Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 8
к Закону Калужской области
"Об областном бюджете на 2002 год"
Методика
межбюджетного регулирования и определения объемов
финансовой помощи муниципальным образованиям
из областного бюджета в 2002 году
Методика межбюджетного регулирования и определения объемов финансовой помощи муниципальным образованиям из областного бюджета (в дальнейшем - Методика) разработана в рамках реализации Концепции реформирования межбюджетных отношений в Российской Федерации в 1999-2001 годах, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 1998 года N 862 "О Концепции реформирования межбюджетных отношений в Российской Федерации в 1999-2001 года", и постановления Правительства Российской Федерации от 15 августа 2001 года N 584 "О Программе развития бюджетного федерализма в Российской Федерации на период до 2005 года".
Финансовая помощь из Фонда финансовой поддержки муниципальных образований Калужской области предоставляется на выравнивание уровня минимальной бюджетной обеспеченности муниципальных образований с целью обеспечения финансирования минимальных социальных норм муниципальных образований Калужской области, определенных в соответствии с Законом Калужской области "О временных минимальных социальных нормах муниципальных образований Калужской области".
I. Основные требования к межбюджетным отношениям
Применение единых критериев, учитывающих особенности участников межбюджетных отношений.
Обеспечение равенства муниципальных образований при формировании бюджетов, жесткость бюджетных ограничений при их исполнении.
II. Основные принципы реформирования межбюджетных отношений
Гарантирование самостоятельности муниципальных образований в принятии решений по формированию доходов и расходов местных бюджетов, отказ от решений, ограничивающих право органов местного самоуправления определять и финансировать бюджетных расходы.
Повышение ответственности органов местного самоуправления перед населением за решения в рамках бюджетного процесса на основе четкого разграничения расходных полномочий между уровнями бюджетов.
Гарантирование всему населению области равного доступа к социальным услугам.
III. Место Методики в системе межбюджетных отношений
Методика применяется при разработке и рассмотрении законопроекта об областном бюджете на соответствующий год с целью формирования межбюджетных отношений в части нормативов отчислений от федеральных регулирующих налогов в бюджеты муниципальных образований, определения объемов финансовой помощи муниципальным образованиям из областного бюджета.
IV. Общие подходы, реализуемые при разработке Методики
Межбюджетные отношения формируются на основе единой для всех муниципальных образований методики, включающей в себя бюджетное регулирование через нормативы отчислений от федеральных регулирующих налогов и дотации.
Межбюджетные отношения соответствуют четко разграниченным расходным полномочиям бюджетов.
Бюджетное регулирование исходит из баланса доходов и текущих расходов бюджетов муниципальных образований с допущением определенного уровня дефицита бюджетов.
Обоснование расходных потребностей муниципальных образований базируется на численности потребителей бюджетных услуг, предоставляемых муниципалитетами, и социальных минимальных нормах муниципальных образований Калужской области.
Доходные источники муниципальных образований рассчитываются на основании показателей социально-экономического развития муниципальных образований на соответствующий год.
V. Формы межбюджетных отношений. Фонд финансовой поддержки
муниципальных образований Калужской области
1. В соответствии с настоящей Методикой межбюджетные отношения формируются в форме отчислений от федеральных регулирующих налогов и финансовой помощи муниципальным образованиям в виде дотации на покрытие текущих расходов и субвенций на финансирование отдельных целевых расходов.
2. Нормативы отчислений от федеральных регулирующих налогов в бюджеты муниципальных образований устанавливаются с учетом действующего налогового и бюджетного законодательства, исходя из следующих приоритетов:
- сумма расчетных объемов собственных доходов должна максимально обеспечивать покрытие совокупного расчетного объема расходов муниципальных образований;
- расчетный объем доходов областного бюджета должен обеспечивать покрытие расходов областного бюджета и формирование Фонда финансовой поддержки муниципальных образований.
3. В целях реализации межбюджетных отношений в форме финансовой помощи за счет доходов областного бюджета формируется Фонд финансовой поддержки муниципальных образований.
VI. Определение объема собственных доходов
муниципальных образований
Доходы бюджетов муниципальных образований области рассчитываются на основании показателей социально-экономического развития на 2002 год и предполагаемого изменения федерального налогового и бюджетного законодательства. В расчетах используются отчетные данные о собственных доходах бюджетов муниципальных образований за 2000 год, приведенные в условия 2002 года; отчет налоговой инспекции о налогооблагаемой базе по отдельным видам налогов по форме 5-НБН; отчеты налоговых органов о задолженности по отдельным видам налогов по форме 4-НМ.
1. Налог на прибыль определяется исходя из прибыли прибыльных предприятий на 2002 год (без прибыли по сельскому хозяйству, транспорту, торговле и общественному питанию), рассчитанной в условиях изменения Налогового Кодекса (по предложениям МФ РФ база корректируется на 92,8% и на 96,7% с учетом отмены налоговых льгот, увеличения норм амортизационных отчислений, перечня расходов, относимых на себестоимость продукции), и ставки налога - 14,5% и 2%. Контингент по налогу увеличивается на сумму налога по структурным подразделениям из ожидаемого исполнения за 2001 год, а также на переходящие платежи по расчетам за 2001 год.
2. За исходную базу по налогу на доходы физических лиц, удерживаемому предприятиями и организациями, берется фонд оплаты труда на 2002 год.
Налогооблагаемая база умножается на средний процент изъятия налога, сложившийся за январь-май текущего года.
За базу по налогу на доходы физических лиц, удерживаемому налоговыми органами берутся фактические поступления за 2000 год, скорректированные на темп роста доходов предпринимателей в 2002 году по сравнению с 2000 годом. В сумму налога включается налог с материальной выгоды по вкладам и страховым выплатам.
3. Контингент по акцизам определяется исходя из объемов реализации алкогольной продукции по предприятиям - производителям области на 2002 год через акцизные склады, расположенные на территории Калужской области и за ее пределами. Ставки акцизов увеличиваются на 12 процентов.
4. Единый налог на вмененный доход для определенных видов деятельности принимается по фактическому поступлению за 2000 год с учетом увеличения базовой доходности с 1 июля 2001 года в 1,57 раза и планируемой инфляции на 2002 год -1.13, с учетом перевода предприятий общественного питания и аптек на уплату единого налога.
5. Налог на имущество предприятий определяется из ожидаемого начисления за 2001 год (сумма, начисленная за январь-июнь, увеличенная в 2 раза) с учетом уровня собираемости 85% и сокращения недоимки по налогу в 2001 году.
6. Земельный налог рассчитывается исходя из занимаемых площадей и ставок земельного налога. Ставки земельного налога, действовавшие в 2000 году, корректируются на коэффициент 1,12 по всем категориям земель.
Уровень собираемости по земельному налогу за земли сельскохозяйственного назначения и другие земли несельскохозяйственного назначения -76%, за земли городов и поселков, прочие земли -80%.
Уровень собираемости по арендной плате за землю для всех категорий земель -90%.
7. Прочие налоги и сборы, неналоговые доходы рассчитывались исходя из динамики поступления за 2000 год и январь-июнь т.г., уровня инфляции за 2001 год и 2002 год, изменения ставок платежей.
VII. Определение расчетного объема расходов
муниципальных образований
Расчетные объемы расходов муниципальных образований для межбюджетного регулирования и определения объемов финансовой помощи муниципальным образованиям из областного бюджета рассчитываются на основании минимальных социальных норм муниципальных образований Калужской области по следующим отраслям бюджетной сферы:
- содержание органов местного самоуправления;
- правоохранительная деятельность;
- жилищно-коммунальное хозяйство;
- образование;
- культура и искусство;
- средства массовой информации;
- здравоохранение;
- физкультура и спорт;
- социальная политика.
Также, в расчетный объем расходов включены расходы на сельское хозяйство, государственную противопожарную службу, топливную промышленность, транспорт, содержание райгорвоенкоматов, гражданскую оборону, возмещение расходов по доставке товаров первой необходимости в сельские магазины, реализацию Закона "О предоставлении социальных гарантий Героям Социалистического труда и полным Кавалерам Ордена Трудовой Славы".
Кроме того, учтено повышение первого разряда Единой тарифной сетки по оплате труда работников организаций бюджетной сферы в соответствии с Федеральным законом от 25 октября 2001 года N 139-ФЗ "О тарифной ставке (окладе) первого разряда Единой тарифной сетки по оплате труда работников организаций бюджетной сферы" и постановлением Правительства Российской Федерации от 6 ноября 2001 года N 775 "О повышении тарифных ставок (окладов) Единой тарифной сетки по оплате труда работников организаций бюджетной сферы", а также предусмотрена отмена 20-процентной надбавки к основным должностным окладам работников бюджетной сферы.
Расчетный объем расходов муниципальных образований определяется как сумма расчетных объемов расходов по отраслям бюджетной сферы и видам расходов, закрепленных за бюджетами муниципальных образований, и может быть уменьшен или увеличен в соответствии с возможностями консолидированного бюджета Калужской области путем применения единого для всех муниципальных образований корректирующего коэффициента.
В целях обеспечения граждан общедоступными и бесплатными социально-культурными, жилищно-коммунальными и другими услугами, финансируемыми за счет бюджетов муниципальных образований, и выравнивания уровня обеспеченности муниципальных образований принят Закон Калужской области от 20 апреля 1999 года N 7-ОЗ "О временных минимальных социальных нормах муниципальных образований Калужской области" с изменениями и дополнениями. Систему социальных норм образуют:
- базовые значения социальных норм, выражающие минимальную годовую стоимость услуги в расчете на одного жителя муниципального образования, учащегося, обслуживаемого, сотрудника милиции общественной безопасности;
- корректирующие коэффициенты, применяемые для учета особенностей географического положения, уровня развития инфраструктуры и социально-экономического развития отдельных муниципальных образований.
Бюджеты муниципальных образований составляются и исполняются на основе принципа приоритетного финансирования расходов, осуществляемых по социальным нормам. До обеспечения финансирования расходов, осуществляемых по социальным нормам в проекты соответствующих бюджетов не включаются (при исполнении утвержденных соответствующих расходов не финансируются) дополнительные расходы, если не обеспечено финансирование и исполнение смет расходов по социальным нормам. Базовые исходные данные для формирования расходной части бюджетов муниципальных образований по социальным нормам на очередной финансовый год устанавливаются на основе данных государственной статистики.
Расходы на содержание органов местного самоуправления рассчитываются на основании минимальных социальных норм с учетом численности населения, проживающего на территории муниципального образования, объема государственных полномочий, переданных для исполнения муниципальным образованием. Расходы на денежное содержание муниципальных служащих рассчитываются исходя из предельной численности работников аппарата управления на основании Закона Калужской области от 31.12.99г. N 50-ОЗ "О едином Реестре муниципальных должностей и условиях оплаты труда в органах местного самоуправления Калужской области" с учетом изменений и дополнений, внесенных Законом Калужской области от 17.10.2000 г. N 53-ОЗ "О едином Реестре муниципальных должностей и условиях оплаты труда в органах местного самоуправления Калужской области".
Расходы на правоохранительную деятельность рассчитываются по социальным нормам на минимальную нормативную численность сотрудников милиции общественной безопасности, состоящей в штате районных отделов внутренних дел, выполняющих функции в соответствии с Указом Президента РФ от 12.02.93 года N 209 "О милиции общественной безопасности (местной милиции) в Российской Федерации" (в редакции от 2.12.98 года).
Расходы на жилищно-коммунальное хозяйство рассчитываются исходя из минимальных социальных норм и базовых исходных данных:
тыс. квадратных метров муниципального жилого фонда;
тыс. квадратных метров муниципального жилого фонда, оборудованного центральным отоплением;
численности населения, пользующегося услугами горячего водоснабжения, питьевого водоснабжения, услугами по отведению стоков (канализация).
Уровень платежей граждан принят в размере 80% стоимости предоставляемых жилищно-коммунальных услуг.
В целях защиты малообеспеченных слоев населения в расходах на жилищно-коммунальное хозяйство предусмотрены субсидии гражданам на оплату жилья и коммунальных услуг.
В случае, если нормы оплаты услуг в муниципальных образованиях ниже принятых на областном уровне, к таким муниципальным образованиям применяются понижающие коэффициенты, учитывающие разницу между областными нормами и нормами муниципальных образований.
Расходы на образование рассчитываются исходя из минимальных социальных норм. За основу расчета взят базовый показатель:
- по всем типам школ, колледжей, учебно-производственным комбинатам, вечерним школам, внешкольным учреждениям, пришкольным интернатам - число учащихся, обучающихся в данных учреждениях;
- по детским дошкольным учреждениям, детским домам, приютам, школам-интернатам и реабилитационным центрам - число детей, содержание которых, осуществляется в данных учреждениях;
- по опекаемым детям - затраты на одного опекаемого ребенка;
- на текущее содержание спортивных школ - число учащихся данных учреждений;
- на текущее содержание детских музыкальных, художественных школ и школ искусств в качестве базовых показателей принято число учащихся в данных учреждениях.
Расходы на культуру, искусство и кинематографию рассчитываются исходя из минимальных социальных норм. По затратам на текущее содержание учреждений культуры, искусства и кинематографии - численность населения муниципальных образований на 01.01.2001 г., постоянно проживающего на территории муниципальных образований.
Расходы на средства массовой информации рассчитываются исходя из минимальных социальных норм и численности постоянного населения Калужской области.
Расходы на здравоохранение рассчитываются исходя из минимальных социальных норм. За основу расчета был взят базовый показатель - численность постоянного населения муниципальных образований по состоянию на 01.01.2001 г.
Взносы на обязательное медицинское страхование неработающего населения рассчитаны по подушевому нормативу в соответствии с Законом Калужской области "О временных минимальных социальных нормах муниципальных образований Калужской области". За основу расчета взят базовый показатель - численность постоянно проживающего населения на территории муниципальных образований по состоянию на 01.01.2001 г.
Расходы на физическую культуру и спорт рассчитываются исходя из минимальных социальных норм. За базовый показатель расчета затрат на мероприятия по физической культуре и спорту принята численность населения муниципальных образований на 01.01.2001г., постоянно проживающего на территории муниципальных образований.
Расходы на социальную политику - расходы на текущее содержание стационарных учреждений социального обслуживания (социально-реабилитационных центров для несовершеннолетних, центров социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями, домов для ветеранов, центров социального обслуживания населения, отделений социальной помощи на дому) рассчитываются исходя из минимальных социальных норм. За основу расчета взят базовый показатель - численность контингента, обслуживаемого данными учреждениями.
Для определения расходов на реализацию молодежной политики взят базовый показатель - численность молодежи от 14 до 30 лет, проживающей на территории данных муниципальных образований.
Затраты на содержание в части компенсационных выплат приемным родителям за воспитание рассчитываются по нормативам: на одного ребенка - на заработную плату - три минимальных размера оплаты труда, двух детей - шесть минимальных размеров оплаты труда, трех детей - девять минимальных размеров оплаты труда, за каждого последующего ребенка - по два минимальных размера оплаты труда. При условии принятия на воспитание трех и более приемных детей оплата второму приемному родителю в приемной семье производится за каждого ребенка по два минимальных размера оплаты труда.
VIII. Расчет Фонда финансовой поддержки муниципальных образований
Для расчета объема финансовой помощи из областного бюджета в Фонде финансовой поддержки муниципальных образований Калужской области и расчетных расходов принимается численность постоянного населения по данным Калужского областного комитета государственной статистики на 1 января текущего года.
Расчет Фонда финансовой поддержки муниципальных образований Калужской области определяется на основе:
Первое. Выравнивания совокупного дохода местного бюджета на одного жителя муниципального образования с совокупным доходом на одного жителя области (далее - на выравнивание доходов на одного жителя);
Второе. Сопоставления бюджетной обеспеченности муниципальных образований Калужской области, измеренной величиной удельных (в расчете на душу населения) расчетных доходов, доли расходов муниципального образования в общей сумме расходов всех муниципальных образований области, и условного дефицита или условного профицита.
В целом сумма дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности определяется суммированием финансовой помощи муниципальным образованиям, скорректированной на условный профицит, с суммой средств, получаемой за счет сокращения условного профицита муниципальных образований области.
1. По муниципальным образованиям, у которых расчетный объем доходов с учетом суммы финансовой помощи превышает расчетную сумму расходов, сумма финансовой помощи муниципальным образованиям, скорректированная на условный профицит, определяется по формуле:
ФПСi = ФПОi - (ФПОi + Сдi - Рi), (1)
где
ФПОi - финансовая помощь муниципальному образованию, определенная без учета окончательного дефицита (профицита) по формуле (2);
СДi - расчетный объем доходов муниципального образования на 2002 год;
Рi - расчетный объем расходов муниципального образования на 2002 год.
2. Финансовая помощь муниципальному образованию, определенная без учета окончательного дефицита (профицита), рассчитывается по формуле:
ФПОi = ППРi + ФПДi - ПВi, (2)
где
ППРi - предполагаемая сумма финансовой помощи, определенной по формуле (3), как доля от общей суммы дотации на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности. Доля муниципального образования рассчитана исходя из удельного веса расходов муниципального образования в общей сумме расходов всех муниципальных образований области,
ФПДi - финансовая помощь на покрытие дефицита, определенная по формуле (4),
ПВi - профицит муниципального образования с учетом выравнивания доходов, определенный по формуле (5).
3. Предполагаемая сумма финансовой помощи рассчитывается по формуле:
ППРi = 654500,2 х Рi/Ро, (3)
где
Рi - расчетный объем расходов муниципального образования,
Ро - суммы расчетных расходов муниципальных образований области.
4. Сумма финансовой помощи на покрытие дефицита определяется по формуле:
ФПДi = ПВо х ДВi/ДВо, (4)
где
ПВо - сумма профицитов муниципальных образований, выведенных с учетом выравнивания доходов, рассчитываемых по формуле (5),
ДВi - дефицит муниципального образования, выведенный с учетом выравнивания доходов, рассчитываемый по формуле (5),
ДВо - сумма дефицитов муниципальных образований области, выведенных по формуле (5).
5. Дефицит (профицит) муниципального образования с учетом выравнивания доходов выводится по формуле:
ДВi(Пвi) = Дi (Пi) - ФПВдi, (5)
где
Дi (Пi) - дефицит (профицит) муниципального образования, рассчитываемый по формуле (6),
ФПВдi - объем финансовой помощи на выравнивание доходов, определяемый по формуле (7).
6. Дефицит (профицит) муниципального образования рассчитывается по формуле:
Дi (Пi) = СДi + ППРi - Рi, (6)
где
СДi - расчетный объем доходов муниципального образования,
ППРi - предполагаемая финансовая помощь от объема расходов,
Рi - расчетный объем расходов муниципального образования.
7. Объем финансовой помощи на выравнивание доходов определяется по формуле:
ФПВдi = (СДЖо - СДЖi) х Чнi, (7)
где
СДЖо - средний расчетный объем доходов всех муниципальных образований на одного жителя,
СДЖi - расчетный объем доходов муниципального образования на одного жителя,
Чнi - численность постоянного населения муниципального образования на 1 января 2001 года.
8. Всего объем финансовой помощи определяется как сумма финансовой помощи муниципальному образованию, определенной без учета окончательного дефицита (профицита) по формуле 2, и перераспределения сокращенного профицита муниципальных образований по удельным весам дефицита муниципальных образований.
9. На основе суммарного объема финансовой помощи определяется доля муниципального образования в Фонде финансовой поддержки муниципальных образований по формуле:
Дл = ФПОi Фпмо * 100,
где
ФПОi - суммарный объем финансовой помощи по муниципальному образованию
Фпмо - суммарный объем финансовой помощи по всем муниципальным образованиям.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.