Постановление Городской Думы г. Калуги
от 30 сентября 2003 г. N 236
"Об утверждении городской целевой Программы
"Развитие науки и технологий в муниципальном
образовании "Город Калуга" на 2004-2006 годы"
(с изменениями от 14 декабря 2005 г.)
В целях создания условий для развития науки, решения социальных и экономических проблем областного центра, повышения качества жизни населения за счет развития инновационной деятельности и роста конкурентоспособности предприятий города Городская Дума постановила:
1. Утвердить городскую целевую Программу "Развитие науки и технологий в муниципальном образовании "Город Калуга" на 2004-2006 годы".
2. Настоящее постановление вступает в силу с момента его официального опубликования (обнародования).
3. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на комитет по экономической политике, промышленному и сельскохозяйственному производству, развитию предпринимательства, экологии Городской Думы г. Калуги (Клементьев Ю.С.).
Председатель Городской Думы |
А.Г.Иванов |
Постановлением Городской Думы г. Калуги от 14 декабря 2005 г. N 251 в настоящую Программу внесены изменения
Городская целевая Программа
"Развитие науки и технологий в муниципальном образовании
"Город Калуга" на 2004-2006 гг."
(с изменениями от 14 декабря 2005 г.)
Паспорт
городской целевой Программы
1. Наименование Программы:
Развитие науки и технологий в муниципальном образовании "Город Калуга" на 2004-2006 годы.
2. Основание для разработки Программы:
2.1. Федеральный закон N 127-ФЗ от 23 августа 1996 года "О науке и государственной научно-технической политике";
2.2. Закон Калужской области N 92-ОЗ от 29 декабря 2001 года "О науке и научно-технической политике в Калужской области".
3. Заказчик Программы:
Городская Управа г. Калуги.
4. Разработчик Программы:
Уполномоченный орган Городской Управы города Калуги в сфере экономики, КФ МГТУ им. Н.Э. Баумана, государственное учреждение Калужский центр научно-технической информации.
5. Цель Программы:
Основной целью Программы является развитие и эффективное использование научно-технического потенциала города, увеличение вклада науки и техники в развитие экономики г. Калуги, реализация важнейших социальных задач, обеспечение прогрессивных структурных преобразований в области материального производства, повышение его эффективности и конкурентоспособности продукции, улучшение экологической обстановки и защиты информационных ресурсов города, упрочение взаимосвязи науки и образования.
6. Задачи Программы:
1. Инвентаризация имеющегося научного потенциала, стимулирование взаимодействия научных и промышленных предприятий города, создание экономического механизма ускорения реализации эффективных научно-технических достижений.
2. Создание условий для интеграции науки и образования с целью повышения качества подготовки специалистов для новых высокотехнологичных направлений.
3. Проведение исследования по определению городских приоритетов в развитии науки и технологий, в том числе, в инновационной сфере.
4. Создание условий для скорейшего внедрения эффективных научно-технологических решений на предприятиях, осуществляющих жизнеобеспечение города.
5. Разработка и совершенствование структуры и целевой направленности муниципального заказа на научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки (далее НИОКР) в соответствии с приоритетами развития города и важнейших отраслей его экономики; развитие конкурсности, контрактности, гласности и общественного контроля в процедурах формирования и размещения городского заказа на НИОКР.
6. Разработка и совершенствование системы муниципального заказа на новую технику и технологии для нужд городского хозяйства, созданную в результате проведения НИОКР.
7. Улучшение информационного обеспечения, в том числе за счет создания базы данных научно-технологических разработок, новых товаров, привлечения коммерческих структур к развитию российской части Интернет в интересах научно-образовательных и инновационных организаций.
8. Создание условий для привлечения молодежи в науку.
9. Создание действенного механизма правовой защиты инвестиций путем дальнейшего развития нормативно-законодательной базы регулирования инновационной деятельности.
10. Разработка механизма муниципальных гарантий в приоритетных направлениях развития науки, технологий и экономики города.
11. Сохранение рычагов муниципального управления исключительными правами на результаты НИОКР, выполненных за счет средств бюджета города, при закреплении прав на них за организациями-разработчиками для соблюдения экономической и технологической безопасности, в том числе:
- гарантированное приобретение городом исключительной, безотзывной и безвозмездной лицензии на использование результатов НИОКР для городских нужд при передаче неисключительных прав организациям-разработчикам;
- право контроля за использованием созданных на средства городского бюджета результатов НИОКР, передаваемых исполнителям и пользователям.
Обеспечение интересов города при реализации интеллектуальной собственности не только за счет ее продаж, но и путем расширения конкурентоспособного сектора экономики, увеличения налогооблагаемой базы и повышения занятости населения.
7. Срок реализации:
2004-2006 годы
8. Перечень основных мероприятий:
Городская Управа г. Калуги, КФ МГТУ им. Н.Э. Баумана, Калужский ЦНТИ совместно с научными и образовательными учреждениями и предприятиями:
- оказывают содействие в разработке и внедрении инновационных технологий для нужд управления городским хозяйством и устойчивого развития города;
- оказывают содействие развитию инфраструктуры поддержки инновационной деятельности, а также адресную поддержку науки;
- оказывают содействие в разработке и внедрении инноваций в хозяйственный оборот;
- проводят выставки, конференции, научные форумы с целью продвижения и развития научного потенциала города;
- создают условия для привлечения молодежи в науку;
- принимают участие в издании учебной, справочной и методической литературы.
Предприятиям и организациям всех форм собственности в 2003 году рекомендуется:
- принять участие в городских конкурсах, выставках достижений науки и инноваций;
- оказывать содействие Городской Управе и другим исполнителям Программы в ее реализации;
9. Объем и источники финансирования Программы:
2004 г. - 1) Бюджет города Калуги - 500,0 тыс.руб;
2) Бюджетные кредиты, инвестиционные налоговые кредиты,
муниципальный заказ;
3) Другие источники * - 20000 тыс.руб.;
2005 г.- 1) Бюджет города Калуги - 700,0 тыс.руб.;
2) Бюджетные кредиты, инвестиционные налоговые кредиты,
муниципальный заказ;
3) Другие источники * -24400 тыс.руб.
2006 г.- 1) Бюджет города Калуги - 850,0 тыс.руб.;
2) Бюджетные кредиты, инвестиционные налоговые кредиты,
муниципальный заказ;
3) Другие источники * - 30000 тыс.руб.
Итого: 2050,0 тыс. рублей из средств бюджета города Калуги.
* - средства научных и производственных организаций г. Калуги, инвесторов, Калужского ЦНТИ, Калужской торгово-промышленной палаты по согласованию.
10. Исполнители основных мероприятий:
Головной исполнитель: Государственное учреждение Калужский центр научно-технической информации.
Соисполнители:
а) КФ МГТУ им. Н.Э. Баумана;
б) уполномоченный орган Городской Управы города Калуги в сфере экономики;
в) Калужская Торгово-промышленная палата;
г) Калужский научный центр;
д) Межрегиональный маркетинговый центр "Калуга-Москва"
е) Другие заинтересованные предприятия и организации.
11. Ожидаемые конечные результаты от реализации Программы:
- придание нового импульса развитию науки и научного потенциала города;
- ориентация научного потенциала на решение вопросов городского хозяйства;
- рост объемов производимой конкурентоспособной продукции за счет использования потенциала научных учреждений города;
- повышение производительности труда, экономия трудовых и материальных ресурсов, всех видов энергоносителей;
- стабилизация социально-экономического развития муниципального образования "Город Калуга" в условиях усиливающейся международной конкуренции;
- рост налоговых поступлений в бюджет города Калуги;
- повышение инвестиционной привлекательности муниципального образования "Город Калуга".
12. Система контроля:
Контроль осуществляется комитетами Городской Думы г. Калуги по бюджетно-финансовой и налоговой политике и по экономической политике, промышленному и сельскохозяйственному производству, развитию предпринимательства, экологии, структурными подразделениями Городской Управы в соответствии с их полномочиями.
Раздел N 1. Содержание проблемы и анализ причин
ее возникновения
Целью политики муниципального образования "Город Калуга" в области науки и технологий является переход к инновационному пути развития города на основе выбранных приоритетов. Приоритеты должны определяться общероссийскими тенденциями развития науки и технологий, базируясь на современном развитии рынков и имеющиеся в Калуге заделы в научно-технической и образовательной сферах.
Развитие науки и технологий служит решению задач социально-экономического развития. Формирование эффективной инновационной системы является важнейшей задачей, неотъемлемой частью экономической политики города.
Анализируя ситуацию по Калуге, да и по России в целом, можно определить очевидные конкурентные преимущества, состоящие в наличии многоотраслевой промышленности, научно-технического потенциала и квалифицированных кадрах, крупной научной базы (12% от числа ученых во всем мире), на мировом рынке гражданской наукоемкой продукции Россия имеет долю лишь в 0,3%, в то время как доля США составляет 36%, Японии - 30%. Анализ государственной научно-технической политики этих и ряда других стран, проводящих активную инновационную политику, показывает, что одним из ключевых моментов является поддержка малого инновационного бизнеса. Мировой опыт свидетельствует - там, где удается вовлечь знания (т.е. интеллектуальную собственность) в экономический оборот предприятия, получать новый инновационный продукт, там успех гарантирован.
Уполномоченный орган Городской Управы города Калуги в сфере экономики ставит целью городской инновационной политики рост благосостояния населения на основе активизации инновационной деятельности в экономике, поощрения роста производства и реализации на мировом рынке конкурентоспособной высокотехнологической продукции.
Основным источником финансирования инновационной деятельности предприятий до сих пор являются их собственные - и весьма ограниченные - средства, а роль бюджетов и частных инвестиций крайне мала, что тормозит рост конкурентоспособности.
Сложившаяся ситуация требует активных действий со стороны органов власти, направленных на преодоление определенной деформации структуры экономики города. Необходима целостная и комплексная инфраструктура, включающая создание городского инновационно-технологического центра, где возможно развертывание производства наукоемкой продукции; создание научно-образовательных комплексов, венчурных фондов, ориентированных исключительно на сферу высоких технологий.
Венчурное инвестирование можно назвать эффективным механизмом инновационной системы. Этот вид финансирования устраняет противоречия между инвестором и предпринимателем, поскольку в его природе заложены основы партнерства. Для расширения базы венчурных фондов готовятся нормативно-правовые акты, которые предоставят возможность участия в них пенсионных фондов, страховых компаний и коммерческих банков.
Одним из важнейших механизмов городской инновационной политики является работа с эффективными инновационными проектами, имеющими значение для развития городского хозяйства. Такие проекты включают в себя полный инновационный цикл и призваны решать задачи захвата различных секторов российского и международного рынков высокотехнологичной продукции.
Ориентируясь на приоритетные направления развития науки и техники, уполномоченным органом Городской Управы города Калуги в сфере экономики определены следующие приоритетные направления развития науки и технологий города Калуги:
- информационно-телекоммуникационные технологии и электроника;
- новые технологии в сфере машиностроения и металлообработки;
- новые материалы и химические технологии;
- новые транспортные технологи;
- экология и рациональное природопользование;
- энергосберегающие технологии;
Финансовая поддержка со стороны города будет осуществляться при наличии долевого финансирования со стороны частного капитала, а результат должен состоять не только в экономическом и технологическом эффектах, но и в создании методологии и возникновении "команд" исполнителей, способных далее самостоятельно организовать и вести подобные проекты.
Установка правильного баланса между различными этапами инновационного цикла "идея - технология - производство продукции, имеющей платежный спрос - занятие определенной ниши рынка", даст возможность качественно изменить масштаб реализуемых программ и проектов, сделав их соразмерными задачам, стоящим перед экономикой города.
Городская инновационная политика должна способствовать созданию и обеспечению эффективного функционирования в г. Калуге целостной, способной к воспроизводству и саморазвитию инновационной системы, ориентированной на производственно-технологическую сферу с большой добавленной стоимостью и на сферу высококвалифицированных услуг, т.е. на экономику, основанную на знаниях, на рост конкурентоспособной высокотехнологичной продукции, востребованной на мировом рынке. Во многом эту задачу позволит решить представленная Программа.
Раздел N 2. Перечень основных мероприятий, сроки
и исполнители Программы
N | Наименование мероприятия |
Значение мероприятия для города |
Срок исполнения |
Объемы финансирования из средств бюджета г. Калуги, тыс.руб. |
Другие источники финансирования тыс.руб. |
Ответственные исполнители |
||
2004 г. | 2005 г. | 2006 г. | ||||||
1. | Организационное совещание руководителей, главных специалистов научных и производствен- ных организаций г. Калуги |
Обсуждение целей и назначения Программы, выработка общих направлений работы и определение конкретных мероприятий с учетом профиля предприятий |
2003 | Уполномоченный орган Городской Управы города Калуги в сфере экономики при содействии ЦНТИ и КФ МГТУ им. Н.Э. Баумана |
||||
2. | Создание рабочей группы по реализации Программы и выбор председателя |
Общее руководство Программой |
2003 |
Уполномоченный орган Городской Управы города Калуги в сфере экономики при содействии ЦНТИ и КФ МГТУ им. Н.Э. Баумана |
||||
3. | Формирование и размещение муниципального заказа на НИОКР в соответствии с приоритетами развития города |
Разработка структуры и целевой направленности городского заказа на НИОКР с учетом соответствия его с приоритетами развития города и важнейших отраслей его экономики; развитие конкурсности, контрактности, гласности и общественного контроля в процедурах формирования и размещения городского заказа на НИОКР |
2004-2006 | Уполномоченный орган Городской Управы города Калуги в сфере экономики при содействии рабочей группы |
||||
4. | Разработка процедуры проведения конкурса грантов |
Взвешенный подход к разработке тем и отбору работ на предоставление грантов |
2003-2004 |
Городская Управа при содействии рабочей группы |
||||
5. | Предоставление грантов Калуги в области научно- технических работ и исследований, направленных на развитие города |
Поддержка перспективных научно-технических исследований, опытно- конструкторских разработок, мониторинг состояния науки и имеющихся научных заделов в калужских научных организациях и вузах |
2004-2006 |
150 |
200 |
250 |
Городская Управа при содействии рабочей группы |
|
6. | Обсуждение результатов НИОКР грантодержателей |
Оценка результатов выполненных работ и контроль за использованием выделенных бюджетных средств |
2004-2006 (один раз в полугодие) |
Городская Управа при содействии рабочей группы |
||||
7. | Комплексная модернизация научных и научно- технических библиотек города |
Оснащение научных и научно- технических библиотек города современным технологическим оборудованием. Комплектование библиотечного фонда новейшими информацион- ными материалами и системами с использованием электронных носителей |
2004-2006 |
50 |
100 |
150 |
ЦНТИ, ЦБС г. Калуги, Городская Управа |
|
8. | Проведение научно- технических семинаров и конференций, симпозиумов и научных форумов, проводимых в интересах города Калуги |
Популяризация достижений калужской науки, содействие научно-техническому прогрессу |
2004-2006 (1-2 раза в год) |
100 |
120 |
140 |
350 |
ЦНТИ, КФ МГТУ им. Н.Э. Баумана при содействии рабочей группы |
9. | Проведение инновационных выставок и маркетинга научно-технических проектов в интересах города |
Привлечение потенциальных инвесторов для реализации наукоемких проектов |
2004-2006 | 100 | 125 | 175 | 600 | ЦНТИ, Калужская Торгово-промышленная палата, КФ МГТУ им. Н.Э. Баумана при содействии уполномоченного органа Городской Управы города Калуги в сфере экономики |
10. | Присуждение премий молодым ученым Калуги |
Выявление и материальная поддержка талантливых молодых ученых г.Калуги, содействие творческому росту научной молодежи |
2004-2006 | 25 | 30 | 35 | 50 | ЦНТИ,КФ МГТУ им.Н.Э.Баумана при содействии уполномоченного органа Городской Управы города Калуги в сфере экономики |
11. | Содействие разработке новых высокоэффективных технологий, материалов и оборудования и их внедрение на предприятиях Калуги |
Оснащение различных отраслей промышленности современным оборудованием и экологически чистыми материалами, позволяющими выпускать продукцию нового поколения, соответствующую мировым стандартам путем предоставления инвестиционных налоговых кредитов, бюджетных кредитов, консалтинговых услуг |
2004-2006 |
18000 |
ЦНТИ, Калужская Торгово-промышленная палата, ММЦ "Калуга-Москва", Уполномоченный органа Городской Управы города Калуги в сфере экономики по поручению рабочей группы |
|||
12. | Разработка нормативной базы и методического обеспечения, направленного на скорейшее внедрение научно-технических разработок в производство |
Предоставление предприятиям промышленности на конкурсной основе муниципальным образованием "Город Калуга" бюджетных кредитов, инвестиционных налоговых кредитов, муниципальных гарантий для привлечения инвестиций в освоение научно-технических разработок |
2004-2006 |
ЦНТИ, Уполномоченный органа Городской Управы города Калуги в сфере экономики по поручению рабочей группы |
||||
13. | Разработка мероприятий по подготовке кадров, отвечающих современным требованиям научно- технического прогресса, востребованных предприятиями города |
Введение в систему профессионального образования новых востребованных на современном рынке труда профессий, подготовка методической и материально- технической базы в соответствующих учебных заведениях |
2004-2006 |
100 |
100 |
400 |
ЦНТИ, КФ МГТУ им. Н.Э.Баумана при содействии научных и производственных предприятий города |
|
14. | Создание на базе Калужского ЦНТИ информационно- инновационного центра для стимулирования процесса внедрения НИОКР научных организаций г. Калуги на промышленных предприятиях города |
Поддержка субъектов научной и научно-технической деятельности, создание условий для разработки конкурентоспособной научно- технической продукции в интересах города |
2004-2006 |
75 |
25 |
ЦНТИ, Уполномоченный органа Городской Управы города Калуги в сфере экономики |
||
15. | Содействие промышленным предприятиям города при решении задач по созданию новых технологий, разработке новых изделий и использованию потенциала научных учреждений города |
Развитие и поддержка промышленных предприятий города с целью создания новых современных производств, конкурентоспособной продукции, создания новых рабочих мест путем предоставления инвестиционных налоговых льгот, бюджетных кредитов, муниципальных гарантий проведения учебных семинаров |
2004-2006 |
15000 |
ЦНТИ, Калужская Торгово- промышленная палата, ММЦ "Калуга-Москва", Уполномоченный органа Городской Управы города Калуги в сфере экономики |
|||
16. | Разработка проекта создания технопарка в г. Калуге |
Определение потребностей и ресурсов для создания технопарка |
2004 |
ЦНТИ, Калужская Торгово- промышленная палата, Городская Управа, КФ МГТУ им. Н.Э. Баумана |
||||
17. | Создание на территории муниципального образования "Город Калуга" технопарка |
Содействие созданию малых наукоемких фирм и трансферу технологий из науки в промышленность |
2005-2006 |
40000 |
Городская Управа, ЦНТИ, Калужская Торгово- промышленная палата, научные учреждения города |
|||
Итого | 500 | 700 | 850 | 74400 |
Раздел N 3. Механизм управления реализации Программы
и методы контроля за ее исполнением
Городская Управа муниципального образования "Город Калуга" является заказчиком Программы, определяет первоочередность выполнения мероприятий с учетом приоритетных направлений и наличия финансовых средств, выделяющихся на эти цели.
Контроль за эффективностью использования средств осуществляется комитетом Городской Думы г. Калуги по бюджетно-финансовой и налоговой политике и по экономической политике, промышленному и сельско-хозяйственному производству, развитию предпринимательства, экологии, структурными подразделениями Городской Управы в соответствии с их полномочиями.
Уполномоченный орган Городской Управы города Калуги в сфере экономики и уполномоченный финансовый орган до 20 апреля каждого года подготавливает и представляет Городскому Голове г. Калуги отчет о ходе реализации мероприятий Программы за прошедший год.
Раздел N 4. Оценка социально-экономической эффективности
от реализации Программы
При выполнении намеченных в Программе мероприятий и осуществлении своевременного финансирования, определенного данной Программой, предполагается:
- поддержка перспективных научно-технических исследований в городе;
- содействие внедрению эффективных научно-технических достижений в производство в интересах экономического и социального развития города;
- повышение роста объемов производства конкурентоспособной продукции, в том числе товаров народного потребления;
- сохранение и создание новых рабочих мест;
- повышение производительности труда, экономия трудовых, материальных ресурсов, всех видов энергоносителей;
- увеличение налоговых поступлений в бюджет города;
- обеспечение стабильного социально-экономического развития г. Калуги.
Технико-экономическое обоснование
Реализация Программы требует привлечения бюджетных средств в 2004-2006 годах в сумме 2050 тысяч рублей.
Эти средства будут направлены на финансирование НИОКР и проведение научно-технических семинаров, конференций и симпозиумов в городе; поддержку талантливых молодых ученых Калуги; модернизацию научных и научно-технических библиотек города; подготовку специалистов востребованных на предприятиях города, содействие внедрению научно-технических достижений на предприятиях Калуги.
При выполнении намеченных в Программе мероприятий и осуществлении своевременного финансирования, определенного данной Программой, предполагается:
- повышение роста объемов производства конкурентоспособной продукции, в том числе товаров народного потребления;
- сохранение и создание новых рабочих мест;
- повышение производительности труда, экономия трудовых, материальных ресурсов, всех видов энергоносителей;
- внедрение эффективных научно-технических достижений в производство в интересах экономического и социального развития города.
В результате будет обеспечена социальная стабильность и увеличение налоговых поступлений в бюджет муниципального образования "Город Калуга".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Городской Думы г. Калуги от 30 сентября 2003 г. N 236 "Об утверждении городской целевой Программы "Развитие науки и технологий в муниципальном образовании "Город Калуга" на 2004-2006 гг."
Текст постановления официально опубликован не был
В настоящее постановление внесены изменения следующими документами:
Постановление Городской Думы г. Калуги от 14 декабря 2005 г. N 251