Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к Закону Калужской области
"Об областной целевой программе
"Государственная поддержка и
развитие предпринимательства в
Калужской области на 2001-2003 годы"
Областная целевая программа
"Государственная поддержка и развитие малого предпринимательства
в Калужской области на 2001-2003 годы"
(с изменениями от 5 декабря 2002 г.)
Содержание проблемы
Областная целевая программа "Государственная поддержка и развитие малого предпринимательства в Калужской области на 2001-2003 г.г." (далее Программа) разработана в соответствии с Федеральным Законом N 88-ФЗ от 14.06.98 г. "О мерах по устранению административных барьеров при развитии предпринимательства", Законом Калужской области N 4-ОЗ от 29.03.99 г. "О государственной поддержке малого предпринимательства в Калужской области", Федеральной программой поддержки и развития малого предпринимательства в РФ на 2001-2003 годы и в связи с истечением срока действия областной целевой программы "Государственная поддержка и развитие малого предпринимательства в Калужской области на 1998-2000 гг.", утвержденной постановлением Законодательного Собрания Калужской области N 540 от 03.12.1998 г.
Необходимость разработки Программы обусловлена значительностью роли, которую играют субъекты малого предпринимательства в росте доходов населения, сохранении и создании новых рабочих мест, насыщении потребительского рынка товарами и услугами, пополнении бюджета налоговыми платежами. Малое предпринимательство играет все возрастающую роль в экономике области, вовлекая свободные трудовые ресурсы в различные виды предпринимательской деятельности и создавая тем самым условия для дальнейшего развития экономики.
Наряду с этим, развитие малого предпринимательства в области происходит неравномерно в муниципальных образованиях области (с характерным разрывом между гг. Калугой и Обнинском, с одной стороны, и остальными образованиями, с другой). Частично не реализовано спрогнозированное областной целевой программой "Государственная поддержка и развитие малого предпринимательства в Калужской области на 1998-2000 годы", принятой Законодательным Собранием Калужской области 3 декабря 1998 года, увеличение числа субъектов малого предпринимательства и занятых в сфере малого предпринимательства, объемов реализации товаров, услуг, работ.
В области неравномерно распределена инфраструктура поддержки и развития малого предпринимательства. О том, что она создана и функционирует, с уверенностью можно сказать только в отношении г.Калуги и г.Обнинска. В остальных муниципальных образованиях вопросами малого предпринимательства зачастую занимаются только органы областной и муниципальной администраций. Более подробный анализ состояния малого предпринимательства в Калужской области приведен в приложении "Анализ состояния малого предпринимательства в Калужской области".
Общероссийский экономический кризис, имевший место во второй половине 1998 года, недостаточная государственная финансовая и правовая поддержка малого предпринимательства, в первую очередь, по установлению налоговых льгот и снижению административных барьеров, стали основными причинами неравномерного развития малого предпринимательства в области. Недостаточная финансовая поддержка субъектов малого предпринимательства, в том числе, по направлениям, предусмотренным Программой в 1998-2000 годах (см. табл. 1), стала причиной затормаживания мероприятий по созданию гарантийного (страхового) фонда при Государственном фонде поддержки малого предпринимательства Калужской области, Регионального центра поддержки предпринимательства и бизнес-инкубатора.
Таблица 1.
Объемы финансирования малого предпринимательства
областным бюджетом в 1998-2000 годах
1998 г. | 1999 г. | 2000 г. | |
Предусматривалось Программой развития предпринимательства, тыс. руб. |
2400 |
3950 |
3700 |
Утверждено в областном бюджете, тыс. руб. |
2400 |
2400 |
2400 |
Фактически профинансировано, тыс. руб. | 1588 | 1000 | 1130 |
Удельный вес фактического финансирования к предусмотренному Программой/утвержденному бюджетом, % |
66,2/66,2 |
25,3/41,7 |
30,5/47,1 |
Помимо этого, факторами, сдерживающими развитие малого предпринимательства в области, являются:
- недостаточное внимание муниципальных властей к сектору малого предпринимательства и неразвитость в муниципальных образованиях инфраструктуры поддержки малого предпринимательства;
- неразвитость и нестабильность законодательной базы;
- недостаток собственных финансовых средств и невозможность получения долгосрочных банковских кредитов;
- неразвитость системы гарантирования, лизинга, залога;
- недостаточная эффективность работы Государственного фонда поддержки малого предпринимательства области по внедрению системы гарантий для финансовых структур, кредитующих малые предприятия;
- отсутствие реальной реструктуризации крупных промышленных предприятий и организации производства комплектующих на малых предприятиях;
- нехватка производственных и служебных помещений.
Дальнейшее развитие малого предпринимательства в Калужской области требует координации действий и концентрации усилий в создании благоприятного климата для развития малого предпринимательства территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, областных органов государственной власти, органов местного самоуправления, других организаций, а также общественных объединений предпринимателей.
Основные цели и задачи Программы
Основной целью Программы является создание условий для решения социальных и экономических проблем региона, повышение реальных доходов и уровня занятости населения за счет дальнейшего развития и устойчивой деятельности малых предприятий, а также достижение сбалансированного соотношения малых, средних и крупных предприятий во всех отраслях экономики.
Программа направлена на решение следующих приоритетных задач:
совершенствование нормативно-правовой базы, способствующей созданию благоприятных условий для развития и устойчивой деятельности субъектов малого предпринимательства Калужской области;
снижение административных барьеров и создание благоприятного климата во всех муниципальных образованиях для развития малого предпринимательства;
освоение новых кредитно-инвестиционных механизмов (в том числе создание гарантийного, лизингового фондов), обеспечивающих доступ субъектов малого предпринимательства к финансовым, производственным и информационным ресурсам;
дальнейшее формирование и развитие системы инфраструктуры государственной поддержки малого предпринимательства, создание на конкурсной основе в трех муниципальных образованиях области межмуниципальных структур по оказанию помощи предпринимателям;
поддержка инвестиционной активности субъектов малого предпринимательства;
информационное обеспечение субъектов малого предпринимательства;
развитие межрегионального и международного сотрудничества в сфере малого предпринимательства;
учебно-методическое обеспечение субъектов малого предпринимательства, организация обучения и повышения квалификации их кадрового состава.
Сроки и этапы реализации Программы
Программа рассчитана на три года. Выполнение основных мероприятий, в первую очередь предусмотренных утверждаемыми областными бюджетами, предусмотрено в течение всего срока действия программы. Таковыми являются мероприятия, направленные на совершенствование нормативно-правовой базы в сфере малого предпринимательства, повышение эффективности использования финансовой поддержки субъектов малого предпринимательства, создание и совершенствование системы подготовки и повышения квалификации кадрового состава, совершенствование системы инфраструктуры поддержки малого предпринимательства.
Этапами реализации программы в соответствии с постановлением Губернатора Калужской области N 356 от 19.08.99 г. "О порядке разработки, рассмотрения и реализации областных целевых программ" определены календарные года. В соответствии с этим, на первом этапе, в 2001 году, программой определено выполнение мероприятий по содействию в формировании гарантийного фонда Государственного фонда поддержки малого предпринимательства области, созданию информационно-статистических баз данных в связи с переводом субъектов малого предпринимательства на сплошной статистический учет (в соответствии с распоряжением Правительства РФ N 476-Р от 29.03.2000 г.) и разработке отраслевых программ и подпрограмм развития малого предпринимательства в перерабатывающей промышленности АПК и жилищно-коммунальной сфере. На втором этапе, в 2002 году, определена разработка концепции межмуниципальной структуры поддержки малого предпринимательства, проведение межмуниципальных конкурсов с целью определения местонахождения структур поддержки и их создание. В 2001-2003 годах создание подобных структур поддержки малого предпринимательства планируется в трех муниципальных образованиях области. Помимо этого, определена разработка подпрограмм создания благоприятной зоны развития малого предпринимательства в п. Воротынск и развития субъектов малого предпринимательства в сфере лесной промышленности Калужской области. На третьем этапе, в 2003 году, определена разработка концепции создания и развития лизинговых и венчурных схем финансирования субъектов малого предпринимательства.
Механизм реализации Программы
Реализация Программы осуществляется посредством взаимных действий территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти области, органов местного самоуправления, в первую очередь, администраций муниципальных образований, коммерческих и некоммерческих организаций, составляющих инфраструктуру поддержки предпринимательства, союзов и общественных объединений субъектов малого предпринимательства, направленных на создание условий интенсивного развития и устойчивой деятельности малых предприятий. Основными направлениями реализации определены совершенствование нормативно-правовой базы, формирование инвестиционной привлекательности Калужской области в сфере малого предпринимательства, развитие инфраструктуры поддержки малого предпринимательства.
Организации, выполняющие функции государственной поддержки малого предпринимательства, реализуют мероприятия, направленные на развитие и поддержку субъектов малого предпринимательства, в первую очередь, по приоритетным видам деятельности, а именно:
реализация товаров народного потребления собственного производства;
производство и реализация продуктов питания собственного производства;
оказание бытовых услуг населению в сельских населенных пунктах;
производство и переработка сельскохозяйственной продукции;
оказание услуг в жилищно-коммунальном хозяйстве;
наука, научно-техническая и информационная деятельность;
народное образование, физическая культура, социальное обеспечение;
организация туризма и экскурсионных поездок по территории области;
реализация лекарств и медицинской техники собственного производства;
природоохранная деятельность и производство оборудования для экологических целей;
строительство, ремонтно-строительные и ремонтно-технические услуги.
В соответствии с этим, Программа содержит в себе подпрограммы развития сельского хозяйства, перерабатывающей промышленности АПК и лесного хозяйства, жилищно-коммунального хозяйства.
Помимо этого, организации, выполняющие функции государственной поддержки малого предпринимательства, осуществляют мероприятия, направленные на развитие и поддержку инфраструктуры малого предпринимательства в муниципальных образованиях области, финансирование на конкурсной основе наиболее эффективных проектов субъектов малого предпринимательства, развивающих инновационную и производственную деятельность, сохранение существующих и создание новых рабочих мест.
В соответствии с постановлением Губернатора N 356 от 19.08.99 г. "О порядке разработки, рассмотрения и реализации областных целевых программ" Правительство Калужской области может уточнять показатели и затраты по программным мероприятиям, механизм реализации Программы.
Законом Калужской области от 5 декабря 2002 г. N 164-ОЗ в раздел "Организация управления Программой и контроль за ходом ее выполнения" настоящей Программы внесены изменения, вступающие в силу через десять дней после официального опубликования названного Закона
Организация управления Программой
и контроль за ходом ее выполнения
Координация деятельности органов исполнительной власти Калужской области, а также организаций инфраструктуры поддержки малого предпринимательства, являющихся исполнителями отдельных мероприятий Программы, осуществляется департаментом регионального развития Калужской области и Государственным фондом поддержки малого предпринимательства Калужской области, определяющими первоочередность выполнения мероприятий с учетом приоритетности направлений и наличия средств на поддержку и развитие малого предпринимательства.
Предполагается, что формируемый Общественный совет по развитию малого предпринимательства при Губернаторе Калужской области также будет участвовать в координации деятельности исполнителей программы, выработке предложений по развитию малого предпринимательства, определении перспективных направлений финансирования и наблюдении за реализацией программы.
Контроль за деятельностью Государственного фонда поддержки малого предпринимательства Калужской области осуществляется Попечительским советом фонда. Государственный фонд поддержки малого предпринимательства Калужской области ежеквартально представляет в департамент регионального развития Калужской области информацию о выполнении мероприятий программы.
Департамент регионального развития Калужской области ежегодно направляет в департамент финансов Калужской области доклад о ходе работ по выполнению программы и эффективности использования финансовых средств. Помимо этого, департамент регионального развития Калужской области с участием департамента финансов Калужской области, заинтересованных муниципальных образований области организует экспертные проверки сроков реализации программных мероприятий, целевого и эффективного использования средств, выделенных на их реализацию, эффективности достижения целей, поставленных Программой.
Ресурсное обеспечение программы
Финансовое обеспечение программы осуществляется за счет средств областного бюджета, а также за счет других источников, предусмотренных действующим законодательством о государственной поддержке малого предпринимательства.
В 2001 г. в областном бюджете на поддержку малого предпринимательства предусмотрено выделение 2,5 млн. руб. Федеральный фонд поддержки малого предпринимательства предусматривает возможность участия в реализации мероприятий программы на паритетных началах. В 2002 г. областным бюджетом предусмотрено финансирование в объеме 7,29 млн. руб., в 2003 - 10,21 млн. руб. Всего в 2001-2003 годах на реализацию программы предусматривается выделение из областного бюджета 20 млн. руб.
Предполагаемые объемы ассигнований из областного бюджета по статьям расходов представлены в таблице 2.
Таблица 2
N п/п | Статьи расходов | Доля общих объемов затрат, % | ||
2001 г. | 2002 г. | 2003 г. | ||
1. | Формирование гарантийного (страхового) фонда Государственного фонда поддержки малого предпринимательства Калужской области. |
20,0 |
30,0 |
30,0 |
2. | Льготное кредитование инвестиционных проектов малых предприятий. |
60,0 |
40,0 |
40,0 |
3. | Развитие лизинговых услуг. | - | 15,0 | 16,0 |
4. | Организация выставочной деятельности субъектов малого предпринимательства. |
8,0 |
6,0 |
6,0 |
5. | Развитие межмуниципальных структур поддержки малого предпринимательства. |
6,0 |
5,6 |
4,8 |
6. | Организация круглых столов, научно-технических конференций. |
2,0 |
1,4 |
1,6 |
7. | Учебно-методическое обеспечение. | 4,0 | 2,0 | 1,6 |
Оценка эффективности реализации Программы
В результате выполнения основных мероприятий, предусмотренных Программой, предполагается:
увеличение числа действующих малых предприятий до 7000 с увеличением общего числа занятых на них до 80-100 тыс. человек;
увеличение объемов выпущенных товаров и оказанных услуг до 5-7 млрд. рублей, что составит 30-35 % от общего объема по области;
увеличение выручки от реализации продукции (товаров, услуг) субъектами малого предпринимательства до 17 млрд. рублей;
ежегодное 10%-ное увеличение налоговых поступлений в бюджеты всех уровней от предпринимательской деятельности (в сопоставимых ценах) с ростом их доли к завершению срока действия программы до 12-15 % относительно всех налоговых поступлений.
Реализация мероприятий Программы обеспечит развитие производственной и инновационной деятельности малых предприятий, позволит создать условия для увеличения выпуска пользующейся спросом конкурентоспособной продукции, будет способствовать превращению Калужской области в регион, благоприятный для развития малого предпринимательства и привлекательный для притока инвестиций.
Основные мероприятия
областной целевой программы "Государственная поддержка и развитие малого
предпринимательства в Калужской области на 2001-2003 годы"
/-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------\
| N | Наименование мероприятий | Результативность |Срок исполнения| Ответственные исполнители |Источники финансирования|
|-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|
| 1. Нормативно-правовое, учебно-методическое и информационное обеспечение субъектов малого предпринимательства |
|-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|
|1.1. |Совершенствование нормативной|Создание благоприятных |2001-2003 гг., |ДРР* КТУ МАП РФ (по |Собственные средства | |
| |правовой базы в сфере малого |условий для развития |по мере |согласованию) Администрации|исполнителей (по |
| |предпринимательства, в том |малого предпринимательства.|принятия |муниципальных образований |согласованию) |
| |числе: |Снижение административных |решений о |области (по согласованию) | |
| | |барьеров. |разработке, | | |
| | | |поступления | | |
| | | |(опубликования)| | |
|------+-----------------------------+---------------------------+---------------+---------------------------+------------------------|
|1.1.1.|Участие в разработке проектов|Подготовка предложений и | | |Собственные средства |
| |федеральных |проектов | | |исполнителей (по |
| |нормативно-правовых актов, |нормативно-правовых актов | | |согласованию) |
| |подготовка предложений и |по установлению налоговых | | | |
| |замечаний к законопроектам. |и иных льгот. | | | |
|------+-----------------------------|Cтимулирование |---------------| | |
|1.1.2.|Анализ действующих |производственной |По мере | | |
| |федеральных |деятельности малых |вступления в | | |
| |нормативно-правовых актов. |предприятий |силу | | |
|------+-----------------------------| |---------------| | |
|1.1.3.|Участие в разработке проектов| | | | |
| |нормативно-правовых актов | | | | |
| |Калужской области, подготовке| | | | |
| |предложений и замечаний к | | III квартал | | |
| |законопроектам, в том числе: | | 2001 г. | | | |
| |- в подготовке проекта закона| | | | |
| |Калужской области "О внесении| | | | |
| |изменений и дополнений в | | | | |
| |Закон Калужской области "О | | | | |
| |государственной поддержке | | | | |
| |малого предпринимательства | | | | |
| |в Калужской области". | | | | |
|------+-----------------------------| |---------------| | |
|1.1.4.|Анализ действующих | |По мере | | |
| |нормативно-правовых актов | |вступления в | | |
| |Калужской области. | |силу | | |
|------+-----------------------------+---------------------------+---------------+---------------------------+------------------------|
| 1.2 |Учебно-методическая поддержка|Создание системы подготовки| | ДРР ГФ ПМП ДФ |Средства областного |
| |субъектов малого |и повышения квалификации | | ДО и Н ДФГСЗН |бюджета: |
| |предпринимательства, в том |кадров субъектов малого | | (по согласованию) |В 2001 г. - 4,0 % |
| |числе: |предпринимательства. | | КТПП (по согласованию) |В 2002 г. - 2,0 % |
| | |Повышение профессионально- | | КТУ МАП РФ (по |В 2003 г. - 1,6 % |
| | |квалификационных | | согласованию) |от ежегодных объемов, |
| | |характеристик занятых в | | КЦНТИ (по согласованию) |выделяемых на поддержку |
| | |малом предпринимательстве. | 2001-2003 гг. | |и развитие малого |
| | |Вовлечение незанятого в | | |предпринимательства. |
| | |экономике области населения| | |Средства Федерального |
| | |в предпринимательскую | | |фонда поддержки малого |
| | |деятельность. | | |предпринимательства |
| | |Формирование у граждан, | | |(по согласованию). |
| | |изъявивших желание | | | |
| | |заниматься | | | |
| | |предпринимательством, | | | |
| | |предпринимательских навыков| | | |
|------+-----------------------------+---------------------------+---------------+---------------------------+------------------------|
|1.2.1.|Определение на конкурсной |Поддержание наукоемких | II квартал | | |
| |основе типовых учебных планов|проектов малых предприятий.| 2001 г. | | Собственные средства |
| |и программ подготовки кадров |Повышение эффективности | | | исполнителей (по |
| |для малого |использования основных | | | согласованию) |
| |предпринимательства. |фондов, расширение | | | |
|------+-----------------------------|производства |---------------| | |
|1.2.2.|Содействие в организации |конкурентно-способной | | | |
| |обучения менеджеров |продукции. | 2001-2003 гг. | | |
| |(управляющих руководителей) | | | | |
| |субъектов малого | | | | |
| |предпринимательства. | | | | |
|------+-----------------------------| |---------------| | |
|1.2.3.|Организация обучения на | | | | |
| |конкурсной основе граждан из | | 2001-2003 гг. | | |
| |числа социально слабо | | (по особому | | |
| |защищенных категорий | | плану) | | |
| |(инвалидов, молодежи, женщин,| | | | |
| |военнослужащих, уволенных в | | | | |
| |запас, безработных) и | | | | |
| |изъявивших желание заниматься| | | | |
| |предпринимательством, основам| | | | |
| |предпринимательской | | | | |
| |деятельности. | | | | |
|------+-----------------------------| |---------------| | |
|1.2.4.|Организация подготовки, | | | | |
| |переподготовки | | 2001-2003 гг. | | |
| |государственных служащих, | | (по особому | | |
| |работающих в системе | | плану) | | |
| |поддержки малого | | | | |
| |предпринимательства. | | | | |
|------+-----------------------------+---------------------------+---------------+---------------------------+------------------------|
|1.3. |Обобщение опыта и выработка | | | ДРР КТУ МАП РФ | Собственные средства |
| |рекомендаций по | | 2001-2003 гг. | (по согласованию) | исполнителей |
| |взаимодействию малых | | ежеквартально | КТПП (по согласованию) | (по согласованию) |
| |предприятий с крупным и | | | ММЦ "Калуга-Москва" | |
| |средним производством | | | (по согласованию) | |
| |(кооперирование и | | | | |
| |специализация), проведение | | | | |
| |"круглых столов" по данной | | | | |
| |теме. | | | | |
|------+-----------------------------+---------------------------+---------------+---------------------------+------------------------|
|1.4. |Создание благоприятных |Эффективное информационное | 2001-2003 гг.| ДФ ДФГСЗН ДРР | Собственные средства |
| |условий информационного |обеспечение субъектов | | КТУ МАП РФ | исполнителей |
| |обеспечения субъектов малого |малого предпринимательства | | (по согласованию) | (по согласованию) |
| |предпринимательства, в том |на региональном и | | ГФ ПМП ЗАО "Калужское | |
| |числе: |муниципальных уровнях. | | АПМБ - РИАЦ" КТПП | |
| | |Повышение информированности| | (по согласованию) | |
| | |субъектов малого | | КЦНТИ (по согласованию) | |
| | |предпринимательства о | | | |
| | |рынках труда, товаров и | | | |
| | |услуг. | | | |
| | |Обеспечение доступа | | | |
| | |субъектов малого | | | |
| | |предпринимательства к базам| | | |
| | |данных, стимулирование | | | |
| | |использования ими | | | |
| | |информационных технологий. | | | |
|------+-----------------------------+---------------------------+---------------+---------------------------+------------------------|
|1.4.1.|Формирование на основе |Развитие профессионально- | 2001-2003 гг.| ДРР | Собственные средства |
| |действующих |квалификационной структуры | | ДО и Н | исполнителей |
| |информационно-справочных |и повышение | | ДФГСЗН КТУ МАП РФ | (по согласованию) |
| |правовых систем баз данных |профессионально- | | (по согласованию) | |
| |по налоговому |квалификационного уровня | | ГФ ПМП КТПП | |
| |законодательству в области |занятых в сфере малого | | (по согласованию) | |
| |малого предпринимательства. |предпринимательства. | | ЗАО "ММЦ "Калуга-Москва" | |
| | | | | (по согласованию) | |
| | | | | КОКГС (по согласованию) | |
|------+-----------------------------| |---------------+---------------------------| |
|1.4.2.|Выпуск | | 2001-2003 гг.| ДРР | |
| |информационно-аналитического | | по два раза в | ДО и Н | |
| |сборника "Малое | | год | ДФ | |
| |предпринимательство в | | | ДФГСЗН КТУ МАП РФ | |
| |Калужской области" с | | | (по согласованию) | |
| |информированием субъектов | | | ГФ ПМП КТПП | |
| |малого предпринимательства о | | | (по согласованию) | |
| |состоянии рынка труда в | | | | |
| |области, финансово-кредитной,| | | | |
| |инвестиционной и | | | | |
| |информационной деятельности | | | | |
| |государственных структур по | | | | |
| |развитию и поддержке малого | | | | |
| |предпринимательства. | | | | |
|------+-----------------------------+---------------
<< Статья 3 Статья 3 |
||
Содержание Закон Калужской области от 24 октября 2001 г. N 72-ОЗ "Об утверждении областной целевой программы "Государственная... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.