Закон Калужской области от 10 января 2003 г. N 171-ОЗ
"Об областной целевой программе "Развитие единой образовательной
информационной среды в Калужской области с 2003 по 2005 г."
Принят постановлением Законодательного Собрания Калужской области
от 26 декабря 2002 г.
Губернатор Калужской области |
А.Д.Артамонов |
Областная целевая программа
"Развитие единой образовательной информационной среды
в Калужской области с 2003 по 2005 год"
(утв. Законом Калужской области от 10 января 2003 г. N 171-ОЗ)
Паспорт областной целевой программы "Развитие единой
образовательной информационной среды в Калужской области
с 2003 по 2005 год"
I. Содержание проблемы и необходимость ее решения программными
методами
II. Основные цели и задачи программы
III. Срок и этапы реализации программы
IV. Система программных мероприятий
Общеобразовательная школа
Среднее и высшее профессиональное образование
Оснащение образовательных учреждений средствами информатизации.
Определение типовых конфигураций и технических параметров
оборудования
Оснащение средствами учебной и вычислительной техники. Среднее
(полное) общее образование
Начальное профессиональное образование
Среднее профессиональное образование
Высшее профессиональное образование
V. Источники финансирования мероприятий программы
VI. Механизм реализации программы
VII. Организация управления программой и контроль за ходом
ее выполнения
VIII. Оценка эффективности социально-экономических и экологических
последствий от реализации программы
Паспорт областной целевой программы
"Развитие единой образовательной информационной среды
в Калужской области с 2003 по 2005 год"
1. Наименование программы "Развитие единой образовательной
информационной среды в Калужской области
с 2003 по 2005 год"
2. Заказчик программы Департамент образования и науки Калужской
области
3. Основные разработчики Департамент образования и науки Калужской
программы области, высшие учебные заведения
и на конкурсной основе организации Калужской
области
4. Наименование, номер Постановление Правительства Калужской
и дата принятия области от 10 июня 2002 г. N 128
решения о разработке "О разработке областной целевой программы
программы "Развитие единой образовательной
информационной среды Калужской области
на 2002-2005 годы"
5. Цели и задачи Повышение качества образования за счет
программы использования новых информационных
технологий.
1. Обеспечение образовательных учреждений
средствами вычислительной техники,
современными учебными материалами,
а также средствами доступа к глобальным
информационным ресурсам.
2. Разработка средств поддержки
и сопровождения современных электронных
учебных материалов.
3. Развитие современных информационных сетей
в интересах коллективных и индивидуальных
пользователей.
4. Подготовка административных,
педагогических и инженерно-технических
кадров к использованию информационных
технологий
6. Важнейшие показатели Создание условий доступа к глобальным
информационным ресурсам, реализации
и развития технологии интерактивного
обучения, открытого образования; обеспечение
условий для повышения качества образования
за счет эффективного использования
информационных технологий; обеспечение
высокоскоростной связи высших учебных
заведений с пропускной способностью линий
не менее 256 кб/с; подготовка
и переподготовка 85 процентов специалистов
в области новых информационных технологий
7. Сроки и этапы Сроки реализации программы: 2003-2005 годы.
реализации программы Первый этап - 2003-2004 годы. Обеспечение
учебных заведений средствами информатизации
(поставка аппаратно-программного обеспечения
в сельские школы, организация подготовки
учителей сельских школ к работе
с информационными технологиями
в образовании). Экспериментальная проверка
и выбор принципов работы сетей
образовательной информационной среды.
Разработка требований к информационному
наполнению формируемой информационной среды
Второй этап - 2004-2005 годы. Завершение
поставок средств информатизации
в образовательные учреждения, организация
системы технического обслуживания,
разработка и тиражирование электронных
учебных материалов. Создание единой
образовательной информационной среды
для всех учебных заведений области.
Повышение квалификации и профессиональная
переподготовка административных,
педагогических и инженерно-технических
кадров. Обеспечение доступа к информационным
ресурсам всем учебным учреждениям области
8. Перечень подпрограмм 1. Программно-информационное наполнение
и основных мероприятий. единого информационного образовательного
Основные направления пространства Калужской области.
программы 2. Повышение квалификации
и профессиональная переподготовка
административных, педагогических
и инженерно-технических кадров в области
современных информационных технологий.
3. Создание и развитие телекоммуникационной
сети системы образования Калужской
области.
9. Исполнители Департамент образования и науки области.
подпрограмм и основных Образовательные учреждения Калужской
мероприятий области. Организации области на конкурсной
основе
10. Объемы и источники /------------------------------------------\
финансирования | |Всего|2003 г.|2004 г.|2005 г.|
программы |------------+-----+-------+-------+-------|
|Средства |59200| 23850 | 19350 | 16000 |
|областного | | | | |
|бюджета, | | | | |
|тыс. руб. | | | | |
|------------+-----+-------+-------+-------|
|Средства |36000| 34350 | 850 | 800 |
|федерально- | | | | |
|го бюджета, | | | | |
|тыс. руб. | | | | |
|------------+-----+-------+-------+-------|
|Всего |95200| 58200 | 20200 | 16800 |
\------------------------------------------/
11. Ожидаемые конечные В результате выполнения программы
результаты программы предполагается:
- ввод в эксплуатацию единой региональной
образовательной информационной среды,
интегрированной в единую информационную
образовательную среду России;
- обеспечение доступа к глобальным
информационным ресурсам;
- обеспечение высокоскоростной связи между
вузами региона для учащихся
и преподавателей;
- реализация возможностей повышения
качества обученияв сельской местности
путем организации доступа отдаленных школ
к образовательным ресурсам, рационального
использования педагогических кадров,
подготовки специалистов в области новых
информационных технологий для каждой
сельской школы;
- создание условий доступа к глобальным
информационным ресурсам, реализации
и развития технологии интерактивного
обучения, открытого образования;
- реализация возможностей персонализации
образования путем создания и реализации
индивидуальных траекторий;
- организация системы методической поддержки
преподавателей учебных заведений всех
уровней;
- создание жителям Калужской области
с ограниченными возможностями здоровья
условий для получения полноценного
образования и необходимой специальной
(коррекционной) помощи; предоставление им
возможностей социальной адаптации
и реабилитации средствами образования;
- усовершенствование системы поиска
одаренных детей и работы с ними на основе
новых информационных технологий;
- разработка системы сетевого тестирования
и создание банков данных с результатами
тестирования каждого ученика;
- организация системы информационной
и научно-методической поддержки
образовательного процесса.
12. Система организации Контроль за выполнением Программы
контроля осуществляет департамент образования и науки
за исполнением Калужской области, который рассматривает
программы выполнение программных мероприятий
на заседаниях коллегии департамента
I. Содержание проблемы и необходимость ее решения
программными методами
В настоящее время от темпов и уровня информационно-технологического развития страны, региона зависит состояние экономики, качество жизни людей, обеспечение конституционных прав граждан на получение информации.
Уровень развития современных технологий в стране зависит, в первую очередь, от интеллектуального потенциала общества и, следовательно, от уровня развития образования в стране.
Меняющееся общество требует перехода к принципиально новому уровню доступности высококачественного образования. Для реализации целей и задач развития экономики страны необходимо, чтобы примерно 30% населения имело высшее образование. Эта проблема, как показывает мировая практика, может быть решена в системе открытого образования, которая в нашей стране только начинает формироваться. Единственным способом осуществления открытого образования являются информационные технологии. В этой области Россия существенно отстает от ряда развитых стран, что ставит настоящую программу в разряд жизненно необходимых.
Информатизация школ в Калужской области
Как показывает практика, использование информационных технологий и интернет в общеобразовательных школах пока еще ограничено и очень слабо связано с учебным процессом Дистанционное обучение школьников находится в зародышевом состоянии.
Широкому распространению интернет - технологий в российской общеобразовательной школе мешает недостаточная материальная база информатизации образования, отсутствие достаточного количества русскоязычных ресурсов образовательного характера во всемирной информационной сети, неподготовленность учителей к использованию информационных технологий. Использование информационных сетей требует перестройки содержания и организационных форм учебной деятельности, а также переподготовки учителей Информационные технологии должны органично войти в учебный процесс и стать одним из средств решения основных задач школы в период формирования новых социально - экономических условий жизни общества.
Значительное число детей в настоящее время посещает учреждения дополнительного образования, что диктует необходимость и целесообразность подключения этих учреждений к глобальной информационной сети. Это позволит развивать дистанционное обучение различным видам детского и юношеского творчества, обеспечить внедрение новых информационных технологий в дополнительное образование детей по различным образовательным программам. Имеющиеся в настоящее время возможности для решения этих задач ограничены и требуют развития.
Особо важное значение развитие информационных технологий имеет для сельской малокомплектной школы. В Калужской области 318 сельских школ, в которых обучается примерно третья часть школьников области. В сельской школе не хватает учебной и методической литературы, наглядных пособий и лабораторного оборудования. Определенный прогресс достигнут в оснащении сельских школ компьютерами в 2001 году (в сельские школы были поставлены 490 компьютеров, 51 модем и 51 принтер). Однако школы обеспечены лишь минимальным количеством компьютеров, и эту технику можно рассматривать лишь как задел для дальнейшего развития процессов информатизации. В 2002 году в городские и поселковые школы области поставлено 1200 компьютеров, сетевое оборудование, что радикальным образом изменит образовательную среду в области и сделает эффективным использование современных сетевых информационных технологий. Особое место по использованию компьютерной техники в образовательном процессе занимает город - наукоград Обнинск. Передовые компьютерные технологии, уже используемые в настоящее время в Обнинске, должны стать достоянием всех жителей области.
Профессиональная школа
Использование новых информационных технологий предполагает повышенные требования к качеству труда, уровню квалификации инженерно-педагогических и руководящих работников высших учебных заведений и техникумов. Очевидно, что в настоящее время прогресс в этом направлении будет определяться уровнем информационной подготовленности преподавателей общеобразовательных и специальных дисциплин. По оценкам, лишь 20% педагогов в настоящее время имеют начальный уровень подготовки в области информационных технологий.
В настоящее время практически все высшие учебные заведения Калужской области имеют доступ к компьютерным сетям, но уровень информатизации учебного процесса крайне низок. В связи с этим к основным задачам информатизации образования можно отнести проблему создания учебных программ и электронных библиотек, развитие дистанционного обучения, модернизацию сетевой инфраструктуры, увеличение пропускной способности используемых каналов. Для вузов в ближайшие годы необходимо будет обеспечить каналы с пропускной способностью 256 Кб/с - 2 Мб/с. В этом случае высшие учебные заведения Калужской области станут важным источником телекоммуникационных услуг для учреждений среднего, общего и профессионального образования, платформой для переподготовки специалистов всех уровней.
Состояние сферы образования в нашем государстве и тенденции развития общества требуют безотлагательного решения проблемы развития образования на основе информационных технологий. Это позволит изменить сущность, методы, организационные формы обучения, при которых интересы и развитие ученика станут основой системы образования.
Необходимость принятия настоящей программы обусловлена коренными изменениями в государственной политике в области образования, определением новой концепции развития образования, развитием работ по информатизации образования в мире, включением области в процесс информатизации России в целом.
II. Основные цели и задачи программы
Основная цель программы - повышение качества образования на основе использования новых информационных технологий.
Задачи программы:
- обеспечение образовательных учреждений средствами вычислительной техники, современными учебными материалами, а также средствами доступа к глобальным информационным ресурсам;
- разработка средств поддержки и сопровождения современных электронных учебных материалов;
- развитие современных информационных сетей в интересах коллективных и индивидуальных пользователей;
- подготовка управленческих и инженерно-педагогических кадров к использованию новейших информационных технологий.
III. Срок и этапы реализации программы
Срок реализации программы: 2003-2005 годы.
Первый этап - 2003-2004 годы. Обеспечение учебных заведений средствами информатизации. Развертывание системы доступа учреждений образования к информационным образовательным ресурсам. Экспериментальная проверка и выбор принципов работы сетей образовательной информационной среды. Разработка требований к информационному наполнению формируемой информационной среды.
Второй этап - 2004 - 2005 годы. Создание единой образовательной информационной среды для всех учебных заведений области. Повышение квалификации и профессиональная переподготовка педагогических, управленческих и инженерно-педагогических кадров. Обеспечение доступа к информационным ресурсам всем учебным учреждениям области.
IV. Система программных мероприятий
Основой образовательной системы является высококачественная и высокотехнологическая информационно - образовательная среда. Ее создание и развитие предоставляет собой технически наиболее сложную и дорогостоящую задачу. Но именно это позволяет коренным образом модернизировать технологическую основу системы образования, перейти к образовательным технологиям и открытой образовательной системе, формирующейся в странах постиндустриального общества. Для создания, развития и эксплуатации информационно - образовательной среды необходимо полностью задействовать научно - методический, информационный, педагогический потенциал, накопленный системой образования в целом.
Существенными информационными ресурсами в создаваемой информационной образовательной среде должны стать электронные библиотеки как средство накопления и распространения информационных, методических и других материалов. Благодаря сетевой инфраструктуре данные ресурсы будут потенциально доступны любому пользователю. Кроме того необходимо развитие дистанционного образования путем создания и поддержки соответствующих разделов образовательной системы. Организация доступа к образовательным ресурсам будет обеспечиваться по различным каналам (в том числе спутниковым).
В составе электронных библиотек, создаваемых и используемых в рамках настоящей программы, должны быть сформированы тематические базы обучающих, справочных, иллюстративных, каталогизированных данных и документов для обеспечения адресного поиска и свободного доступа через глобальную сеть.
Принципы организации электронных библиотек должны обеспечивать возможность накопления, хранения и предоставления доступа к различным ресурсам: текстовым, мультимедийным, моделирующим программам, функционирующим в различных программных средах. В первые годы функционирования системы должны быть созданы медиатеки со специализированным программным обеспечением, что позволит существенно улучшить информационное обеспечение сельских школ, оторванных от культурной и информационной среды больших городов.
Самостоятельным направлением в развитии электронных учебных материалов должны стать образовательные Интернет-серверы, на которых будут концентрироваться информационно - образовательные ресурсы. Необходимо создать систему зеркальных ссылок на ведущие образовательные ресурсы страны и систему информационного наполнения. Электронные библиотеки будут формироваться на основе существующих Интернет-ресурсов, объединения электронных библиотечных ресурсов, созданных в процессе реализации программы развития библиотечного дела в области, безвозмездного использования электронных библиотечных ресурсов учебных заведений Калужской области.
Общеобразовательная школа
В понятие информатизации школы включается процесс изменения содержания, методов и организационных форм общеобразовательной подготовки учащихся на этапе перехода школы к образованию в условиях расширенного доступа к информации. Проблемой в этом процессе является определение содержания образования, гармоничное сочетание федерального и регионального компонентов в образовании, оптимальное соотношение составляющих учебного процесса и новых информационных технологий, новых взаимоотношений учащегося и учителя в формируемой образовательной информационной среде. Необходимо найти оптимальное сочетание электронных средств обучения с традиционными.
Компьютеризация сельской школы должна обеспечить возможность не только проведения полноценных занятий по информатике, но и возможность использования компьютерной техники для преодоления информационного неравенства городских и сельских школьников.
В целях создания эффективной информационно-педагогической образовательной среды необходимо дополнить федеральные образовательные информационные ресурсы (учебники в электронном виде, задачники, методические материалы, справочники, развивающие программы, материалы для изучения иностранных языков, тесты, диагностические материалы) соответствующими региональными информационными ресурсами, обеспечивающими региональный компонент образовательного процесса. Учебный комплекс для реализации регионального образовательного компонента должен включать электронный учебник, школьную мультимедийную электронную энциклопедию, электронный лабораторный практикум, тренажерный комплекс для самостоятельной работы, методические материалы для учителей. Разработка и издание учебных пособий предполагается на конкурсной основе. Основу регионального компонента образовательного процесса должен составить перечень электронных учебников, указанных в табл. 1.
Таблица 1
Перечень электронных учебников, обеспечивающих реализацию
регионального компонента учебного плана школы
Общеобразовательная область |
N п/п |
Наименование предмета |
Типы учебных электронных изданий |
Количество электронных изданий |
Естествознание | 1 | Физика | Компакт-диск, учебное пособие, система контроля, сайт поддержки |
4-5 для 2-3 ступени общего образования |
2 | Химия | Компакт-диск, учебное пособие, система контроля, практикум, сайт поддержки |
3-4 для 2-3 ступени общего образования |
|
3 | Биология | Компакт-диск, учебное пособие, система контроля, сайт поддержки |
3-4 для 2-3 ступени общего образования |
|
4 | Экология | Компакт-диск, учебное пособие, система контроля, сайт поддержки |
3-4 для 2-3 ступени общего образования |
|
5 | География | Компакт-диск, учебное пособие, система контроля, сайт поддержки |
3-4 для 2-3 ступени общего образования |
|
Обществознание | 6 | Введение в социологию |
Компакт-диск, учебное пособие, система контроля, сайт поддержки |
3-4 для 2-3 ступени общего образования |
7 | Религии мира | Компакт-диск, учебное пособие, система контроля, сайт поддержки |
3-4 для 2-3 ступени общего образования |
|
8 | Экономика | Компакт-диск, учебное пособие, система контроля, сайт поддержки |
3-4 для 2-3 ступени общего образования |
|
9 | История | Компакт-диск, учебное пособие, система контроля, сайт поддержки |
3-4 для 2-3 ступени общего образования |
|
10 | Мировая художественная культура |
Компакт-диск, учебное пособие, система контроля, сайт поддержки |
3-4 для 2-3 ступени общего образования |
|
Филология | 11 | Русский язык | Компакт-диск, учебное пособие, система контроля, сайт поддержки |
3-4 для 2-3 ступени общего образования |
12 | Литература | Компакт-диск, учебное пособие, система контроля, сайт поддержки |
3-4 для 2-3 ступени общего образования |
|
13 | Иностранные языки |
Компакт-диск, учебное пособие, система контроля, сайт поддержки |
3-4 для 2-3 ступени общего образования |
|
Технология | 14 | Основы сельского (фермерского) хозяйства |
Компакт-диск, учебное пособие, система контроля, сайт поддержки |
3-4 для 2-3 ступени общего образования |
Основы безопасности жизнедеятельности |
15 | Компакт-диск, учебное пособие, система контроля, сайт поддержки |
3-4 для 2-3 ступени общего образования |
Среднее и высшее профессиональное образование
Перечни электронных учебных материалов и программно-методических комплексов по региональным компонентам дисциплин среднего профессионального образования формируются департаментом образования и науки области на основе новых образовательных стандартов с условием обеспечения преемственности и с учетом особенностей региональной системы профессионального образования. Основой для формирования является приоритетное обеспечение инвариантных дисциплин из перечня образовательных программ специальностей среднего профессионального образования, анализ особенностей назначения, содержания и специфики практических умений по дисциплинам, востребованность подготовки по различным направлениям специалистов среднего звена. Перечень учебных пособий, обеспечивающих реализацию регионального компонента государственных образовательных стандартов, приведен в таблице 2.
Таблица 2
Наименование циклов дисциплин высшего и среднего профессионального образования |
NN п/п |
Наименование дисциплины |
1. Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины |
1 | Основы права |
2 | Основы экономики | |
3 | Основы философии | |
4 | Основы социологии и филологии | |
2. Математические и общие естественнонаучные дисциплины |
5 | Экология |
6 | Основы информационных технологий |
|
3. Общепрофессиональные дисциплины | 7 | Основы безопасности жизнедеятельности |
8 | Основы военной службы | |
4. Общепрофессиональные дисциплины (для специальностей технического профиля) |
9 | Экономика и управление предприятием |
10 | Электротехника | |
11 | Инженерная графика | |
12 | Техническая механика | |
13 | Электротехнические и конструкционные материалы |
|
5. Общепрофессиональные дисциплины (для специальностей экономического профиля) |
14 | Основы экономической теории |
15 | Статистика | |
16 | Маркетинг | |
17 | Менеджмент | |
6. Общепрофессиональные дисциплины (для специальностей педагогического профиля) |
18 | Основы здорового образа жизни и анатомо-физиологические особенности детей и подростков |
19 | Психология | |
20 | Педагогика |
Принимая во внимание специфику отдельных вузов и большое число специальностей, материалы для студентов вузов должны готовиться силами самих учебных заведений с учетом особенностей регионального компонента государственных образовательных стандартов.
Оснащение образовательных учреждений средствами информатизации.
Определение типовых конфигураций и технических параметров оборудования
Первичное оснащение учебных учреждений общего и среднего образования средствами вычислительной техники проводится в рамках федеральной целевой программы "Развитие единой образовательной информационной среды (2001-2005 годы)" (постановление Правительства Российской Федерации от 28.08.2001 года N 630 "О федеральной целевой программе "Развитие единой образовательной информационной среды (2001-2005 годы)". Кроме того, поставляемая компьютерная техника, приобретение которой финансируется из федерального и регионального бюджетов, обеспечивает единую техническую платформу для всех школ страны, позволяет унифицировать программное обеспечение, облегчает разработку и унификацию методических материалов.
Оснащение средствами учебной и вычислительной техники.
Среднее (полное) общее образование
Школы должны стремиться к организации компьютерных классов, которые предназначены как для проведения занятий по информатике, так и для проведения отдельных уроков по большинству школьных дисциплин. Этот же класс может играть роль лингафонного кабинета при изучении языков.
Необходимо уже на первых этапах информатизации обеспечить максимальные возможности доступа школьников к эффективным сетевым ресурсам и технологиям. Поэтому целесообразным является создание специальных межшкольных компьютерных центров (ресурсных центров). При этом учащиеся малокомплектных школ получат качественный доступ к сетевым информационным ресурсам через ресурсные информационные центры. Департамент образования и науки должен обеспечить создание и организовать работу таких центров в каждом районе Калужской области.
Комплекты техники, поставляемые в специальные (коррекционные) учебные заведения, должны включать дополнительно специализированные компьютеры, позволяющие проводить индивидуальные коррекционные занятия с обучаемыми.
Начальное профессиональное образование
Минимально необходимый уровень оснащения учреждений начального профессионального образования аналогичен уровню оснащения учреждений среднего общего образования.
Принципиально важным для учреждений начального профессионального образования является информационно-техническое обеспечение как общеобразовательных предметов, так и дисциплин, связанных с профессиональной подготовкой учащихся. В настоящее время лишь 10% учреждений начального профессионального образования оснащены компьютерами. В результате реализации федеральной целевой программы "Развитие единой образовательной информационной среды (2001-2005 годы)" планируется оснащение всех учреждений начального профессиональною образования современными компьютерами и сетевым оборудованием.
Среднее профессиональное образование
Минимально необходимый уровень оснащения учреждений среднего профессионального образования аналогичен уровню оснащения учреждений начального профессионального образования.
Принципиально важным для учреждений среднего профессионального образования является информационно-техническое обеспечение как общеобразовательных предметов, так и дисциплин, связанных с профессиональной подготовкой учащихся. В настоящее время обеспеченность учебного процесса вычислительной техникой составляет 10% от потребности. За счет средств федерального бюджета в 2004-2005 годах планируется практически полное оснащение вычислительной техникой системы среднего профессионального образования. Это позволит готовить выпуск рабочих высокой квалификации, способных работать на современном технологическом оборудовании.
Высшее профессиональное образование
В настоящее время высшие учебные заведения Калужской области в достаточной мере оснащены современной компьютерной техникой, с использованием которой проводится подготовка специалистов высшей квалификации, в том числе и в области информационных технологий. Важнейшей задачей является сопряжение компьютерных и образовательных технологий путем обновления и автоматизации имеющегося лабораторного практикума, использование при обучении новых компьютерных образовательных продуктов, а также модернизация и компьютеризация инфраструктуры специализированных аудиторий.
Высшие учебные заведения Калужской области должны стать важными источниками информационных и образовательных услуг для общеобразовательных учреждений и учреждений начального и среднего профессионального образования.
1. Подпрограмма "Программно-информационное наполнение единого
информационного образовательного пространства Калужской области"
1. Основные цели и задачи подпрограммы
Основные цели подпрограммы:
повышение качества подготовки студентов, учащихся и школьников за счет внедрения в учебный процесс современных информационных технологий и значительного расширения информационно-образовательной и методической базы, за счет интеграции региональных компонентов общеобразовательных, базовых и профессиональных курсов начального и среднего профессионального образования с соответствующими курсами центральных и местных профильных вузов;
создание системы технической, программной и организационной поддержки непрерывного образования;
интеграция научного, технологического, педагогического потенциала вузов Калужской области за счет создания общей информационной среды университетских комплексов;
повышение уровня владения информационными технологиями студентами, учащимися и школьниками;
повышение гибкости в управлении образовательными учреждениями за счет создания единой телекоммуникационной правовой поддержки;
повышение качества начальной профессиональной подготовки учащихся и школьников с учетом нужд Калужской области.
Задачи подпрограммы для достижения целей:
разработка концепции построения региональной единой информационной образовательной среды;
создание центра программно-методического обеспечения единого информационного образовательного пространства Калужской области;
создание инфраструктуры единого информационного образовательного пространства Калужской области;
разработка и реализация плана включения образовательных учреждений в единое информационное образовательное пространство Калужской области.
2. Сроки и этапы реализации подпрограммы
Подпрограмма рассчитана на 3 года и может быть реализована в два этапа: 1-й этап - разработка общей концепции построения и наполнения региональной информационной образовательной среды "Центр - регион - муниципальное образование - образовательное учреждение" Калужской области (далее - ИОС "Калуга"). Создание аппаратной, программно-методической, организационной и кадровой поддержки ИОС "Калуга". Сроки исполнения - 1-й квартал 2003 года - 4-й квартал 2004 года;
2-й этап - наполнение информационной образовательной системы учебно-методическими, справочными материалами, нормативными актами и т. п. Срок окончания - 4-й квартал 2005 года.
3. Основные мероприятия подпрограммы "Развитие
программно-информационного наполнения единого информационного
образовательного пространства Калужской области", объемы
и источники финансирования по годам
N п/п |
Мероприятия | Исполнители | Стоимость, тыс. руб. | |||||||||||
2003-2005 гг. | в том числе: | |||||||||||||
2003 г | 2004 г. | 2005 г. | ||||||||||||
Всего | Федеральный бюджет |
Област- ной бюджет |
Всего | Федера- льный бюджет |
Областной бюджет |
Всего | Феде- раль- ный бюджет |
Област- ной бюджет |
||||||
1. Разработка концепции построения и наполнения информационной системы "Центр - регион - муниципальное образование - образовательное учреждение, создание аппаратной, программно-методической, организационной и кадровой поддержки ИОС "Калуга" |
||||||||||||||
1. | Исследование состояния информатизации в учреждениях образования всех уровней. Разработка мероприятий по обеспечению работы муниципальных органов управления образованием в условиях единой информационной среды. Выработка критериев отбора, приобретение и установка системного программного обеспечения регионального сервера информационной образовательной среды. |
Департамент образования и науки (далее ДОН), подрядчики на конкурсной основе |
800 |
800 |
800 |
800 |
||||||||
2. | Проектные проработки организации сети. Разработка системы построения регионального портала. Разработка базового информационного наполнения регионального образовательного портала |
ДОН, подрядчики на конкурсной основе |
1000 |
1000 |
500 |
500 |
500 |
500 |
||||||
3. | Установка системного программного обеспечения и базового информационного наполнения муниципальных серверов. Разработка положения об ИОС "Калуга". Разработка нормативных документов. регламентирующих механизмы реализации программы. Разработка положения о правилах информационного наполнения и требованиях к программным продуктам ИОС "Калуга". |
ДОН, подрядчики на конкурсной основе |
200 |
200 |
200 |
200 |
||||||||
4. | Разработка учебных планов, программ общения и рабочей документации по подготовке педагогических управленческих кадров к работе в ИОС "Калуга". Разработка и реализация плана мероприятий по обучению преподавателей и управленцев работе в ИОС "Калуга", оплата трафика работы в сети |
ДОН, подрядчики на конкурсной основе |
1400 |
500 |
900 |
600 |
600 |
400 |
200 |
200 |
400 |
300 |
100 |
|
Итого: | 3400 | 500 | 2900 | 2100 | 2100 | 900 | 200 | 700 | 400 | 300 | 100 | |||
2. Наполнение ИОС "Калуга" рабочим материалом. Пробная эксплуатация | ||||||||||||||
1. | Разработка и реализация плана наполнения регионального образовательного портала проблемно - и функционально-орие- нтированными отраслевыми программными продуктами, электронными учебниками и методическими материалами. Организация дистанционного доступа к образовательным ресурсам |
ДОН, образо- вательные учреждения области |
3000 |
1000 |
1000 |
350 |
650 |
1000 |
350 |
650 |
1000 |
300 |
700 |
|
2. | Разработка прикладного программного наполнения порталов (серверов) муниципальных образований |
ДОН, образо- вательные учреждения области |
1000 |
500 |
500 |
600 |
300 |
300 |
400 |
200 |
200 |
|||
3. | Разработка и реализация программы испытания ИОС "Калуга". Анализ результатов пробной эксплуатации ИОС "Калуга". Выявление и устранение мелких неполадок. Разработка плана мероприятий по дальнейшему совершенствованию ИОС "Калуга" |
ДОН, подрядчики на конкурсной основе |
600 | 600 | 600 | 600 | ||||||||
Итого | 4600 | 1500 | 3100 | 1000 | 350 | 650 | 1600 | 650 | 950 | 2000 | 500 | 500 |
2. Подпрограмма "Повышение квалификации и профессиональная
переподготовка административных, педагогических и инженерно-технических
кадров в области современных информационных технологий"
1. Формирование программ повышения квалификации административных,
педагогических и инженерно-технических кадров
В целях организации повышения квалификации необходимо разработать программы обучения различных категорий работников в области новых информационных и телекоммуникационных технологий:
- административно-управленческого персонала, включающего руководителей и специалистов муниципальных органов управления образования, методистов, директоров общеобразовательных школ, образовательных учреждений начального, среднего основного и профессионального образования;
- по общеобразовательным школам и образовательным учреждениям среднего профессионального образования: учителей - предметников, учителей информатики;
- по специальным (коррекционным) учреждениям - руководителей, учителей начальных классов, психологов.
Для организации и проведения курсов повышения квалификации различных категорий работников будет использован принцип конкурсного отбора учебных заведений, которые будут проводить подготовку и переподготовку кадров. При проведении конкурсов будут учитываться имеющийся опыт работы по повышению квалификации в области новых информационных технологий, состояние материально-технической базы образовательных учреждений, их территориальное расположение.
Объем работы по повышению квалификации работников, обеспечивающих использование ресурсов информационной образовательной среды, представлен в таблице:
Количество школ - всего | 517 |
Городские школы | 150 |
Сельские школы | 367 |
Учреждения среднего профессионального образования - всего |
31 |
кол-во штатных преподавателей | 1070 |
кол-во руководителей | 80 |
Количество учреждений начального профессионального образования - всего |
36 |
Руководящие и инженерно-педагогические работники - всего |
1242 |
из них: преподавателей |
1091 |
Руководителей | 151 |
Количество учителей: Всего |
21000 |
В городских школах | 15000 |
в сельских школах | 6000 |
Существенного снижения расходов на подготовку и переподготовку учителей можно добиться за счет использования дистанционного обучения. В этом случае работу можно вести не отрывая учителей от работы, сократив затраты на переезды и командировочные расходы. Однако реализация этих возможностей требует создания и функционирования информационной образовательной среды практически в полном объеме.
Основные цели подпрограммы:
- повышение качества учебного процесса в образовательных учреждениях всех уровней за счет повышения профессионального уровня педагогических кадров;
- развитие системы технической, программной и организационной поддержки переподготовки педагогических кадров;
- повышение оперативности и гибкости в управлении образовательными учреждениями за счет применения административными служащими информационных технологий;
- повышение эффективности работы промышленных предприятий Калужской области за счет переподготовки инженерно-педагогических работников по современным методам подготовки производства на базе информационных технологий.
Задачи подпрограммы:
- разработка концепции построения региональной системы повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров в области применения информационных технологий;
- создание регионального центра переподготовки учителей в области применения информационных технологий;
- разработка и реализация плана переподготовки работников системы управления образования Калужской области, согласованного с планом включения образовательных учреждений в единое информационное образовательное пространство Калужской области;
- создание регионального центра переподготовки специалистов по новым информационным технологиям в производстве.
2. Сроки и этапы реализации подпрограммы
Работу предполагается выполнить в три этапа:
1 этап. Организационно-правовое оформление регионального центра переподготовки преподавательских и управленческих кадров (далее - РЦПКУ) в области информационных технологий. Начальное материально-техническое оснащение РЦПКУ. Разработка первой очереди учебных программ и методического обеспечения работы РЦПКУ. 2003-2005 годы.
2 этап. Определение и организационно-техническое оформление управленческих информационных потоков в ИОС "Калуга". Разработка базового учебно-методического обеспечения переподготовки специалистов системы управления. 2003-2005 годы.
3 этап. Организационно-правовое оформление регионального центра переподготовки инженеров (далее - РЦПИ) по новым информационным технологиям. 2003-2005 годы. Начальное материально-техническое оснащение РЦПИ. Разработка учебно-методического обеспечения работы РЦПИ. 2003-2004 годы.
3. Основные мероприятия подпрограммы "Повышение квалификации
и профессиональной переподготовки административных, педагогических,
инженерно-технических кадров в области современных информационных
технологий", объемы и источники финансирования по годам
N п/п |
Мероприятия | Исполнители | Стоимость, тыс. руб. | ||||||||||||
2003-2005 гг. | в том числе: | ||||||||||||||
Всего | Федера- льный бюджет |
Облас- тной бюджет |
2003 г. | 2004 г. | 2000 г. | ||||||||||
Всего | Федера- льный бюджет |
Област- ной бюджет |
Всего | Федера- льный бюджет |
Област- ной бюджет |
Всего | Федера- льный бюджет |
Област- ной бюджет |
|||||||
1. Разработка и развитие региональной системы повышения квалификации педагогических кадров Калужской области | |||||||||||||||
1. | Организация регионального центра переподготовки преподавательских управленческих кадров (РЦПКУ) области информационных технологий |
ДОН | 4300 | 4300 | 2300 | 2300 | 1000 | 1000 | 1000 | 1000 | |||||
2. | Разработка первой очереди учебных программ и методического обеспечения работы РЦПКУ |
ДОН, подрядчики на конкурс- ной основе |
200 |
200 |
200 |
200 |
|||||||||
3. | Разработка и реализация плана первого этапа переподготовки учителей и специалистов |
ДОН, подрядчики на конкурс- ной основе |
5000 |
5000 |
1000 |
1000 |
2000 |
2000 |
2000 |
2000 |
|||||
Итого | 9500 | 9500 | 3500 | 3500 | 3000 | 3000 | 3000 | 3000 | |||||||
2. Развитие системы переподготовки административных работников системы образования в области информационных технологий | |||||||||||||||
1. | Определение и организационно- техническое оформление управленческих информационных потоков в ИОС "Калуга" |
ДОН, подрядчики на конкурс- ной основе |
400 |
400 |
400 |
400 |
|||||||||
2. | Разработка положения и нормативных документов о реализации управления образованием с помощью ИОС "Калуга" |
ДОН |
500 |
500 |
500 |
500 |
|||||||||
3. | Разработка базового учебно- методического обеспечения переподготовки специалистов системы управления |
ДОН, подрядчики на конкурс- ной основе |
1300 |
1300 |
500 |
500 |
400 |
400 |
400 |
400 |
|||||
4. | Разработка и реализация плана переподготовки административных работников системы образования Калужской области |
ДОН, подрядчики на конкурс- ной основе |
200 |
200 |
200 |
200 |
|||||||||
Итого | 2400 | 2400 | 1600 | 1600 | 400 | 400 | 400 | 400 | |||||||
3. Разработка и развитие региональной системы переподготовки инженерно-педагогических кадров в области применения современных информационных технологий в промышленном производстве |
|||||||||||||||
1. | Разработка концепции переподготовки специалистов для нужд промышленности Калужской области |
ДОН, подрядчики на конкурс- ной основе |
300 |
300 |
300 |
300 |
|||||||||
2. | Организация регионального центра переподготовки инженеров (РЦПИ) по новым информационным технологиям |
ДОН, подрядчики на конкурс- ной основе |
26500 |
20000 |
6500 |
23500 |
20000 |
3500 |
3000 |
3000 |
|||||
3. | Разработка плана учебно- методического обеспечения работы РЦПИ |
ДОН, подрядчики на конкурс- ной основе |
3300 |
2500 |
800 |
3300 |
2500 |
800 |
|||||||
4. | Разработка и реализация плана первого этапа переподготовки специалистов Калужской области |
РЦПИ |
3100 |
2500 |
600 |
2800 |
2500 |
300 |
300 |
300 |
Само- оку- пае- мость |
||||
Итого | 33200 | 25000 | 8200 | 29900 | 25000 | 4900 | 3300 | 3300 |
3. Подпрограмма "Создание и развитие телекоммуникационной сети
системы образования Калужской области"
В качестве транспортной среды в рамках рассматриваемой программы предполагается преимущественно использовать существующую структуру региональных сетей, обеспечивающих доступ к глобальным информационным ресурсам.
В настоящее время в Калужской области устойчивая связь, отвечающая современным стандартам, обеспечена лишь с несколькими районами области.
Телекоммуникационную сеть органов образования Калужской области предполагается организовать на основе создаваемой в рамках Федеральной целевой программы "Развитие единой образовательной информационной среды (2001-2005 годы)" системы асимметричного спутникового доступа к ресурсам Интернет.
За счет областного бюджета предполагается осуществить коммутируемое подключение к ближайшему провайдеру услуг Интернет.
1. Задачи подпрограммы
При выполнении программы предполагается решить локальную задачу подключения учреждений образования, расположенных в основном в сельской местности, к магистральным линиям, прокладкой которых занимаются предприятия связи. В крупных городах Калужской области - Калуге и Обнинске - практически сформированы локальные сети, включающие все образовательные учреждения, и предполагается объединение этих сетей. В остальных районах области необходимо предварительно сформировать внутренние локальные сети на базе создаваемой корпоративной сети органов власти области.
2. Сроки и этапы реализации подпрограммы
Работу предполагается выполнить в три этапа:
1 этап. Завершение работ по подключению к сети 525 школ Калужской области, формирование пунктов общественного доступа к информационным ресурсам в районных центрах области - 2003 год.
2 этап. Повышение скорости и надежности доступа учебных заведений области к сети-2003 год.
3 этап. Наладка информационной образовательной сети, обеспечение функционирования региональной сети. Оплата использования Интернета школами области (по 6 часов в день) - 2003-2005 годы.
Для обеспечения реализации основных задач программы опорная инфраструктура должна удовлетворять следующим требованиям:
- обеспечивать высокую скорость передачи данных;
- обеспечивать высокий уровень надежности и безопасности передачи данных;
- использовать единую технологию передачи данных в разномасштабных сегментах сети;
- обеспечивать минимальную стоимость расширения инфраструктуры.
Основным направлением развития региональной телекоммуникационной инфраструктуры должно стать решение задачи "последней мили", т.е. подключение образовательных учреждений к сети, увеличение пропускной способности каналов связи опорной сети на основе современных технологий.
Должно быть предусмотрено единообразие коммутационного оборудования, обеспечивающее работу сети в полном соответствии с нормативными документами.
Министерства связи Российской Федерации и совместимость с аналогичным оборудованием создаваемой корпоративной сети органов власти области.
Развитие единой телекоммуникационной и информационной среды системы образования области, с одной стороны, должно сфокусироваться на передовых технологиях, а с другой стороны, обеспечить свободный и равный доступ к информационным ресурсам всем участникам образовательного процесса.
Проблема формирования сетей, обеспечивающих единство информационного образовательного пространства, будет решаться на основе разрабатываемой в настоящее время концепции информатизации органов власти Калужской области.
3. Мероприятия подпрограммы "Создание и развитие
телекоммуникационной сети системы образования Калужской области",
объемы и источники финансирования по годам:
N п/п |
Мероприятия | Исполнители | Стоимость, тыс. руб. | |||||||||||
2003-2005 гг. | в том числе: | |||||||||||||
Всего | Федера- льный бюджет |
Област- ной бюджет |
2003 г. | 2004 г. | 2005 г. | |||||||||
Всего | Федера- льный бюджет |
Област- ной бюджет |
Всего | Федера- льный бюджет |
Област- ной бюджет |
Всего | Федера- льный бюджет |
Областной бюджет Федеральный бюджет |
||||||
1. | Завершение работы по подключению учебных заведений области к сети |
Подрядчики на конкурсной основе |
100 |
100 |
100 |
100 |
||||||||
2. | Повышение скорости и надежности доступа учебных заведений области к сети* |
Подрядчики на конкурсной основе |
9000 |
9000 |
9000 |
9000 |
||||||||
3. | Наладка ИОС "Калуга". Обеспечение ее функцио- нирования. Оплата использования Интернета школами области (по 6 часов в день) |
Образовате- льные учреждения на конкурсной основе |
33000 |
33000 |
11000 |
11000 |
11000 |
11000 |
11000 |
11000 |
||||
Итого: | 42100 | 9000 | 33100 | 20100 | 9000 | 11100 | 11000 | 11000 | 11000 | 11000 |
*- в случае финансирования из федерального бюджета.
V. Источники финансирования мероприятий программы
Реализация Программы будет осуществляться за счет средств федерального бюджета, областного бюджета.
Создание телекоммуникационной инфраструктуры, обеспечивающей развитие единой образовательной информационной среды, будет осуществляться за счет средств федеральной целевой программы "Развитие единой образовательной информационной среды (2001-2005 годы)" (постановление Правительства Российской Федерации "О федеральной целевой программе "Развитие единой образовательной информационной среды (2001-2005 годы)" от 28.08.2001 г. N 630).
Общий объем финансирования Программы по информатизации образования и созданию необходимой основы для дальнейшего развития предусмотрен в размере 95200 тыс. рублей, в том числе из средств федерального бюджета - 36000 тыс. рублей, из средств областного бюджета - 59200 тыс. рублей.
Средства федерального бюджета будут направлены в основном на:
повышение квалификации и профессиональную переподготовку административных и инженерно-педагогических кадров в области новых информационных технологий;
организацию регионального центра переподготовки инженеров в соответствии Л новыми информационными технологиями;
разработку и реализацию плана по повышению скорости и надежности доступа учебных заведений области к сети.
Наиболее значительные расходы приходятся на 2003-2004 годы (35200 тыс. руб.) -на период разработки электронных учебных материалов, а также непосредственно формирования образовательной информационной среды. В 2005 году средства выделяются на модернизацию системного программного обеспечения и завершение наполнения регионального образовательного портала (800 тыс. руб.).
За счет средств областного бюджета будут профинансированы:
организация регионального центра переподготовки преподавательских и управленческих кадров (РЦПКУ) в области информационных технологий;
разработка и реализация плана первого этапа переподготовки учителей и специалистов;
наладка информационной образовательной среды. Обеспечение ее функционирования. Оплата использования Интернета школами области.
Ежегодные объемы финансирования мероприятий Программы за счет средств областного бюджета подлежат уточнению при формировании областного бюджета на очередной финансовый год.
VI. Механизм реализации программы
Механизм реализации программы предусматривает ежегодное оформление департаментом образования и науки Калужской области следующих документов:
- перечня работ, предусмотренной системой мероприятий программы, с определением разграничения деятельности исполнителей, источников и объемов финансирования;
- координационного плана совместных действий участников программы и Министерства образования России;
- предложений в областной бюджет по финансированию программы.
Департамент образования и науки Калужской области как заказчик программы:
а) разрабатывает ежегодный план мероприятий с определением конкретных видов работ, затрат, необходимых на проведение каждого мероприятия (с расчетами-обоснованиями) и источников их финансирования;
б) организует и проводит в соответствии с действующим законодательством конкурсный отбор исполнителей конкретных работ, входящих в план мероприятий.
VII. Организация управления программой и контроль за ходом ее выполнения
Контроль за выполнением программы осуществляет департамент образования и науки Калужской области.
Департамент образования и науки:
- организует приемку завершенных работ по Программе;
- уточняет объем финансирования мероприятий Программы, механизм реализации Программы и состав исполнителей.
Промежуточные результаты и окончательные итоги работы по проектам программы рассматриваются с привлечением научно-педагогической общественности. Основные результаты выполнения программы выносятся на обсуждение координационного Совета по образованию при Губернаторе Калужской области.
VIII. Оценка эффективности социально-экономических и экологических
последствий от реализации программы
Основной эффект от реализации программы заключается в переходе к принципиально новым технологиям в образовании, в которых центром образовательного процесса становится ученик, а не учитель. Задачей учителя станет оказание помощи ученику в получении знаний, появится больше возможностей для воспитательной работы, формирования индивидуальных траекторий образовательного процесса. Экономическая эффективность от реализации мероприятий программы может быть оценена на основании повышения производительности труда специалистов, прошедших переподготовку или получивших новые профессии в области современных информационных технологий. Повышение производительности труда даже на 10 % за счет использования новых знаний приведет к росту валового регионального продукта, который в двадцать-тридцать раз превысит затраты на реализацию программы. Создаваемая в рамках настоящей программы информационная среда должна позволить выйти на самоокупаемость через 5 лет за счет расширения платных услуг, использования механизмов договорных отношений в системе подготовки и особенно переподготовки кадров - основы модернизации производства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Закон Калужской области от 10 января 2003 г. N 171-ОЗ "Об областной целевой программе "Развитие единой образовательной информационной среды в Калужской области с 2003 по 2005 г."
Текст Закона опубликован в газете "Весть" от 16 января 2003 г. N 8-9
Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования
Настоящий Закон фактически прекратил действие в связи с принятием Закона Калужской области от 21 сентября 2005 г. N 109-ОЗ
В настоящий Закон внесены изменения следующими документами:
Закон Калужской области от 3 ноября 2004 г. N 376-ОЗ. Действие настоящего Закона было приостановлено в части финансирования из областного бюджета с 1 января по 31 декабря 2005 г.
Закон Калужской области от 28 июня 2004 г. N 323-ОЗ