Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к Закону Калужской области
"Об областной целевой программе
улучшения условий и охраны труда
в Калужской области на 2004-2006 гг."
от 10 июня 2003 г. N 210-ОЗ
Областная целевая программа
улучшения условий и охраны труда в Калужской области на 2004-2006 гг.
(с изменениями от 28 июня, 3 ноября 2004 г., 5 апреля 2005 г.,)
23 ноября 2005 г.)
Законом Калужской области от 5 апреля 2005 г. N 50-ОЗ в Паспорт настоящей Программы внесены изменения
Паспорт программы
Наименование Программы Областная целевая программа улучшения условий
и охраны труда в Калужской области
на 2004-2006 годы (далее - Программа)
Государственный Заказчик Министерство здравоохранения и социального
Программы развития Калужской области
Разработчик Программы Министерство здравоохранения социального
развития Калужской области
Дата принятия решения Постановление Правительства Калужской области
о разработке Программы от 13.03.2003 N 56 "О разработке областной
целевой программы улучшения условий и охраны
труда в Калужской области на 2004-2006 годы"
Цели Программы Создание условий, обеспечивающих сохранение
жизни и здоровья работников в процессе
трудовой деятельности. Снижение
производственного травматизма
и профессиональной заболеваемости
Задачи Программы Создание системы управления охраной труда
на территории Калужской области. Реализация
государственной политики в сфере охраны
труда на территории Калужской области
Важнейшие показатели Улучшение условий и охраны труда
Программы в организациях области, снижение уровня
и здоровья работающих. Повышение
эффективности профилактики производственного
травматизма и профессиональной заболеваемости
работающих, сокращение вследствие этого
государственных расходов и непроизводственных
затрат работодателей. Усиление взаимодействия
органов исполнительной власти, федеральных
органов исполнительной власти, уполномоченных
на проведение государственного контроля
и надзора за соблюдением законодательства
об охране труда. Улучшение информационного
обеспечения по вопросам условий и охраны
труда, повышения уровня знаний всех субъектов
управления охраной труда. Создание механизма
экономической заинтересованности
работодателей в организации безопасных
условий труда
Сроки реализации 2004-2006 годы
Программы
Перечень основных Совершенствование нормативной правовой базы
мероприятий в области охраны труда. Организационно-
техническое обеспечение условий и охраны
труда. Санитарно-гигиенические и лечебно-
профилактические мероприятия. Социальная,
медицинская и профессиональная реабилитация
лиц, пострадавших на производстве.
Совершенствование социального партнерства
в области охраны труда субъектов
социально-трудовых отношений. Информационно-
аналитическая работа в области обеспечения
условий и охраны труда. Обучение, подготовка
и повышение квалификации кадров в области
охраны труда. Дополнительные мероприятия
по улучшению условий и охраны труда
Исполнители мероприятий Министерство здравоохранения и социального
Программы развития Калужской области.
Министерство экономического развития
Калужской области.
Министерство сельского хозяйства Калужской
области.
Министерство образования, культуры и спорта
Калужской области.
Калужский областной совет профсоюзов.
Калужское региональное отделение Фонда
социального страхования Российской Федерации.
Государственная инспекция труда в Калужской
области.
Центры, проводящие обучение и оказывающие
услуги в области охраны труда.
Организации, осуществляющие деятельность
на территории Калужской области.
Мероприятия согласованы с центрами,
проводящими обучение и оказывающими услуги
в области охраны труда, и с организациями,
осуществляющими деятельность на территории
Калужской области
Объемы и источники Областной бюджет - 2538,6 тыс. рублей, из них
финансирования по годам:
- 2004 год - 1009,6 тыс. рублей
- 2005 год - 1141,0 тыс. рублей
- 2006 год - 388,0 тыс. рублей
в т.ч. средства от административных штрафов,
взыскиваемых за нарушение законодательства
о труде и об охране труда, в том числе
по годам:
- 2004 год - 215,5 тыс. рублей
- 2005 год - 299,0 тыс. рублей
- 2006 год - 236,0 тыс. рублей
Бюджет Калужского регионального отделения
Фонда социального страхования Российской
Федерации - 55820,0 тыс. рублей, в том числе
по годам:
- 2004 год - 15600,0 тыс. рублей
- 2005 год - 18420,0 тыс. рублей
- 2006 год - 21800,0 тыс. рублей
Средства организаций - 1122500** тыс. рублей,
в том числе по годам:
- 2004 год - 295000** тыс. рублей
- 2005 год - 368200** тыс. рублей
- 2006 год - 459300** тыс. рублей
Итого по всем источникам финансирования:
- 2004 год - 311609,6 тыс. рублей
- 2005 год - 387761,0 тыс. рублей
- 2006 год - 481488,0 тыс. рублей
Всего: 1180858,6 тыс. рублей
Ожидаемые конечные Снижение численности пострадавших
результаты на производстве в расчете на 1000 работающих
по годам (относительные показатели):
2004 год - 5,8
2005 год - 5,7
2006 год - 5,6
уменьшение числа дней нетрудоспособности
в расчете на одного пострадавшего:
2004 год - 28,0 дней
2005 год - 27,8 дней
2006 год - 27,5 дней
сокращение числа впервые зарегистрированных
профессиональных заболеваний:
2004 год - 18 человек
2005 год - 17 человек
2006 год - 16 человек
Система организации Контроль за реализацией Программы
контроля за исполнением осуществляется государственным заказчиком
Программы Программы - министерством здравоохранения и
социального развития Калужской области.
Министерство здравоохранения и социального
развития Калужской области ежегодно
направляет в министерство экономического
развития Калужской области и министерство
финансов Калужской области отчет об
использовании финансовых средств
Содержание проблемы и обоснование необходимости
ее решения программными методами
Целью разработки областной целевой программы улучшения условий и охраны труда в Калужской области на 2004-2006 годы является реализация основных направлений государственной политики в области охраны труда, определенных Трудовым кодексом Российской Федерации, Федеральным законом "Об основах охраны труда в Российской Федерации", Законом Калужской области "Об охране труда в Калужской области", и продолжение работы, начатой в соответствии с Законом Калужской области "Об областной целевой программе "Улучшение условий и охраны труда в Калужской области на 2001-2003 годы".
Предусмотренные в предыдущей областной целевой программе мероприятия по повышению уровня государственных гарантий пострадавшим от несчастных случаев на производстве были выполнены в пределах объема финансирования без привлечения внебюджетных средств. Наблюдается снижение числа пострадавших в результате несчастных случаев на производстве.
В 2001 году травмы на производстве получили 1244 человека, в том числе 380 женщин и 4 подростка, 29 человек погибло, в том числе 6 женщин. Профессиональные заболевания впервые были установлены у 18 человек. В 2002 году в организациях области от несчастных случаев на производстве пострадало 987 человек (по оперативным данным управления по труду).
Согласно данным государственной статистики в 2001 году в обследованных отраслях условия труда 38,2 тыс. человек, или 30,4 %, оценивались как неблагоприятные.
В условиях, не отвечающих санитарно - гигиеническим нормам, работали 15,5 тыс. человек, или 12,4 % от числа работающих на обследованных предприятиях.
На оборудовании, не отвечающем требованиям безопасности, работали 1004 человека, из них 469 женщин.
Ситуация, сложившаяся в области охраны труда, обусловлена прежде всего низким уровнем технической оснащенности многих производств, применением устаревших технологий, изношенностью машин, механизмов, оборудования и других основных производственных фондов, недостаточным обеспечением работников средствами индивидуальной и коллективной защиты, приборами контроля за состоянием условий труда. Практически по всех отраслях экономики одной из основных причин производственного травматизма, профессиональных заболеваний является недостаточное внимание работодателей к реконструкции и модернизации производства, срыв сроков проведения планово-предупредительных ремонтов, технических осмотров и замены устаревшего оборудования.
На большинстве действующих предприятий не введен в действие механизм аттестации рабочих мест по условиям труда, позволяющий реально планировать мероприятия но улучшению условий и охраны труда, а также предоставлять компенсации лицам, занятым на тяжелых работах и работах во вредных условиях труда.
Наряду с техническими причинами, устранение которых требует значительных финансовых затрат, решение многих проблем в области охраны труда сдерживается несовершенством законодательной и нормативной базы в этой сфере, незавершенностью формирования системы управления охраной труда.
Не отработан экономический механизм, побуждающий работодателей принимать более эффективные меры по обеспечению безопасных условий труда.
Проведенный анализ фактического состояния условий и охраны труда, производственного травматизма и профессиональной заболеваемости в организациях на территории Калужской области указывает на необходимость разработки и осуществления Программы для более эффективной координации действий органов исполнительной власти, органов надзора и контроля, объединений профсоюзов и работодателей.
Областная целевая программа улучшения условий и охраны труда в Калужской области на 2004-2006 годы должна стать продолжением программы "Улучшение условий и охраны труда в Калужской области на 2001-2003 годы" и сохранить преемственность в части реализации основных направлений государственной политики в области охраны труда. В Программе учтены мероприятия, которые по объективным причинам не были осуществлены ранее в полной мере, а также предложения органов исполнительной власти, государственных органов надзора и контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации о труде и об охране труда. Калужского регионального отделения Фонда социального страхования, объединений профсоюзов.
Цели и задачи программы
Основными целями и задачами Программы являются:
создание условий, обеспечивающих сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности;
снижение уровня производственного травматизма;
создание эффективной системы управления охраной труда на территории Калужской области;
реализация государственной политики в сфере охраны труда на территории Калужской области;
обеспечение социальной защиты пострадавших на производстве, восстановление их работоспособности;
развитие и совершенствование социального партнерства в области охраны труда.
Сроки реализации программы
Реализация Программы запланирована в 2004-2006 годах.
Система мероприятий
Система программных мероприятий предусматривает следующие разделы:
1. Совершенствование нормативной правовой базы в области
охраны труда
Важнейшее направление региональной политики в области обеспечения безопасных условий труда - создание в Калужской области развитой нормативной правовой базы в сфере охраны труда и системы нормативного обеспечения условий и охраны труда в организациях, осуществляющих деятельность на территории Калужской области.
2. Организационно-техническое обеспечение условий и охраны труда
Решение вопросов организационного обеспечения общей системы управления охраной труда, включая проведение областных смотров-конкурсов на лучшее обеспечение безопасных условий труда среди организаций, осуществляющих деятельность на территории Калужской области; проведение совещаний, семинаров, выставок по проблемным вопросам охраны труда; содействие совершенствованию работы органов исполнительной власти Калужской области, ведающих вопросами охраны труда, органов местного самоуправления. Техническое обеспечение позволит решить проблемы условий и охраны труда непосредственно в организациях, осуществляющих деятельность на территории Калужской области; укрепить материальную и техническую базы органов исполнительной власти Калужской области, ведающих вопросами охраны труда, для повышения эффективности работы по снижению уровня травматизма и улучшению условий и охраны труда в организациях, осуществляющих деятельность на территории Калужской области.
3. Санитарно-гигиенические и лечебно-профилактические
мероприятия
Мероприятия данного раздела направлены на сохранение жизни и здоровья работающих в процессе трудовой деятельности, на снижение уровня профессиональной заболеваемости, а также проведение предупредительных мероприятий по снижению уровня заболеваемости вследствие неудовлетворительных условий труда и сокращению производственного травматизма.
4. Социальная, медицинская и профессиональная реабилитация
лиц, пострадавших на производстве
Мероприятия, включенные в этот раздел, предусматривают продолжение работы по дальнейшему решению проблем, связанных с реабилитацией лиц, пострадавших на производстве в результате несчастных случаев и получивших профессиональные заболевания.
5. Совершенствование социального партнерства в области охраны
труда субъектов социально-трудовых отношении
Мероприятия, включенные в этот раздел, позволят предусматривать разделы охраны труда в заключаемых трехсторонних соглашениях, в территориальных и отраслевых соглашениях, в коллективных договорах, а также обеспечивать восстановление системы общественного контроля за условиями и охраной труда.
6. Информационно-аналитическая работа в области обеспечения условии
и охраны труда
Этот блок мероприятий предусматривает совершенствование информационной работы в области охраны труда в организациях, изучение и распространение передового опыта работы по охране труда через средства массовой информации и специализированные печатные издания.
7. Обучение, подготовка и повышение квалификации кадров в области
охраны труда
Мероприятия этого раздела предусматривают расширение сети центров, осуществляющих обучение и проверку знаний руководителей и специалистов в области охраны труда, оказание помощи и осуществление контроля за их деятельностью органом по труду Калужской области.
8. Дополнительные мероприятия по улучшению условий
и охраны труда
В раздел включена работа по реализации основных нормативных правовых актов по охране труда, направленных на финансирование мероприятий по охране труда, ограничение выполнения тяжелых работ и работ во вредных или опасных условиях труда, а также работ, запрещающих и ограничивающих применение труда женщин и лиц моложе 18 лет.
Источники финансирования и сумма необходимых средств на весь
период реализации программы и по годам
Источниками финансового обеспечения Программы являются средства областного бюджета, средства бюджета Калужского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации, средства организаций (**), направленные на финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда в организациях независимо от организационно-правовых форм в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации ст. 226 и Федеральным законом от 17.07.1999 г. N 181-ФЗ "Об основах охраны труда в Российской Федерации" ст. 19 в размерах не менее 0,1 процента суммы затрат на производство продукции (работ, услуг), а в организациях, занимающихся эксплуатационной деятельностью, - в размере не менее 0,7 процента суммы эксплуатационных расходов.
Источник финансирования | Объем финансирования (тыс. рублей) | |||
2004 г. | 2005 г. | 2006 г. | Итого | |
Областной бюджет | 1009,6 | 1141,0 | 388,0 | 2538,6 |
Средства бюджета Калужского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации |
15600,0 | 18420,0 | 21800,0 | 55820,0 |
Средства организаций, осуществляющих деятельность на территории Калужской области (**) |
295000,0 | 368200,0 | 459300,0 | 1122500,0 |
Всего: | 311609,6 | 387761,0 | 481488,0 | 1180858,6 |
**Прогноз объемов привлекаемых средств от работодателей составлен на основании данных Калужского областного комитета государственной статистики за предыдущие годы (2000-2002 гг.) с учетом увеличения ежегодных затрат на мероприятия по охране труда. Итоговые суммы по годам уточняются по отчетам организаций перед Калужским областным комитетом государственной статистики о средствах, израсходованных на мероприятия по охране труда за прошедший финансовый год.
Законом Калужской области от 28 июня 2004 г. N 323-ОЗ в раздел "Механизм реализации программы" настоящей Программы внесены изменения
Механизм реализации программы
Выполнение мероприятий Программы организуется основными исполнителями с привлечением всех заинтересованных субъектов, в сроки, предусмотренные для их реализации.
Финансовые средства из областного бюджета на реализацию мероприятий Программы выделяются государственному заказчику - министерству здравоохранения и социального развития политики Калужской области. Средства Калужского регионального отделения Фонда социального страхования выделяются организациям области на реализацию предупредительных мероприятий.
Законом Калужской области от 28 июня 2004 г. N 323-ОЗ в раздел "Организация управления программой и контроль за ходом ее выполнения" настоящей Программы внесены изменения
Организация управления программой и контроль за ходом
ее выполнения
Контроль за реализацией Программы осуществляется государственным заказчиком Программы - министерством здравоохранения и социального развития Калужской области.
Министерство здравоохранения и социального развития Калужской области ежегодно уточняет показатели и затраты по программным мероприятиям и готовит предложения по корректировке Программы с учетом выделенных на ее реализацию средств.
Министерство здравоохранения и социального развития Калужской области ежегодно направляет в министерство области экономического развития Калужской области и министерство финансов Калужской области отчет об использовании финансовых средств.
Оценка эффективности социально-экономических последствий
реализации программы
В результате реализации Программы планируется в основном закончить формирование системы государственного управления охраной труда в области, повысить эффективность профилактических работ по предупреждению производственного травматизма.
Разработанные в ходе реализации Программы правовые акты, методические рекомендации, пособия и другие материалы будут использованы органами исполнительной власти области, органами местного самоуправления муниципальных образований области, организациями в работе по обеспечению соблюдения законодательных и иных нормативных правовых актов в области охраны труда.
Выполнение комплекса программных мероприятий позволит снизить уровень производственного травматизма и профессиональной заболеваемости, уменьшить расходы на компенсацию работникам потери здоровья в результате несчастных случаев на производстве.
Планируется снижение численности пострадавших на производстве в расчете на 1000 работающих по годам (относительные показатели):
2004 год | - 5,8 |
2005 год | - 5,7 |
2006 год | - 5,6 |
уменьшение числа дней нетрудоспособности в расчете на одного пострадавшего:
2004 год | - 28,0 дней |
2005 год | - 27,8 дней |
2006 год | - 27,5 дней |
сокращение числа впервые зарегистрированных профессиональных заболеваний:
2004 год | - 18 человек |
2005 год | - 17 человек |
2006 год | - 16 человек |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.