Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению
Правительства Калужской области
от 5 сентября 2001 г. N 177
Положение
об объединенной системе оперативно-диспетчерского
управления Калужской области
I. Общие положения
1. Настоящее Положение определяет назначение, основные задачи, порядок функционирования объединенной системы оперативно-диспетчерского управления (далее - ОСОДУ) Калужской области.
2. Правовой основой создания объединенной системы оперативно-диспетчерского управления Калужской области являются: Федеральный закон от 21.12.94 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", постановление Правительства Российской Федерации от 05.11.95 г. N 1113 "О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций", постановление Правительства Российской Федерации от 24.03.97 г. N 334 "О порядке сбора и обмена в Российской Федерации информацией в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", ГОСТ Р.22.7.01-99 "Единая дежурно-диспетчерская служба. Основные положения".
3. Объединенная система оперативно-диспетчерского управления Калужской области представляет собой организационно-техническое объединение единой дежурно-диспетчерской службы Калужской области, городских и областных дежурно-диспетчерских служб, имеющих силы и средства постоянной готовности к экстренным действиям при угрозе или возникновении чрезвычайных ситуаций (далее - дежурно-диспетчерские службы), в которой ЕДДС служит центральным звеном. Единая дежурно-диспетчерская служба Калужской области - орган повседневного управления территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее - территориальная подсистема РСЧС) Калужской области, предназначенный для координации действий дежурно-диспетчерских служб, входящих в ОСОДУ.
Единая дежурно-диспетчерская служба Калужской области (далее - ЕДДС) создается на базе Главного управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям при Правительстве Калужской области (далее - Главное управление по делам ГОЧС области).
4. Целью объединенной системы оперативно-диспетчерского управления является повышение готовности комиссии по чрезвычайным ситуациям (далее - КЧС) при Правительстве Калужской области, а также дежурно-диспетчерских служб (далее - ДДС) различной ведомственной принадлежности к реагированию на угрозу или возникновение чрезвычайных ситуаций, эффективности взаимодействия привлекаемых сил и средств постоянной готовности при их совместных действиях по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
II. Порядок функционирования ОСОДУ
1. Информация о возникновении чрезвычайной ситуации (далее - ЧС) в единую дежурно-диспетчерскую службу Калужской области поступает по единому телефонному номеру от граждан, от дежурно-диспетчерских служб, входящих в ОСОДУ, а также от вышестоящих и взаимодействующих органов управления.
Дежурный по связи при получении информации о чрезвычайной ситуации на территории муниципальных образований Калужской области адресует ее старшему оперативному дежурному ЕДДС.
Полученная информация записывается и циркулярно доводится до всех взаимодействующих ДДС, руководителей заинтересованных департаментов области (по принадлежности), параллельно подключается система определения номера и идентификации абонента.
2. Дежурно-диспетчерские службы, входящие в объединенную систему оперативно-диспетчерского управления (приложение N 1), функционируют в трех режимах: повседневной деятельности, повышенной готовности (при угрозе ЧС) и чрезвычайной ситуации.
В режиме повседневной деятельности:
ЕДДС осуществляет круглосуточное дежурство, постоянный контроль обстановки на территории области, ведет сбор, обобщение и обмен информацией, контролирует готовность к использованию имеющихся сил и средств для ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Дежурно-диспетчерские службы действуют в соответствии со своими ведомственными инструкциями и представляют в ЕДДС обобщенную статистическую информацию о ЧС и предпосылках к ним за прошедшие сутки. ЕДДС ежедневно, до 10 часов, передает эту информацию руководителям заинтересованных департаментов (по принадлежности).
Сообщения о чрезвычайных происшествиях, которые не относятся к сфере ответственности принявшей их дежурно-диспетчерской службы, незамедлительно передаются соответствующей ДДС по назначению. Сообщения, которые ДДС идентифицируют как сообщения об угрозе или возникновении ЧС, в первоочередном порядке передаются в ЕДДС.
ЕДДС осуществляет контроль хода подготовки объектов жизнеобеспечения населения к работе в осенне-зимний и паводковый периоды и представляет соответствующую информацию департаментам (по принадлежности) в подготовительный период к 1 и 15 числу каждого месяца.
При получении "штормового предупреждения" от Центра по гидрометеорологии и мониторинга окружающей среды Калужской области ЕДДС передает его взаимодействующим ДДС, администрациям муниципальных образований, попадающих в зону действия стихии, и руководителям заинтересованных департаментов.
В режиме повышенной готовности:
ЕДДС выполняет комплекс мероприятий по подготовке к действиям в условиях аварийных и чрезвычайных ситуаций, принимает меры по их предотвращению. При необходимости производится усиление состава дежурных смен, уточняется периодичность докладов об обстановке.
ДДС действуют в соответствии с инструкцией о порядке взаимодействия в ОСОДУ, настоящим положением и ведомственными инструкциями.
В режиме чрезвычайной ситуации:
ДДС и ЕДДС осуществляют решение в полном объеме задач, предусмотренных соответственно разделами IV и V настоящего Положения.
3. Объединенная система оперативно-диспетчерского управления переводится в высшие режимы функционирования (повышенной готовности или чрезвычайной ситуации) в соответствии с Положением о территориальной подсистеме Калужской области Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, утвержденным постановлением Правительства Калужской области от 18.04.97 г. N 36.
Дежурно-диспетчерские службы, взаимодействующие с ЕДДС (приложение N 2), переводятся из режима повседневной деятельности в высшие степени готовности в соответствии с ведомственными инструкциями соответствующими должностными лицами.
4. Информационное взаимодействие между дежурно-диспетчерскими службами, входящими в объединенную систему оперативно-диспетчерского управления, в режиме ЧС осуществляется через ЕДДС. Для этого в единую дежурно-диспетчерскую службу от взаимодействующих ДДС в первоочередном порядке и на безвозмездной основе передаются сведения об угрозе или факте чрезвычайной ситуации, сложившейся обстановке, принятых мерах, задействованных и требуемых дополнительно силах и средствах. Поступающая информация доводится ЕДДС до всех заинтересованных ДДС.
5. Вся информация, поступающая в ЕДДС, обрабатывается и обобщается. В зависимости от поступившего документа (сообщения), масштаба ЧС, характера принятых мер и высказанных предложений (просьб) по каждому принятому документу (сообщению) готовятся и принимаются необходимые решения. Поступившая из различных источников и обобщенная в ЕДДС информация, подготовленные рекомендации по совместным действиям ДДС доводятся до вышестоящих и взаимодействующих органов управления, а также до всех ДДС, привлеченных к ликвидации ЧС. ЕДДС в пределах своих полномочий обеспечивает координацию и контроль за проведением аварийно-спасательных и других неотложных работ, информирует о ходе и завершении работ руководителей взаимодействующих органов управления (департаментов).
В чрезвычайных ситуациях, руководство ликвидацией которых осуществляет комиссия по чрезвычайным ситуациям при Правительстве области, ЕДДС обеспечивает сбор, обработку и представление КЧС области собранной информации, а также под ее руководством - подготовку вариантов возможных решений и оперативное управление действиями органов управления, сил и средств взаимодействующих служб.
Взаимодействие с силами и средствами управления внутренних дел Калужской области, управления Государственной противопожарной службы УВД области, Министерства путей сообщения Российской Федерации, управления Федеральной службы безопасности России по Калужской области организует старший оперативный дежурный ЕДДС.
III. Обеспечение работы ОСОДУ
Конкретный состав информационных показателей, формы, критерии и порядок их представления определяются в соответствии с установленным порядком сбора и обмена информацией по защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера в Калужской области, утвержденным постановлением Правительства Калужской области от 03.02.98 г. N 11, и на основании заключаемых двусторонних соглашений об обмене информацией между единой дежурно-диспетчерской службой и взаимодействующими дежурно-диспетчерскими службами.
IV. Задачи дежурно-диспетчерских служб, входящих в объединенную
систему оперативно-диспетчерского управления
1. Дежурно-диспетчерские службы, входящие (приложение N 1) и взаимодействующие (приложение N 2) с ОСОДУ, решают следующие основные задачи:
- прием сообщений о происшествиях, их анализ и представление в единую дежурно-диспетчерскую службу тех сообщений, которые идентифицируются как сообщения об угрозе или возникновении ЧС;
- доведение задач на действия в чрезвычайных ситуациях до сил постоянной готовности и контроль их исполнения;
- представление докладов (донесений) о сложившейся обстановке в ЧС и действиях по ее ликвидации по подчиненности и в ЕДДС;
- получение в части своих полномочий от единой дежурно-диспетчерской службы обобщенных данных об обстановке, действиях сил и средств, рекомендаций по обеспечению взаимодействия при ликвидации ЧС, а также распоряжений и указаний от вышестоящих органов;
- обобщение информации о происшествиях и чрезвычайных ситуациях, ходе работ по их ликвидации и представление по подчиненности в ЕДДС итоговых докладов.
2. На пунктах управления системы оперативно-диспетчерского управления области организуется круглосуточное дежурство силами дежурных смен. Состав и количество дежурных смен, их численность, график, режим дежурства и порядок отдыха определяются соответствующими руководителями и отражаются в инструкциях по несению дежурства и других нормативных документах.
V. Основные задачи, состав единой дежурно-диспетчерской службы
1. Единая дежурно-диспетчерская служба решает следующие основные задачи:
- прием от населения и организаций сообщений о любых чрезвычайных происшествиях, несущих информацию об угрозе или факте возникновения ЧС;
- анализ и оценка достоверности поступившей информации, доведение ее до дежурно-диспетчерской службы, в компетенцию которой входит реагирование на принятое сообщение;
- сбор от дежурно-диспетчерских служб, служб контроля и наблюдения за окружающей средой (систем мониторинга) и распространение в объединенной системе оперативно-диспетчерского управления полученной информации об угрозе или факте возникновения чрезвычайной ситуации, сложившейся обстановке и действиях сил и средств по ликвидации ЧС;
- обработка и анализ данных о чрезвычайной ситуации, определение ее масштаба и уточнение состава дежурно-диспетчерских служб, привлекаемых для экстренного реагирования на ЧС, оповещение служб, входящих в объединенную систему оперативно-диспетчерского управления, сил и средств Главного управления по делам ГОЧС о переводе в высшие режимы функционирования, а также оповещение (по отдельным решениям) в случае угрозы или возникновения чрезвычайной ситуации;
- обобщение, оценка и контроль данных обстановки, принятых мер по ликвидации чрезвычайной ситуации, подготовка и корректировка заранее разработанных и согласованных с дежурно-диспетчерскими службами вариантов управленческих решений по ликвидации ЧС, принятие экстренных мер и необходимых решений (в пределах установленных вышестоящими органами полномочий);
- информирование об обстановке и принятых мерах дежурно-диспетчерских служб, входящих в объединенную систему оперативно-диспетчерского управления и привлекаемых к ликвидации ЧС, а также взаимодействующих ДДС, доведение до них рекомендаций по взаимодействию и распоряжений (указаний) вышестоящих органов управления;
- представление докладов (донесений) об угрозе или возникновении чрезвычайной ситуации, сложившейся обстановке, возможных вариантах решений и действиях по ликвидации ЧС (на основе ранее подготовленных и согласованных планов) вышестоящим органам управления по подчиненности;
- доведение задач, поставленных вышестоящими органами управления, до дежурно - диспетчерских служб и подчиненных сил постоянной готовности, контроль их выполнения и организация взаимодействия;
- обобщение информации об имевших место чрезвычайных ситуациях (за сутки дежурства), ходе работ по их ликвидации и представление соответствующих докладов по подчиненности.
2. Состав Единой дежурно-диспетчерской службы Калужской области
Единая дежурно-диспетчерская служба включает в себя: личный состав, пункт управления, узел связи, центр оповещения и геоинформационную систему.
Совокупность взаимосвязанных систем и средств связи, оповещения и автоматизации управления составляет автоматизированную систему (далее - АС) единой дежурно-диспетчерской службы.
Автоматизированная система единой дежурно-диспетчерской службы представляет собой локальную вычислительную сеть, включающую в себя автоматизированные рабочие места должностных лиц дежурной смены на базе персональных электронно-вычислительных машин.
Автоматизированная система единой дежурно-диспетчерской службы выполняет одновременно и функции абонентского пункта.
2.1. Личный состав единой дежурно-диспетчерской службы
Единая дежурно-диспетчерская служба комплектуется личным составом Главного управления по делам ГОЧС из, расчета несения круглосуточного дежурства.
Оперативный дежурный ЕДДС находится в оперативном подчинении старшего оперативного дежурного ЕДДС по вопросам представления информации в области защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций.
Планирование и организация профессиональной подготовки дежурных смен ЕДДС к несению дежурства проводятся в соответствии с планом основных мероприятий по вопросам гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций на год. Занятия проводятся ежемесячно по тематике, разрабатываемой начальником ЕДДС.
2.2. Пункт управления единой дежурно-диспетчерской службы Пункт управления (далее - ПУ) единой дежурно-диспетчерской службы представляет собой рабочее помещение для дежурно-диспетчерского персонала, оснащенное необходимыми техническими средствами связи, оповещения и документацией.
Состав технических средств ПУ ЕДДС:
- средства связи и передачи данных дежурно-диспетчерских служб, с которыми взаимодействует ЕДДС;
- средства оповещения населения и персонального вызова руководящего состава;
- средства автоматизации управления.
Состав оперативной документации ПУ ЕДДС:
- журналы учета полученной и переданной информации, полученных и переданных распоряжений и сигналов;
- инструкции по действиям дежурно-диспетчерского персонала при получении информации об угрозе или возникновении ЧС;
- инструкции о несении повседневного дежурства;
- план оповещения Правительства Калужской области, Городской Думы г. Калуги, личного состава Главного управления по делам ГОЧС, управления по делам ГОЧС при Городской Управе г. Калуги в случае чрезвычайной ситуации;
- план взаимодействия единой дежурно-диспетчерской службы с ДДС организаций, учреждений и предприятий;
- рабочая карта;
- схема управления и связи;
- телефонные справочники;
- формализованные бланки управленческих документов с заранее заготовленной постоянной частью текста.
2.3. Узел связи единой дежурно-диспетчерской службы
Узел связи единой дежурно-диспетчерской службы - организационно-техническое объединение сил, средств связи и передачи данных, обеспечивающих обмен информацией и командами (сигналами) оповещения в соответствии с задачами, решаемыми ЕДДС.
Узел связи ЕДДС обеспечивает:
- передачу речевых сообщений по каналам проводной и радиосвязи, документов по факсимильной и телеграфной связи, сигналов и команд;
- прямые телефонные каналы связи с другими дежурно-диспетчерскими службами, а также между единой дежурно-диспетчерской службой, администрацией Губернатора Калужской области и Городской Управой города Калуги;
- прием информации по единому выделенному телефонному номеру одновременно от нескольких абонентов;
- автоматическое определение номера входящего абонента;
- коммутацию передаваемого сообщения (избирательно и циркулярно) соответствующим дежурно-диспетчерским службам;
- радионаправление (радиосеть) с другими дежурно-диспетчерскими службами;
- громкоговорящую селекторную связь с дежурно-диспетчерскими службами, взаимодействующими с ЕДДС;
- обмен речевыми сообщениями, документальной информацией, а также другими данными с вышестоящими, взаимодействующими и подчиненными органами управления;
- документирование (запись) ведущихся переговоров.
Для обеспечения коммуникаций между дежурно-диспетчерскими службами узел связи ЕДДС включает в свой состав телекоммуникационный центр, позволяющий обеспечить сбор, выборочное и циркулярное доведение информации до всех заинтересованных абонентов.
2.4. Центр оповещения и персонального вызова единой дежурно-диспетчерской службы
Центр оповещения и персонального вызова (ЦОПВ) единой дежурно-диспетчерской службы представляет собой организационно-техническое объединение специальных технических средств оповещения и персонального вызова.
ЦОПВ ЕДДС создается в целях совершенствования организации вызова и оповещения должностных лиц определенных категорий.
Основными задачами ЦОПВ ЕДДС являются:
- обеспечение оповещения и персонального вызова соответствующих должностных лиц комиссий по чрезвычайным ситуациям при Правительстве области или города, дежурно-диспетчерских служб;
- обеспечение оповещения и вызова подразделений сил постоянной готовности, непосредственно подчиненных ЕДДС.
Из ЦОПВ ЕДДС передаются следующие виды информации:
- сигналы вызова;
- речевые (текстовые) сообщения;
- условные сигналы.
Передача указаний из центра оповещения и персонального вызова ЕДДС обеспечивается по проводным средствам связи и средствам персонального радиовызова.
Оповещение населения при угрозе возникновения или возникновении ЧС осуществляется по системе централизованного оповещения с задействованием электросирен (сигнал "ВНИМАНИЕ ВСЕМ") и радиотрансляционной сети.
2.5. Геоинформационная система единой дежурно-диспетчерской службы
Для повышения оперативности процессов принятия решений информационной поддержки с использованием цифрового плана (карты) области создается геоинформационная система единой дежурно-диспетчерской службы.
Она предназначена для автоматизации следующих управленческих функций:
- ввод и корректировка социально-экономических, природно-географических, демографических и других данных об области, городе Калуга, органах управления (в том числе ДДС) и силах постоянной готовности;
- сбор данных об угрозе или факте возникновения чрезвычайной ситуации, сложившейся обстановке и действиях сил и средств;
- оценка и контроль сложившейся обстановки на основе сопоставления информации, поступающей из различных источников;
- моделирование (прогнозирование) дальнейшего развития ЧС;
- подготовка данных для принятия решений по защите населения, локализации и ликвидации последствий ЧС, требующих совместных действий дежурных служб;
- представление требуемых данных вышестоящим, подчиненным и взаимодействующим органам управления.
3. Финансирование единой дежурно-диспетчерской службы Калужской области осуществляется за счет средств областного бюджета, предусмотренных Главному управлению по делам ГОЧС при Правительстве Калужской области на ее содержание.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.