В соответствии с решением коллегии Минобразования России от 03.06.2002 N 2051 "О взаимодействии Минобразования России с органами управления образованием субъектов Российской Федерации по контролю за соблюдением вузами и филиалами лицензионных требований и условий", а также в связи с многочисленными обращениями в министерство различных правоохранительных органов и письмами граждан о нарушениях законодательства Российской Федерации в организации и деятельности представительств вузов Минобразование России отмечает следующее.
Согласно п.1 ст.55 ч.1 Гражданского кодекса Российской Федерации "Представительством является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения, которое представляет интересы юридического лица и осуществляет их защиту".
Типовое положение об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении) Российской Федерации, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 05.04.2001 N 264, определяет функции представительств вузов. Так, в п.39 указывается:
"В целях оказания студентам, обучающимся по заочной форме обучения, помощи в освоении образовательных программ непосредственно по месту их работы и месту жительства высшее учебное заведение вправе осуществлять консультации, текущий контроль успеваемости и промежуточную аттестацию обучающихся путем привлечения штатных научно-педагогических работников высшего учебного заведения на основе учебно-материальной базы представительства.
Указанная деятельность осуществляется с согласия органа управления образованием субъекта Российской Федерации и органа местного самоуправления, на территории которых находится представительство".
Практические рекомендации по организации и деятельности представительств вузов изложены в Примерном положении о представительстве государственного вуза, подведомственного Минобразованию России, направленном в вузы письмом от 02.07.2001 N 17-55-52ин/1711 (зарегистрировано Минюстом России 17.08.2001 N 07/8367-МО).
В том случае, если созданный в установленном порядке филиал высшего учебного заведения до получения им лицензии на право ведения образовательной деятельности осуществляет функции представительства (п.2 ст.55 ч.I Гражданского кодекса), это должно быть отражено в положении о данном филиале. На такое обособленное структурное подразделение вуза в полном объеме распространяется действие законодательства Российской Федерации в области образования как в отношении филиалов, так и в отношении представительств вузов.
Несмотря на то что вопросы создания и функционирования представительств вузов достаточно полно изложены в нормативных документах, в актах проверок, проводимых министерством совместно с органами управления образованием субъектов Российской Федерации, а также в предписаниях правоохранительных органов и иных проверяющих организаций, вскрываются многочисленные нарушения в этой сфере.
Среди наиболее типичных нарушений отмечаются следующие:
1. Представительства создаются без согласия соответствующих учредителей, органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации и органов местного самоуправления по месту нахождения представительства.
2. Сведения о наличии представительства, его местонахождении, реквизиты документа о его создании не отражаются в уставе вуза. (Под местонахождением понимается полный адрес представительства, а не только наименование населенного пункта.)
3. Деятельность представительства, связанная с оказанием помощи студентам, обучающимся по заочной форме обучения, осуществляется:
3.1. Без согласия органа управления образованием субъекта Российской Федерации и органа местного самоуправления, на территории которого находится представительство;
3.2. Не штатными научно-педагогическими работниками вуза, создавшего представительство, а иными лицами, часто не обладающими необходимой квалификацией, профилем образования и опытом работы в вузах;
3.3. Не только в виде консультаций, текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации, а в большем объеме, вплоть до проведения систематических занятий и итоговой аттестации.
4. Образовательный процесс (или его элементы) ведется с обучающимися по очной и очно-заочной формам обучения.
5. Имеются факты открытия представительств филиалами вузов.
В связи с вышеизложенным сообщаю, что приведенные случаи, а также иные нарушения законодательства Российской Федерации в организации и деятельности представительств вузов будут рассматриваться министерством как нарушения условий, предусмотренных лицензией вуза. При выявлении подобных нарушений Минобразование России будет принимать решение о приостановлении лицензии высшего учебного заведения.
Предлагаю ректорам высших учебных заведений, имеющих представительства, привести их деятельность в соответствие с требованиями нормативных документов либо ликвидировать их в установленном порядке.
Впредь при организации и в деятельности представительств вузов строго соблюдать установленные требования.
Министр |
В.М. Филиппов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Минобразования РФ от 16 сентября 2002 г. N 24-55-236(288)/10 "О нарушении законодательства Российской Федерации в организации и деятельности представительств вузов"
Текст письма опубликован в журнале "ОвД. Межведомственный информационный бюллетень", ноябрь 2002 г., N 25, в журнале "Вестник образования", декабрь 2002 г., N 24, в Бюллетене Министерства образования Российской Федерации, 2002 г., N 12, в Бюллетене "Официальные документы в образовании", октябрь 2002 г., N 30