2. Поручить министерству экономического развития области осуществить мероприятия по реализации Концепции развития розничной торговли, общественного питания и бытовых услуг в Калужской области на период до 2010 года.
3. Рекомендовать органам местного самоуправления муниципальных образований Калужской области при разработке правил землепользования и застройки муниципальных образований в составе общественно-деловых зон предусматривать размещение объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания согласно нормативам обеспеченности населения торговой площадью и развития сети предприятий общественного питания.
Вице-губернатор Калужской области |
В.Н.Логинов |
Концепция
развития розничной торговли, общественного питания и бытовых услуг
в Калужской области на период до 2010 г.
(утв. постановлением Правительства области
от 10 октября 2005 г. N 296)
1. Современные тенденции развития розничной торговли, общественного
питания и бытовых услуг на территории Калужской области
В целом потребительский рынок области характеризуется как относительно стабильный, отличается устойчивыми темпами роста розничной торговли, соответствующим уровнем насыщенности товарами, расширением торговой сети.
Сектор частного предпринимательства занял ведущее положение на потребительском рынке. Наибольший удельный вес занимают организации частной формы собственности (98,6%). Операторами рынка в равной степени являются организации различных организационно-правовых форм и индивидуальные предприниматели.
На начало 2005 года в Калужской области пятую часть хозяйствующих субъектов (20,4%), учтенных в Едином государственном реестре юридических лиц, составляли организации торговли и общественного питания.
1.1. Розничная торговля
Итоги работы в 2004 году свидетельствуют о росте покупательной способности населения. Покупательная способность составила 181% и увеличилась по сравнению с 2003 годом на 20%.
Основная задача торговли - использовать это благоприятное условие, чтобы обеспечить удовлетворение спроса на товары и услуги.
Розничный товарооборот в 2004 году составил 31379 млн. рублей и превысил показатель 2003 года на 21,5%. Доля розничного товарооборота в валовом региональном продукте составляет 14%, а в валовой выручке по области - более 40% и неуклонно растет.
За первое полугодие 2005 года розничный товарооборот составил 17040 млн. рублей и увеличился на 8,8% по сравнению с аналогичным периодом 2004 года.
По сравнению с 2000 годом розничный товарооборот в 2004 году увеличился в 2 раза.
Продажа товаров в расчете на одного жителя в год достигла 30 тыс. рублей и увеличилась по сравнению с прошлым годом почти на 8 тыс. рублей.
Область по объемам продажи товаров на душу населения и темпам роста розничного товарооборота занимала в 2004 году 3 место из 18 регионов Центрального федерального округа.
На потребительском рынке Калужской области осуществляют свою деятельность свыше 4 тысяч стационарных объектов розничной торговли. В среднем на 1000 человек в области приходится 4 магазина - более 300 кв. метров торговой площади при расчетной норме для городского населения 185 квадратных метров.
В то же время уровень обеспеченности населения торговой площадью в некоторых городах и районах области ниже норматива. В Козельском, Ульяновском, Ферзиковском районах, в поселках Воротынск и Товарково этот показатель составляет от 97 до 160 квадратных метров. Обеспеченность населения торговой площадью в Калуге и Обнинске - 346 и 290 квадратных метров соответственно.
В области существует большое различие между муниципальными образованиями по уровню продажи товаров, реализации продукции общественного питания в расчете на душу населения.
Муниципальные образования | Объем розничного товарооборота, в ключая общественное питание, на душу населения в месяц (тыс. руб.) |
г. Обнинск, г. Калуга | 4,8 - 3,0 |
Думиничский, Мещовский, Козельский, Куйбышевский, Хвастовичский, Дзержинский, Барятинский, Спас-Деменский районы, г. Людиново и Людиновский район |
2,0 - 1,7 |
Ульяновский, Мосальский, Жуковский районы, г. Киров и Кировский район |
1,59 - 1,32 |
Перемышльский, Бабынинский, Ферзиковский районы |
1,26 - 1,0 |
Сельское население области в основном обслуживается организациями системы потребительской кооперации. Из 42 потребительских обществ области 37 оказывают услуги розничной торговли. За 2004 год оборот розничной торговли системы потребительской кооперации составил 852 млн. рублей, или 109% к уровню 2003 года.
В среднем организации потребительской кооперации обеспечивают 2,7% розничного товарооборота в целом по области, но есть районы, где этот показатель достигает 36,2% (Жиздринский район).
В организациях торговли заняты свыше 19 тыс. человек, или 4,5% от численности занятых в экономике области. С учетом индивидуальных предпринимателей численность занятых в торговле составляет около 40 тыс. человек - 8% от общего числа занятых в экономике.
Эта доля экономически активного населения обеспечивает более 8% налоговых поступлений во все уровни бюджета. По поступлению налогов отрасль занимает 2 место, уступая только промышленности.
Сравнивая долю розничного товарооборота в валовом региональном продукте, налоговую эффективность отрасли и численность занятых, можно сказать, что экономическая эффективность отрасли "торговля и общественное питание" превышает экономическую эффективность отрасли "промышленность".
В структуре розничного товарооборота доля продажи непродовольственных товаров (58%) превышает долю продажи продовольственных товаров (42%). В целом населению области продано продовольственных товаров на сумму 13296 млн. рублей, что на 7% больше, чем в 2003 году. Розничный товарооборот непродовольственных товаров увеличился на 35% и составил 18083 млн. рублей.
По группе непродовольственных товаров резко возросли объемы продаж сложнобытовой техники, а среди продовольственных товаров - рыбной продукции, масла, кондитерских изделий и овощей.
Сложившаяся ситуация во многом обусловлена ростом доходов населения. При росте реальных располагаемых денежных доходов на 13,4%, розничный товарооборот в целом превысил показатель 2003 года на 21,5%.
Диспропорция в увеличении доходов населения и росте розничного товарооборота свидетельствует о некотором нарушении баланса доходов и расходов населения и является признаком присутствия в экономике области "теневого" сектора.
В целом, торговля приобретает более цивилизованный характер, совершенствуется инфраструктура. Органами местного самоуправления проводится поэтапная работа по упорядочению размещения и эксплуатации павильонов, киосков, о чем свидетельствует сокращение числа объектов мелкорозничной торговой сети (в среднем за год - на 19%). Например, в городе Калуге в 2004 году ликвидировано 27 мини - рынков.
Это сказывается и на потребительском поведении - доли покупки товаров в стационарных магазинах и рынках соотносятся как 83/17.
Развитие розничной торговли помимо роста денежных доходов населения обусловлено следующим факторами:
- развитием потребительского кредитования населения;
- изменением потребительских цен;
- развитием материально - технической базы торговли.
Потребительское кредитование предоставляет больше возможностей гражданам для расходования средств на покупки, увеличивая, таким образом объем товарооборота.
В настоящее время практически все действующие на территории области кредитные организации и филиалы осуществляют выдачу потребительских кредитов.
Объем потребительских кредитов составил в 2004 году более 3 млрд. рублей и увеличился в 2,5 раза по сравнению с предыдущим годом. Доля потребительского кредита в общих кредитных вложениях составляет около 30%.
Чаще всего потребители приобретают в кредит сложнобытовую технику.
В 2004 году темпы инфляции в регионе превысили показатели в целом по России. Инфляция в декабре составила 114,0% по сравнению с декабрем 2003 года, в том числе по продовольственным товарам - 115,8%, непродовольственным - 110,7%, платным услугам - 116,5%. В среднем по России эти показатели составили соответственно: 111,7%; 112,3%; 107,4%; 117,7%.
На инфляционный рост более всего повлияло существенное повышение цен в сфере платных услуг населению, прежде всего в сфере жилищно-коммунального хозяйства.
Темпы роста цен на непродовольственные товары были ниже, чем на продовольственные, что способствовало более значительному росту их продаж.
Развитие материально-технической базы торговли осуществлялось по следующим направлениям:
- реконструкция ранее используемых помещений;
- ввод в эксплуатацию новых торговых помещений;
- внедрение прогрессивных форм и методов торговли;
- сокращение внемагазинных форм торговли.
В городе Обнинске в 2004 году открыто 11 новых магазинов, а также третья очередь торгового комплекса, где разместился целый ряд магазинов по продаже промышленных товаров. Значительно реконструирован крупнейший супермаркет города "Двенадцать месяцев".
В городе Калуге в 2004 году за счет нового строительства, перевода жилых помещений в нежилые, а также за счет перепрофилирования ранее действовавших магазинов и изменения целевого назначения арендуемых помещений открыто 136 магазинов торговой площадью более 16 тыс. кв.м., в том числе 114 промтоварных.
При открытии новых магазинов преобладает тенденция укрупнения, развития торговых сетей, где более активнее внедряются новые технологии продаж.
Сегодня все популярнее становится технология самообслуживания, что во многом обусловлено автоматизацией учета и товародвижения.
Наиболее развитыми сетевыми операторами являются общества с ограниченной ответственностью "Старый торг", "Лиси - Сервис", "Бинэс", "Торговые сети "Букет", "Планета Менеджмент", магазины сети "Комфорт", "Планета", "Копейка".
В целом объем инвестиций в основной капитал по отрасли "торговля и общественное питание" постоянно увеличивается и достиг в 2004 году 10% от общего объема инвестиций.
Важным фактором, влияющим на рост розничного товарооборота, является внедрение безналичных систем расчетов с потребителями посредством банковских платежных карт. В 169 точках торгово-сервисной сети области установлены электронные терминалы.
Несмотря на очевидную эффективность рыночных преобразований в целом по отрасли, подтверждением которой является рост розничного товарооборота, в торговле имеется ряд проблем и нерешенных задач. Можно выделить следующие задачи, требующие оперативного решения:
1. Более интенсивное становление розничных торговых сетей и внедрение прогрессивных технологий торгового обслуживания.
Существенное отличие российского розничного торгового бизнеса от западного состоит в том, что у последнего 90% маркетинговых усилий направлено на борьбу за покупателя. При большой концентрации магазинов становится трудно "удержать" покупателя, создать такие условия, чтобы у него не возникло желания заглянуть в магазин напротив. При потере всего лишь одного постоянного покупателя магазин может лишиться дополнительного дохода. В России ситуация иная. Особенность российского рынка - его недостаточная насыщенность. Магазин с небольшими ценами и разнообразным ассортиментом обречен на успех. В российском розничном торговом бизнесе фактически нет конкуренции, отсутствует ориентация на покупателя, а маркетологи осваивают экстенсивные методы привлечения покупателя, которые заключаются в распространении информации среди большего числа потенциальных клиентов. Все силы направлены на то, чтобы покупатель доехал до магазина, даже если это ему не выгодно территориально.
Потеря постоянного покупателя в таких условиях не представляет серьезной угрозы для развития розничного бизнеса в целом, поэтому качество обслуживания не является приоритетной задачей.
Однако ситуация меняется. Преимущество розничных торговых сетей перед отдельными торговыми организациями состоит в экономии затрат и издержек за счет масштаба предприятий торговли, единого управления сетью, которое включает современные методы автоматизации, высокий уровень организации торгового процесса. В России слабо развиты розничные торговые сети, а в существующих производительность труда ниже, чем в западных сетях. Основные причины - небольшие размеры отечественных сетей, недостаток свободных и дороговизна заемных финансовых средств. В случае прихода на российский рынок западных розничных торговых сетей, что вероятно при вступлении России в ВТО, отечественные сети не смогут выдержать конкуренции.
В настоящее время активное внедрение современных технологий, которые уже используются на Западе, может оказаться существенным преимуществом в конкурентной борьбе. Среди упомянутых технологий можно выделить следующие:
- мерчендайзинг - один из ключевых элементов торгового маркетинга, который активно используется на Западе. Это комплекс мероприятий, производимых в торговом зале и направленных на продвижение товара, марки или упаковки. Технология неразрывно связана с процессом покупки и нацелена на то, чтобы оказать воздействие на поведение покупателя, который уже находится на месте продажи товаров;
- дисконтные программы - эффективный инструмент управления продажами. Цель дисконтной программы - привлечь новых клиентов и удержать старых за счет предоставления им скидок при продаже товаров и услуг. Экономика дисконтных программ проста: доходная часть формируется за счет увеличения оборота, расходная обусловлена выдачей скидок;
- самообслуживание - самая эффективная система работы с покупателями. Самообслуживание дает уникальное преимущество - более полное удовлетворение покупательского спроса. Расширение возможностей обслужить себя покупатель расценивает как увеличение доверия со стороны магазина и всегда оценивает положительно;
- внедрение безналичных расчетов в розничной сети посредством платежных банковских карт. Помимо оптимизации процесса расчета за товар, сокращения расходов на инкассацию выручки и иных издержек, связанных с оборотом наличных денег, для организаций торговли эта технология выгодна еще привлечением новых клиентов, имеющих банковские карты.
2. Более эффективное территориальное размещение предприятий розничной торговли, обеспечивающее оптимальное удовлетворение потребительского спроса.
Несмотря на то, что уровень обеспечения населения торговой площадью в целом по области выше норматива, это не решает проблемы "шаговой доступности" магазинов. Зачастую магазины размещаются в поселениях хаотично, без эффективного планирования. Это приводит или к избытку или к дефициту предложения товаров на разных территориях.
3. Недопущение реализации некачественной и контрафактной продукции, особенно через рынки и другие виды внемагазинной торговли.
Упомянутая проблема обусловлена сложностью контроля за внемагазинными формами торговли. Необходима политика, направленная на сокращений ассортимента товаров, реализуемых через внемагазинную торговлю, и упорядочение территориального размещения рынков.
1.2. Общественное питание
На потребительском рынке Калужской области осуществляют деятельность 1047 предприятий общественного питания на 59,5 тыс. посадочных мест, из них 60% - столовые. Более 45% от общего количества предприятий общественного питания приходится на предприятия общедоступной сети (рестораны, кафе, бары, закусочные, столовые). На предприятия общественного питания, находящиеся при организациях промышленности и общеобразовательных школах, приходится соответственно 10% и 38%.
Доля субъектов частной формы собственности в сфере общественного питания составила 65%, муниципальной - 29% (школьные столовые), государственной - 6% (столовые при профтехучилищах и лицеях).
Уровень обеспеченности жителей области посадочными местами на предприятиях общественного питания общедоступной сети составляет лишь 48,5% (13 посадочных мест на 1000 жителей при нормативе 28), в т.ч. по г. Калуге - 41%, г. Обнинску - 64%, Бабынинскому району - 95%, Мосальскому району - 20%.
Среди предприятий общедоступной сети преобладают кафе (36%). В городах Обнинске и Калуге расположено более 50% предприятий общедоступной сети.
Темпы развития общественного питания в области отстают от темпов развития розничной торговли.
На душу населения в месяц реализуется продукции общественного питания на сумму 57 рублей, а ежемесячная реализация товаров на душу населения составила 2,6 тыс. рублей. За последние четыре года индекс роста оборота общественного питания составил 176,9 %, а розничного товарооборота - 200%. В целом по Российской Федерации оборот общественного питания за этот период увеличился на 27,9%.
Оборот общественного питания за 2004 год составил 704,4 млн. рублей. Индекс роста к 2003 году - 106,9%.
Сельское население области в основном обслуживается предприятиями общественного питания системы потребительской кооперации. За 2004 год оборот общественного питания системы потребительской кооперации составил 69,2 млн. рублей, или 9,8% оборота общественного питания области (без Калуги и Обнинска -14,3%). В некоторых районах этот показатель достигает 80% (Жиздринский, Мосальский, Спас-Деменский районы).
Из всех отраслей потребительского рынка наиболее существенные изменения в ходе реформирования экономики претерпело общественное питание. В процессе приватизации сократилось количество столовых при организациях промышленности и учебных заведениях. Стабилизация, наступившая с 2000 года, привела к росту сети кафе и специализированных предприятий.
В последнее время на рынке услуг общественного питания появились новые предприятия общественного питания в городах Калуге, Обнинске, Людинове.
Органами местного самоуправления муниципальных образований "город Калуга" и "город Обнинск" проведена большая работа по развитию "летних кафе". На территории муниципальных образований "город Калуга" и "город Обнинск" работает более 60 летних кафе, в том числе в городе Обнинске - 36.
В 2004 году только в городе Калуге было открыто 29 предприятий общественного питания, в том числе 2 ресторана ("Славянский базар", "Сихай - Де"), 11 кафе, 9 баров, 4 закусочные, 3 столовые.
Открыты новые предприятия в городе Обнинске: ресторан "Топка", 3 закусочных и детское кафе "Сказка". В городе Людиново - кафе "Смак", 2 бара и 2 столовые.
Ввод новых предприятий производится за счет нового строительства, перевода помещений из жилого в нежилой фонд, а также перепрофилирования нежилых помещений. При открытии новой торговой организации большое внимание уделяется оформлению и дизайну залов обслуживания потребителей, благоустройству территорий и фасадов зданий, рекламным вывескам.
Совместно с предпринимателями органы местного самоуправления муниципального образования "город Калуга" провели работу по организации магазинов "Кулинария", открытию отделов по продаже кулинарной продукции и полуфабрикатов высокой степени готовности на предприятиях розничной торговли и общественного питания.
Во всех супермаркетах и крупных продовольственных магазинах городов Калуга и Обнинск организованы отделы по реализации готовой кулинарной продукции. В городе Обнинске работают 3 специализированных магазина "Кулинария", в городе Малоярославце в ресторане "Ярославец" работает стол заказов по изготовлению кулинарной продукции. Во многих предприятиях розничной торговли городов Людиново, Малоярославец организованы отделы по продаже кулинарной продукции и полуфабрикатов высокой степени готовности.
В последнее время отмечается тенденция открытия и перепрофилирования специализированных предприятий общественного питания (молодежные, детские, пиццерии).
Предприятиями общественного питания расширяется спектр представляемых услуг, в частности практикуется:
- прием заказов по телефонам с доставкой блюд на дом и рабочие места;
- проведение дней национальной кухни, обслуживание праздничных мероприятий, в том числе и на дому;
- проведение детских программ с угощениями и развлечениями;
- проведение культурно-развлекательных программ (дискотеки, боулинг, бильярд, игровые автоматы, музыкальная программа, "караоке").
Основные проблемы развития общественного питания:
1. Не все типы предприятий общественного питания представлены на рынке в достаточном количестве.
2. Недостаточная обеспеченность сетью предприятий общественного питания.
3. Неэффективное территориальное размещение предприятий общественного питания.
Также развитие сети предприятий общественного питания во многом сдерживается низкой платежеспособностью основной части населения области. Большинство граждан может позволить себе воспользоваться услугами общественного питания в исключительных случаях - как правило, это различные праздничные мероприятия. Массовое сознание пока не ориентировано на каждодневное пользование услугами общепита.
1.3. Бытовые услуги
В структуре расходов населения на оплату услуг в последние годы доминировали следующие услуги: жилищно-коммунальные (30,8% от общего объема), услуги связи (19%), транспортные (14,6%) и бытовые. Вместе с тем удельный вес бытовых услуг снизился при росте доли расходов населения на оплату социально необходимых услуг, ранее предоставляемых бесплатно или со значительной скидкой. Так, за период 1999 - 2004 годов доля бытовых услуг снизилась с 20,0% до 11,4% в общем объеме платных услуг.
Индекс роста потребительских цен на бытовые услуги в области за 2004 год по отношению к предыдущему периоду составил:
- всего - 115,0%; в том числе:
- парикмахерские услуги - 120,2%;
- ремонт, пошив одежды и обуви - 113,9%;
- ремонт и техническое обслуживание бытовой и радиоаппаратуры - 111,0%;
- услуги фотоателье - 111,2%.
По сравнению с 1999 годом объем платных услуг в 2004 году увеличился на 37% (в сопоставимых ценах). Индекс объема бытовых услуг населению за этот период составил 103%.
Данная динамика объясняется тем, что большая часть населения, в основном с низким и средним уровнем дохода, вынуждена ограничивать свои расходы потреблением услуг лишь самых необходимых и обязательных (услуги жилищно-коммунального хозяйства, медицины и т.д.) и оказывается лишенной широкого спектра услуг, особенно личного характера.
В 2004 году по области оказано бытовых услуг населению на сумму 912,2 млн. руб., темп роста составил 102,1% по отношению к 2003 году.
В расчете на одного жителя области в 2004 году оказано бытовых услуг на сумму 895 руб. (в 2003 г. - 746,6 руб.), темп роста - 19,8%.
Благоприятным фактором является увеличение количества сельских комплексных приемных пунктов заготовки животного и растительного сырья в районах, деятельность которых позволяет обеспечить доступность получения сельскими жителями необходимых социально значимых бытовых услуг. Начиная с 2001 года, в системе потребительской кооперации области проводится работа по организации малых производств и развитию бытовых услуг на селе. В 2004 году открыто 13 пунктов по оказанию парикмахерских услуг, ремонтных мастерских, 6 отделов по продаже аптечных товаров.
Большое значение для населения области имеет не только объем, но и разнообразие оказываемых бытовых услуг. В их структуре основную часть составляют услуги по индивидуальному пошиву и ремонту одежды, изготовлению трикотажных изделий; важными и востребованными остаются услуги по ремонту и обслуживанию сложной бытовой техники, радиоаппаратуры, а также услуги парикмахерских.
В ходе рыночных преобразований качественное изменение претерпел состав производителей услуг. Если в 2003 году доля предприятий государственной формы собственности составляла 2,4%, то в 2004 году этот показатель снизился до 2%. Около двух третей всех бытовых услуг оказано населению физическими лицами.
Одновременно с этим доминирующую роль в оказании бытовых услуг играют организации частной формы собственности, удельный вес которых достиг в 2004 году 91%.
Повышенный интерес к данной сфере со стороны малых предприятий объясняется тем, что цикл производства (и обслуживания) непродолжителен, что, в свою очередь, обусловливает невысокий уровень ресурсоемкости и быстроту оборачиваемости оборотных средств. Поэтому вложенные в сферу бытовых услуг инвестиции окупаются, как правило, в течение двух лет.
Стабильная экономическая ситуация, сложившаяся в области в последние годы, способствует сохранению тенденции роста платежеспособного спроса населения на бытовые услуги.
Несмотря на некоторое снижение удельного веса бытовых услуг в структуре платных услуг, роль бытового обслуживания возросла, способствуя удовлетворению многообразных потребностей населения в услугах, которые обеспечивают сокращение затрат труда в домашнем хозяйстве и облегчают его ведение.
С учетом локального характера службы быта большую роль в управлении этой сферой в современных условиях играют органы местного самоуправления. В соответствии с осуществляемыми в области мерами по социальному обустройству села создаются благоприятные условия для проживания сельских жителей и оказания им всех необходимых сервисных услуг. В районах области действуют сельские комплексные приемные пункты заготовки животного и растительного сырья.
Сохранена и развивается сеть комплексных приемных пунктов в Сухиничском, Думиничском, Ульяновском, Малоярославецком, Жуковском, Козельском, Ферзиковском, Боровском, Спас-Деменском и других районах области.
Целенаправленная работа по совершенствованию управления сферой обслуживания со стороны глав муниципальных образований дала возможность предприятиям отрасли оказывать все виды социально важных бытовых услуг, организовать регулярную работу выездных бригад специалистов, поднять уровень обслуживания населения.
Основными проблемами, препятствующими развитию сферы бытовых услуг, являются:
1. Неразвитость системы подготовки кадров для организаций бытового обслуживания и, как следствие, - недостаток квалифицированных кадров.
2. Низкая рентабельность, а зачастую и убыточность оказания бытовых услуг, особенно в сельской местности.
С целью дальнейшего развития отрасли бытового обслуживания населения области, сохранения положительных тенденций увеличения объемов реализации услуг, создания благоприятных условий для функционирования субъектов рыночных отношений, ведущих деятельность в данной сфере, и удовлетворения растущего потребительского спроса на бытовые услуги необходимо продолжить установление благоприятных организационно-экономических и прежде всего финансовых условий.
2. Основная цель и задачи Концепции
Цель - содействие развитию потребительского рынка области для наиболее полного удовлетворения спроса жителей области на потребительские товары, торговые услуги и услуги общественного питания в широком ассортименте, бытовые услуги по доступным ценам при гарантированном качестве и безопасности.
Достижение поставленной цели должно осуществляться на принципе рыночного развития торговли и сферы услуг с минимально необходимым вмешательством государства.
Задачи:
1. Дальнейшее развитие и совершенствование размещения торговой сети и сети предприятий общественного питания и бытового обслуживания для обеспечения территориальной и ценовой доступности услуг торговли и общественного питания.
2. Улучшение качества предоставляемых услуг и совершенствование деятельности по защите прав потребителей.
3. Подготовка квалифицированных кадров и формирование качественно новой системы управления персоналом организаций отрасли.
2.1. Формирование инфраструктуры оптовой торговли
Главной задачей оптового звена является максимальное удовлетворение потребностей розничной торговли, общественного питания.
Организации оптовой торговли могут быть в виде самостоятельных межрайонных и районных оптовых организаций, крупных розничных структур и их объединений, а также организациями перерабатывающих отраслей промышленности.
Структура оптового звена должна развиваться на основе выделения в его составе:
- специализирующихся на оптовой торговле организаций, осуществляющих полный комплекс закупочно-сбытовых операций с переходом права собственности на товар к оптовому звену;
- организаторов оптовой торговли, оказывающих услуги по организации оптового оборота товаров (ярмарки, оптовые рынки и т.п.).
Выставки и ярмарки, являясь особой формой организации оптовой торговли, должны обеспечивать расширение потребительского рынка за счет установления как внутриобластных, так и межрегиональных, межгосударственных хозяйственных связей.
Необходимо обеспечить на территории области систематическое проведение при участии Калужской торгово-промышленной палаты тематических выставок-ярмарок, обратив особое внимание на популяризацию продукции, производимой местными производителями, и насыщение ею внутриобластного потребительского рынка.
Самостоятельным организационным элементом, позволяющим реализовать интересы всех участников процесса товародвижения, должны стать оптовые продовольственные рынки.
2.2. Формирование инфраструктуры розничной торговли
В целях дальнейшего совершенствования торгового обслуживания населения в Концепции предусматривается проведение мероприятий по качественному преобразованию торговли на основе дальнейшего развития инфраструктуры рынка, освоению современных методов обслуживания покупателей, перемещению покупательского спроса населения с рынков и других объектов внемагазинной торговли в стационарную сеть, продвижению продукции местного производства на внутренний потребительский рынок, последовательному наращиванию объемов реализации товаров и услуг со среднегодовым темпом прироста розничного товарооборота не менее 10 процентов.
С целью улучшения качественного состава розничной торговли предусматривается:
2.2.1. Стационарная торговля:
- реформирование структуры розничной торговли за счет повышения доли современных форматов магазинов (супермаркетов, дискаунтов, торговых центров, магазинов-складов и т.д.);
- развертывание сетевых магазинов с современной технологией продаж и компьютерным обеспечением, "удобных магазинов" в зонах пешеходной доступности;
- расширение сети фирменных магазинов организаций перерабатывающей промышленности;
- развертывание специализированных и узкоспециализированных непродовольственных магазинов-салонов на 1 этажах жилых домов;
- обеспечение развития разнообразных форм торгового обслуживания с приоритетным внедрением прогрессивных технологий;
- расширение спектра дополнительных услуг, предоставляемых магазинами области, в зависимости от их профиля: доставка товаров на дом, сборка и установка крупногабаритных товаров на дому, подключение электротоваров, продажа товаров в кредит, заказ товаров по каталогам, комплектование праздничных наборов, упаковка товаров, подгонка швейных изделий по фигуре и т.п., организация выставок-дегустаций продукции местных товаропроизводителей,
- приоритетное выделение торговых помещений организациям, реализующим продукцию местного производства;
- продолжение работ по рекламно-художественному и световому оформлению вывесок и витрин предприятий, благоустройству прилегающих территорий.
2.2.2. Мелкорозничная торговая сеть:
- разработка схем размещения мелкорозничной торговой сети в городах и районах области, в зонах отдыха и проведения массовых мероприятий, в том числе летних кафе, точек по продаже прохладительных напитков, мороженого в весенне-летний период;
- сокращение численности объектов существующей мелкорозничной торговой сети до минимально необходимой;
- в местах с недостаточно развитой сетью стационарных предприятий, включая отдаленные районы, производить замену существующих киосков и палаток на павильоны различных комплектаций из быстровозводимых конструкций, а также формировать сети павильонов при остановках общественного транспорта;
- выделение специальных зон для организации проведения уличных ярмарок;
- последовательное осуществление работы по трансформации рынков и мини-рынков в торговые комплексы;
- проведение комплексных мероприятий по благоустройству и расширению рыночных территорий, зонированию торговых рядов, техническому переоснащению рабочих мест продавцов, оборудованию стоянок для автотранспорта;
- в целях увеличения объемов реализации местной продукции внедрение в практику проведения на рыночных площадях в выходные дни ярмарок с привлечением к участию в них товаропроизводителей Калужской области;
- с целью улучшения криминогенной ситуации в области установление ограничений времени розничной продажи алкогольной продукции в соответствии с Федеральным законом от 22.11.1995 N 171-ФЗ (с изм. от 21.07.2005) "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции".
2.3. Развитие торговли в сельской местности
Развитие торговой деятельности в сельской местности сдерживается следующими неблагоприятными обстоятельствами:
- недостаток собственных оборотных средств торговых организаций;
- значительные транспортные издержки торговых организаций;
- низкая платежеспособность населения,
- недостаток квалифицированных кадров.
Торговое обслуживание населения в сельской местности осуществляет, в основном, областная система потребительской кооперации. Районные потребительские общества обслуживают 400 сельских населенных пунктов при помощи стационарной торговой сети и 1280 населенных пунктов при помощи автолавок. Учитывая, что общее количество сельских населенных пунктов составляет 3180, 1500 из них остаются не охваченными системой потребительской кооперации. В первую очередь для жителей этих населенных пунктов необходимо создать условия для приобретения товаров народного потребления, пользования бытовыми услугами и реализации излишков производимой на подворьях сельскохозяйственной продукции.
Для стимулирования и развития торговых процессов в сельской местности необходимо создать конкурентоспособную торговую инфраструктуру на принципах рыночного разнообразия субъектов торговой деятельности и достижения среднего по области уровня розничного товарооборота на душу населения согласно методике, разработанной министерством экономического развития области.
Основными направлениями развития торгового и бытового обслуживания в сельской местности должны стать:
- повышение платежеспособного спроса сельского населения путем возрождения заготовительной деятельности, расширения в сельской местности сети магазинов - комплексных заготовительных пунктов, в которых можно обменять сельскохозяйственную продукцию на товары народного потребления;
- предоставление из областного бюджета целевых бюджетных кредитов организациям, осуществляющим торговую деятельность в сельской местности, для приобретения автотранспорта (автолавок) с целью торгового обслуживания сельских населенных пунктов, не охваченных стационарной розничной торговой сетью, или компенсации процентной ставки по аналогичным целевым кредитам, полученным в кредитных организациях;
- возмещение из областного бюджета организациям, осуществляющим торговую деятельность в сельской местности, части их затрат на уплату процентов по кредитам, полученным на закупку сельскохозяйственного сырья для осуществления его промышленной переработки и заготовку сельскохозяйственной продукции у населения для розничной продажи и переработки в общественном питании.
2.4. Формирование инфраструктуры общественного питания
Основными направлениями развития сферы услуг общественного питания, обеспечивающими рост, товарооборота должны стать:
- увеличение объемов услуг общественного питания и производства продукции за счет повышения качества, разнообразия ассортимента выпускаемой продукции, совершенствования культуры обслуживания, оказания различных дополнительных услуг;
- совершенствование, расширение и развитие сети предприятий общественного питания: строительство новых современных предприятий, проведение реконструкции и модернизации действующих;
- обеспечение предприятий общественного питания достаточным количеством профессионально подготовленных кадров;
- перепрофилирование неиспользуемых торговых площадей магазинов под предприятия, оказывающие услуги общественного питания, использование нежилых помещений с учетом потребности в предприятиях общественного питания и обеспеченности ими;
- содействие развитию сети предприятий "быстрого питания", включая специализированные, в том числе: детские, молодежные кафе, кафе - мороженое и другие; в местах отдыха и проведения досуга населения, включая летние кафе, в том числе при проведении спортивных мероприятий, массовых гуляний и т.д.; в гостиницах, общежитиях, вдоль автомагистралей, на автозаправочных станциях, вокзалах;
- восстановление и расширение сети социально ориентированных предприятий, обеспечивающих питанием рабочих, служащих, студентов, школьников, учащихся профтехучилищ, колледжей, пациентов лечебных учреждений.
Формирование разветвленной сети общедоступных предприятий массового питания, с одной стороны, должно идти по пути унификации их видового состава (кафе, столовая, бар, ресторан, закусочная), с другой - по пути дифференциации с точки зрения комфортности, качества торгового обслуживания и набора предлагаемых услуг.
Развитие объектов общественного питания в учебных заведениях должно рассматриваться только в комплексе с развитием самих учебных заведений.
2.5. Основы обеспечения безопасности и качества товаров и услуг
С 1 июля 2003 года вступил в силу Федеральный закон "О техническом регулировании", который предусматривает коренные изменения существующей системы сертификации и стандартизации.
Государство оставляет за собой выработку норм, связанных с безопасностью людей и окружающей среды.
Ответственность за качество продукции и предоставляемых услуг ложится на производителя и продавца с учетом механизмов саморегулирования рынка.
В этих условиях особенное внимание должно уделяться развитию системы добровольной сертификации - формы подтверждения соответствия объектов требованиям технических регламентов, положениям стандартов или условиям договоров.
Как показывает практика, в сертифицированных организациях повышается культура обслуживания потребителей, растет уровень профессиональной подготовки кадров, сокращается количество нарушений.
Система добровольной сертификации должна быть направлена на решение следующих основных задач:
- обеспечение потребителю гарантии качества и безопасности торговых услуг и услуг общественного питания;
- содействие потребителю в компетентном выборе исполнителя услуг;
- защита потребителя от недобросовестности исполнителя услуг;
- создание условий для конкуренции и повышения качества услуг.
Кроме того, одним из эффективных механизмов саморегулирования участников рынка является создание саморегулируемых организаций ведения бизнеса по отраслевому признаку (торговля, общественное питание).
Вместе с тем по отдельным направлениям деятельности необходимо сохранение и усиление мер жесткого административного контроля. Проблемы некачественной, фальсифицированной продукции остаются актуальными. Уровень выявляемых нарушений при проведении проверок по-прежнему высок. Особенно остро стоит вопрос качества обуви, швейных изделий, мясных и рыбных консервов, алкогольной продукции.
Вопросы защиты прав потребителей и контроля за качеством товаров и услуг необходимо решать по следующим направлениям:
1. Обеспечение дальнейшего развития системы добровольной сертификации услуг торговли и общественного питания.
2. Совершенствование системы организации и координации контрольной деятельности в сфере потребительского рынка, повышение эффективности мероприятий по контролю при одновременном количественном их сокращении.
3. Реализация комплекса мер по защите прав потребителей, сохранение и развитие региональной системы контроля качества и товародвижения алкогольной продукции в новых условиях.
2.6. Кадровое обеспечение сферы торговли, общественного питания
и бытового обслуживания
Качество торгового обслуживания населения области во многом определяется человеческим фактором. Профессионализм, высокая культура - залог успеха любого предприятия.
В целях формирования в организациях торговли и общественного питания кадрового состава, обладающего современными знаниями, опытом торговой деятельности, высокой культурой, необходимо:
- провести мониторинг фактического состояния кадровой работы, состава кадров в организациях отрасли, привлекать к работе новые молодые кадры, профессионально подготовленные к работе в рыночных условиях;
- продолжить работу по подготовке и переподготовке кадров торговли и общественного питания на базе отраслевых высших, средних специальных и других учебных заведений, региональных центров;
- организовать процесс обучения персонала (школ "Молодого продавца", клубов "Молодого специалиста", семинаров, стажировок, конкурсов профессионального мастерства и т.д.) в самих торгующих структурах;
- проводить подготовку специалистов для организаций торговли и общественного питания через ознакомительную, производственную практику, дипломное проектирование;
- повышать престиж высококвалифицированного труда путем пропаганды достижений и передового опыта в сфере торговли и общественного питания, бытового обслуживания населения;
- определить требования к уровню подготовки кандидатов на присвоение высших квалификационных званий по профессиям в сфере торговли и общественного питания ("Мастер - повар", "Мастер - кондитер", "Мастер торгового сервиса"); изучить и внедрить передовой опыт по подготовке и переподготовке кадров.
2.7. Развитие сферы бытового обслуживания
Основными направлениями Концепции в сфере развития бытового обслуживания населения являются:
- создание экономических и организационных условий для активизации инвестиционной и инновационной деятельности, стимулирование развития современных конкурентоспособных структур в сфере бытового обслуживания населения области;
- дальнейшее изучение спроса и предоставление востребованных услуг с целью сохранения укрепившихся позиций на областном потребительском рынке бытовых услуг;
- обеспечение территориальной доступности бытовых услуг для всех жителей и гостей области.
3. Оценка эффективности социально-экономических последствий
реализации Концепции
Реализация Концепции позволит:
- достичь ежегодного увеличения объема оборота торговых услуг не менее 10%;
- обеспечить территориальную и ценовую доступность социально значимых услуг торговли и общепита для жителей области;
- повысить культуру торгового обслуживания, улучшить качество предоставляемых услуг и совершенствовать деятельность по защите прав потребителей;
- укрепить кадровый состав в сфере торгового обслуживания населения;
- увеличить объем предоставляемых бытовых услуг в расчете на одного жителя области в два раза;
- обеспечить территориальную доступность социально значимых бытовых услуг для жителей каждого района области;
- повысить уровень квалификации персонала предприятий бытового обслуживания населения;
- расширить перечень и повысить качество предоставляемых бытовых услуг;
- расширить налогооблагаемую базу, увеличить поступления в областной бюджет и местные бюджеты.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Утверждена Концепция развития розничной торговли, общественного питания и бытовых услуг в Калужской области на период до 2010 года, основной целью которой является содействие развитию потребительского рынка области для наиболее полного удовлетворения спроса жителей области на потребительские товары, торговые услуги и услуги общественного питания в широком ассортименте, бытовые услуги по доступным ценам при гарантированном качестве и безопасности.
Постановление Правительства Калужской области от 10 октября 2005 г. N 296 "О Концепции развития розничной торговли, общественного питания и бытовых услуг в Калужской области на период до 2010 г."
Текст постановления официально опубликован не был