Распоряжение Правительства РФ от 28 ноября 2002 г. N 1663-р
1. Утвердить прилагаемые Основные направления поддержки Российской Федерацией соотечественников за рубежом на 2002 - 2005 годы.
2. Федеральным органам исполнительной власти и органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации руководствоваться в своей работе положениями Основных направлений поддержки Российской Федерацией соотечественников за рубежом на 2002 - 2005 годы.
3. Контроль за исполнением настоящего распоряжения возложить на Правительственную комиссию по делам соотечественников за рубежом.
Председатель Правительства |
М.Касьянов |
Основные направления
поддержки Российской Федерацией соотечественников за рубежом на 2002 - 2005 годы
(утв. распоряжением Правительства РФ от 28 ноября 2002 г. N 1663-р)
См. Программу работы с соотечественниками за рубежом на 2006 - 2008 годы, утвержденную распоряжением Правительства РФ от 2 октября 2006 г. N 1370-р
I. Общие положения
Основные направления поддержки Российской Федерацией соотечественников за рубежом на современном этапе представляют собой систему мер по созданию эффективных механизмов взаимодействия российского государства с российской диаспорой в интересах защиты прав и свобод соотечественников, проживающих за рубежом, по более адекватному обеспечению их законных интересов и сохранению этнокультурной самобытности, а также активизации их роли в расширении сотрудничества России с зарубежными государствами и дальнейшем развитии демократических преобразований в Российской Федерации.
Правовую основу действий Российской Федерации по поддержке соотечественников составляют общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации, Конституция Российской Федерации, федеральные законы и другие нормативные правовые акты Российской Федерации, регулирующие деятельность федеральных органов государственной власти в сфере внешней и внутренней политики. Реализация мероприятий по поддержке соотечественников в конкретных зарубежных государствах осуществляется в рамках национального законодательства этих государств и с учетом общепринятой мировой практики.
Поддержка соотечественников за рубежом осуществляется на основе научных рекомендаций и предполагает использование всего имеющегося арсенала механизмов и методов политико-дипломатического, экономического, культурного, гуманитарного и информационного характера с целью обеспечения национальных интересов Российской Федерации.
Работа федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, дипломатических представительств и консульских учреждений Российской Федерации с российской диаспорой проводится в интересах развития ее собственной активности и укрепления институтов российского гражданского общества.
II. Цели и задачи поддержки Российской Федерацией соотечественников за рубежом
Главными целями поддержки Российской Федерацией соотечественников за рубежом являются:
всестороннее содействие полноценной реализации и эффективному обеспечению прав и свобод соотечественников, а также их законных интересов в странах проживания на основе соблюдения норм международного права;
налаживание и развитие всесторонних связей Российской Федерации с соотечественниками, а также их организациями;
активизация роли соотечественников и их организаций в расширении равноправных и взаимовыгодных отношений России с зарубежными государствами и дальнейшем развитии демократических преобразований в Российской Федерации.
Реализация этих целей является одним из важнейших факторов укрепления международной стабильности и безопасности, углубления взаимовыгодного сотрудничества с зарубежными странами, обеспечения национальных интересов России. Эффективное решение наиболее острых и масштабных проблем соотечественников, проживающих, в частности, в ближнем зарубежье, составляет важное условие формирования вдоль российских рубежей надежного пояса добрососедства и сотрудничества.
Российская Федерация исходит из того, что основную ответственность за гарантированное осуществление индивидуальных и коллективных прав, за обеспечение достойных условий жизни на своих территориях несут соответствующие государства.
Россия твердо настаивает на предоставлении и обеспечении соотечественникам в государствах их проживания полного объема гражданских, политических, социальных, экономических, культурных и иных прав и свобод в соответствии с общепризнанными международными нормами и стандартами, строит практические отношения с этими государствами в соответствии с их готовностью должным образом обеспечивать указанные права и свободы.
Российская политика в отношении соотечественников за рубежом направлена на их адаптацию в странах проживания при добровольном сохранении этнокультурной самобытности, а также на формирование механизмов их законной контролируемой миграции в Россию и достижение оптимального баланса между этими процессами. Россия в соответствии со своими международными обязательствами и национальным законодательством намерена принимать на своей территории соотечественников, переселяющихся на добровольной основе или вследствие возникновения чрезвычайных обстоятельств в странах их проживания.
Выступая в защиту принципа культурного многообразия, Российская Федерация придает важное значение развитию и распространению за рубежом русской культуры и русского языка, а также поддерживает меры по сохранению в среде соотечественников иных родных для них языков и культурных традиций.
Важной частью задачи содействия адаптации и интеграции соотечественников является поддержка их самоорганизации, что позволит существенно расширить возможности соотечественников законными средствами обеспечивать себе в стране проживания статус, равный статусу граждан других национальностей, адекватное политическое представительство и участие в принятии решений, доступ к материальным и иным ресурсам, что является необходимым условием для сохранения и развития собственной культуры соотечественников наряду с приобщением к культуре страны проживания.
III. Основные направления государственной поддержки соотечественников за рубежом
1. Использование действующих и создание новых международных механизмов и процедур обеспечения и защиты прав и основных свобод человека, включая права лиц, принадлежащих к национальным меньшинствам
В двусторонних отношениях с зарубежными государствами и при осуществлении международного сотрудничества в других формах Российская Федерация учитывает правовое и социально-экономическое положение соотечественников. Россия исходит из того, что плодотворное двустороннее и многостороннее сотрудничество, в том числе политическое, торгово-экономическое, научно-техническое и военное, возможно при соблюдении соответствующими государствами всего комплекса прав и свобод проживающих там российских соотечественников, включая право на получение гражданства страны проживания, сохранение культурной самобытности, свободное пользование родным языком.
С учетом особой значимости русского языка, являющегося одним из мировых языков, а также средством межнационального общения на постсоветском пространстве и рабочим языком СНГ, Российская Федерация в соответствии с нормами международного права и общепринятой практикой принимает все возможные меры для поддержания статуса и расширения сферы использования русского языка, в том числе в качестве официального.
Будучи приверженной соблюдению общепризнанных международных норм в области обеспечения прав и свобод человека, включая права лиц, принадлежащих к национальным меньшинствам, Россия намерена прилагать энергичные усилия к приведению законодательства и правоприменительной практики всех государств в соответствие с международными нормами и их международными обязательствами.
Россия поддерживает принцип, согласно которому обеспечение прав человека, включая права лиц, принадлежащих к национальным меньшинствам, не является исключительно внутренним делом государства. В этой связи Российская Федерация призывает к интенсификации сотрудничества в сфере прав человека в рамках ООН, ОБСЕ, Совета Европы, Совета государств Балтийского моря, других международных организаций.
Россия открыта для сотрудничества с международными и национальными неправительственными правозащитными и религиозными организациями, осуществляющими мониторинг соблюдения прав человека, ожидает от них реального вклада в улучшение положения соотечественников, в повсеместное укрепление верховенства права, в создание и упрочение демократических институтов.
Необходимым условием создания благоприятного политического климата и установления мер доверия между странами является принятие соответствующих обязательств государствами, пока не присоединившимися к основополагающим международно-правовым актам о правах и основных свободах человека, включая права лиц, принадлежащих к национальным меньшинствам.
Россия намерена в случае необходимости выносить вопросы обеспечения прав и свобод человека, включая права лиц, принадлежащих к национальным меньшинствам, для рассмотрения на заседаниях высших органов СНГ, а также в рамках двусторонних контактов с руководством государств - участников СНГ и государств Балтии.
Россия выступает за интенсификацию переговоров с государствами - участниками СНГ и государствами Балтии по заключению двусторонних и многосторонних договоров о формах и способах урегулирования всего комплекса проблем, связанных с правовым и гражданским статусом соотечественников. Акцент при этом делается на выработку эффективных и надежных гарантий достойного и полного обеспечения их гражданских, политических, социальных, культурных, религиозных и иных прав и свобод, а также создание механизмов реализации достигнутых договоренностей. Особое внимание уделяется правам соотечественников - граждан Российской Федерации и лиц без гражданства, проживающих за пределами России, решению проблемы приобретения последними гражданства.
Исходя из того, что нарушения прав человека и дискриминация по этническому, языковому, религиозному и иным признакам препятствуют нормальной адаптации соотечественников в государствах проживания, служат одной из основных причин их вынужденных перемещений, Российская Федерация придает большое значение мониторингу соблюдения этих прав и считает своим долгом информировать отечественную и мировую общественность о положении российской диаспоры в зарубежных государствах, включая государства - участники СНГ и государства Балтии.
Меры по формированию условий для эффективной защиты прав и свобод соотечественников, в том числе с использованием международных механизмов и процедур, изложены в приложении N 1.
2. Финансовая и экономическая поддержка соотечественников в государствах - участниках СНГ и государствах Балтии
Исходя из того, что значительная часть соотечественников, проживающих в странах СНГ и Балтии, относится к социально не защищенным слоям населения, Российская Федерация рассматривает оказание им помощи и поддержки как одну из важных составных частей государственной политики в отношении соотечественников, проживающих за рубежом. Для этих целей используются средства федерального бюджета в пределах ассигнований соответствующего года. Прямая финансовая поддержка (в пределах выделенных на эти цели бюджетных средств) будет оказываться в первую очередь социально не защищенным группам соотечественников, проживающих (пребывающих) в государствах - участниках СНГ и государствах Балтии.
При этом поддерживаются инициативы неправительственных организаций, привлекающих средства из внебюджетных источников.
3. Развитие гуманитарных, культурных, образовательных, научных, информационных и деловых связей и контактов с соотечественниками
Российская Федерация поддерживает сотрудничество с соотечественниками в области образования, культуры и искусства, а также развитие научных, гуманитарных, информационных, деловых, профессиональных, спортивных, детских, молодежных, женских, ветеранских, парламентских, творческих, религиозных и других контактов и связей, в том числе на основе многосторонних и двусторонних договоров с зарубежными государствами, и способствует их последовательной реализации.
Позиция России строится на необходимости учитывать культурные, информационные, образовательные, религиозные и иные духовные потребности соотечественников, их готовность взаимодействовать с российскими государственными и неправительственными структурами в осуществлении проектов гуманитарного, культурного, научного и иного характера.
К основным направлениям деятельности по усилению культурного присутствия России в зарубежных государствах относятся: создание и развитие сети российских центров науки и культуры, прежде всего в соседних государствах, интенсификация культурных связей на основе имеющихся международных договоров и заключения новых, содействие всем видам обменов и контактов между Российской Федерацией и соотечественниками, популяризация культуры народов России за рубежом.
Россия намерена продолжать оказывать содействие соотечественникам в получении образования и повышении квалификации в учебных и научно-исследовательских учреждениях Российской Федерации, а также поддерживать в рамках межправительственных договоренностей и на базе договоренностей между соответствующими организациями деятельность средних, специальных, высших и иных образовательных учреждений с преподаванием на русском языке в зарубежных странах, способствовать налаживанию их сотрудничества с российскими образовательными и научно-исследовательскими учреждениями.
Вместе с тем, признавая особую роль семьи и семейного воспитания в сохранении этнокультурной идентичности, осознании причастности к исторической судьбе России независимо от места конкретного проживания, Российская Федерация будет всячески способствовать процессам неформального сплочения своих соотечественников в каждом государстве, прежде всего по линии создания детских, юношеских и женских клубов, организации любых совместных видов семейного досуга, празднования общероссийских и национальных праздников.
Российская Федерация содействует реализации прав соотечественников на получение, использование и распространение информации на русском и других языках народов России, на сохранение и развитие информационных связей между российской диаспорой и Российской Федерацией, а также внутри российской диаспоры. В этих целях Россия принимает меры к заключению межгосударственных договоров по сотрудничеству в целях обеспечения этнокультурных, образовательных, информационных, языковых и иных потребностей соотечественников, а также реализации соответствующих программ сотрудничества.
Российская Федерация содействует и поощряет развитие всесторонних контактов и связей между общественными организациями и отдельными гражданами в России и в странах проживания соотечественников, а также развитие общественных инициатив, направленных на поддержку и взаимодействие с соотечественниками за рубежом, включая создание специализированных общественных организаций.
Российская Федерация приветствует и поощряет в рамках своего законодательства сотрудничество соотечественников и их организаций с российскими предпринимательскими структурами всех форм собственности.
Меры по оказанию финансовой и экономической поддержки, развитию гуманитарных, культурных, образовательных, научных, информационных и деловых связей с соотечественниками изложены в приложении N 2.
4. Поддержка общественных организаций (ассоциаций) и объединений соотечественников
Россия в рамках своего законодательства и в соответствии с нормами международного права оказывает поддержку общественным организациям соотечественников, деятельность которых осуществляется в соответствии с законодательством стран проживания и направлена на сохранение их этнической и культурной самобытности, защиту и обеспечение прав и свобод человека, включая права лиц, принадлежащих к национальным меньшинствам, развитие и укрепление контактов с Россией.
Особое значение придается мерам поддержки молодежных организаций соотечественников, русскоговорящей молодежи, сохранению и развитию их связей с Россией.
Важным направлением является также взаимодействие с религиозными объединениями соотечественников, особенно в тех местах, где они являются весомым фактором сплочения соотечественников или нуждаются в помощи и защите от дискриминации и притеснений. Россия готова содействовать социально значимым инициативам Русской православной церкви и других традиционных конфессий по оказанию духовной и культурной помощи соотечественникам.
Россия намерена поощрять контакты российских государственных и общественных организаций с организациями соотечественников, а также содействовать объединению их усилий для конструктивной деятельности.
В интересах консолидации российской диаспоры Россия поддерживает инициативу соотечественников по созданию всемирной и региональных международных общественных организаций российской диаспоры, объединяющих юридических и физических лиц зарубежных стран и Российской Федерации.
Загранучреждения, российские центры науки и культуры за рубежом Министерства иностранных дел Российской Федерации, представительства других российских федеральных органов исполнительной власти и организаций осуществляют постоянные контакты с общественными организациями соотечественников, информируют их представителей о государственной политике Российской Федерации в этой области.
Меры по поддержке деятельности общественных организаций (ассоциаций) и объединений соотечественников изложены в приложении N 3.
5. Поддержка социально не защищенных категорий соотечественников
Российская Федерация в соответствии со своим законодательством и на основе межгосударственных договоренностей оказывает поддержку социально не защищенным категориям соотечественников. Наиболее нуждающимся, а также оказавшимся в экстремальных ситуациях соотечественникам, проживающим (пребывающим) прежде всего в странах СНГ и Балтии, может предоставляться в установленном порядке на индивидуальной основе прямая финансовая и иная материальная помощь. Для этих целей используются средства федерального бюджета в пределах ассигнований соответствующего года.
Специальное внимание уделяется оказанию материальной поддержки соотечественникам - ветеранам Великой Отечественной войны и приравненным к ним лицам, проживающим в тех государствах, законодательство которых не предусматривает предоставления им льгот, аналогичных по объему и содержанию льготам, установленным законодательством Российской Федерации.
Меры по поддержке социально не защищенных категорий соотечественников изложены в приложении N 4.
IV. Механизмы реализации основных направлений
Реализация мер по поддержке соотечественников за рубежом осуществляется путем скоординированных и последовательных усилий федеральных органов власти и органов исполнительной власти заинтересованных субъектов Российской Федерации с привлечением иных заинтересованных партнеров, в том числе общественных, религиозных и других организаций, хозяйствующих субъектов, средств массовой информации.
Координирующим органом Правительства Российской Федерации, обеспечивающим эту работу, является Правительственная комиссия по делам соотечественников за рубежом (далее именуется - Правительственная комиссия).
Финансирование соответствующих мероприятий, реализуемых в Российской Федерации и за рубежом, осуществляется за счет средств федерального бюджета, выделяемых ежегодно на поддержку соотечественников за рубежом.
Правительственная комиссия по представлению Министерства иностранных дел Российской Федерации рассматривает и утверждает направления использования указанных средств федерального бюджета, вносит в них изменения и дополнения, контролирует использование средств в установленном порядке.
Правительственная комиссия принимает также меры по привлечению для поддержки соотечественников средств из внебюджетных источников и из бюджетов субъектов Российской Федерации. Использование этих средств осуществляется в установленном порядке.
Порядок использования средств федерального бюджета на реализацию мероприятий по поддержке соотечественников за рубежом определяется Правительством Российской Федерации.
Приложение N 1
к Основным направлениям поддержки
Российской Федерацией соотечественников
за рубежом на 2002 - 2005 годы
Меры по формированию условий для эффективной защиты прав и свобод соотечественников, в том числе с использованием международных механизмов и процедур
Исполнители | |
1. Взаимодействие с иностранными государствами и международными организациями в целях защиты прав и законных интересов соотечественников |
МИД России с участием комитетов и комиссий палат Федерального Собрания Российской Федерации (по согласованию) |
2. Формирование дополнительных механизмов защиты прав соотечественников, в том числе создание при Правительственной комиссии по делам соотечественников за рубежом рабочей группы по оказанию правовой помощи соотечественникам, разработка и осуществление комплекса мер по защите и оказанию правовой помощи |
МИД России Минюст России МВД России ФСБ России Минобороны России при участии Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации (по согласованию) |
3. Поддержка деятельности правозащитников и адвокатов, отстаивающих права соотечественников в правоохранительных органах и судах в государствах проживания с использованием международных механизмов и процедур |
МИД России органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации с участием правозащитных неправительственных организаций (по согласованию) |
4. Разработка и продвижение инициатив по созданию дополнительных международно-правовых инструментов и процедур, а также по совершенствованию действующих инструментов и процедур, связанных с защитой и обеспечением прав человека, включая права лиц, принадлежащих к национальным меньшинствам |
МИД России МВД России ФСБ России |
5. Подготовка предложений по приведению Федерального закона "О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом" в соответствие с законодательством Российской Федерации |
МИД России федеральные органы исполнительной власти с участием комитетов и комиссий палат Федерального Собрания Российской Федерации (по согласованию) |
6. Анализ положения соотечественников за рубежом и подготовка на его основе ежегодно доклада о положении соотечественников за рубежом и реализации мер по их поддержке. Доведение основных положений доклада до сведения общественности, средств массовой информации, международных организаций и иностранных государств, общественных и религиозных организаций соотечественников |
МИД России Росзарубежцентр МПТР России с участием комитетов и комиссий палат Федерального Собрания Российской Федерации (по согласованию) |
7. Информационная поддержка общественных организаций соотечественников в государствах - участниках СНГ и государствах Балтии по вопросам создания механизмов правовой помощи в целях защиты прав соотечественников в государствах проживания (пребывания) |
МИД России Минюст России с участием комитетов и комиссий палат Федерального Собрания Российской Федерации (по согласованию) |
8. Предоставление средствам массовой информации официальных материалов о положении соотечественников за рубежом. Использование возможностей сети Интернет для информирования общественности России и зарубежных стран по вопросам соблюдения прав соотечественников за рубежом и о принимаемых мерах по их защите |
МИД России МПТР России с участием комитетов и комиссий палат Федерального Собрания Российской Федерации (по согласованию) |
Приложение N 2
к Основным направлениям поддержки
Российской Федерацией соотечественников
за рубежом на 2002 - 2005 годы
Меры по оказанию финансовой и экономической поддержки, развитию гуманитарных, культурных, образовательных, научных, информационных и деловых связей с соотечественниками
Исполнители | |
1. Разработка правил составления заявок на финансирование мероприятий по поддержке соотечественников за рубежом, а также критериев их оценки и отбора наиболее перспективных предложений |
МИД России Минфин России |
2. Использование механизмов международного сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами в интересах налаживания экономических связей соотечественников за рубежом и их организаций с хозяйствующими субъектами Российской Федерации |
МИД России ГТК России органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации |
3. Оказание организациям соотечественников содействия в получении информации о ситуации на российских региональных рынках труда и о потребностях в рабочей силе, привлекаемой для постоянной, временной и сезонной работы, а также об условиях добровольного переселения в Россию |
МИД России МВД России органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации |
4. Проведение двусторонних переговоров с государствами - участниками СНГ и государствами Балтии о мерах по реализации соглашений о порядке создания и функционирования филиалов высших учебных заведений в государствах - участниках СНГ и государствах Балтии |
Минобразование России МИД России Росзарубежцентр |
5. Разработка и осуществление мер по оказанию организационной и методической помощи действующим российско-национальным (славянским) университетам, стационарным филиалам ведущих российских вузов в государствах -участниках СНГ, иным образовательным учреждениям такого рода за рубежом |
Минобразование России МИД России Росзарубежцентр |
6. Проработка и реализация проектов целевого расширения возможностей очных и заочных (дистанционных) форм обучения соотечественников в российских образовательных учреждениях |
Минобразование России Минфин России МИД России Росзарубежцентр |
7. Внесение с учетом интересов соотечественников изменений в распределение квот государственных стипендий, выделяемых за счет средств, предусмотренных в федеральном бюджете на обучение в вузах России иностранных студентов |
Минобразование России МИД России |
8. Проработка предложений по восстановлению сети курсов по русскому языку в дальнем зарубежье |
Росзарубежцентр МИД России Минобразование России |
9. Проведение в Российской Федерации олимпиад по русской словесности и другим гуманитарным, естественно-научным и прикладным дисциплинам для учащихся образовательных учреждений иностранных государств из числа соотечественников |
Минобразование России Росзарубежцентр МИД России Минфин России органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации |
10. Организация повышения квалификации научно-педагогических кадров образовательных учреждений иностранных государств, в которых осуществляется обучение на русском языке. Содействие организации и проведению ежегодного конкурса "Лучший учитель русской словесности" среди педагогов школ государств - участников СНГ и государств Балтии, в которых осуществляется обучение на русском языке |
Минобразование России МИД России Минфин России |
11. Осуществление целевых поставок, в том числе на коммерческой основе, учебно-методической литературы для общеобразовательных, воскресных школ, иных образовательных учреждений иностранных государств, осуществляющих обучение на языках народов России |
Минобразование России Минфин России ГТК России МИД России Росзарубежцентр органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации |
12. Поддержка театров, профессиональных творческих коллективов и студий, действующих за рубежом и пропагандирующих российскую культуру. Организация творческих семинаров, встреч и мастер-классов для творческих деятелей - соотечественников, проживающих в государствах - участниках СНГ и государствах Балтии. |
Минкультуры России Росзарубежцентр Минфин России МИД России |
Оказание содействия известным деятелям культуры и искусства, писателям, художникам, а также молодым дарованиям из среды соотечественников, в том числе содействие их участию в творческих международных конкурсах |
|
13. Осуществление мер по выявлению и сохранению в государствах проживания соотечественников памятников, связанных с культурой и историей России |
МИД России Росзарубежцентр Минкультуры России |
14. Организация в государствах проживания соотечественников семейных конкурсов на знание истории и культуры России с приглашением победителей на отдых в Российскую Федерацию |
Росзарубежцентр МИД России Минкультуры России |
15. Подготовка и распространение среди соотечественников книг для семейного чтения по истории, географии, экономике, народонаселению, государственному устройству, политической и культурной жизни современной России |
МИД России Минобразование России Минкультуры России МПТР России |
16. Подготовка и внесение в Правительство Российской Федерации предложений по созданию в государствах - участниках СНГ российских центров науки и культуры |
МИД России Росзарубежцентр Минфин России |
17. Проведение в иностранных государствах дней культуры регионов России, тематических выставок, презентаций, конференций и иных мероприятий с привлечением соотечественников и их организаций |
органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации Росзарубежцентр Минкультуры России федеральные органы исполнительной власти |
18. Взаимодействие с русскоязычными средствами массовой информации за рубежом с целью обеспечения соотечественников объективной информацией о событиях в России |
МИД России МПТР России |
19. Разработка и осуществление проектов, в том числе на коммерческой основе, связанных с расширением теле- и радиовещания из России на различные страны и регионы мира и подготовкой специализированных программ для соотечественников |
МПТР России МИД России |
20. Распространение периодических и иных печатных изданий, кинопродукции, аудио- и видеоматериалов на родных языках соотечественников |
МПТР России Минфин России МИД России |
21. Организация подписки соотечественников и их общественных и религиозных организаций на периодические издания, выходящие в Российской Федерации |
МИД России Минфин России |
22. Создание при органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации консультативных органов по связям с соотечественниками за рубежом |
органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации комиссии и комитеты палат Федерального Собрания Российской Федерации (по согласованию) МИД России |
Приложение N 3
к Основным направлениям поддержки
Российской Федерацией соотечественников
за рубежом на 2002 - 2005 годы
Меры по поддержке деятельности общественных организаций (ассоциаций) и объединений соотечественников
Исполнители | |
1. Содействие процессу самоорганизации соотечественников, оказание помощи в проведении конференций, целевых семинаров и т.п. для активизации деятельности общественных структур соотечественников |
МИД России Росзарубежцентр федеральные органы исполнительной власти органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации |
2. Содействие реализации инициатив по созданию всемирной и региональных международных неправительственных организаций российских соотечественников. Содействие установлению информационных и деловых связей между активно действующими организациями соотечественников |
МИД России Росзарубежцентр органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации |
3. Налаживание и поддержание контактов с заинтересованными общественными и религиозными организациями соотечественников, физическими лицами, разработка проектов по поддержке соотечественников и взаимодействию с ними |
МИД России Росзарубежцентр |
4. Привлечение общественных и религиозных организаций соотечественников к деятельности попечительских советов российско-национальных (славянских) университетов и филиалов образовательных учреждений России, создаваемых на территории государств - участников СНГ и государств Балтии |
Минобразование России Росзарубежцентр МИД России |
5. Содействие общественным и религиозным организациям соотечественников за рубежом в осуществлении ими культурной, просветительской, информационной, гуманитарной деятельности, издании газет, бюллетеней, подготовке теле- и радиопрограмм, создании и поддержке веб-сайтов, а также в осуществлении иной законной деятельности. Закупка издаваемой в России литературы и поставка библиотекам, обслуживающим общественные и религиозные организации российских соотечественников за рубежом |
МИД России Росзарубежцентр Минфин России Минкультуры России Минобразование России МПТР России ГТК России органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации |
Приложение N 4
к Основным направлениям поддержки
Российской Федерацией соотечественников
за рубежом на 2002 - 2005 годы
Меры по поддержке социально не защищенных категорий соотечественников
Исполнители | |
1. Организация медицинской реабилитации соотечественников - ветеранов Великой Отечественной войны и приравненных к ним категорий ветеранов, проживающих в государствах - участниках СНГ и государствах Балтии, в том числе в лечебных и санаторных учреждениях Российской Федерации и государств проживания |
МИД России Минфин России органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации |
2. Разработка и осуществление мер материальной помощи соотечественникам - ветеранам Великой Отечественной войны, проживающим в иностранных государствах, законодательство которых не предусматривает предоставления им льгот, аналогичных по объему и содержанию льготам, установленным законодательством Российской Федерации |
МИД России Минфин России |
3. Организация в Российской Федерации оздоровительного отдыха детей-соотечественников из социально не защищенных семей |
МИД России Минфин России органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации |
4. Оказание прямой финансовой помощи социально не защищенным категориям соотечественников на индивидуальной основе |
МИД России Минфин России |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Утверждаются Основные направления поддержки Российской Федерацией соотечественников за рубежом на 2002- 2005 гг. Основные направления призваны создать эффективные механизмы взаимодействия российского государства с российской диаспорой в интересах защиты прав и свобод соотечественников, проживающих за рубежом, по более адекватному обеспечению их законных интересов и сохранению этнокультурной самобытности, а также активизации их роли в расширении сотрудничества с зарубежными государствами.
Декларируется, что основную ответственность за гарантированное осуществление индивидуальных и коллективных прав, за обеспечение достойных условий жизни на своих территориях несут соответствующие государства. В случае необходимости Россия намерена выносить вопросы обеспечения прав и свобод человека, включая права лиц, принадлежащих к национальным меньшинствам, для рассмотрения на заседаниях высших органов СНГ, а также в рамках двусторонних контактов с руководством государств - участников СНГ и государств Балтии.
Распоряжение Правительства РФ от 28 ноября 2002 г. N 1663-р
Текст распоряжения опубликован в Собрании законодательства Российской Федерации от 9 декабря 2002 г. N 49 ст. 4899