Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 1
к постановлению
Правительства Калужской области
от 25 июня 2002 г. N 141
Концепция
сохранения, модернизации, совершенствования и развития
библиотечного дела в Калужской области на 2003-2005 гг.
I. Введение
Концепция основывается на признании огромной значимости библиотек, особенно возросшей в последнее десятилетие. В настоящее время библиотеки - востребованные населением, стабильно работающие учреждения, предоставляющие возможность бесплатного получения информации, вносящие большой вклад в сохранение и развитие культуры.
При сокращении сети других учреждений культуры, особенно на селе, библиотеки приняли на себя функции культурных центров, организующих досуг людей; с развитием местного самоуправления библиотеки берут на себя роль информационных центров для органов местного самоуправления, а также стараются выполнять роль центров по правовому просвещению населения.
В связи с этим концепция строится с учетом следующих функций библиотек:
- информационная;
- образовательная;
- просветительская;
- правовая;
- культурно-досуговая;
- центр межличностного общения.
Концепция, предусматривает технологическое совершенствование библиотек, внедрение новых технологий, что возможно только при стабильном поступлении бюджетных ассигнований в объемах, установленных законом Калужской области об областном бюджете на очередной финансовый год, а также средств из иных источников в порядке, предусмотренном действующим законодательством.
Концепция сохранения, модернизации, совершенствования и развития библиотечного дела в Калужской области (далее - концепция) разработана в целях совершенствования и дальнейшего развития библиотечного дела в области в соответствии с Федеральным законом "О библиотечном деле" и Законом Калужской области "О библиотечном деле в Калужской области".
II. Анализ проблемной ситуации и необходимость ее решения
посредством принятия концепции
Необходимость разработки концепции обусловлена ситуацией, сложившейся в библиотечном деле в Калужской области.
На территории Калужской области действуют 513 библиотек системы Министерства культуры Российской Федерации, из которых 3 - государственные областные библиотеки (Государственная областная научная библиотека им. В.Г.Белинского, Государственная областная детская библиотека "В Гостином дворе", Государственная областная специальная библиотека для слепых им. Н.Островского) и 510 муниципальных. Муниципальные библиотеки в основном объединены в 26 районных централизованных библиотечных систем (493 библиотеки), 17 - вышли из состава централизованных библиотечных систем. Библиотеки области составляют 45,8% от всех областных учреждений культуры системы Министерства культуры Российской Федерации.
В течение года библиотеки области обслуживают свыше 480 тыс. читателей, из них - 149,1 тыс. детей. По охвату населения библиотечным обслуживанием (44% населения) среди 89 субъектов Российской Федерации область занимает 37 - 38-е место (по России средний показатель - 38,2%).
Библиотечный фонд Калужской области насчитывает 8296,4 тыс. экз. документов, в том числе в сельской местности - 3997,3 тыс. экз. документов. По книгообеспеченности жителей область занимает 10-е место по Российской Федерации. Вместе с тем в последнее десятилетие книжные фонды библиотек большинства муниципальных образований области не пополняются новой литературой, отвечающей запросам и интересам читателей.
Недостаток финансовых средств негативно сказывается на комплектовании фондов детских и сельских библиотек и порождает ряд проблем. Без правильно сформированных фондов, отвечающих интересам детского и взрослого населения, детские и сельские библиотеки будут не востребованы - их фонды очень быстро стареют. Большинство детских библиотек, одна из основных функций которых - содействовать учебно-воспитательному процессу в школах и дошкольных учреждениях, с трудом выполняют столь важную задачу.
Следует отметить, что в области нет достаточных условий для работы с учащимися и студенческой молодежью: нет юношеской библиотеки; библиотеки муниципального уровня не располагают программной литературой, справочными изданиями, учебными пособиями. Центром обслуживания этой категории читателей в настоящее время является Государственная областная научная библиотека им. В.Г.Белинского. Однако, в настоящее время физически и технически библиотека не в состоянии обслуживать нарастающие читательские потоки: 40 тыс. читателей в год вместо 25 тыс. человек по плану (в соответствии с проектом здания).
Один из насущных вопросов - компьютеризация библиотек как составная часть проблемы информатизации общества. Внедрение современных информационных технологий в библиотечную деятельность позволяет предоставлять информацию из сколь угодно удаленных источников по каналам связи и коренным образом меняет положение библиотек в структуре современного общества. По уровню информатизации библиотеки Калужской области занимают одно из последних мест в Российской Федерации. Компьютерами располагают лишь областные библиотеки и 12 центральных районных библиотек, 1 городская и 1 сельская.
В Калужской области только начинается формирование сети публичных центров правовой информации. Фактически центр правовой информации, действующий с 2000 года, имеется в составе Государственной областной научной библиотеки им. В.Г.Белинского. Возможности его ограничены: всего одно рабочее место, что не удовлетворяет потребительский спрос.
В связи с этим, следует принять меры к реализации долгосрочной областной целевой программы поэтапного развития центров правовой информации. Цель этой работы - активное включение в государственную политику повышения правовой грамотности населения. Одновременно это означает повышение роли библиотек как носителей жизненно важной для населения информации, создание более привлекательного облика библиотеки как информационно - образовательного учреждения.
Вызывает тревогу состояние материально-технической базы библиотек области: в неудовлетворительных зданиях (аварийных, требующих капитального ремонта) работает 55 библиотек. В процентном отношении названные библиотеки составляют 10,7% от общего числа библиотек области. В ряде муниципальных образований библиотеки на селе располагаются в неотапливаемых помещениях, из-за сырости приходят в негодность книжные фонды, библиотечное оборудование.
Отсутствие транспорта и командировочных средств осложняет осуществление методического руководства библиотек села центральными районными библиотеками.
Для решения обозначенных проблем необходимо осуществить комплекс мер, направленных на:
развитие и совершенствование материально-технической базы библиотек;
создание условий для сохранения библиотечных фондов, создание областного центра консервации библиотечных фондов;
создание комплексных систем безопасности библиотек и библиотечных фондов,
внедрение в практику работы библиотек современных информационных технологий;
развитие нормативной базы деятельности библиотек в условиях модернизации общества;
совершенствование системы библиотечно-информационного обслуживания социально незащищенных слоев населения, в первую очередь - инвалидов, пенсионеров, детей и юношества.
III. Основные цели и задачи концепции
Комплектование книжных фондов библиотек области
Основной целью концепции в настоящее время является решение проблем комплектования: улучшение качественного состава библиотечных фондов, их обновление, приобретение особо ценной литературы, сокращение неэффективных расходов на комплектование.
В связи с этим основная задача - консолидация средств областного бюджета, а также средств иных источников в порядке, установленном действующим законодательством, на комплектование библиотек области и создание коллектора для реализации этих средств (на базе Государственной областной научной библиотеки им. В.Г.Белинского).
Сохранение библиотечных фондов
В современных условиях функционирования библиотек одной из важнейших организационно-управленческих задач является обеспечение сохранности от хищения, утраты и порчи, а также максимальной обращаемости наиболее востребованной пользователями части библиотечного фонда.
Библиотекам следует разработать меры по обеспечению своевременного возврата документов и компенсации потерь библиотеки при утрате, порче или несанкционированной задержке материальных носителей информации со стороны пользователей, экономические санкции к читателям в случае нарушения ими правил пользования библиотекой и сохранности фондов.
Предусматривается разработка областной целевой программы по формированию и реализации областной политики в сфере развития библиотечного дела в части сохранения библиотечных фондов, которая должна быть направлена на:
- учет библиотечных фондов;
- консервацию библиотечных фондов,
- создание страхового фонда документов библиотек и сохранение информации;
- сохранение библиотечных фондов в процессе их использования;
- создание комплексной системы безопасности библиотек и библиотечных фондов на базе использования современных технологий и технических средств защиты.
Перестройка системы организационно-методического влияния
на библиотеки области
Основная цель - создание действенного механизма организационно-методического влияния, преобразование методических служб в профессиональные консультационные центры.
Для достижения этой цели необходимо создание центров управленческого консультирования как основных звеньев организационно-методической системы на базе Государственной областной научной библиотеки им. В.Г.Белинского, центральных районных библиотек централизованной библиотечной системы области.
Задачами таких центров будут определение приоритетов библиотечного развития, формирование профессиональной идеологии, организация профессионального общения, управление инновационным процессом.
Центры деловой информации как форма участия библиотек
в создании единого информационного пространства
Организация при Государственной областной научной библиотеке им. В.Г.Белинского специального подразделения - центра деловой информации, который будет осуществлять комплексное информационное обслуживание потребителей деловой информации по широкому спектру вопросов, оказывать помощь населению области в получении социально-бытовой и культурной информации, в организации бизнеса и установлении деловых контактов предпринимателям. В центре деловой информации станет возможной организация комплексных консалтинговых услуг для индивидуальных и групповых пользователей - консультации специалистов: юриста, социолога, переводчика и др. Расширится сфера услуг: электронная доставка документов, поиск необходимых Web-адресов, электронная почта, переводы текстов, множительные работы, ламинирование и др.
Создание центров деловой информации при централизованных библиотечных системах.
Компьютеризация библиотек
Внедрение новейших технологий для решения проблемы информационного обеспечения населения области - поэтапное оснащение компьютерной техникой централизованных библиотечных систем, в первую очередь центральных районных и центральных детских библиотек области.
Разработка и реализация областной целевой программы "Развитие информационных услуг в муниципальных библиотеках Калужской области"; создание корпоративных информационных сетей в Калужской области.
Задача: в течение 3-х лет обеспечить центральные районные библиотеки и центральные детские библиотеки компьютерной техникой и программным продуктом (установить 2-3 рабочие станции в каждой центральной районной библиотеке и 1 - в детской библиотеке, снабдить все центральные районные библиотеки и детские библиотеки программным продуктом по системам "АС Библиотека-2", "ИРБИС").
IV. Обеспечение материально-технической базы
библиотек области
Одна из важнейших целей концепции - укрепление материально-технической базы библиотек.
С этой целью должны быть осуществлены следующие мероприятия:
- увеличение площадей Государственной областной научной библиотеки им. В.Г.Белинского (пристройка к имеющемуся зданию или передача дополнительных помещений);
- предоставление помещения для Государственной областной специальной библиотеки для слепых им. Н.Островского;
- расширение площадей Государственной областной детской библиотеки "В Гостином дворе";
- проведение капитального ремонта в требующих этого библиотеках области, перевод библиотек из аварийных зданий в пригодные к эксплуатации помещения;
- оснащение библиотек области современным библиотечным оборудованием, мебелью, аудиовидеоаппаратурой, современной множительно-копировальной техникой и прочими техническим средствами;
V. Библиотечные кадры Калужской области
Реализация, концепции невозможна без соответствующих кадров, без приведения профессиональных знаний библиотечных работников в соответствие с меняющимися требованиями современности.
Решение данной проблемы:
- подготовка специалистов - библиотечных работников на базе областного колледжа культуры;
- повышение квалификации библиотечных работников на областных курсах повышения квалификации работников культуры и искусства;
- проведение семинаров, совещаний для библиотечных работников на базе библиотек муниципальных образований;
- создание на базе Государственной областной научной библиотеки им. В.Г.Белинского, Государственной областной детской библиотеки "В Гостином дворе" тренинг-центров для библиотек области;
- разработка и реализация областной целевой программы непрерывного образования библиотечных кадров Калужской области;
- поощрение и награждение, стимулирование инициативных библиотечных работников.
VI. Библиотечное обслуживание детского населения
1. Основные стратегические направления
Принимая во внимание серьезную тревогу за состояние библиотечного обслуживания детей и подростков, рассматривая поддержку интереса детей к чтению как одну из приоритетных задач общества, библиотечная политика по отношению к детям должна строиться на следующих принципах:
- соблюдение прав ребенка, подростка на свободный доступ к информации, квалифицированную помощь взрослых;
- сохранение, развитие и модернизация специализированной сети детских библиотек;
- первоочередное финансирование детских библиотек, улучшение их материальной базы, внедрение новых компьютерных технологий;
- оказание социальной поддержки библиотекарям, работающим с детьми
2. Библиотечные ресурсы. Информатизация
Создание в детских библиотеках информационно-справочных центров "Детство" с целью предоставления полной информации органам государственной власти Калужской области, органам местного самоуправления муниципальных образований области, организациям, физическим лицам о современном состоянии детского образования, здравоохранения, детской литературы, детского творчества.
Разработка областной целевой программы формирования информационно-библиотечной культуры подрастающего поколения.
Комплектование библиотечных фондов детских библиотек
Комплектование книжных фондов и фондов периодических изданий для детей требуется отнести к защищенным статьям областного бюджета, а также предусмотреть финансирование указанных расходов за счет иных источников в соответствии с действующим законодательством. В связи с этим необходимо придерживаться принятого 24.05.2001 г. "Модельного стандарта деятельности публичной библиотеки":
- 30% поступлений литературы в централизованные библиотечные системы должна составлять детская литература;
- распространить на Государственную областную детскую библиотеку "В Гостином дворе" право получения платного обязательного экземпляра детской литературы и иных материалов;
- разработать на уровне Калужской области нормативный правовой акт, содержащий рекомендацию органам местного самоуправления муниципальных образований области предоставить центральным районным детским библиотекам право получения части местного обязательного экземпляра.
Материально-техническая база
Первоочередное оснащение детских библиотек техническими средствами, оборудованием, мебелью в соответствии с минимальными нормами и стандартами, разработанными специально для детских библиотек.
3. Научно-методическое обеспечение
Разработка организационно - регламентирующих документов, определяющих деятельность библиотек области, работающих с детьми.
Создание на базе Государственной областной детской библиотеки "В Гостином дворе" консалтинговой службы (бюро) в целях:
- оказания консультативной помощи библиотекам муниципальных образований по вопросам организации обслуживания детей, изучения чтения детей и подростков, их информационных потребностей;
- предоставления услуг по прогнозированию деятельности библиотеки возможностей улучшения обслуживания в ней;
- разработки специальных проектов на получение грантов от благотворительных фондов.
4. Модернизация Государственной областной детской библиотеки
"В Гостином дворе"
Создание детского центра правовой информации, информационного центра по проблемам детства.
Создание новых структурных подразделений: открытие зала делового чтения, отдела литературы по краеведению и российской истории, отдела литературы на иностранных языках, зала периодики.
VII. Информационное обслуживание инвалидов по зрению
В соответствии с законодательством Российской Федерации инвалидам по зрению доступна любая библиотека. Но фактически они не могут в должной мере реализовать свои права на полноценное библиотечное обслуживание в публичных библиотеках из-за отсутствия документов специальных форматов. К ним относятся книги рельефно-точечного шрифта, укрупненного шрифта, "говорящие" книги, рельефно-графические пособия, а также специальная тифлотехника, позволяющая работать с этой литературой.
Основным направлением работы с инвалидами по зрению является реабилитация и адаптация их в обществе. На базе Государственной областной специальной библиотеки для слепых им.Н.Островского необходимо создать условия для комплексного обслуживания для инвалидов по зрению и людей с нарушением зрительной функции, не являющихся инвалидами по зрению.
VIII. Финансирование и механизм реализации концепции
Финансирование мероприятий по реализации концепции предполагается осуществлять в пределах средств, предусматриваемых законом Калужской области об областном бюджете на соответствующий финансовый год, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления муниципальных образований области, а также за счет иных средств, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Основным механизмом реализации концепции считать ежегодное уточнение мероприятий по реализации концепции.
Управление реализацией концепции осуществляет департамент культуры и искусства области, который:
- ежегодно уточняет затраты на мероприятия концепции, механизм их реализации, исполнителей;
- анализирует ход реализации концепции и возникающие в процессе этого проблемы;
- при необходимости вносит предложения об изменении мероприятий или продлении сроков их выполнения.
Контроль за исполнением концепции осуществляет департамент культуры и искусства области.
IX. Правовое и информационное обеспечение концепции
При принятии на уровне Российской Федерации и Калужской области нормативных правовых актов, регулирующих вопросы библиотечного дела, предполагается оперативное внесение в концепцию соответствующих изменений и пополнений.
Библиотеки области оперативно информируются о принятии указанных нормативных правовых актов органом исполнительной власти Калужской области, реализующим основные направления единой политики в сфере культуры.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.