Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к Закону Калужской области
от 8 декабря 2006 г. N 262-ОЗ
Областная целевая программа
"Семья и дети (2007 - 2009 гг.)"
1 июля 2008 г.
1. Содержание проблемы и необходимость ее решения
программным методом
Положение семьи и детей в Калужской области в целом отражает ситуацию, сложившуюся в современной России, именно поэтому государственная социальная политика в регионе становится все более ориентированной на заботу о благополучии семьи и детей.
Анализ положения семьи и детей позволил выявить наиболее острые проблемы, с которыми сталкиваются семьи Калужской области: детская безнадзорность, социальное сиротство, семейное неблагополучие, что влияет на ухудшение демографической ситуации в области.
На учете в органах социальной защиты населения на 01.01.2006 состоят около 15 тысяч неполных семей, в которых проживают 18,2 тыс. детей (том числе 8,8 тыс. семей одиноких матерей, воспитывающих более 10,0 тыс. детей); в 2,7 тыс. семей воспитываются 3 тыс. детей-инвалидов; в 4,2 тыс. многодетных семей воспитываются 14,2 тыс. детей; на особом контроле находятся 3 тыс. семей в социально, опасном положении, в которых проживают 5,6 тыс. детей.
Основной причиной сокращения численности, как и в предыдущие годы, является естественная убыль населения: уровень смертности превышает уровень рождаемости. Вместе с тем наблюдается некоторый рост рождаемости (2003 год - 9050, 2004 год - 9449, 2005 год - 9004). Однако, учитывая репродуктивные планы молодых семей, в настоящее время ориентированных на рождение одного, реже двух детей, этого будет недостаточно для восполнения числа умерших. Кроме того, кризис семейных ценностей приводит к распаду семей: в 2005 году на 7544 брака приходилось 4492 развода, в 2004 году - 4807 разводов на 6876 браков, в 2003 году - 4802 развода на 6115 браков.
Программный подход позволит решить вопросы организации своевременного воздействия на семью и ее окружение в целях профилактики развития негативных явлений в семье в целях обеспечения выживания и защиты ребенка, его полноценного физического, психического, интеллектуального, духовного и социального развития.
Эти задачи в Калужской области целенаправленно решаются в рамках реализации областных целевых программ, направленных на улучшение положения семьи и детей. С 1994 года - программа "Детство", с 2000 года получила название "Семья и дети". С 2004 года в области также реализуется программа "Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних".
Благодаря реализации данных областных целевых программ сделан серьезный шаг на пути преодоления межведомственных барьеров при решении вопросов, касающихся улучшения положения детей, конкретной судьбы каждого ребенка; произошли конкретные позитивные изменения в следующих направлениях: создана сеть учреждений социального обслуживания семьи и детей, обеспечивающая прием всех выявляемых безнадзорных детей, организована доставка самовольно ушедших детей и подростков к местам их постоянного проживания, внедряются новые формы реабилитационной работы с данной категорией детей. Наблюдается также снижение численности детей-инвалидов, в то же время расширен спектр оказываемых им реабилитационных услуг. Приняты дополнительные меры, направленные на пропаганду здорового образа жизни и семейных ценностей, поощрение многодетных родителей за достойное воспитание детей, выплачиваются областные стипендии одаренным учащимся и юным спортсменам из социально уязвимых категорий семей, а также детям-сиротам. За счет средств областных целевых программ семьи и дети, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации, получают своевременную адресную социальную, в том числе материальную, поддержку.
За годы реализации областной целевой программы "Семья и дети (2004- 2006 годы)" доля безнадзорных детей от числа детского населения снизилась с 4,5% в 2004 году до 3,3% в 2005 году, по итогам 2006 года прогнозируется снижение до 2,9%. Количество детей-инвалидов уменьшилось с 3625 человек на начало 2004 года до 3054 человек в 2005 году, в 2006 году прогнозируется дальнейшее снижение количества детей-инвалидов. Вместе с тем благодаря деятельности учреждений социального обслуживания семьи и детей ежегодно увеличивается количество оказанных семьям и детям социальных услуг (социально-экономических, социально-медицинских, социально-правовых, социально-бытовых, социально-психологических и прочих): так, в 2004 году оказано 151 тыс. услуг, в 2005 году - 680 тыс. услуг. В 2004 году обслужено более 50 тыс. человек, в 2005 году - более 113 тыс. человек.
Тем не менее еще остался ряд проблем, на решение которых направлены мероприятия областной целевой программы "Семья и дети (2007-2009 годы)".
В связи с резким падением уровня жизни и имущественным расслоением семей происходит изменение демографической ситуации, ослабление брачных и семейных отношений. Рост внебрачной рождаемости и постоянное увеличение случаев расторжения брака говорит о необходимости укрепления института семьи.
В 2007-2009 годах планируется дальнейшее расширение сети учреждений, занимающихся профилактикой детской безнадзорности, внедрение на их базе инновационных технологий реабилитации несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, проведение совместных рейдов по своевременному выявлению безнадзорных детей, определению причин неблагополучия для принятия в дальнейшем адекватных мер по их социальной реабилитации.
В Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации особо отмечено, что для решения демографической проблемы необходимо принятие эффективных программ поддержки материнства, детства и семьи.
Реализация программы будет способствовать созданию условий для преодоления демографического кризиса и укрепления института семьи, повышения ее общественного авторитета и социального статуса, позволит увеличить объемы и виды помощи семьям и детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, повысить уровень и качество предоставляемых услуг, улучшить условия для воспитания детей, организации детского и семейного досуга и творчества, профилактики и преодоления детской безнадзорности и социального сиротства, улучшить социальную реабилитацию детей-инвалидов и детей, находящихся в социально опасном положении.
2. Основные цели и задачи программы
Цели программы:
- укрепление социальной значимости семьи как основного института общества;
- совершенствование системы профилактической работы по предупреждению безнадзорности несовершеннолетних, социального сиротства и семейного неблагополучия;
- повышение престижа и усиление социальной поддержки многодетных семей;
- формирование основ комплексного решения проблем детей-инвалидов, создание условий для их полноценной жизни и интеграции в общество;
- повышение эффективности работы сети учреждений социального обслуживания семьи и детей и качества предоставляемых услуг.
Задачи программы:
- оказание семьям и детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, различных видов социальной поддержки, в том числе адресной материальной помощи и социальных услуг;
- развитие системы учреждений социального обслуживания семьи и детей, создание оптимальных условий для комплексной реабилитации несовершеннолетних;
- проведение социально значимых мероприятий, направленных на укрепление семьи, нравственное и духовное воспитание детей, сохранение семейных ценностей и традиций;
- усиление социальной поддержки творчески одаренных детей;
- повышение эффективности системы поддержки многодетных семей;
- внедрение инновационных технологий и методик работы с семьями, имеющими детей-инвалидов;
- внедрение электронной информационной системы выявления и учета детей и семей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации;
- научно-методическое, информационное обеспечение деятельности учреждений социальной помощи семье и детям.
Важнейшие целевые индикаторы и показатели, позволяющие оценить ход реализации программы:
- доля безнадзорных детей от общего числа детского населения;
- доля детей, получивших социальную реабилитацию в специализированных учреждениях для несовершеннолетних (к общему числу безнадзорных и беспризорных);
- количество социальных услуг семьям и детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации;
- количество семей и детей, получивших поддержку в рамках акций "Школьник", "Малыш", мероприятий, посвященных Международному дню семьи, Дню матери и других, а также адресную материальную помощь;
- количество многодетных родителей, получивших поощрение за достойное воспитание детей;
- количество семей с детьми-инвалидами и многодетных семей, получивших социально-экономическую поддержку;
- доля семей с детьми-инвалидами, получивших услуги в специализированных учреждениях для детей с ограниченными возможностями (от общего числа нуждающихся в услугах семей с детьми-инвалидами);
- количество специалистов учреждений социального обслуживания семьи и детей, повысивших профессиональный уровень по проблемам социальной поддержки семьи;
- количество подготовленных методических пособий, информационных буклетов, видеоматериалов по проблемам семьи и детства.
3. Сроки и этапы реализации программы
2007-2009 годы
4. Система основных мероприятий программы
Система мероприятий предусматривает решение конкретных задач, взаимосвязанных и скоординированных по времени, ресурсам и исполнителям (прилагается).
Законом Калужской области от 1 июля 2008 г. N 450-ОЗ в раздел 5 настоящей Программы внесены изменения, вступающие в силу через десять дней после официального опубликования названного Закона
5. Ресурсное обеспечение программы
Финансирование программы осуществляется за счет средств областного бюджета. Объем инвестиций и других расходов на осуществление мероприятий программы ежегодно уточняется при утверждении областного бюджета.
Источник финансирования | 2007 | 2008 | 2009 | Итого |
Областной бюджет (тыс. руб.) | 5904,0 | 5859,0 | 6009,0 | 17772,0 |
Анализ рисков, причин их возникновения и мероприятий по их минимизации при реализации программы приведены: в таблице.
Наименование рисков |
Анализ причин его возникновения |
Механизмы минимизации |
1. Риски сознательного или вынужденного невыполнения субподрядчиком/ поставщиком обязательств |
Непрофессионализм или недобросовестность субподрядчика/поставщика, их неустойчивое финансовое положение и др. |
Проводить тщательный отбор участников Программы на этапе конкурсных процедур. Предусмотреть в контрактах с субподрядчиком/ поставщиком штрафные санкции за нарушение им своих обязательств |
2. Риски низкого качества работ |
Недостаточный уровень квалификации и ошибки при проектировании, нарушение обязательств субподрядчиком/ поставщиком и др. |
Предусмотреть при заключении договоров возможность оперативной замены субподрядчика/поставщика в случае нарушения им обязательств или в случае появления существенных признаков возможности возникновения такого нарушения |
3. Риски отсутствия средств областного бюджета для реализации программы |
Возникновению рисков отсутствия средств способствуют: инфляция; дефицит бюджетных средств |
Проработка сценариев действий в случае неблагоприятных ситуаций: определение приоритетных мероприятий с точки зрения максимального соответствия индикаторам, заложенным в программе; привлечение дополнительных ресурсов из иных источников, не запрещенных законодательством |
Законом Калужской области от 1 июля 2008 г. N 450-ОЗ в раздел 6 настоящей Программы внесены изменения, вступающие в силу через десять дней после официального опубликования названного Закона
6. Механизм реализации программы
Выполнение мероприятий программы организуется министерством здравоохранения и социального развития области.
В ходе реализации программы министерство здравоохранения и социального развития области:
- осуществляет руководство и текущее управление реализацией программы;
- с учетом выделяемых ежегодно на реализацию программы средств распределяет их по программным мероприятиям;
- осуществляет отбор поставщиков товаров, исполнителей работ и услуг по программным мероприятиям в соответствии с нормами действующего законодательства;
- разрабатывает в пределах своей компетенции нормативные правовые акты, необходимые для реализации программы;
- проводит анализ и формирует предложения по рациональному использованию финансовых ресурсов программы.
Финансирование мероприятий, указанных в пункте 2.2.3. подраздела 2.2., в пункте 2.3.3 подраздела 2.3. раздела 2 "Профилактика безнадзорности правонарушений несовершеннолетних", пунктах 4.2, 4.3 раздела 4 "Социальная поддержка семей с детьми-инвалидами", пунктах 5.1.51, 5.3, 5.5 раздела 5 "Информационно-методическое и кадровое обеспечение социального обслуживания семьи и детей" приложения "Система основных мероприятий областной целевой программы "Семья и дети (2007-2009 годы)" к Программе, в части, реализуемой в муниципальных образованиях Калужской области, осуществляется путем предоставления из областного бюджета местным бюджетам иных межбюджетных трансфертов в порядке, установленном Правительством Калужской области.
7. Организация управления программой и контроль за ходом ее выполнения
Общий контроль за реализацией программы осуществляется заказчиком программы - министерством здравоохранения и социального развития Калужской области в соответствии с Положением о порядке разработки, рассмотрения и реализации областных целевых программ, утвержденным постановлением Губернатора области от 02.02.2005 N 33 (в ред. постановления Губернатора Калужской области от 04.08.2006 N 285).
8. Оценка социально-экономической эффективности программы
- уменьшение доли безнадзорных детей от числа детского населения (до 2,5% от общего числа детского населения в 2009 году);
- уменьшение количества детей-инвалидов (до 2500 человек в 2009 году);
- увеличение количества семей с детьми-инвалидами, получивших различные виды социальной поддержки (до 2400 семей в 2009 году);
- увеличение количества социальных услуг (до 750000 услуг в 2009 году);
- внедрение в практику работы учреждений социального обслуживания семьи и детей инновационных технологий;
- создание электронной информационной системы выявления и учета семей и детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации;
- создание в учреждениях социального обслуживания семьи и детей условий для безопасной жизни и здоровья воспитанников (оснащение 22 учреждений социального обслуживания семьи и детей, имеющих отделения временного пребывания для несовершеннолетних);
- увеличение числа специалистов учреждений социального обслуживания семьи и детей, повысивших свой профессиональный уровень (до 400 человек в 2009 году).
Паспорт
областной целевой программы "Семья и дети (2007-2009 годы)"
Наименование Областная целевая программа "Семья и дети (2007-
2009 годы)"
Заказчик областной Министерство здравоохранения и социального
целевой программы развития Калужской области
Разработчик Министерство здравоохранения и социального
развития Калужской области
Дата принятия Постановление Губернатора Калужской области
решения от 24.03.2006 N 87 "О межведомственных
о разработке мероприятиях по профилактике безнадзорности
и правонарушений несовершеннолетних в Калужской
области на 2006 год"
Цели и задачи Цели:
- укрепление социальной значимости семьи
как основного института общества;
- совершенствование системы профилактической
работы по предупреждению безнадзорности
несовершеннолетних, социального сиротства
и семейного неблагополучия;
- повышение престижа и усиление социальной
поддержки многодетных семей;
- формирование основ комплексного решения
проблем детей-инвалидов, создание условий
для их полноценной жизни и интеграции в общество;
- повышение эффективности работы сети учреждений
социального обслуживания семьи и детей
и качества предоставляемых услуг
Задачи:
- оказание семьям и детям, оказавшимся в трудной
жизненной ситуации, различных видов социальной
поддержки, в том числе адресной материальной
помощи и социальных услуг;
- развитие системы учреждений социального
обслуживания семьи и детей, создание оптимальных
условий для комплексной реабилитации
несовершеннолетних;
- проведение социально значимых мероприятий,
направленных на укрепление семьи, нравственное
и духовное воспитание детей, сохранение семейных
ценностей и традиций;
- усиление социальной поддержки творчески
одаренных детей;
- повышение эффективности системы поддержки
многодетных семей;
- внедрение инновационных технологий и методик
работы с семьями, имеющими детей-инвалидов;
- внедрение электронной информационной системы
выявления и учета детей и семей, оказавшихся
в трудной жизненной ситуации;
- научно-методическое, информационное обеспечение
деятельности учреждений социальной помощи семье
и детям
Целевые индикаторы и показатели |
2007 год | 2008 год | 2009 год |
Доля безнадзорных детей от числа детского населения (%) |
2,7 | 2,6 | 2,5 |
Доля детей, получивших социальную реабилитацию в специализированных учреждениях для несовершеннолетних (к общему числу безнадзорных и беспризорных) - % |
74,4 | 78,9 | 81,9 |
Количество социальных услуг семьям и детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации (ед.) |
680000 | 700000 | 750000 |
Количество семей и детей, получивших поддержку в рамках акций "Школьник", "Малыш", мероприятий, посвященных Международному дню семьи, Дню матери и других, а также адресную материальную помощь (чел.) |
4260 | 4360 | 4460 |
Количество многодетных родителей, получивших социально-экономичес- кую поддержку (чел.) |
200 | 220 | 250 |
Количество многодетных родителей, получивших поощрение за достойное воспитание детей (чел.) |
55 | 55 | 55 |
Количество семей с детьми-инвалидами, получивших социально- экономическую поддержку (чел.) |
2000 | 2200 | 2400 |
Доля семей с детьми-инвалидами, получивших услуги в специализированных учреждениях для детей с ограниченными возможностями (от общего числа нуждающихся в услугах семей с детьми-инвалидами) - % |
24,5 | 24,6 | 25,0 |
Количество специалистов учреждений социального обслуживания семьи и детей, повысивших профессиональный уровень по проблемам социальной поддержки семьи (чел.) |
300 | 350 | 400 |
Количество подготовленных методических пособий, информационных буклетов, видеоматериалов по проблемам семьи и детства (ед.) |
4500 | 4700 | 5000 |
Сроки и этапы 2007-2009 годы
реализации
Перечень подпрограмм Программа включает следующие основные
и основных мероприятия:
мероприятий - проведение областных акций, направленных
на пропаганду семейных ценностей: "Неделя женского
здоровья";
"Малыш" - поздравление матерей с рождением детей
(в родильных домах области);
"Школьник" - обеспечение школьно-письменными
принадлежностями к новому учебному году детей,
оказавшихся в трудной жизненной ситуации;
"Дед Мороз" - обеспечение новогодними подарками
детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации;
- оказание адресной помощи малообеспеченным
семьям с несовершеннолетними детьми, оказавшимся
в трудной жизненной ситуации;
- проведение областного фестиваля-конкурса "Семья
года";
- назначение и выплата социальных стипендий
Калужской области для одаренных детей;
- назначение и выплата стипендий юным
перспективным спортсменам, добившимся высоких
результатов в спорте;
- оказание материальной помощи беспризорным
и безнадзорным несовершеннолетним (питание,
одежда, обувь, другие нужды);
- ресурсное обеспечение вновь создающихся
специализированных учреждений
для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной
реабилитации, и новых отделений в действующих
учреждениях социального обслуживания семьи
и детей;
- целевая поддержка областных учреждений
социального обслуживания семьи и детей
на приобретение оборудования для оптимальной
реабилитации несовершеннолетних, оказавшихся
в трудной жизненной ситуации;
- оказание адресной материальной помощи
многодетным семьям в связи с трудной жизненной
ситуацией;
- выплата единовременного вознаграждения лицам,
награжденным дипломом и почетным знаком
"Признательность";
- оказание адресной материальной помощи семьям,
воспитывающим детей-инвалидов, обеспечение
детей-инвалидов специализированными техническими
средствами реабилитации по жизненным показаниям,
не предусмотренными иными источниками;
- внедрение инновационных технологий работы
с детьми-инвалидами (иппотерапия, кинезотерапия,
технологии биологической обратной связи и другие);
- обеспечение реабилитационным оборудованием
учреждений социального обслуживания семьи
и детей, имеющих отделения по работе
с детьми-инвалидами;
- организация и проведение для детей-инвалидов
мероприятий, способствующих социализации
и интеграции в общество:
- проведение мероприятий, посвященных Декаде
инвалидов, Международному дню семьи,
Международному дню защиты детей, Дню знаний,
Новому году;
- проведение спортивно-реабилитационных
мероприятий для детей-инвалидов;
- организация и проведение областных фестивалей
творчества детей-инвалидов "Лучики надежды",
"Тепло моего дома";
- разработка единого порядка и внедрение
электронной системы учета семей и детей,
оказавшихся в трудной жизненной ситуации;
- обобщение практического опыта реализации
региональной семейной политики, подготовка
и издание печатной продукции по вопросам
социального обслуживания семьи и детей области;
- проведение областных научно-практических
конференций, семинаров, тренингов, совещаний
по проблемам реализации семейной политики,
профилактики детской безнадзорности и семейного
неблагополучия;
- проведение ежегодного областного конкурса среди
учреждений социального обслуживания семьи и детей
"Радуга";
- проведение ежегодного конкурса работников
учреждений социального обслуживания семьи и детей
"Добро и радость в каждую семью"
Объемы Областной бюджет - 17772,0 тыс. рублей,
финансирования в том числе по годам:
2007 г. - 5904,0 тыс. рублей;
2008 г. - 5859,0 тыс. рублей;
2009 г. - 6009,0 тыс. рублей.
Ожидаемые - Уменьшение доли безнадзорных детей от числа
результаты детского населения (до 2,5 % от общего числа
детского населения в 2009 году);
- уменьшение количества детей-инвалидов (до 2500
человек в 2009 году);
- увеличение количества семей с детьми-инвалидами,
получивших различные виды социальной поддержки
(до 2400 семей в 2009 году);
- увеличение количества социальных услуг
(до 750000 услуг в 2009 году);
- внедрение в практику работы учреждений
социального обслуживания семьи и детей
инновационных технологий;
- создание электронной информационной системы
выявления и учета семей и детей, оказавшихся
в трудной жизненной ситуации;
- создание в учреждениях социального обслуживания
семьи и детей условий для безопасной жизни
и здоровья воспитанников (оснащение 22 учреждений
социального обслуживания семьи и детей, имеющих
отделения временного пребывания
для несовершеннолетних);
- увеличение числа специалистов учреждений
социального обслуживания семьи и детей,
повысивших свой профессиональный уровень
(до 400 человек в 2009 году)
Система организации Общий контроль за реализацией Программы
контроля за осуществляется заказчиком программы -
исполнением министерством здравоохранения и социального
программы развития Калужской области в соответствии
с Положением о порядке разработки, рассмотрения
и реализации областных целевых программ,
утвержденным постановлением Губернатора области
от 02.02.2005 N 33 (в ред. постановления
Губернатора Калужской области от 04.08.2006 N 285)
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.