Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению
Правительства Калужской области
от 27 февраля 2008 г. N 69
Концепция
демографической политики Калужской области на период до 2025 года
1. Общие положения
Демографическая политика Калужской области направлена на сохранение и укрепление здоровья населения, увеличение продолжительности жизни населения, сокращение уровня смертности, рост рождаемости, регулирование внутренней и внешней миграции, повышение качества жизни и улучшение на этой основе демографической ситуации в Калужской области.
Настоящей Концепцией определяются цели, принципы, задачи, приоритеты и основные направления демографической политики Калужской области на период до 2025 года.
2. Современная демографическая ситуация
в Калужской области и тенденции ее развития
Современная демографическая ситуация в Калужской области в значительной степени обусловлена социально-экономическими процессами, происходившими в России в XX веке. Во второй половине прошлого века в Калужской области почти втрое снизилось ежегодное число родившихся (21,3 тыс. детей - в 1950 г., 7,6 тыс. детей - в 1999 г.) и более чем вдвое увеличилось число умерших (8,2 тыс. человек - в 1950 г., 18,8 тыс. человек - в 1999 г.). С 1990 года в области наблюдается естественная убыль населения из-за превышения уровня смертности над уровнем рождаемости. Средняя продолжительность жизни в 1990-1991 годах составила 69 лет. Начиная с 1994 года число умерших превышало число родившихся более чем в два раза. Лишь в 2006 году благодаря росту уровня рождаемости и снижению уровня смертности превышение числа умерших (17,9 тыс. человек) над числом родившихся (9,3 тыс. человек) составило 1,9 раза. Положительный миграционный прирост являлся сдерживающим фактором сокращения численности, но с 1996 года миграционный прирост уже не компенсировал естественную убыль, и началось стабильное сокращение численности населения области.
Ожидаемая продолжительность жизни населения области в 2006 году была ниже, чем в целом по Российской Федерации (66,6 года) и Центральному федеральному округу (67,3 года), и составила 66 лет, в том числе у мужчин - 59,5 года, женщин - 72,9 года.
Основной причиной низкой продолжительности жизни населения в Калужской области является высокая смертность граждан трудоспособного возраста. Из общего числа умерших почти треть (28,9% - в 2006 г.) представлена гражданами трудоспособного возраста, более 80 процентов (80,2% - в 2006 г.) из них - мужчины. Более 60 процентов (60,4% - в 2006 г.) лиц, умерших в трудоспособном возрасте, умирают от заболеваний сердечно-сосудистой системы. Среди причин смерти в трудоспособном возрасте значительную долю (29,5% - в 2006 г.) составляют внешние причины - случайные отравления, самоубийства, убийства, транспортные происшествия, прочие несчастные случаи. Уровень смертности населения обусловлен также высоким уровнем заболеваемости населения, распространенностью алкоголизма, наркомании, табакокурения. Не созданы условия, побуждающие людей бережно относиться к собственному здоровью и здоровью своих детей. Недостаточно развиты формы досуга, способствующие ведению здорового образа жизни (физическая культура, спорт, туризм, активный отдых и другие).
Младенческая смертность в Калужской области, несмотря на ее снижение, характеризующаяся уменьшением коэффициента смертности с 16,3 на 1000 родившихся живыми в 1992 году до 10,8 в 2006 году, остается высокой. Данный показатель в России и Центральном федеральном округе в 2006 году составил соответственно 10,2 и 8,8.
Начиная с 2000 года в Калужской области отмечен рост рождаемости. Вместе с тем уровень рождаемости пока еще недостаточен для обеспечения воспроизводства населения и характеризовался в 2006 году суммарным коэффициентом 1,23 рождения на женщину в возрасте 15-49 лет.
Темпы роста рождаемости сдерживают низкий денежный доход многих семей, отсутствие нормальных жилищных условий, современная структура семьи (ориентация на малодетность, увеличение числа неполных семей), тяжелый физический труд части работающих женщин, условия труда, не отвечающие санитарно-гигиеническим нормам, низкий уровень репродуктивного здоровья, высокое число прерываний беременности (абортов). Низкий уровень рождаемости ведет к демографическому старению населения. Если в 1992 году численность женщин в возрасте 55 лет и более и мужчин в возрасте 60 лет и более составляла 22,5 процента всего населения, то в 2006 году - 23,7 процента. За последние 15 лет численность населения Калужской области сократилась более чем на 6 процентов. В ряде муниципальных образований Калужской области демографическая ситуация требует незамедлительного реагирования. Наиболее значительно сократилась численность населения в следующих муниципальных образованиях: "Ульяновский район" (на 32,9%), "Барятинский район" (на 31,7%), "Спас-Деменский район" (на 29,0%), "Куйбышевский район" (на 25,3%), "Хвастовичский район" (на 22,1%), "Мосальский район" (на 21,8%), "Перемышльский район" (на 18,6%), "Мещовский район" (на 18,4%), "Сухиничский район" (на 17,1%). По среднему варианту прогноза предположительной численности населения Российской Федерации, рассчитанному на основе расчета оценки численности населения по полу и возрасту на 1 января 2006 года, население Калужской области сократится и составит к 2015 году 993,0 тыс. человек, а к 2025 году - 991,7 тыс. человек. Прогноз предполагает рост уровня рождаемости к 2013 году (общий коэффициент рождаемости - 10,9 в расчете на 1000 населения), затем его снижение к 2025 году (общий коэффициент рождаемости - 8,0 в расчете на 1000 населения), рост уровня смертности к 2025 году (общий коэффициент смертности - 19,4 на 1000 населения). Как результат этого - снижение коэффициента естественной убыли населения к 2013 году до 7,7 на 1000 населения и вновь его повышение до 11,4 к 2025 году. Ожидаемая продолжительность жизни к 2025 году увеличится до 68 лет, численность женщин репродуктивного возраста уменьшится более чем на 16 процентов, доля граждан старше трудоспособного возраста увеличится до 30 процентов. Сценарий прогноза предполагает ежегодное увеличение миграционного прироста до 2015 года и его стабилизацию на уровне 9-10 тыс. человек ежегодно в период с 2015 до 2025 года.
Развитие ситуации по данному сценарию, помимо демографических потерь, неблагоприятно скажется на основных показателях социально-экономического развития области, и прежде всего на обеспеченности трудовыми ресурсами, потребует структурных и качественных изменений в системе оказания медицинской и социальной помощи с учетом увеличения доли граждан старшего возраста.
3. Цели демографической политики
Калужской области на период до 2025 года
Целями демографической политики Калужской области являются:
- стабилизация численности населения к 2015 году на уровне не менее 1,1 млн. человек;
- создание условий для увеличения численности населения к 2025 году на уровне не менее 1,15 млн. человек;
- повышение качества жизни и увеличение ожидаемой продолжительности жизни к 2015 году до 70 лет, к 2025 году до 75 лет.
Целью демографической политики в сфере рождаемости является повышение "суммарного коэффициента рождаемости к 2015 году до уровня 1,75, к 2025 году до 1,8. Это позволит существенно уменьшить негативное влияние предстоящих изменений возрастного состава населения на динамику числа родившихся, сократить естественную убыль населения, создать предпосылки для увеличения в дальнейшем рождаемости до уровня, обеспечивающего воспроизводство населения.
Целью демографической политики в сфере миграции является миграционный прирост населения за счет привлечения мигрантов на постоянное место жительства и пополнение трудовых ресурсов области.
4. Задачи и принципы демографической политики
Калужской области на период до 2025 года
Достижение целей во многом зависит от решения задач социально-экономического развития, в том числе экономического роста, роста благосостояния населения, снижения уровня бедности и дифференциации в доходах населения, создания эффективной социальной инфраструктуры.
Государство на федеральном уровне определило сферы, где формируются на среднесрочную перспективу условия для повышения уровня и качества жизни населения, устранения социальной напряженности в целях улучшения демографической ситуации в стране, в том числе через реализацию приоритетных национальных проектов: "Образование", "Здоровье", "Доступное и комфортное жилье - гражданам России", "Развитие агропромышленного комплекса".
В основу демографической политики Калужской области положены следующие принципы:
- комплексность решения демографических задач по всем направлениям демографического развития (смертность, рождаемость и миграция) в их взаимосвязи;
- концентрация на приоритетах с выбором наиболее проблемных вопросов на каждом этапе и применение эффективных механизмов их решения;
- своевременное реагирование на изменение ситуации:
- взаимодействие органов законодательной и исполнительной власти с институтами гражданского общества.
Основными задачами демографической политики Калужской области на период до 2025 года являются:
- повышение продолжительности жизни, в том числе активной жизни, сокращение уровня смертности, прежде всего в трудоспособном возрасте, от внешних причин, сокращение уровня материнской смертности не менее чем в 3 раза и младенческой - в 1,5 раза;
- повышение уровня рождаемости, в том числе за счет рождения в семьях второго ребенка и последующих детей;
- сохранение, укрепление и восстановление здоровья населения области, в том числе укрепление репродуктивного здоровья населения, здоровья детей и подростков; формирование мотивации для ведения здорового образа жизни;
- укрепление института семьи, повышение престижа материнства и отцовства, значимости зарегистрированного брака;
- социально-экономическое развитие области путем создания благоприятного инвестиционного климата области, снижение инвестиционных рисков и развитие инвестиционной инфраструктуры;
- закрепление молодежи в области;
- повышение качества жизни сельского населения;
- стимулирование миграционного прироста населения.
5. Основные направления демографической политики
Калужской области на период до 2025 года
Решение задач в области повышения продолжительности жизни и сокращения уровня смертности предполагает:
- сокращение уровня смертности от заболеваний сердечно-сосудистой системы за счет предупреждения факторов риска, ранней диагностики, проведения образовательных профилактических программ для широких масс населения;
- улучшение материально-технического обеспечения учреждений здравоохранения, укрепление кадрового потенциала и повышение уровня знаний, обеспечение населения доступной и качественной медицинской помощью, как экстренной и интенсивной, так и реабилитационно-восстановительной;
- сокращение уровня смертности от дорожно-транспортного травматизма за счет повышения культуры вождения, качества дорожной инфраструктуры, а также повышения оперативности и качества оказания медицинской помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях на всех этапах ее оказания;
- сокращение смертности от социально значимых заболеваний за счет совершенствования программ профилактики, ранней диагностики, применения инновационных форм лечения и своевременного проведения, в ряде случаев санитарно-противоэпидемических мероприятий;
- сокращение уровня смертности, травматизма на производстве от несчастных случаев путем обеспечения условий и охраны труда работающих;
- сокращение уровня смертности в молодых трудоспособных возрастах (20-39 лет) от социально обусловленных причин (алкоголизма, наркомании, самоубийств, употребления психоактивных веществ) путем усиления профилактической работы с гражданами групп риска;
- снижение младенческой, детской и материнской смертности от предотвратимых причин (травмы, болезни органов дыхания, инфекционные заболевания, неудовлетворительный уход за детьми в семьях социального риска) путем обеспечения доступности и повышения качества медицинской помощи на всех ее этапах, укрепления соматического и репродуктивного здоровья населения, применения передовых медицинских технологий;
- увеличение продолжительности жизни пожилого населения (старше 60 лет), и прежде всего путем снижения сверхсмертности в первом постпенсионном десятилетии за счет улучшения качества и повышения доступности своевременной диагностики болезней и проведения их лечения.
В рамках решения задач по повышению уровня рождаемости мероприятия включают в себя разработку, принятие нормативных правовых актов органов исполнительной власти Калужской области и их реализацию в части:
- обеспечения мер социальной поддержки, а именно:
- совершенствования системы мер социальной поддержки женщин в период беременности и граждан, имеющих детей;
- развития форм материальной поддержки многодетных родителей, родивших (усыновивших) и воспитавших 5 и более детей, студенческих семей, имеющих детей, семей, усыновляющих детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
- разработки и реализации комплекса мер, направленных на оказание содействия занятости женщин, имеющих малолетних детей, в целях обеспечения совмещения родительских прав с профессиональной деятельностью, в том числе: создание для женщин, находящихся в отпуске по уходу за ребенком, условий, способствующих их возвращению к трудовой деятельности; организация системы повышения квалификации и переобучения профессиям, востребованным на рынке труда; расширение использования гибких форм занятости, в том числе надомного труда, позволяющих совмещать работу с выполнением семейных обязанностей, разработка специальных программ, позволяющих женщинам получить новые профессии, в том числе в случае их высвобождения и закрепления на новых рабочих местах;
- улучшения жилищных условий, а именно:
- расширения жилищного кредитования в направлении повышения его доступности для семей с детьми;
- развития механизмов предоставления предприятиями ссуд работникам, приобретающим жилье;
- создания условий для индивидуального жилищного строительства семей с детьми и молодых семей;
- организации молодежных жилищных комплексов и кооперативов с предоставлением субсидий молодым семьям на приобретение жилья;
- изыскания возможностей расширения жилищного фонда, пригодного для временного проживания трудовых иммигрантов, в том числе за счет ремонта и приспособления неиспользуемых или неэффективно используемых жилых, производственных и других площадей;
- реализации региональных программ обеспечения жильем молодых семей;
- разработки мер, направленных на обеспечение жильем граждан с детьми, нуждающихся в улучшении жилищных условий, предоставления во внеочередном порядке жилого помещения на условиях социального найма без учета совокупного дохода для семей, родивших (усыновивших) 5 и более детей, выделения служебных жилых помещений для приемных семей на период действия договора о передаче детей на воспитание;
- разработки мер по внеочередному обеспечению жильем на условиях социального найма лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе возвратившихся из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы;
- совершенствования организации образовательного процесса, а именно:
- открытия в детских садах групп круглосуточного пребывания детей для семей, в которых родители имеют особый график работы;
- создания системы психологического и социального сопровождения одиноких молодых матерей (в возрасте до 20 лет), имеющих детей в возрасте до 3-х лет;
- введения в школьную программу факультативного курса по подготовке к семейной жизни "Основы материнства и отцовства";
- развития системы служб сопровождения семей, принимающих на воспитание детей, оставшихся без попечения родителей;
- обеспечения потребности семей в услугах дошкольного образования на основе развития всех форм дошкольных образовательных организаций (государственных, частных), повышения доступности и качества их услуг, в том числе на основе принятия стандартов оказываемых услуг, стимулирования развития гибких форм предоставления услуг по уходу и воспитанию детей в зависимости от их опыта;
- развития системы квалифицированной консультативно-методической и диагностической помощи семьям, воспитывающим детей, в том числе воспитывающим детей дошкольного возраста на дому.
Решение задач сохранения, укрепления и восстановления здоровья населения области, формирование мотивации для ведения здорового образа жизни включает следующие мероприятия:
- реализация мер по поэтапному выводу женщин с тяжелых работ, работ с вредными и (или) опасными условиями труда;
- санаторно-курортное оздоровление лиц, занятых на работах с вредными и (или) опасными веществами и производственными факторами;
- проведение дополнительных медицинских осмотров работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными веществами и производственными факторами;
- приобретение работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением, сертифицированной специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, а также смывающих и обезжиривающих средств;
- проведение аттестации рабочих мест по условиям труда;
- разработка организациями области ежегодных планов мероприятий по улучшению условий и охраны труда и их проведение;
- организация обучения охране труда руководителей и специалистов организаций, работников организаций из числа отдельных категорий застрахованных: работников служб охраны труда, членов совместных комитетов (комиссий) по охране труда, уполномоченных (доверенных лиц) по охране труда;
- медицинская, социальная и профессиональная реабилитация пострадавших на производстве;
- пропаганда здорового образа жизни, культуры питания для создания условий формирования и мотивации осознанного выбора здорового образа жизни широкими слоями населения;
- повышение информированности граждан через средства массовой информации о влиянии на здоровье негативных факторов и возможности их предупреждения, привлечение к занятиям физической культурой, туризмом и спортом, организация активного досуга и отдыха;
- проведение профилактических мероприятий в целях раннего выявления отклонений в состоянии здоровья детей и подростков с целью их устранения и коррекции;
- развитие системы оказания медицинской помощи детям в образовательных учреждениях, организации качественного питания и физической культуры;
- обеспечение безбарьерной среды для лиц, имеющих ограничения жизнедеятельности;
- совершенствование системы оказания медико-психолого-педагогической и социальной помощи семьям, воспитывающим детей-инвалидов;
- совершенствование комплекса мер, направленных на активизацию общественных молодежных инициатив, способствующих ведению здорового образа жизни, укреплению института молодой семьи;
- развитие и поддержка общественных формирований молодых семей;
- внедрение комплексных оздоровительных и реабилитационных программ для различных групп населения, развитие услуг, предоставляемых санаторно-курортными и оздоровительными учреждениями.
Решение задач укрепления института семьи, повышения престижа материнства и отцовства, значимости зарегистрированного брака предполагает:
- воспитание культуры населения, применение моральных мер воздействия, возрождение и сохранение духовно-нравственных семейных традиций в отношениях;
- учреждение наград Калужской области за воспитание детей;
- повышение социального статуса семьи с несколькими детьми, создание благоприятных условий для их рождения и воспитания;
- обеспечение формирования установок на создание семьи, обязательную регистрацию брака и сохранение его долговечности;
- развитие культуры регулирования деторождения с целью сокращения числа абортов и сохранения репродуктивного здоровья, обеспечивающего возможность иметь желаемое число детей;
- повышение обязательств родителей по обеспечению надлежащего уровня жизни и развития ребенка.
Решение задач социально-экономического развития области предполагает создание благоприятного инвестиционного климата Калужской области, снижение инвестиционных рисков и развитие инвестиционной инфраструктуры, включает в себя государственное регулирование инвестиционной деятельности по следующим направлениям:
- установление субъектам инвестиционной деятельности льготных условий налогообложения, не носящих индивидуальный характер;
- предоставление субъектам инвестиционной деятельности льготных условий пользования землей и другими природными ресурсами, не противоречащих законодательству Российской Федерации;
- расширение использования средств населения и иных внебюджетных источников финансирования жилищного строительства;
- создание возможности формирования субъектами инвестиционной деятельности собственных инвестиционных фондов;
- разработка, утверждение и финансирование инвестиционных проектов, финансируемых из областного бюджета;
- предоставление на конкурсной основе государственных гарантий Калужской области по приоритетным инвестиционным проектам.
Решение задач закрепления молодежи в области включает в себя создание привлекательных мест приложения труда и условий для решения жилищных проблем, а именно:
- выработку механизмов закрепления выпускников высших учебных заведений и учреждений, реализующих программы начального, среднего и дополнительного профессионального образования, и сопровождения их, как молодых специалистов, в первые три года работы;
- совершенствование мер поддержки молодых семей, в которых оба супруга являются молодыми специалистами;
- создание инновационных производств, научных центров, логистических центров, технико-внедренческих и промышленно-производственных зон, зон рекреации;
- создание в учебных заведениях области новых направлений подготовки специалистов, отвечающих потребностям рынка труда области; оказание содействия в решении жилищных проблем молодежи; создание и развитие инфраструктуры развлечения и досуга.
Решение задач повышения качества жизни сельского населения включает в себя:
- создание условий для предоставления кредитов на льготных условиях на строительство и перевооружение животноводческих комплексов;
- создание условий для развития личных подсобных и крестьянских (фермерских) хозяйств;
- развитие сети заготовительных, снабженческо-сбытовых сельскохозяйственных потребительских кооперативов, а также внедрение в инфраструктуру агропромышленного комплекса земельно-ипотечного кредитования;
- повышение доступности для сельских жителей медицинской помощи, учреждений высшего и среднего специального профессионального образования, объектов культуры и искусства;
- развитие в сельской местности услуг пассажирского транспорта, розничной торговли, общественного питания, бытового обслуживания населения.
Решение задач стимулирования миграционного прироста населения, исходя из потребностей демографического и социально-экономического развития области, и сокращения оттока трудоспособного населения включает в себя:
- содействие добровольному переселению соотечественников, проживающих за рубежом;
- стимулирование трудовой иммиграции квалифицированных иностранных специалистов, а также выпускников российских учебных заведений, проживающих за рубежом, на постоянное место жительства в область, увеличение миграционного потока молодежи из-за рубежа для обучения в средних специальных и высших учебных заведениях и службы по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации для пополнения частью из них населения;
- разработку социально-экономических мер по повышению миграционной привлекательности территорий области, испытывающих наибольшую потребность в трудовых ресурсах;
- разработку нормативно-правовой базы, способствующей формированию позитивного, толерантного отношения к иммигрантам;
- привлечение национальных общественных объединений, региональных национально-культурных автономий к содействию в адаптации и интеграции прибывающих мигрантов;
- установление взаимодействия с русскими общинами зарубежных стран в целях повышения информированности и оказания содействия переселению в Калужскую область соотечественников, проживающих за рубежом;
- развитие системы адресной помощи при содействии молодежи в трудоустройстве и профессиональной переподготовке, повышении квалификации;
- принятие комплекса мер по созданию на предприятиях условий для закрепления молодежи, в том числе выпускников учреждений профессионального образования;
- реализацию региональной программы по оказанию содействия добровольному переселению соотечественников, проживающих за рубежом, на территорию области;
- создание эффективного механизма информирования населения о возможностях трудоустройства в области;
- формирование экономических условий, содействующих свободному перемещению рабочей силы по территории области;
- разработку механизмов, обеспечивающих доступность найма и приобретения жилья в области;
- увеличение количества постоянных мигрантов, и в первую очередь из числа соотечественников из стран СНГ и Балтии, и обеспечение благоприятных условий для их успешной приживаемости;
- привлечение необходимого количества временных трудовых мигрантов из-за рубежа для удовлетворения потребностей региона в рабочей силе с учетом приоритета занятости местных работников;
- создание социально-экономических условий для сокращения постоянной и временной трудовой эмиграции за границу жителей области;
- повышение привлекательности и узнаваемости региона с целью привлечения новых жителей из территорий Российской Федерации, обладающих избыточной рабочей силой.
6. Приоритеты демографической политики
Для достижения задач, поставленных в отношении рождаемости и укрепления института семьи, прежде всего потребуется создание семьям условий для рождения желаемого числа детей:
- содействие молодым семьям и семьям с несовершеннолетними детьми в решении социально-экономических и бытовых проблем, поддерживание преимущественно семьей с двумя и, особенно, с тремя детьми;
- обеспечение наиболее благоприятных условий совмещения воспитания детей с профессиональной деятельностью;
- осуществление профилактики абортов, содействие сохранению и улучшению репродуктивного здоровья, позволяющего родить желаемое число детей;
- акцентирование внимания на стимулировании регистрации брака и рождения ребенка в первые годы супружества, т.е. на начальной стадии формирования уклада жизни семьи;
- активизация пропаганды значимости семей, имеющих нескольких детей, как главной ценности человеческой жизни, формирование у детей и подростков позитивного имиджа семьи со стабильным зарегистрированным браком супругов, имеющих нескольких детей, выработка у молодежи навыков семейной жизни. Одновременно следует содействовать сохранению семей и предотвращению разводов;
- содействие повышению уровня брачности женщин активного репродуктивного возраста с целью повышения рождаемости и снижения доли рождений детей вне зарегистрированного брака.
В области повышения продолжительности жизни и сокращения смертности приоритетами являются:
- сокращение разрыва в продолжительности жизни мужчин и женщин, формируемого главным образом в трудоспособном возрасте за счет опережающего роста смертности мужчин от причин, связанных с поведенческими факторами риска;
- сокращение темпов роста смертности в молодых группах населения от всех без исключения экзогенных причин (болезней органов дыхания, пищеварения, инфекций, травм, несчастных случаев), профилактика маргинализации подростков и молодежи;
- оптимизация политики по снижению смертности не только с учетом федеральных приоритетов (младенческая смертность, дорожно-транспортный травматизм, сердечно-сосудистые заболевания), но прежде всего с акцентом на конкретные возрастные и нозологические группы риска, что позволит преодолеть диспропорции в формировании продолжительности жизни населения.
В области регулирования постоянной и временной трудовой миграции следует:
- создать условия для привлечения мигрантов-соотечественников из стран СНГ и Балтии на постоянное место жительство и учебу, временных трудовых мигрантов, а также сокращения эмиграции за границу области;
- стимулировать миграцию соотечественников из-за рубежа, и в первую очередь квалифицированных специалистов и молодежи из стран СНГ и Балтии;
- стимулировать процесс адаптации, приживаемости и интеграции различных групп мигрантов, прибывших на постоянное место жительства (в том числе вынужденных переселенцев и беженцев), в социально-экономическую и культурную среду;
- обеспечить баланс трудовых ресурсов за счет организованной временной трудовой миграции из стран СНГ и Балтии на основе четко обоснованных потребностей в рабочей силе при приоритетном праве на трудоустройство местного населения, а также создать условия для легализации и увеличения доли легальных временных трудовых мигрантов в общей структуре потока трудовых мигрантов;
- стимулировать усыновление детей российскими гражданами для сокращения их вывоза за границу, создать условия в сфере занятости для уменьшения выезда за пределы области молодежи, женщин, квалифицированных специалистов.
7. Информационное обеспечение реализации Концепции
Информационное обеспечение Концепции будет осуществляться через пропаганду положительного опыта воспитания детей в кровных семьях, в том числе детей, оставшихся без попечения родителей, воспитывающихся в замещающих семьях, путем создания специальных теле- и радиопередач, документальных фильмов, печатной информационной продукции, направленных на пропаганду института семьи. Потребуется расширение, подготовка и размещение наружной социальной рекламы, социальной рекламы в средствах массовой информации (видео- и радиоролики).
8. Этапы и механизмы осуществления демографической политики
Реализация демографической политики в области на период до 2025 года будет осуществляться в три этапа.
На первом этапе (2008-2010 годы) будут реализованы мероприятия областной целевой программы "Улучшение демографической ситуации в Калужской области на 2008-2010 годы", направленные на преодоление сложившихся негативных тенденций и уменьшение остроты демографического кризиса, стабилизацию численности населения, формирование правовой, организационной и финансовой базы для наращивания дальнейших усилий по поддержке и закреплению позитивных тенденций к началу 2011 года. В названной областной целевой программе отражены мероприятия других областных целевых программ, касающиеся вопросов демографии.
На втором этапе (2011-2015 годы) будет продолжено осуществление мероприятий по стабилизации демографической ситуации. Основной акцент будет сделан на внедрении программы здорового образа жизни, реализации специальных мер содействию занятости женщин, имеющих детей, проведении мероприятий по профилактике и своевременному выявлению профессиональных заболеваний, сокращении рабочих мест с вредными или опасными для репродуктивного здоровья населения условиями труда, создании условий для комфортной жизнедеятельности семей и обеспечения увеличения потенциала здоровья населения.
На третьем этапе (2016-2025 годы) предусматривается проведение мероприятий по упреждающему реагированию на возможное ухудшение демографической ситуации в регионе, по сохранению достигнутых показателей.
Механизмами осуществления демографической политики являются разработка и реализация программ демографической политики, их нормативно-правовое обеспечение, представляющее, во-первых, расширение региональной нормативно-правовой базы: создание новых правовых актов, а также дополнение и уточнение уже имеющихся; во-вторых, инициирование принятия новых законов и уточнение существующих, положения которых не соответствуют новым реалиям; экономическое обеспечение, включающее систему прямых выплат денежных средств семьям, чья репродуктивная и воспитательная деятельность соответствует проводимой демографической политике; формирование накопительных выплат; установление размеров льгот, компенсирующих полностью или частично расходы семьи в различных сферах жизнедеятельности; информационно-пропагандистское и организационное обеспечение. Программы будут разрабатываться либо как комплексные для всех аспектов демографического развития, либо по отдельным направлениям: рождаемости, смертности, миграции.
Политика в области повышения рождаемости и укрепления института семьи будет осуществляться через реализацию различного рода мер, входящих в региональные демографические программы, по следующим основным направлениям: содействие молодым семьям в приобретении жилья; совершенствование системы пособий и льгот семьям в связи с рождением и воспитанием детей; поддержка беременных и женщин, имеющих детей, в реализации трудовых прав, ориентации в профессиональной деятельности; обеспечение доступности услуг дошкольных образовательных учреждений; развитие и укрепление семейных ценностей, повышение престижа родительского труда по воспитанию нескольких детей; подготовка детей и подростков к семейной жизни; содействие вступлению в зарегистрированный брак, оказание психологической помощи семьям на разных стадиях формирования и развития; развитие семейного досуга и отдыха; профилактика абортов путем повышения культуры регулирования деторождения; содействие в сохранении и улучшении репродуктивного здоровья, реализаций репродуктивных намерений при его нарушениях.
Политика в области снижения смертности будет осуществляться через реализацию различного рода мер, входящих в региональные демографические программы, по основным направлениям: сокращение потерь, обусловленных маргинальными слоями населения, т.е. группами, которые в силу своего имущественного и социального положения оказываются ограничены в общественной самореализации. Предполагается оздоровление образа жизни населения путем создания условий для доступного экономического выбора безопасных для здоровья форм поведения, прежде всего в сфере потребления алкоголя, а также курения, питания, физической активности. Сокращение распространенности и последствий предотвратимых состояний и причин смерти будет осуществляться путем обеспечения экономической и территориальной доступности услуг здравоохранения, и прежде всего в сфере медико-социальной профилактики и лечения на первичном уровне. Предстоит совершенствование информационного обеспечения, разработки, реализации и мониторинга поставленных задач по снижению смертности в различных группах населения, развитие статистической и социологической информации.
Политика в области регулирования постоянной и временной трудовой миграции может быть реализована через принятие специальных региональных миграционных программ стимулирования возвращения соотечественников. Данные программы должны включать мероприятия по развитию инфраструктуры трудовой миграции, системы информирования временных трудовых мигрантов и работодателей об особенностях трудоустройства в России; по развитию межкультурного обмена и стимулирования интеграции мигрантов в социально-экономическую и культурную среду; по стимулированию занятости молодежи и женщин; а также по стимулированию усыновления детей российскими усыновителями.
9. Объемы и источники финансирования
мероприятий настоящей Концепции
Для решения задач, поставленных в Концепции, будут использованы средства бюджетов всех уровней, привлечены средства коммерческих и некоммерческих организаций, иных внебюджетных средств. Последовательное и стабильное увеличение расходов на государственную поддержку семей с детьми и охрану здоровья населения позволит решить поставленные задачи.
<< Назад |
||
Содержание Постановление Правительства Калужской области от 27 февраля 2008 г. N 69 "О Концепции демографической политики Калужской... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.