Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 2. Оценка исходного состояния налоговой базы
и налогового потенциала муниципального образования "Город Калуга"
Динамика показателей социально-экономического развития города за три года (2001-2003 гг.) характеризовалась стабильным экономическим ростом, связанным с увеличением объемов промышленного производства, ростом деловой предпринимательской активности, увеличением реальных доходов населения, ростом доходной части бюджета, увеличением его социальной направленности.
Прирост объема промышленного производства в сопоставимых ценах составил около 50%, что на 2-5 пунктов выше уровня городов, входящих в ЦФ округ и на 4 пункта выше общероссийского показателя. Для сравнения: за три последних года прирост объема промышленного производства в 2,3 раза выше уровня прироста достигнутого за предшествующий период (1998-2000 гг.).
При этом доля города в объеме промышленного производства Калужской области за три года увеличилась с 41,0% до 46,5%. На одного жителя города приходится 62 тыс. руб. против 25,6 тыс. руб. в 2000 году. Производительность труда на крупных и средних предприятиях города возросла в 2,5 раза.
Наиболее существенное влияние на рост производства оказали предприятия ФГУП "КЗТА", ФГУП "Ремпутьмаш", ФГУП " КЭМЗ", ОАО "КТЗ", ОАО "Завод Транспортного машиностроения", ОАО "Автоприбор", ООО "Завод Радиооборудования", ОАО "КЗАЭ", ОАО "Тайфун", ЗАО "Азаровский завод стеновых материалов", ОАО "ЭЛМАТ", ЗАО НПО "Промприбор", ЗАО НП "Мясокомбинат", ООО "Пивоваренная компания" и другие. Промышленный подъем сопровождался качественными изменениями в финансах предприятий: более чем в 2,3 раза возросла их балансовая прибыль, снизилось количество убыточных предприятий.
Появилась положительная тенденция по снижению долгов по заработной плате. Снижение составило 2,6 раза, в производственных отраслях - 2,4 раза, в социальной сфере - 2,8 раза. Средняя заработная плата, по данным облкомстата, на конец 2003 году достигла 5273 рубля, и возросла в 2,6 раза по сравнению с достигнутым уровнем на конец 2000 года.
Кроме того, улучшение финансового положения предприятий, расширение их возможности по осуществлению инвестиций в основной капитал.
Объем инвестиций в основной капитал за три года увеличился на 80% и составил в 2003 году 4,7 млрд. руб. Соответственно - удельный вес собственных средств предприятий и организаций города в общем объеме инвестиций возрос с 18,7% до 35%. В расчете на 1 жителя города Калуги объем инвестиций составляет 13,6 тыс. руб., а в расчете на одного жителя Калужской области 9,1 тыс. руб. (Для сравнения: за три последних года прирост объема инвестиций в основной капитал в 3,5 раза выше уровня прироста достигнутого за предшествующий период (1998-2000 гг.).
Факторный анализ выпуска базовых отраслей показал, что практически весь прирост в 20012003 гг. обеспечен за счет промышленности, розничной торговли и строительства. Экономика города традиционно ориентирована на производство товаров, причем их доля в валовом выпуске стала более весомой (57,1% в 2001-2002 гг., что на 8,5 процентных пункта больше, чем в 1994 году).
Реально располагаемые денежные доходы населения увеличились на 30%. Рост доходов населения, как элемент потребительского спроса позволил увеличить покупательскую способность.
Объем розничного товарооборота за последние три года в сопоставимых ценах возрос на 42,7% и достиг 9,6 млрд. руб., в среднем на 1 жителя города приходится товаров на сумму 28 тыс. руб., против 14,3 тыс. руб. в 2000 году.
Зависимость увеличения налоговых поступлений в бюджет Калуги от роста показателей социально-экономического развития представлена в таблице.
Показатели | 2001 год отчет |
2002 год отчет |
2003 год отчет |
Объем производства продукции промышленными предприятиями (млн. руб.) |
13733,9 |
16176,8 |
21450,9 |
Темп роста в % к предыдущему году - в действующих ценах |
154,4 |
117,8 |
132,6 |
- в сопоставимых ценах | 131,3 | 105,8 | 112,4 |
Собственные доходы бюджета города (млн руб.) | 1135,3 | 1485,4 | 1933,9 |
Темп роста в % к предыдущему году | 130,8 | 130,2 | |
Прибыль рентабельных организаций (млн руб.), в т.ч. |
1800,6 |
3193,5 |
3140,7 |
Темп роста в % к предыдущему году | 113,0 | 123,7 | 111,8 |
Налог на прибыль в бюджет города (млн руб.) | 317,1 | 418,9 | 421,5 |
Темп роста в % к предыдущему году | 158,9 | 185,1 | 132,1 |
Фонд оплаты труда во всех отраслях экономики (млн. руб.) |
4344 |
6920,4 |
9110,3 |
Темп роста в % к предыдущему году | 159,3 | 131,6 | |
Налог на доходы физических лиц в бюджет города (млн. руб.) |
453,9 |
632,1 |
886,4 |
Темп роста в % к предыдущему году | 177,2 | 139,3 | 140,2 |
Акцизы в бюджет города | 25,7 | 32,1 | 46,4 |
Темп роста в % к предыдущему году | 169,9 | 124,8 | 144,5 |
Удельный вес отраслей экономики основных налогообразующих показателях за 2003 год представлен в таблице.
Наименование отраслей | Прибыль рентабельных организаций, % |
Фонд заработной платы (%) |
Промышленность | 73 | 36,3 |
Строительство | 6 | 8,9 |
Торговля и общественное питание |
8,9 | 6,7 |
Транспорт | 0,7 | 8,2 |
Отрасли бюджетной сферы | X | 26 |
Прочие | 11,4 | 13,9 |
Итого | 100 | 100 |
Из таблицы видно, что наибольший удельный вес в формировании налоговой базы у следующих отраслей: промышленность, строительство, торговля и общественное питание, транспорт, связь.
Это подтверждает и анализ отраслевой структуры налоговых доходов. За 2003 год доля промышленности в общем объеме налоговых поступлений составила 73 процента, строительства - 6.0%, торговли и общественного питания - 8,9%, транспорта - 0,7%.
Незначительный объем налогов, поступающих от сельскохозяйственных организаций, объясняется их льготным налогообложением, установленным на федеральном уровне. Указанные организации освобождены от уплаты налогов на прибыль и имущество. Основные налоги, поступающие во все уровни бюджета по отрасли "сельское хозяйство": налог на добавленную стоимость, подоходный налог с физических лиц, налог на землю.
В объеме налогов, которые поступают от промышленности, основная доля приходится на налоговые платежи предприятий машиностроения и металлообработки (46 процентов), пищевой промышленности (18,7 процента).
В городе введены упрощенная система налогообложения для субъектов малого предпринимательства, единый налог на вмененный доход для определенных видов деятельности
Поступления налогов по указанным системам составляют 7,6% от общего объема доходов бюджета Калуги.
Налоговые преобразования, проведенные в городе и в рамках реформирования налоговой системы на федеральном уровне, способствовали созданию благоприятного налогового и инвестиционного климата.
В общероссийском рейтинге регионов России за 2003 год Калужская область вошла в перечень регионов с динамично развивающимся инвестиционным потенциалом. Область входит в двадцатку регионов с минимальным инвестиционным риском.
В целях повышения заинтересованности предприятий в инвестировании реального сектора экономики, создания новых производств и рабочих мест областным налоговым законодательством предусмотрено предоставление категории налогоплательщиков, реализующих инвестиционные и инновационные проекты, льгот по налогам на прибыль организаций, на имущество предприятий, земельному налогу в части, зачисляемой в городской бюджет.
Активно используются возможности предоставления предприятиям меры поддержки в виде реструктуризации задолженности по платежам в бюджет, которые осуществляет Городская комиссия по недоимке.
Налоговыми органами в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации на постоянной основе ведется работа с налогоплательщиками по исполнению ими обязанности по уплате налогов и сборов, предпринимаются меры по снижению налоговой задолженности.
Недоимка в местный бюджет на начало 2004 года сократилась в 2,6 раза по сравнению с 01.01.2003. В целях качественного обеспечения сбора налоговых платежей ведется реестр налогоплательщиков города, активно осуществляются меры по финансовому оздоровлению предприятий.
Бюджетная политика муниципального образования является ключевым звеном экономической политики и направлена на превращение бюджета в инструмент финансового оздоровления экономики.
Существующее федеральное налоговое законодательство не стимулирует развитие местного самоуправления. Возможности местного бюджета в связи с изменениями федерального налогового законодательства оказались существенно занижены.
Решение вопросов в сфере совершенствования межбюджетных отношений муниципального образования "Город Калуга" с областью тормозится тем, что до сих пор на федеральном уровне не приняты государственные минимальные социальные стандарты и ряд законов, которые позволили бы стабилизировать бюджетный процесс.
С 1999 года был принят и впоследствии усовершенствован областной Закон "О временных минимальных социальных нормах муниципальных образований Калужской области", в соответствий с которым осуществлялось формирование расходной части бюджета МО "Город Калуга" для определения межбюджетных отношений в бюджете Калужской области на 1999-2003 годы.
Действие данного закона предусматривает механизм распределения бюджетных средств по отраслям и статьям расходов. Закон охватывает важнейшие показатели обеспеченности населения минимально необходимыми социально-бытовыми, социально-культурными и другими услугами в денежном выражении на одного жителя муниципального образования. На основании указанного закона согласуется минимальный бюджет муниципального образования "Город Калуга" и объем доходов, который покрывает гарантируемые минимально необходимые расходы.
С 2002 года все расчеты по взаимоотношениям областного и городского бюджета строятся на основе Методики межбюджетных отношений. Структура налоговых доходов бюджета муниципального образования "Город Калуга" за период 2001-2004 годов представлена в таблице.
Основные составляющие доходной части бюджета в 2001-2004 годах (в процентах от общего объема доходов):
Наименование доходов | Факт 2001 год |
Факт 2002 год |
Факт 2003 год |
Оценка 2004 год |
Налоговые доходы | 83,1 | 84,8 | 82,13 | 69,76 |
В том числе: | ||||
Налог на прибыль | 25,35 | 26,5 | 20,06 | 16,44 |
Налог на доходы физических лиц | 34,69 | 39,99 | 42,2 | 33,93 |
НДС | - | - | - | - |
Акцизы | 2,06 | 2,03 | 2,21 | 2,88 |
Единый налог, взимаемый в связи с применением упрощенной системы налогообложения |
0,4 |
0,5 |
1,0 |
0,9 |
Единый налог на вмененный доход для определенных видов деятельности |
2,4 |
2,1 |
1,1 |
2,4 |
Налоги на имущество | 7,29 | 7,26 | 7,35 | 6,33 |
Платежи за пользование природными ресурсами |
1,99 |
2,02 |
2,42 |
1,43 |
В т.ч. земельный налог | 1,85 | 1,92 | 2,35 | 1,31 |
Местные налоги | 6,9 | 3,92 | 5,28 | 1,12 |
Прочие налоговые, поступления | 2,03 | 0,5 | 0,51 | 4,33 |
Неналоговые доходы | 4,7 | 6,08 | 5,62 | 5,45 |
В том числе: | ||||
Доходы от имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, или от деятельности |
3,4 |
3,76 |
4,74 |
4,83 |
Прочие неналоговые доходы | 1,3 | 2,32 | 0,88 | 0,62 |
Итого собственных доходов | 87,8 | 90,88 | 87,75 | 75,21 |
Безвозмездные перечисления | 9,61 | 6,4 | 10,04 | 22,26 |
Доходы от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности |
2,59 |
2,72 |
2,21 |
2,53 |
Всего доходов | 100 | 100 | 100 | 100 |
Доходная часть бюджета МО "Город Калуга" формируется преимущественно за счет налоговых доходов. Максимальное значение удельного веса налоговых доходов в составе собственных доходов бюджета достигнуто в 2001 году и составило 91,5 процента. По оценке 2004 года удельный вес налоговых доходов составит 88,2 процента.
Крупнейшей доходной статьей бюджета являлся налог на доходы физических лиц и налог на прибыль. Доля этих налогов составляла в 2001 году соответственно 34,69 и 25,35 процентов от общего объема доходов.
В 2001 году налог на доходы физических лиц являлся первым по своей значимости в доходах - его доля составляла 34,69 процента. К 2002 году его удельный вес возрос до 39,99%, указанный налог стал самым значимым налоговым источником города. Рост доли его поступлений был отмечен в 2002 году - до 42,2 %, по оценке 2004 года - 33,93%, наблюдается снижение доли к уровню 2003 года на 8,3 пункта, это связано с понижением процента отчислений в бюджет муниципального образования: 2004 г.- 61% против 71% в 2003 году.
Рост поступлений налога на доходы физических лиц происходил за счет реализации государственной политики, направленной на повышение жизненного уровня населения: повышения оплаты труда работникам бюджетной сферы и военнослужащим. Причиной роста доли налога на доходы 'физических лиц явились изменения в налоговом и бюджетном законодательстве: во-первых, с 1 января 2001 года введена единая ставка 13 процентов независимо от величины дохода; во-вторых, значительно расширен перечень налогоплательщиков; в-третьих, с 1 января 2002 года закреплен 100-процентный норматив отчислений в бюджеты субъектов Российской Федерации, из которых в 2004 году 61% идет в бюджет муниципального образования против 71% - в 2003 году.
В 2002 году фактическое поступление налога на прибыль в бюджет территории составило 26,5% соответственно, к уровню 2001 г. произошло снижение доли на 1.15 пункта, происходит постоянное снижение доли поступлений налога на прибыль в структуре доходов города до 16,44% по оценке 2004 года.
Основными причинами этого снижения явились изменения в федеральном налоговом законодательстве. С 1 января 2002 г. значительно (с 35 до 24 процентов; по кредитным организациям - с 43 до 24 процентов) сокращена ставка налога на прибыль организаций, что не компенсировалось дополнительными поступлениями налога от отмены большинства льгот по нему. Кроме того, значительно изменился порядок определения налоговой базы. Появились новые виды расходов, разрешенных к вычету.
Понижение ставки налога на прибыль и отмена практически всех налоговых льгот должны создать предпосылки для стимулирования расширенного воспроизводства. Получив возможность увеличить средства, остающиеся в распоряжении организации после уплаты налогов, организации смогут больше средств направлять на развитие, увеличивая базу по налогу на имущество (вкладывая средства в основные фонды) и подоходному налогу (увеличивая количество рабочих мест и заработную плату).
Доля налога на имущество предприятий в 2001 г. составляла 7,29% от общего объема доходов бюджета и 8,8% от налоговых доходов бюджета. В последующие годы наметилась тенденция незначительно спада объемов поступлений по налогу на имущество предприятий - на 0,9 пункта. В 2002 году доля платежей по налогу на имущество юридических лиц составила 7,3%, в 2003 г. - 7,3%.
Важной бюджетообразующей статьей являются акцизы. В 2002-2003 годах их доля в общем объеме доходов бюджета составляла около 2,03-2,21 процента. По оценке, в 2004 году их удельный вес возрастет до 2,88 процентов. Это обусловлено изменением федерального налогового законодательства в части акцизов по операциям, совершаемым при реализации нефтепродуктов, и передачей субъектам Российской Федерации части указанных акцизов.
Незначительными являются поступления по земельному налогу - 1,3%. В условиях реформирования земельных отношений на федеральном уровне пересматривается налоговая политика в данной сфере.
Снижение доли местных налогов с 2001 года по отношению к 2000 году обусловлено отменой налога на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы.
На формирование неналоговых доходов бюджета города большое влияние оказывают поступления от использования муниципальной собственности. Доходы от сдачи в аренду имущества, находящегося в муниципальной собственности, составляют около 2,3% в структуре доходной части бюджета Калуги.
Повышение эффективности управления муниципальным имуществом включает в себя реализацию мероприятий по проведению инвентаризации имущества, вовлечению в хозяйственный оборот объектов незавершенного строительства, контролю за использованием имущества по назначению, его сохранностью.
В реестре муниципального имущества города по состоянию на 01.01.2004 зарегистрировано 176 учреждений и 36 предприятий.
Состав муниципальной собственности города
Наименование показателя | 2001 год | 2002 год | 2003 год |
Количество муниципальных предприятий | 42 | 37 | 36 |
Количество объектов недвижимого имущества муниципальных предприятий |
- |
- |
422 |
Балансовая стоимость имущества муниципальных предприятий, млн. руб. |
1022,6 |
1383,7 |
1413,8 |
Количество муниципальных учреждений | 175 | 174 | 176 |
Балансовая стоимость имущества муниципальных учреждений, млн. руб. |
9808,7 |
10062,1 |
11491,1 |
Основные финансово-экономические показатели деятельности предприятий, находящихся в муниципальной собственности города Калуги приведены в таблице.
Наименование показателя | 2001 год | 2002 год | 2003 год |
Количество предприятий | 43 | 37 | 36 |
Численность работающих | 6,6 | 7,1 | 7,2 |
Выручка от реализации (млн. руб.) | 847,3 | 1140,9 | 1528,4 |
Прибыль рентабельных предприятий (млн. руб.) |
32,41 | 32,3 | 115,9 |
Количество прибыльных предприятий | 22 | 27 | 28 |
Общий объем реализации продукции (работ, услуг) за период с 2000 по 2003 год увеличился на 647 млн. руб., или на 83%. На увеличение объема повлияло как повышение уровня цен, так и меры, принимаемые руководителями предприятий, по расширению номенклатуры выпускаемой продукции, поиску новых рынков сбыта, а также осуществление альтернативных видов деятельности.
Приватизация муниципального имущества в 2000-2002 годах носила "остаточный" характер. Сведения за 2000-2004 годы приведены в таблице.
Показатели | 2001 | 2002 | 2003 | 2004 оценка |
2005 прогноз |
Получено средств от продажи имущества, находящегося в муниципальной собственности в городской бюджет (тыс. руб.) |
1200,5 |
215,7 |
- |
- |
- |
Динамика использования муниципальной собственности Калуги путем передачи имущества в аренду выглядит следующим образом. С 2001 по 2003 годы фактическое поступление денежных средств увеличилось с 22,1 млн. руб. в 2001 г. до 50,2 млн. руб. в 2003 г (в 2,3 раза).
Основной акцент при решении задач увеличения доходной базы области целесообразно сделать на:
- повышении доходов населения;
- создании условий рентабельной работы и укреплении финансово-экономического положения предприятий;
- всесторонней государственной поддержке предприятий агропромышленного комплекса;
- содействии развитию малого и среднего бизнеса;
- развитии рынка недвижимости и учете подлежащего налогообложению имущества предприятий и физических лиц.
Необходимо задействовать резервы расширения отраслей потребительского спроса (пищевая, легкая промышленность, промышленность стройматериалов) и сферы услуг. Политика в их отношении должна быть тесно увязана со стимулированием малого и среднего бизнеса, мерами по активизации внутреннего спроса.
В целях наиболее полной мобилизации налоговых доходов в бюджет муниципального образования "Город Калуга" необходимо на основе постоянного мониторинга деятельности крупных налогоплательщиков отслеживать финансовые потоки и поступления по основным видам налогов, задолженность, ее структуру и принимать активные меры налогового администрирования для ее снижения и ликвидации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.