Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к Закону Калужской области
"Об областной целевой программе
"Обеспечение жильем молодых семей
в Калужской области на 2003-2010 годы"
Областная целевая программа
"Обеспечение жильем молодых семей в Калужской области на 2003-2010 годы"
28 июня, 3 ноября 2004 г., 4 февраля 2005 г.
Законом Калужской области от 4 февраля 2005 г. N 27-ОЗ в Паспорт настоящей Программы внесены изменения
Паспорт областной целевой программы
Наименование программы Обеспечение жильем молодых семей в Калужской
области на 2003-2010 годы
Государственный Министерство строительства, жилищно-
заказчик программы коммунального и дорожного хозяйства Калужской
области
Разработчики программы Министерство образования, культуры и спорта
Калужской области, Министерство здравоохранения
и социального развития Калужской области,
Министерство строительства,
жилищно-коммунального и дорожного хозяйства
Калужской области, Министерство экономического
развития Калужской области, Министерство
сельского хозяйства Калужской области
Дата принятия решения Распоряжение Губернатора Калужской области
о разработке программы от 13 августа 2002 г. N 282-р "О создании
рабочей группы по разработке областной целевой
программы "Обеспечение жильем молодых семей
в Калужской области"
Дата утверждения
Цели и задачи программы Создание системы государственной поддержки
молодых семей, нуждающихся в улучшении жилищных
условий, стимулирование положительных тенденций
в изменении демографической ситуации в Калужской
области.
Основные задачи программы:
- нормативно-правовое и методическое обеспечение
реализации программы;
- создание финансового и организационного
механизмов обеспечения жильем молодых семей;
- отработка указанных механизмов и форм
взаимодействия исполнителей программы;
- внедрение в широкую практику системы
государственной поддержки молодых семей
в улучшении жилищных условий
Важнейшие показатели Показателями, характеризующими эффективность
программы, являются:
- улучшение жилищных условий около 900 семей,
что составляет примерно 2700 молодых жителей
Калужской области;
- увеличение рождаемости в Калужской области;
- с 2009 года программа становится полностью
самофинансируемой в части расходов на
предоставление льготных займов молодым семьям
для приобретения жилья
Сроки реализации Программа будет реализована поэтапно в 2003-2010
программы годах.
Первый этап (2003 год):
- разработка правового, организационного
механизмов программы;
- формирование системы мониторинга и контроля
выполнения программы.
Второй этап (2004-2010 годы):
- внедрение механизмов реализации программы на
территории Калужской области;
- совершенствование указанных механизмов и форм
взаимодействия исполнителей программы
Перечень основных Создание нормативной правовой базы для
мероприятий реализации программы, формирование
организационного и финансового механизмов
реализации программы, информационное обеспечение
программы
Исполнители основных Министерство строительства, жилищно-
мероприятий коммунального и дорожного хозяйства Калужской
области; определяемое на конкурсной основе
юридическое лицо, выполняющее в соответствии с
законодательством функции уполномоченного
ипотечного оператора, иные участники рынка
ипотечного жилищного кредитования
Объем и источники
финансирования программы
Годы | Областной бюджет (млн. рублей) |
Внебюджетные источники) (млн. рублей) |
2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 Всего: |
0 40,00 30,00 20,00 20,00 10,00 0 0 120,00 |
0 0 6,00 10,40 13,00 15,60 16,40 15,80 77,20 |
* Средства, возвращаемые участниками программы и направляемые на дальнейшую реализацию программы
Областной бюджет - 120,00 млн. руб.
Внебюджетные средства, в том числе - 77,20 млн. руб.
средства возвращаемые участниками программы и
направляемые на дальнейшую реализацию программы
Ожидаемые конечные - создание эффективной системы государственной
результаты поддержки молодых семей в решении жилищной
проблемы;
- укрепление семейных отношений и снижение
социальной напряженности в обществе;
- увеличение рождаемости в Калужской области
Система организации Контроль за исполнением программных мероприятий
контроля за исполнением осуществляется в соответствии с Порядком
программы разработки, рассмотрения и реализации областных
целевых программ, утвержденным постановлением
Губернатора Калужской области от 19.08.99 N 356
1. Введение
Областная целевая программа "Обеспечение жильем молодых семей в Калужской области на 2003-2010 годы" разработана на основании распоряжения Губернатора Калужской области от 13 августа 2002 г. N 282-р "О создании рабочей группы по разработке областной целевой программы "Обеспечение жильем молодых семей Калужской области" в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 28 августа 2002 года N 638 "О подпрограмме "Обеспечение жильем молодых семей", входящей в состав федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы".
Программа предусматривает создание системы государственной поддержки молодых семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий, в целях стимулирования и закрепления положительных тенденций в изменении демографической ситуации в Калужской области. Программа создает льготный механизм улучшения жилищных условий молодых семей.
Законом Калужской области от 4 февраля 2005 г. N 27-ОЗ в абзац 3 раздела 1 настоящей Программы внесены изменения
Государственным заказчиком программы является министерство строительства, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Калужской области.
Программа рассчитана на реализацию в течение восьми лет - с 2003 по 2010 год.
Программа разрабатывалась рабочей группой, состав которой утвержден распоряжением Губернатора Калужской области от 13 августа 2002 года N 282-р.
2. Содержание проблемы и необходимость ее решения программными методами
Учет демографических показателей является важнейшим фактором при формировании государственной политики экономического развития страны. Демографическая ситуация в Российской Федерации характеризуется сокращением численности населения. Уменьшение населения страны, начавшееся в конце прошлого века, продолжается на фоне снижения рождаемости. Показатель рождаемости (число родившихся на 1000 постоянных жителей) к 2000 году составил около 8 по сравнению с 13,4 в 1990 году. По экспертным оценкам, при сохранении такой демографической тенденции население России может уменьшиться до 100 млн. человек к 2020 году и до 50-55 млн. человек к 2075 году.
Тенденция снижения численности населения, характерная для России в целом, прослеживается и на территории Калужской области. Если в 1996 году численность населения области составляла 1095,8 тысяч человек, то в 2001 году - 1061,5 тысячи человек, причем показатель общей убыли населения в 1996 году составлял - 0,1%, в 2001 году он составил - 0,9%. Естественная убыль населения в 2001 г. составила 11 тыс. человек. Естественная убыль наблюдалась во всех муниципальных образованиях области, в 15-ти из них - число умерших превысило число родившихся в 3 раза и более. В целом по области на 100 родившихся за год приходился 231 умерший.
Тенденции суженного воспроизводства населения могут быть преодолены только в случае изменения демографического поведения молодого поколения путем формирования соответствующей политики государства. Репродуктивную функцию выполняют в основном молодые семьи, поскольку согласно результатам статистического наблюдения 80 процентов детей в Российской Федерации рождается у родителей в возрасте до 30 лет.
В результате проводимых социологических исследований были выявлены основные причины, по которым молодые семьи не желают заводить детей. В подавляющем большинстве случаев это отсутствие перспектив улучшения жилищных условий и низкий уровень доходов.
Неудовлетворительные жилищные условия оказывают особенно отрицательное влияние на репродуктивное поведение молодой семьи. Вынужденное проживание с родителями одного из супругов снижает уровень рождаемости и увеличивает количество разводов среди молодых семей. Установлено, что средний размер семей, занимающих отдельную квартиру или дом, значительно выше, чем семей, которые снимают квартиру или проживают в общежитии.
Молодые семьи, как правило, не располагают накоплениями и имеют меньший доход по сравнению с другими возрастными группами населения, что не позволяет им приобрести жилье за счет собственных средств. Кроме того, молодые семьи объективно нуждаются в большей государственной поддержке, поскольку вынуждены инвестировать часть средств в профессиональную подготовку и приобретение товаров длительного пользования.
В связи с этим, для улучшения демографической ситуации области необходимо, в первую очередь, обеспечить создание условий для решения жилищных проблем молодых семей.
Вопрос обеспечения жильем молодых семей приобретает особую актуальность в предстоящем периоде, когда вступают в действие структурные факторы изменения возрастного состава молодежи. В 2002 году в период рождения первого ребенка вступает поколение 1982-1986 годов, т.е. поколение самой высокой численности за прошедший период.
На территории Калужской области предпринимались меры по созданию системы улучшения жилищных условий молодых семей. К настоящему времени функционирующие ранее механизмы не сохранились, и на текущий момент в области нет сложившихся устойчивых экономических механизмов государственной поддержки молодых семей с целью обеспечения их жильем.
Законом Калужской области от 28 июня 2004 г. N 323-ОЗ в абзац 10 раздела 2 настоящей Программы внесены изменения
По данным, собранным министерством образования, культуры и спорта Калужской области, из 20380 семей, состоящих на учете в органах местного самоуправления муниципальных образований Калужской области по необходимости улучшения жилищных условий, к категории молодых семей относятся 2344. Необходимо отметить, что подобный показатель может быть гораздо выше, поскольку не все молодые семьи, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, обращаются в администрации муниципальных образований из-за отсутствия уверенности в получении жилья.
В современных условиях, когда большинство молодых семей не имеет возможности решить жилищную проблему самостоятельно, требуется продуманная и реалистичная политика в отношении оказания государственной поддержки молодым семьям в приобретении жилья, что, в свою очередь, позволит повлиять на репродуктивное поведение молодежи.
Для решения данной проблемы требуется участие и взаимодействие органов исполнительной власти Калужской области, органов местного самоуправления муниципальных образований Калужской области и организаций, что обуславливает необходимость применения программных методов.
3. Основные цели и задачи
Основной целью программы является создание системы государственной поддержки молодых семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий, стимулирование положительных тенденций в изменении демографической ситуации в Калужской области.
Для достижения этой цели необходимо решить следующие основные задачи:
- нормативно-правовое и методическое обеспечение реализации программы;
- создание финансового и организационного механизмов обеспечения жильем молодых семей;
- отработка указанных механизмов и форм взаимодействия исполнителей программы;
- внедрение в широкую практику системы государственной поддержки улучшения жилищных условий молодых семей.
4. Срок и этапы реализации программы
Программа будет выполняться поэтапно в 2003-2010 годах.
На первом этапе в 2003 году будет осуществляться:
- разработка правового, организационного механизмов программы;
- формирование системы мониторинга и контроля выполнения программы.
На втором этапе (2004-2010 годы):
- внедрение механизма реализации программы на территории Калужской области;
- совершенствование указанного механизма и форм взаимодействия исполнителей программы.
Законом Калужской области от 4 февраля 2005 г. N 27-ОЗ в раздел 5 настоящей Программы внесены изменения
5. Система мероприятий
Мероприятия программы предусматривают создание системы государственной поддержки семей в решении ими жилищных проблем в первые три года после заключения брака (в случае рождения детей - без ограничения продолжительности брака), при условии, что один из супругов не достиг 30-летнего возраста, а также неполных семей с детьми, в которых мать или отец не достигли 30-летнего возраста (далее - молодых семей), которые являются участниками программы.
Система мероприятий программы включает в себя мероприятия по следующим направлениям:
- нормативное правовое обеспечение реализации программы;
- организационное обеспечение реализации программы;
- финансовое обеспечение реализации программы;
- информационное обеспечение программы.
Перечень основных мероприятий по реализации программы приведен в приложении N 1.
Наиболее важными мероприятиями по нормативному правовому обеспечению реализации программы являются следующие:
- разработка Положения о порядке предоставления молодым семьям льготных займов на приобретение жилья;
- разработка Положения о порядке предоставления молодым семьям государственной поддержки на инвестирование в строительство жилья по договорам с застройщиком;
- определение перечня и разработка форм документов, представляемых молодой семьей при вступлении в программу;
- разработка форм документов, определяющих порядок и условия взаимодействия исполнителей программы;
- разработка форм документов, определяющих порядок и условия взаимодействия уполномоченного Ипотечного оператора и молодых семей.
Для организационного обеспечения программы будут проведены следующие мероприятия:
- определение на конкурсной основе государственным заказчиком уполномоченного ипотечного оператора;
- заключение договоров между исполнителями основных мероприятий программы;
- формирование списков участников программы;
- заключение договоров между уполномоченным Ипотечным оператором и молодыми семьями;
- отработка механизма предоставления государственной поддержки молодой семьи, участвующей в реализации программы (далее участник программы), один из членов которой в установленном порядке признан нуждающимся в улучшении жилищных условий.
Основными мероприятиями по финансовому обеспечению реализации программы являются:
- предоставление средств областного бюджета государственному заказчику на реализацию программы в соответствии с законом Калужской области об областном бюджете на очередной финансовый год;
- привлечение внебюджетных средств, в том числе средств молодых семей, используемых для частичной оплаты стоимости приобретения (строительства) жилья;
Выполнение мероприятий по информационному обеспечению программы ставит своей целью информирование молодых семей - потенциальных участников программы о ее целях и задачах, условиях вступления в программу, о ходе ее реализации.
Законом Калужской области от 4 февраля 2005 г. N 27-ОЗ в раздел 6 настоящей Программы внесены изменения
6. Источники финансирования и сумма необходимых средств в целом
на весь период реализации и по годам
Общая стоимость программы за счет всех источников финансирования составляет 197,2 млн. рублей.
Общий объем средств, выделяемых из областного бюджета, предусмотренных на реализацию Программы, составляет 120,0 млн. рублей.
Основными источниками финансирования программы являются:
1. Cредства областного бюджета;
2. Внебюджетные средства, в том числе средства молодых семей, используемые для частичной оплаты стоимости приобретения (строительства) жилья.
Дополнительно возможно привлечение средств федерального бюджета путем участия в конкурсе по предоставлению средств субъектам Российской Федерации, предусмотренных на реализацию подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей", входящей в состав федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010. Целью данного конкурса является отбор субъектов Российской Федерации, на территории которых будет осуществляться реализация указанной подпрограммы. В случае включения Калужской области в состав участников подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей", входящей в состав федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации 28 августа 2002 года N 638 (далее - Подпрограмма), привлеченные средства федерального бюджета будут направлены на компенсацию части затрат молодых семей на приобретение (строительство) жилья или на погашение кредитов (займов), полученных ими на эти цели, в случае рождения (усыновления) ребенка в соответствии с правилами предоставления субсидий за счет средств федерального бюджета, утвержденными в установленном порядке государственным заказчиком Подпрограммы.
Планируемое финансирование программы из областного бюджета и за счет внебюджетных источников:
Годы | Областной бюджет (млн. рублей) |
Внебюджетные источники)* (млн. рублей) |
2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 Всего: |
0 40,00 30,00 20,00 20,00 10,00 0 0 120,00 |
0 0 6,00 10,40 13,00 15,60 16,40 15,80 77,20 |
* Средства, возвращаемые участниками программы и направляемые на дальнейшую реализацию программы
Расчет финансовых затрат на реализацию мероприятий программы приведен в приложении N 3.
Законом Калужской области от 4 февраля 2005 г. N 27-ОЗ в раздел 7 настоящей Программы внесены изменения
7. Механизм реализации программы
Реализация программы осуществляется государственным заказчиком, который на конкурсной основе определяет уполномоченного ипотечного оператора, оказывающего услуги в рамках реализации областной целевой программы "Обеспечение жильем молодых семей в Калужской области на 2003-2010 годы". В частности:
1. Ведение учета и регистрация участников программы на основании представленных документов, подтверждающих постоянное проживание на территории Калужской области, возраст супругов, регистрацию в органах местного самоуправления как нуждающихся в улучшении жилищных условиях, уровень дохода членов молодой семьи.
2. Формирование очереди участников программы на получение государственной поддержки по согласованию с государственным заказчиком.
3. Принятие решения о предоставлении государственной поддержки молодым семьям, нуждающимся в улучшении жилищных условий, по согласованию с государственным заказчиком.
4. Предоставление государственной поддержки молодой семье.
5. Осуществление иных действий, в соответствии с Положением о порядке предоставления молодым семьям государственной поддержки на приобретение жилья, Положением о порядке предоставления молодым семьям государственной поддержки на инвестирование в строительство жилья по договорам с застройщиком, а также правилами предоставления субсидий за счет средств федерального бюджета, утвержденными в установленном порядке государственным заказчиком Подпрограммы.
Участники программы имеют право на получение государственной поддержки при приобретении (строительстве) жилья на территории Калужской области. Основными принципами предоставления государственной поддержки являются платность, возвратность (в случае оказания государственной поддержки в виде субсидий за счет средств федерального бюджета - безвозвратность и безвозмездность) и целевое использование выделенных денежных средств.
Государственная поддержка участников программы осуществляется уполномоченным ипотечным оператором за счет средств областного бюджета, а также средств федерального бюджета, предусмотренных на реализацию Подпрограммы.
Размер государственной поддержки предоставляемой за счет средств областного бюджета, зависит от численного состава семьи, а именно:
Порядок оказания государственной поддержки молодым семьям при инвестировании в строительство жилья по договорам с застройщиком определяется Правительством Калужской области.
1. Не более 30% стоимости приобретаемого или строящегося жилья молодой семье, не имеющей ребенка.
2. Не более 40% стоимости приобретаемого или строящегося жилья молодой смье, имеющей одного ребенка.
3. Не более 50% стоимости приобретаемого или строящегося жилья молодой семье, имеющей двух и более детей.
При расчете размера предоставляемой государственной поддержки площадь жилья, приходящаяся на одного члена молодой семьи, не должна превышать 30 (тридцати) квадратных метров. При этом денежные средства предоставляются при условии, что общая площадь приобретаемого или строящегося жилья не может быть менее соответствующей величины социальной нормы площади жилья, установленной в Калужской области. В случае оказания государственной поддержки молодой семье при инвестировании в строительство жилья по договорам с застройщиком при расчете размера предоставляемой государственной поддержки применяется стоимость жилья (единицы его площади), предусмотренная указанным договором, на дату обращения. При этом государственная поддержка оказывается при наличии у молодой семьи остатка невыплаченной стоимости строящегося жилья или части непогашенного кредита (займа), взятого на эти цели.
Уменьшение задолженности по выделенным денежным средствам производится:
1. При рождении (усыновлении) ребенка - в размере 25%.
2. При рождении (усыновлении) второго ребенка - в размере30 %.
3. При рождении (усыновлении) третьего ребенка - полностью.
Решение жилищной проблемы молодых семей после 2010 года предполагается в рамках новой областной целевой программы.
8. Организация управления реализацией программы и контроль
за ходом ее выполнения
Государственный заказчик осуществляет контроль за выполнением Программы, мониторинг проводимых работ.
Государственный заказчик программы, с учетом выделяемых на ее реализацию средств, ежегодно уточняет показатели и затраты по программным мероприятиям, механизм реализации программы и готовит предложения по корректировке, приостановлению действия или отмене нормативных правовых актов, в соответствии с которыми реализуется программа. При необходимости государственный заказчик вносит предложения в Правительство области о продлении срока реализации целевой программы, который истекает в текущем году.
Законом Калужской области от 28 июня 2004 г. N 323-ОЗ в абзац 3 раздела 8 настоящей Программы внесены изменения
Государственный заказчик программы ежегодно до 15 января направляет в министерство экономического развития Калужской области и министерство финансов Калужской области доклады о ходе работ по выполнению программы и эффективности использования финансовых средств.
9. Оценка эффективности социально-экономических результатов
реализации программы
Оценка эффективности реализации программы будет производиться на основе:
- показателей, характеризующих увеличение рождаемости в Калужской области;
- показателей роста количества жилья, приобретенного молодыми семьями в рамках реализации программы.
Успешное выполнение мероприятий программы позволит обеспечить:
- повышение уровня обеспеченности жильем молодых семей;
- укрепление семейных отношений и снижение социальной напряженности в обществе.
- развитие и закрепление положительных демографических тенденций на территории Калужской области;
Ожидаемые результаты обеспечения жильем молодых семей за счет всех источников финансирования программы приведены в приложении N 4.
<< Статья 3 Статья 3 |
Приложение >> N 1. Перечень основных мероприятий |
|
Содержание Закон Калужской области от 28 ноября 2003 г. N 270-ОЗ "Об областной целевой программе "Обеспечение жильем молодых... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.