Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к Закону Калужской области
от 26 сентября 2005 г. 119-ОЗ
Областная целевая программы
"Региональный университетский округ" на 2006-2010 гг."
23 ноября 2005 г.
Паспорт
областной целевой программы "Региональный университетский округ"
на 2006-2010 гг."
1. Наименование Областная целевая программы "Региональный
университетский округ" на 2006-2010 годы"
2. Заказчик Министерство образования, культуры и спорта
Калужской области
3. Разработчик Министерство образования, культуры и спорта
Калужской области
4. Дата принятия Постановление Губернатора Калужской области от 20
решения апреля 2005 года N 100 "О разработке областной
о разработке целевой программы "Университетский комплекс"
5. Цель программы Повышение эффективности и качества
профессионального образования, использования
интеллектуальных, материальных и информационных
ресурсов для подготовки специалистов и проведения
научных исследования по приоритетным направлениям
развития образования, науки, техники и социальной
сферы Калужской области через образование
регионального университетского округа и создание
университетских комплексов.
6. Задачи программы 1. Разработка механизма обеспечения текущих и
перспективных потребностей Калужской области в
профессиональных кадрах необходимой
квалификации.
2. Оптимизация затрат на осуществление
профессиональной подготовки кадров,
востребованных на региональном рынке труда.
3. Создание механизма, позволяющего оптимизировать
взаимодействие учреждений науки и образования в
целях совместной генерации знаний.
4. Развитие системы допрофессиональной подготовки
учащихся за счет использования научно-
образовательной и материально-технической базы
учреждений университетских комплексов с целью
воспроизводства и развития научного потенциала
Калужской области.
5. Привлечение ресурсов Калужской области для
совершенствования материально-технической и
научно-образовательной базы системы
профессионального образования Калужской
области.
6. Минимизация межведомственных барьеров
в совместном использовании материально-
технической и научно-образовательной базы
образовательных учреждений в целях повышения
качества профессионального образования
Калужской области.
7. Важнейшие целевые
показатели
Показатель | 2005 | 2006 | 2007 | 2008 | 2009 | 2010 |
Коэффициент дисбаланса (Кдис) - | ||||||
отношение доли зачисленных на обучение в учреждения профессионального образования по основным группам направлений подготовки в общем числе зачисленных на обучение в текущем году (О) к доле специалистов соответствующего профиля в общей потребности предприятий и организаций области в соответствующих специалистах (П) (Кдис = О/П-> 1) |
От 0,6 до 1,7 |
0,6 1,7 |
0,7 1,5 |
0,8 1,4 |
0,9 1,2 |
1 |
Соотношение доли (в %) выпускников учебных заведений профессионального образования, признанных безработными, в общем числе выпускников учреждений университетского округа и доли выпускников учебных заведений профессионального образования, признанных безработными, в общем числе выпускников других учреждений профессионального образования области |
7,8 | 7,6/7,8 | 7,3/7,8 | 7,0/7,8 | 6,7/7,8 | 6,3/7,8 |
Соотношение числа совмещенных учебных планов и программ, обеспечивающих осуществление непрерывного профессионального образования, в учреждениях университетского округа и числа совмещенных учебных планов и программ в других учреждениях профессионального образования области |
5 | 8/5 | 12/5 | 17/5 | 23/5 | 25/5 |
Соотношение доли студентов (в % к общему числу студентов), обучающихся по совмещенным учебным планам с сокращенными сроками обучения в учреждениях университетского округа, и доли студентов, обучающихся по совмещенным учебным планам с сокращенными сроками обучения в других учреждениях профессионального образования |
8 | 14/8 | 16/8 | 18/8 | 20/8 | 22/8 |
Соотношение числа совместных кафедр, учебно-научных лабораторий в организациях, входящих в университетский округ, и числа совместных кафедр, учебно-научных лабораторий в других учреждениях профессионального образования области |
4 | 6/4 | 10/4 | 14/4 | 14/4 | 16/4 |
Число детей, охваченных программами, ориентированными на работу с одаренными детьми и реализуемыми на базе университетского округа |
400 | 500 | 550 | 600 | 650 | 700 |
8. Сроки реализации 2006-2010 гг.
9. Перечень основных I. Развитие нормативной правовой базы.
мероприятий II. Перестройка структуры и содержания
профессионального образования Калужской
области в соответствии с потребностями
регионального рынка.
III. Обеспечение содержательной и организационной
преемственности между уровнями и ступенями
профессионального образования с целью
оптимизации затрат и повышения качества
профессиональной подготовки кадров.
IV. Оптимизация взаимодействия учреждений науки
и образования в процессе проведения научных
исследований и подготовки кадров.
V. Взаимодействие учреждений общего образования
с научными организациями и учреждениями
профессионального образования с целью
повышения качества подготовки кадров.
VI. Совершенствование материально-технической
базы университетского образовательного
округа.
10. Исполнители Министерство образования, культуры и спорта
основных Калужской области, министерство промышленности,
мероприятий науки и малого предпринимательства Калужской
области, органы местного самоуправления
11. Объемы и источники
финансирования
программы
Источники | Объемы финансирования, тыс. руб. | |||||
финансирования | Всего | 2006** | 2007** | 2008** | 2009** | 2010** |
Областной бюджет | 168610 | 82940 | 29960 | 23910 | 16310 | 15310 |
Муниципальные бюджеты *** |
750 | 150 | 150 | 150 | 150 | 150 |
Внебюджетные источники **** |
**** | **** | **** | **** | **** | **** |
Итого по программе |
169360 | 83090 | 30110 | 24060 | 16460 | 15460 |
** Финансирование мероприятий по совершенствованию материально-технической базы регионального университетского округа ежегодно уточняется законом Калужской области об областном бюджете на очередной финансовый год.
*** Финансирование мероприятий программы за счет средств местных бюджетов ежегодно уточняется после принятия представительными органами местного самоуправления нормативных правовых актов о местных бюджетах на очередной финансовый год.
**** В соответствии с законодательством объем финансирования из внебюджетных источников будет уточняться по мере привлечения юридических и физических лиц к выполнению мероприятий программы.
12. Ожидаемые На основе реализации программы к концу 2010 года
результаты предполагается получить следующие результаты:
программы 1. Создать механизм учета социально-экономических
потребностей области в выпускниках учреждений
профессионального образования, обеспечивающий:
- ежегодное сокращение на 10% дисбаланса между
структурой профессий, получаемых в системе
профессионального образования, и потребностями
рынка труда, приведение в соответствие
направлений и видов профессиональной подготовки,
контрольных цифр приема в учреждения
профессионального образования, вошедшие в
университетский образовательный округ, с
кадровыми потребностями Калужской области;
- снижение не менее чем на 20% доли безработных
в общей численности выпускников учреждений
профессионального образования;
- открытие новых направлений подготовки в
соответствии с потребностями рынка труда.
2. Обеспечить содержательную и организационную
преемственность между уровнями и ступенями
профессионального образования, способствующую
оптимизации затрат и повышению качества
профессиональной подготовки кадров;
увеличить с 8 до 22% долю студентов,
обучающихся в учреждениях университетского
округа по совмещенным учебным планам
с сокращенными сроками обучения.
3. Организовать взаимодействие учреждений науки и
образования и создать условия для совместного
проведения научных исследований и подготовки
кадров.
4. Усовершенствовать систему допрофессиональной
подготовки учащихся за счет использования
научно-образовательной и материально-
технической базы учреждений университетского
округа с целью воспроизводства и развития
научного потенциала области; увеличить на 75%
число детей, охваченных программами различной
направленности, ориентированными на работу
с одаренными детьми.
5. Обеспечить совершенствование материально-
технической базы учреждений профессионального
образования, входящих в университетский
образовательный округ.
13. Система Контроль за исполнением программы осуществляется в
организации соответствии с Положением о порядке разработки,
контроля рассмотрения и реализации областных целевых
за исполнением программ, утвержденным постановлением Губернатора
программы Калужской области от 02.02.2005 г. N 33.
I. Содержание проблемы и необходимость ее решения программным методом
В современном мире уровень образованности населения, развитость образовательной и научной инфрастуктуры становятся непременным условием развития общества, ведущими ресурсами которого выступают новое знание, инновационная деятельность, новые технологии производства. Развитие экономики знаний, или новой экономики, когда создание, распространение, обмен и использование информации обеспечивают решающий вклад в экономику, превращает систему образования в одну из наиболее инвестиционно привлекательных сфер.
В целом повышение качества, доступности, эффективности образования, его непрерывный и инновационный характер, рост социальной мобильности и активности молодежи, ее включенности в различные образовательные среды делают систему образования важным фактором обеспечения национальной безопасности России, роста благосостояния ее граждан.
Реализация стратегических целей совершенствования как региональной, так и общероссийской системы профессионального образования предполагает:
- формирование оптимальной сети образовательных организаций, реализующих программы профессионального образования, способной обеспечить современный уровень качества образовательных услуг и удовлетворение потребностей различных групп потребителей образовательных услуг;
- обеспечение системной интеграции образования и науки, профессионального образования и производства, создания и поддержки деятельности интегрированных научно-производственно-образовательных структур, университетских и межуниверситетских комплексов, научно-учебно-производственных центров в целях повышения эффективности использования интеллектуальных, материальных и информационных ресурсов для подготовки специалистов и проведения научных исследований по приоритетным направлениям развития образования, науки, техники и социальной сферы Калужской области.
Интеграция профессионального образования различных уровней имеет особенно большое значение для Калужской области. По данным уполномоченного государственного органа в области занятости населения в настоящее время на территории области проживает 215,7 тыс. человек в возрасте от 16 до 29 лет, что составляет 21% от общей численности населения. Около 114 тысяч молодых людей (22% от общей численности экономически активного населения) занято в различных секторах экономики. На протяжении последних трех лет более 20 тысяч молодых граждан ежегодно обращаются в уполномоченный государственный орган в области занятости населения за содействием в трудоустройстве, причем по данному показателю отмечается устойчивый рост (с 42% в 2003 году до 45% в 2004 году). Увеличение потребности в услугах уполномоченного государственного органа в области занятости населения среди молодых граждан свидетельствует об актуальности проблемы предоставления востребованного на рынке труда профессионального образования, возможности его получения и трудоустройства.
Среди получивших статус безработного доля молодых людей увеличилась с 42,3% в 2003 году до 43,8% в 2004 году. Ежегодно в уполномоченный государственный орган в области занятости населения за содействием в трудоустройстве обращается примерно 2000 выпускников всех видов учебных заведений на территории Калужской области. В 2004 году этот показатель составил 2215 человек. Доля выпускников учебных заведений среди безработных граждан увеличилась с 9,9% в 2003 году до 12,2% в 2004 году. Это свидетельствует как о росте несоответствия между структурой профессий, получаемых в системе профессионального образования, и потребностями рынка труда, так и о неполном соответствии качества подготовки выпускников требованиям работодателей.
Дисбаланс между числом выпускников учреждений системы профессионального образования по основным группам направлений подготовки и потребностями организаций области в соответствующих специалистах подтверждается результатами мониторинга и прогноза потребности 55 ведущих организаций области в квалифицированных специалистах по группам направлений профессионального образования. Так, прогнозируется, что доля специалистов с высшим техническим образованием (инженеры) в общей потребности в кадрах возрастет с 82% в 2005 году до 88% в 2010 году, а потребность в специалистах с высшим финансово-экономическим и гуманитарным образованием (юристы и др.) снизится соответственно с 14,7% до 10% и с 2,9% до 1,6%. В то же время прием в вузы Калужской области на экономические и гуманитарные специальности в последние годы растет. Приведенные данные показывают, что интеллектуальный потенциал профессионального образования еще не в полной мере отвечает социально-экономическим потребностям Калужской области.
Серьезные проблемы назревают в кадровом обеспечении региональной науки. Неуклонно повышается средний возраст научных и научно-педагогических кадров. Все меньше молодежи работает в научно-образовательной сфере. Такая тенденция подтверждает актуальность проблемы интеграции образования, науки и производства, необходимость привлечения молодежи к научным исследованиям уже во время обучения в школе.
Эффективное решение этих проблем может быть обеспечено через развитие системы профессионального образования по пути создания региональных образовательных округов, университетских комплексов.
В постановлении Правительства Российской Федерации от 17.09.2001 г. N 676 (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 01.02.2005 г. N 49) указано, что с целью повышения эффективности и качества образовательного процесса, более полного использования имеющихся интеллектуальных, материальных и производственных ресурсов могут создаваться университетские комплексы, объединения образовательных учреждений, научных, конструкторских и иных некоммерческих организаций, сохраняющих свою самостоятельность, в форме ассоциаций (союзов).
В рамках Федеральной программы развития образования был создан проект "Федеральные экспериментальные площадки создания и развития университетских комплексов", предполагавший отработку различных моделей интеграции образовательных учреждений, разработку сопряженных профессионально-образовательных программ различного уровня. За последние четыре года в субъектах Российской Федерации были созданы более 20 университетских комплексов или округов различных форм. Опыт показывает, что решение проблем модернизации и реформирования системы профессионального образования, ориентации ее на удовлетворение нужд региона связано с созданием университетских округов и комплексов.
Система профессионального образования Калужской области насчитывает 102 учебных заведения. Среди них: 29 вузов, в том числе 2 государственных вуза и 14 филиалов государственных вузов, 4 - негосударственных вуза и 9 филиалов негосударственных вузов; 33 учреждения среднего профессионального образования, из которых 27 являются государственными и 6 - негосударственными; 40 учреждений начального профессионального образования, из которых 32 - находятся в ведении органов государственной власти Калужской области и 8 - в ведении федеральных органов государственной власти. В условиях разобщенности в системе профессионального образования, отсутствия в ней механизмов учета и удовлетворения кадровой потребности региона создание регионального университетского округа, наделенного соответствующими полномочиями, является способом решения задачи построения оптимальной системы профессионального образования, интегрированной в социально-экономическую инфраструктуру субъекта Российской Федерации, региональную систему образования, науки и производства.
Ученые советы двух государственных вузов, расположенных на территории Калужской области, являющихся региональными научными и образовательными центрами, имеющими широкие связи с различными учреждениями науки и образования, - Калужского государственного педагогического университета им. К.Э.Циолковского и Обнинского государственного технического университета атомной энергетики, - приняли решение о создании на базе этих вузов университетских комплексов.
Правительством Калужской области 20 апреля 2005 года принято постановление N 100 "О разработке областной целевой программы "Университетский комплекс", в котором одобрены предложения названных вузов о выполнении функций базовых организаций по созданию университетских комплексов.
Создание в области университетских комплексов, ассоциаций, образующих в соответствии с законодательством ассоциацию региональный университетский округ, реально объединяющих специалистов, работающих в различных учебных заведениях, научно-исследовательских организациях и промышленных предприятиях, позволит повысить научно-образовательный потенциал каждого учреждении, входящего в округ, выделить приоритетные направления развития материально-технической, учебно-лабораторной, научно-исследовательской базы ведущих вузов области, скоординировать и оптимизировать развитие системы профессионального образования в области в целом.
Создаваемые в рамках университетского округа ассоциации, учебно-научно-инновационные комплексы призваны стать центрами генерации знаний, обеспечивающими развитие важнейших отраслей науки и воспроизводство научных кадров высшей квалификации.
Необходимость принятия настоящей программы обусловлена тем, что программно-целевой подход к формированию регионального университетского округа, созданию университетских комплексов позволяет эффективно планировать развитие учреждений профессионального образования, создание и развитие механизмов интеграции, координировать состав и деятельность субъектов регионального образовательного пространства, создавая тем самым основы для его единства. В период осуществления мероприятий, направленных на модернизацию региональной системы профессионального образования, затрагивающих интересы множества учреждений и организаций различного подчинения, данный подход особо актуален.
II. Основные цели и задачи программы
Основной целью программы является повышение эффективности и качества профессионального образования, использования интеллектуальных, материальных и информационных ресурсов для подготовки специалистов и проведения научных исследований по приоритетным направлениям развития образования, науки, техники и социальной сферы Калужской области через образование регионального университетского округа и создание университетских комплексов.
Задачи программы:
1. Разработка механизма обеспечения текущих и перспективных потребностей Калужской области в профессиональных кадрах необходимой квалификации.
2. Оптимизация затрат на осуществление профессиональной подготовки кадров, востребованных на региональном рынке труда.
3. Создание механизма, позволяющего оптимизировать взаимодействие учреждений науки и образования в целях совместной генерации знаний.
4. Развитие системы допрофессиональной подготовки учащихся за счет использования научно-образовательной и материально-технической базы учреждений университетских комплексов с целью воспроизводства и развития научного потенциала Калужской области.
5. Привлечение дополнительных ресурсов Калужской области для совершенствования материально-технической и научно-образовательной базы системы профессионального образования Калужской области.
6. Минимизация межведомственных барьеров в совместном использовании материально-технической и научно-образовательной базы образовательных учреждений с целью повышения качества профессионального образования Калужской области.
III. Сроки и этапы реализации программы
Сроки реализации программы: 2006-2010 годы.
Программа реализуется в два этапа.
На первом этапе создается университетский округ на основе Калужского государственного педагогического университета им. К.Э.Циолковского и Обнинского государственного технического университета атомной энергетики.
На втором этапе, с учетом полученного опыта, в округ включаются филиалы учреждений высшего профессионального образования, расположенные на территории Калужской области.
IV. Система основных мероприятий программы
Система основных мероприятий программы изложена в приложении N 1.
V. Ресурсное обеспечение программы
Источники финансирования | Объемы финансирования, тыс. руб. | |||||
Всего | 2006 г.** | 2007 г.** | 2008 г.** | 2009 г.** | 2010г.** | |
Областной бюджет | 168610 | 82940 | 29960 | 23910 | 16310 | 15310 |
Муниципальные бюджеты *** | 750 | 150 | 150 | 150 | 150 | 150 |
Внебюджетные источники**** | **** | **** | **** | **** | **** | **** |
Итого по программе | 169360 | 83090 | 30110 | 24060 | 16460 | 15460 |
** Финансирование мероприятий по совершенствованию материально-технической базы регионального университетского округа ежегодно уточняется законом Калужской области об областном бюджете на очередной финансовый год.
*** См. паспорт программы.
**** В соответствии с законодательством объем финансирования из внебюджетных источников будет уточняться по мере привлечения юридических и физических лиц к выполнению мероприятий программы.
VI. Механизм реализации программы
Реализация Программы заключается в координированной деятельности заинтересованных организаций, представляющих различные сферы: органов государственной власти Калужской области и органов местного самоуправления, общего, профессионального и дополнительного образования, науки, производства и других, - направленной на создание университетских комплексов и образование в Калужской области регионального университетского округа.
В Калужской области предполагается использование схемы, при которой возможно объединение организаций в университетские комплексы в формах и порядке, предусмотренных законодательством (см. приложение N 2).
Министерство образования, культуры и спорта области является заказчиком программы, осуществляет руководство ходом ее выполнения, определяет формы и методы управления программой, обеспечивает реализацию программных мероприятий:
- уточняет механизм реализации мероприятий основных разделов программы;
- организует и проводит конкурсный отбор исполнителей мероприятий программы в соответствии с законодательством Российской Федерации;
- организует осуществление мероприятий программы, в том числе конкурсов, соглашений, государственных контрактов, мониторинг хода их исполнения;
- формирует отчеты о реализации программы в целом и мероприятий ее разделов.
VII. Организация управления программой и контроль за ходом ее выполнения
Организация управления программой и контроль за ее реализацией осуществляется в соответствии с действующим Положением о порядке разработки, рассмотрения и реализации областных целевых программ, утвержденным постановлением Губернатора Калужской области от 02.02.2005 N 33. Информация о ходе реализации ежегодно обсуждается на совещаниях работников профессионального образования и публикуется в средствах массовой информации.
VIII. Ожидаемые социально-экономические результаты
реализации программы
В результате реализации программы к концу 2010 года предполагается получить результаты, оцениваемые на основе следующих целевых индикаторов и показателей.
1. Обеспечение социально-экономических потребностей области в выпускниках учреждений профессионального образования.
В результате выполнения программных мероприятий по этому направлению предполагается достичь:
- ежегодного сокращения на 10% дисбаланса между структурой профессий, получаемых в системе профессионального образования, и потребностями рынка труда. Оценку достижения этого показателя предполагается проводить путем расчета коэффициента дисбаланса (Кдис) как отношения доли зачисленных на обучение в учреждения профессионального образования по основным группам направлений подготовки (инженерно-техническое, педагогическое, финансово-экономическое, юридическое и др.) (%) от общего числа зачисленных на обучение в текущем году (О) к доле специалистов соответствующего профиля (%) от общей потребности предприятий и организаций области в соответствующих специалистах (П), Кдис=О/П. Приведение к 2010 году в соответствие направлений и видов профессиональной подготовки, контрольных цифр приема в учреждения профессионального образования, вошедшие в комплекс, с кадровыми потребностями области выражается приближением коэффициента дисбаланса к единице (Кдис=О/П ->1). Расчет эффективности (на 10% в год) проводился, исходя из задачи приведения исходных уровней дисбаланса (от 0,6 до 1,7) к значению, близкому к единице;
- снижения не менее чем на 20% доли выпускников учреждений профессионального образования, признанных безработными, в процентах, к общей численности выпускников этих учреждений.
2. Оптимизация затрат на осуществление профессиональной подготовки кадров, востребованных на региональном рынке труда.
Эффективность выполнения этой задачи определяется:
- увеличением с 5 до 25 числа совмещенных учебных планов и программ, позволяющих продолжать профессиональное образование с сокращенными сроками обучения (ежегодно предполагается внедрять по два совмещенных учебных плана по специальностям, входящим в 10 блоков направлений подготовки);
- увеличением с 8 до 22% доли студентов (в % к общему числу студентов), обучающихся по совмещенным учебным планам с сокращенными сроками обучения в учреждениях университетского округа (в связи с тем, что по ряду направлений подготовки отсутствует необходимость получения высшего образования, рост числа студентов, обучающихся по совмещенным учебным планам, будет отставать от роста числа совмещенных учебных планов примерно в два раза);
- увеличением на 25% числа лиц, получающих профессиональную подготовку дистанционно, в форме экстерната, по модульным программам.
Достижение этих показателей позволит сократить cроки профессионального образования различного уровня и профиля, приведет к снижению расходов на подготовку необходимых в Калужской области специалистов повышенной квалификации.
3. Повышение уровня интеграции образовательной, научной и производственной деятельности учреждений и организаций, входящих в университетский округ.
Выполнение этой задачи обеспечивается посредством организации взаимодействия учреждений науки, образования, производственных предприятий и создания условий для совместного проведения научных исследований и подготовки кадров. Результативность ее выполнения определяется увеличением с 4 до 16 числа совместных кафедр, учебно-научных лабораторий в учреждениях и организациях, входящих в университетский округ. (Такое увеличение обусловлено числом специализаций по основным направлениям подготовки и наличием научных организаций соответствующего профиля в области). Это позволит:
- увеличить число сотрудников научных и промышленных организаций, имеющих высшую квалификацию, участвующих в образовательной деятельности;
- расширить участие профессорско-преподавательского состава учреждений профессионального образования в решении научно-производственных задач, актуальных для социально-экономического развития Калужской области;
- увеличить число научно-производственных проектов, выполненных с участием учащихся, студентов, аспирантов, в том числе внедренных в практику исследований, защищенных диссертаций.
4. Развитие системы допрофессиональной подготовки учащихся за счет использования научно-образовательной и материально-технической базы организаций университетских комплексов с целью воспроизводства и развития научного потенциала Калужской области.
Основным показателем результативности выполнения этой задачи является увеличение с 400 до 700 (на 75%) числа детей, охваченных научно-образовательными программами дополнительного образования, привлеченных к научным исследованиям, прикладному и техническому творчеству.
Такое увеличение должно произойти вследствие реализации 6 новых программ (1 - выявления одаренных детей, 1 - психолого-педагогической и социальной поддержки, 4 - образовательные программы различной направленности), ориентированных на работу с одаренными детьми.
5. Совершенствование материально-технической и научно-образовательной базы системы профессионального образования Калужской области.
В результате выполнения программных мероприятий этого раздела предполагается создать условия для:
- приближения к норме (12 кв. м. на одного студента) уровня обеспеченности учебной площадью обучающихся в ведущих университетах Калужской области;
- обеспечения учебным и специальным оборудованием открываемых в интересах области факультетов и отделений по специальностям.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.