Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решением Городской Думы г. Калуги от 8 июля 2009 г. N 115 настоящее Приложение изложено в новой редакции
Приложение
к постановлению
Городской Думы г. Калуги
от 28 ноября 2007 г. N 157
Муниципальная целевая программа
"Развитие дошкольного образования на территории городского
округа "Город Калуга" на 2008-2011 годы"
8 июля 2009 г.
Паспорт
муниципальной целевой Программы
"Развитие дошкольного образования
на территории городского округа "Город Калуга" на 2008-2011 годы"
Наименование Программы | Муниципальная целевая Программа "Развитие дошкольного образования на территории городского округа "Город Калуга" на 2008-2011 годы" (далее - Программа) |
Основание для разработки Программы |
- Закон Российской Федерации от 10.07.1992 N 3266-1 "Об образовании"; - Областная целевая программа "Комплексная программа развития системы образования в Калужской области в 2006-2010 гг." (подпрограмма "Развитие системы дошкольного образования "Юный калужанин"). |
Заказчик Программы | Городская Управа (исполнительно-распорядительный орган) городского округа "Город Калуга" |
Разработчик Программы | Городская Управа (исполнительно-распорядительный орган) городского округа "Город Калуга" |
Цель Программы | - обеспечение конституционных гарантий общедоступности дошкольного образования в г. Калуга за счет расширения и рационализации сети дошкольных образовательных учреждений, развития их видового разнообразия; - совершенствование экономических, социальных, организационных, финансовых механизмов функционирования муниципальной системы дошкольного образования. |
Задачи Программы | - развитие сети муниципальных дошкольных образовательных учреждений; - развитие материально-технической базы муниципальных дошкольных образовательных учреждений; - повышение качества дошкольного образования; - совершенствование кадрового потенциала и социальная поддержка педагогических кадров; - совершенствование экономических механизмов развития муниципальной системы дошкольного образования; - создание независимой системы оценки качества дошкольного образования; - развитие организационно-правовых основ деятельности муниципальных дошкольных образовательных учреждений. |
Важнейшие целевые индикаторы и показатели Программы |
Целевые индикаторы реализации задачи "Развитие сети муниципальных дошкольных образовательных учреждений": - обеспеченность детского населения местами в МДОУ; - процент охвата детей дошкольного возраста, проживающих в городе, детскими садами; - количество новых форм дошкольного образования, предоставляемых на территории города Калуги для детей в возрасте от 1 года до 7 лет. Целевые индикаторы реализации задачи "Развитие материально-технической базы муниципальных дошкольных образовательных учреждений": - количество образовательных учреждений, имеющих лицензию на право ведения образовательной деятельности. Целевые индикаторы реализации задачи "Повышение качества дошкольного образования": - уровень заболеваемости детей в МДОУ; - охват детей дошкольного возраста коррекционным образованием. Целевые индикаторы реализации задачи "Совершенствование кадрового потенциала и социальная поддержка педагогических кадров": - уровень обеспеченности персоналом дошкольных образовательных учреждений. Целевые индикаторы реализации задачи "Совершенствование экономических механизмов развития муниципальной системы дошкольного образования": - уровень оплаты труда сотрудников системы дошкольного образования относительно среднего уровня заработной платы в регионе; - затраты на содержание одного ребенка в муниципальном дошкольном образовательном учреждении; - доля дошкольных образовательных учреждений, переведенных на нормативно-подушевое финансирование путем внесения соответствующих изменений в нормативные правовые акты муниципального образования "Город Калуга"; - доля дошкольных образовательных учреждений, переведенных на новую систему оплаты труда путем внесения соответствующих изменений в нормативные правовые акты муниципального образования "Город Калуга". Целевые индикаторы реализации задачи "Создание независимой системы оценки качества дошкольного образования": - выполнение требований государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Целевые индикаторы реализации задачи "Развитие организационно-правовых основ деятельности муниципальных дошкольных образовательных учреждений": - развитие общественных форм управления образовательными учреждениями. |
Сроки Реализации Программы |
2008-2011 годы |
Объемы и источники финансирования Программы |
Всего на 2008-2011 годы - 112 1823 тыс. рублей, в том числе по годам: 2008 год - 23 200,0 тыс. рублей, 2009 год - 25 306,3 тыс. рублей, 2010 год - 28 855,0 тыс. рублей, 2011 год - 34 821,0 тыс. рублей |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы и показатели ее социально-экономичес- кой эффективности |
- повышение эффективности использования бюджетных средств в сфере дошкольного образования за счет создания системы обеспечения качества образовательных услуг; - содействие развитию различных организационно-правовых форм образовательных организаций; - повышение уровня образовательной информации, ее качества, прозрачности и доступности для всех заинтересованных сторон; - внедрение новых услуг дошкольного образования; - модернизация технологической и социальной инфраструктуры дошкольного образования; - повышение уровня доходов работников сферы дошкольного образования; - предотвращение оттока перспективных педагогических кадров в другие отрасли; - сохранение и развитие системы подготовки квалифицированных педагогических кадров. |
1. Характеристика проблемы
развития дошкольного образования на территории
городского округа "Город Калуга"
Необходимость разработки и принятия муниципальной целевой Программы "Развитие дошкольного образования на территории городского округа "Город Калуга" на 2008-2011 годы" обусловлены возрастанием роли дошкольного образования в образовательном пространстве муниципального образования "Город Калуга", необходимостью предоставления всем детям дошкольного возраста качественного дошкольного образования, расширения спектра услуг, предоставляемых образовательными учреждениями. Важность и значимость дошкольного образования обусловлена тем, что только в обществе сверстников, через грамотно организованные специфические виды детской деятельности - игру, конструирование, изобразительную деятельность, наблюдение и экспериментирование - у ребенка дошкольного возраста формируются базовые качества личности (мышление, память, внимание, воображение и речь), которые в начальной школе и на последующих ступенях обучения позволяют ему успешно обучаться по любой программе, усваивать любую информацию.
Кроме того, развитая система дошкольного образования рассматривается сегодня как один из факторов улучшения демографической ситуации в Российской Федерации. С этой точки зрения, увеличение рождаемости невозможно без предоставления гражданам России, в особенности женщинам, твердых социальных гарантий возможности устройства маленького ребенка в дошкольное образовательное учреждение (далее ДОУ), с тем, чтобы женщина-мать могла по истечении отпуска по уходу за ребенком в соответствии со своими желаниями вернуться к полноценной трудовой деятельности. Для реализации демографических задач система дошкольного образования должна стать общедоступной, и место в дошкольном образовательном учреждении должно быть предоставлено ребенку в реальные сроки.
Основными документами, задающими целевые ориентиры государственной образовательной политики, являются Концепция модернизации российского образования, Приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации до 2010 года. В названных документах обозначены базовые принципы развития системы российского образования:
- открытость к общественным запросам и требованиям времени;
- привлечение общества к активному диалогу и непосредственному участию в управлении образованием, в образовательных реформах;
- внедрение новых организационно-управленческих, финансово-экономических и нормативно-правовых механизмов;
- переход на современные образовательные технологии;
- повышение качества и доступности образования.
С целью координации действий по развитию системы дошкольного образования в соответствии с поручениями Президента Российской Федерации от 10 декабря 2005 г. N Пр-2065 и Правительства Российской Федерации от 22 декабря 2005 г. N МФ-П44-6344, а также во исполнение решения заседания Президиума Совета при Президенте Российской Федерации по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике (протокол от 4 августа 2006 г. N 9) был разработан Комплекс мер по развитию дошкольного образования в Российской Федерации на 2007-2010 годы (далее - Комплекс мер).
Комплекс мер предусматривает реализацию мероприятий по развитию дошкольного образования на муниципальном уровне по двум основным направлениям: обеспечение доступности дошкольного образования и обеспечение его качества.
В целях обеспечения устойчивого поступательного развития муниципальной системы дошкольного образования на основе возможного полного удовлетворения разнообразных образовательных потребностей детей и их родителей, а также для повышения качества дошкольных образовательных услуг, общественного статуса дошкольного образования города разработана данная Программа.
В основу Программы заложены приоритетные цели развития дошкольной образовательной системы Российской Федерации: улучшение содержания дошкольного образования, развитие системы обеспечения качества дошкольных образовательных услуг, сохранение и улучшение здоровья дошкольников, совершенствование экономических и правовых механизмов, создание системы оценки качества дошкольного образования на муниципальном уровне.
Отсутствие конкретных мер по модернизации системы дошкольного образования на протяжении последних лет обусловило проблему сокращения сети дошкольных образовательных учреждений и контингента детей, охваченных дошкольным образованием как в целом по России, так и по городу Калуге со 109 в 1992 году (из них 23 муниципальных, 86 ведомственных) до 77 в 2007 году (из них 72 муниципальных, 5 негосударственных). Анализ этой проблемы в городе показал, что среди причин, обусловивших сокращение сети детских садов и контингента детей в них, в качестве основных можно выделить следующие: снижение рождаемости; закрытие детских садов, в основном ведомственных, из-за отсутствия средств на их содержание; недоступность дошкольных образовательных услуг для определенного контингента населения в связи с низкими доходами этой категории.
В настоящее время дошкольное образование в городе Калуге представлено сетью образовательных учреждений, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования. Большую часть этих учреждений составляют муниципальные дошкольные образовательные учреждения - 69, образовательные учреждения для детей дошкольного и младшего школьного возраста - 3, негосударственные образовательные учреждения - 5.
Начиная с 2002 года вследствие повышения рождаемости и роста потребности населения в услугах дошкольного образования, начинается увеличение числа воспитанников в дошкольных образовательных учреждениях от 7814 в 2002 году до 11317 в 2007 году.
Показатель охвата детей-дошкольников в возрасте от 3 до 7 лет различными формами дошкольного образования на 1 сентября 2006 года составил 74%. Данный показатель находится на уровне значения среднероссийского показателя 72.3%. В то же время общий охват детей от 1 года до 7 лет услугами дошкольного образования в 2006 -2007 году составил 71%, что отличается от среднероссийского показателя в лучшую сторону 58,3%.
Увеличение процента охвата детей в возрасте от 3 до 7 лет дошкольным образованием стало результатом целенаправленной работы органов местного самоуправления и органов управления образованием по реализации решения Правительства Российской Федерации от 9 декабря 2004 г. по развитию дошкольного образования в целом и образования детей старшего дошкольного возраста, в частности.
Несмотря на указанные положительные тенденции в развитии системы дошкольного образования, показатель очередности в дошкольные образовательные учреждения остается высоким. В списках детей, нуждающихся в устройстве в образовательные учреждения, реализующие основную общеобразовательную программу дошкольного образования, числятся на 1 января 2007 года 3781 человек. Однако структура очереди неоднородна. 26,3% детей в указанных списках - это дети в возрасте до 1,5 лет, которым детский сад реально понадобится через 1 - 1,5 года, большую часть детей, нуждающихся в местах в ДОУ, составляют дети в возрасте до 3 лет - 67,3%, в возрасте от 5 до 7 лет - 6,4% (данные показатели находятся на уровне значений среднероссийских 62,9% и 7,9% соответственно).
Программа направлена на обеспечение доступности услуг дошкольного образования для детей города Калуги. В результате интенсивного жилищного строительства в 1,3 - 1,5 раза увеличилось количество детей в дошкольных образовательных учреждениях в таких микрорайонах города, как Терепец, ул. Кубяка, Правобережье, Северный, Сосновая роща, центр города. Из-за отсутствия дошкольных образовательных учреждений по улицам Салтыкова-Щедрина, Болдина, Хрустальной, в п. Росва, п. Дубрава, микрорайоне Байконур с перегрузкой сверх санитарных нормативов функционирует 83% учреждений. В настоящее время возможности дополнительного обеспечения местами в муниципальные ДОУ исчерпаны, фактическая "уплотненность" групп превышает существующие нормы (на 100 мест в ДОУ приходится 128 детей). Согласно прогнозу МУЗ "Детская городская больница" (отдел медицинской статистики) демографическая ситуация в дальнейшем будет улучшаться, следовательно, проблема с устройством детей в ДОУ будет усугубляться. Требуется в кратчайшие сроки решить вопрос доступности услуг дошкольного образования.
В связи с дефицитом мест в дошкольных образовательных учреждениях проблема общедоступности дошкольного образования решается сегодня путем развития различных форм дошкольного образования, а также создания более гибкого режима пребывания детей в ДОУ.
В практику работы дошкольных образовательных учреждений внедряются группы кратковременного пребывания детей. В настоящее время накоплен определенный опыт организации таких групп разной направленности: группы адаптации (для детей раннего возраста), группы развития, группы для детей-инвалидов. В целом по городу на 1 сентября 2007 года группы кратковременного пребывания детей организованы в 5 дошкольных образовательных учреждениях (9% от общего количества ДОУ).
Наряду с традиционным режимом функционирования дошкольных образовательных учреждений (12-часовым и круглосуточным режимами пребывания детей), используется также 14-часовой режим. Как показывает практика, 14-часовой режим наиболее предпочтителен для родителей и менее затратен, чем круглосуточный. Введение новых режимов функционирования позволяет повысить доступность дошкольного образования для различных категорий граждан.
Кроме того, параллельно с развитием традиционных форм дошкольного образования существует необходимость апробирования новых моделей создания дошкольных групп на базе общеобразовательных учреждений, учреждений дополнительного образования, а также систематического образования детей дошкольного возраста в условиях семейного воспитания.
В целях обеспечения финансовой доступности дошкольного образования для различных категорий граждан в городе действует система дифференцированной родительской платы за содержание детей в МДОУ. Размер взимаемой с родителей платы не превышает 20% общего содержания и составляет 500, 514, 524, 540 рублей в зависимости от категории учреждения. В городе Калуге также приняты нормативные правовые акты по определению категорий граждан, пользующихся льготами по оплате содержания детей в МДОУ. Однако продолжают оставаться актуальными проблемы вовлечения в систему дошкольного образования детей из неблагополучных семей, оказания им адресной социальной помощи. В связи с этим актуальным становится реализация положений статьи 52.2 Закона РФ "Об образовании", в которой устанавливаются компенсации части родительской платы за содержание ребенка в образовательном учреждении.
В Программе представлены различные подходы для решения проблемы общедоступности дошкольного образования: строительство новых зданий дошкольных образовательных учреждений, использование внутренних резервов системы образования, открытие закрытых ранее детских садов, организация дополнительных групп в действующих ДОУ, организация работы групп кратковременного пребывания для детей дошкольного возраста на базе детских садов, школ, учреждений дополнительного образования. Решение проблемы общедоступности дошкольного образования в городе предполагается решить путем формирования муниципального задания (для МДОУ) и муниципального заказа (для частного сектора) на услуги дошкольного образования. На конкурсной основе будут определяться учреждения и организации (помимо муниципальных дошкольных образовательных учреждений), предоставляющие населению услуги дошкольного образования. Указанный подход позволит сократить очередность в дошкольные образовательные учреждения, привлечь к оказанию этих услуг негосударственные учреждения, а также осуществить контроль за качеством предоставляемых услуг дошкольного образования.
С учетом мер, принятых в рамках Программы, планируется увеличить охват детей от 1 года до 7 лет дошкольным образованием до 80% при соблюдении нормативных требований; расширить сеть учреждений, реализующих программы дошкольного образования.
Дефицит финансовых ресурсов продолжает оказывать негативное влияние на оснащение образовательного и социально-бытового процессов в МДОУ. В области дошкольного образования обозначился ряд проблем, одной из которых является несоответствие технологического оборудования ДОУ современным требованиям. В дошкольных учреждениях устарело 80% технологического оборудования, необходимого для оснащения пищеблоков, что создает угрозу безопасности качества детского питания. Также неудовлетворительным является и состояние оборудования для прачечных. Дата выпуска большей части оборудования - 1976-80 гг., нормативный срок эксплуатации истек. Требуется замена и оснащение прогулочных площадок для детей, обновление асфальтового покрытия территорий (дата ввода 79% учреждений до 1985 г.), ощущается дефицит технических средств обучения, физкультурного оборудования, игрушек и программно-методических пособий. Санитарно-гигиеническая оценка условий воспитания и обучения детей в образовательных учреждениях выявила выраженную степень риска целого ряда показателей (недостаточная освещенность, пожарная безопасность и др.). По целому ряду актуальных направлений образовательной работы с детьми (формирование здорового образа жизни, безопасность на дорогах и др.) отсутствуют современные обучающие пособия и тренажеры. Остается актуальной проблема эффективности планирования и расходования бюджетных средств, выделяемых на образование. Высокий удельный вес в общей структуре затрат на образование занимают расходы МДОУ на коммунальные услуги, которые зачастую предоставляются им не в полном объеме. Задача Программы - оптимизировать использование бюджетных средств, направляемых на развитие материально-технической базы для создания нормальных условий содержания и развития детей.
Предоставление качественного дошкольного образования становится одной из ключевых задач развития системы дошкольного образования. В настоящее время существенные изменения произошли в содержании образования детей дошкольного возраста, в характере и стиле педагогического процесса: все большее распространение приобретает вариативность программ, средств и методов образования, что значительно обогащает содержание дошкольной ступени образования. Наметился отказ от жестко регламентированных форм обучения, проявляется тенденция со стороны педагогов совершенствовать способы общения с ребенком в направлении личностно-ориентированного взаимодействия. Новые положительные тенденции затронули не только содержание и методы, но и формы организации жизнедеятельности детей. В дошкольных образовательных учреждениях развивается дополнительное образование, что позволяет удовлетворять индивидуальные потребности детей и их родителей, делает педагогический процесс более гибким и дифференцированным с учетом склонностей и предпочтений каждого ребенка.
Наряду с положительными тенденциями отмечаются и недостатки. Во-первых, происходящие в системе образования изменения показали неготовность части МДОУ к осознанному выбору вариативной образовательной программы и ее адекватной реализации с учетом возможностей и потребностей детей.
Во-вторых, в методическом обеспечении программ нового поколения раскрывается только предметно-тематическое содержание, тогда как организация воспитательного процесса на практике остается проблематичной. Недостаточно стимулировалась экспериментальная работа педагогических работников, а также дошкольных образовательных учреждений в целом. Медленно идет процесс освоения и введения инновационных образовательных программ и педагогических технологий в образовательных учреждениях.
В-третьих, анализ практической деятельности показал, что проблема подготовки ребенка к школе является одной из наиболее актуальных проблем в современном дошкольном и начальном общем образовании. Разный уровень подготовки детей на пороге школы существенно затрудняет адаптацию их к новым условиям школьной жизни, осложняет организацию учебного процесса и вынуждает родителей искать способы "натаскивания" ребенка к школе, что отрицательно сказывается на развитии и здоровье детей (появляется тревожность, снижается или завышается уровень самооценки, исчезает познавательный интерес, желание учиться в школе). Особенно остро стоит этот вопрос перед детьми, не воспитывающимися в дошкольных образовательных учреждениях. Министерством образования и науки РФ в качестве одного из приоритетных направлений развития российского образования определено обеспечение равных стартовых условий для всех детей при поступлении в школу. В связи с этим организацию различных моделей предшкольного образования детей 5,5 - 7 лет можно рассматривать как создание условий для обеспечения равных стартовых возможностей при поступлении детей в первый класс.
В-четвертых, уровень заболеваемости детей в МДОУ имеет тенденцию к росту (с 26,9 дня, пропущенных в среднем 1 ребенком по болезни в 2004 г., до 27,7 дня - в 2006 г.). В структуре детской заболеваемости велика доля острых респираторных заболеваний, отмечается тенденция к росту % часто болеющих детей (с 14% в 2003 г. до 15,9% - в 2005 г.), что требует расширения профилактической работы с детьми, включая витаминизацию питания, йодопрофилактику и т.д.
Государственная аккредитация муниципальных дошкольных образовательных учреждений и муниципальных образовательных учреждений для детей дошкольного и младшего школьного возраста является механизмом государственного контроля за качеством образования.
В городе Калуге на сегодняшний день аттестовано и аккредитовано 98,7% дошкольных образовательных учреждений. Результаты их аттестации позволяют определить приоритетные направления в развитии муниципальной системы дошкольного образования. Лидирующие позиции среди направлений деятельности МДОУ, превышающих государственные требования, принадлежат художественно-эстетическому направлению и физическому развитию и укреплению здоровья дошкольников (в 10% аттестованных МДОУ развитие ребенка в изобразительной, музыкальной, театрализованной и физкультурно-оздоровительной деятельности было определено как приоритетное). Существенным показателем повышения качества дошкольного образования в городе является увеличение количества МДОУ, подтвердивших повышенный уровень работы по интеллектуальному развитию детей (8% в 2007 году по сравнению с отсутствием таковых в 2000 году), а также изменение в вариативном разнообразии дошкольных образовательных учреждений. Из всех аккредитованных дошкольных образовательных учреждений - 4% учреждений имеют вид "Центр развития ребенка - детский сад", 55% являются учреждениями следующих видов: "Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением одного или нескольких направлений развития воспитанников", "Детский сад компенсирующего вида с приоритетным осуществлением квалифицированной коррекции отклонений в физическом и психическом развитии воспитанников", "Детский сад комбинированного вида".
Для того, чтобы аккредитация стала действительно рычагом управления качеством образования в городе Калуге, необходимо ввести различные модели финансирования МДОУ по результатам аккредитации путем внесения изменений в нормативные правовые акты муниципального образования "Город Калуга".
Программа предусматривает как поддержку и развитие функционирующих в традиционном режиме дошкольных учреждений, так и развитие вариативных форм организации дошкольного образования в целях обеспечения его общедоступности.
Развитие новых форм дошкольного образования в городе идет по нескольким направлениям. Первое направление - развитие сети групп кратковременного пребывания детей различной направленности в дошкольных образовательных учреждениях. Наиболее приемлемой для города стала модель включения "приходящих" детей в состав функционирующих групп, где они находятся в течение 3-3,5 часов, принимая участие в занятиях, играх, прогулках. Второе направление - открытие дошкольных групп кратковременного пребывания детей, функционирующих в режиме детского сада, при учреждениях дополнительного образования. За последние годы в решении данного вопроса в целом отмечается положительная динамика: количество подобных групп и контингент детей их посещающих, увеличился в два раза. Третье направление - организация дошкольных групп по подготовке детей к школе на базе общеобразовательных учреждений. Отмечается ежегодное увеличение контингента детей, охваченных этими услугами. В 2006-2007 учебном году подготовку к школе прошли 90 детей. В настоящее время в стадии разработки находится вопрос организации детских садов семейного типа.
Параллельно необходимо развивать и нормативно урегулировать различные модели развития детей дошкольного возраста, таких как: Центр игровой поддержки развития детей, семейный клуб, создание игровых клубов для детей разных возрастов, открытие социально-игровых комнат в жилых домах и общежитиях гостиничного типа в качестве временной альтернативы решения проблемы с местами в детских садах.
Дети с проблемами в развитии традиционно обучаются в специализированных дошкольных группах учреждений компенсирующего и комбинированного видов.
В настоящее время Российской Федерацией ратифицированы международные конвенции, определившие новую стратегическую задачу государства в области образования - интеграцию детей, испытывающих трудности в обучении, в единую образовательную систему, обеспечение каждому ребенку равного с другими детьми права на образование в условиях интеграции. В городе Калуге имеется опыт инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья, который необходимо развивать, разрабатывая различные модели интеграции и инклюзии.
В последнее время в городе активизировались миграционные процессы, в результате которых наблюдается приток граждан других национальностей. Актуальным становится вопрос создания учреждений, способствующих оказанию поддержки семьям в понимании и приобщении к другим культурам, успешной социальной адаптации детей иностранных граждан. С целью обеспечения равных стартовых возможностей для обучения в школе детям, для которых русский язык не является родным, необходимо организовать обучение их русскому языку как средству коммуникации на уровне дошкольного образования. Для этого разработать и апробировать модель образовательного учреждения с билингвальным (двуязычным) и поликультурным компонентами.
Повышение качества дошкольного образования находится в прямой зависимости от роста профессионального уровня педагогических кадров. В кадровом составе системы дошкольного образования продолжаются качественные изменения, общее число специалистов с высшим образованием имеет тенденции к росту. В то же время образовательный уровень дошкольных работников остается невысоким: число воспитателей с высшим образованием в педагогическом составе кадров составляет 29%, из них с профильным образованием только 11%. Намечается тенденция к росту педагогов без педагогического образования (от 6% в 2004 году до 10% в 2007 году). В городе обостряется проблема дефицита педагогических кадров, так как идет отток наиболее квалифицированных педагогов из дошкольных учреждений в другие сферы деятельности, старение педагогических кадров. Приток молодых специалистов явно недостаточен по причинам низкого социального престижа профессии, высоких нагрузок, слабой социальной защищенности работников дошкольной сферы, низкого уровня оплаты труда. Средний размер заработной платы воспитателей значительно ниже среднего заработка учителя, а у молодого специалиста он еще меньше.
Система оплаты труда работников дошкольного образования, основанная на тарифной сетке не позволяет учитывать особенности труда различных категорий работников, не создает заинтересованности в повышении качества и результативности труда. Главными недостатками существующей системы оплаты в отрасли образования являются сложившаяся в результате применения тарифной сетки "уравниловка" в оплате труда педагогических работников, а также крайне низкий уровень ставок (окладов) заработной платы и отсутствие стимулирующих факторов.
Таким образом, реформирование системы оплаты труда в дошкольном образовании определяется необходимостью:
- повышения мотивации специалистов к качественному результату труда;
- создания условий для привлечения в отрасль высококвалифицированных кадров;
- учета особенностей условий труда отдельных категорий педагогических работников по критериям ответственности и напряженности;
- повышения уровня оплаты труда;
- усиления стимулирующего воздействия оплаты труда.
Настоятельной необходимостью сегодняшнего дня является укрепление статуса работников дошкольных образовательных учреждений, в том числе посредством изменения условий оплаты труда. Подобное изменение условий находится в тесной связи с процессом улучшения качества дошкольного образования.
В городе предпринимаются меры по повышению престижа профессии работников дошкольного образования в части повышения оплаты их труда. Органы муниципальной власти используют законодательно закрепленные за ними полномочия в части решения вопросов оплаты труда работников муниципальных учреждений, в том числе педагогов дошкольных образовательных учреждений. Эти полномочия реализуются в виде
установления муниципальных надбавок к заработной плате педагогов, медицинских работников, администрации дошкольных образовательных учреждений.
В целях стимулирования инновационных процессов в муниципальной системе образования ежегодно присуждается премия Городского Головы городского округа "Город Калуга" лучшим педагогам, педагогическим коллективам учреждений, авторским (творческим) коллективам педагогов.
Слабая восприимчивость традиционной системы образования к внешним запросам и дефицит квалифицированных кадров являются следствием несоответствия действующих в этой сфере механизмов государственного управления задаче создания благоприятных условий для развития системы дошкольного образования. В то же время недостаточно развиты механизмы привлечения общественных и профессиональных организаций к решению вопросов формирования и реализации образовательной политики. Отсутствуют условия для развития независимых форм оценки качества образования, а также унифицированные показатели, характеризующие развитие системы дошкольного образования. Необходимо разработать и легитимизировать критерии оценки качества дошкольного образования.
Данная Программа связывает воедино социальные, организационные, финансово-экономические, программно-методические и другие приоритеты модернизации дошкольного образования, определяет план действий по обеспечению устойчивого поступательного развития муниципальной системы дошкольного образования. Все это позволит обеспечить соблюдение государственных гарантий доступности дошкольного образования.
2. Основные цели, задачи и целевые индикаторы
реализации муниципальной целевой Программы
"Развитие дошкольного образования на территории
городского округа "Город Калуга" на 2008-2011 годы"
2.1 Целями Программы являются:
- обеспечение конституционных гарантий общедоступности дошкольного образования в г. Калуга за счет расширения и рационализации сети дошкольных образовательных учреждений, развития их видового разнообразия;
- совершенствование экономических, социальных, организационных, финансовых механизмов функционирования муниципальной системы дошкольного образования.
2.2 Достижение указанных целей возможно посредством реализации следующих задач Программы:
- развитие сети муниципальных дошкольных образовательных учреждений;
- развитие материально-технической базы муниципальных дошкольных образовательных учреждений;
- повышение качества дошкольного образования;
- совершенствование кадрового потенциала и социальная поддержка педагогических кадров; совершенствование экономических механизмов развития муниципальной системы дошкольного образования;
- создание независимой системы оценки качества дошкольного образования;
развитие организационно-правовых основ деятельности муниципальных дошкольных образовательных учреждений.
2.2.1 Задача "Развитие сети муниципальных дошкольных образовательных учреждений" включает:
- увеличение количества мест в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях за счет оптимизации действующей сети образовательных учреждений, строительства новых детских садов, пристроек к уже действующим, приема в муниципальную собственность зданий дошкольных учреждений, принадлежащих другим ведомствам;
- создание современных моделей дошкольного образования и обеспечение условий их внедрения в практику работы (открытие групп с разными режимами пребывания детей, разной направленности);
- размещение муниципального заказа на услуги дошкольного образования в негосударственном секторе;
- создание адаптивной образовательной среды для детей с ограниченными возможностями здоровья путем открытия групп для детей с особыми образовательными потребностями.
Целевые индикаторы и показатели реализации задачи "Развитие сети муниципальных дошкольных образовательных учреждений".
Показатель социально- экономичес- кой эффективнос- ти |
Способ расчета показателя |
Единица измере- ния |
Базовое значение |
Динамика целевых индикаторов и показателей |
Конечное значение |
|||
2008 | 2009 | 2010 | 2011 | |||||
Санитарный норматив наполняемос- ти групп (нормативная мощность) |
Умножение норматива наполняемости групп на количество групповых ячеек в здании детского сада |
Ед. | 8807 | 8955 | 9735 | 10545 | 12285 | 12285 |
Обеспечен- ность детского населения местами в МДОУ |
Отношение общего количества мест в МДОУ к общей численности детей в городе от 1 года до 7 лет, умноженное на 1000 |
% | 50% | 51% | 55% | 59% | 68% | 68% |
Процент охвата детей дошкольного возраста, проживающих в городе, детскими садами |
По формуле: а ____________х 100, где г-б а - численность детей в ДОУ на конец отчетного года (ф. 85-К) б - численность учащихся в возрасте 6 лет на 1 января (ф. 76 -РИК) г - численность детей в возрасте от 1 года до 6 лет включительно (данные о численности населения) |
% | 71% | 76% | 80% | 84% | 93% | 93% |
форм дошкольного образования, предоставля- емых на территории города Калуги для детей в возрасте от 1 года до 7 лет. |
Количество новых форм дошкольного образования для детей в возрасте от 1 года до 7 лет: - групп кратковременного пребывания; -центр игровой поддержки развития детей; -групп социальной помощи круглосуточного пребывания; -билингвальных (двуязычных) групп; -групп предшкольной подготовки на базе образовательных учреждений; - специализирован- ных групп для детей, имеющих проблемы в развитии; -консультативный пункт; -семейный детский сад. |
Ед. 5 0 4 0 6 116 0 0 |
6 0 8 0 8 120 0 0 |
13 1 9 1 9 123 2 0 |
16 2 10 3 10 125 3 1 |
20 3 11 4 10 127 4 2 |
23 5 12 6 10 130 5 3 |
23 5 12 6 10 130 5 3 |
2.2.2 Задача "Развитие материально-технической базы муниципальных дошкольных образовательных учреждений" является основополагающей в решении проблемы обеспечения населения города Калуги качественным дошкольным образованием и требует комплекса определенных мер, а именно:
- приобретения современной детской мебели для групповых, раздевальных комнат, спален, игровых модулей;
- оснащения прачечных дошкольных образовательных учреждений новым современным оборудованием и инвентарем;
- переоснащения пищеблоков, приобретения нового технологического оборудования, кухонного инвентаря, мебели, посуды для пищеблоков и групповых комнат;
- нового строительства и капитального ремонта игровых веранд на участках;
- замены игрового и спортивного оборудования на участках (песочницы, детские спортивные стадионы, скамейки, игровые домики);
- замены асфальтового покрытия на территории дошкольных учреждений;
- проведения работ по освещению прогулочных участков образовательных учреждений и т.д.
Целевые индикаторы и показатели реализации задачи "Развитие материально-технической базы муниципальных дошкольных образовательных учреждений".
Показатель социально- экономической эффективности |
Способ расчета показателя |
Единица измерения |
Базовое значе- ние |
Динамика целевых индикаторов и показателей |
Конечное значение |
|||
2008 | 2009 | 2010 | 2011 | |||||
Доля расходов на материально -техническое и хозяйственное обеспечение в бюджете муниципально- го образования "Город Калуга" на дошкольное |
Расходы на материально -техническое и хозяйственное обеспечение к общей величине операционных расходов образователь- ных учреждений |
% | 21,3% | 21,3% | 21,3% | 21,8% | 21,8% | 21,8% |
Уровень развития материально- технической и учебно -методической базы учреждения |
Процент соответствия материально- технической и учебно- методической базы учреждений государствен- ным требованиям |
% | 73% | 77% | 81% | 85% | 88% | 88% |
2.2.3 Задача "Повышение качества дошкольного образования" включает:
- организацию предшкольного образования для детей в возрасте от 5,5 лет, не посещающих дошкольные образовательные учреждения;
- создание (апробация) программы предшкольной подготовки для детей от 5,5 до 8 лет и методических рекомендаций по организации предшкольной подготовки в условиях образовательных учреждений;
- разработку и реализацию комплексных оздоровительно-профилактических и лечебно-оздоровительных программ и педагогических оздоровительных технологий;
- повышение профессионального уровня кадрового состава МДОУ;
- развитие инновационной, экспериментальной деятельности дошкольных образовательных учреждений, направленной на перспективные разработки актуальных для городской системы дошкольного образования проблем;
- использование потенциала системы дошкольного образования для квалифицированной методической, диагностической и консультативной помощи семьям, воспитывающим детей дошкольного возраста.
Целевые индикаторы и показатели реализации задачи "Повышение качества дошкольного образования".
Показатель социально- экономической эффективности |
Способ расчета показателя |
Единица измере- ния |
Базовое значение |
Динамика целевых индикаторов и показателей |
Конечное значение |
|||
2008 | 2009 | 2010 | 2011 | |||||
Уровень заболеваемости |
Число дней, пропущенных в среднем одним ребенком по болезни |
Ед. | Ясли -34,3 | 33,6 | 33,3 | 33,0 | 32,8 | 32,8 |
Сад -22,8 | 22,8 | 22,5 | 22,1 | 22,0 | 22,0 | |||
Сохранение жизни и здоровья детей, посещающих МДОУ |
Число случаев заболеваний на 1000 детей |
Ед. | 3723,9 | 3573,1 | 3423,2 | 3273,4 | 3123,3 | 3123,3 |
Посещаемость детьми дошкольных образователь- ных учреждений |
Отношение количества детей, посещающих МДОУ (по факту), к общему количеству детей в МДОУ |
% | 63% | 66% | 69% | 71% | 80% | 80% |
Охват детей дошкольного возраста коррекционным образованием |
Отношение числа детей, зачисленных в специализирова- нные группы, к численности детей с проблемами в развитии, стоящих на учете |
% | 95% | 96% | 97% | 98% | 100% | 100% |
2.2.4 Задача "Совершенствование кадрового потенциала и социальная поддержка педагогических кадров" предполагает."
- реализацию комплекса мер по поддержке педагогических и других работников системы дошкольного образования в целях обеспечения условий труда и социальных гарантий.
Целевые индикаторы и показатели реализации задачи "Совершенствование кадрового потенциала и социальная поддержка педагогических кадров".
Показатель социально- экономической эффективности |
Способ расчета показателя |
Единица измере- ния |
Базовое значение |
Динамика целевых индикаторов и показателей |
Конечное значение |
|||
2008 | 2009 | 2010 | 2011 | |||||
Уровень обеспеченности персоналом (педагогичес- кий, административ- ный, младший обслуживающий персонал) учреждений дошкольного образования |
Отношение потребности по штатной численности (штатному расписанию) к количеству заполненных вакансий за вычетом совместительства |
% | 75% | 77% | 79% | 85% | 94% | 94% |
Уровень соответствия категорий персонала квалификацион- ным требованиям |
Отношение количества работников, прошедших квалификационную аттестацию, к общему количеству работников |
% | 63% | 65% | 69% | 72% | 73% | 73% |
Доля педагогов, имеющих высшее, в том числе педагогическое образование |
Процент педагогов, имеющих высшее, в том числе (специальное педагогическое) образование /общее количество педагогов |
% | 21% | 22% | 23% | 24% | 30% | 30% |
Доля педагогов, имеющих среднее специальное, в том числе педагогическое образование |
Количество педагогов, имеющих среднее специальное, в том числе (педагогическое) образование /общее количество педагогов |
% | 20% | 22% | 25% | 30% | 40% | 40% |
Доля педагогическо- го и административ- ного персонала, осуществивших повышение квалификации в области дошкольного образования |
Отношение персонала, осуществившего повышение квалификации, к общему количеству педагогов в системе дошкольного образования |
% | 76% | 78% | 81% | 85% | 89% | 89% |
2.2.5 Задача "Совершенствование экономических механизмов развития муниципальной системы дошкольного образования" предполагает:
- введение различных моделей финансирования МДОУ по результатам аккредитации;
- разработку и апробацию модели новой системы оплаты труда педагогических работников муниципальных дошкольных образовательных учреждений;
- увеличение дифференциации оплаты труда педагогов различной квалификации;
- изменение структуры заработной платы и принципов формирования ее базовой (тарифной) и стимулирующей частей;
- внедрение механизма связи заработной платы с качеством и результативностью труда, определение системы критериев и показателей учета качества и результативности труда при распределении стимулирующей части фонда оплаты труда образовательного учреждения;
- использование системы поощрения за высокие результаты и качество выполнения работы, основанной преимущественно на применении индивидуальных надбавок стимулирующего характера, а также премирования за особые достижения в труде;
- установление связи между заработной платой педагогических работников учреждений дошкольного образования и количеством воспитанников;
- учет в оплате труда всех видов деятельности педагогических работников учреждений дошкольного образования.
Целевые индикаторы и показатели реализации задачи "Совершенствование экономических механизмов развития муниципальной системы дошкольного образования".
Показатель социально- экономической эффективности |
Способ расчета показателя |
Единица измерения |
Базовое значение |
Динамика целевых индикаторов и показателей |
Конечное значение |
|||
2008 | 2009 | 2010 | 2011 | |||||
Уровень оплаты труда сотрудников системы образования относительно среднего уровня заработной платы в регионе |
Соотношение среднего уровня оплаты труда 1 сотрудника системы дошкольного образования к среднему уровню оплаты по региону |
% | 65% | 72% | 72% | 78% | 92% | 92% |
Стоимость содержания 1 ребенка в муниципальном образователь- ном учреждении |
Затраты на содержание одного ребенка в образователь- ном учреждении |
руб. | 2596 | 3400 | 4110 | 4830 | 5520 | 5520 |
Доля образователь- ных учреждений, переведенных на нормативно-по- душевое финансирование |
Отношение числа дошкольных образователь- ных учреждений, переведенных на нормативно- подушевое финансирова- ние, к общему количеству дошкольных учреждений |
% | 0% | 0% | 0% | 6% | 100% | 100% |
Доля образователь- ных учреждений, переведенных на новую систему оплаты труда |
Отношение числа дошкольных образователь- ных учреждений, переведенных на новую систему оплаты труда, к общему количеству дошкольных учреждений |
% | 0% | 0% | 0% | 6% | 100% | 100% |
2.2.6 Задача "Создание независимой системы оценки качества дошкольного образования" предполагает:
- разработку паспорта муниципальной услуги "Предоставление дошкольного образования, воспитания и содержания ребенка в дошкольном образовательном учреждении муниципального образования "Город Калуга";
- подготовку и опубликование публичных докладов о деятельности муниципальных дошкольных образовательных учреждений;
- разработку типовой структуры электронного паспорта для разных видов дошкольных образовательных учреждений;
- изучение потребностей населения города Калуги в услугах дошкольного образования.
Целевые индикаторы и показатели реализации задачи "Создание независимой системы оценки качества дошкольного образования"
Показатель социально- экономической эффективности |
Способ расчета показателя |
Единица измерения |
Базовое значение |
Динамика целевых индикаторов и показателей |
Конечное значение |
|||
2008 | 2009 | 2010 | 2011 | |||||
Выполнение требований государствен- ного образователь- ного стандарта дошкольного образования |
Отношение количества аккредитован- ных ДОУ к общему количеству ДОУ |
% | 98% | 96% | 96% | 96% | 96% | 96% |
Удовлетворен- ность населения качеством дошкольного образования |
Процент населения, удовлетворен- ных услугами дошкольного образования, от числа опрошенных |
% | 70% | 75% | 79% | 83% | 91% | 91% |
2.2.7 Задача "Развитие организационно-правовых основ деятельности муниципальных дошкольных образовательных учреждений" включает."
- создание эффективной системы учета детей города Калуги в возрасте от 0 до 7 лет;
- совершенствование нового порядка приема детей в дошкольные образовательные учреждения города;
- развитие общественно-государственных форм управления дошкольными образовательными учреждениями;
- развитие социального партнерства в системе дошкольного образования.
Целевые индикаторы и показатели реализации задачи "Развитие организационно-правовых основ деятельности муниципальных дошкольных образовательных учреждений"
Показатель социально- экономической эффективности |
Способ расчета показателя |
Единица измерения |
Базовое значение |
Динамика целевых индикаторов и показателей |
Конечное значение |
|||
2008 | 2009 | 2010 | 2011 | |||||
Создание единой электронной базы данных будущих воспитанников дошкольных образователь- ных учреждений |
Количество детей в едином городском реестре по годам поступления |
Ед. | 3781 | 4117 | 4531 | 4829 | 5002 | 5002 |
Развитие общественно- государствен- ных форм управления образователь- ными учреждениями |
Отношение количества учреждений, в которых созданы органы общественного управления, к общему количеству учреждений |
% | 0% | 0% | 8% | 16% | 100% | 100% |
Решение указанных задач достигается благодаря использованию комплексного подхода к развитию правовой базы, кадровому, информационному и материально-техническому обеспечению сферы дошкольного образования.
Муниципальная целевая Программа "Развитие дошкольного образования на территории городского округа "Город Калуга" на 2008-2011 годы" должна стать организационной основой реализации государственной политики Российской Федерации в сфере образования.
3. Мероприятия муниципальной целевой Программы
"Развитие дошкольного образования на территории
городского округа "Город Калуга" на 2008-2011 годы"
3.1. Развитие сети муниципальных дошкольных образовательных учреждений.
N п/п |
Мероприятия | Источник финансирования |
Объем финансирования (в тыс. руб) | Срок исполне- ния |
Заказчик | Ожидаемые результаты | ||||
Всего | В том числе | |||||||||
2008 | 2009 | 2010 | 2011 | |||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 |
3.1.1 |
Увеличение количества мест в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях за счет приема в муниципальную собственность (пользование) зданий дошкольных образовательных учреждений, принадлежащих различным ведомствам |
Городская Управа (исполнительно- распорядительный орган) городского округа "Город Калуга" |
Увеличение на 760 ед. количества мест в дошкольных образовательных учреждениях за счет приема в муниципальную собственность (пользование) зданий дошкольных образовательных учреждений, принадлежащих различным ведомствам |
|||||||
Здание бывшего дошкольного образовательного учреждения, принадлежащее ФГУП "60 арсенал", расположенное по адресу: ул. Первых Коммунаров, 19 (80 мест) |
Бюджет муниципального образования "Город Калуга" |
6600,0 | --- | --- | 3000,0 (ремонтные работы) 3600,0 (материаль- ное обеспечение) |
--- | 2010 | |||
Имущественные комплексы негосударственных дошкольных образовательных учреждений: "Детский сад" N 53 ОАО "РЖД", расположенный по адресу: ул. Чебышева, 6а (190 мест); "Детский сад" N 54 ОАО "РЖД", расположенный по адресу: ул. Билибина, 34 (75 мест); "Детский сад" N 55 ОАО "РЖД", расположенный по адресу: Тихонова Пустынь, ул. Советская, 3 (15 мест); "Начальная школа - детский сад" N 62 ОАО "РЖД", расположенный по адресу: ул. Привокзальная, 10а (75 мест). |
В рамках текущих расходов бюджета, утвержденного Управлению образования города Калуги на соответствую- щий год |
500,0 | --- | --- | 300,0 (ремонтные работы) 200,0 (материаль- ное обеспечение) |
--- | 2010 | |||
Имущественный комплекс дошкольного образовательного учреждения, находящийся в собственности ОАО "Калугапутьмаш", расположенный по адресу: ул. Баррикад, д. 142 (205 мест) |
В рамках текущих расходов бюджета, утвержденного Управлению образования города Калуги на соответствую- щий год |
123,0 | --- | 23,0 (ремонтные работы) 100,0 (материальное обеспечение) |
--- | --- | 2009 | |||
3.1.2 |
Увеличение количества мест в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях за счет расширения действующей сети муниципальных образовательных учреждений |
Городская Управа (исполнительно- распорядительный орган) городского округа "Город Калуга" |
Увеличение количества мест на 460 ед. в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях за счет расширения действующей сети муниципальных образовательных учреждений |
|||||||
Ввод в эксплуатацию МДОУ N 7 (ул. Ленина, 45)- 6 групп (120 мест) |
Бюджет муниципального образования "Город Калуга" |
2800,0 | 2800,0 (материаль- ное обеспечение ) |
--- | --- | -- | 2008 | |||
Открытие дополнительных групп в образовательных учреждениях: |
||||||||||
МДОУ N 40 (ул. Вишневского) - 2 группы (30 мест) |
В рамках текущих расходов бюджета, утвержденного Управлению образования города Калуги на соответствую- щий год |
154,0 | --- | 88,0 (ремонтные работы) 66,0 (материальное обеспечение) |
---- | --- | 2009 | |||
Вывод учебных классов из зданий МДОУ |
||||||||||
МОУ N 29 (ул. Никитина, 1336) - 1 группа (20 мест) |
В рамках текущих расходов бюджета, утвержденного Управлению образования города Калуги на соответствую- щий год |
410,0 | --- | 120,0 (ремонтные работы) 290,0 (материальное обеспечение) |
--- | --- | 2009 | |||
МОУ N 87 (ул. М. Горького, 9) - 3 группы (50 мест) |
В рамках текущих расходов бюджета, утвержденного Управлению образования города Калуги на соответствую- щий год |
1220,0 | --- | 350,0 (ремонтные работы) 870,0 (материальное обеспечение) |
--- | --- | 2009 | |||
МОУ N 110 (ул. Кубяка, 15) -4 группы (80 мест) |
В рамках текущих расходов бюджета, утвержденного Управлению образования города Калуги на соответствую- щий год |
1560,0 | --- | --- | 600,0 (ремонтные работы) 960,0 (материаль- ное обеспечение) |
--- | 2010 | |||
МДОУ N 91 (ул. Грабцевское шоссе, 136) - 4 группы (80 мест) |
Бюджет муниципального образования "Город Калуга" |
19800,0 | --- | --- | --- | 7000,0 (ремонтные работы) 12800,0 (материаль- ное обеспечение ) |
2011 | |||
Перепрофилирование учреждения |
||||||||||
Муниципальное специальное учебно-воспитате- льное учреждение для детей и подростков с девиантным поведением "Специальная общеобразователь- ная школа открытого типа "Альтера" (здание, расположенное по адресу: ул. Первомайская, 39а, |
Бюджет муниципального образования "Город Калуга" |
5600,0 | --- | --- | 2000,0 (ремонтные работы) 3600,0 (материаль- ное обеспечение) |
--- | 2010 | |||
Обследование образовательных учреждений с целью расширения материально-техни- ческой базы имеющихся МДОУ (строительство пристроек) |
Городская Управа (исполнительно- распорядительный орган) городского округа "Город Калуга" |
Увеличение количества мест в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях за счет расширения материально-техниче- ской базы имеющихся МДОУ (строительство пристроек) |
||||||||
МОУ N 29 (ул.Никитина, 1336) МДОУ N 33 (ул.Ст. Разина, 10а) МДОУ N 34 (ул.Социалистичес- кая, 2а) МДОУ N 40 (тер. Обл. больницы) МДОУ N 70 (ул. Маршала Жукова, 16) МДОУ N 81 (Грабцевское шоссе, 126) МДОУ N 96 (ул. Вишневского, 20) МДОУ N 102 (ул. Дорожная, 33) МДОУN 103 (бул. |
Финансирование через включение в АИЛ |
--- | --- | --- | --- | --- | 2008-2011 | |||
3.1.3 |
Строительство новых дошкольных образовательных учреждений. |
- |
Городская Управа (исполнительно- распорядительный орган) городского округа "Город Калуга" |
Увеличение количества мест на 1310 ед. в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях за счет строительства новых дошкольных образовательных учреждений |
||||||
п. Росва - 4 группы (80 мест) |
Финансирование через включение в АИЛ |
--- | --- | --- | --- | --- | 2011 | |||
микрорайон Правобережье - 6 групп (120 мест) |
Финансирование через включение в АИП |
--- | --- | --- | --- | 2011 | ||||
п. Молодежный - 6 групп (120 мест) |
Финансирование через включение в АИП |
--- | --- | --- | --- | --- | 2010 | |||
микрорайон Правобережье - 5 ДОУ с общей плановой наполняемостью 30 групп (600 |
Финансирование через включение в АИП |
--- | --- | --- | --- | --- | 2011 | |||
микрорайон Дубрава - 4 группы (80 мест) |
Финансирование через включение в АИП |
--- | --- | --- | --- | --- | 2011 | |||
микрорайон ул. Кубяка - 6 групп (120 мест) |
Финансирование за счет |
--- | --- | --- | --- | --- | 2011 | |||
микрорайон Мстихино - 6 групп (120 мест) |
Финансирование через включение в АИП |
--- | --- | --- | --- | --- | 2010 | |||
микрорайон Тайфун - 10 групп (190 мест) |
Финансирование за счет |
--- | --- | --- | --- | --- | 2010 | |||
микрорайон Тайфун - 10 групп (190 мест) |
Финансирование за счет инвестора |
--- | --- | --- | --- | --- | 2011 | |||
3.1.4 |
Развитие новых форм дошкольного образования. |
Городская Управа (исполнительно- распорядительный орган) городского округа "Город Калуга" |
Увеличение количества детей от 1,6 до 7 лет, получающих общеразвивающее, коррекционное образование |
|||||||
Открытие групп кратковременного пребывания, в том числе групп предшкольной подготовки на базе образовательных учреждений |
В рамках текущих расходов бюджета, утвержденного Управлению образования города Калуги на соответствую- щий год |
384,0 | 96,0 | 96,0 | 96,0 | 96,0 | 2008-2001 1 |
|||
Открытие групп социальной помощи круглосуточного пребывания |
В рамках текущих расходов бюджета, утвержденного Управлению образования города Калуги на соответствую- щий год |
540,0 | 180,0 | 360,0 | 2008-2010 | |||||
Открытие специализированных групп для детей, имеющих проблемы в развитии |
В рамках текущих расходов бюджета, утвержденного Управлению образования города Калуги на соответствую- щий год |
608,0 | 152,0 | 152,0 | 152,0 | 152,0 | 2008-2009 | |||
Открытие билингвальных (двуязычных) групп в дошкольных образовательных учреждениях |
--- | --- | --- | --- | --- | 2010-2011 | ||||
Итого: |
В рамках текущих расходов бюджета, утвержденного Управлению образования города Калуги на соответствую- щий год |
34800,0 5499,0 |
2800,0 428,0 |
--- 2155,0 |
12200,0 2668,0 |
19800,0 248,0 |
3.2. Развитие материально-технической базы
муниципальных дошкольных образовательных учреждений
и учреждений для детей дошкольного и младшего школьного возраста
N п/п |
Мероприятия | Источник финансирова- ния |
Объем финансирования | Срок исполнения |
Заказчик | Ожидаемые результаты | ||||
Всего | В том числе | |||||||||
2008 | 2009 | 2010 | 2011 | |||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 |
3.2.1 | Приобретение детской мебели |
Бюджет муниципально- го образования "Город Калуга" |
25526,0 | 5500,0 | 6050,0 | 6655,0 | 7321,0 | 2008-2011 | Городская Управа (исполнительно- распорядительный орган) городского округа "Город Калуга" |
Будет модернизирована технологическая и социальная инфраструктура муниципальных дошкольных образовательных учреждений |
3.2.2. | Приобретение игрового и спортивного оборудования |
Бюджет муниципально- го образования "Город Калуга" |
1500,0 | 1500,0 | --- | --- | --- | 2008-2011 | ||
3.2.3 | Приобретение прачечного оборудования |
Бюджет муниципально- го образования "Город Калуга" |
7000,0 | 3000,0 | 2000,0 | 2000,0 | --- | 2008-2011 | ||
3.2.4 | Замена асфальтового покрытия |
Бюджет муниципально- го образования "Город Калуга" |
10000,0 | 4500,0 | 4500,0 | 1000,0 | --- | 2008-2011 | ||
3.2.5 | Строительство теневых навесов |
Бюджет муниципально- го образования "Город Калуга" |
16100,0 | 3500,0 | 3800,0 | 4200,0 | 4600,0 | 2008-2011 | ||
3.2.6 | Приобретение оборудования и инвентаря для пищеблоков, медицинских кабинетов |
Бюджет муниципально- го образования "Город Калуга" |
10900,0 | 2400,0 | 2600,0 | 2800,0 | 3100,0 | 2008-2011 | ||
Итого: | 71026,0 | 20400,0 | 18950,0 | 1665,0 | 15021,0 |
3.3. Повышение качества дошкольного образования.
N п/п |
Мероприятия | Источник финансирова- ния |
Объем финансирования | Срок исполнения |
Заказчик | Ожидаемые результаты |
||||
Всего | В том числе | |||||||||
2008 | 2009 | 2010 | 2011 | |||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 |
3.3.1 | Совершенствование нормативно-право- вой базы организации предшкольной подготовки |
--- | --- | --- | --- | --- | 2008 | Городская Управа (исполнительно- распорядительль- ный орган) городского округа "Город Калуга" |
Будет разработана нормативно-правовая база организации предшкольной подготовки детей дошкольного возраста |
|
3.3.2 | Разработка (апробация) образовательной Программы по предшкольной подготовке "У порога школы" |
В рамках текущих расходов бюджета, утвержденного Управлению образования города Калуги на соответствую- щий год |
72,0 | 36,0 | 36,0 | --- | --- | 2008-2009 | Городская Управа (исполнительно- распорядительный орган) городского округа "Город Калуга" |
Будет разработана и апробирована программа по предшкольной подготовке "У школьного порога" |
3.3.3 | Разработка и внедрение системы мероприятий по информированию жителей города о состоянии системы дошкольного образования (по отдельному плану) |
--- | --- | --- | --- | --- | 2008-2009 | Городская Управа (исполнительно- распорядительный орган) городского округа "Город Калуга" |
Жители города будут информированы о состоянии системы дошкольного образования через средства массовой информации |
|
3.3.4 | Проведение конференций, семинаров, совещаний для руководителей по современным проблемам управления ДОУ |
В рамках текущих расходов бюджета, утвержденного Управлению образования города Калуги на соответствую- щий год |
32,0 | 8,0 | 8,0 | 8,0 | 8,0 | 2008-2011 | Городская Управа (исполнительно- распорядительный орган) городского округа "Город Калуга" |
Повысится управленческая компетентность руководителей в вопросах управления современным ДОУ |
3.3.5 | Формирование групп слушателей целевых курсов ПК, семинаров по проблемам образования, внедрения информационных технологий в управленческий процесс |
--- | --- | --- | --- | --- | 2008-2011 | Городская Управа (исполнительно- распорядительный орган) городского округа "Город Калуга" |
Руководители дошкольных учреждений станут использовать информационные технологии в управленческом процессе |
|
3.3.6 | Разработка и реализация комплексных оздоровительно- профилактических и лечебно-оздорови- тельных программ и педагогических оздоровительных технологий |
В рамках текущих расходов бюджета, утвержденного Управлению образования города Калуги на соответствую- щий год |
20,0 | 5,0 | 5,0 | 5,0 | 5,0 | 2008-2011 | Городская Управа (исполнительно- распорядительный орган) городского округа "Город Калуга" |
Произойдет снижение заболеваемости, рост посещаемости детьми дошкольных образовательных учреждений |
3.3.7 | Формирование и обновление системы информационной поддержки МДОУ "Электронный документооборот" |
--- | --- | --- | --- | - | 2008-2011 | Городская Управа (исполнительно- распорядительный орган) городского округа "Город Калуга" |
Будет создана единая автоматизированная система Управления образования города Калуги с включением дошкольных образовательных учреждений |
|
3.3.8 | Развертывание экспериментальной деятельности на базе учреждений дошкольного образования |
В рамках текущих расходов бюджета, утвержденного Управлению образования города Калуги на соответствую- щий год |
112,0 | 28,0 | 28,0 | 28,0 | 28,0 | 2008-2011 | Городская Управа (исполнительно- распорядительный орган) городского округа "Город Калуга" |
Будет осуществлена поддержка практике - ориентированных научных исследований в области дошкольного образования |
3.3.9 | Обобщение практических материалов деятельности МДОУ в сборниках и других изданиях |
В рамках текущих расходов бюджета, утвержденного Управлению образования города Калуги на соответствую- щий год |
20,0 | 5,0 | 5,0 | 5,0 | 5,0 | 2008-2011 | Городская Управа (исполнительно- распорядительный орган) городского округа "Город Калуга" |
Произойдет обобщение и распространение опыта работы педагогических работников, коллективов дошкольных образовательных учреждений |
3.3.10 | Обучение педагогических кадров новым программам и технологиям работы с детьми дошкольного возраста, в том числе и по вопросам овладения современными технологиями психолого-педаго- гической поддержки семьи |
В рамках текущих расходов бюджета, утвержденного Управлению образования города Калуги на соответствую- щий год |
232,0 | 58,0 | 58,0 | 58,0 | 58,0 | 2008-2011 | Городская Управа (исполнительно- распорядительный орган) городского округа "Город Калуга" |
Повысится профессиональный уровень педагогических кадров в вопросах использования современных технологий психолого-педагоги- ческой поддержки семьи. |
3.3.11 | Проведение общегородских мероприятий, способствующих росту престижа профессии воспитатель: -Воспитатель года; -Детский сад года; -Городские выставки, конкурсы |
В рамках текущих расходов бюджета, утвержденного Управлению образования города Калуги на соответствую- щий год |
480,0 | 120,0 | 120,0 | 120,0 | 120,0 | 2008-2011 | Городская Управа (исполнительно- распорядительный орган) городского округа "Город Калуга" |
Вырастет престиж профессии воспитатель |
3.3.12 | Разработка методических пособий, рекомендаций по обучению русскому языку как второму в условиях дошкольного учреждения |
--- | --- | --- | --- | --- | 2010-2011 | Городская Управа (исполнительно- распорядительный орган) городского округа "Город Калуга" |
Будет разработано программно -методическое обеспечение для работы в билингвинтальных группах |
|
3.3.13 | Разработка программ модульного повышения квалификации специалистов учреждений (групп) для детей, нуждающихся в психолого-педаго- гической и медико-социальной помощи |
--- | --- | --- | --- | --- | 2010-2011 | Городская Управа (исполнительно- распорядительный орган) городского округа "Город Калуга" |
Повысится профессиональный уровень педагогических кадров в вопросах оказания психолого-педагоги- ческой и медико-социальной помощи |
|
3.3.14 | Разработка нормативной базы и комплекса организационных мероприятий по созданию новых моделей, форм дошкольного образования, издание методических рекомендаций по их организации |
--- | --- | --- | --- | --- | 2009-2011 | Городская Управа (исполнительно- распорядительный орган) городского округа "Город Калуга" |
Организация новых форм, моделей дошкольного образования |
|
3.3.15 | Внедрение комплекса мер по информатизации системы дошкольного образования: - приобретение компьютерного оборудования для управленческой деятельности; - приобретение компьютерного оборудования для осуществления образовательного процесса; - обучение педагогических, управленческих кадров информационным технологиям; - приобретение лицензионных программных продуктов |
В рамках текущих расходов бюджета, утвержденного Управлению образования города Калуги на соответствую- щий год *финансирова- ние Будет производиться при условии выделения дополнитель- ных средств |
320,0 * 231б,8 |
320,0 | 275,8* | 1039,4* | 1001,6* | 2008-2011 | Городская Управа (исполнительно- распорядительный орган) городского округа "Город Калуга" |
Повысится уровень обеспечения образовательных учреждений информационной техникой |
Итого: |
1288,0 *2316,8 |
580,0 |
260,0 *275,8 |
224,0 * 1039,4 |
224,0 *1001,6 |
3.4. Совершенствование кадрового потенциала
и социальная поддержка педагогических кадров
N п/п |
Мероприятия | Источник финансирова- ния |
Объем финансирования | Срок исполнения |
Заказчик | Ожидаемые результаты |
||||
Всего | В том числе | |||||||||
2008 | 2009 | 2010 | 2011 | |||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 |
3.4.1 | Реализация нормативно-право- вых актов о статусе педагогических и других работников системы дошкольного образования в целях обеспечения условий труда и социальных гарантий |
--- | --- | --- | --- | --- | 2008-2009 | Городская Управа (исполнительно- распорядительный орган)городского округа "Город Калуга" |
У работников системы дошкольного образования будут улучшены условия труда и расширены социальные гарантии |
|
3.4.2 | Введение различных моделей финансирования МДОУ по результатам аккредитации (установление 15% надбавки к заработной плате работников Центров развития ребенка) |
Бюджет муниципально- го образования "Город Калуга" |
6356,3 | 6356,3 | 2009 | Городская Управа (исполнительно- распорядительный орган) городского округа "Город Калуга" |
Аккредитация станет рычагом управления качеством образования в городе Калуге |
|||
Итого: | 6356,3 | 63563 |
3.5. Совершенствование экономических механизмов развития
муниципальной системы дошкольного образования
N п/п |
Мероприятия | Источник финансирова- ния |
Объем финансирования | Срок исполнения |
Заказчик | Ожидаемые результаты | ||||
Всего | В том числе | |||||||||
2008 | 2009 | 2010 | 2011 | |||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 |
3.5.1 | Разработка и апробация экспериментальных моделей нормативно-поду- шевого финансирования МДОУ путем внесения соответствующих изменений в нормативно-право- вые акты муниципального образования "Город Калуга" |
--- | --- | --- | --- | --- | 2009-2010 | Городская Управа (исполнительно- распорядительный орган) городского округа "Город Калуга" |
Будет разработана и апробирована модель нормативно-подушево- го финансирования МДОУ |
|
3.5.2 | Разработка и апробация экспериментальной модели новой системы оплаты труда работников МДОУ путем внесения соответствующих изменений в нормативно-право- вые акты муниципального образования "Город Калуга" |
--- | --- | --- | --- | --- | 2009-2010 | Городская Управа (исполнительно- распорядительный орган) городского округа "Город Калуга" |
Будет разработана и апробирована модель новой системы оплаты труда работников МДОУ |
|
3.5.3 | Внедрение методики расчета нормативов потребности в финансовых средствах на одного воспитанника дошкольных образовательных учреждений разного вида (нормативно- подушевое финансирование) |
--- | --- | --- | --- | --- | 2011 | Городская Управа (исполнительно -распорядительный орган) городского округа "Город Калуга" |
Муниципальные дошкольные образовательные учреждения будут переведены на нормативно-подушевое финансирование |
|
3.5.4 | Внедрение модели новой системы оплаты труда педагогических работников дошкольных образовательных учреждений |
--- | --- | --- | --- | --- | 2011 | Городская Управа (исполнительно- распорядительный орган) городского округа "Город Калуга" |
- повысится мотивация специалистов к качественному результату труда; - будут созданы условия для привлечения в отрасль высококвалифицирова- нных кадров; - повысится уровень оплаты труда |
|
Итого: | --- | --- | --- | --- | --- |
3.6. Создание независимой системы оценки
качества дошкольного образования
N п/п |
Мероприятия | Источник финансирова- ния |
Объем финансирования | Срок исполнения |
Заказчик | Ожидаемые результаты | ||||
Всего | В том числе | |||||||||
2008 | 2009 | 2010 | 2011 | |||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 |
3.6.1 | Разработка стандарта муниципальной услуги "Предоставление дошкольного образования, воспитания и содержания ребенка в дошкольном образовательном учреждении муниципального образования "Город Калуга" |
--- | --- | --- | --- | --- | 2009 | Городская Управа (исполнительно-ра- спорядительный орган) городского округа "Город Калуга" |
Будут разработаны и внедрены унифицированные показатели, характеризующие развитие системы дошкольного образования |
|
3.6.2 | Подготовка и опубликование публичных докладов муниципальных дошкольных образовательных учреждений |
--- | --- | --- | --- | --- | 2009-2011 | Городская Управа (исполнительно-ра- спорядительный орган) городского округа "Город Калуга" |
Повысится уровень образовательной информации, ее качества, прозрачности и доступности для всех заинтересованных сторон |
|
3.6.3 | Изучение потребностей населения города Калуги с целью выявления потребности в услугах дошкольного образования |
--- | --- | --- | --- | --- | 2008-2011 | Городская Управа (исполнительно-ра- спорядительный орган) городского округа "Город Калуга" |
Развитие новых форм дошкольного образования будет осуществляться на основе изучения потребностей населения |
|
3.6.4 | Разработка показателей оценки деятельности МДОУ |
--- | --- | --- | --- | --- | 2009-2010 | Городская Управа (исполнительно-ра- спорядительный орган) городского округа "Город Калуга" |
Повысится уровень образовательной информации, ее качества, прозрачности и доступности для всех заинтересованных сторон |
|
Итого: | --- | --- | --- | --- | --- |
3.7. Развитие организационно-правовых основ
деятельности муниципальных дошкольных
образовательных учреждений
N п/п |
Мероприятия | Источник финансирова- ния |
Объем финансирования | Срок исполнения |
Заказчик | Ожидаемые результаты | ||||
Всего | В том числе | |||||||||
2008 | 2009 | 2010 | 2011 | |||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 |
3.7.1 | Создание муниципальной базы данных детей в возрасте от 0 до 7 лет |
--- | --- | --- | --- | --- | 2008 | Городская Управа (исполнительно- распорядительный орган) городского округа "Город Калуга" |
В Управлении образования города Калуги будет создан банк данных о родителях, желающих воспользоваться услугами дошкольного образования |
|
3.7.2 | Дальнейшее развитие общественных форм управления образовательными учреждениями (за счет инвестиционных, благотворительных программ, попечительских советов) |
--- | --- | --- | --- | --- | 2008-2011 | Городская Управа (исполнительно-ра- спорядительный орган) городского округа "Город Калуга" |
В образовательных учреждениях будут созданы различные организационно-пра- вовые формы управления |
|
3.7.3 | Создание форм общественно-госу- дарственного управления муниципальными дошкольными образовательными учреждениями (управляющие советы) |
--- | --- | --- | --- | --- | 2010 | Городская Управа (исполнительно-ра- спорядительный орган) городского округа "Город Калуга" |
В образовательных учреждениях будут созданы различные организационно-пра- вовые формы управления учреждением |
|
Итого: | --- | --- | --- | --- | --- |
Финансовое обеспечение
муниципальной целевой Программы
"Развитие дошкольного образования на территории
городского округа "Город Калуга" на 2008-2011 годы"
Годы Разделы Программы |
Объем финансирования по годам (в тыс. руб.) | ||||
2008 | 2009 | 2010 | 2011 | Всего (2008-2011 гг.) |
|
Развитие сети муниципальных дошкольных образовательных учреждений |
2800,0 | - | 12 200,0 | 19800,0 | 34800,0 |
Развитие материально-техничес- кой базы |
20400,0 | 18950,0 | 16655,0 | 15021,0 | 71026,0 |
Повышение качества дошкольного образования |
* | * | * | * | * |
Совершенствование кадрового потенциала и социальная поддержка педагогических кадров |
* | 6356,3 | * | * | 6356,3 |
Развитие организационно-право- вых основ деятельности МДОУ |
--- | --- | --- | --- | --- |
Совершенствование экономических механизамов развития муниципальной системы дошкольного образования |
--- | --- | --- | --- | --- |
Создание независимой оценки качества дошкольного образования |
--- | --- | --- | --- | --- |
Развитие организационно-право- вых основ деятельности муниципальных дошкольных образовательных учреждений |
--- | --- | --- | --- | --- |
Итого: | 23200,0 | 28306,3 | 28855,0 | 34821,0 | 112682,3 |
* средства предусматриваются в рамках текущих расходов бюджета, утвержденного Управлению образования города Калуги на соответствующий год
4. Ресурсное обеспечение Программы
Общий объем финансирования Программы на 2008-2011 годы составляет 112182,3 тыс. рублей. Мероприятия по реализации всех направлений Программы, сроки их реализации и объемы финансирования представлены в разделе 3 Программы.
В целях эффективного расходования бюджетных средств необходимо определять объемы финансирования мероприятий данной Программы на очередной финансовый год, исходя из реальных объемов доходов бюджета муниципального образования "Город Калуга" на очередной финансовый год при утверждении нормативно-правового акта муниципального образования "Город Калуга" о бюджете.
Планируется привлечение средств федерального бюджета для реализации программных мероприятий посредством участия в конкурсе муниципальных программ развития дошкольного образования в рамках мероприятий приоритетного национального проекта "Образование" на 2009-2012 годы.
5. Механизм реализации Программы
Заказчиком-координатором Программы является Городская Управа (исполнительно-распорядительный орган) городского округа "Город Калуга". Заказчик - координатор:
- разрабатывает в пределах своих полномочий нормативные правовые акты, необходимые для реализации Программы и управления ею;
- осуществляет координацию деятельности по подготовке и реализации программных мероприятий, а также анализу и рациональному использованию средств бюджета;
- организует независимую оценку показателей результативности и эффективности программных мероприятий, их соответствия целевым показателям.
В целях привлечения общественности к управлению Программой заказчиком - координатором Программы создается Совет по реализации Программы. Регламент работы Совета, персональный состав утверждается Городской Управой (исполнительно-распорядительным органом) городского округа "Город Калуга".
Координацию работы по реализации мероприятий Программы осуществляет Управление образования города Калуги, которое:
- ежегодно представляет отчет о ходе выполнения Программы в адрес управления делами Городского Головы города Калуги и Городской Думы городского округа "Город Калуга";
- готовит в установленном порядке предложения по уточнению перечня программных мероприятий на очередной финансовый год, уточняет затраты по программным мероприятиям;
- несет ответственность за своевременную и качественную подготовку и реализацию Программы, обеспечивает эффективное использование средств, выделяемых на ее реализацию;
- проводит мониторинг результатов выполнения программных мероприятий;
- организует размещение в электронном виде на сайте Городской Управы информации о ходе и результатах реализации Программы.
6. Оценка социально-экономической эффективности реализации Программы
Социальная эффективность реализации Программы определяется с помощью системы показателей и индикаторов, отражающих приоритеты развития системы дошкольного образования. Социальные эффекты реализации Программы оцениваются по следующим направлениям:
- расширение системы дошкольного образования;
- повышение качества дошкольного образования;
- повышение конкурентоспособности дошкольного образования;
- повышение эффективности финансирования дошкольного образования;
- расширение социального партнерства.
В результате реализации мероприятий Программы предполагается обеспечить следующие отстроченные социально-экономические эффекты:
- повышение эффективности использования бюджетных средств в сфере дошкольного образования за счет создания системы обеспечения качества образовательных услуг;
- содействие развитию различных организационно-правовых форм образовательных организаций;
- повышение уровня образовательной информации, ее качества, прозрачности и доступности для всех заинтересованных сторон;
- внедрение новых услуг дошкольного образования;
- модернизацию технологической и социальной инфраструктуры дошкольного образования;
- повышение уровня доходов работников сферы дошкольного образования;
- предотвращение оттока перспективных педагогических кадров в другие отрасли;
- сохранение и развитие системы подготовки квалифицированных педагогических кадров.
<< Назад |
||
Содержание Постановление Городской Думы г. Калуги от 28 ноября 2007 г. N 157 "Об утверждении муниципальной целевой Программы "Развитие... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.