Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 1.1.
Методика расчета налогового потенциала муниципальных
образований Калужской области
Методика расчета налогового потенциала муниципальных образований на 2004 год (далее - Методика) разработана в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 15 августа 2001 года N 584 "О Программе развития бюджетного федерализма в Российской Федерации на период до 2005 года". Оценка налогового потенциала, рассчитанного по данной Методике, является базой для определения реальной потребности муниципальных образований области в финансовой поддержке.
Основные понятия
В настоящей Методике используются следующие основные понятия:
налоговая база - стоимостная, физическая или иная характеристика объекта налогообложения соответствующего вида налога;
налоговая ставка - величина налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы;
фактические налоговые поступления (ФП) - налоговые поступления в бюджет муниципального образования в базовом периоде;
налоговый ресурс (HP) - потенциально возможные налоговые поступления в бюджет муниципального образования, исчисленные по налоговой базе базового периода;
налоговый потенциал (НП) - возможные налоговые поступления на душу населения;
индекс налогового потенциала (ИНПмо) - налоговый потенциал муниципального образования, отнесенный к среднему по области;
репрезентативная налоговая база - налоговая база группы налогов, наиболее адекватно отражающих суммарный налоговый потенциал.
Выбор репрезентативных налоговых баз
Для оценки налогового потенциала области и муниципальных образований выбрана совокупность таких налогов, как налог на прибыль, налог на доходы физических лиц, акцизы, налог на имущество организаций. Указанные доходные источники наиболее точно отражают поведение суммарных налоговых поступлений.
Налоговой базой по выбранной группе налогов является:
- прибыль прибыльных предприятий;
- фонд оплаты труда;
- объем реализации подакцизных товаров;
- остаточная стоимость основных фондов.
За базовый период принимаются 2000-2002 годы. Фактические поступления уменьшаются на сумму отмененных местных налогов и сборов, налога на добавленную стоимость и пересчитываются с учетом условий 2004 года.
Расчет налогового ресурса
Налоговый ресурс по группе репрезентативных налогов определяется как сумма налоговых ресурсов по выбранным налогам. Расчет налоговых ресурсов по каждому виду репрезентативных налогов определяется следующим образом:
налог на прибыль - прибыль прибыльных предприятий (без прибыли сельского хозяйства, торговли, общепита, транспорта) базового периода, скорректированная на сумму налоговых льгот по данным отчетности 5-НБН, умножается на действующие в 2000-2002 годах налоговые ставки и на норматив распределения по уровням бюджетной системы Калужской области. Коэффициенты пересчета базового периода в условиях 2004 года составили по 2000 году - 1,207, по 2001 году - 0,996, по 2002 году - 1,183;
налог на доходы физических лиц - фактический фонд оплаты труда базового периода умножается на удельный вес облагаемого дохода, на фактически сложившуюся расчетную ставку налога и на норматив распределения по уровням бюджетной системы Калужской области. Удельный вес облагаемого дохода определяется по отчету о базе налогообложения по основным видам налогов (форма 5-НБН). Коэффициент пересчета 2000 года в условия 2004 года - 1,3;
акцизы - объем реализации каждого вида подакцизной продукции предприятиями производителями, акцизными складами, умножается на налоговую ставку, действовавшую в базовом году, и на норматив распределения по уровням бюджетной системы Калужской области. Коэффициенты пересчета базового периода в условиях 2004 года составили по 2000 году - 1,6, по 2001 году - 1,51, по 2002 году - 1,35;
налог на имущество организаций - остаточная стоимость основных фондов базового периода по годам умножается на репрезентативную ставку налога, определяемую в целом по области, и норматив распределения по уровням бюджетной системы Калужской области. Репрезентативная ставка налога рассчитывается исходя из фактического поступления налога и налоговой базы по данным департамента регионального развития Калужской области в условиях 2004 года. Ставка составила в 2000 году - 2,23%, в 2001 году - 2,56%, в 2002 году - 3,01%.
Коэффициенты пересчета определяются в целом по области и учитывают изменение налогового законодательства на 2004 год по сравнению с базовым периодом.
Расчет доли налогового ресурса
Для каждого муниципального образования определяется суммарный налоговый ресурс по группе репрезентативных налогов. Доля (индекс) налогового ресурса для муниципального образования рассчитывается по формуле:
НРмо
ИНРмо = -----
НРобл
Для области в целом индекс налогового ресурса приравнивается к 1 (ИНРобл = 1).
Определение реального налогового ресурса
Для области в целом приведенный налоговый ресурс принимается равным объему фактических поступлений налогов за базовый период (по репрезентативной группе налогов), приведенному в условиях 2004 года:
ПНРобл.р. = ФПобл.р.
Приведенные налоговые ресурсы по репрезентативной группе налогов для муниципальных образований - это доля налогового ресурса муниципальных образований умноженная на приведенный налоговый ресурс по области по репрезентативной группе налогов:
ПНРмо = ИНРмо х ПНРобл.р.
Валовый налоговый ресурс по муниципальному образованию определяется по формуле:
(ПНРмо)2 + ФПр.мо х ФПост.мо
ПНРвал.мо = ----------------------------,
ПНРмо
где ПНРвал.мо - приведенный валовый налоговый ресурс по муниципальному
образованию,
(ПНРмо) - приведенный налоговый ресурс по репрезентативной группе налогов по муниципальному образованию,
ФПр.мо - фактические поступления по репрезентативной группе налогов в бюджет муниципального образования,
ФПост.мо - поступления по другим налогам в бюджет муниципального образования:
ФПост.мо = ФПвал.мо - ФПр.мо
где ФПвал.мо - суммарные фактические налоговые поступления в бюджет муниципального образования,
ФПр.мо - фактические поступления по репрезентативной группе налогов в бюджет муниципального образования,
ФПост.мо - поступления по другим налогам.
Расчет налогового потенциала и индекса налогового потенциала
Налоговый потенциал для муниципального образования вычисляется как приведенный налоговый ресурс, рассчитанный на душу населения и определяется по формуле:
ПНРвал.мо
НПмо = -----------,
ЧНмо
где ЧНмо - численность постоянного населения муниципального образования по состоянию на 1 января 2003 года.
Индекс налогового потенциала муниципального образования определяется как налоговый потенциал муниципального образования, отнесенный к среднему по области:
НПмо
ИНПмо = ----------
НПобл.
Для муниципальных образований, у которых объем выданных бюджетных ссуд и кредитов превышает годовой объем налоговых доходов, в целях эффективного использования бюджетных средств индекс налогового потенциала корректируется на соотношение (СИНП) подлежащих возврату в местные бюджеты бюджетных ссуд и кредитов к годовой сумме налоговых доходов соответствующего бюджета.
Удельные валовые налоговые ресурсы рассчитываются по формуле:
УВНРмо = а х ИНПмо
где а - средний уровень налоговых доходов в расчете на душу населения.
Показатель удельных валовых налоговых ресурсов используется только для сопоставления бюджетной обеспеченности муниципальных образований в рамках настоящей Методики и не является прогнозируемой оценкой налоговых доходов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.