Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 1. Анализ состояния и проблем развития образования
в Калужской области
Состояние и базовые показатели системы образования
1. Общее образование
По состоянию на начало 2000/2001 учебного года в Калужской области действуют 339 дошкольных образовательных учреждений, которые посещают 25576 детей, 537 общеобразовательных учреждений различных видов, в которых обучаются свыше 137000 учащихся, 69 учреждений дополнительного образования детей, в которых занимаются 57804 человек. При этом образовательные учреждения сельской местности составляют 71,7 процента общеобразовательных учреждений области.
За пять прошедших лет введено в эксплуатацию 20 школ-новостроек (в 1996 г. - 1, в 1997 г. - 2, в 1998 г. - 6, в 1999г. - 4, в 2000г. - 7 новых школ).
В детских домах и школах - интернатах для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, воспитываются 1214 человек. Функционирует сеть школ-интернатов для детей с отклонениями в развитии: 17 школ, в них - 2258 учащихся.
В обеспечении социальной защиты, адаптации и реабилитации детей и молодежи велика роль вечерних (сменных) общеобразовательных школ. В 8 таких учреждениях обучается 2002 человек, среди которых 35 процентов в возрасте до 15 лет включительно, 45 процентов в возрасте 16-17 лет, 19,3 процента в возрасте 18-29 лет, 0,7 процента старше 30 лет.
Удовлетворению различных образовательных запросов способствует структурная перестройка сети образовательных учреждений. В настоящее время в системе общего образования области действуют 3 гимназии, гуманитарный лицей, технический лицей, 4 школы с углубленным изучением предметов, 2 центра образования, 20 учреждений нетрадиционного вида - школа-детский сад.
Областной системе общего образования удается обеспечивать высокое качество образовательных услуг. Возрастает количество учащихся, заканчивающих 9 класс с отличием (с 2,1% в 1996г. до 3% в 2000 году). В 2000 году 302 выпускника закончили школу с золотыми медалями (в 1996 г. - 282). Практически все они (99,4%) поступают в учреждения высшего профессионального образования Москвы, Санкт-Петербурга, Калуги, Обнинска. Ежегодно более 200 учащихся школ области входят в число победителей Российских предметных олимпиад, конференций, соревнований, конкурсов, участвуют в международных олимпиадах. Значительная часть выпускников стремится к получению профессионального образования: количество выпускников 9-ых классов, поступивших в профессиональные училища, возросло с 16,9% в 1996 г. до 18,1% в 2000 г., в высшие учебные заведения поступают 45,2% выпускников школ (1996г. - 44,7% выпуска).
В 2000-2001 учебном году 65,7% выпускников основной школы продолжают обучение на третьей ступени (в 1996 г. - 63,1%). Количество выпускников средней школы в результате такого притока увеличилось за 3 года на 2 тысячи (1996 г. - 7704, 2000 г. - 9624).
2. Профессиональное образование
В 2000/2001 учебном году в Калужской области функционируют:
35 (в т.ч. 15 лицеев, 20 училищ) учебных заведений начального профессионального образования, в которых обучаются свыше 14529 человек, 30 образовательных учреждений среднего профессионального образования (далее - средние специальные учебные заведения), в которых обучаются более 14000 человек, в том числе 13 колледжей, реализующих программы подготовки повышенного уровня. 10 государственных образовательных учреждений высшего профессионального образования (далее - высшие учебные заведения), контингента обучающихся в которых более 16000 человек и 17 негосударственных высших учебных заведений, в которых обучаются около 3000 человек.
В образовательных учреждениях начального профессионального образования занято свыше 340 педагогических работников, в средних специальных учебных заведениях - 1508 преподавателей, в государственных высших учебных заведениях -1536 преподавателей.
В 2000 году на все формы обучения в государственные и негосударственные высшие учебные заведения принято 2960 человек.
Показатели численности обучающихся в учреждениях профессионального образования на 10 тысяч человек населения в 2000 году составили:
начальное профессиональное образование - 10,5 (в 1996 году- 10,1);
среднее профессиональное образование - 139 (в 1996 году- 146);
высшее профессиональное образование - более 190 (в 1996 году- 139).
В учреждениях высшего профессионального образования осуществляется подготовка по 42 направлениям и 109 специальностям. За последние 3 года открыта 21 новая специальность высшего профессионального образования, в т.ч. 4 инженерных.
В области за последние годы практически не уменьшился прием студентов в ВУЗы на технические, педагогические и сельскохозяйственные специальности. В то же время, имеющееся количество студентов - экономистов и юристов превышает потребности области почти в 10 раз.
В государственных и муниципальных средних специальных учебных заведениях подготовка специалистов проводится по 68 специальностям.
Изменилась профильная структура подготовки специалистов в средних специальных учебных заведениях. Увеличился прием студентов на технические, экономические и юридические специальности.
Проводится последовательная ориентация деятельности высших учебных заведений и средних специальных учебных заведений на решение различных социально - экономических задач области.
В области сложилась система проведения лицензирования образовательной деятельности, формируется система аттестации образовательных учреждений.
В системе высшего профессионального образования обозначилась тенденция интеграции науки и педагогического процесса. Не только сохранен, но и несколько увеличен интеллектуальный потенциал: число докторов наук в высших учебных заведениях области составило в 2000 году 151, кандидатов наук - 696. Расширяются и совершенствуются межрегиональные связи и международное сотрудничество в области образования.
Таблица 1. Динамика формирования сети образовательных учреждений
области по годам
Типы образовательных учреждений | 1996/1997 | 1997/1998 | 1998/1999 | 1999/2000 |
Дошкольные образовательные учреждения |
416 | 357 | 339 | 316 |
Общеобразовательные школы, в том числе: |
528 | 533 | 531 | 531 |
- начальные школы | 79 | 81 | 80 | 80 |
- основные школы | 168 | 169 | 166 | 164 |
- средние школы | 281 | 283 | 285 | 287 |
Общеобразовательные школы- интернаты |
6 | 6 | 6 | 6 |
Школы для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей |
1 | 1 | 1 | 1 |
Детские дома | 10 | 13 | 15 | 15 |
Специальные учреждения для обучающихся воспитанников с отклонениями в развитии |
17 | 17 | 17 | 17 |
Опекунские семьи | 7 | 25 | 45 | 59 |
Учреждения дополнительного образования |
50 | 66 | 64 | 67 |
Учреждения начального профессионального образования |
34 | 34 | 34 | 35 |
Учреждения среднего профессионального образования |
28 | 30 | 30 | 30 |
В т.ч. педагогические колледжи, училища |
4 | 4 | 4 | 4 |
Высшие учебные заведения | 18 | 20 | 24 | 28 |
3. Основные проблемы системы образования области
Развитие образования происходит в сложной ситуации. На деятельность образовательных учреждений дестабилизирующее воздействие оказывают факторы, среди которых основными являются:
социальная и экономическая нестабильность в обществе, дефицит финансовых средств;
недостаточность нормативной правовой базы и нарушения норм законодательства в области образования.
Недостаточное финансирование образовательных учреждений не позволяет обеспечивать условия осуществления образовательного процесса, предлагаемого образовательными учреждениями, в соответствии с требованиями, предъявляемыми в части соблюдения строительных норм и правил, санитарных и гигиенических норм, и особенно, мер противопожарной безопасности. Все это затрудняет получение образовательными учреждениями лицензии на право ведения образовательной деятельности, затягивает проведение аттестации и государственной аккредитации образовательных учреждений, ведет к потере правовой защищенности образовательных учреждений и усилению социальной незащищенности работников.
Учебно-материальная база образовательных учреждений приходит в негодность устаревает. Резко сократились капитальные вложения, темпы износа зданий существенно опережают темпы их реконструкции и нового строительства. 48% школ 50% детских дошкольных учреждений и многие учреждения дополнительного образования размещаются в приспособленных зданиях, около 6% зданий и сооружений системы образования требуют капитального ремонта или реконструкции. В 2 смены обучаются 15,6% учащихся школ, уровень благоустройства учреждений образования области не соответствует современным санитарно-гигиеническим нормам. Для учреждений образования в городской черте (Калуга, Кондрово, Киров, Людиново, Малоярославец) не созданы условия для снижения наполняемости классов и сменности занятии.
Выделение бюджетных средств только по защищенным статьям, рост цен на товары и услуги, в которых нуждаются образовательные учреждения, не позволяют им решать вопросы не только обновления и развития средств обучения и материально-технической базы, по и их содержания.
Нарушены вертикальные связи между отдельными уровнями управления образованием, отсутствует система договоров и соглашений о разграничении предметов ведения и полномочий. Практика показывает необходимость дальнейшего совершенствования всей системы взаимодействия государственных и муниципальных органов управления образованием.
В настоящее время ведущей идеей, определяющей взаимоотношения органов управления образованием всех уровней и образовательных учреждений в аспекте оптимизации их взаимодействия, является идея комплексного развития территориальной (региональной и муниципальной) образовательной системы. Ядром такой системы является специально организованная относительно целостная сеть образовательных учреждений, обеспечивающая образовательные потребности всех детей, проживающих на данной территории.
К сожалению, в большинстве муниципальных образований области появление новых видов образовательных учреждений, образовательных услуг зачастую осуществляется без изучения реальных потребностей населения.
Примером, когда муниципальная образовательная система строится исходя из потребностей учащихся, является г. Обнинск. Созданные здесь условия позволяют каждому ребенку получить образование, соответствующее его запросам и особенностям развития, определить собственную образовательную траекторию.
Относительно целостная муниципальная образовательная система складывается в городе Калуге, на территории муниципальных образований "Малоярославецкий район", "Город Малоярославец", "Дзержинский район", "Козельский район", "Жуковский район", "Город Белоусово".
Для того чтобы лучше управлять процессом создания целостной образовательной системы, органы управления образованием осуществляют поиск путей и средств эффективного взаимодействия с руководителями образовательных учреждений, предприятий, организаций, общественности, создают механизм государственно-общественного управления системой образования. Его основными звеньями на региональном и муниципальном уровнях становятся советы руководителей образовательных учреждений, на школьном - попечительские советы, появление которых (средняя школа N 5 г. Калуги, Детчинская средняя школа) создает новые возможности привлечения дополнительных ресурсов для развития системы образования.
Процесс образования в Калужской области протекает в условиях, когда он является частью общественных поисков. Управление - это согласование интересов. Баланс интересов должен поддерживаться знанием специфики образовательного пространства на всех его уровнях и во всех сферах, исследовательско-развивающим характером управленческой деятельности.
Реализация муниципальных программ развития образования, целенаправленная деятельность органов местного самоуправления по поддержке отрасли существенно снижают остроту проблем в отрасли. В муниципальных образованиях "Город Калуга", "Город Обнинск", "Город Малоярославец", "Мосальский район", "Поселок Детчино" стабильно обеспечивается выплата заработной платы, компенсаций учителям, выделяются средства на питание учащихся, осуществляется ремонт образовательных учреждений, развитие их материально технической базы.
Ведущим методом управления развитием образования в области становится программно-целевой. До 2001 года в сфере образования действовало 6 областных целевых программ. Настоящая комплексная Программа развития системы образования Калужской области на 2002-2005 годы объединяет все направления развития системы образования области и способы управления региональной образовательной системой.
Важная роль в перестройке системы управления образованием принадлежит районным и городским органам управления образованием, т.к. они являются наиболее близкой к школе управленческой инстанцией. Самая большая задача в их деятельности - переход на программно-целевой метод управления, разработка и начало реализации районных, городских программ развития образования, проектирование и экспериментальная апробация служб оценки качества образования, системы оценки образовательных учреждений, включающей лицензирование, аттестацию, аккредитацию.
В последние годы отчетливо проявляются тенденции ухудшения социального положения и здоровья детей. Специфическим для Калужской области фактором является неблагоприятная экологическая обстановка, сложившаяся вследствие радиационного загрязнения 9 районов области в результате аварии на Чернобыльской АЭС и в результате деятельности промышленных предприятий. Отмечается рост заболеваний органов дыхания, пищеварения, мочеполовой системы, кожи, кожно-мышечной и эндокринной систем. Не снижается количество заболеваний, обусловленных социальным неблагополучием. У детей в возрасте до 14 лет в январе-августе 2000 года зарегистрировано 434 случая заболеваний педикулезом (в 1999г. -373), 660 - бактериальной дизентерией (255), 10 - сифилисом (15), 12,1 тыс. случаев заболеваний гриппом (22,4 тыс.), 476 - краснухой (9583).
Таблица 2. Заболеваемость детей
в возрасте 0-14 лет по основным группам болезней
Число заболеваний с впервые установленным диагнозом: всего, тыс. на 1000 детей |
1996 г. | 1997 г. | 1998 г. | 1999 г. |
279,1 1333,1 |
302,2 1489,9 |
303,4 1549,8 |
330,3 1765,3 |
Все более острой становится проблема социального сиротства. Ее основной причиной является бедственное положение семьи. Из года в год растет число неблагополучных семей, состоящих на учете в комиссиях по делам несовершеннолетних и отделах образования: 1998 год - 2974 семьи, 1999 год - 3334 семьи. Следует отметить ежегодный рост удовлетворительных исков о лишении родителей родительских прав: 1997 - 276, 1998 - 325, 1999 - 356.
Среди региональных особенностей необходимо отметить неблагополучную демографическую ситуацию, которая существенно воздействует на систему образования.
Таблица 3. Распределение населения по Калужской области по возрастным
группам (тыс. человек)
Население в возрасте, лет. |
1996 г. | 1997 г. | 1998 г. | 1999 г. | 2000 г. |
0-4 | 48,7 | 45,1 | 42,7 | 41,8 | 40,1 |
5-9 | 78,8 | 73,9 | 67,3 | 60,4 | 54,6 |
10-14 | 81,8 | 83,9 | 85,8 | 84,9 | 83,2 |
15-19 | 75,3 | 76,4 | 78,0 | 80,0 | 81,6 |
20-24 | 69,8 | 70,6 | 71,9 | 73,6 | 74,6 |
В отрасли занято 37098 работников, среднемесячная заработная плата (на 01.01.2001 г.) составила 1249,8 руб. Сохраняется устойчивая тенденция старения педагогических работников образовательных учреждений всех типов и видов. В образовательных учреждениях недостаточно молодых специалистов, вследствие низкого уровня оплаты труда и социального престижа профессии педагога.
Увеличение количества негосударственных образовательных учреждений всех уровней образования создало проблему необходимости усиления государственного и общественного контроля их деятельности, качества предлагаемого образования. Особую озабоченность вызывает значительное увеличение количества негосударственных высших учебных заведений, их филиалов, не имеющих необходимой учебной базы и профессорско-преподавательских кадров.
Происходившее в последние годы сокращение количества дошкольных образовательных учреждений и количества посещающих их детей привело к тому, что 58 процентов дошкольников не пользуются услугами первого уровня системы образования. Сокращение финансирования системы дошкольного образования приводит к снижению его качества и ставит под угрозу само существование этой системы. Чтобы решить задачу сохранения сети ДОУ, необходимо использовать разные формы, разные подходы, в том числе открытие групп кратковременного пребывания детей, не посещающих ДОУ.
За прошедшие три года увеличилось число детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: 1996 год - 414, 1999 год - 624. Возрастает число детей с ограниченными возможностями здоровья и детей, нуждающихся в психолого-педагогической коррекции: 1996 г. - 398, 2000г. - 495. Однако существующее количество образовательных учреждений для указанных детей не в состоянии обеспечить потребность в их содержании и обучении.
Особое беспокойство вызывают дети, которые по различным причинам не посещают школы или другие образовательные учреждения, не получают образования.
Вследствие финансирования по остаточному принципу в тревожном положении находятся материально-техническая база учреждений дополнительного образования, обеспечивающих досуг детей, что приводит к сокращению объема услуг, связанных с занятиями научно-техническим творчеством, туризмом, детским спортом.
Актуальной проблемой является создание системы мер, обеспечивающих занятость молодежи, препятствующих росту детской безнадзорности, а также преступности среди молодежи.
4. Основные тенденции в развитии содержания образования
Достижение современного уровня качества образования, гуманизация, ориентация на развитие личности, формирование системы жизненных ценностей, социальных норм и других элементов культуры являются основным направлением совершенствования образования в области.
Развитие образования осуществляется в условиях его коренного реформирования:
- общеобразовательные учреждения завершают переход на четырехлетнее обучение в начальной школе, развивается учебно-методическое обеспечение начального общего образования;
- осуществляется подготовка к переходу на 12-летнее общее образование (ряд школ области участвует в федеральном эксперименте по апробированию нового содержания образования);
- совершенствуется учебно-методическое и нормативно-правовое обеспечение деятельности сельских малокомплектных школ;
- внедряются в массовую практику современные педагогические технологии, ориентированные на повышение эффективности учебно-воспитательного процесса, достижение требований государственных образовательных стандартов;
- развиваются другие процессы, направленные на достижение современного уровня образования.
Проблемами остаются отсутствие необходимой преемственности уровней дошкольного образования и начального общего образования, а также начального общего и основного общего образования, появление многопредметности в начальной школе. Сохраняется проблема разрыва преемственности уровней общего образования и высшего профессионального образования.
Важнейшей проблемой является восстановление единства систем обучения и воспитания, достигаемого за счет всестороннего развития системы воспитания в образовательных учреждениях, функционирования детских и юношеских общественных организаций. Судьба подрастающего поколения в значительной мере зависит от восстановления и устойчивого функционирования системы воспитания, определяющей нравственные ориентиры, дающей прочную духовную опору на подлинные, а не мнимые жизненные ценности, формирующей гражданственность и патриотизм. Для решения данной проблемы необходима консолидация усилий всех органов власти и управления, образовательных учреждений, общественных организаций, средств массовой информации, общественности.
5. Развитие рынка образовательных услуг
Образовательные услуги можно условно разделить на две группы:
1. Услуги в рамках государственных образовательных стандартов различных уровней и направленности, а также регионального стандарта.
2. Дополнительные услуги (финансирование из внебюджетных источников).
На сегодняшний день предложения образовательных услуг в области могут быть следующими:
- дошкольное воспитание детей;
- получение основного и полного общего среднего образования;
- получение среднего, высшего и послевузовского профессионального образования в образовательных учреждениях;
- дополнительное образование по различным профилям в детских дошкольных учреждениях, общеобразовательных учреждениях, учреждениях дополнительного образования;
- развитие сети небюджетных образовательных учреждений;
- создание центров по оказанию консультативной и методической помощи образовательным учреждениям и гражданам;
- создание адаптационных центров или служб в ряде образовательных учреждений для адаптации школьников к иным образовательным программам при переходе из одного класса в другой;
- создание скоординированной сети переподготовки кадров и повышения квалификации как педагогов, так и иных специалистов;
- создание на базе института повышения квалификации аналитической службы маркетинга для изучения спроса и предложения на рынке образовательных услуг;
- создание на базе института повышения квалификации банка педагогической информации (об инновационных педагогических технологиях, педтехнике, новых методах обучения и формах организации учебно-воспитательного процесса).
Спрос на образовательные услуги определяется потребностями родителей, социума, ученика, а также возможностями ученика.
Спрос на образовательные услуги формируется параллельно двумя путями: стихийный спрос (заявки граждан на получение тех или иных образовательных услуг) и формирование общественного мнения, направленного на потребление тех или иных услуг (в данном случае необходимо учитывать потребность в специалистах различных отраслей в стране и регионе).
Одно из основных направлений формирования и развития рынка образовательных услуг - сбалансированность предложения услуг и спроса на них. Необходимо налаживание новых механизмов регулирования, координации и развития системы образования для насыщения рынка услугами, пользующимися спросом.
Законодательство должно установить основные правовые нормы взаимодействия субъектов на рынке образовательных услуг и меру ответственности за ненадлежащее качество исполнения образовательной услуги.
Установление потребительских (социальных) и технических (содержание) требований к качеству образовательных услуг является прерогативой государственной программы стандартизации в образовании.
Образовательная услуга как продукт педагогического труда характеризуется рядом особенностей:
- непосредственное взаимодействие исполнителя и потребителя услуг;
- невещественный характер услуги;
- частичное совпадение во времени процессов исполнения и потребления образовательной услуги;
- воздействие на обучаемого (потребителя) условий обслуживания;
- индивидуальная направленность услуги.
Результаты труда в сфере образовательных услуг выступают в виде полезного эффекта (образования) определенной целевой деятельности (обучения) по удовлетворению потребностей населения.
В данном случае образовательные услуги предоставляются не в качестве вещи, а в качестве обучающей деятельности.
Обычно услуги оказываются в реальном времени и их невозможно заготовить "впрок". Однако в системе образования возможно создавать банки образовательных программ по технологиям, разработанным лучшими педагогами и предлагать их на рынок.
Все это необходимо учитывать, создавая и развивая рынок образовательных услуг в области.
Основные недостатки услуг, предлагаемые образовательными учреждениями состоят в следующем:
- учебные программы перегружены и вместе с тем ориентированы на формирование более "статичных", нежели "динамичных", навыков;
- предметоцентрическое построение образования ограничивает возможности расширения выбора образовательных услуг по содержанию формирует одностороннее мышление что признается не только специалистами в области образования, но и в области стратегии руководства предприятиями, как сдерживающий фактор на пути роста самостоятельности и инициативы работника;
- используемые технологии и методы недостаточно ориентированы на психофизическое и духовно-нравственное развитие личности, что создает ситуацию рынка услуг необходимо провести анализ существующий сегодня потребности в образовательных услугах, спрогнозировать перспективные потребности и спроектировать механизмы развития рынка услуг.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.