Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 1
к Закону Калужской области
от 12 ноября 2007 г. N 373-ОЗ
(с изменениями от 25 сентября 2008 г.)
Паспорт
областной целевой программы
Наименование "Улучшение демографической ситуации в Калужской области
программы на 2008-2010 годы" (далее - Программа)
Заказчики Министерство здравоохранения и социального развития
областной Калужской области - координатор; министерство
целевой образования, культуры и спорта Калужской области;
программы министерство труда, занятости и социальных выплат
Калужской области, министерство строительства
и жилищно-коммунального хозяйства Калужской области
Разработчик Рабочая группа, созданная распоряжением Губернатора
Калужской области от 30.07.2007 N 88-р
Дата принятия Распоряжение Губернатора Калужской области от 30.07.2007
решения N 88-р
о разработке
Цель Создание предпосылок и условий для последующей
программы стабилизации численности населения в Калужской области
к 2015 году и последующему демографическому росту
Задачи - создание предпосылок для повышения рождаемости;
программы - всестороннее укрепление института семьи;
- совершенствование адресной социальной защиты семьи;
- увеличение ожидаемой продолжительности жизни
населения;
- увеличение продолжительности здоровой (активной)
жизни;
- улучшение репродуктивного здоровья населения;
- повышение эффективности использования миграционных
потоков
/------------------------------------------------------\
Целевые | Наименование показателя | Значение по годам: |
индикаторы | |------------------------|
и показатели | | 2008 | 2009 | 2010 |
|-----------------------------+---------+-------+------|
|Коэффициент рождаемости,| 10,3 | 10,4 | 10,4 |
|(число родившихся на 1000| | | |
|населения) | | | |
|-----------------------------+---------+-------+------|
|Коэффициент смертности (число| 17,3 | 17,2 | 16,8 |
|умерших на 1000 населения) | | | |
|-----------------------------+---------+-------+------|
|Коэффициент миграционного| 4,5 | 5,1 | 6,6 |
|прироста (человек на 1000| | | |
|населения) | | | |
\------------------------------------------------------/
Сроки и этапы 2008-2010 годы
реализации
Перечень - стимулирование рождаемости и укрепление семьи
подпрограмм в Калужской области;
и основных - укрепление здоровья и увеличение ожидаемой
мероприятий продолжительности жизни населения Калужской области;
- стимулирование миграционного прироста населения
в интересах социально - экономического развития
Калужской области
/------------------------------------------------------\
Объемы | Источник | Итого | в том числе по годам: |
финансирования | финансирония |(тыс. руб.)| |
| | |-----------------------|
| | | 2008 | 2009 | 2010 |
|------------------+-----------+-------+-------+-------|
|Областной бюджет | 50752,0 |18079,0|16624,0|16049,0|
\------------------------------------------------------/
Ожидаемые - создание предпосылок для последующей стабилизации
результаты численности населения Калужской области, которая
позволит достичь к 2015 году численности населения
области не менее 1 млн. человек;
- увеличение рождаемости в Калужской области;
- снижение общей смертности населения, особенно
в трудоспособном возрасте
Система Заказчики осуществляют контроль за ходом реализации
организации мероприятий Программы в соответствии с Положением
контроля о порядке разработки, рассмотрения и реализации
за исполнением областных целевых программ, утвержденным постановлением
Губернатора Калужской области от 02.02.2005 N 33,
готовят информационно - аналитические материалы
на заседания Совета при Губернаторе Калужской области
по реализации приоритетных национальных проектов
и демографической политике, утвержденным постановлением
Губернатора Калужской области от 23.01.2006 N 18
1. Содержание проблемы и необходимость ее решения
программным методом
В Калужской области, как и в целом по России, проблемы демографического развития в настоящее время входят в число первоочередных.
На начало 2007 года Калужская область по численности населения занимала 15-е место среди восемнадцати регионов Центрального федерального округа (ЦФО). Ниже, чем в нашей области, число жителей только в Смоленской, Орловской и Костромской областях. В то же время сокращение численности населения Калужской области за 2006 год по сравнению с пятнадцатью регионами ЦФО, в которых наблюдалась убыль населения, было наименьшим (на 0,5% к уровню 2005 года). Коэффициент естественной убыли населения составил 8,4 человека на 1000 населения, ниже он зарегистрирован лишь в г. Москве, Белгородской, Липецкой и Московской областях.
На протяжении двух десятилетий (с 1990 года) демографическая ситуация в области характеризовалась сохранением устойчивого процесса депопуляции. Однако в 2006 году, благодаря снижению естественной убыли населения и сохранению положительного сальдо миграции, интенсивность депопуляции населения снизилась. При этом по сравнению с 2004 годом коэффициент общей убыли населения уменьшился в 1,1 раза, и в абсолютном выражении естественная убыль населения составила 8584 человека на 1000 населения против 9710 человек в 2004 году и 10546 человек в 2005 году.
В 2006 году снижение численности населения было зарегистрировано во всех муниципальных районах области, кроме Бабынинского, Боровского, Людиновского и Ферзиковского районов и городского округа "Город Обнинск".
Превышение числа умерших над числом родившихся наблюдалось как в городской, так и в сельской местности области. Начиная с 1994 года в целом по области общий коэффициент смертности превышал общий коэффициент рождаемости более чем в два раза. В 2006 году это превышение снизилось до 1,9 раза. В сельской местности наблюдалась наиболее неблагополучная ситуация: коэффициент смертности превышал общий коэффициент рождаемости в среднем в 2,6 раза. В таких муниципальных районах, как Куйбышевский, Спас-Деменский и Ульяновский, характерно соотношение числа родившихся и умерших 1 к 4 и более.
Демографические показатели за период 2004-2006 гг., сложившиеся в Калужской области, в сопоставлении с показателями по Российской Федерации и Центральному федеральному округу (ЦФО) представлены в следующей таблице:
Показатель | Калужская область | ЦФО | РФ | ||
2004 | 2005 | 2006 | 2006 | 2006 | |
Численность населения, тыс. человек (среднегодовая) |
1025,1 | 1017,9 | 1011,6 | X | X |
Ожидаемая продолжительность жизни при рождении - оба пола (лет) |
64,5 | 64,3 | 66,0 | 66,3 | 67,1 |
Ожидаемая продолжительность жизни при рождении - мужчин (лет) |
57,9 | 57,4 | 59,5 | 59,9 | 58,9 |
Естественная убыль населения (на 1000 населения) |
9,5 | 10,3 | 8,4 | 7,7 | 4,8 |
Коэффициент рождаемости, (число родившихся на 1000 населения) |
9,2 | 8,9 | 9,2 | 9,0 | 10,4 |
Коэффициент смертности (число умерших на 1000 населения) |
18,7 | 19,2 | 17,6 | 16,7 | 15,2 |
Коэффициент миграционного прироста (человек на 1000 населения) |
0,5 | 2,6 | 2,3 | 3,7 | 0,9 |
Доля населения моложе трудоспособного возраста (в % от общей численности населения на начало года) |
15,1 | 14,7 | 14,3 | 13,9 | 16,3 |
Доля населения старше трудоспособного возраста (в % от общей численности населения (на начало года) |
23,5 | 23,5 | 23,7 | 23,4 | 20,4 |
Доля мужчин трудоспособного возраста (в % от общей численности населения на начало года) |
30,7 | 31,1 | 31,4 | 32,3 | 32,3 |
Одной из причин сохранения в области естественной убыли является высокий уровень смертности населения. В 2006 году наблюдалось некоторое улучшение показателя смертности по сравнению с предыдущим годом (17,6 умерших на 1000 жителей). В 19 муниципальных районах области общий коэффициент смертности населения превышал среднеобластной, а в Барятинском, Жиздринском, Износковском, Куйбышевском, Перемышльском, Спас-Деменском, Ульяновском Хвастовичском муниципальных районах составил свыше 25 умерших на 1000 жителей.
Основной причиной смерти населения области являлись заболевания сердечно-сосудистой системы, на долю которых ежегодно приходилось около 60% смертей. Далее - новообразования: 13% от общего количества смертей, среди которых чаще других встречаются новообразования органов пищеварения и органов дыхания. Внешние причины смертей (несчастные случаи, отравления и травмы) составляют около 12% от общего количества смертей, т.е. становятся причиной смерти более 2 тыс. человек.
В 2006 году число умерших в трудоспособном возрасте уменьшилось по сравнению с предыдущим годом на 0,8 тыс. человек (на 13,4%) и составило 5,2 тыс. человек, или 28,9% от общего числа умерших (в 2005 году - 6 тыс. человек, или 30,5%). После негативной динамики предшествующих лет снижение уровня смертности населения трудоспособного возраста наблюдалось по всем основным причинам смерти.
Ведущее место в причинах смертности трудоспособного населения занимают болезни системы кровообращения, явившиеся причиной смерти 1,76 тыс. человек, или 34% умерших в трудоспособном возрасте, а также внешние причины, жертвами которых стали 1,5 тыс.человек, или 29,5% от общего числа умерших в трудоспособном возрасте.
Более 80% из числа умерших в трудоспособном возрасте ежегодно составляют представители "сильного пола". Наибольшая разница между мужской и женской смертностью наблюдалась в возрасте от 30 до 45 лет. Смертность мужчин в указанном возрасте в 4 раза выше смертности женщин. Ярко выраженной "мужской" причиной смерти трудоспособного населения является смертность от внешних причин - почти 80% мужского населения, умершего по этим причинам, находилось в трудоспособном возрасте. В структуре внешних причин, приведших к смерти, отравления алкоголем составили 22%, самоубийства - 11,6%, дорожно-транспортный травматизм - 11,4%, убийства - 11,6%. В 2006 году в целом по области из числа умерших мужчин 44,6% не достигло пенсионного возраста.
Повышенный уровень смертности граждан в трудоспособном возрасте отрицательно воздействует на формирование и состав трудовых ресурсов области. Начиная с 2004 года незначительный прирост этой возрастной группы населения обеспечивался только за счет иммигрантов из стран ближнего зарубежья. Внутренние ресурсы для увеличения населения в трудоспособном возрасте исчерпаны. Численность преждевременно умерших начала превышать пополнение трудовых ресурсов за счет смены поколений (2004 г. - на 107 человек, 2005 г. - на 1667 человек, 2006 г. - на 4019 человек). Последний резерв практически исчерпан: в трудоспособный возраст начинают вступать поколения, родившиеся в 90-е годы прошлого столетия, когда наблюдался низкий уровень рождаемости.
Показатель младенческой смертности является интегрированным медико-демографическим показателем, характеризующим как социально-экономическое состояние общества, так и деятельность органов здравоохранения (с 2000 года имеет динамичную тенденцию к снижению). В структуре причин смерти детей до года преобладали состояния, возникшие в перинатальный период, доля которых в 2006 году составила 45%. Наряду с этим значительна (20%) доля смертей от врожденных аномалий (пороков развития), деформаций и хромосомных нарушений, число умерших от которых по сравнению с 2005 годом увеличилось в 1,5 раза. Указанные причины смерти младенцев относятся к эндогенным и трудноуправляемым причинам. Они в большинстве случаев связаны со здоровьем матери, неблагоприятным течением беременности и родов.
Естественной убыли населения способствует и низкий уровень рождаемости. В 2006 году коэффициент рождаемости вновь вернулся к показателю 2004 года и составил 9,2 на 1000 населения. Наибольшее увеличение числа родившихся в 2006 году по сравнению с 2005 годом было зарегистрировано в муниципальных районах - Бабынинском (на 34,8%), Барятинском (на 35,7%), Мосальском (на 35,9%), Жиздринском (на 29,6%), Сухиничском (на 22,8%).
Основным показателем воспроизводства населения является суммарный коэффициент рождаемости. В 2006 году в целом по области указанный показатель составил 1,23 рождения в расчете на одну женщину. Рождаемость в сельской местности традиционно выше, чем в городской, и суммарный коэффициент рождаемости в сельской местности в среднем превышает городской показатель в 1,3 раза. В то же время суммарный коэффициент рождаемости почти в 2 раза ниже необходимого для простого воспроизводства населения.
Уровень рождаемости определяется возрастом вступления в брак, прочностью и типом союза. Самый эффективный детородный возраст женщин для рождения детей - до 24 лет. В то же время по сравнению с 2000 годом количество женщин в данном возрасте, родивших ребенка, сократилось на 6 процентных пунктов и составило 47,8% от общего количества. Кроме того, очередность рождения первенца возросла почти на 10%. В 2006 году 28,4% детей родились вне брака, тогда как в 1990 году этот показатель составлял только 12,2 %. Изменение социальных ориентиров и нравственных ценностей, ослабление института семьи привели к снижению количества браков и повышению количества разводов. Если в 1990 году в среднем распадалось 45% браков, то в 2006 году - 60%.
Основным источником частичной компенсации естественных потерь населения является миграционный прирост. В 2006 году объем миграционного прироста составил 2,3 тыс. человек. Миграционный прирост населения в 2006 году наблюдался в 11 из 24 муниципальных районов, а также в городских округах "Город Калуга" и "Город Обнинск". В Барятинском, Износковском, Куйбышевском, Мосальском, Перемышльском, Спас-Деменском, Ульяновском, Хвастовичском и Юхновском муниципальных районах на протяжении последних 5 лет число выбывших превышало число прибывших. Следует также отметить, что в городах и поселках городского типа области миграционный прирост населения обеспечивался как за счет внешних потоков (в основном за счет прибывших из стран СНГ и Балтии), так и за счет внутриобластной миграции населения, т.е. за счет переехавших из сельской местности в города и поселки городского типа. В результате во всех городах и поселках городского типа, за исключением поселка Думиничи, городов Козельск, Сосенский, Мосальск и Юхнов, в 2006 году наблюдался миграционный прирост населения, тогда как в сельской местности миграционный прирост был зарегистрирован лишь в девяти муниципальных районах (Бабынинском, Боровском, Думиничском, Жуковском, Людиновском, Медынском, Мещовском, Тарусском и Ферзиковском).
Анализ показателей, характеризующих изменение численности населения, а также демографические процессы, происходящие в Калужской области, позволяют сделать вывод о наиболее существенных проблемах, на которых необходимо сконцентрировать внимание органов государственной власти области и органов местного самоуправления в ближайшей перспективе, это:
- низкий уровень рождаемости, не обеспечивающий на современном уровне сохранение численности населения на долгосрочную перспективу для ускорения социально-экономического развития области, что особенно выражено в сельской местности;
- сверхсмертность мужчин в трудоспособном возрасте, в основном от предотвратимых причин;
- ухудшение репродуктивного здоровья населения, в том числе ведущее к смертности в младенческом возрасте;
- снижение ценности семьи и брака.
Таким образом, без проведения в Калужской области активной демографической политики, направленной на производственный и жилищный секторы, на улучшение здравоохранения и состояния окружающей среды, демографическое развитие невозможно. Демографические показатели 2006 года дают основания для формирования более оптимистичных прогнозов по численности населения Калужской области на 2015-й и последующие годы.
Программа является началом формирования системного подхода к решению задач по улучшению демографической ситуации в области, проведению скоординированных действий всех органов власти области и ориентации на долгосрочный период. Необходимость разработки Программы обусловлена инертностью существующих демографических процессов и долгосрочностью достижения ожидаемых результатов.
2. Основные цели и задачи областной целевой программы
В Калужской области в настоящее время принят целый ряд нормативных правовых актов, в том числе более 30 областных целевых программ, определяющих деятельность органов государственной власти области. Они направлены на создание благоприятных условий для роста рождаемости и укрепления семьи, улучшение состояния здоровья и снижение смертности населения, рационализацию миграционных процессов. Это способствует реализации идей, сформулированных в Концепции демографического развития Российской Федерации на период до 2015 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 24.09.2001 N 1270-р, и ежегодных Посланиях Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации.
Настоящая Программа не дублирует и не подменяет действующих областных целевых программ, принятых в основном как компоненты федеральных целевых программ и национальных проектов. Она предусматривает комплекс дополнительных правовых, информационных, методических, организационных и финансовых мер для преодоления негативных тенденций в демографических процессах, обеспечения количественного и качественного роста населения Калужской области, и в первую очередь дополнительных мер по реализации имеющихся резервов увеличения рождаемости и укрепления института семьи.
Цель Программы - стабилизация численности населения в Калужской области и формирование предпосылок к последующему демографическому росту.
Приоритетные направления в сфере стимулирования рождаемости и укрепления семьи в Калужской области будут осуществляться посредством дальнейшего решения задач по:
- созданию предпосылок для повышения рождаемости;
- всестороннему укреплению института семьи как формы гармоничной жизнедеятельности личности;
- реализации мер по повышению денежных доходов и снижению уровня бедности населения области;
- обеспечению адресной социальной защиты семьи, включая предоставление материальной помощи при рождении ребенка;
- созданию условий для самореализации молодежи.
Приоритетные направления в сфере укрепления здоровья и увеличения ожидаемой продолжительности жизни населения Калужской области будут осуществляться посредством дальнейшего решения задач по:
- увеличению ожидаемой продолжительности жизни населения;
- увеличению продолжительности здоровой (активной) жизни;
- улучшению репродуктивного здоровья населения;
- улучшение качества жизни хронически больных и инвалидов.
Стимулирование миграционного прироста населения в интересах социально-экономического развития Калужской области будет осуществляться посредством дальнейшего решения задач по:
- содействию добровольному переселению соотечественников, проживающих за рубежом;
- привлечению в Калужскую область высококвалифицированных иностранных специалистов на постоянное место жительства, в том числе для реализации инвестиционных проектов;
- реализации мер стимулирования переселения граждан других регионов и стран СНГ на постоянное место жительства в сельскую местность;
- поддержанию высоких темпов экономического роста и созданию высокооплачиваемых рабочих мест.
Достижение поставленной Программой цели будет оцениваться по следующим целевым показателям:
Наименование показателя | 2006 год (базовый) |
2007 год оценка |
Значение по годам: | ||
2008 | 2009 | 2010 | |||
Коэффициент рождаемости (число родившихся на 1000 населения) |
9,2 | 9,6 | 10,3 | 10,4 | 10,4 |
Коэффициент смертности (число умерших на 1000 населения) |
17,6 | 17,5 | 17,3 | 17,2 | 16,8 |
Коэффициент миграционного прироста (человек на 1000 населения) |
2,3 | 3,5 | 4,5 | 5,1 | 6,6 |
3. Сроки и этапы реализации областной целевой программы
Программа ориентирована на долгосрочный период, что обусловлено инертностью демографических процессов и долгосрочностью достижения ожидаемых результатов.
В 2008-2010 годах планируются совершенствование созданных в области условий и механизмов взаимодействия органов государственной власти области при реализации комплекса мероприятий, предусмотренных как в действующих программных документах, так и данной Программой, уточнение и корректировка новых подходов с учетом их выполнения. Проведение совместных организационных мероприятий в муниципальных образованиях области, направленных на решение важнейших задач в сфере улучшения качества жизни населения. В последующие годы будет осуществляться масштабная реализация областных и муниципальных программ по улучшению демографической ситуации, направленных на долгосрочную перспективу.
4. Система основных мероприятий областной
целевой программы
При формировании Программы была проведена оценка действующих и планируемых к принятию мер, направленных на повышение качества жизни населения Калужской области, в том числе непосредственно влияющих на улучшение демографической ситуации. Систематизация основных мероприятий, отраженных в действующих и планируемых к принятию нормативных правовых актах Калужской области, представила общую направленность органов государственной власти области по системному решению задач, определенных в Программе.
Комплекс мер по повышению качества жизни населения Калужской области в рамках существующей и планируемой к принятию нормативной правовой базы, в том числе непосредственно влияющих на улучшение демографической ситуации на территории Калужской области, представлен в приложении N 1. В нем выделены следующие направления:
1. Стимулирование рождаемости и укрепление семьи в Калужской области путем реализации мероприятий:
- по созданию для семей условий жизнедеятельности, обеспечивающих возможность рождения и воспитания нескольких детей за счет:
- материальной поддержки семей с детьми в зависимости от числа детей, повышением ее адресности и значимости для семьи;
- содействия в улучшении жилищных условий, в том числе молодым семьям;
- по повышению занятости женщин, имеющих малолетних детей, путем:
- профессиональной подготовки и переподготовки;
- обеспечения необходимым количеством детских дошкольных учреждений;
- по укреплению института семьи, значимости стабильного зарегистрированного брака, повышению престижа материнства и отцовства путем:
- активизации работы по созданию социальной рекламы, направленной на пропаганду семейного образа жизни;
- подготовки подростков к семейной жизни, формирования у них позитивного имиджа семьи со стабильным зарегистрированным браком супругов, имеющих нескольких детей.
2. Укрепление здоровья и увеличение ожидаемой продолжительности жизни путем реализации мероприятий:
- по сохранению здоровья за счет предупреждения появления патологий в молодых возрастах за счет:
- снижения младенческой смертности;
- профилактики хронических заболеваний у детей и подростков;
- профилактики рождения детей с врожденными и наследственными заболеваниями и детской инвалидности;
- по улучшению репродуктивного здоровья путем:
- снижения гинекологической заболеваемости женщин;
- снижения экстрагенитальной заболеваемости, осложнений беременности и родов;
- разработки и реализации мер, направленных на сохранение и улучшение репродуктивного здоровья мужчин;
- по предупреждению неинфекционной патологии у подростков и молодежи путем:
- профилактики психических расстройств, алкоголизма и наркомании с созданием благоприятствующих здоровью физических, экономических, социальных и культурных "средовых" условий;
- снижения распространенности заболеваний, передающихся половым путем;
- по снижению преждевременной смертности от внешних причин в трудоспособном возрасте путем:
- проведения профилактических мероприятий, направленных на раннее выявление психических заболеваний;
- снижения заболеваемости, смертности от артериальной гипертонии и ее осложнений (инсульт, инфаркт миокарда);
- снижения заболеваемости и смертности населения от злокачественных новообразований;
- снижения смертности населения от последствий дорожно-транспортных происшествий;
- по улучшению качества жизни хронических больных и инвалидов путем:
- социальной реабилитации и интеграции пожилых людей и инвалидов в жизнь общества;
- создания условий для занятий физической культурой и спортом населения с ограниченными возможностями;
- по проведению предупредительных мероприятий по снижению уровня заболеваемости вследствие неудовлетворительных условий труда и сокращению производственного травматизма путем:
- улучшения условий труда, влияющих на здоровье работников, снижения уровня производственного травматизма и профессиональной заболеваемости;
- восстановления здоровья работников и профессиональной трудоспособности;
- улучшения условий труда, снижения уровня профессионального риска;
- по формированию позитивного отношения к ценностям здорового образа жизни.
3. Стимулирование миграционного прироста населения согласно интересам социально-экономического развития Калужской области путем реализации мероприятий по:
- стимулированию переселения соотечественников из-за рубежа;
- совершенствованию системы привлечения иностранных трудовых мигрантов исходя из потребностей экономики региона;
- недопущению распространения мигрантами инфекционных заболеваний среди населения в регионе;
- недопущению правонарушений экстремистской направленности, направленной против иммигрантов.
Основываясь на направлениях и задачах, определенных в Программе, с учетом действующих и планируемых к принятию программных мероприятий в Калужской области и опираясь на наиболее существенные проблемы в области демографического развития, были выработаны дополнительные мероприятия для эффективной реализации демографической политики на территории Калужской области, в том числе в части:
1. Стимулирования рождаемости и укрепления семьи в Калужской области:
- укрепление института семьи, повышение престижа материнства и особенно отцовства, значимости стабильного зарегистрированного брака, в том числе через профилактику разводов, абортов, развитие семейного досуга и отдыха;
- усиление гарантий женщинам, имеющим детей, по сохранению места работы и поддержанию должного квалификационного уровня.
2. Укрепления здоровья и увеличения ожидаемой продолжительности жизни населения Калужской области:
- профилактика рождения детей с врожденными и наследственными заболеваниями и детской инвалидности;
- профилактика абортов;
- повышение престижа здорового человека, пропаганде здорового образа жизни семьи;
- повышение культуры потребления алкоголя, разъяснению вреда курения;
- снижение смертности трудоспособного населения путем развития системы профилактики и ранней диагностики заболеваний;
- обучение методам и приемам оказания первой медицинской помощи.
3. Стимулирования миграционного прироста населения в интересах социально-экономического развития Калужской области:
- разработка программ привлечения иностранных студентов и аспирантов в высшие учебные заведения из стран ближнего и дальнего зарубежья.
Перечень основных мероприятий Программы указан в приложении N 2.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 14.06.2007 N 761 2008 год объявлен Годом семьи. Реализация мероприятий по проведению на территории области Года семьи будет детализироваться в рамках основных направлений Программы.
5. Ресурсное обеспечение областной целевой программы
Источником финансирования Программы являются средства областного бюджета, в том числе выделяемые на обеспечение основной деятельности заказчиков Программы.
Объем средств областного бюджета, выделяемых на реализацию мероприятий Программы в 2008-2010 гг., составляет 50452 тыс. рублей.
Заказчики | Итого (тыс. руб.) |
в том числе по годам: | ||
2008 | 2009 | 2010 | ||
Областной бюджет - всего | 50752,0 | 18079,0 | 16624,0 | 16049,0 |
в том числе по заказчикам: | ||||
министерство здравоохранения и социального развития Калужской области |
48592,0 | 17364,0 | 15904,0 | 15324,0 |
министерство образования, культуры и спорта Калужской области |
2160,0 | 715,0 | 720,0 | 725,0 |
Кроме того, в рамках решения комплекса задач демографической политики в Калужской области в рамках утвержденных соответствующими законами Калужской области областных целевых программ ежегодно расходы областного бюджета будут составлять не менее 900 млн. рублей.
При реализации Программы возможно возникновение финансовых рисков, связанных:
- с неполным выделением бюджетных средств в рамках одного года на реализацию программных мероприятий, вследствие чего могут измениться запланированные сроки выполнения мероприятий;
- с более высоким ростом цен на отдельные виды услуг, оказание которых предусмотрено в рамках программных мероприятий, что повлечет увеличение затрат на отдельные программные мероприятия.
Законом Калужской области от 25 сентября 2008 г. N 456-ОЗ в раздел 6 настоящей Программы внесены изменения, вступающие в силу через десять дней после официального опубликования названного Закона
6. Механизм реализации областной целевой программы
Заказчиками Программы являются министерство здравоохранения и социального развития Калужской области, министерство образования, культуры и спорта Калужской области, министерство труда занятости и социальных выплат Калужской области, министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Калужской области.
Заказчики Программы заключают государственные контракты (договоры) с организациями, определенными в соответствии с Федеральным законом "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".
Финансирование мероприятий, предусматривающих развитие материально-технической базы муниципальных учреждений, будет осуществляться заказчиками Программы через предоставление иных межбюджетных трансфертов муниципальным образованиям области, участвующим в Программе, на выполнение соответствующих мероприятий Программы в порядке, установленном Правительством Калужской области.
Взаимодействие заказчиков с муниципальными образованиями области будет осуществляться на основе соглашений о реализации Программы.
7. Организация управления областной целевой программой
и контроль за ходом ее выполнения
Ввиду масштабности и многоотраслевого характера Программы в целях обеспечения взаимодействия между органами государственной власти, органами местного самоуправления, общественными объединениями, научными и другими организациями при рассмотрении вопросов, связанных с реализацией демографической политики в области, системный контроль возлагается на Совет при Губернаторе Калужской области по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике.
Координатором Программы является министерство здравоохранения и социального развития Калужской области.
Заказчики Программы осуществляют контроль за ходом реализации Программы по соответствующим направлениям.
Для обеспечения качественного и эффективного выполнения отдельных программных мероприятий, предусматривающих участие нескольких организаций, указанных в графе "Заказчики", первые могут образовывать межведомственные рабочие группы, деятельность которых они координируют.
Заказчики Программы ежеквартально представляют информацию координатору Программы. Координатор Программы обобщает представленную информацию и готовит доклады Губернатору Калужской области. Заказчики Программы готовят информационно-аналитические материалы на заседания Совета при Губернаторе Калужской области по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике.
8. Оценка социально-экономической эффективности
областной целевой программы
Социально-экономический результат Программы будет выражен в улучшении качества и увеличении продолжительности жизни населения Калужской области, сохранении трудового потенциала, формировании здорового образа жизни.
Предусмотренный комплекс мер по уменьшению смертности и увеличению рождаемости позволит стабилизировать численность населения области к 2015 году на уровне не менее 1 млн.человек.
Данный результат будет достигнут за счет реализации мероприятий, направленных на материальную поддержку семей, имеющих детей, молодых семей, оздоровления детей, женщин, мужчин, значительного укрепления материальной базы учреждений здравоохранения, образования, социальной защиты населения Калужской области, проведения активной информационной политики укрепления семейных ценностей.
Экономический эффект от реализации Программы с учетом снижения смертности, увеличения рождаемости в сопоставлении с общими финансовыми затратами на реализацию комплекса мероприятий, заложенных в программных документах, направленных на улучшение демографической ситуации в области, составит к 2011 году свыше 1100 млн. рублей.
Главным результатом проводимой в области демографической политики будет повышение значимости института семьи как основной ячейки общества и осознание населением области заботы государства о сохранении его здоровья и обеспечения достойного уровня жизни.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.