Постановление Городской Думы г. Калуги
от 16 декабря 2003 г. N 323
"Об утверждении муниципальной целевой Программы
"Обеспечение жильем молодых семей в 2003-2010 гг."
В целях оказания поддержки молодым семьям в решении ими жилищных проблем, а также в целях оказания условий для повышения уровня обеспеченности молодых семей, укрепления семейных отношений и снижения социальной напряженности в обществе, и в соответствии со ст. 30 Устава муниципального образования "Город Калуга", Городская Дума постановила:
1. Утвердить муниципальную целевую Программу "Обеспечение жильем молодых семей 2003-2010 гг.";
2. Городскому Голове рассмотреть возможность выделения финансовых средств из бюджета муниципального образования "Город Калуга" на реализацию данной Программы в 2003-2010 году согласно объемам финансирования, предусмотренным в Программе;
3. Настоящее Постановление вступает в силу с момента его официального опубликования (обнародования);
4. Контроль за исполнением настоящего Постановления возложить на комитет Городской Думы по экономической политике, промышленному и сельскохозяйственному производству, развитию предпринимательства, экологии (Клементьев Ю.С.).
Председатель Городской Думы г. Калуги |
А.Г.Иванов |
Муниципальная целевая программа
"Обеспечение жильем молодых семей в 2003-2010 гг."
(утв. постановлением Городской Думы г. Калуги
от 16 декабря 2003 г. N 323)
Паспорт муниципальной целевой программы
Наименование Программы: Муниципальная целевая Программа "Обеспечение
жильем молодых семей в 2003-2010 гг."
Основание для разработки Постановление Правительства Российской
Программы: Федерации от 17 сентября 2001 г. N 675
"О федеральной целевой Программе "Жилище";
Постановление Правительства Российской
Федерации от 28 августа 2002 г. N 638
"О подпрограмме "Обеспечение жильем молодых
семей", входящей в состав Федеральной
целевой Программы "Жилище на 2002-2010
годы".
Заказчик Программы: Городская Управа г. Калуги (Комитет по делам
молодежи)
Основные разработчики Городская Управа г. Калуги, Комитет по делам
и исполнители Программы: молодежи, Управление капитального
строительства, МУ "Фонд развития ипотечного
жилищного кредитования г. Калуги",
Управление социальной защиты.
Цели и задачи Программы: - создание системы муниципальной поддержки
молодых семей в решении жилищной проблемы
для улучшения демографической ситуации
в городе Калуга;
- разработка и внедрение в практику
правовых, финансовых и организационных
механизмов оказания поддержки молодым
семьям, нуждающимся в улучшении жилищных
условий;
- содействие инициативам молодежных
организаций, направленным на улучшении
жилищных условий молодых семей;
- привлечение для решения этой проблемы
внебюджетных источников финансирования.
Срок реализации 2003-2010 годы:
Программы: - 1-й этап - 2003-2004 годы. Разработка
правовых, финансовых и организационных
механизмов поддержки молодых семей,
нуждающихся в улучшении жилищных условий.
- 2-й этап - 2004-2010 годы. Внедрение
механизмов реализации Программы в городе
Калуга. Уточнение перечня намеченных
мероприятий, совершенствование и развитие
механизмов реализации Программы.
Объем и источники общий объем финансирования Программы
финансирования Программы: составляет 270 млн. руб., в том числе
средства областного бюджета в виде ипотечных
займов 40 млн. руб., средства бюджета города
Калуги 68 млн. руб. из них 20 млн. руб.
на строительство жилья для малообеспеченных
молодых семей;
162 млн. руб. - внебюджетные средства,
в том числе средства молодых семей.
Ожидаемые конечные - увеличение рождаемости в г.Калуге;
результаты: - создание условий для повышения уровня
обеспеченности молодых семей;
- укрепление семейных отношений и снижение
социальной напряженности в обществе;
- привлечение в жилищную сферу
дополнительных финансовых средств
внебюджетных источников.
1. Введение
Муниципальная целевая Программа "Обеспечение жильем молодых семей в г. Калуге на 2003-2010 годы" разработана в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 28 августа 2002 года N 638 "О подпрограмме "Обеспечение жильем молодых семей", входящей в состав Федеральной целевой Программы "Жилище на 2002-2010 годы" и на основании Распоряжения Городского Головы от 6 октября 2003 года N 5299-р "О создании рабочей группы по разработке муниципальной целевой Программы "Обеспечение жильем молодых семей в г. Калуге"
Программа рассчитана на реализацию в течение восьми лет - с 2003 по 2010 год.
2. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения
программными методами
В ходе проведения экономических реформ очень важен учет демографического аспекта государственной политики в развитии экономики страны и необходимость оказания помощи молодым гражданам в решении их жилищных проблем. Однако до настоящего времени не удалось внедрить в широком масштабе в практику субъектов Российской Федерации приемлемых экономических механизмов государственной муниципальной поддержки молодых семей с целью обеспечения их жильем.
Россия - одна из немногих стран мира, где отмечается сокращение численности населения. Уменьшение населения страны, начавшееся в конце прошлого века, продолжается на фоне снижения рождаемости. Показатель рождаемости (число родившихся на 1000 постоянных жителей) к 2000 году составил около 8 по сравнению с 13,4 в 1990 году. Характерно это и для г. Калуги. Показатель рождаемости за 1 полугодие 2003 года составил 8,4.
По оценкам экспертов, при сохранении такой демографической тенденции население России может уменьшиться до 100 млн. человек к 2020 году и до 50-55 млн. человек к 2075 году. В г. Калуге естественная убыль в 2002 году составила 2822 человек.
В основе снижения рождаемости лежит ухудшение качества жизни большинства населения, в том числе условий проживания.
В результате проводимых социологических исследований были выявлены основные причины, по которым молодые семьи не желают заводить детей. В подавляющем большинстве случаев это отсутствие перспектив улучшения жилищных условий и низкий уровень доходов.
Вынужденное проживание с родителями одного из супругов снижает уровень рождаемости и увеличивает количество разводов среди молодых семей. Установлено, что средний размер семей, занимающих отдельную квартиру или дом, значительно выше, чем семей, которые снимают комнату или проживают в общежитии.
В связи с этим для улучшения демографической ситуации в стране необходимо будет в первую очередь обеспечить создание условий для решения жилищных проблем молодых семей. Вопрос обеспечения жильем молодых семей приобретает особую актуальность в предстоящем периоде. Это объясняется тем, что в 2003 году в период рождения первого ребенка вступает поколение 1982-1986 годов, т.е. поколение самой высокой численности за прошедший период.
По данным горкомстата г. Калуги молодых людей от 16 до 30 лет - 69 тыс. человек примерно 20 % населения г. Калуги. Количество молодых семей в г. Калуге составляет около 7,0 тыс., из них примерно 5 тыс. нуждаются в улучшении жилищных условий.
Для решения данной проблемы требуется участие и взаимодействие органов государственной власти всех уровней, а также органов местного самоуправления.
Каким путем может осуществляться муниципальная поддержка молодым семьям. Это:
- предоставление субсидий молодым малообеспеченным семьям на приобретение жилья;
- компенсация части затрат на приобретение или строительство жилья в случае рождения и усыновления ребенка;
- выделение строительных материалов для индивидуального жилищного строительства;
- предоставление многодетным малообеспеченным семьям жилых помещений из муниципального жилого фонда;
- воссоздание или организация новых форм содействия решению жилищных проблем молодежи, подобных молодежным жилищно-строительным кооперативам;
- вовлечение молодых семей в систему ипотечного жилищного кредитования.
3. Основные цели и задачи муниципального образования в ходе реализации
Федеральной подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей"
В связи с тем, что подпрограммой, принятой правительством Российской Федерации, предусматривается оказание поддержки регионов за счет средств федерального бюджета, привлекающих для решения данной проблемы финансовые ресурсы на региональном и местном уровнях из бюджетных и внебюджетных источников финансирования, основные задачи можно сформулировать следующим образом: разработать муниципальную Программу, входящую в состав областной Программы и предусматривающую план действий органов местного самоуправления на привлечение средств местного бюджета и внебюджетных источников для решения жилищных проблем молодых семей и их эффективным управлением. Программа должна на законодательном уровне определить участника Программы: молодую семью, возраст супругов в которой не превышает 30 лет, признанную в установленном порядке нуждающейся в улучшении жилищных условий и постоянно проживающую на территории муниципального образования г. Калуге#.
Программа должна включать следующие направления системы мероприятий:
- нормативно-правовое и методологическое обеспечение реализации Программы;
- финансовое обеспечение реализации Программы;
- организационное обеспечение реализации Программы.
В связи с этим можно предложить план следующих основных мероприятий, которые должны быть включены в Программу (Приложение 1).
4. Срок и этапы реализации Программы
Программа будет выполняться поэтапно в 2003-2004 годах.
На первом этапе в 2003-2004 годах будет осуществляться:
- разработка правового, финансового и организационного механизмов Программы;
- отработка механизма взаимодействия с муниципальным заказчиком Программы;
- организация мониторинга и контроля выполнения Программы.
На втором этапе (2004-2010 годы):
- внедрение механизма реализации Программы на территории муниципального образования город Калуга;
- совершенствование указанного механизма и форм взаимодействия с муниципальным заказчиком и исполнителями Программы.
5. Система мероприятий Программы
Мероприятия Программы предусматривают создание системы муниципальной поддержки семей в решении ими жилищных проблем после заключения брака и в случае рождения, усыновления детей при условии, что каждый из супругов не достиг 30-летнего возраста, а также неполных семей с детьми, в которых родитель не достиг 30-летнего возраста. Кроме основных мероприятий, приведенных в Приложении N 1, важными являются мероприятия по участию в разработке нормативно-правового обеспечения Программы по следующим направлениям:
- разработка Положения о порядке предоставления молодым семьям льготных займов на приобретение (строительство) жилья;
- определения перечня и разработка форм документов, предоставляемых молодой семьей при вступлении в Программу;
- разработка форм документов, определяющих порядок и условия взаимодействия между исполнителями и муниципальным заказчиком.
Основными мероприятиями по финансовому обеспечению реализации Программы являются:
- разработка и предоставление Комитету по делам молодежи при Правительстве Калужской области необходимой документации для включения молодых семей города в областную Программу;
- выделение средств бюджета города Калуги на строительство жилья для малоимущих молодых семей и предоставление безвозмездных субсидий в соответствии с Программой;
- привлечение внебюджетных средств, в том числе средств молодых семей, используемых для частичной оплаты стоимости приобретения (строительства) жилья.
6. Источники финансирования и сумма необходимых средств
для реализации Программы
Общая стоимость Программы за счет всех источников финансирования составляет 270 млн. руб. (Расчет в Приложении N 2). Объем необходимых средств из бюджета города Калуги для реализации Программы составит 68 млн. рублей. В расчете не учтены средства Федерального бюджета, которые могут поступить в случае успешного участия в конкурсе по предоставлению средств субъектам Российской Федерации, предусмотренных федеральной целевой подпрограммой "Обеспечение жильем молодых семей", входящей в состав федеральной целевой Программы "Жилище" на 2002-2010 годы. В случае поступления средств из федерального бюджета они в соответствии с положениями федеральной целевой подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" будут направлены на предоставление молодым семьям субсидий при рождении, усыновлении ребенка на компенсацию части затрат, произведенных ими на строительство (приобретение) жилья, и на погашение части кредита.
Размер субсидий, предоставляемых молодым семьям при рождении, усыновлении ребенка определяется исходя из социальной нормы общей площади жилья в расчете на 1 члена семьи - 18 кв. м., и средней рыночной стоимости 1 кв. м. общей площади жилья, определяемой в установленном порядке Государственным комитетом Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу.
7. Механизм реализации Программы
Реализация Программы осуществляется структурами городской Управы, общую координацию которых осуществляет Комитет по делам молодежи. Комитет по делам молодежи в рамках реализации Программы осуществляет взаимосвязь с Комитетом по делам молодежи при Правительстве Калужской области и предоставляет ему всю необходимую исходную документацию, поданную структурами городской Управы по следующим направлениям:
Отдел по учету и распределению жилья. |
Ведение учета и регистрация участников Программы на основании предоставленных молодой семьей документов, подтверждающих гражданство Российской Федерации, постоянное проживание в городе Калуга, возраст супругов, регистрацию в отделе по учету и распределению жилья, как нуждающихся в улучшении жилищных условий, уровень доходов молодой семьи; |
Управление социальной защиты. |
Формирование очереди малоимущих молодых семей на получение жилья из муниципального жилищного фонда; |
Комитет по делам молодежи, Управление социальной защиты, Управление капитального строительства. |
Участие совместно с муниципальным учреждением "Фонд развития ипотечного жилищного кредитования г. Калуги" в формировании очереди участников Программы на получение льготного займа или рассрочки; |
Исполнители Программы, в соответствии с паспортом муниципальной целевой Программы. |
Осуществление других действий в соответствии с утвержденным планом мероприятий настоящей Программы. |
Участники Программы имеют право на приобретение с рассрочкой платежа как нового жилья, так и жилья с вторичного рынка. Продажа жилья гражданам осуществляется с рассрочкой платежа на срок до 15 лет под 5 % годовых.
Размер предоставляемой рассрочки не может превышать 70 % стоимости жилья, полагающегося семье по социальной норме, с учетом платежеспособности граждан. Выплата рассрочки производится ежемесячно аннуитетными платежами. Размер обязательного ежемесячного платежа в погашение рассрочки не должен превышать 35 % совокупного дохода молодой семьи.
Погашение рассрочки обеспечивается залогом приобретенной недвижимости и гарантиями поручителей (физических или юридических лиц), а также страхованием жизни и имущества.
При рождении ребенка в семье - участнику Программы производится уменьшение остатка задолженности по выплате рассрочки в размере 25 % от суммы остатка задолженности, при рождении второго ребенка - в размере 30 % от суммы остатка задолженности, а при рождении третьего ребенка сумма задолженности погашается полностью.
8. Организация управления реализацией Программы и контроль
за ходом ее выполнения
Муниципальный заказчик (Комитет по делам молодежи городской Управы г. Калуги) осуществляет контроль за выполнением Программы, мониторинг проводимых работ.
Муниципальный заказчик Программы, с учетом выделяемых на ее реализацию средств, ежегодно уточняет показатели и затраты по программным мероприятиям, механизм реализации Программы и готовит предложение по корректировке, приостановлению действия или отмене нормативных правовых актов, в соответствии с которыми реализуется Программа.
Муниципальное учреждение "Фонд развития ипотечного жилищного кредитования г. Калуги" и Управление капитального строительства ежегодно, до 5 января, направляет в Комитет по делам молодежи Городской Управы г. Калуги отчет об использовании муниципальных финансовых средств, выделенных на реализацию данной Программы. Комитет по делам молодежи ежегодно до 15 января, как координатор деятельности Программы, подает сведения об использовании финансовых средств, выделенных на реализацию данной Программы в Финансовое управление г. Калуги.
9. Оценка эффективности социально - экономических результатов
реализации Программы
Оценка эффективности реализации Программы будет производится на основе:
- показателей, характеризующих увеличение рождаемости в муниципальное# образование# "Город Калуга";
- показателей роста количества жилья, приобретенного (построенного) молодыми семьями в рамках реализации Программы;
Успешное выполнение мероприятий Программы позволит обеспечить:
- повышение уровня обеспеченности жильем молодых семей;
- укрепление семейных отношений и снижение социальной напряженности в обществе;
- развитие и закрепление положительных демографических тенденций на территории муниципального образования "Город Калуга"
Приложение N 1
к муниципальной целевой Программе
"Обеспечение жильем молодых семей в 2003-2010 гг."
План основных мероприятий
N п/п | Мероприятия | Срок выполнения | Исполнитель |
1. | Определение единых критериев отнесения молодых семей к различным категориям (с учетом нуждаемости в улучшении жилищных условий, уровня дохода на члена семьи, количества детей и т.д.). |
До 30.12.2003 | Комитет по делам молодежи |
2. | Определение категорий молодых семей, которым поддержка в обеспечении жильем должна быть оказана в приоритетном порядке из муниципального жилого фонда. |
До 30.12.2003 | Управление социальной защиты, Комитет по делам молодежи |
3. | Разработать форму анкет и провести анкетирование молодых семей с целью определения их доходов, потребности в жилье и возможном участии в Программе. |
До 30.12.2003 | Комитет по делам молодежи, Управление социальной защиты |
4. | Подготовить списки малоимущих и многодетных молодых семей для формирования очереди на предоставление жилых помещений из муниципального жилого фонда. |
До 30.12.2003 | Управление социальной защиты |
5. | Разработать Положение о предоставлении молодым семьям безвозмездных субсидий на строительство или приобретение жилья. |
До 30.12.2003 | Отдел по контролю учета и распределения жилья |
6. | Определить перечень и разработать формы документов, предоставляемых молодой семьей при вступлении в Программу. |
До 30.12.2003 | Комитет по делам молодежи, Муниципальное учреждение "Фонд развития ипотечного жилищного кредитования" |
7. | Подготовить изменения в "Положение о порядке и условиях предоставления рассрочки гражданам на строительство или приобретение жилья". |
До 30.12.2003 | Муниципальное учреждение "Фонд развития ипотечного жилищного кредитования" |
8. | Подготовить предложение по строительству жилья для молодых, малоимущих и многодетных семей. |
До 30.12.2003 | Управление капитального строительства |
9. | Подготовить проект решения об инвестировании и строительстве жилья для молодых семей в мкрн. Правобережья с финансовой корпорацией "Конти". |
До 30.12.2003 | Управление капитального строительства |
10. | Подготовить предложение по сокращению затрат на строительство (приобретение) жилья расходов на эксплуатацию для молодой семьи. |
До 30.12.2003 | Управление капитального строительства |
11. | Предусмотреть в бюджете 2004 года муниципального образования "Город Калуга" финансовые средства на реализацию Программы. |
До 30.12.2003 | Финансовое управление, Управление капитального строительства |
12. | Провести информационную разъяснительную работу среди населения по освещению целей и задач Программы через средства массовой информации. |
До 30.12.2003 | Помощник Городского Головы по вопросам информационного обеспечения |
Приложение N 2
к муниципальной целевой Программе
"Обеспечение жильем молодых семей в г. Калуге на 2003-2010 гг."
Расчет
финансовых средств на реализацию мероприятий Программы
Программа рассчитана на улучшение жилищных условий 500 молодых семей г. Калуги или 20 % от стоящих на учете на улучшение жилищных условий в г. Калуге (20 % - реальный показатель возможности участия в региональных программах с привлечением собственных средств участников, рассчитанный институтом развития города).
При социальной норме общей площади жилья в расчете на одного члена семьи 18 кв. м., площадь приобретаемого жилья на семью из 3 человек должна в среднем составлять 54 кв. м. Общий объем финансовых средств составит
500 х 54 х 10000 = 270 млн. руб., где
10000 руб. - средняя стоимость 1 кв. м общей площади, исходя из 11000 руб. на первичном и 9000 рублей на вторичном рынке.
В соответствии с Федеральной программой средства областного и местного бюджета должны составлять 40 % общих средств:
270000000 х 0,4 = 108 млн. руб.
Областной программой предусмотрено выделение средств из областного бюджета в размере 120 млн. рублей. Учитывая, что в г. Калуге проживает каждая третья молодая семья, можно рассчитывать на следующую сумму из областного бюджета:
120000000 х 0,3 = 40 млн. руб.
Исходя из этого, из местного бюджета на реализацию Программы необходимо предусмотреть 68 млн. рублей. Их них 20 млн. рублей - на строительство жилья для малообеспеченных молодых семей по договорам социального найма (ориентировочно 50 квартир).
Общая стоимость программы по годам
Годы | Областной бюджет (млн. руб.) |
Городской бюджет (млн. руб.) |
Внебюджетные источники, в т.ч. личные средства молодых семей (млн. руб.) |
2003 | 0 | 0 | 0 |
2004 | 5 | 10 | 8 |
2005 | 10 | 10 | 12 |
2006 | 6 | 10 | 18 |
2007 | 6 | 10 | 26 |
2008 | 3 | 10 | 36 |
2009 | 0 | 10 | 50 |
2010 | 0 | 8 | 50 |
Итого | 40 | 68 | 162 |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Городской Думы г. Калуги от 16 декабря 2003 г. N 323 "Об утверждении целевой Программы "Обеспечение жильем молодых семей в МО "г. Калуга" на 2006-2010 гг."
Настоящее постановление вступает в силу с момента его официального опубликования
Текст постановления опубликован в газете "Калужская неделя" от 4 апреля 2007 г. N 14
В настоящее постановление внесены изменения следующими документами:
Постановление Городской Думы г. Калуги от 1 октября 2008 г. N 145
Постановление Городской Думы г. Калуги от 9 апреля 2008 г. N 32
Постановление Городской Думы г. Калуги от 25 октября 2006 г. N 145