии вскрывают стационарные ящики для голосования и сортируют избирательные бюллетени, извлеченные из переносных и стационарных ящиков для голосования следующим образом:
а) сначала отделяются в отдельную стопу и подсчитываются недействительные избирательные бюллетени. Бюллетени для голосования по многомандатному округу считаются недействительными в том случае, если не содержат отметок ни по одной из позиций; если содержат одновременно отметки в квадратах против фамилий кандидатов и в строке "Против всех кандидатов"; если число отметок против фамилий кандидатов превышает число депутатских мандатов по данному округу. Число недействительных бюллетеней заносится в строки 11 и 13 протокола об итогах голосования и в его увеличенную форму;
б) затем отделяются в отдельную стопу и подсчитываются избирательные бюллетени, имеющие отметку в строке "Против всех кандидатов". Полученные данные заносятся в строку 15 протокола об итогах голосования и в его увеличенную форму;
в) после этого производится многократная сортировка оставшихся бюллетеней по каждому кандидату. Избирательные бюллетени сортируются столько раз, сколько кандидатов внесено в избирательный бюллетень;
г) сначала отсортировываются и подсчитываются избирательные бюллетени, содержащие отметки против фамилии первого по списку кандидата. При этом, если в бюллетене имелись отметки только против фамилии первого по списку кандидата, такие бюллетени складываются в отдельную стопу, не участвуют в дальнейшей сортировке и до окончания подсчета голосов хранятся отдельно. Фамилия, имя, отчество кандидата и количество голосов, поданных за него заносятся в строку 14 протокола об итогах голосования и в его увеличенную форму. После этого с рассортированными бюллетенями для голосования вправе визуально ознакомиться члены избирательной комиссии и иные присутствующие лица под контролем членов участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса;
д) затем избирательные бюллетени, содержащие отметки против фамилии первого по списку кандидата и иных кандидатов, объединяются с отсортированными бюллетенями, не содержавшими отметок против фамилии первого по списку кандидата, и производится сортировка и подсчет голосов, поданных за второго по списку кандидата. При этом, если в бюллетенях имелись отметки только против фамилии второго по списку кандидата или фамилий первого и второго по списку кандидатов, такие бюллетени складываются в отдельную стопу, не участвуют в дальнейшей сортировке и до окончания подсчета голосов хранятся отдельно. Фамилия, имя, отчество и количество голосов, поданных за него заносятся в строку 14 протокола об итогах голосования и в его увеличенную форму. После этого с рассортированными бюллетенями для голосования вправе визуально ознакомиться члены избирательной комиссии и иные присутствующие лица под контролем членов участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса.
е) далее сортировка и подсчет голосов проводится аналогично подпунктам в) и д) до тех пор, пока не будут подсчитаны голоса, поданные за каждого кандидата.
21. Затем производится проверка контрольных соотношений данных, внесенных в протокол об итогах голосования (цифрами, кроме 0, обозначены строки протокола, пронумерованные в соответствии со статьей 61 настоящего Закона):
1 больше 0
1 больше или равно 3 + 6 + 7
2 равно (3 - 4) + 5 + 6 + 7
2 больше или равно 5 + 8 + 9 - 4
3 + 6 больше или равно 9
3 больше или равно 4
7 больше или равно 8 - 12
8 + 9 меньше или равно 3 + 6 + 7 + 12
8 + 9 равно 10 + 11
12 меньше или равно 11
13 меньше или равно 11
10 равно сумме значений в строке 14 и последующих строках протокола, включая строку "Против всех кандидатов" при голосовании по одномандатному округу, муниципальному округу.
Если голосование проводилось по многомандатному округу, то значение строки 14 и каждой из последующих строк должно быть меньше или равно значению строки 10. При этом число строк с фамилиями кандидатов, набравших число голосов, равное числу в строке 10 протокола, не может превышать число депутатских мандатов по данному многомандатному округу.
В случае, если контрольные соотношения не совпали, участковая избирательная комиссия принимает решение о дополнительном подсчете по всем или по отдельным строкам протокола об итогах голосования в том числе о дополнительном подсчете избирательных бюллетеней.
После подсчета голосов и проверки контрольных соотношений стопы рассортированных избирательных бюллетеней упаковываются отдельно и передаются на хранение в избирательную комиссию муниципального образования по окончании работы участковой избирательной комиссии.
22. Протокол об итогах голосования заполняется в трех экземплярах, которые подписывают все присутствующие члены участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса, проставляя дату и время (час, минуты) его подписания.
23. Если во время заполнения протокола об итогах голосования некоторые члены участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса отсутствуют, в протоколе делается об этом запись с указанием причины их отсутствия. Протокол является действительным, если он подписан большинством членов соответствующей избирательной комиссии с правом решающего голоса.
24. Не допускается заполнение протокола об итогах голосования карандашом и внесение в него каких-либо изменений. При подписании протокола члены участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса, не согласные с содержанием протокола, вправе приложить к протоколу особое мнение, а члены комиссии с правом совещательного голоса и иные присутствующие лица письменно сообщают о нарушениях настоящего Закона, выявленных ими в процессе голосования избирателей и подсчете голосов, о чем в протоколе делается соответствующая запись.
25. По требованию члена участковой избирательной комиссии, наблюдателя, кандидата или его доверенного лица, участковая избирательная комиссия немедленно после подписания протокола об итогах голосования обязана выдать указанным лицам или предоставить возможность изготовить копию протокола об итогах голосования, а также заверить ее.
26. Первый экземпляр протокола участковой избирательной комиссии об итогах голосования после подписания его всеми присутствующими членами участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса незамедлительно направляется в соответствующую вышестоящую избирательную комиссию и возврату в участковую избирательную комиссию не подлежит. К первому экземпляру протокола об итогах голосования приобщаются особые мнения членов участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса, поступившие в избирательную комиссию жалобы (заявления) на нарушения настоящего Закона, а также принятые по данным жалобам (заявлениям) решения избирательной комиссии и составленные участковой избирательной комиссией акты. Заверенные копии указанных документов и решений избирательной комиссии приобщаются ко второму экземпляру протокола.
27. Второй экземпляр протокола вместе избирательными документами, предусмотренными настоящим Законом, включая избирательные бюллетени, а также печать участковой избирательной комиссии хранятся секретарем участковой избирательной комиссии в опечатанном виде в охраняемом помещении до окончания работы комиссии, а затем передаются на хранение в избирательную комиссию муниципального образования.
28. Третий экземпляр протокола (его копия) вывешивается для всеобщего ознакомления в месте, установленном участковой избирательной комиссией.
29. При наличии технической возможности участковые избирательные комиссии могут по решению избирательной комиссии муниципального образования использовать для организации голосования и подсчета голосов на выборах технические средства подсчета голосов, в том числе сканеры избирательных бюллетеней. При использовании технических средств подсчета голосов запрещается разглашение данных подсчета голосов до окончания голосования на избирательном участке, за исключением данных об общем числе проголосовавших избирателей. В этом случае порядок использования технических средств подсчета голосов определяется избирательной комиссией Калужской области с учетом требований настоящего Закона и методических рекомендаций Центральной избирательной комиссии Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.