Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Глава IV. Проведение местного референдума
Статья 27. Время проведения местного референдума
На всех участках для голосования голосование проводится с 7 до 22 часов по местному времени. О времени и месте голосования участковая комиссия оповещает граждан не позднее чем за 10 дней до дня местного референдума.
Голосование может быть закончено ранее 22 часов в участках, на которых проголосовали все внесенные в списки граждане, если эти участки расположены в больницах, санаториях, домах отдыха и воинских частях.
Статья 28. Досрочное голосование
В случае, если менее чем за 10 дней до дня референдума гражданин, включенный в списки, узнает, что не будет иметь возможности принять участие в референдуме в связи с убытием за пределы участка, он вправе получить в участковой комиссии местного референдума бюллетень для голосования. При получении бюллетеня гражданин расписывается в списке участников референдума.
После заполнения бюллетеня, участник референдума вкладывает его в конверт, который, для обеспечения тайны голосования, заклеивается и скрепляется печатью комиссии. Данный конверт хранится в участковой комиссии в опечатанном виде до дня референдума.
Статья 29. Порядок голосования в день референдума
В день проведения референдума председатель участковой комиссии в 7 часов объявляет участок открытым и предъявляет членам комиссии, наблюдателям и присутствующим участникам референдума все ящики для голосования, для проверки их целостности и отсутствия в них бюллетеней и иных предметов, которые после этого опечатываются.
После опечатывания ящиков для голосования председатель комиссии объявляет о начале голосования.
Бюллетени для голосования выдаются по спискам участников референдума по предъявлению паспорта или другого документа, удостоверяющего личность. При получении бюллетеня участник референдума расписывается против своей фамилии в списке. Голосование за других лиц запрещено.
В тех случаях, когда граждане, имеющие право участвовать в местном референдуме, не могут по уважительным причинам прибыть на участок для голосования, участковая комиссия при наличии их устного или письменного заявления поручает не менее чем двум членам комиссии организовать голосование по месту нахождения этих граждан. Заявление о возможности проголосовать вне помещения участка должно быть подтверждено участником референдума в письменной форме при прибытии к нему членов участковой комиссии.
Участники референдума самостоятельно заполняют бюллетени в кабине для тайного голосования. Участник референдума, который не может этого сделать сам, вправе по своему выбору пригласить в кабину другое лицо, не являющееся членом комиссии или наблюдателем.
Бюллетени для голосования, заполненные досрочно проголосовавшими гражданами и хранящиеся на участке, опускаются в ящик для голосования в день проведения местного референдума председателем участковой комиссии в присутствии других ее членов и наблюдателей перед началом общего голосования. При этом проверяется целостность конверта, наличие на нем печати комиссии и соответствие количества конвертов отметкам в списках участников референдума.
Участник референдума, изъявляя свою волю по поводу вынесенного на голосование вопроса, проставляет какой-либо знак напротив того решения, которое он поддерживает.
Ящики для голосования должны находиться в поле зрения членов участковой комиссии и наблюдателей.
Член участковой комиссии отстраняется от участия в ее работе, а наблюдатель незамедлительно удаляется из помещения участка, если они нарушают тайну голосования или пытаются повлиять на волеизъявление участника референдума. Решение об этом принимается незамедлительно при обнаружении нарушения участковой комиссией.
Статья 30. Порядок деятельности наблюдателей
При прибытии на участок для голосования наблюдатель обязан предъявить документ, удостоверяющий его полномочия. Документ действителен при предъявлении паспорта или заменяющего его удостоверения.
Наблюдатели имеют право:
- находиться в помещении для голосования с момента его открытия и до окончания подсчета голосов и подписания протокола участковой комиссии о результатах голосования;
- находиться в помещениях комиссий референдума с начала голосования и до момента подписания протоколов о результатах голосования;
- присутствовать при голосовании по месту нахождения участников референдума, когда голосование проходит вне участка;
- знакомиться с документами комиссий референдума;
- обращаться в комиссии референдума с вопросами, предложениями и замечаниями.
Наблюдатели не имеют право:
- участвовать в погашении бюллетеней;
- участвовать в подсчете голосов и определении результатов референдума;
- участвовать в составлении протоколов о результатах референдума;
- требовать от членов комиссии референдума выдачи им каких-либо документов комиссии референдума либо их копий.
Статья 31. Подсчет результатов голосования
После заявления председателя участковой комиссии об окончании голосования, комиссия вскрывает ящики для голосования. Перед вскрытием ящиков для голосования участковая комиссия подсчитывает и погашает все неиспользованные бюллетени, о чем составляет протокол.
Вносить изменения в списки участников референдума после начала подсчета голосов запрещается.
На основании списков участников референдума, в том числе дополнительных, с учетом поданных заявлений участников референдума о досрочном голосовании и заявлений о голосовании вне участка, комиссия подсчитывает общее число получивших бюллетени. Подсчет бюллетеней, находящихся в переносных ящиках для голосования, производится отдельно. При этом количество бюллетеней, находившихся в переносных ящиках не должно превышать количества поданных письменных заявлений с просьбой о голосовании вне помещения участка референдума.
В случае обнаружения в переносных ящиках большего количества бюллетеней, чем количество письменных подтверждений о голосовании вне помещения участка, все бюллетени, находившиеся в переносном ящике, по решению участковой комиссии, признаются недействительными.
На основании списков участников референдума и по числу находящихся в ящиках для голосования бюллетеней участковая комиссия референдума устанавливает:
1) общее число участников референдума, зарегистрированных по участку референдума;
2) общее число участников референдума, получивших бюллетени;
3) количество бюллетеней, обнаруженных в ящиках для голосования;
4) количество бюллетеней, признанных действительными;
5) количество бюллетеней, признанных недействительными;
6) количество голосов, поданных "за" проект решения;
7) количество голосов, поданных "против" проекта решения.
Недействительными признаются бюллетени, в которых не вычеркнут ни один из вариантов ответа, либо вычеркнуты оба, а также бюллетени неутвержденного образца. В случае сомнения в действительности бюллетеня решение принимает участковая комиссия, фиксируя количество таких случаев в протоколе.
Результаты голосования подсчитываются на каждом участке для голосования. Если на голосование выносилось одновременно несколько вопросов, подсчет голосов по каждому из них осуществляется отдельно.
Статья 32. Протокол по итогам голосования
Итоги подсчета голосов проверяются, обсуждаются на заседании участковой комиссии и заносятся в протокол, составляемый в двух экземплярах.
Протоколы заполняются чернилами или шариковыми ручками, подписываются всеми членами участковой комиссии и заверяются печатью.
Первый экземпляр протокола и бюллетени, не менее чем двумя членами участковой комиссии, немедленно доставляются в центральную комиссию местного референдума, второй остается в участковой комиссии.
Центральная комиссия местного референдума на основании протоколов участковых комиссий суммирует полученные данные, проверяет их и после обсуждения составляет и подписывает итоговый протокол в двух экземплярах, заверенный печатью.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.